Биографии Характеристики Анализ

Заколдованное место читать краткое. Н.В

Повесть «Заколдованное место» - это один из рассказов Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней сплетаются два основных мотива: хулиганства чертей и добывание клада. В этой статье приведено ее краткое содержание. Гоголь, «Заколдованное место» - это книга, которая впервые была напечатана в 1832 году. А вот время ее создания доподлинно не известно. Считается, что это одно из самых ранних произведений великого мастера. Освежим в памяти все его основные моменты.

Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Чумаки (торговцы).

Внуки деда.

Невестка деда.

Краткое содержание: Гоголь, «Заколдованное место» (вступление)

Случилась эта история давно, тогда, когда рассказчик был еще ребенком. Его отец, прихватив одного из четверых сыновей, уехал торговать табаком в Крым. На хуторе остались трое ребят, их мать и дед, стерегший баштан (огород, засеянный арбузами и дынями) от непрошеных гостей. Как-то вечером проезжал мимо них воз с торговцами. Среди них было много знакомых деда. Встретившись, они бросились целоваться и вспоминать былое. Затем гости закурили трубки, пошло угощение. Стало весело, пошли плясать. Дед тоже решил тряхнуть стариной и показать чумакам, что в плясу ему до сих пор равных нет. Дальше со стариком стало твориться что-то необычное. Но об этом расскажет уже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Развитие событий

Разошелся дед, но как только дошел до огуречной грядки, ноги его вдруг перестали слушаться. Он забранился, да только толку нет. Сзади послышался смех. Оглянулся он, а за ним нет никого. Да и место то вокруг незнакомое. Перед ним лежит голое поле, а сбоку лес, из которого торчит какой-то длинный шест. На миг ему показалось, писаря, а жердь, виднеющаяся из-за деревьев, - голубятня в огороде местного попа. Вокруг его темнота, небо черное, месяца нет. Пошел дед по полю и вскоре набрел на небольшую дорожку. Вдруг впереди загорелся огонек на одной из могилок, затем потух. Затем вспыхнул свет в другом месте. Обрадовался наш герой, решив, что это клад. Пожалел он только о том, что нет у него сейчас лопаты. «Но и это не беда, - подумал дед. - Ведь можно это место чем-нибудь заметить». Нашел он большую ветку и бросил ее на могилу, на которой горел огонек. Сделав это, вернулся он на свой баштан. Только было уже поздно, дети спали. На следующий день, не сказав никому ни слова и захватив с собой заступ, отправился неугомонный старик к попову огороду. Да вот беда - места теперь эти он не узнавал. Есть голубятня, так гумна нет. Повернется дед: поле есть, а голубятня пропала. Вернулся он домой ни с чем. А на следующий день, когда старик, решив вскопать новую гряду на баштане, ударил лопатой в то место, где ему не танцевалось, вдруг картинки перед ним поменялись, и он оказался в том самом поле, где видел огоньки. Обрадовался наш герой, подбежал к могилке, замеченной им ранее. На ней лежал большой камень. Отбросив его, дед решил понюхать табачку. Вдруг кто-то сильно чихнул над ним. Оглянулся старик, а никого нет. Принялся он рыть землю на могиле и выкопал котел. Обрадовался он и воскликнул: «А, вот где ты, голубчик!» Эти же слова пропищала с ветки птичья голова. А за ней проблеяла с дерева баранья голова. Из бора выглянул медведь и проревел ту же фразу. Не успел дед сказать новые слова, как ему начали вторить те же рожи. Испугался старик, схватил котел и бросился наутек. О том, что произошло с незадачливым героем дальше, расскажет приведенная ниже следующая глава (ее краткое содержание).

Гоголь, «Заколдованное место». Концовка

А дома деда уже хватились. Сели за ужин, а его все нет. После трапезы пошла хозяйка в огород вылить помои. Вдруг увидела она, как ей навстречу лезет бочка. Она решила, что это чья-то шутка, и вылила помои прямо на нее. Но оказалось, что это и был дед. В котле, который он принес с собой, были только дрязг и сор. С тех пор поклялся старик не верить более чертям, а проклятое место у себя в огороде обнес плетнем. Говорили, что когда это поле наняли под бахчевые местные чумаки, на этом кусочке земли росло бог знает что, даже и разобрать было нельзя.

Более полутора века назад написал Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Краткое содержание его изложено в этой статье. Сейчас оно не менее популярно, чем и много лет назад.

Повестью «Заколдованное место» (четвёртой ), заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 - 1830 гг.

В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит. В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический - это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Главные герои

Дед Максим

Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Заключение

Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём - призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.

"Заколдованное место" уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Заколдованное место" Николая Васильевича Гоголя - заключительной повести цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". Повесть имеет подзаголовок "Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви".

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку.

Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «черт знает что такое!».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого угодно. Вот как это произошло.

Отец уехал в Крым продавать табак. Дед и Фома перешли жить на баштан (участок земли), где росли арбузы, дыни и разные овощи. Баштан располагался недалеко от дороги. Мимо проходили чумаки (так называли обозников, едущих в Крым за рыбой и солью).

Однажды среди проезжающих чумаков дед встретил своих знакомых. Они расположились у куреня (шалаш из соломы). Пошли разговоры, воспоминания о былом. Потом дед заставил Фому и его брата Остапа танцевать. Да и сам не выдержал и пустился в пляс. Танцевал он хорошо. Но в этот раз, дойдя до половины гладкого места, уже хотел показать ногами свою штуку, как вдруг не смог ими шевельнуть, как следует.

Дед стал ругать сатану, так как это его наваждение. И видит, что стоит в каком-то незнакомом месте. Стал приглядываться и узнал голубятню в огороде у попа и гумно волостного писаря. Выйдя на дорожку, дед направился к своему баштану. Но в стороне от дороги на могилке он увидел огонек свечи. Клад! А у него с собой ни заступа, ни лопаты нет. Решил он хоть место заметить. Положил на могилу ветку и пошел домой.

На следующий день, как только смеркалось, дед отправился к отметке. Но, придя к огороду попа, он увидел голубятню, но не увидел гумна. Отошел чуть в сторону – пропала голубятня. Опять с ним дьявол стал шутки шутить. Тут дождь пошел, и дед воротился в свой курень.

На другой день он вышел в поле с заступом, чтобы новую грядку прокопать. Проходя мимо заколдованного места, где не смог он танцевать, дед не удержался и ударил в него заступом. Смотрит – снова он на том месте, где метку ставил. И могилка здесь, и метка его лежит. Дед обрадовался, что теперь у него заступ есть. Подошел он к могиле, а там камень огромный лежит. Своротил его старик и решил табаку понюхать.

Но не успел его еще к носу поднести, как кто-то чихнул рядом с ним. Его всего обрызгал. Дед подумал, что черту не по душе табачок. И стал копать. Вскоре наткнулся на котел. «Вот ты где!» – радостно сказал он. Эти слова, как эхо повторили птичий нос, баранья голова и медведь. Старик испугался, и сказал, что тут страшно. И опять птичий нос, баранья голова и медведь повторили все за ним. А тут еще и пень превратился в страшную рожу. Нос огромный, как кузнечный мех, губы, как колоды, а глаза красные, огнем горят. Рожа язык высунула и дразнит деда. Решил он поскорее убираться с этого места. Схватил котелок и пустился бежать.

А Фома и Остап деда потеряли. Уже мать принесла им ужин, уже и повечерять успели, а его все нет. Мать помыла посуду и стала искать, куда бы вылить помои. Смотрит, а к куреню движется кадка, как будто кто спрятался за ней и толкает ее вперед. Она и решила туда помои вылить.

Оказалось, это дед котел принес. Стал он на мать ругаться, лицо вытирать. А потом радостно и говорит ребятам, что скоро они будут есть бублики, ходить в золотых жупанах (старинная верхняя одежда). И открыл котел. А там золота и в помине нет. Только грязь да сор всякий. Дед сплюнул, руки вымыл. С той поры сам он черту не верил и ребят всегда учил ему не верить. Дед говорил, что дьявол – враг человека, обманет. У него правды и на копейку нет. И всякий раз, как встретит неспокойное место, начинает его крестить.

А тот участок, где ему не вытанцовывалось, дед решил не возделывать больше. Огородил его и велел всякий сор туда бросать. Другие потом на этом месте сеяли и арбузы, и дыни. Но ничего хорошего там не вырастало.