Биографии Характеристики Анализ

Жарков социально культурная деятельность. Теория и технология культурно-досуговой деятельности


Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учеб. Пособие для студентов ин-тов культуры. – М.: Просвещение, 1989. – 237 с.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ -

ЕДИНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Наличие большого национального фонда свободного, досугового времени и широкой социально-культурной базы является предпосылкой развертывания беспрецедентной по своим масштабам и формам культурно-просветительной деятельности. Как здесь не вспомнить замечание К. Маркса о том, что общество «ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» (Маркс "К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.- Т. 13.- С. 7).

Это полностью относится и к технологии культурно-просветительной работы, которая на современном этапе достигла того уровня, когда все явственнее проявляются ее возможности в активизации человеческого фактора. Недооценка изучения и исследования технологии культурно-просветительной работы оказала отрицательное влияние на развитие культурно-просветительной деятельности в стране.

Первой обратила на это внимание Н. К. Крупская. Ее замечание на этот счет актуально и по сей день. «У многих нет ясного представления о том, что такое технология, что нужно понимать под технологией... В большом словаре Ларусса определяется технология таким образом: «Технология представляет из себя целостное изучение производственных процессов. Эта наука описывает производственные процессы, как они есть, освещает их научно, указывает историю усовершенствования этих процессов, указывает на их взаимозависимость» (Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении.- М„ 1982. -С. ПО).

Культурно-просветительная работа не достигнет цели, если при ее организации игнорируются условия жизни и деятельности людей, конкретные социально-психологические механизмы, регулирующие их взаимоотношения, если не учитывается то, как личность усваивает социальный опыт, испытывает воздействие социальной среды.

Создавая мир вещей, увеличивая знания, совершенствуя свои.способности, формируя новые потребности и средства их удовлетворения, человек одновременно создает и себя. Как отмечал К. Маркс, культура - это «культивирование всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями, - производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.- Т. 46. - Ч. 1 -С. 386). Поэтому участие в культурно-просветительной деятельности есть одна из определяющих характеристик человека, способа его существования, что коренным образом оказывает свое влияние и на технологию культурно-просветительной деятельности, превращая ее в коллективное творчество.

Не следует забывать также, что люди по своим природным данным несхожи. Наличие бесчисленного множества субъектов (к таким субъектам относятся: каждый отдельный человек, группы людей, трудовые, учебные, детские коллективы, общественные и государственные организации, добровольные общества, союзы, советы, формальные и неформальные объединения) культурно-просветительной деятельности производит неповторимый человеческий опыт, закрепленный в понятиях, содержании и направленности на дальнейшее течение планомерной работы.

Культурно-просветительная деятельность не знает аналогов. Возможно поэтому изучению научных основ ее технологии уделялось мало внимания. И лишь в последние годы ученые стали всерьез обращаться к ней. Теперь, наконец, стало ясно - для того чтобы успешно осуществлять воспитательные задачи, необходимо знать технологию, механизм воздействия культурно-просветительной деятельности на человека. Правильная технология культурно-просветительной деятельности предполагает изучение закономерностей ее функционирования. Сегодня уровень технологии определяет облик каждого культурно-просветительного учреждения, эффективность его функционирования. Поэтому невозможно понять сущность, специфику технологии культурно-просветительной деятельности без учета характера и динамики общественных отношений.

Организация и методика культурно-просветительной работы являются целостной системой, но имеют и свои отличительные черты. Организация КПР - это целенаправленные практические действия, которые ориентируют на постановку целей, задач, принятие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществление контроля исполнения.

Методика КНР - это творческий распределение целей, отбор содержания, форм, средств идейно-эмоционального воздействия, методов, приемов, способов, частичных операций, регулирующих поведение посетителей с учетом их потребностей и интересов, развивающих их самостоятельность, инициативу и создающих оптимальные условия для восприятия происходящего, гармонического воспитания личности. Успешная организация культурно-просветительной деятельности - это умение убедить и практически организовать конкретное дело на добровольных началах.

В культурно-просветительной деятельности под организацией следует понимать оптимальное упорядочение всех составных элементов педагогического процесса в учреждениях культуры, с помощью которого достигался их четкая взаимосвязь, рациональная структура управления и взаимодействие с посетителями. Организационный процесс следует рассматривать «в трех смыслах - как объект, упорядоченность и деятельность» (Пригожин А. И. Организация: системы и люди - М., 1983. - С. 6 - 8).

Жизнь выдвигает перед культурно-просветительными работниками все более сложные проблемы, которые невозможно решать прежними формами, средствами и методами. В подобных условиях несогласованность действий сотрудников культурно-просветительных учреждений влечет негативные последствия.

Подобный «стиль» деятельности культурно-просветительных работников во многом запрограммирован действующими организационными структурами системы управления, а во многом порожден неумением работать. Вот почему практически на всех совещаниях культурно-просветительные работники ставят вопрос о регламентации деятельности, упорядочении режима труда, нормировании рабочего дня.

Здесь надо иметь в виду, что «деятельность культурно-просветительных учреждений не может быть формальна целиком, ибо они являются, с одной стороны, государственными учреждениями со всеми требованиями, которые предъявляют такие учреждения к своим членам, с другой - выступают как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободного и творческого проявления личности

Именно эта особенность работы культурно-просветительных учреждений вызывает проблему: как организовать деятельность этих учреждений, чтобы необходимая для всякой организации формализация основных процессов не создавала препятствий для творчества, как лучше стимулировать творческую активность, полнее использовать возможности всех участников самодеятельности» (Иванова Н. И. Проблемы социальной организации учреждений культуры//Социология культуры. - Вып. 2.- Тр. 29.- С. 31).

Высокохудожественные массово-политические и культурно-воспитательные мероприятия, их эмоционально-выразительная форма вызывают у воспринимающего субъекта-объекта состояние сотворчества. Здесь сливаются воедино познание действительности и чувственно-предметное отображение мира, мысль и чувство, в сознании человека происходит реконструкция целостного образа, что является механизмом глубокого и разностороннего познания мира, воспитания эмоциональной культуры человека.

Понятие «организация» не сводится к организаторскому виду деятельности. Порой трудно представить, какой огромный комплекс действий необходимо совершить при подготовке и проведении мероприятий (таких, как праздник или обряд), сколько усилий надо приложить, чтобы добиться взаимодействия, слаженности участников мероприятия. Поэтому организация культурно-просветительной работы есть процесс, где совокупность операций сгруппирована по определенным этапам. Каждый этап, в свою очередь, представляет собой сумму целенаправленных воспитательных действий, осуществляемых в определенной последовательности.

Методическая деятельность - основа педагогической системы культурно-просветительной работы; она выступает внутренним регулятором воспитательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т. е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, сценариев, разработок, рекомендаций.

Методика - это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические. При этом вся организация и методика работы культурно-просветительного учреждения должны учитывать необходимость создания наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Собираясь вместе, общаясь, люди, независимо от того, осознают ли они это или нет, всегда оказывают определенное влияние друг на друга. Б. Ф. Ломов считает, что «при реализации определенных целей в деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а общение строится по законам деятельности (например, деятельность педагога, лектора). В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения (например, театральное представление, демонстрационное поведение)» (Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 126). Человеческое общение в культурно-просветительном учреждении особенно благоприятно, поскольку оно происходит в непринужденной обстановке, когда сама атмосфера располагает к взаимопониманию. Многие формы культурно-просветительной работы прямо рассчитаны на использование этого механизма.

Не менее важен и механизм активизации посетителей, приемы побуждения к активности, используемые в культурно-просветительной работе. Опираясь на них, культурно-просветительные работники могут создать оптимальные условия для восприятия и освоения личностью духовных ценностей. При этом методика, с одной стороны, на основе дифференцированного подхода учитывает особенности различных групп населения: социальные, образовательные, возрастные, профессиональные и т. д., стабильность аудитории, посещающей мероприятия, а с другой - она направлена на передачу опыта одного поколения другому.

Следует заметить, что практически все виды деятельности, которые предлагаются посетителям в культурно-просветительных учреждениях, органично взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, что положительно сказывается как на мировоззренческой, так и чувственно-эмоциональной сфере всех участников и зрителей. Так, например, вечер встречи с ветеранами революции способствует как углублению знаний о времени Октября, так и формированию более прочных убеждений, ценностных ориентации, обусловленных конкретной тематикой. А многообразие используемых форм, средств и методов культурно-просветительной работы открывает возможность включения в нее большого числа участников с различными интересами и духовными запросами. Все это обеспечивает динамичность и гибкость педагогического процесса в культ.-просвет. работе.

Программно-целевой метод в деятельности культурно-просветительных учреждений даст представление о новых путях развития организации и методики.

Так, например, Горьковский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы помогает культурно-просветительным работникам получить такие знания через разработанную методику проведения паспортизации ЦКС, КСК и опрос населения. В паспортах раскрываются сведения о сельском Совете, на территории которого расположены клуб, парк культуры и отдыха, ЦКС, КСК, "Iрудовые коллективы, которые они обслуживают, возрастом и социальный состав населения, состав проживающих па данной территории семей. В паспортах подробно характеризуются зоны действия клубных учреждений, условия работы в них, указывается удаленность от центральной усадьбы, материально-техническое оснащение и состояние клубных зданий, перспективы развития на предстоящую пятилетку.

Конкретное состояние клубов, парков культуры и отдыха, ЦКС, КСК, как и реально существующие условия их деятельности являются необходимой предпосылкой функционирования методики культурно-просветительной деятельности. Более детально рассмотрение методик возможно по направлениям коммунистического воспитания или по формам работы. Подчеркнем, что при подготовке любого мероприятия необходимо органически соединить художественно-творческие навыки с организационно-педагогическими в практической деятельности. Рассматривая более детально методику подготовки и проведения агитационно-пропагандистских мероприятий, важно выделить следующие моменты:

Изучение потребностей, интересов, установок аудитории;

Обоснование необходимости в выборе мероприятия;

Определение цели, темы, идеи;

Организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов;

Разработка программы мероприятия, сбор материала и его обработка;

Организация репетиционного процесса и проведения мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ проведенного мероприятия.

Как видим, организация и методика подготовки и проведения мероприятия - это единый технологический процесс, где сначала определяются темы, уясняются цели, выбор формы и средств идейно-эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию с учетом реальных условий. В то же время методика культурно-просветительной работы располагает тремя творческими методами: театрализацией, иллюстрированием и игрой.

Наличие этих методов позволяет по-особому организовать материал и развивать инициативу и самодеятельность масс, создать предпосылки наиболее полного восприятия духовных ценностей, развития способностей, разными способами активизировать человеческий фактор.

При выборе творческого метода культурно-просветительной деятельности следует рассматривать его применение прежде всего через призму нервно-психической системы, «по-своему и у каждого человека индивидуально преломляющей внешнюю информацию. Затем данная информация попадает во внутренний духовный мир личности, где происходит последующая ее субъективная переработка. В итоге внешняя информация, по меньшей мере, дважды субъективно осваивается личностью в соответствии с ее интеллектуальными способностями, полученным воспитанием, жизненным опытом» (Шепель В. М. Социально-психологические проблемы воспитания. - М., 1987. - С. 34).

Современная технология культурно-просветительной работы особенно требует соблюдения принципа социализации. Понятие «социализация» по содержанию шире, чем «воспитание». Воспитание - это, прежде всего, система направленных воздействий, с помощью которых человеку пытаются привить какие-то новые черты и свойства, тогда как социализация подразумевает использование не только системы этих воздействий, но и спонтанных влияний, посредством которых человек приобщается к культуре в ее социальном значении

И здесь невозможно обойтись без апелляции к нравственным критериям и ценностям. Однако нравственные оценки, не связанные с конкретной привязкой к социальным фактам, превращаются, как правило, в примитивную морализацию. Вот почему для аудитории в учреждениях культуры морализирование - злейший враг, убивающий самую возможность проблемного изложения и восприятия материала, проблемное мышление как таковое. А культурно-просветительные работники, выступающие в роли морализаторов, излагают общественные проблемы и явления не как объективные и субъективные, закономерные и случайные, а как положительные или отрицательные, хотя наличие критериев такого деления смутно угадывается или

Попросту отсутствует. Тогда объект воспитания «выключается», педагогический эффект может быть и отрицательным.

Новый подход к организации культурно-просветительной работы - это прежде всего ориентация на обыденное сознание. «Действительно, было бы упрощением изображать дело таким образом, что активное участие масс в общественно-политической практике может базироваться только на тех знаниях, которые усваиваются через различные каналы пропаганды, что эти знания функционируют в практической деятельности масс, так сказать, в стерильно-чистом виде, не «обрастая» опытом, почерпнутым из жизни». Высокая оценка теоретического знания в марксистской идеологии никогда не означала принижения значения обыденного сознания, «в рамках которого осмысливается людьми их собственный опыт, выражаются их повседневные заботы, жизненные факты поднимаются до уровня больших обобщений и принципиальных выводов» (Биккенин Н. Б. Социалистическая идеология. - М., 1978. -С. 135-137).

Содержание деятельности клубов, парков культуры и отдыха, ЦКОК, КСК определяется ее направленностью на обыденное сознание. Надо иметь в виду, что оно выступает как система, лишенная критического отношения к имеющимся у нее знаниям, поэтому сюда легко проникают различные слухи, предрассудки, сплетни. Технология культурно-просветительной работы наиболее эффективна, если она построена на органической взаимосвязи научного и обыденного сознания человека.

«Как активное существо, которое открывает бесконечность универсума, познает его законы, овладевает ими, создает «вторую природу» и благодаря этому творит себя, человек формирует и развивает свое научное сознание. Но как существо, лишь ориентирующееся в ближайшей окружающей его среде и приспосабливающееся к пей, следуя уже проторенными пунши, человек - постель обыденного сознания, в котором самым причудливым, противоречивым образом сочетаются рассудок и предрассудок, действительные знания и иллюзии» (О й з е р м а н Т. И. Диалектический материализм и история философии: Историко-философские очерки. - М, 1979 -С. 100).

Между научным и обыденным сознанием нет абсолютной противоположности. При соответствующих условиях различия между ними из противоположности переходят в единство. Отсюда предпосылкой культурно-просветителького воздействия являются духовные потребности человека, которые, в частности, и приводят его в клуб, парк культуры и отдыха, КСК, ЦКС. Эти потребности являются достаточно разнообразными и подвижными, способными к фппсформации под влиянием происходящих в нашем обществе процессов.

Необходимость ликвидации имеющегося разрыва между потребностями аудитории и уровнем работы культурно-просветительного учреждения по их удовлетворению требует постоянного совершенствования всей технологической структуры. Прежде всего - накопление знаний о существенных характеристиках объекта, которые являются источником и носителем формирующего воздействия на реальную и потенциальную аудиторию. Затем - сохранение и постоянная поддержка состояния стабильности, упорядоченности деятельности, базирующейся на совокупности форм организации содержания КПР и многообразных взаимодействий людей.

Культурно-просветительные работники, начиная планировать одно мероприятие, одновременно занимаются организационными вопросами по подготовке другого, думают о третьем. А жизнь подбрасывает неожиданно четвертое, которое надо проводить, но обдумать его нет времени. А ведь каждый этап подготовки имеет свои воспитательные задачи для субъектов и для объектов. Отсюда логика и последовательность прохождения перечисленных нами этапов должна быть такова.

На первых этапах - анализ обстановки и формулировка цели. Важную роль играет включение в работу активистов сценарной, режиссерской и организаторской групп. Затем в подготовку мероприятия включается все большее число участников: молодых рабочих, наставников, учащихся ПТУ, мастеров, ветеранов, пенсионеров. В этот период перед организаторами стоит задача воспитания у участников понимания необходимости общей работы, надо вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить их на самостоятельное решение возникающих вопросов, наладить информацию о положении дел.

Материалы, собранные культурно-просветительными работниками и их активом, сценарная группа трансформирует в художественную форму. Для педагогического анализа собираются ответы на следующие вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, уровню политического и общекультурного развития, какова степень его готовности принять участие в подготовке мероприятия, что соответствует определенному набору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность».

В технологии культурно-просветительной работы выделяются следующие этапы деятельности от замысла до достижения результата: анализ обстановки, формулировка цели, планирование мероприятия, подготовка мероприятия, реализация замысла, т. е. проведение мероприятия, наконец, педагогический анализ проведенного мероприятия

Расчленение на этапы хотя и условно, но позволяет лучше разобраться в технологии подготовки мероприятия.

К сожалению, на практике технология зачастую нарушается. Поэтому необходимо решить, каким набором средств воспитательного воздействия можно достигнуть запрограммированного результата. Осмысление этих вопросов даст возможность сформулировать цель мероприятия в окончательном виде. Основное внимание при определении цели необходимо обратить на ее характер. Только тогда она будет генератором идей, объединив всех участников подготовки в единомышленников Это будет способствовал, и выработке у участников чувства ответственности за порученное дело, умения соизмерять собственные силы и возможности других участников в предстоящей работе. Конкретно расписывают все поручения, роли и т. п., рассчитывают людские и финансовые ресурсы, уточняя цель мероприятия. Успех мероприятия во многом зависит от четкого планирования. Оно позволяет активу правильно организовать свой труд, определить пути достижения поставленных перед собой задач.

Следующий этап - подготовка мероприятия - воспитывает у участников настойчивость в достижении результатов и чувство коллективизма, ответственность за порученное дело. Здесь важно добиться от сценарной группы четкого составления программы совместных действий, поиска рациональных способов объединения усилий исполнителей, четко определить функции каждого исполнителя. Наиболее эффективным способом является проигрывание исполнительских ролей. При этом воспитательная акция заметно возрастает, так как культурно-просветительный работник дает возможность всю активную организаторскую работу проводить самим участникам будущего мероприятия. Роль организатора должна быть сведена в основном к инструктажу, установлению взаимодействия между участниками, к общему руководству их деятельностью и контролю за ходом осуществления мероприятия.

Проведение мероприятия представляет собой самый сложный и ответственный этап для всех участников. Но, несмотря на занятость, надо вести наблюдение за эффективностью мероприятия и за четким прохождением намеченного сценария. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации, например в случае неожиданной реакции зрительного зала.

И наконец, завершающий этап работы над мероприятием - педагогический анализ его проведения Он проводится в целях воспитания у участников самокритичности, умения объективно оценивать не только свою, но и работу товарищей. От подведения итогов, анализа данного мероприятия во многом зависит качество следующих мероприятий. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ мероприятия обязательно должен завершаться общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и результаты проделанной работы является одним из главных показателей уровня профессионального мастерства культурно-просветительного работника

Конечно, бывает и такое: культурно-просветительные работники потратили много сил, энергии и времени на подготовку мероприятия, все сделали техноло1ически верно, а желаемого результата не получилось Исключить подобные случаи можно, лишь добиваясь полного соответствия целей, средств и методов Как писал А.С Макаренко, «целесообразность и диалекгичность воспитательного средства - вот основные положения, которые должны лечь в основу советской воспитательной системы» (Макаренко А.С. Соч. - М., 1958. - Т. V - С. 104).

Ясная цель, продуманные методы и способы ее достижения, набор разнообразных и эффективных средств идейно-эмоционального воздействия на аудиторию обеспечивают результативность культурно-просветительной работы.

Существует много различных вариантов планирования работы культурно-просветительных учреждений. Интересно, например, предложение Ленинградской Высшей профсоюзной школы культуры. Форма годового плана содержит вертикальные графы: «Номер по порядку»; «Социальные и целевые группы»; «Задача мероприятия или цикла»; «Стимулирование изучения марксистско-ленинской теории»; «Популяризация естественнонаучных и научно-атеистических знаний» и т. п. Если в плане цикл разбивается на отдельные мероприятия, то определяется задача каждого из них: «Наименование мероприятия (цикла)»; «Количество мероприятий, периодичность проведения мероприятий» (на каждый месяц определяется количество мероприятий); «Место проведения»; «Организации, которые привлекаются к подготовке»; «Источники финансирования в случае проведения совместных мероприятий»; «Ответственные за мероприятия».

По этой форме составляются планы важнейших политических и производственных кампаний; месячные планы разбиваются по дням. Такой подход позволяет культурно-просветительным работникам сосредоточивать внимание на двух основных моментах: на дифференцированной работе с различными категориями населения и на определении воспитательных задач для каждого цикла или отдельного мероприятия.

Продуманное планирование позволяет систематизировать работу культурно-просветительного учреждения, добиться единства содержания и формы проведения мероприятия на основе последовательности и взаимодополняемости различных форм работы, массовых, групповых и индивидуальных форм воздействия.

В разделы плана могут быть включены следующие графы: «Наименование мероприятия (цикла)»; «Целевые группы, для которых проводится мероприятие»; «Цель мероприятия» (цикла); «Формы проведения мероприятия»; «Периодичность (сроки проведения) мероприятия»; «Место проведения мероприятия»; «Организации, принимающие участие в проведении мероприятия»; «Материально-техническое и финансовое обеспечение»; «Ответственные за подготовку и проведение мероприятия».

^ Графа «Наименование мероприятия (цикла)». Наименование мероприятия обычно определяется короче и образнее, чем тема этого мероприятия. При этом название должно отражать тему. Планируется провести цикл мероприятий: «Влияние ленинских идей на ход перестройки в нашей стране». Название цикла объединяет все мероприятия, входящие в него.

В зависимости от аудитории название мероприятия формулируется по-разному. Если оно адресовано подготовленной аудитории, специалистам, его название не обязательно должно быть кратким, - важно, чтобы оно отражало конкретную проблему. Если же мероприятие организуется для массовой аудитории, название должно быть коротким, привлекающим внимание, пробуждающим интерес. Длинное название с малознакомыми терминами здесь срабатывает плохо.

^ Графа «Целевые группы, для которых проводится мероприятие». В ней дается характеристика будущей аудитории. Знание ее особенностей, учет их - непременное требование к любому мероприятию.

^ Графа «Цель мероприятия (цикла)». При планировании необходимо четко определить цель каждого мероприятия или всего цикла, рассчитанных на определенную категорию посетителей клуба и направленных на решение конкретных воспитательных задач. Чем шире круг таких задач, тем полнее формы и методы будут отвечать требованиям комплексного подхода к делу воспитания, учитывать различные его направления. При этом конкретные воспитательные задачи отдельных мероприятий определяются целями цикла, общей направленностью плана.

^ Графа «Форма проведения мероприятия». Сложные задачи, стоящие перед культурно-просветительными учреждениями, можно решить, используя разнообразные по форме мероприятия. Необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения каждого отдельного мероприятия для ее успешного анализа.

^ Графа «Периодичность (сроки проведения) мероприятия». Строгое соблюдение периодичности в проведении мероприятий позволяет систематизировать работу. Воспитательное значение проведенного мероприятия значительно возрастет, если оно будет подкреплено целой системой аналогичных мероприятий.

^ Графа «Место проведения мероприятия». Проведение мероприятий не должно ограничиваться стенами клуба, Дома культуры, парка культуры и отдыха. Надо использовать самые различные площадки - красные уголки домоуправлений и общежитий, агитплощадки по месту жительства и т. д.

Практика работы лучших клубных учреждений показывает, что и на малых площадках можно организовать циклы лекций и бесед, встречи с интересными выпуски устных журналов и альманахов, демонстрацию фильмов с помощью кинопередвижки и даже выступление коллективов художественной самодеятельности.

Расширение географии проведения мероприятий решает проблему охвата культурно-просветительным воздействием тех категорий населения, которые в силу каких-либо причин не могут прийти в основное здание.

^ Графа «Организации, принимающие участие в проведении мероприятия». К подготовке и проведению мероприятий надо широко привлекать различные учреждения и организации. Чем их больше, тем выше гарантия, что каждое мероприятие будет более эффективным. Разумеется, это справедливо лишь при условии тщательной координации их действий.

Опыт показывает: когда трудовой коллектив сам принимает участие в подготовке и проведении мероприятия, эффективность такого мероприятия значительно возрастает, если каждый член коллектива внесет свой посильный вклад в общее дело. Общественные организации укажут на вопросы, которые необходимо решить в ходе технической подготовки мероприятия (готовность площадки, оборудования, инвентаря и т. д.), оповестят трудящихся о предстоящем мероприятии.

^ Графа «Материально-техническое и финансовое обеспечение». В ней указывается организации, принимающие долевое участие в расходах на проведение мероприятия (например, на приобретение подарков, сувениров, цветов для вручения передовикам производства и т. д.), примерные размеры затрат. Эти вопросы согласовываются с организациями на основе детально разработанных расчетов, которые рассматриваются советом или правлением клуба.

В графе «Ответственные за подготовку и проведение мероприятия» могут быть указаны не только культурно-просветительные работники, но и представители различных организаций.

План - это руководство к действию. Но даже хороший план может остаться на бумаге, если он не учитывает реальные возможности культурно-просветительного учреждения, его кадровый состав и актив. Жизнь требует сегодня того, чтобы наряду с включением в план массовых форм работы продолжался поиск новых групповых и индивидуальных форм.

Планирование работы культурно-спортивных комплексов имеет свою специфику. Комплекс - это не совет, не орган, а организационный, деятельный центр, учреждение Нового типа, новой структуры, производственное объединение по интенсификации свободного времени, которое аналогично научно-производственному объединению.

Эта специфика выражается прежде всего в разработке очередного годового плана, программ по культурному обслуживанию населения, мероприятий по организации учета работы и отчетности всех подразделений, постоянном контроле за их деятельностью; в активной культурно-шефской помощи селу, в разработках форм социалистического соревнования, стимулирующих культурно-шефскую работу на селе.

Специфика планирования работы КСК состоит в том, что она включает в себя разработку планов деятельности как комплекса в целом, так и входящих в него учреждений и организаций. Зачастую клубы и Дома культуры входят в централизованные клубные системы, а библиотеки - в централизованные библиотечные системы, что усложняет организацию плановой деятельности культурно-спортивного комплекса. Отсюда вытекают такие задачи: согласование планов работы учреждений и организаций, входящих в КСК, и разработка единых планов работы КСК в целом. Для решения первой задачи необходимо:

Включение в годовые и текущие планы работы клубов, Домов культуры, спортивных организаций, библиотек мероприятий, которые готовятся и проводятся ими совместно;

Ознакомление работников учреждений и организаций, входящих в КСК, с планами других коллективов. Согласование планов может осуществляться посредством взаимного обмена планами работы учреждений, входящих в КСК, и планами работы обществ «Знание», ДОСААФ и других организаций.

Разработка планов работи КСК может осуществляться, например, в виде единого годового плана совместных мероприятий, проводимых КСК в целом. В него включают мероприятия, в подготовке которых участвуют все организации и учреждения, входящие в КСК (празднование знаменательных дат календаря, проведение Дней памяти, знаний, праздников поселков, улиц, спортивных праздников, слетов и т. д.). Подобный план, утвержденный координационным советом КСК, может в случае необходимости разрабатываться и на полугодия.

Для выполнения годового единого плана работы КСК составляется финансовая смета на основе предыдущего

^ ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

МАССОВЫХ ФОРМ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ

Демократизация - живая душа перестройки, необходимое условие развития творческой инициативы масс, их активного вовлечения в управление делами государства и общества. В числе важнейших признаков перестройки культурно-просветительной деятельности партия выделяет постоянную заботу о культуре советских людей, развитии их духовных потребностей. «Главную задачу своей культурной политики, - отмечается в Программе КПСС,- партия видит в том, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему и в этой области, важно построить всю культурно-воспитательную работу так, чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла навстречу их интересам» (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М, 1986.-С. 90).

Практическое решение этой многообразной и сложной задачи осуществляется культурно-просветительными учреждениями преимущественно в формах массовой работы с людьми, в контакте со смешанной аудиторией, а не с однородной в социально-демографическом, профессио

Бабина, Т.В. Развитие форм социально-культурной деятельности в условиях рынка //Культурологические аспекты развития Западной Сибири: материалы Всероссийской науч.- практ. конф. /Т.В. Бабина- Тюмень: ТГИИиК, 2000.- 216 с.

Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -- 3-е изд. -- М. : Сов. энцикл., 1969-1978.

Большой толковый социологический словарь. Том 1. - М.: Вече, 1999. - 544с.

Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи /Ю.Р. Вишневский [и др.].- М: Социум, 2000.- 296 с.

Волков, Ю.Г. Социология молодежи [Текст]: учеб. пособие /Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария [и др.]; Под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-575 с.

Григорьева, Е.И. Современные технологии социально - культурной деятельности: [ Текст]: учеб. Пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004. - 512 с.

Демина, Е. Досуговые предпочтения современной студенческой молодежи // Культура и искусство: поиски и открытия: материалы межрегиональной науч. студ. конф. (г. Кемерово, 25 апр. 2005 г.) /Е. Демина; КемГУКИ.- Кемерово, 2006.- 196 с.

Еременко, В.С. Театрализованный массовый праздник. Основы праздничного производства: Учеб. Пособие - Кемерово: ООО 2 Антом", 2009 - 316 с.

Жарков, А.Д. Теория и технология культурно - досуговой деятельности: Учебник для студентов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен /А.Д. Жарков //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2003.- 2.- С. 72-79.

Зеленин, А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: Концептуальные основы, Стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [ Текст] А.А.Зеленин Нижний Новгород 2009. - 52 с.

Зубок, Ю.А. проблемы социального развития молодежи в условиях рынка [Текст] Ю.А. Зубок Социологические исследования. - 2003. - 4. - С. 251.

Иконникова, С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.- 165 с.

Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.- М., 1995.- С. 3.

Клейберг, Ю.А. Молодежь и досуг: Сущность, проблемы, основные тенденции /Ю.А. Клейберг.- Бишкек, 1993.- 163 с.

Клявина, И.И. Современные тенденции развития молодежного досуга // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвузовский сб. науч. ст. /И.И. Клявина; Ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГАКИ, 2002.- 177 с.

Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Высшая школа, 1990.- 208 с.

Котельникова, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: [Текст]: дис.канд. социол. наук: 22.00.06. 2003 .В. Котельникова.- Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2003.- 204с.

Культура молодежи: Сб. науч. тр. /Под ред. В.Н. Яровой.- Саратов: Саратовский университет, 1989.- 101 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 461 с.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.- СПб.: Изд-во «Терра-Книжный клуб», - М., 1997 С.35

Малышенко, Т.Т. К вопросу об актуальности проблем досуга молодежи // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: межвузовский сб. науч. ст. /Ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГАКИ, 2002.- 177 с.

Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / О.И. Марков. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

Марков, О.И. Сценарная культура режиссера театральных представлений и праздников. Сценарные технологии: учеб. пособие / О.И. Марков. − Краснодар: КГУКИ, 2004. - 406 с.

Маршак, М.И. Клубный сценарий / М.И. Маршак. - М.: Профиздат, 1975. - 118 с.

Маршак, М.И. Кто придумал вечер? Заметки о клубном творчестве / М.И. Маршак. - М.: Сов. Россия, 1988. - 112 с.

Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития /В.Е. Новаторов // Вестник Омского университета.- Омск: ОГУ, 1999.- Вып. 3(13).- С. 109 - 115.

Новаторов, В.Е. Тенденции, проблемы и перспективы развития социально-культурной сферы в России /В.Е. Новаторов // Кадры культуры и культура кадров. - Иркутск, 2003. - С. 5.

Организация и методика художественно - массовой работы клуба, парков культуры и отдыха, централизованных клубных систем культурных комплексов / Под ред.Д.М.Генкина. - М., 1987.

Орлова Э.А. История антропологических учений. -- М. Академический Проект. Альма Матер, 2010. 621 с.

Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина ХХ в.): учебное пособие/ В.М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО "Полиграф - Мастер" - 2007. - Т.4. -870 с.

Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.) учебное пособие / В.М.Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО " Полиграф - Мастер" - 2008. - Т. 7 - 556 с.

Сикевич, З.В. Молодежная культура - "за" и "против": Заметки социолога /З.В. Сикевич.- Л.:Лениздат, 1990.- 306 с

Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие.- Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.- 504 с.

Соколов, А.В. Феномен социально- культурной деятельности /А.В. Соколов. - СПб., 2003. - С. 7.

Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского.- СПб, 1996.- С. 32.

Специфика и содержание молодежного досуга [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kultreferat. popal.ru/.- Загл. с экрана.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года)

Стрельцов, Ю.А. Общение в учреждениях культуры. - М., 1981. - 132 с.

Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика /В.Я. Суртаев.- СПб.: СПбГИК, 2000.- 208 с.

«Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. Изд-во «ИТИ Технология», 944 с., - М., 2009 г.

Триодин, В.Е. Педагогика клубной работы. -М., 1984.

Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление /Б.А. Трегубов.- Л.: ЛГИК, 1991.- 337 с.

Туев, В.В. Коммуникативное поле и коммуникативные гнёзда молодежной культуры /В.В. Туев, И.И. Клявина // Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых.- М.: МГУКИ, 2001.- С.97 - 103.

Туев, В. В. Социально - культурная деятельность в таблицах и схемах / В. В. Туев. - КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: АлтГАКИ, 2006. - 87с.

Туманов, И.М. режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Лекции.- Л., 1974.- 96 с.

Фатов, А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.oim.ru .- Загл. с экрана.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.энциклопедия, 1983.

Фисюк, Т.Т. Молодежная аудитория как субъект культурно-досуговой деятельности //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. и учеб.-метод. ст. /Гл. ред. Е.Л. Кудрина; ред.-сост. В.В. Туев.- Кемерово: КемГУКИ.- С. 142-150.

Черняк, Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: учеб. пособие / Ю.М. Черняк. - Минск: Тетра Системе, 2004. - 224 с.

Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория: учебник.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

Шароев, И.Г. Драматургия массового действа: учеб. пособие по курсу "Режиссура и мастерство актера"/ И.Г. Шароев; Мин-во культуры РСФСР; ГИТИС им. А. В. Луначарского. - М.: 1979

Шубин, С.В. Сценарий как литературная основа массовых и театрализованных постановок: учеб. пособие для студ. и преподавателей факультетов культуры и искусств, а так же для учащихся средних учебных заведений творческих направлений / С.В. Шубин, С.М. Студенкина. - Омск: БИ, 2004. -133 с.

Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ / И.Б. Шубина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 352 с. - (Серия "Хит сезона": Основы драматургии и режиссуры рекламного видео).

Шендрик, А.И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования: Автореф. дис+ д.ф.н. /А.И. Шендрик.- М., 1991.- 57 с.

Энциклопедический словарь по культурологии.- М.: Центр, 1997.- 480 с.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия /Н.Н. Ярошенко // Ученые Записки. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 41.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социальный опрос.

В целях изучения запросов и интересов молодежи, рационального использования свободного времени, развития творческих способностей, перспективы мы проводим опрос общественного мнения.

Для облегчения анкеты к большинству вопросов предложено несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один и обвести кружком соответствующую цифру. Если на какой - то вопрос варианты ответов не предусмотрены, то впишите ответ сами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследований.

В настоящее время Вы работаете или учитесь?

а) работаю

в) ни чем не занимаюсь.

Довольны ли Вы своей работой, учебой?

а) очень доволен (а)

б) не доволен (а)

в) затрудняюсь ответить

Какие культурно развлекательные учреждения находятся недалеко от Вашего дома?

а) кинотеатр

б) библиотека

в) кафе, бар

г) зал компьютерных игр

д) тренажерный зал

Какие типы КДУ представляются вам более перспективными в музыкальном образовании?

а) Государственные культурные центры

б) Акционерные культурно - досуговые формирования

в) Национальные культурные центры.

г) филармонии

д) Диско клубы

ж) Какие еще (напишите)

Какие функции учреждений культуры, на Ваш взгляд, имеют существенное значение на сегодняшний день?

а) Отдых развлечение

б) Развитие творческих способностей

в) Повышения культуры досуга населения

г) Удовлетворения музыкальных потребностей населения.

д) Что еще (напишите)

Всегда ли, на Ваш взгляд, молодежь имеет возможность посещать фестивали концерты?

а) Имеет возможность

б) При желании посещает

в) У большинство нет такой возможности.

Удовлетворяет ли вас исполнительное мастрество наших певцов.

а) Удовлетворяет

б) Не удовлетворяет

Какой музыке Вы отдаете большое предпочтение.

а) Классический

б) Народный

д) духовной

ж) Что еще (напишите)

С кем вы предпочитаете проводить свободное время.

а) С семьей

б) С коллегами

в) С соседями

г) С друзьями

Довольны ли Вы, тем как проводит свободное время

а) Да, вполне

б) Трудно сказать

в) Затрудняюсь ответить

Есть ли у вас самое любимое занятие (хобби)

в) Если есть, то назовите его.

Сколько вам лет.

Ваше образование

а) Неполное среднее

б) Среднее специальное

в) Незаконченное высшее.

Г) Высшее

а) мужской

б) женский

Семейное положение

а) Холост не замужем

б) Женат замужем

Социальное положение

а) Учащиеся (студент)

б) Рабочий

в) Домохояйка

г) Что еще (напишите)

Как часто Вы посещаете драматический театр?

Какие спектакли, из увиденных Вами, Вы можете перечислить?

Известно ли Вам, что в школе функционирует театральная студия «Мелочи жизни»?

Видели ли Вы их постановки?

Принимали ли Вы участие в постановках театральной студии «Мелочи жизни»?

Если бы Вы у вас выбор, в театр или в кино, какой выбор Вы бы сделали?

Назовите три причины, по которой Вам нравится или не нравится театр?

Спасибо за Ваши искренние ответы.

Анкета анонимно.

Анализ Анкет:

Количество посещаемости Вид культурного учреждения

52,3% Опера балета

68,3% Кинотеатр

55% Филармония

72% Дворец культуры.Эстрадн.концерты.

35% Библиотека

72% Спортивные учреждении

56% Студии танцев

74% Ночные клубы

30% Клуб поетов

28% Любительские клубы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета эксперта

В целях интересов молодежи в сфере музыки, использования свободного времени, развития музыкальных способностей среди молодежи. Мы проводим опрос общественного мнения.

Просим Вас заполнить анкету и отнестись к нашим вопросам серьезно. От точности и искренности ваших ответов будет зависеть правильность наших выводов. В анкете предложены вопросы и несколько вариантов ответов, которые нужно обвести в кружок в соответствии с вашим мнением.

Заранее благодарим вас за участие в исследовании.

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние организаций досуга молодежи.

а) состояние отличное

б) состояние хорошее

в) состояние удовлетворительное

г) состояние плохое

2) За счет чего можно было бы добиться решительных перемен к лучшему в музыкальной сфере.

а) повышение заработной платы работников в музыкальной сфере.

б) предоставление права создать новые кружки музыки и песни

в) совершенствование музыкального оборудования

г) предоставление спонсорской поддержки

3) Как вы обычно проводите от учебы время.

а) занимаюсь спортом или посещаю спортивные секции

б) слушаю музыку и смотрю телевизор

в) посещаю культурно - развлекательные мероприятия

г) приглашаю гостей или хожу в гости

д) отдыхаю и просто ничего не делаю

4) Укажите направления литературы, которыми следует пополнить библиотеку Вашего ВУЗа

а) воспитание человека к искусству

б) сохранения памятников культуры и искусство

в) занятие искусством (музыкой, пением, танцами, литературным творчеством)

г) повышение профессионального мастерства

д) отдых и развлечения

5) Следует ли учитывать интересы и потребности современной молодежи к деятельности библиотеки Вашего ВУЗа

а) интерес растет

б) интерес заметно меняется

в) интерес становятся слабее

г) затрудняюсь ответить

6) Скажите какую музыку Вы любите слушать?

а) классическую

б) народную музыку

в) эстрадную музыку

г) рок музыку

д) джаз музыку

ж) любую другую музыку

7) Что мешает Вам проводить свой досуг как хотелось бы?

а) не хватает свободного времени

б) отсутствие поблизости учреждений культуры

в) нехватка денежных средств

г) нет условий для отдыха

д) непонимание близких родственников

8) Какое по Вашему мнению, положительное влияние может оказывать музыка на жизнь молодежи?

а) повышать духовный уровень

б) развивать психологическое развитие

в) развивать музыкальные способности, слух

г) воспитывать чувства патриотизма

9) Какие факторы, на ваш взгляд, отрицательно сказываются на музыкальной деятельности в нашей стране?

а) слабая материально - техническая база

б) однообразие в исполнении

г) отсутствие музыкальных навыков эстрадных исполнителей

10) Ваш возраст

г) свыше 41

11) Стаж работы

а) менее 3 лет

б) 4 - 6 лет

в) свыше 7 лет

12) Ваше образование

а) высшее

б) высшее специальное

в) среднее

г) среднее специальное

13) Ваш пол

а) мужской

б) женский

14) Место работы

Занимаемая должность

Спасибо за участие, за вашу искренность

В данном учебнике изложена теория культурно-досуговой деятельности, раскрыты её сущность, социальные функции, принципы, изложены специфические особенности социально-культурной ситуации в стране, оказывающей самое непосредственное влияние на технологию культурно-досуговой деятельности Содержится структурный анализ всею технологического процесса подготовки и проведения культурно-досуговых программ и предметной деятельности личности в учреждениях культуры. Рассмотрены понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры, ее основные элементы, специфика управления, драматургии и режиссуры Основные виды культурно-досуговых программ, информационно-просветительные, художественно-публицистические, культурно-развлекательные Раскрывается механизм регулирования восприятием аудиторией различных типов программ в учреждениях культуры. Издание предназначено для специалистов учреждении культуры всех типов, преподавателей, студентов вузов и колледжей культуры и искусств, широкого круга читателей, занимающихся предметной деятельностью на досуге, посетителей учреждений культуры.

Введение Раздел I. Исторические предпосылки формирования современной культурно-досуговой деятельности Глава 1. Краткий исторический аспект становления и развития культурно-досуговой деятельности в России Глава 2. Современное состояние культурно-досуговойдеятельности Раздел II. Теория культурно-досуговой деятельности Глава 1. Сущностные признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур Глава 2. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельнаяотрасль педагогической науки Глава 3. Сущность культурно-досуговой деятельности Глава 4. Социальные функции культурно-досуговой деятельности Глава 5. Принципы культурно-досуговой среды Глава 6. Целеполагание в культурно-досуговой деятельности Глава 7. Парадигмальный подход к культурно-досуговой деятельности Глава 8. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений Глава 9. Понятие культурно-досуговой инновации Глава 10. Культурно-досуговая деятельность по месту жительства Раздел III. Технология культурно-досуговой деятельности Глава 1. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» Глава 2. Состояние научных взглядов на технологию культурно-досуговой деятельности Глава 3. Экономические основы культурно-досуговой деятельности Глава 4. Массовые формы культурно-досуговой деятельности Глава 5. Групповые формы культурно-досуговой деятельности Глава 6. Индивидуальные формы культурно-досуговой деятельности Глава 7. Общение - основа технологического процесса Глава 8. Полифоничность структур в технологии культурно-досуговой деятельности Глава 9. Драматургия как компонент технологического процесса Глава 10. Режиссура как компонент технологического процесса Глава 11. Художественные методы как компонент технологии культурно-досуговой деятельности Глава 12. Художественно-образное и символико-аллегорическое воздействие на аудиторию Глава 13. Методическое обеспечение как компонент технологии культурно-досуговой деятельности Глава 14. Социально-психологические основы механизма функционирования технологии культурно-досуговой деятельности Глава 15. Регулирование социально-психологической атмосферы аудитории учреждения культуры 429 Глава 16. Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности Глава 17. Влияние аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности Заключение

В учебнике рассматриваются история, теория и методика досуга, раскрывается организационно-методические основы деятельности учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, основы режиссуры и актерского мастерства, сценарное мастерство, специфические особенности выразительных средств, проблемы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов вузов культуры и искусств, практиков учреждений культуры и досуга.

Введение Раздел I. История и теория досуга Глава I. Краткая история культурно-досуговой деятельности § I. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII вв. § 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв. § 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917-1941 гг. § 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. § 5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1997 гг. Глава II. Теория культурно-досуговой деятельности §1. Сущность культурно-досуговой деятельности § 2. Социальные функции культурно-досуговой деятельности § 3. Принципы культурно-досуговой деятельности Раздел П. Технология культурно-досуговой деятельности Глава I. «Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности § I. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ § 3. Культурно-досуговая среда учреждений культуры. §4. Культурно-досуговая среда и ее восприятие... § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности как составная часть технологического процесса § 1. Организаторская деятельность учреждений культуры § 2. Менеджмент в культурно-досуговой деятельности §3. Коммерческая деятельность учреждений культуры § 4. Реклама в культурно-досуговой сфере § 5. Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности. Глава III. Методика - творческий процесс в технологии культурно-досуговой деятельности.. § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности. § 2. Типовые методики деятельности учреждений культуры. § 3. Частные методики в культурно-досуговой деятельности § 4. Родовые методы культурно-досуговой деятельности Глава IV. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговой деятельности § 1. Драматургия культурно-досуговых программ. § 2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе § 3. Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы § 4. Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы § 5. Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ Глава V. Режиссерские основы культурно-досуговых программ § 1. Понятие "режиссура" § 2. Режиссерский замысел культурно-досуговой программы Раздел III. Подготовка и повышение квалификации специа¬листов культурно-досуговой деятельности Глава I. Профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой деятельности § 1. Методические основы обучения профессиональному мастерству § 2. Профессиограмма специалиста культурно-досуговой деятельности Глава II. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности § 1 Научные основы методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. § 2. Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности § 3. Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности § 4. Система повышения профессионального мастерства работников культуры § 5. Информационное обеспечение научно-методической деятельности в сфере культуры Глава III. Организация досуга за рубежом §1. Теоретические основы индустрии досуга за рубежом §2. Система досуга и рекреации за рубежом. Глава VI. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ § 1. Общие положения музыкального оформления культурно-досуговых программ § 2. Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах § 3. Популярная и поп музыка в культурно-досуговых программах § 4. Классическая музыка в культурно-досуговых программах Заключение