Биографии Характеристики Анализ

Жан поль марат роль в революции. Жан-поль марат и революционный террор

Жан-Поль Марат - одна из ярчайших фигур Французской Революции 1789-1799 гг. Родился в 1743 году 24 мая в Швейцарии. Погиб во Франции 13 июля 1793 года. Профессиональные занятия: врач - публицист – политический деятель.

В 16 лет в Париже Марат приступает к изучению естественных наук и философии. С 1765 года продолжает образование в Эдинбургском университете, а в 1775 - получает степень доктора медицины. По возвращении в Париж становится известным среди придворной знати врачом. Помимо врачебной практики занимается научными исследованиями природы огня, света, электричества и впервые в истории медицины применяет лечение электрическим разрядом.

С началом революции Марат оставляет медицину и организует газету под названием "Друг народа". Этим же именем он подписывает свои статьи, обвиняющие жирондистов в предательстве революционных идей и лицемерии. Скрываясь от преследования своих политических противников, Марат вынужден уехать в Лондон, но продолжает нелегально издавать газету.

В июне 1790 года среди нового правительства усиливается влияние радикальной партии, и Марат возвращается в Париж. Газета "Друг Народа" становится настоящим боевым листком революции. Марат публикует воззвания с разоблачениями заговоров министров, депутатов, и требует публичных казней для изменников. Несмотря на усиливающуюся травлю со стороны членов Конвента, Марат и его газета становятся чрезвычайно популярны среди народа.

Яростно пропагандируя революционный террор, Марат оставался вне революционных партий. В сентябре 1792 года его выбирают депутатом в Национальный Конвент республики. Марат примыкает к монтаньярам. Противоположная группировка жирондистов становится его непримиримыми врагами. В 1793-м они добиваются официального суда над Маратом. Его обвиняют в клевете и призывах к насилию. Подсудимый произносит в свою защиту поистине триумфальную речь, толпа рукоплескала ему, а революционный трибунал полностью оправдал его.

Пламенные речи Марата не пропали даром. 2 июня 1793 г. из Конвента большинством голосов исключаются 29 жирондистов. Часть их скрывается в нормандском городке Кан. Там с ними сближается Шарлотта Конде, идейная поклонница Жиронды. Она разрабатывает план убийства Марата. Явившись якобы с важным доносом, Конде выбирает удобный момент и наносит Марату смертельный удар ножом.

После смерти популярность Марата стала культовой. Во Франции воздвигались бюсты в его честь. В 1921 году русский военный корабль «Петропавловск» по просьбе команды стал называться «Марат». Именем Марата названы улицы многих российских городов.

Наверняка, у вас есть тоже человек, которого вы считаете образцом для подражания. Возможно, плакат с его изображением висит у вас дома, а может быть таких людей для вас даже несколько. В таком случае удачным решением будет приобретение электронной фоторамки в интернет-магазине Сотмаркет. Устройство с одной стороны позволяет наслаждаться изображением, заменяя бумажную фотографию, с другой стороны его можно использовать как монитор. Размещение нескольких изображений в памяти электронной фоторамки - тоже огромный плюс. Здесь поместятся и просто красивые картинки, и фото ваших родных и близких, и даже различные настраивающие на позитив изображения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Друг народа Жан-Поль Марат.

Субтитры

Врачебная и научная деятельность

Потеряв родителей, Жан-Поль зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, сразу создавших ему многочисленных врагов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. Есть сведения, что он собирался принять британское подданство для женитьбы на Анне-Летиции Эйкин .

В 1773 году он издал книгу «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (фр. «De l’homme ou des principes et des lois de l’influence de l"âme sur le corps et du corps sur l"âme» ) (Амстердам), вовлекшую его в полемику с Вольтером ; за ней последовала революционная брошюра «Цепи рабства» (англ. «The chains of slavery» Лондон, 1774; франц. изд. «Les chaînes de l’esclavage», Париж, 1792 и сл.).

К этому же времени относятся его естественнонаучные труды, существеннейший недостаток которых - неимоверное высокомерие в отзывах о таких учёных, как Ньютон , д’Аламбер , Лавуазье . Марат нападал и на тех исследователей, которые готовы были с вниманием отнестись к его опытам, как, например, А. Вольта. Среди поклонников научных талантов Марата был его будущий политический противник Ж. П. Бриссо. Бриссо нападал на Французскую Академию, не признававшую Марата. Представляют интерес мысли Жана-Поля об использовании электричества в медицине. В 1775 году Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины. С 1779 по 1787 г. Марат состоял врачом в придворном штате графа д’Артуа .

21 сентября 1794 года тело его было перенесено в Пантеон , но 8 вантоза III г. (26 февраля 1795) удалено из него и перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон .

Увековечение имени и памяти Марата в СССР

В 1921 г. именем «Марат» был назван флагман Краснознамённого балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск ». (В 1943 г. линкору было возвращено его прежнее название).

В СССР выходили апологетические биографии Марата (например - в серии ЖЗЛ и серии ПР), а также публиковались некоторые его произведения.

Киновоплощения

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Sycomore / Assemblée nationale
  3. SNAC - 2010.
  4. LIBRIS - 2012.
  5. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение / АН СССР. Отд. лит. и яз. Пушкин. комис. Отв. ред. В. Э. Вацуро. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. - С. 50-51.
  6. Rodgers, Betsy. Georgian Chronicle: Mrs Barbauld & her Family. London: Methuen & Co. Ltd. (1958), 44.
  7. Françoise Thelamon, Olivier Dumoulin, Jean Pierre Vernant, Olivier Dumoulin, Françoise Thelamon. Autour des morts . - Univ Rouen Havre. - С. 255. - 449 p. - ISBN 9782877756082 .
  8. vulica.by/marata.html
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/улицы_Краматорска

Литература

  • Марат Ж. П. Памфлеты. / Под ред. со вступит. статьей и коммент. Ц. Фридлянда. - М.-Л.: Academia, 1934. - 856 с.
  • Марат Ж. П. Памфлеты. / Под общ. ред. Ф. Кон. - М. : Соцэкгиз, 1937. - 135 с.
  • Марат Ж. П. Избранные произведения: В 3-х т. / [Отв. ред. акад. В. П. Волгин]. Сост.: Акад. В. П. Волгин и А. З. Манфред. Пер. С. Б. Кана. Вступ. статья А. З. Манфреда. Коммент. В. М. Далина. - М.: Академия наук СССР, 1956.
    • Т. 1: До революции. - 360 с.: п.
    • Т. 2: От начала революции до Вареннского кризиса. - 316 с.: п.
    • Т. 3: От бегства короля до падения монархии. / Пер. с коммент. В. М. Далина. - 420 с.: п.
  • Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. - М. : Политиздат, 1975. - 478 с. - (Пламенные революционеры).
  • Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. - М. : Молодая гвардия, 1989. - С. 60-78. - 314 с.
  • Дюма А. Собрание сочинений. Т. 48. Инженю. Пер. с франц. Л. Токарева. Комментарии Т. Гиоевой, Ф. Рябова. Иллюстрации Е. Ганешина. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2000. - 640 с.
  • Вагман И. Я., Вукина Н. В., Мирошникова В. В. 100 знаменитых тиранов. - Харьков: Фолио, 2003. - С. 322-326. - 510 с. - (100 знаменитых).

Иностранная литература

  • Выдержки из сочинений М. напечатал Vermorel («Œuvres de Marat», 1869),
  • подробную биографию написал Alfred Bougeart («Marat», 1865; в приложении полная библиография трудов М.).
  • См. ещё Ch. Brunet, «Marat, dit l’Ami du peuple» (1862);
  • Louis Combes, «Episodes et curiosités révolutionnaires» (1872);
  • Aulard , «L"éloquence parlementaire pendant la révolution française. Les orateurs de la Législative et de la Convention» (П., 1885).
  • Jean-Paul-Marat - Œuvres Politiques 1789-1793 (10 vol.), textes et guide de lecture établis par Jacques De Cock et Charlotte Goëtz, Pôle Nord, Bruxelles, 1989-1995.
  • Marat corrigé par lui-même, Chantier Marat 1, Pôle Nord, Bruxelles, 1990.
  • Marat en entier et plus que Marat, Vrais et faux journaux de Marat à la Bibliothèque de Lunel (Chantier Marat 5), Pôle Nord, Bruxelles, Montpellier: Centre d’Etude du XVIIIe siècle, 1995.
  • Marat: Sur le Jugement du chef de l’Exécutif, Chantier Marat 6, Pôle Nord, Bruxelles, 1998.
  • Marat en famille: la saga des Mara(t) (2 vol. Chantiers Marat 7-8), Pôle Nord, Bruxelles, 2001
  • Plume de Marat - Plumes sur Marat, pour une bibliographie générale, Chantiers Marat 9-10), Pôle Nord, Bruxelles, 2 vol., 2006.

Источник

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки


Биография

Жан-Поль Марат (традиционная передача, французское произношение Мара́; фр. Jean-Paul Marat; 24 мая 1743, Будри, Невшательское княжество (ныне - кантон Невшатель) - 13 июля 1793, Париж) - политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая - 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры. Убит Шарлоттой Корде.

Врачебная и научная деятельность

Родился в Швейцарии. Получил хорошее образование в доме отца Жана-Батиста Мара (1704-1783), довольно известного врача. Младший брат Давид в 1784 году уехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где преподавал в Царскосельском лицее (в том числе у Пушкина).

Потеряв родителей, Жан-Поль зарабатывал на жизнь уроками и врачебной практикой, переезжая из города в город. Более 10 лет прожил в Англии и Голландии и выступил здесь с рядом книг и брошюр, сразу создавших ему многочисленных врагов страстностью тона и резкими нападками на авторитеты. Есть сведения, что он собирался принять британское подданство для женитьбы на Анне-Летиции Эйкин.

В 1773 году он издал книгу «О человеке, или Принципы и законы влияния души на тело и тела на душу» (фр. «De l’homme ou des principes et des lois de l’influence de l"âme sur le corps et du corps sur l"âme») (Амстердам), вовлекшую его в полемику с Вольтером; за ней последовала революционная брошюра «Цепи рабства» (англ. «The chains of slavery» Лондон, 1774; франц. изд. «Les chaînes de l’esclavage», Париж, 1792 и сл.).

К этому же времени относятся его естественнонаучные труды, существеннейший недостаток которых - неимоверное высокомерие в отзывах о таких учёных, как Ньютон, д’Аламбер, Лавуазье. Марат нападал и на тех исследователей, которые готовы были с вниманием отнестись к его опытам, как, например, А. Вольта. Среди поклоников научных талантов Марата был его будущий политический противник Ж. П. Бриссо. Бриссо нападал на Французскую Академию, не признававшую Марата. Представляют интерес мысли Жана-Поля об использовании электричества в медицине. В 1775 году Эдинбургский университет присудил ему степень доктора медицины. С 1779 по 1787 г. Марат состоял врачом в придворном штате графа д’Артуа.

В 1779 г Французская Академия наук, разобрав мемуары Марата об огне, электричестве и других явлениях, нашла, что опыты его новы, точны и успешны, метод оригинален. Франклин присутствовал при одном опыте Марата, когда тот пытался доказать, что резина проводит электричество, но раскрыл обман (в резину была положена иголка) и отказался присутствовать при других «опытах». Вопреки распространенному убеждению, Франклин прислал лишь одно письмо Марату - поздравление с Новым годом, что не мешало Марату распространять слухи о том, что Франклин ведет с ним переписку.

Просветительская деятельность

В 1780 г. он представил на конкурс свой «Plan de législation criminelle» (Невшатель, 1780) (План уголовного законодательства), в котором он примыкает к школе криминалистов-филантропов. Некоторые идеи этого трактата (необходимость заботиться о том, чтобы позор от наказания не распространялся на неповинные семьи преступников) были усвоены императором Иосифом II. Высказываясь в духе просветительной эпохи о правах низших классов, Марат проводит, между прочим, мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном».

Революция. Газета «Друг народа»

В 1789 г. он написал «Дар отечеству» («Offrande à la patrie»), «Tableau des vices de la constitution anglaise», составил проект установления конституционной монархии и наконец начал издавать газету «Друг народа» («Ami du peuple»), выходившую с 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марата, под разными названиями. Целью этого издания было изобличение врагов народа, причём Марат с одинаковой резкостью обрушивался на королевскую семью, на министров и членов национального собрания. «Друг народа» много способствовал распространению среди народа, особенно в Париже, крайнего революционного фанатизма; его читали нарасхват, популярность его выразилась и в многочисленных циркулировавших тогда подделках под него.

Борьба с жирондистами и террор

Ожесточённый тон газеты вызвал преследования Марата. Он принужден был скрываться в подвалах, не покидая, однако, своей работы; один раз даже бежал в Англию - но эти гонения придали ему лишь ещё больше энергии и сделали его более свирепым: он стал говорить о необходимости обновления общества принесением в жертву сотен и тысяч голов изменников. В конце 1791 г. он переселился в Лондон, где занялся составлением книги: «Ecole du citoyen», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за издательство. Нападения на него жирондистов, требовавших привлечения его к суду за подстрекательство к убийствам, вызвали в нём страшную к ним ненависть, тем более, что его печатные станки опять стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. События 10 августа дали ему власть и влияние. В этот день он распространил в городе плакат, в котором призывал к умерщвлению всех антиреволюционеров. Он был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам; он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти убийства оправдывались и провинцию приглашали последовать примеру Парижа (потом, однако, он отрицал своё участие и называл сентябрьские события «несчастными»). Избранный в конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров и стал главной мишенью жирондистских ораторов. Жирондисты настояли наконец на предании его суду за опубликованное им в качестве президента якобинцев воззвание, в котором он заявлял, что конвент заключает контрреволюцию в недрах своих. Несмотря на протесты Дантона, Марат 14 апреля 1793 г. был призван к суду за проповедь роспуска собрания и призыв к убийству и грабежам; доказательства были взяты из разных номеров его газеты. 24 апреля 1793 г. революционный трибунал единогласно оправдал его, и он с триумфом был приведён обратно в конвент. Теперь вся его деятельность устремилась на уничтожение жирондистов; он был одним из главных виновников их проскрипции.

Убийство и посмертная судьба

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно принимал ванны; во время одной из них 13 июля 1793 года, его посетительница, дворянка Шарлотта Корде предложила ему новый список «врагов народа». Пока обрадованный Марат записывал их имена, Шарлотта заколола его кинжалом. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, моя подруга!). 16 июля его тело с большим торжеством было похоронено в саду клуба Кордельеров; сердце покойного было извлечено и помещено в зале заседаний клуба. В честь Марата были ненадолго переименованы Монмартр (Montmarat) и город Гавр.

21 сентября 1794 года тело его было перенесено в Пантеон, но 8 вантоза III г. (26 февраля 1795) удалено из него и перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Увековечение имени и памяти Марата в СССР

После Октябрьской революции 1917 г. в России имя Марата как одного из основателей революционной диктатуры и революционного террора было увековечено в названии многих объектов в СССР. В Москве существовали Большой и Малый Маратовские переулки (ранее Курбатовы, ныне Ордынские), названные по кондитерской фабрике имени Марата.

В Санкт-Петербурге есть улица Марата. Улица Марата есть также в Нижнем Новгороде, Новороссийске, Новосибирске, Пензе, Севастополе, Курске, Калининграде, Екатеринбурге, Омске, Иркутске, Красноярске, Ижевске, Перми, Ульяновске, Минске, Мурманске, Тайшете, Туле, Калуге, Мичуринске, Калинковичах и др.

В 1921 г. именем «Марат» был назван флагман Краснознамённого балтийского флота, бывший линкор «Петропавловск». (В 1943 г. линкору было возвращено его прежнее название).

В советское время (особенно до войны) получило распространение мужское имя Марат, считавшееся интернациональным.[источник не указан 460 дней]

В СССР выходили апологетические биографии Марата (например - в серии ЖЗЛ и серии ПР), а также публиковались некоторые его произведения.

Киновоплощения

«Французская революция»
La révolution française (Франция - Италия - Канада - Великобритания - Германия, 1989), (две части). Режиссеры Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон. В роли Марата - Витторио Меццоджорно.
«Шарлотта Корде»
Charlotte Corday (Франция, 2007). Режиссер Анри Эльман. В роли Марата - Бернар Бланкан.

Имя одного из радикальных лидеров Великой Французской революции Жана-Поля Марата хорошо известно в России. Якобинец Марат во времена советской власти считался предтечей коммунистического движения. Его именем были названы улицы во многих городах страны. Герой песен Александра Розенбаума «на улице Марата счастлив был когда-то».

Революционер на должности придворного врача

С именем Марата мы встречаемся в самом юном возрасте: из стихов Сергея Михалкова о дяде Стёпе известно, что герой-великан служил в годы войны на линкоре «Марат». Кстати сказать, такой боевой корабль действительно входил в состав ВМФ СССР.

Больше того, сама фамилия «Марат» стала в Советском Союзе популярным интернациональным именем.

Уроженец Швейцарии Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 года в семье известного врача. Получив хорошее образование, Марат тоже стал врачом. На одном месте молодому медику не сиделось — он ездил по различным городам, зарабатывая на жизнь медицинской практикой.

Помимо способностей к медицине, Жан-Поль Марат являлся прирождённым оратором и публицистом, который подвергал сомнению все общественные устои того времени. Радикальные и резкие суждения, с одной стороны, принесли ему популярность, а с другой — позволили Марату нажить множество противников, в том числе и среди влиятельных персон.

Авторитетов Марат не признавал — он вступал в острую полемику с Вольтером , критически относился к научным работам Ньютона и Лавуазье . Оппоненты, признавая несомненную одарённость Марата, отмечали его крайнее самомнение.

С 1779 по 1787 годы будущий трибун революции Жан-Поль Марат был придворным медиком у графа д’Артуа — в 1824 году этот представитель королевского дома Бурбонов взойдёт на трон под именем Карла X . Однако и его правление закончится революцией — в 1830 году он будет свергнут с престола.

Впрочем, эти события произойдут значительно позднее истории, о которой мы говорим сегодня.

Карьера Жана-Поля Марата претерпела резкие изменения с началом Великой Французской революции. Медик, который успешно совмещал работу при особе королевской фамилии с написанием радикальных работ о переустройстве общества, в 1789 году с головой окунулся в революционные события.

Разоблачитель «врагов народа»

Марат создал собственный проект установления конституционной монархии и стал выпускать газету «Друг народа», которой было суждено стать главным идеологическим рупором революции.

Со страниц своего издания яркий публицист разоблачал преступления режима, клеймил королевскую семью, продажных министров, нечистоплотных депутатов. Влияние Марата на массы росло день ото дня — никто, кроме него, не мог так успешно разжигать революционный фанатизм в массах.

Разумеется, противников у Марата было более чем достаточно. Монархисты и умеренные революционеры ненавидели его, считая, что «Друг народа» зовёт массы к террору.

Собственно, так оно и было. В 1791 году Марату пришлось скрываться от преследований в Лондоне, однако по возвращении он продолжил свою деятельность.

Жан-Поль Марат писал, что борьба с контрреволюцией должна быть жестокой, и если обновление общества нуждается в обезглавливании сотен и тысяч «врагов народа», эти головы нужно немедленно срубить.

Сам термин «враг народа» родился вовсе не в Советском Союзе, а в революционной Франции — Марат в своей газете стал публиковать списки «врагов народа», и участь тех, кто попадал в них, была крайне печальной.

Марат был одним из самых горячих сторонников казни свергнутого короля Франции Людовика XVI и приветствовал её.

В 1793 году, в период яростной борьбы между радикальными якобинцами, вождями которых были Робеспьер и Марат, и более умеренными жирондистами, последним удалось добиться суда над издателем «Друга народа», обвинив его в подстрекательстве к убийствам. Однако Революционный трибунал 24 апреля 1793 года полностью оправдал Марата.

Жан-Поль Марат находился на вершине славы, но до его гибели оставалось меньше трёх месяцев.

Бунтарка из древнего рода

Шарлотта Корде , полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, родилась 27 июля 1768 года в Нормандии. Она происходила из древнего дворянского рода, а её прадедом был Пьер Корнель — основоположник жанра французской трагедии.

Девушка получила начальное образование дома, а затем, в традициях того времени, была помещена в пансион бенедиктинского аббатства Святой Троицы в Кане. Ветер перемен к тому времени дул во Франции вовсю — в аббатстве юным воспитанницам разрешалось читать не только религиозную литературу, но и труды Монтескье и Руссо .

В 1790 году в духе революционных преобразований монастырь закрыли, и Шарлотта Корде вернулась домой.

Современники вспоминали, что 22-летняя Шарлотта была «человеком новой эпохи» — о замужестве не думала, любовным романам предпочитала газеты и революционную литературу. Как-то на обеде у родственников молодая дворянка позволила себе неслыханную дерзость, отказавшись пить за короля. Шарлотта заявила, что Людовик XVI — слабый монарх, а слабые монархи несут своему народу исключительно бедствия.

Шарлотта Корде была республиканкой, однако она категорически выступала против террора и была потрясена казнью короля. «Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи», — писала Шарлотта подруге.

24-летняя девушка считала, что должна что-то предпринять, дабы повлиять на исторический процесс. Кан, где она жила, к тому времени стал центром жирондистской оппозиции, выступавшей против якобинцев.

Шарлотта Корде решила, что остановить террор можно, если уничтожить идеолога террора — Жана-Поля Марата.

Кухонный нож как орудие истории

Для осуществления своего замысла она встретилась с приехавшими в Кан жирондистами и получила от них рекомендательное письмо к их единомышленникам — депутатам Конвента в Париже. Своей настоящей цели Шарлотта не раскрывала — она говорила, что якобы хочет похлопотать о своей подруге по пансиону, оставшейся без средств к существованию.

Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, поэтому написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. «О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона… Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!» — писала Шарлотта Корде.

Девушка пыталась встретиться с Маратом якобы для того, чтобы передать ему новый список «врагов народа», обосновавшихся в Кане.

К тому времени Жан-Поль Марат почти не появлялся в Конвенте — он страдал от кожного заболевания, и страдания его облегчала только ванна, в которой он дома и принимал посетителей.

После нескольких обращений 13 июля 1793 года Шарлотта Корде добилась аудиенции у Марата. С собой она прихватила кухонный нож, купленный в парижской лавке.

При встрече Шарлотта рассказала ему об изменниках, собравшихся в Кане, а Марат заметил, что они скоро отправятся на гильотину. В этот момент девушка ударила находящегося в ванной Марата ножом, убив его на месте.

Корде была схвачена немедленно. Каким-то чудом её удалось спасти от гнева толпы, желавшей расправиться с ней прямо у трупа поверженного кумира.

Посмертная пощёчина

После допроса она была отправлена в тюрьму. Следствие и суд были скорыми, а приговор очевидным. Шарлотта Корде не просила о снисхождении, но настаивала, что совершила убийство в одиночку. Это не помогло — в Париже уже начались аресты её предполагаемых пособников, которых также ждал смертный приговор.

В те времена не было фотографии, но художник Гойер в день суда и за несколько часов до казни сделал набросок портрета убийцы Марата.

Суд присяжных утром 17 июля единогласно приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. На девушку надели красное платье — по традиции, в нём казнили убийц и отравителей.

По свидетельству палача, Шарлотта Корде вела себя мужественно. Весь путь до места казни на площади Республики она провела стоя. Когда вдали показалась гильотина, палач хотел закрыть её вид от приговорённой, однако сама Шарлотта попросила его отойти — она сказала, что никогда не видела это орудие смерти, и ей очень любопытно.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась. В половине восьмого вечера она взошла на эшафот и была казнена при большом скоплении народа. Плотник, помогавший устанавливать помост, подхватил отрубленную голову девушки и выразил ей своё презрение, дав пощёчину. Этот поступок пришёлся по вкусу радикальным сторонникам Марата, но был осуждён официальными властями.

Личность Шарлотты Корде вызывала много споров и после казни. Например, труп был освидетельствован врачами, которые подтвердили, что 24-летняя девушка была девственницей.

Её тело было захоронено на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии, уже после эпохи Наполеона, кладбище было снесено.

Марат и его лучшая ученица

Жан-Поль Марат был похоронен за день до казни Шарлотты Корде, 16 июля 1793 года в саду клуба Кордельеров. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Неоднозначное отношение к его личности привело к тому, что и во Франции, и значительно позже в Советском Союзе названные в его честь объекты потом вновь получали исторические названия. Тело Марата в 1794 году, уже после свержения якобинской диктатуры, было перенесено в Пантеон, но затем, при очередном пересмотре оценки личности политика, удалено из него и перезахоронено на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон.

Впрочем, доля Шарлотты Корде ещё менее завидна. Во-первых, несмотря на её уверения в том, что она действовала одна, гибель Марата стала причиной усиления массовых репрессий против «врагов народа». Семье Шарлотты Корде пришлось отправиться в изгнание, а её дядя и брат, участвовавшие в вооружённом выступлении роялистов, были расстреляны.

Во-вторых, республиканка Шарлотта Корде была объявлена якобинской пропагандой роялисткой и стала кумиром монархистов. Хуже того, девушка, пошедшая на самопожертвование, сама того не желая, дала имя модному аксессуару — «шарлоттой» назвали шляпку, состоящую из баволетки — чепца с оборкой на затылке — и мантоньерки — ленты, удерживающей шляпу. Этот головной убор стал чрезвычайно популярен среди сторонниц монархии, а спустя век — у противниц Парижской Коммуны 1871 года.

Один из теоретиков социализма Луи Блан писал позднее, что Шарлотта Корде фактически оказалась самой горячей последовательницей принципов Жана-Поля Марата, доведя до совершенства его логический принцип, согласно которому жизнь немногих можно принести в жертву благополучию целой нации.

Полное имя этой женщины – Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон (1768-1793), но в историю она вошла как Шарлотта Корде. Прославилась эта молодая дама тем, что 13 июля 1793 года совершила убийство Марата, ярого врага жирондистов. Жан-Поль Марат был человеком больших организаторских способностей и огромной энергии. Он ратовал за террор, за уничтожения немногих ради счастья большинства.

Такая его позиция вызывала резкое неприятие у Шарлотты Корде, которая вначале придерживалась роялистских взглядов, а затем стала сторонницей революционных идей, но лишь в той форме, которую проповедовали жирондисты. Девушка категорически отрицала любой террор, так как он внушал ей отвращение. Однако здесь мы наблюдаем парадокс. Убив Марата, она тем самым сама стал носителем террора и свела на нет все свои убеждения об отрицании насилия.

Шарлотта Корде

Происходила эта женщин из дворянского рода. Он имел древние корни, но отец был третьим сыном в семье. В соответствии с порядком наследования имущества (майоратом) всё получил старший брат. А третий сын вынужден был служить в армии, а после отставки заниматься сельским хозяйством. У него была своя ферма, на которой и родилась Шарлотта.

Начальное образование девочке дал брат отца, являвшийся католическим приходским священником (кюре). В 14-летнем возрасте девушка вместе со своей младше сестрой Элеонорой была определена в аббатство Святой Троицы в городе Кане. Девушек туда взяли в качестве пансионерок, то есть женщин, живущих в пансионе на казённом содержании.

Этот бенедиктинский монастырь имел богатую библиотеку, причём доступ к ней был открыт для всех, а стоящие на полках книги имели не только духовное содержание. Шарлотта познакомилась с работами таких видных французских писателей и философов как Шарль де Монтескье, Жан-Жак Руссо, Гийом Том Рейналь.

Эти труды произвели на молодую и неискушённую девушку очень большое впечатление. Постепенно у неё начали формироваться определённые политические взгляды. Она всей душой была за королевскую династию, но считала Людовика XVI слабым и безвольным человеком. Ей грезился сильный и волевой монарх, способный сделать Францию богатой и могущественной страной.

В 1789 году началась Великая Французская революция, а в конце 1790 года монастырь закрыли. Пришлось сёстрам вначале возвращаться к отцу, а в июне 1791 года Шарлотта Корде вновь уехала в город Кан и поселилась в доме своей троюродной тётушки де Бетвиль. Следует отметить, что молодую девушку совсем не интересовали мужчины. Всё своё время она проводила за чтением газет и различных политических брошюр. Она, как губка, впитывала в себя всю информацию, но в то же время оставалась человеком, беззаветно преданным монархии.

Казнь короля Людовика XVI, случившаяся 11 декабря 1792 года, потрясла нашу героиню до глубины души. Она искренне оплакивала смерть монарха, а будущее виделось ей как наполненный ужасами кошмар. Молодая женщина прокляла людей, свершивших такое, и мысленно назвала их палачами.

А тем временем революция шла своим ходом. 2 июня 1793 года депутатов-жирондистов исключили из Конвента. Власть сосредоточилась в руках члена Якобинского клуба Робеспьера, а также Марата и Дантона, являвшихся лидерами монтаньяров. А жирондисты, спасая свои жизни, вынуждены были бежать. Многие из них в июне 1793 года оказались в Кане. В этом городе они создали центр оппозиции.

Вполне понятно, что Шарлотта с огромным интересом отнеслась ко всем этим событиям. Она познакомилась и с некоторыми жирондистами, среди которых наибольшее впечатление на неё произвёл Жан Шарль Мари Барбару. Следует отметить, что этот человек, во время процесса над Людовиком XVI, голосовал за смерть монарха, но с апелляцией к народу. После казни монарха вступил в конфронтацию с Робеспьером и Маратом, обвинив их в стремлении к диктатуре. 31 мая 1793 года был объявлен врагом Республики. Бежал в Кан, где и встретился с Шарлоттой Корде.

Жан-Поль Марат

Неизвестно, какую роль сыграл Барбару в принятии Корде решения убить одного из лидеров французской революции. Но он сумел увлечь молодую женщину идеями жирондистов. Она стала республиканкой, так как начала доверять этим людям, а затем у неё созрело желание ехать в Париж.

Зачем? Ну уж точно не любоваться красотами французской столицы. В то же время жирондисты уже покинули город, а сама девушка в нём никого не знала. Отсюда можно заключить, что изначальной целью её поездки была не помощь жирондистам, а убийство Марата или Робеспьера.

Но в столицу необходимо было прибыть под благовидным предлогом. Такой нашёлся. Шарлотта Корде всем заявила, что едет хлопотать о пенсии для своей хорошей подруге по аббатству Святой Троицы. Та выехала из Франции и сильно бедствовала. Наша героиня попросила Барбару написать ей рекомендательное письмо. И тот черканул несколько слов депутату Конвента Клоду Ромену Лоз-Дюперре. Тот какое-то время был близок с жирондистами, но состоял в Якобинском клубе, а поэтому после 2 июня сохранил свои депутатские полномочия.

Убийство Марата

Перед отъездом в Париж Корде уничтожила все свои бумаги и написала письмо отцу. В нем она сообщила, что уезжает из страны в Англию и намеревается устроиться в Лондоне. На следующее утро она уехала и прибыла в Париж 11 июля. Устроившись в гостинице, Шарлотта сразу же отправилась к Клоду Ромену. Тот выслушал посетительницу и сказал, что ничем не может помочь, так как его записали в сторонники жирондистов и лишили всех полномочий.

Но Корде не только хлопотала о пенсии подруги. Она ещё не решила, кого убить ради блага Франции, а поэтому попыталась всё выяснить о Робеспьере и Марате. Первый всё время находился среди людей, и осуществить акт возмездия над ним было чрезвычайно трудно. А вот Жан-Поль Марат постоянно сидел дома, страдая от экземы. Мучаясь от сильного зуда, он большую часть времени проводил в ванне с тёплой водой. И даже, сидя в ванне, принимал посетителей.

Поэтому вечером, вернувшись в гостиницу, молодая женщина сделала выбор в пользу второго кровавого революционера и написала обращение к народу Франции. В нём она, в частности, сообщила, что убив Марата, она не нарушит закон, так как этот человек сам поставил себя вне закона. Она сложит голову за любимую родину, чтобы её смерть стала знаменем, под которым объединится французский народ.

Ранним утром 13 июля Шарлотта доехала до дома Марата на городском экипаже, но не попала дальше приёмной. Потоком посетителей руководила Симона Эврар, и она не пустила приезжую из Кана к одному из главных вождей Великой французской революции. Но это не обескуражила нашу героиню. Ближе к вечеру она вновь появилась в приёмной и попросила передать Марату записку. В ней говорилось о заговоре в Кане и о списке заговорщиков.

Убийство Марата

Жан-Поль, прочитав записку, заинтересовался информацией и велел пригласить к нему Шарлотту Корде. Принял он её, сидя в ванне. Посетительница подала ему заранее подготовленный список заговорщиков. Марат начал его читать, затем поднял глаза, посмотрел на женщину и сказал, что все они в скором времени окажутся на гильотине. После этого опять углубился в чтение, а посетительница вынула спрятанный в складках одежды кинжал и ударила им 2 раза Марата в грудь.

Последнее, что успел сделать Жан-Поль, это громко позвать Симону Эврар. После этого он испустил дух, а Шарлотте удалось выбежать в прихожую, но там её задержали.

Последующие события

Правосудие над убийцей Марата свершилось быстро. Утром 17 июля 1793 года Революционный трибунал приговорил Корде к гильотине. И в тот же день вечером приговор привели в исполнение. Идя на казнь, женщина держалась гордо и с достоинством. От тюрьмы до площади Революции её везли на телеге, и Шарлотта всё время стояла на ногах, отказываясь сесть. Она вглядывалась в глаза парижан, видимо пытаясь убедиться, что не зря идёт на смерть.

Поднявшись на помост, попросила палача отойти в сторону, чтобы получше рассмотреть гильотину. Ей отрубили голову в 19 часов 30 минут. После этого тело подвергли медицинской экспертизе и убедились, что казнённая была девственницей. Останки захоронили на кладбище Мадлен в одном из вырытых рвов. Когда Бурбоны вернулись во Францию, кладбище ликвидировали. И теперь невозможно найти останки этой женщины.

Впоследствии Шарлотта Корде получила статус ярой противницы Великой французской революции. Во время реставрации Бурбонов её начали почитать как национальную героиню. Александр Пушкин сравнил эту женщину с богиней мщения. Французы в XXI веке сняли фильм «Шарлотта Корде». Но главную роль в ней сыграла не французская, а бельгийская актриса Эмили Декьенн. Противница террора увековечила своё имя, но не призывами к милосердию и прощению, а опять же через террор, чем лишний раз доказала удивительную парадоксальность человеческих поступков .