Биографии Характеристики Анализ

Зеленский базовый курс аналитической психологии. Валерий всеволодович зеленский базовый курс аналитической психологии, или юнгианский бревиарий

Трудно открыть человека, а самого себя – труднее всего; часто дух лжет о душе.

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра

В последние годы аналитическая психология вызывает к себе все возрастающий интерес не только со стороны специалистов: психологов и психотерапевтов, философов и учителей, но и среди самой широкой общественности, интересующейся вопросами гуманитарных сфер знания. Так что появление данной работы – естественная ответная реакция на общественный запрос. Присутствует здесь и личный момент: ощущение многих ролей в качестве аналитического психолога – психотерапевт, лектор, супервизор, автор статей и книг, переводчик и редактор, – постоянно провоцирующее и побуждающее к работе с текстом, будь то комментарий, послесловие или статья. В этом «производственном котле» постепенно осмысливалась и авторская задача: представить в упорядоченном виде аналитико-психологическое знание – базовые теории юнговского учения и развитие идей Юнга в работах его современных последователей.

В университетских программах Юнг все еще упоминается преимущественно либо как неблагодарный ученик Фрейда и раскольник психоанализа, либо как создатель оригинального психотерапевтического направления. Но юнгианская модель психического гораздо шире, хотя она и развивалась из психопатологии и психиатрии; аналитическая психология уже давно вышла за рамки сугубо терапевтических отношений и органически «встроилась» в более обширный культурный контекст: мифологию, политику, религию, педагогику, философию. Данное обстоятельство учтено в предлагаемой работе, так что любой читатель может найти здесь ответы на волнующие его вопросы. Многие люди, сосредоточенные на преодолении своих душевных невзгод, считают, к примеру, аналитически-ориентированный анализ сновидений вполне продуктивным; другие не удовлетворяются аналитическим подходом в рамках медицинской модели и ищут ответы в контексте юнговской теории индивидуации или символической жизни. Студенты на лекциях и семинарах, воркшопах и супервизорских разборах хотят знать больше о взглядах Юнга на те или иные проблемы и об отношении современных аналитических психологов к таким животрепещущим вопросам, как самоидентификация, объектные отношения, брак, стадии развития, типы личности, мужское и женское, алкоголизм, нарциссизм, личностный рост и др. Очень часто они просят разъяснить те или иные понятия аналитической психологии, трудные для самостоятельного уяснения.

На коллективном уровне одной из причин того, что интерес к работам Юнга и его последователей постоянно растет, является открытость высказываемых в них идей для предположений и индивидуальных – часто критических – суждений. Возможно, психология как профессиональная сфера деятельности уже вышла за пределы необходимости утверждать себя через рабскую приверженность рациональности и все больше полагается на диалог между сознанием и бессознательным. Аналитическая работа в этом смысле выступает как процесс, делающий сознательной бессознательную жизнь и постепенно освобождающий личность от бессмысленности и навязчивого принуждения. Конечно, во многом нынешнее пробуждение интереса к Юнгу связано и с аналитиками-юнгианцами, особенно с первым поколением, имевшим непосредственный контакт с Юнгом, – поколением, которое расширило спектр аналитических наблюдений. Начиная с 60-х годов в Западной Европе и Северной Америке стремительно увеличивались разнообразные исследования, теоретические разработки и архетипические поиски, ширящиеся и продолжающиеся и по сей день (представленные прежде всего англоязычной литературой). Умножается число англоязычных книг по клиническому анализу и символическому подходу в психотерапии. Растет интерес к использованию аналитической теории в политике и религии, в кино, литературе, живописи. Все это, в свою очередь, требует знакомства с работами не только Юнга, но и современных авторов, число исследований которых на русском языке также постоянно множится. Но в этом есть и определенная трудность. Например, кто-то, необязательно психотерапевт или психолог, хочет больше узнать об архетипах и коллективном бессознательном. Как ему это сделать? С чего начать чтение? Хорошо помню свою растерянность, когда я впервые оказался в нью-йоркской библиотеке Института Юнга и, глядя на многочисленные полки, не знал, с чего начать чтение. Открыть первый том собрания сочинений и двигаться в титанических усилиях к двадцатому тому? Или прочесть что-нибудь о Юнге и таким образом понять, как организовать более систематическое изучение его теории? А может быть, начинать с индекса в двадцатом томе и искать соответствующие понятийные или тематические разделы? И тогда с какого понятия или с какой темы начать? Невроз? Алхимия? Индивидуация? Архетип? Понимаю, что все эти вопросы стоят и перед нашим российским читателем, так что моей целью является максимально облегчить ему изучение юнговских и постъюнговских аналитических идей.

В последние годы на русском языке вышло довольно много книг и статей по аналитической психологии. Какую из них выбрать? Еще десять лет назад русскоязычная литература была чрезвычайно бедной, сегодня ситуация в корне изменилась. В известном смысле в сфере глубинной психологии – да и психологии вообще – наступил период информационного хаоса, своеобразного «переизбытка» печатной продукции, когда читателю, особенно непрофессионалу, стало трудно разобраться, «что где лежит». Все острее осознается и необходимость внести некоторый порядок в лавину спорадического знания, представить структурированную программу для более систематического изучения аналитической психологии. Юнг, используя алхимический термин, называл подобное состояние massa confusa . Важно и другое: дать читателю возможность легче ориентироваться в исторической и современной ситуации, чтобы лучше понять то, что открывается и видится сегодняшнему читательскому взору в мире психологии. Эту книгу можно использовать и как учебник, как образовательную программу – личную, профессиональную или академическую, если читатель решил предпринять самостоятельное изучение аналитической психологии. В таком случае книга может служить своеобразным психологическим «Бедекером» в читательских странствиях по вечно загадочному континенту, именуемому человеческой душой, исполнить роль введения в круг проблем, явлений, понятий, которые в дальнейшем обучении получат более широкое освещение в специализированных курсах. Или же стать своеобразным «анатомическим» предисловием в пестром разнообразии глубинно-психологического знания, одной из его ветвей. Такая задача в более узком варианте уже ставилась мной двенадцать лет назад, когда было написано небольшое учебное пособие к курсу «Аналитическая психология». Нынешняя работа учитывает новые тенденции и новые условия. Книга ориентируется как на людей, никогда не читавших Юнга, так и на исследователей в разных сферах психологии и психотерапии, желающих прояснить позицию Юнга по самым разным вопросам – от архетипов до НЛО, от толкования сновидений до психотерапевтической практики. Предполагается, что в этом путешествии могут принять участие не только маститые психотерапевты и психологи-полиглоты, но и широкий круг непрофессионалов, желающих узнать из работ самого Юнга и его последователей, что же они хотели сказать в отношении той или иной психологической идеи. Читатель сразу же ориентируется на источник, поскольку во многих случаях никакой посредник между автором и читателем и не требуется. Иногда же, впрочем, необходимы осторожный комментарий или пояснение, которые также предполагают скорее точку для ориентации, нежели то или иное окаменевшее утверждение. При этом везде, где это представлялось возможным, автор стремился к максимальной краткости, лапидарности изложения материала.

Зеленский Валерий Всеволодович (р. В 1944) – российский психолог и литератор. Президент Санкт-Петербургского психоаналитического общества. Руководитель издательского отдела института Валеологии и Психологии человека.

Переводчик и комментатор работ К.Г. Юнга, З. Фрейда, Дж. Хиллмана, Э. Самуэлса, П. Кейсмента, Э.Нойманна, К. Ламберта и ряда других современных психоаналитиков. Руководитель созданного им в 1989 году Информационного центра психоаналитической культуры (Санкт-Петербург). Окончил Ленинградский политехнический институт (1969) и Ленинградский государственный университет (1972). С 1975 года – профессиональный литератор, член Союза Литераторов России. Специализируется в области глубинной психологии (юнгианское направление и психоанализ). Прошел стажировку в медицинских и психологических центрах Великобритании, США, Германии, Мексике и Канаде. Ведет аналитическую практику. Является разработчиком идеи, переводчиком и редактором трех серий книг «Библиотека аналитической психологии» (выпущено 35 книг), «Современный психоанализ» (выпущено 5 книг) и «Психология, мифология, культура» (выпущено 2 книги). Всего же в Информационном центре психоаналитической культуры, возглавляемом Зеленским В.В., на 2004 год было издано свыше 60 книг. Ещё в 1990 году Зеленский В.В. организовал подготовку, участвовал в переводе и впоследствии являлся главным редактором фундаментального труда Генри Элленбергера «Открытие бессознательного», публикацию которого (в двух томах) удалось завершить только в 2004 году. Появление книги стало событием в интеллектуальной жизни психологического общества, что отмечено целым рядом рецензий. Российский читатель получил в свои руки бесценное руководство по истории динамической психотерапии и психиатрии.

В 1999 году Зеленский В.В. создал первый в России периодический альманах «Новая весна» (вышло пять номеров), посвященный вопросам аналитической психологии и культуры, главным редактором и автором ряда статей, которого он является.

В 1996 году Зеленский В.В. выпустил учебное пособие (утверждено в качестве такового Министерством образования РФ) по аналитической психологии, включающее Словарь аналитической психологии и краткий учебник (Аналитическая психология. Словарь. СПб. 1996; 2-е расширенное и дополненное издание вышло под названием «Толковый словарь по аналитической психологии», СПб. 2000.)

В 2000-м году Зеленский В.В. опубликовал книгу «Юнг и христианство» (в соавторстве) посвященной религиозной функции психического в работах Юнга. В рамках программы Информационного центра психоаналитической культуры Зеленским В.В. в разные годы опубликованы (в качестве переводчика, редактора и автора сопроводительных статей) семь томов из Собрания Сочинений К.Г. Юнга [см. тома 3-7, 16, 18 (неполный)].

Кроме того, Зеленский В.В. публикует популярные статьи в различных изданиях, развивая глубинно-психологический подход в многоаспектной культурной жизни нашего города (см. например его статьи в альманахе «Феномен Петербурга» и журнале «Петербург: место и время». В 2001 г. Зеленский В.В. организовал в Крыму проведение Юнгианской школы (15-20 сентября), посвященной архетипическому символизму. В 2005 году планируется очередная встреча.

В 2004 г. вышла очередная книга Зеленского В.В. «Базовый курс по аналитической психологии», которая обозначила новую веху в развитии и институциализации аналитической психологии. Ее можно обозначить как точку встречи практической и академической глубинной психологии, как вхождение аналитической психологии в контекст современного психологического образования России. В этой работе учтены все имеющиеся (на момент издания книги) на русском языке публикации по различным аспектам аналитико-психологического знания и упорядочен своеобразный информационный «хаос», который, к сожалению, начал складываться по данной тематике.

В 2004 году Зеленский В.В. отметил свое шестидесятилетие активным трудом (подготовил к выпуску помимо своего учебника еще 6 книг, вышедших в разных издательствах). С учетом вышеизложенного, я убежден, что номинант может быть достойно представлен на конкурс «Золотая Психея».

О номинанте см. лит.

  • Психоанализ. Популярная энциклопедия. Под ред. проф. А.С. Гуревича. М.1998.
  • Овчаренко В.И. Российские психоаналитики. М. 2000. С. 110
  • Психологи Петербурга, СПб. 2003
  • Kirsch T. The Jungians. Routledge. 2000/ pp/ 207-209

Член Большого жюри Решетников М.М.

Валерий Зеленский "Аналитическая психология. Очерк основных положений"
Зеленский Валерий Всевлодович (Санкт-Петербург)- президент Фонда развития Аналитической психологии в России, директор Информационного центра Психоаналитической культуры; доктор психотерапии Института психотерапии Хоффмана в Сан-Франциско (Калифорния. США); автор книг "Аналитическая психология" (1991г.), "Базовый курс аналитической психологии" (2004 г.) и ряда статей по проблемам глубинной психологии; переводчик, комментатор и основатель серий книг "Библиотека аналитической психологии", "Современный психоанализ", "Психология. Мифология. Культура", а также редактор альманаха "Новая весна". Обзор основных положений аналитической психологии.
Содержание
Введение
Прогрессия и регрессия
Психическая реальность
Структура психического
Разнообразие психической структуры
Проблема психического развития человека
Процесс анализа
О "подводных камнях" юнговской теории
О личностном анализе
Аналитическая психология без анализа
Введение

Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Творческое наследие Юнга - двадцатитомное собрание сочинений и ряд других работ - представляет человека с широчайшим кругозором и огромной практической мудростью Здесь можно найти его ранние психиатрические работы, связанные с лечением шизофрении. Есть и эпохальный труд по психологической типологии. Множество статей, в которых развивается уникальный подход к символической интерпретации мифологических и сновидческих мотивов. Отдельные работы посвящены юнговской теории архетипов и понятию коллективного бессознательного. Можно встретить на страницах этого собрания и Юнга-мистика, с его пионерскими изысканиями в области психологической интерпретации мистических алхимических текстов и с загадочными трактатами, посвященными тонким телам - таинственной связи между материей и разумом, обнаруживающейся в так называемых синхронистических переживаниях. Мы видим земное понимание Юнгом того опустошения и разрушения, которые способны наносить в человеческих жизнях отпущенные на волю бессознательные комплексы, и тут же присутствует духовная ипостась Юнга-человека; незадолго до смерти его спросили, верит ли он в Бога, на что Юнг ответил: "Я не верю, я знаю".

Он был настолько мощной глыбой, что сам термин "юнгианский" в приложении его к кому-то еще, кроме Юнга, в той или иной степени выглядит неуместным. Лишь только он сам был и остается единственным истинным юнгианцем. Мы же отфильтровываем то, что он сказал и написал сквозь свой собственный опыт и свою личную психологию. В этом процессе и обнаруживается наше собственное измерение, мера. А это и есть то, что, в конце концов, и должно быть. Ибо сказано, человек есть мера всех вещей.

Что касается самого Юнга, то его никак не прельщало изготовление собственных копий, вегетативное размножение себе подобных. Большинство из тех, кто сегодня известен в качестве юнгианских аналитиков, всего лишь прошедшие в течение ряда лет специальную подготовку и анализ в Институте, признанном Международной ассоциацией аналитических психологов (МААП). Лишь те, чьи решения, в свою очередь, принимаются аналитиками, работающими в качестве преподавателей в тех же самых Институтах. Давно минули те дни, когда тот или иной человек, проработавший несколько лет рядом с самим Юнгом, однажды мог услышать от своего учителя: "Ну все, достаточно. Я думаю, что теперь вы готовы начинать свою собственную практику". Не нужны были Никакие экзамены, ни утверждающие комитеты, не было необходимости писать дипломную работу. Вы просто работали над собой, а Юнг, бывший рядом и готовый помочь, знал, что рано или поздно вы станете аналитиком. Из поколения аналитиков тех лет вышло много известных впоследствии имен, как например, Мария-Луиза фон Франц, Эстер Хардинг, Барбара Ханна, Эдвард Эдингер, Е. Беннет, Майкл Фордхам, Эрих Ньюман.

Все это было до 1948 года, пока, наконец, Юнг - отчасти с неохотой, подчиняясь велению времени - не согласился сотрудничать в деле создания своего Института в Цюрихе. Барбара Xанна в биографии "Юнг: Его жизнь и работа" вспоминает, как Юнг сказал: "В любом случае они это сделают между моей смертью и похоронами, а потому будет лучше совершить это сейчас пока я все еще могу как-то повлиять на подобное начинание и, возможно, предотвратить некоторые самые худшие ошибки".

Сейчас в мире насчитывается около 20 юнговских институтов. И неизбежно юнговская психология институализировалась.

А что в России?

В России мы пока избавлены от опасности аналитической "институализации", а стало быть, и от аналитической "угрозы" для индивидуальной психики оказаться на втором плане перед лицом коллективных предписаний, что в известной степени снижает комплекс неполноценности по поводу трудностей получения сертифицированного юнгианского образования на западный манер. Не было бы счастья, да несчастье помогло?! Но хотя можно сомневаться по поводу каких-то учебных курсов и тем в процессе подготовки той или иной установленной длительности, базисным остается достаточно длительный личностный анализ, потому что во многом и из него вырастает глубокое самопонимание и общее представление о коллективном бессознательном. Весь материал религии и мифологии, проясняющийся в индивидуальной проекции, по мере его появления в собственных сновидениях и другом личностном материале. Что же касается всяких отборочных комиссий и экзаменов, то трудно сказать, как можно обойтись без них совсем, но одновременно невозможно относиться к ним и без достаточного скептицизма.

И тем не менее, фактически, каждый аналитик-юнгианец имеет свой собственный взгляд, свою позицию относительно Юнга и его идей. Не существует какой-то особой мыслительной юнгианской политики, в той или иной степени жесткой ментальной конструкции. Любой дипломированный аналитик волен говорить и делать все, что ему хочется. И даже во время обучения никто не может навязывать ученику, в какой степени следует придерживаться "партийной линии". Здесь все достаточно просто, ибо никакой "партийной линии" не существует. Анализ просто-напросто облегчает тому или иному человеку становиться тем, кто он есть. Кем ему предназначено быть. Анализ высвобождает огромное количество энергии, и никто не может сказать, где он может закончиться, если вы следует сообразно своему пути.

В контексте общей истории гуманитарной мысли XX века труды и идеи Юнга вызвали к жизни волны влияния по крайней мере в двух областях. Первая - это школа психологической теории и терапии, т. е. клиническая и личностная психоаналитическая практика; вторая область влияния - искусство и гуманитарные области знания вообще и науки в частности. Говоря об этой, последней, взгляды Юнга на жизнь, искусство и историю можно весьма приблизительно свести к следующим утверждениям:
Бессознательное реально. Его активность, его энергетическая основа внутри нас и между нами проявляются непрерывно. Психическая реальность не может быть не опознана и не признана. Наш сознательный разум не является единственным управляющим всего индивидуального хозяйства, он даже не единственный (полномочный, но не всегда) хозяин и капитан наших мыслей. Мы всегда и во всем - индивидуально и коллективно - пребываем под влиянием - плохим или хорошим, вопрос другой,- той энергии, которая нами не осознается.
Именно потому, что бессознательное нами не осознается, мы ничего непосредственно о нем сказать и не можем. Но мы все же судим о нем по его "плодам", по косвенным проявлениям в сознательной психике. Подобные проявления-манифестации могут возникать в сновидениях, произведениях искусства и литературы, в воображении, грезах, некоторых специфических формах поведения, а также в тех символах, которые управляют народами и обществами.
Результирующее проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов. Прежде всего, налицо работа эго, нашего сознательного Я. Затем здесь присутствуют личностные (в основном несознаваемые) комплексы индивида или группы, к которой принадлежит индивид. И, в-третьих, несложно проследить участие той или иной комбинации архетипического воздействия, имеющего свое инициирующее начало в коллективной психике, но реализующееся в том же самом индивиде (коллективное бессознательное).
Из взаимодействия всех этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, любые массовые движения и коллективные действия. И здесь скрыто вечное очарование жизнью как отдельного человека, так и групп, обществ, наций и всего человечества. От наскальной живописи и инициирующих танцев первобытных дикарей до массовых опытов мировых войн.
Бессознательное занято непрерывным воспроизводством символов. И это символы психические, имеющие отношение к психике. Эти символы, как и сама психика, основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, эту реальность представляющую. Юнг подробно разбирает как само содержание сим вола, так и его отличие от знака во многих своих работах, здесь же я ограничусь простым примером. Скажем, во сне образ быка может лежать в основе сексуальности сновидца, но сам образ к этому не сводится. Юнговское отношение к символам неоднозначно потому, что он избегает жесткой закрепленности ("это означает то") изображаемого образа. Бык - как символ психической энергии, представляющей силу, - может символизировать агрессивную мужскую сексуальность, но это может одновременно выражать и фаллическое производительное творчество, и образ неба, и фигуру строгого отца и т. д. В любом случае, свободный путь символического размышления открывает широкие возможности для смысла, и выступает противником всякого буквализма, фундаментализма любого толка.
Юнг был глубоко убежден в том, что значение психических символов значительно шире личностных границ. Архетипический символ трансперсонален по своей сути. Он межличностен по смыслу. Здесь, возможно, скрыта внеконфессиональная религиозность Юнга. Юнг был убежден, что жизненная история существует на двух уровнях, и поэтому и рассказываться должна, как в старых эпических поэмах, Библии или Одиссее: сказательно и иносказательно. В противном случае, история, как и сама жизнь, оказывается неполной и, стало быть, неподлинной. Это соответствует двууровневому членению психического на сознание и бессознательное.

Исследовательская карьера Юнга началась в клинике для душевнобольных в Бурхгольцли, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане (у которого провел семестр в парижском Сальпетриере в 1902-1903 гг.) и Зигмунда Фрейда. В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин "шизофрения" для соответствующей болезни. В этой работе* Юнг предположил, что именно "комплекс" отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса. Книга Юнга "Психология dementia praecox" оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил "токсинную" гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов.