Биографии Характеристики Анализ

Зеленый флаг с синим крестом по диагонали. Какова история появления андреевского флага

Многие ошибочно считают, что Андреевский флаг – это военно-морской флаг Российской Федерации. Это неправильное мнение. Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест. Такое заблуждение возникает по причине того, что классическим Андреевским флагом считают именно тот вариант его изображения, который используется на военно-морском флаге. Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Но в данном контексте речь пойдет именно о военно-морском флаге РФ.

История Андреевского флага как основы для военно-морского флага Российской Федерации.

Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов (этот вариант используется на флаге Шотландии). Андреевский крест является самостоятельным символом, который отсылает к распятию Андрея Первозванного. Как гласит Новый Завет, Апостол Андрей был распят на двух скрещенных и косо расположенных по отношению к земле доскам, чем и объясняется тот факт, что на флагах рисунок креста также диагональный. Что интересно и заметно по тому, какие организации используют Андреевский крест на своих флагах, все они так или иначе имеют отношение к морю и воде в принципе. Это и флот Российской империи и РФ, это и страны, чей флот всегда был очень мощным, и чьи границы охраняются морем – Ямайка, Великобритания. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности.

Первой организацией, которая стала использовать данный символ на своей атрибутике – Шотландия. На момент принятия такой символики Шотландия была еще отдельным королевством (832г.). Разумеется, этот год весьма приблизителен, так как проблематично точно удостовериться в этом факте ввиду отсутствия точного документального подтверждения. По легенде, во время войны с англами, шотландский король, отчаявшись, поклялся, что, если скотты одержат победу, он объявит Андрея Первозванного покровителем своего королевства. В тот же миг на небе ясно проявились очертания Андреевского креста. В той битве шотландцы, таки, одержали победу и выполнили свое обещание, в том числе путем утверждения такого флага. Но, вероятно, самым известным использованием креста в символике является Британский флаг. Таким, каким все его знают, он также обязан флагу Шотландского королевства. В XVII веке король, по происхождению шотландец, взошел на английский престол. В честь объединения Англии и Шотландии был учрежден новый флаг. Позже, как известно, к этому союзу присоединились и другие земли, в конечном итоге, флаг обрел современный вид.

В России флаги с Андреевским крестом существовали во времена Российской Империи после учреждениях их Петром Первым. Это были гюйсы, крепостные флаги. Правитель перенял крест из символики голландского флота во время своего визита в Европу. Во времена СССР внешний вид флага полностью поменялся, от Андреевского креста отказались в пользу советской символики. В 1992 году после развала СССР и создания Военно-морского флота Российской Федерации, элемент креста снова вернули в использование. В настоящее время Андреевский крест изображают гюйс ВМФ России, крепостной флаг, флаг береговой охраны Пограничных войск РФ, военно-морской флаг РФ. На данных флагах, кроме последнего, крест используется не в классическом виде, что проявляется в других цветовых решениях и пропорциях.

Андреевский флаг как военно-морской флаг Российской Федерации .

Самым первым русским военно-морским флагом был совсем даже не Андреевский флаг. Это был флаг корабля «Орел». Точный рисунок этого флага не известен. Выдвигается множество предположений, большинство которых, в конечном итоге, сводятся к тому, что флаг, скорее всего, содержал белый, красный и голубой (либо синий) цвета, рисунок его базировался на полосах. Расположение полос относительно друг друга, их пропорции точно не известны. До 1699 года существовало еще несколько версий военно-морского флага, внешний вид некоторых досконально не известен. В указанном году Петр Первый своим указом учредил Орден Андрея Первозванного, на котором уже использовался элемент Андреевского креста. После этого правитель решил ввести его в другую официальную символику – гюйс и военно-морской флаг. Интересный факт: военно-морской флаг не всегда назывался таковым. Во времена Петра Первого, к примеру, он носил название Первого адмиральского флага.

Российская Империя перестала существовать во время гражданской войны в начале ХХ века. С 1918 по 1924 год Андреевский крест еще присутствовал на военно-морском флаге, иногда с другими элементами (к примеру, с белым оленем в центре креста). В 1924 году флаги с элементом креста окончательно перестали существовать ввиду признания иностранными государствами советской России.

В 1992 году Российская Федерация снова ввела в обиход элементы Андреевского креста в свою символику. За образец был взят кормовой флаг суден императорского флота. Однако цвет креста был изменен с глубокого синего на голубой. В таком виде флаг просуществовал до 2001 года, в котором цвет снова изменили, на этот раз на исконный синий. Фон флага белого цвета. Сохранился со времен Великой Отечественной войны и Гвардейский военно-морской флаг. Его носили те корабли и их соединения, которые были удостоены звания гвардейских. Флаг был дополнен георгиевской лентой, расположенной чуть ниже центра флага от внешней кромки одной полосы креста до внешней кромки второй по всей длине. Существуют также Орденский военно-морской флаг и Гвардейский Орденский военно-морской флаг. Эту символику носят те корабли, которые были награждены орденом Российской Федерации. В левом верхнем углу обычного военно-морского флага располагается изображение самого ордена. У Гвардейского Орденского флага также присутствует георгиевская лента.

Безусловно, любой, кто проходил службу в военно-морском флоте Российской Федерации, гордится этим. А для любого русского человека в принципе символика Андреевского креста является в какой-то степени сакральной. Петр Первый крайне удачно соединил флот и этот символ, что признали даже современные законодатели, позволив вернуться Андреевскому флагу в качестве военно-морского спустя почти 80 лет после его упразднения.

В военно-морском флоте для обозначения принадлежности кораблей к определенному государству используют флаги. В настоящее время на нашем флоте используют следующие типы флагов.

Кормовой военно-морской флаг

Военно-морской флаг, называемый также кормовым военно-морским флагом - это знак принадлежности корабля (военного судна) к вооруженным силам какого-либо государства. Флаг обычно прямоугольной формы. Военно-морской флаг может отличаться от государственного флага расцветкой, а может и повторять его. Дата первого подъёма флага является одновременно и днем рождения корабля, и ежегодно торжественно отмечается экипажем.

На стоянке флаг поднимается в 8 часов утра (по праздничным и выходным дням в 9 часов утра) и спускается в момент захода солнца, а в полярных морях - по специальному приказу командующего флотом. Если корабль находится в походе, флаг не спускают. В России официальным военно-морским флагом является Андреевский флаг , введенный ещё Петром Первым.

Гюйс

Кроме кормового флага корабль несет и гюйс. Гюйс - это принадлежность исключительно военных судов. Гюйс также поднимается на военно-морских крепостях и других береговых военных объектах, потому ещё носит название «крепостной флаг». Гюйс (в переводе с голландского - флаг), обычно располагается на носу военного судна. В ВМФ Российской Федерации гюйс поднимается на носу кораблей 1-го и 2-го рангов (включая подводные лодки) на специальном гюйс-штоке ежедневно и одновременно с кормовым флагом, но исключительно во время якорной стоянки.

Вымпел

Кроме гюйса корабли несут вымпел - узкий и длинный, раздвоенный на конце флаг. Вымпел поднимается на мачте военного корабля во время плавания, обозначает национальную принадлежность военного судна.

Брейд-вымпел

Также используются во флоте флаги и брейд-вымпелы должностных лиц. Брейд-вымпел - это флаг уменьшенного размера с коническим полотнищем и косицами различного цвета (или широкий и короткий вымпел). Поднимается на главной мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

История Андреевского флага

На территории России флаги на судах появились ещё задолго до собственно централизованного государства. Древнерусские ладьи обычно несли два флага: один большой прямоугольный, второй с вырезанным углом на внешней стороне - косицами.

Первый национальный флаг был поднят на корабле «Орел», построенном по приказу царя Алексея Михайловича голландским инженером Ботманом. Он состоял из трех полос: белой, синей и красной, поверх полос был нашит двуглавый орел. Своим происхождением этот флаг обязан гербу Московского государства.

Андреевский флаг берет свое начало с Первозванного Апостола Андрея. По преданию, Апостол посетил территорию будущей Руси и является её покровителем. Апостол Андрей являлся также небесным покровителем Константинополя и Византии, Второго Рима. Покровительство России Апостолом Андреем в сознании народа обеспечивало историческую связь с Византией, принятие ее духовных и имперских ценностей (концепция России как Третьего Рима).

Апостол Андрей был распят в Греции на косом кресте. Впервые изображение синего косого креста появляется в 1698 году на учрежденном Петром I ордене Святого Андрея Первозванного. Это высшая награда в Российской империи до 1917 года. В центре звезды на ордене был изображен двуглавый орел, на груди которого и красовался косой синий крест. Специально для флота Петр разработал восемь вариантов флага, один из вариантов состоял из трех полос: белой, синей и красной (основа - флаг Алексея Михайловича), а поверх них - косой синий крест.

Эскизы флага, собственноручно нарисованные Петром Первым

Существует легенда, что Петр I, думая об эскизе флага, немного задремал и когда проснулся, то увидел, как лучи солнца, проходящие сквозь слюдяное окошко, нарисовали косой синий крест на листе бумаги. На более позднем эскизе флага сохранилась надпись, сделанная Петром I: "Зане Св. Ап. Андрей Первозванный землю Русскую светом Христова учения просвети".

Андреевский флаг с 1712 по 1917 год - военно-морской флаг Российской Империи

Все варианты флага, разработанные Петром I, принимаются на флоте, пока в 1712 году не устанавливается окончательная редакция флага в виде белого полотнища и косого синего креста до границ полотнища. Его первоначальное название - Первый Адмиральский флаг, затем с 1797 года - Флаг старшего адмирала, с 1865 года - кормовой флаг военных судов. Сейчас это военно-морской флаг. Существовали Андреевские флаги адмиралов, был Андреевский флаг генерал-адмирала, морского министра, Адмиралтейства, командующего флотом. Каждое военное судно несло вымпел - длинный белый, постепенно сходящий на нет флаг с изображением Андреевского флага. Вымпел служил внешним знаком того, что судно готово для службы.

Российский гюйс и крепостной флаг с 1701 по 1924 год

Андреевский флаг в виде белого поля с синим косым крестом существовал официально до октября 1917 года, когда новая революционная власть отменила все символы царской России. Но все-таки последний Андреевский флаг корабль бывшей Российской Империи спустил в Тунисе лишь в декабре 1924 года. Официальный гюйс Империи использовался в РСФСР до 1924 года, после чего лишь добавили в центр красный круг с изображением молота и серпа, и в таком виде гюйс существовал до 1932 года.

Отношение к флагу было особенным, под ним самоотверженно сражались и умирали за Родину моряки в многочисленных морских сражениях. Под этим флагом была добыта слава России, совершались кругосветные путешествия и многочисленные открытия, этот флаг - символ бескорыстной помощи русских моряков разным народам. Спустить флаг означало сдаться, это было немыслимым, иногда во время сражений суда уходили под воду, продолжая гордо нести свой флаг. В Петровском Уставе было записано: «Все корабли российские не должны ни перед кем спускать флага». Последними напутственными словами командиров российских кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг!».

Возвращение Андреевского флага как официального Военно-морского флага состоялось в 1992 году постановлением Правительства РФ. Первый Андреевский флаг был освящен в том же, 1992 году, в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском (морском) соборе. Освященный флаг Ленинградской военно-морской базы был вручён командиру базы В. Е. Селиванову. Тогда же указом президента Российской Федерации было предписано «поднять на кораблях и судах Черноморского флота исторический российский Андреевский флаг и вымпелы».

Андреевский флаг с гордостью несут корабли Военно-морского флота Российской Федерации

Яхтсменам поднимать Андреевский флаг на яхте не следует даже из высокого чувства патриотизма, - это военно-морской флаг России, и власти любого государства просто вынуждены относится к вашей яхте как к российскому военному судну со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не стоит ставить себя и иностранных военных в дурацкое положение.

Крёстные братья шотландцы

Андреевский флаг, ставший символом побед русского военно-морского флота, как и многие другие новшества, появился в России во времена Петра I.

Первый в истории государственный флаг с так называемым андреевским крестом появился в Шотландии.

На косом кресте принял мученическую смерть апостол Андрей Первозванный. Согласно легенде, в 832 году король Ангус II, возглавлявший войско пиктов и скоттов, перед битвой с англами, которых возглавлял Этельстан, в ночь перед сражением молился Богу о даровании победы на поле брани и дал обет, что в случае победы объявит святого апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. Утром облака над полем битвы образовали на голубом небе букву «Х», повторяющую форму креста, на котором был распят апостол Андрей. Воодушевлённые скотты и пикты разгромили противника, после чего Андрей Первозванный был провозглашён покровителем Шотландии. Флагом страны стал белый косой крест на голубом фоне.

После возникновения личной унии Англии и Шотландии в 1606 году шотландский косой крест стал частью общего флага Соединённого Королевства и присутствует в нём и по сей день.

Флот обрёл флаг в честь небесного покровителя России

Когда на рубеже XVII–XVIII веков Пётр I задумался над новой государственной символикой, косой крест оказался в числе наиболее предпочтительных символов.

Согласно преданию, апостол Андрей посещал земли будущей Руси, поэтому начиная с XI века в русских землях являлся особо почитаемым святым - небесным покровителем России.

В 1698 году Пётр I учредил первый в России орден, который являлся высшей наградой Российской империи, - орден Святого апостола Андрея Первозванного. Нет ничего удивительного, что среди проектов флагов, которые рисовал сам царь, существовал и флаг с косым крестом.

11 декабря 1699 года Пётр I утвердил флаг с синим косым крестом на белом фоне одним из флагов, принятых для использования на русском флоте. На самом деле доработка флага и статуса велась царём ещё на протяжении двух десятилетий, и лишь Корабельный устав 1720 года установил: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

С этого момента и до 1917 года Андреевский флаг стал главным и единственным в Военно-морском флоте России. В 1819 году он был дополнен Георгиевским адмиральским флагом, представлявшим из себя Андреевский флаг, в центр которого был помещён красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца . Подобный флаг вручался кораблю, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести военно-морского флага.

Изначально длина Андреевского флага достигала четырёх метров. Гигантские размеры были нужны для того, чтобы развевающееся на ветру знамя создавало ужасающий рёв - это было своеобразной психической атакой.

Почитание Андреевского флага на флоте было чрезвычайно велико. Командиры русских кораблей, вступая в бой, неизменно повторяли одну и ту же фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Спустивший флаг корабль сожгли, капитану запретили жениться

Корабельный устав Петра I, предписывавший защищать Андреевский флаг до последней капли крови, соблюдался свято. За всю историю русского флота добровольно флаг был спущен лишь дважды.

11 мая 1829 года командир русского фрегата «Рафаил» капитан 2-го ранга Семён Стройников спустил флаг перед турецкой эскадрой из 15 кораблей, стремясь сохранить жизнь экипажу.

Именным указом императора Николая I было предписано опозоривший себя фрегат при попадании в руки русских сжечь. Произошло это лишь 24 года спустя, в Синопском сражении, однако воля императора была выполнена - «Рафаил», состоявший в турецком флоте, сожгли, а данное имя более никогда не использовалось для русских кораблей.

Что касается капитана Стройникова, то он по возвращении из плена был лишён всех наград и званий, а также разжалован в простые матросы. Более того, Стройникову было запрещено жениться, «дабы не иметь в России потомства труса и изменника». Парадокс, однако, заключался в том, что у опального капитана уже было к тому времени два сына, и оба они впоследствии стали контр-адмиралами русского флота.

Второй раз флаги на русских кораблях были спущены в 1905 году, в конце Цусимского сражения, по приказу контр-адмирала Небогатова, стремившегося спасти жизнь оставшимся матросам и офицерам.

В августе 1905 года за этот поступок он был лишён чинов, а затем предан суду, который в декабре 1906 года приговорил контр-адмирала к смертной казни, заменённой на 10 лет заключения в крепости. Небогатов отсидел 25 месяцев, после чего был помилован.

Возвращение

Флагом ВМФ России Андреевский флаг перестал быть в 1917 году. Последние Андреевские флаги на русских кораблях были спущены в 1924 году в порту Бизерта в северной Африке, где были сосредоточены корабли эскадры Белой армии.

Самой мрачной страницей в истории Андреевского флага было использование его в качестве символики коллаборационистами из Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова, воевавшими на стороне гитлеровцев.

В январе 1992 года правительство РФ приняло решение о возвращении ВМФ России Андреевского флага вместо флага ВМФ СССР.

26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были
спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.

Единственным кораблём, где и по сей день не поднимается Андреевский флаг, является советская подводная лодка С-56, ставшая военным мемориалом. В дань уважения к подвигу советских моряков в годы Великой Отечественной войны на С-56 проходит ежедневно церемония подъёма и спуска флага ВМФ СССР, а российская символика не используется

«С нами Бог и Андреевский флаг» - именно такие слова капитаны русских военных кораблей произносили, когда обращались перед боем к матросам. Для моряков царских времен Андреевский флаг в виде белого полотнища, пересеченного по диагонали двумя скрещенными синими полосами, считался святыней и символом их воинской славы. За всю историю добровольно флаг спустили только два раза. Однако почему именно это знамя стало символом русского флота?

Святой Андрей и Русь

До апостольства Андрей и его брат Петр были простыми рыбаками. По легенде после того, как Иисус был распят, ученики Христа бросили жребий, который должен был указать место их будущей проповеднической деятельности. Андрею выпала Скифия, которая впоследствии стала Русью, а потом уже Российской империей. По приказу Владимира Мономаха легенда о путешествии Андрея Первозванного по Руси была включена в «Повесть временных лет».

Многие века Андрей считался покровителем Руси и ее первым крестителем. В конце своей жизни апостол был распят на Х-образном кресте, который стал одним из христианских символов, часто использующихся в европейской геральдике.

Покровитель Петра

Андрея своим покровителем считал и первый император России Петр I. Как Андрей вырвал Русь из языческой дикости, так и Петр вывел Россию из феодального застоя, превратив ее в сильное европейское государство. В 1698 году Петр учредил первый в истории России орден, который был назван орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Награда вручалась за воинскую и государственную службу.

Для своего любимого детища – военного флота - император выбрал знамя с Х-образным Андреевским крестом. Таким образом Петр не только искал покровительства святого, но и отдавал дань памяти и уважения своему отцу - царю Алексею Михайловичу, при котором был утвержден первый флаг с косым Андреевским крестом - специально для трехмачтового галеона «Орел».

Петр I сам делал эскизы будущего флага, рисунки и сегодня хранятся в архиве. 11 декабря 1699 года крест официально был внесен в символику Российского флота. В 1720 году стяг приобрел современный вид. В корабельном уставе той эпохи было указано: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

После революции 1917 года Андреевский флаг исчез из жизни советского флота. В 1924 году в портах Северной Африки его спустили последние корабли, защищавшие Белое движение. В 1992 году Андреевский косой крест был возвращен в символику ВМФ Российской Федерации.

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.