Биографии Характеристики Анализ

Закрепительный урок безударные гласные в корне слова. Конспект урока "безударные гласные в корне"

Урок русского языка, проведённого в 3 классе.

(Учебник: Т. Г. Рамзаева)

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
расширение творческой деятельности учащихся;
формирование объективной самооценки.
Личностные:
формирование личностных универсальных учебных действий;
развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:
информационные: учебник Т. Г. Рамзаевой "Русский язык" для 3 класса;
демонстрационные: карточки для самостоятельной работы по вариантам, карточки (для дифференцированной работы), опора (алгоритм проверки безударной гласной в корне), четверостишия, разрезанные на строчки (для работы в парах), изображение колобка (для каждого уч-ся), заготовки для поделки «Колобок»
интерактивный материал: авторская презентация. Урок приготовлен с использованием программы Power Point.


Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

План урока:

I. Оргмомент. (2 мин)

  • Психологический настрой на работу.

II. Чистописание. (3 мин)

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)

  • Словарная работа

IV. Работа над новой темой урока. (10 мин)

  • Постановка проблемы урока
  • Постановка темы и цели урока

ФИЗМИНУТКА (для глаз, для разминки тела)

V. Закрепление новой темы. (14 мин)

  • Работа по учебнику
  • Работа с экраном
  • Творческая работа (работа в парах)

VI. Итог урока. (1 мин)

VII. Дом. зад. (1 мин)

VII. Рефлексия. (1 мин)

Ход урока:
слайд 1
I. Оргмомент. (2 мин)
слайд 2
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:
- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Учащиеся говорят хором:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа слайд 3 … ноября.
Классная работа.

II. Чистописание. (3 мин)
Первое задание
У нас чистописание.
- Отгадайте загадку о сказочном герое.
"Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался... (Колобок) "

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К - заглавную и к строчную, а так же соединения с этими буквами.
слайд 4, 5, 6 (уч-ся прописывают 1 строку)
На доске соединения:
ка (нижнее и верхнее) ке (среднее) ку (верхнее) як (верхнее) кл (нижнее) Колобок (-Почему написала с заглавной буквы?) (Уч-ся объясняют виды соединений)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волшебному лесу «Русского языка» вместе с Колобком. Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.
- В ПУТЬ!
слайд 7

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)


Самостоятельная работа по вариантам . слайд 8, 9

Колобок на своём пути повстречал несколько предметов. Это были одушевлённые и неодушевлённые предметы? Вот их названия:
1в . Лесник, соловушка, цветки, дубок.
2в . Солнышко, ёжик, лисонька, осинка.

- Назовите неодушевлённые предметы.
Задание: помогите Колобку разобрать данные слова по составу. (2 уч-ся у доски)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
- Покатился Колобок дальше. слайд 10 И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете что повстречалось ему на пути. (загадка на выбор)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

Верно, это гриб.
- А какое правило встречается при написании этого слова?
- Давайте вспомним, как проверить парную согласную?
Правило: ...
слайд 11
Дифференцированная работа (на карточках) слайд 12
1 группа

Расска. - ______________ , ястре. - ____________ , бере. - _______________ , клю. - ____________ , гра. - _______________ , моро. - ______________ , сне. - __________ , шка. - ______________ .

2 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Мя. кий - _____________ , обно. ка - ____________ , остро. ки - ____________ , кре. кий - ______________ , кни. ка - _____________ , ро. кий - _____________ , ска. ка - __________________ , ре. кий - _________________ .

3 группа
Подчеркни согласные, которые перед написанием надо проверять. Напиши проверочные слова.)
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарная работа
- Ребята, я знаю, что вы любите прыгать, бегать, играть.
- А что вы любите вкусненькое?
- А сейчас вы узнаете, что любит Колобок, но для этого вы должны отгадать загадки.

(Горох, капуста, морковь, огурец, овощи.) (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (Горох ) слайд 13

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (к апуста ) слайд 14
Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (м
орковь) слайд 15
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (
огурец ) слайд 16
- Как назвать одним словом все эти отгадки? (овощи ) запись сл. слова овощи слайд 17
- Ребята, а ведь это у нас не простые слова, а какие-то особенные, которые имеют общее название. Кто понял, какие мы написали слова? (словарные)
слайд 18
-Давайте в этих словарных словах поставим знак ударения и подчеркнём букву, которую нужно запомнить, по очереди вызываю уч-ся к доске)
- А наш Колобок не скучал, и тоже вместе с вами выполнял это задание. Давайте проверим правильно ли он написал.
слайд 19
- Оказывается, Колобок любит полакомиться овощами. И не только овощами, но и фруктами.
- Посмотрите на слайд.
слайд 20
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
- Прочитайте предложение. Что вы прочитали, как называется? (поговорка)
- А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)
- Спишите поговорку, поставьте над словами знак ударения.

IV. Работа над новой темой урока . (10 мин)
Повторение материала об однокоренных словах.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения.
слайд 21
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.
Вода, водитель, подводный
.
- Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
- Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?
- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
(В однокоренных словах корень пишется одинаково)

Постановка проблемы урока
(Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.)
- По дороге Колобок встретил бабочку, которая передала ему записку от ёжика. А в записке было вот что: «
Приходи с мечом, сыграем » слайд 22, 23
- Тогда взял Колобок меч и отправился к ёжику. Увидел ёжик Колобка с мечом в руках и расстроился.

- Как вы думаете, ребята, почему расстроился ёжик? А может быть ёжик хотел увидеть у Колобка какой-то другой предмет, как вы думаете? (мяч)
- Как вы думаете, кто же был виноват в этой истории: Колобок или ёжик? (ёжик.)
- Какую ошибку допустил ёжик? (надо было написать с мячом) А почему ёжик написал "
с мечом "
- Какое правило не знал ёжик?
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы написать слово правильно? (уч-ся делают свои выводы)

Постановка темы и цели урока (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока) слайд 24

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова.

ФИЗМИНУТКА
1. Для глаз слайд 25, 26
2. Для разминки тела.
слайд 27
Скок да скок, скок да скок.
Покатился колобок
Круглый да румяный, прямо на поляну.
Закатившись за пенёк, отдохнуть в тени прилёг.

Посмотрите на экран слайд 28

П. чник
_________- сл. вечко
________- д. лёкий
________- т. грёнок
________- пр. мая

Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
- Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а )
Вывод: Безударные гласные
а, о, е, я, и в корне надо проверять.
- Как же проверить безударную гласную?
- Что для этого нужно сделать? (Выводы детей)
(на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

А давайте прочитаем, что правило в учебнике. слайд 29
Правило: с. 100 и с. 101

V. Закрепление новой темы. (14 мин)
Работа по учебнику
с. 101 упр. 233 (комментирование с места)

Работа с экраном
слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 (бабочки)
Вывод: - Как же проверить безударную гласную? слайд 39


Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
- Прочитайте предложение на экране.
слайд 40
Леса с лесятами жевёт в наре.

Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки?
Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении. (взаимопроверка)

Творческая работа (работа в парах)

У каждого на партах четверостишия, разрезанные на строчки.
Учащиеся должны сложить четверостишия.
Задание: в некоторых словах выделена безударная гласная буква. Попробуйте подобрать проверочные слова.

У Колобочка день рожденья.
Будут танцы, развлечения.
На крылечке, у дверей
Он встречает всех гостей.

Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

На опушке, на лесной
Виден домик расписной.
Он не дикого зверька –
Это домик Колобка.

Я по коробу скребён,
По сусеку я метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!

VI. Итог урока. (1 мин)
- Чему же вы учились сегодня на уроке? (Ответы детей)

Учащийся читает наизусть стихотворение:
"Безударный хитрый гласный,
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!"

VII. Дом. зад . (1 мин)
с. 101 упр. 234, прав. с 101
слайд 41

VII. Рефлексия. (1 мин)
слайд 42
- А сейчас вы должны оживить Колобка. Изобразите такое настроение, которое у вас было сегодня на уроке.
(такой Колобок у каждого на парте)

Посмотрите ребята, а мой Колобок скучный (слайд ). А как вы думаете, почему?
- Верно, он не хочет с вами расставаться, и, поэтому, мы с ним встретимся на уроке технологии. (раздаю уч-ся листки с изображением Колобка (заготовки для поделки).

1. Куроедова Галина Васильевна

3. 8-953-313-65-18

4. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

5. учитель начальных классов

6. Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

7. Урок в начальной школе (русский язык)


Класс : 5

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Цели: Личностные :

  • Осознание алгоритма успешного учебного действия.
  • Осознание практической важности данного правила.
  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

  • Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

  • Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Ход урока

1.Орг. момент

Создание ситуации для психологического настроя.

Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.

Ребята, обратите внимание на доску

Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»

Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?

(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?

Вспомните, что такое орфограмма.

Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?

Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.

Какую цель мы поставим перед собой?

Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).

Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.

2.Изучение нового материала

Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Снегирь – в словарь

2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в

школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.

При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.

  1. «Четвертое лишнее»:
    Менять, сменить, заменить, мина.
    Волны, волнистый, вол, волноваться.
    Изба, избаловать, избушка, избенка.
    Давка, давить, давно, придавить.
    Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
    Физкультминутка .

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
    Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

3.Закрепление изученного материала

Если безударные гласные в корне:

а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;

б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;

в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.

4.Итог урока

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

5.Оценивание

6.Домашнее задание

Базовый: упр.63 (пункт 1)

Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)


ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА

(закрепление)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;

    уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    осуществление межпредметных связей;

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие орфографической зоркости;

    развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

    создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;

    воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”

Как называются участники этой игры?

ДЕТИ:

– Знатоки.

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Дюймовочки, Кота в сапогах, Айболита, Буратино, Чебурашки, Красной шапочки.)

Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.

ДЕТИ отвечают.

2. Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ:

Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.

Почему так получилось?

ДЕТИ:

Дима допустил ошибку в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

Какое правило не знал Дима?

ДЕТИ:

Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

УЧИТЕЛЬ:

Помогите Диме исправить его ошибку.

ДЕТИ:

Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

УЧИТЕЛЬ:

Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

ДЕТИ:

Только 5 гласных: а, о, и, е, я.

УЧИТЕЛЬ:

Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 2. Задание от Буратино.

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.

стр-на и

м-сты е

п-сьмо а

з-мля я

п-тно о

УЧИТЕЛЬ:

Проверяем. Докажите, что задание выполнено верно.

(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 3. Это письмо вам прислала Красная шапочка. Даны слова: (запись на доске)

ст-лица, ст-рожка, р-бота, т-традь, с-довник, сн-говик

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)

Проверка.

ДЕТИ:

В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.

Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)

5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

УЧИТЕЛЬ:

Выбираем следующее письмо. Оно от Айболита.

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

ДЕТИ:

– Это часы.

УЧИТЕЛЬ:

Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

ДЕТИ:

– Механические.

УЧИТЕЛЬ:

А какие ещё бывают часы?

ДЕТИ:

Электронные, песочные…

УЧИТЕЛЬ:

4–0 в пользу Знатоков!

Какая орфограмма в слове “часы”?

ДЕТИ:

Безударная гласная, проверяемая ударением.

УЧИТЕЛЬ:

Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

УЧИТЕЛЬ:

Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

ДЕТИ:

Часик, т.к. гласная в сильной позиции.

УЧИТЕЛЬ:

Почему вы не записали слово “час”?

ДЕТИ:

В ряд родственных слов его записать нельзя, т.к. это форма того же слова.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 5.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Это послание от кота в сапогах.

(На партах приготовлены карточки с текстом.)

Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

ДЕТИ:

Надо исправить ошибки.

6. Самостоятельная работа. (по вариантам)

(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)

1 вариант: Настала осинь. На диревьях пожилтели лесточки. Часто идут халодные дажди.

2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.

Взаимопроверка.

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

Последний раунд.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Дюймовочка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.

Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.

7. Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!

Знание какого правила вам помогло одержать победу?

ДЕТИ:

Правила о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

Как пишется гласная в корне родственных слов?

ДЕТИ:

– Одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.

ДЕТИ (хором):

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение!

УЧИТЕЛЬ:

Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.

8. Домашнее задание

Тема урока:

«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

    Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

    Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

    Формировать положительную мотивацию обучения.

Проявлять интерес к изучению нового материала.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

    Уметь находить необходимую информацию.

    Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

    Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

    Соотносить учебные действия с изученным правилом.

    Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

    Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

    Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Согласовывать позиции и находить общее решение.

    Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

    Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.

    Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

    Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.

Целеполагание.

Послушайте притчу.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРИТЧА"

притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.

Актуализация знаний

А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.

- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а)

Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки )
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…

В чём особенность этих букв? (пишутся не так, как слышатся)

Тема урока:

- Определите тему нашего урока? (Ответы детей)

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я

Цели урока

Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?

(правильно писать безударные гласные)

А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)

А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?

А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»

Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?

(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.

Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Что нужно развивать? (Ответы детей)

А как вы понимаете значение слова «зоркий» ? (Работа со словарём).

Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий - остроглазый
глазастый

Значение слова Зоркий по словарю Ушакова: ЗОРКИЙ
зоркая, зоркое; зорок, зорка,
Обладающий острым зрением, видящий дальние и мелкие Зоркие || перен.

А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?

Вывод : Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.

1 .1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени форму слова или

подбери однокоренное, чтобы проверяемый

гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и

в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:

В В

. Работа в парах:

Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:

Не одежда красит человека, а добрые дела.

(Возможны другие варианты)

Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.

- Возьмите сигнальный веер.

Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?

В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна

Работа по учебнику.с 99.Упр.153.

Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).

Кто не допустил ни одной ошибки?

У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

Как проверить безударную гласную в корне?

Кого бы вы похвалили?

Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке. (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Домашнее задание. Упр.152,с.99