Биографии Характеристики Анализ

Знамена ссср и их значения. Символы ссср

Каждый человек, чтобы быть полноценным членом общества, должен любить свое Отечество, защищать его, знать и уважать его историю. Наша страна, Россия, является государством-продолжателем РСФСР в плане территориальных и имущественных прав, и одновременно – СССР в плане исполнения его обязательств по заключенным договорам.

Но не только формально Россия - продолжение СССР, ведь исторический процесс не заканчивается, и наши корни находятся в Советском Союзе, который был великой державой. Поэтому знать о флаге и гербе СССР – значит не терять связи со своим славным прошлым.

Как все начиналось

СССР был образован 29.12.1922 года, когда на конференции делегатами от четырех республик (РСФСР, Белорусской, Украинской и Закавказской) был подписан договор об этом. На следующий день, 30.12.1922, документ утвердили на I Всесоюзном съезде Советов глав делегаций.

Именно эта дата и является датой образования советского Союза. Однако правительство и министерства были сформированы лишь в июле 1923 года. С этого времени и началась работа над государственными символами – гербом СССР, гимном и флагом.

Описание


Герб СССР, фото которого приведено выше, - это официальный символ государства, который существовал с 1956 по 1991 годы. Он выглядит следующим образом. В самом его центре находится земной шар, обрамленный солнечными лучами и колосьями. Снизу, под солнцем на красной ленте, имеется надпись на русском языке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

В нижней части пучки колосьев обернуты продолжением ленты, на фрагментах которой также есть аналогичные надписи, но уже на языках республик, входивших в Союз. В верхней точке расположена красная пятиконечная звезда, у которой желтый ободок.

Символика герба СССР

Он символизирует добровольные союзы: рабочих и крестьянства; республик в едином государстве на равноправной основе. Международное значение герба СССР состоит в том, что он выражает идею равенства всех наций, интернациональной солидарности народов, входящих в СССР, с трудящимися людьми всей планеты.

Материки на гербе закрашены светло-коричневым цветом, а надписи сделаны золотыми буквами. Снопы колосьев на государственном гербе СССР призваны показать, что государство является жизнеспособным и процветающим. Солнце дарит свет идей коммунистического общества, предвещая светлое будущее для всех народов Земли.

История


Первый герб СССР был утвержден 06.07.1923 года высшим органом власти в 1922-1938 годах – Центральным исполнительным комитетом (ЦИК СССР). Его описание закрепили в статье 142-й Конституции, принятой в январе 1924 года. В период с 1923 по 1936 год девиз о присоединении пролетариев всех стран был отмечен на гербе на шести языках тех четырех республик, которые в 1923 году входили в СССР. Это русский, украинский, белорусский, армянский, азербайджанский и грузинский.

Но история герба СССР на этом не закончилась. В последующем, с изменением количества республик, входящих в СССР, изменялось и число лент и, соответственно, число языков, на которых был написан девиз. Начиная с 1937 года, картина изменений выглядела следующим образом:

  • с 1937 по 1946 годы – 11 лент;
  • с 1946 по 1956 годы – 16 лент;
  • с 1956 по 1991 годы – 15 лент.

Проекты


Президиумом ЦИК 10.01.1923 была создана комиссия, в задачи которой входила разработка герба и флага. ЦИК утвердил основные элементы символов СССР: серп, молот, солнце, девиз. В феврале этого же года на Гознак был передан заказ на создание герба СССР.

До сегодняшнего дня сохранились эскизы проектов ряда художников. Вот описание некоторых из них, а также и другие факты, касающиеся процесса создания герба.

  • Дунин-Борковский, будучи сторонником классического подхода, изобразил герб в виде щита с серпом и молотом.
  • На Центральном телеграфе в Москве сохранился ранний проект 1923 года: земной шар в окружении колосьев, красная звезда вверху, а серп и молот – по сторонам.
  • Существовал и пятиугольник с расположенными внутри него серпом и молотом, окруженными лучами солнца и индустриальными символами (проект Голядкина Д. С.).
  • Заведующий одним из отделов Гознака Андрианов В. Н. предложил внести в центр герба рисунок земного шара. Это должно было стать символом того, что в СССР может вступить любое государство. Близкими к замыслу Андрианова и к сегодняшнему изображению были эскизы Дрейера Я. Б. и Корзуна В. П. Окончательную целую композицию составил Андрианов.
  • Властные органы внимательно наблюдали за процессом. Так, Авель Енукидзе, бывший в тот момент секретарем Президиума ЦИК, предложил изобразить в верхней части герба вместо вензеля «СССР» звезду красного цвета.
  • Окончательный рисунок был выполнен художником Дубасовым И. И. В его первоначальном проекте девизы были помещены на ленте, находящейся в нижней части. Но потом было принято решение об их размещении на ленточных перехватах колосьев на шести языках.

Принятие и дальнейшие изменения

Рисунок герба был принят вместе с проектом Конституции 06.07.1923 г. на II сессии ЦИК. Окончательно же его утвердил Президиум ЦИК 22.09.1923 г.. На II съезде Советов 31.01.1924 была принята первая Конституция СССР, которой новый герб был официально узаконен. Как уже было сказано выше, в ней содержалось его описание.

В соответствии с Конституцией 1936 года, СССР состоял уже из 11 республик, так как Закавказская республика была разделена на три – Грузинскую, Армянскую, Азербайджанскую. Эти изменения отразились на гербе, где число лент было уже 11, о чем и было сказано в статье 143 Конституции.

Последующие уточнения

О3.09.1940 г. Президиум Верховного Совета принял решение о внесении изменений в герб СССР в связи с тем, что число республик возросло до 16. В это же время проводилась работа, связанная с подготовкой новой Конституции. 03.03.1941 г. был принят новый проект герба, предварительный. Однако препятствием для завершения работы явилась война.

Новый вариант герба был утвержден только 26.06.1946 г. На нем девиз был обозначен уже на 16 языках. К тем, которые уже имелись, были добавлены надписи на таких языках, как молдавский, латышский, эстонский, финский. Что касается республик Средней Азии и Азербайджана, то соответствующие им надписи были сделаны уже на кириллице.

Последние корректировки


После указанных уточнений были сделаны еще некоторые корректировки, которые состояли в следующем:

  • 16.07.1956 г. Карело-Финская республика стала автономной и вошла в состав РСФСР. Как следствие, 12.09.1956 г. одна из лент, с обозначением девиза на финском, была с герба удалена.
  • 01.04.1958 г. девиз на белорусском языке подвергся уточнению. Изменение внесли как в герб СССР, так и в герб Белорусской ССР.
  • Ленты с девизами располагались в соответствии с порядком перечисления республик в Конституции, в статье 13, где они, в свою очередь, соответствовали численности населения в них.

В разные периоды внесение уточнений и новые рисунки герба производились художниками, работавшими в Гознаке – Новским С. А., Крылковым И. С., Чернышевым П. М., Поманским С. А.

Положение 1980 года

31.03.1980 г. Президиум ВС утвердил положение о гербе, которое 25.06.1980 г. было закреплено законом. Согласно этому положению, герб являлся символом:

  • государственного суверенитета Советского Союза;
  • союза рабочих, крестьян, интеллигенции, рассматривавшегося как нерушимый;
  • братства и дружбы наций, народностей;
  • единства всего советского народа – строителя коммунистического общества.
  • на русском языке – в центре снизу;
  • по-украински, по-узбекски, по-грузински, по-литовски, по-латышски, по-таджикски, по-туркменски – с левой стороны, снизу-вверх;
  • по-белорусски, по-казахски, по-азербайджански, по-молдавски, по-киргизски, по-армянски, по-эстонски.

Гербы республик


Гербы были у всех республик, являвшихся союзными. Их описания имелись в Конституциях. В основу проектов этих гербов лег герб СССР, вследствие чего их главными элементами были также серп и молот, и девиз, написанный на языке соответствующей республики. Кроме того, имелось отражение тех особенностей, которые были присущи местной природе, культуре, хозяйству.

У автономной республики гербом являлся герб союзной, в которую она входила. К нему добавлялось наименование автономного образования на его языке, на языке союзной республики и на русском. Девиз выполнялся на языке автономной республики.

На сегодняшний день герб СССР, как и вся его символика, запрещен (наряду с нацистской) в некоторых восточноевропейских государствах на законодательном уровне. К ним относятся Украина, Грузия, Латвия, Литва, Польша, Венгрия. Нужно отметить, что запрет касается публичной демонстрации, за исключением использования в музейных, информационных и подобных им целях. Кроме того, Европейский суд запретил регистрировать торговые марки, предполагающие изображение герба Советского Союза.

Флаг СССР


Наряду с гербом был установлен и государственный флаг. Он выглядел так: красное полотнище прямоугольной формы, на котором у древка, в верхнем углу, были изображены золотые серп, молот и пятиконечная звезда, окруженная золотой каймой. Его ширина относилась к длине как 1:2. Однако первоначальная задумка относительно флага была иной. Об этом свидетельствует запись в статье 71 первой Конституции СССР, которая предполагала флаг СССР с гербом на красном или алом полотнище.

На сегодняшний день никаких свидетельств о том, что такой вид флага был утвержден, а также о том, что был начат его выпуск, не имеется. В связи с тем, что при изготовлении такого флага возникли трудности, 3-й сессией ЦИК 12.11.1923 г. было принято постановление, в котором описание флага соответствует тому, что указано в первом абзаце данного раздела. Окончательно флаг был утвержден в апреле 1924 года.

После распада СССР Российская Федерация 25.12.1991 г. в качестве государства-продолжателя и правопреемника заняла его место в ООН, без процедуры нового вступления. В Нью-Йорке, перед зданием ООН, вместо государственного флага СССР подняли флаг РФ. В тот же день флаг СССР был спущен в Кремле над резиденцией Президента СССР. На станции «Мир» был закреплен самый высокий советский флаг, который был на орбите еще целый год, а затем растворился в космическом пространстве.

Нашел интересную статью о символике герс СССР. Текста много; если убрать слега циницеую манеру изложения, то есть много интересных мыслей
.

Но не орёл, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

С. Михалков

…А над ними засиженный мухами герб -
Страшный герб из литого свинца -
На нём кровью крестьянина залитый серп
И молот в крови кузнеца.

И. Кормильцев

Часть I.

Можно верить и в отсутствие веры,
Можно делать и отсутствие дела…

«Наутилус-Помпилиус»

А, давайте-ка, сначала поностальгируем! Итак, вспоминаем детство босоногое, урок патриотического воспитания накануне очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, вдохновенно-возвышенный голос Марь Иванны или как там её - вашу первую учительницу - звали с мистическим трепетом, акцентуированными паузами и полуэротическими придыханиями вещает: - Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, рассказ «Советский герб»:

Всё создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого ещё никогда не существовало в истории народов, - герб первого в мире государства рабочих и крестьян.
В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понёс его Владимиру Ильичу.
Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете и беседовал с Яковом Михайловичем Свердловым, Феликсом Эдмундовичем Дзержинским и ещё целой группой товарищей. Я положил рисунок на стол перед Лениным.
- Что это - герб?.. Интересно посмотреть! - И он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок.
Все окружили Владимира Ильича и вместе с ним разглядывали проект герба.
На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамлённые снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.
- Интересно! - сказал Владимир Ильич, - Идея есть, но зачем же меч? - И он посмотрел на всех нас.
- Мы бьёмся, мы воюем и будем воевать, пока не закрепим диктатуру пролетариата и пока не выгоним из нашей страны и белогвардейцев и интервентов. Но насилие не может главенствовать у нас. Завоевательная политика нам чужда. Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч - не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше пролетарское государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда. Когда будет провозглашено братство народов во всём мире, меч нам не будет нужен. Из герба нашего социалистического государства мы должны удалить меч... - И Владимир Ильич тонко очиненным карандашом перечеркнул меч на рисунке. - А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект, а потом посмотрим и ещё раз обсудим в Совнаркоме. Надо это сделать поскорей...
И он поставил на рисунке свою подпись.
Художник, который внимательно выслушал всё, что говорил Ленин, обещал скоро принести новый эскиз герба.
Через некоторое время, когда художник пришёл в другой раз, у Владимира Ильича в кабинете сидел скульптор Андреев. Ленин работал, принимал посетителей, а скульптор тихонько сидел на диване и делал в альбоме зарисовки. Он готовился лепить портрет Ильича.
Стали смотреть новый рисунок. Меча на рисунке уже не было, и герб был увенчан звездой.
Андреев смотрел вместе со всеми.
- Ну, как по-вашему? - обратился к нему Владимир Ильич, - Очень хорошо, только ещё кое-что...
Взяв карандаш, Андреев, с разрешения художника, тут же на столе перерисовал герб. Он сгустил снопы, усилил сверкающие лучи солнца, сделал как-то всё выразительнее. Звезда приняла строгую пятиконечную форму, и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал читаться более чётко.
Этот проект герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, исполненный по замечаниям Владимира Ильича, и был утверждён в 1918 году.
Он был понятен всем трудящимся, которые защищали от врагов свою родную Советскую власть.
Пятиконечная звезда, которая сияет на вершине герба, стала эмблемой нашей армии - красноармейской звёздочкой.
Теперь наше государство стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. В гербе Советского Союза тоже есть серп и молот и золотые снопы в лучах восходящего солнца.
И в каждой республике есть свой герб. Солнце на гербах республик восходит из-за снежных горных вершин и из-за безбрежного моря. На каждом гербе лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и эмблема первого в мире государства трудящихся - серп и молот.

Разумеется, ставить под сомнение слова ленинского апостола не дозволялось - это приравнивалось к антисоветской агитации и пропаганде и каралось соответствующей статьёй самого гуманного в мире законодательства. А вопросов-то по прочитанному у любого человека, отягощённого интеллектом, возникало превеликое множество.

Например, почему в опусе Бонч-Бруевича непосредственный автор герба гравёр Петроградской типографии Александр Николаевич Лео не назван ни по имени, ни по фамилии, а фигурирует как анонимный «художник»? Как мог скульптор Николай Андреевич Андреев, начавший работу с Лениным в 1919 году, внести изменения в герб, утверждённый в качестве официального символа 10 июня 1918 года? Неужели Бонч-Бруевич не знал, что на воспетом им советском гербе первоначально красной звезды не было потому, как этот символ в качестве эмблемы Красной армии был принят только 18 июля 1918 года, то есть через месяц после утверждения герба? Ну, и, наконец, Бонч-Бруевич восторженно воспевает герб СССР, который, как государственное образование появится 30 декабря 1922 года, тогда как в 1918 году речь могла идти только о гербе РСФСР!


Эх, жаль, что я не профессиональный историк - непременно раскопал бы ответы на эти вопросы. Но, увы, в истории я совсем не разбираюсь…

Зато посвящён я в некие иные знания, которым в стройной архитектонике современных академических представлений места не предусмотрено. Например, в сакральную символику. И, честно говоря, разговор я завёл не ради Бонч-Бруевича, а ради, собственно, герба. А целью себе поставил проанализировать герб Советского Союза с мистической точки зрения, вскрыть его сакральный смысл (ну, действительно, не до конца же мне дней своих сказочки вам разжёвывать! ).

Позвольте, автор, - поспешит осадить меня докучливый читатель, изведавший на себе все способы промывки мозгов, изобретённые советской системой образования, - любая «сакральность» по определению своему подразумевает какие-то оккультные корни, а большевики-ленинцы себя позиционировали воинствующими атеистами. Разве могли оголтелые безбожники обращать взоры свои в какие-то нематериалистические сферы?

Отвечать начну, с вашего позволения, издалека: вся история коммунизма в России - это история лжи! Коммунисты рвались к власти под лозунгами выхода из империалистической войны и немедленного мира - и, дорвавшись, тут же развязали войну гражданскую, куда как более кровопролитную и ожесточённую. Коммунисты ратовали за отмену смертной казни - и создали репрессивную систему, каких свет не видывал. Коммунисты обещали крестьянам землю - и загнали их в колхозы, начисто лишив их собственности. Коммунисты декларировали свободу вероисповедания - и ввергли страну в пучину безбожия…

Да, действительно, люди, пришедшие к власти в России в результате октябрьского переворота, называли себя атеистами и были таковыми на самом деле. Только, вот, термин «атеизм » имеет два толкования:
1. отсутствие религиозных убеждений;
2. вера в отсутствие Бога.

Разницу почувствовали? В первом случае, человек просто не верит ни во что . Во втором - исповедует религию, главным постулатом которой является отрицание существования Божественного начала . При этом, отрицая конкретно Бога, атеистическая система верований вовсе не запрещает верить во что-то другое - в теорию Дарвина, например. Или найти Богу «заместителя», неуклюже пытаясь подменить понятие «Бог» понятием «Сверхразум». А можно, ссылаясь на несовершенство нашего мира, сделать из этого вывод, что на самом-то деле им - миром - правит не Бог, а дьявол - такое «мировоззрение» называется сатанизмом, но подоплёка у него всё та же - атеистическая, отвергающая Бога или уничижающая Его роль. Можно, обезумев от гордыни, поставить на место Бога себя - человека - тогда получится антропософия. Можно предположить, что роль Бога играли какие-то сильно продвинутые существа из иных миров - на этой мысли зиждется вся рождённая Эрихом фон Деникеном теория палеоконтакта. Ну, и, наконец, самая последняя атеистическая модель создана братьями Вачовски в небезызвестном кинофильме «Матрица», где Божественные функции выполняет всего лишь компьютерный симулятор.

Атеистами «второй группы», отрицающими Бога, но не гнушающимися мистицизма, и были поголовно большевики-ленинцы. РСДРП на 99% состояла из масонов. Чтобы далеко за примерами не лазить, возьмём проживавшего некогда в Рязани большевистского наркомзема Семёна Пафнутьевича Середу - руководство рязанскими подпольщиками он успешно сочетал с постом иерарха масонской ложи.

Хотя, разумеется, были среди большевиков и личности, связями с масонством себя не запятнавшие. Например, Соломон Моисеевич Урицкий, давший своё название одной из рязанских улиц. Он был хасидом и религиозные убеждения ему не позволили вступить не только в масонскую ложу, но даже в ленинскую партию. До самого своего бесславного конца от руки, кстати, соплеменника Каннегиссера, коммунистом он являлся лишь «в душе».

А Яков Михайлович Свердлов (Янкель Мовшевич Гаухманн), хоть и был пламенным коммунистом, но от веры отцов тоже не отрёкся и во всех анкетах в графе вероисповедание писал: иудей. Правда, иудеем он был относительным - из всего иудаизма признавал только каббалу и мог, например, назло единоверцам подать идею работать по субботам, нарушая шаббат - так появились «коммунистические субботники». То есть, даже из каббалы он выбрал самое «чернушное» её направление.

Сектантом-духоборцем был и Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, с цитаты из которого мы начали наше повествование. Феликс Эдмундович Дзержинский с юношеских лет увлекался спиритизмом и пробовал себя в качестве гипнотизёра.

А Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн) был не только махровым жидомасоном, членом иудейской ложи «Бнайт брит», но и членом секты сатанинского толка иллюминатов. Обе эти организации внесут в дело «русской революции» неоценимый вклад: глава «Бнайт брит» американский банкир, патологический сионист и столь же патологический русофоб Яков Шифф, станет главным спонсором Троцкого, а у иллюминатов Лев Давидович позаимствует символ - пентаграмму - и главный праздник - магический Мэй-дэй, день следующий после Вальпургиевой ночи, 1 мая…

В «Бнайт брит» состоял, несмотря на явные нарушения психики и наркотическую зависимость, австрийский еврей Сигизмунд Фройд. Его бездоказательные умствования, благодаря поддержке братьев-масонов, будут «раскручены» как величайшая теория, объясняющая человеческую психологию, а методом психоанализа по Зигмунду Фрейду по сей день пытаются «лечить» свои комплексы экзальтированные особы. А иллюминаты, в отличие от других аналогичных тайных обществ, не допускавших в свой круг женщин, представительниц прекрасного пола, напротив, широко привлекали к своей деятельности. Одной из таких «привлечённых» стала Надежда Константиновна Крупская.

Поимённым списком остальных «верных ленинцев» и свидетельствами их причастности к тем или иным деструктивным культам загромождать свой рассказ считаю нецелесообразным - упомяну вкратце лишь о главном, о Ленине. Внук крещеного еврея (см. Википедию), разумеется, стать православным до мозга костей человеком не мог. Свою систему верований он определил для себя и для окружающих как атеизм, но было в этом ленинском индивидуальном атеизме что-то нездоровое. В своих письмах он похвалялся, что, работая с книгами, везде, где ему встречается по тексту слово «Бог», на полях напротив он пишет «сволочь» с восклицательным знаком. Как вы думаете, будет ли заниматься подобными вещами человек, искренне уверенный, что Бога нет? Выходит, что для Ильича слово это было не пустым звуком, раз, вызывало у него удушающий спазм раздражения. А, пытаясь оскорбить Бога, Ленин должен был быть уверен, что Он его услышит! Вот в Бабу-Ягу Ильич, действительно, не верил, поэтому с ней и не боролся… Одним словом, патологический какой-то получается атеизм по рецепту «самого человечного человека».

Не могу не удержаться от маленькой, но показательной иллюстрации ленинского атеизма. 1 мая 1919 года за подписью Ильича выходит постановление советского правительства «О борьбе с попами и религией»:

1 мая 1919 г.
№ 13666/2.

Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э.

УКАЗАНИЕ

В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин).

Постановление зарегистрировано за номером 13666-2! Совпадение? Или хорошо продуманное мистическое действо: датировка днём главного праздника сатанистов с нумерологическим подкреплением в виде регистрационного номера, скомбинированного из «чёртовой дюжины» и «числа зверя»? К тому же, из процитированного указания только круглый дурак не поймёт против какой конкретно «религии» оно направлено - ведь, ни мулл, ни раввинов «попами» не называют!

В первые 10 лет своего существования Советская власть и оккультизм жили душа в душу. Взаимная выгода такого тандема была очевидна: оккультные школы получали возможность развиваться в оранжерейных условиях, а у безбожной власти появлялся союзник в борьбе с Православием. Вот тоже специфика большевистского «атеизма»: он никак не затронул иудаизм (в годы антицерковного психоза в Москве, например, открылись две новые синагоги), мягко отнёсся к исламу (его списали к «пережиткам», которые надо не искоренять, а «изживать» постепенно) и только Русская Православная Церковь подлежала полному и немедленному уничтожению.

Не взирая на катастрофическую ситуацию в стране, на разруху и голод, у советской власти чудесным образом всегда находились средства на «господдержку» оккультных проектов разной степени сомнительности. В это время организуются, например, экспедиции Барченко на Кольский полуостров с целью поиска там следов Гиперборейской цивилизации, а Блюмкина - на Тибет, искать Шамбалу.

Причём, уже из личностей их руководителей явствует, какие структуры приняли непосредственное участие в обоих мероприятиях. Александр Барченко был креатурой лично Дзержинского, а Яков Блюмкин - это тот самый сотрудник ВЧК, что застрелил в 1918-м году германского посла Мирбаха, но не понёс за это никакого наказания, а преспокойно продолжил службу в органах. С ним в экспедицию увязался было Есенин, находившийся в тот момент в очередной «завязке», но доехал только до Закавказья, где «отстал» от экспедиции, предпочтя лаврам путешественника интрижку с батумской армянкой Шаганэ Тальян:

Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне,
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане…

(С. Есенин «Персидские мотивы»).

Обе экспедиции курировал Глеб Бокий - любимец Свердлова и «чёрный» оккультист, «прославившийся» ещё в Гражданскую тем, что обязывал подчинённых… пить кровь своих жертв. Свидетельство об этом донёс до нас не какой-нибудь белый эмигрант, которого можно было бы заподозрить в грязной клевете на людей с «горячими сердцами и холодными головами», а бывший сотрудник Бокия чекист Г. Агабеков в своей книге «Секретный террор».

«Талантам» Бокия после Гражданской нашлось достойное применение - он возглавил секретный отдел ОГПУ, занимавшийся вопросами оккультизма и магии. Как видите, в Советской России такие структуры существовали не только на страницах романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но и в реальности!

Вновь вынужден извиниться перед читателями, что отнимаю их время отступлениями, но факты просто вопиют: Бокий параллельно был и начальником Соловецкого лагеря особого назначения. Это он организовывал в бывшем монастыре - северной твердыне Православия лагерь смерти. И опять, как с постановлением №13666, давайте задумаемся, было ли это случайностью? Или каким-то силам очень требовалось замарать святое место кровью? Тогда, кому поручить исполнение столь деликатного задания, как не «чёрному магу» - любителю испить человеческой кровушки! Кстати, НИИЧаВо (Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) располагался, по Стругацким, в северном городке Соловец и имел в своей структуре отдел Оборонной магии - теперь аллегория понятна.

Практика оккультизма в 1920-е годы активно дополняется теорией. Опять же вопреки экономическим трудностям, как грибы начинают появляться сомнительного свойства «научно-исследовательские институты». Большинство из них скоро прекратит своё существование, но некоторые доживут даже до наших дней. Например, Институт Мозга.


Это сейчас Институт Мозга - серьёзное научное учреждение, оплот академической медицины, а на заре своего существования… Вы не задумались, почему он называется Институт Мозга (в единственном числе и с большой буквы ), а не Институт мозгов? Да, потому, что первоначально он предназначался для исследования одного-единственного мозга - понятно, ленинского. И цель имел вполне конкретную - «получение субстанции ленинской гениальности» . В духе средневековой алхимии формулировочка!

А поскольку на любую тему, хоть вскользь касающуюся «ленинианы», денег в стране Советов не жалелось, то дело пошло. В свободное от расплетания ленинских извилин время стали изучать психические феномены, такие как массовую истерию. ОГПУ подкинуло темку - применение гипноза для получения свидетельских показаний. Она разрослась в более масштабное направление - управление сознанием. А оттуда, уже один шаг остался и до психотронных разработок… Информация о них спорадически просачивается в СМИ, причём, публикации появляются не только в бульварных газетёнках, состоящих наполовину из ТВ-программы и на вторую половину из рекламных модулей, но и в официальных печатных органах, таких как «Российская газета», которые в «желтизне» никак не обвинишь - для иллюстрации приведу http://www.rg.ru/2006/12/22/gosbezopasnostj-podsoznanie.html .

Ну, и апофеозом большевистского оккультизма стало захоронение Ленина - хотя захоронением это назвать нельзя. Над трупом Ленина был выполнен типичный обряд некромантии, не использовавшийся в цивилизованном мире со времён египетских фараонов. Цель его - сохранение трупа, что по понятиям чёрной магии способствует удержанию его духа в этом мире. Определённой системой заклинаний-здравиц, типа «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» , духа можно энергетически «подкармливать», а другими заклинательными системами, менее известными широкой публике, использовать в своих целях.

Я, как врач-биохимик по основному образованию, обратил внимание на такой занимательный чисто с моей профессиональной точки зрения факт: по официальной версии бальзамирующий состав для трупа Ленина чудесным образом за три дня изобрёл Борис (Берл) Збарский. Однако, когда то же самое попытались в 1994 году автономно повторить бальзамируя Ким Ир Сена северо-корейские учёные, у них ушло на работу более полутора лет, несмотря на то, что технологии 1994 года разительно отличались от технологий 1924-го, которыми располагал Збарский. Волей-неволей закрадывается мысль, не подсказал ли кто-то Збарскому формулу?

Как, например, подсказали архитектору А.В. Щусеву идею усыпальницы для ленинского чучела. Будущего академика архитектуры консультировал некто Ф. Поульсен. В своих мемуарах Щусев пишет, что прообразами для мавзолея он взял алтарь Пергамского храма, гробницу Кира Великого и ступенчатую пирамиду Джосера (А. Абрамов «У кремлёвской стены»), однако, произвольно или непроизвольно максимального сходства Щусев добился не с этими объектами, а с месопотамскими зиккуратами (о них поговорим чуть позже ). Это и не мудрено, поскольку консультировавший Щусева Поульсен был как раз специалистом по архитектуре древней Месопотамии.


Мавзолей Ленина - типичное культовое сооружение в виде миниатюрной семиступенчатой пирамиды.

Одним словом, не успел Ленин остыть, а у неведомых нам сил, руководивших действиями похоронной комиссии уже нашлись средства, специалисты и «консультанты» из более чем экзотических областей. И, наплевав на желание покойного быть похороненным рядом с матерью, начхав на протесты супруги, большевистские некроманты разместили мумию с большим мистическим смыслом на Красной площади - в сакральном сердце России:

Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев (Книга пророка Исаии, глава 14, стихи 18-20).

…Я настрочил уже целую главу, а к основной теме даже не приблизился. Но столь обширное предисловие мне требуется для того, чтобы доказать, что советский герб - это не простой рисунок, а мистический знак, сакральный смысл которого не случайная комбинация, а результат кропотливого и планомерного труда красных чернокнижников.

Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба — пятиконечная звезда.
Статья 170. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Президиумом Верховного Совета СССР.

"Наша Советская Родина"(1968):

ЭМБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Наша Родина — Союз Советских Социалистических Республик — государство рабочих и крестьян. Оно обладает эмблемами своей независимости. Это прежде всего Государственный флаг и Государственный герб.

Алое знамя впервые вспыхнуло ярким пламенем революции над баррикадами во время восстания парижских трудящихся в июне 1832 г. Оно вновь было высоко поднято над столицей Франции в дни Парижской коммуны.
И с того времени красное знамя осеняло все битвы труда с капиталом.
А в России красное знамя впервые заполыхало на первой демонстрации рабочих Петербурга в 1876 г. Его взметнул к небу поднятый могучими руками товарищей молодой мастеровой Павел Потапов.
Под красным знаменем рабочие, солдаты и крестьяне во главе с партией Ленина победили в октябре 1917 г. После этой победы красное знамя стало государственным флагом нового, Советского государства. И мы можем с гордостью сказать, что красный цвет наш флаг получил в наследство от многих поколений революционных бойцов всего мира.
Серп и молот на нашем флаге символизируют неразрывную дружбу рабочих и крестьян. А пять концов звезды, блистающей золотом над серпом и молотом, олицетворяют интернациональное братство и единство трудящихся всех континентов земного шара. Вот он какой, наш флаг.

В нем — человечеству привет,—
И краше флага в мире нет;
В нем — нашей славы жаркий цвет,—
И жарче в мире флага нет;
В нем — нашей силы грозный свет,—
Сильнее в мире флага нет;
В нем — правда наших красных лет,—
Правдивей флага нет!
Этими чеканными стихами рассказал о нашем флаге поэт Н. С. Тихонов.

В одной из народных легенд рассказывается: зимой первого года революции В. И. Ленин пригласил в свой кремлевский кабинет на совет представителен народа и своих ближайших соратников. За одним столом с Лениным сидят кузнец, крестьянка, ткачиха.
Созванный Владимиром Ильичем совет решает, что на гербе перво-наперво будет изображен земной шар. Но, кроме того, будут и небо, и сияющие лучи восходящего солнца, и красная пятиконечная звезда.
Остальное, что нужно для герба, дадут делегаты народа — люди труда. И вот, по словам поэта Ярослава Смелякова, написавшего стихи об этой легенде,

Принес кузнец
из дымной мастерской
свое богатство —
вечный молот свой.
В куске холста
из дальнего села
свой острый серп
крестьянка принесла.
И, сапогами мерзлыми стуча,
внесла ткачиха свиток кумача.
И молот тот,
что кузнецу служил,
с большим серпом
Совет соединил.
Тяжелый сноп,
наполненный зерном,
Совет обвил
октябрьским кумачом...

* * *
В первоначальном проекте герба художник изобразил вместе с серпом и молотом обоюдоострый меч.
Проект показали В. И. Ленину. Владимир Ильич посмотрел внимательно на проект.
— Интересно!.. Идея есть, но зачем меч?..
Завоевательная политика нам совершенно чужда... и меч — не наша эмблема!
И Ленин решительно крест-накрест перечеркнул меч своим карандашом.
Так был создан герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. А когда был образован Советский Союз, в основу его герба тоже легли символы свободного труда, мира и дружбы народов.
Герб СССР состоит из серпа и молота на фоне земного шара, обрамленного колосьями. Восходящее солнце освещает герб радостными лучами, которые символизируют счастливое настоящее людей труда и их уверенность в коммунистическом будущем. На алых лентах, обвивающих колосья, на языках народов союзных республик написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
* * *
...Все пятнадцать союзных республик также имеют свой флаг и герб. Они во многом похожи на герб и флаг СССР и имеют много общего друг с другом. Ведь все советские республики имеют один, социалистический строй. Народы всех республик, опираясь на братскую дружбу и взаимопомощь, борются за осуществление одной великой цели — построение коммунистического общества.
Поэтому на гербах всех республик изображены серп и молот и на национальном языке начертан призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Но у каждой республики есть и свои исторические, хозяйственные, природные особенности. Они тоже отражены в гербах и флагах. Так, в гербах Азербайджанской и Туркменской ССР изображены нефтяные вышки, а в гербах всех среднеазиатских советских республик — коробочки хлопчатника... На флагах Эстонской и Латвийской ССР изображены пенящиеся синие волны, ведь море играет большую роль в жизни этих республик. Флаг Белорусской ССР украшен национальным орнаментом.

Каждый день мы слышим по радио звон кремлевских курантов. А вслед за ним величаво-торжественную мелодию Государственного гимна Советского Союза.

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!



Партия Ленина — сила народная

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!

Символы великих революционных завоеваний советского народа — Государственный флаг, герб и гимн — близки и дороги сердцу каждого советского человека.

Люди во все времена уделяли внимание знакам и символам. Пятиконечная звезда красного цвета, один луч которой устремлен вверх, благодаря коммунистам стала одним из основных символов СССР. И за довольно короткий период она стала одним из главных символов тоталитарной государственности. Давайте узнаем, как красная звезда стала одним из главных символов СССР.

С чего начиналась история красной советской звезды? После Великой октябрьской революции изменился не только государственный строй, но и многие знаки, атрибуты ушли в небытие. Так стала формироваться новая система символики. Изначально возникновение звезды, как символа, связывают с масонскими обществами. Поскольку влияние масонства на революционную деятельность в разных уголках мира (в том числе СССР) было поистине значительным. Однако подлинных доказательств данному факту не имеется.

На территории СССР алая звезда появилась в качестве эмблемы Советской Армии. К сожалению, на сегодняшний день нет возможности назвать точно имя автора эмблемы. Так, одни историки предполагают, что впервые ее предложил для армии Н.А. Полянский (комиссар военного Московского округа). Другие историки связывают с красной звездой имя К.С. Еремеевна (командующий войсками Петроградского округа).

Официальная история эмблемы начинается 18 апреля 1918 года. Именно тогда красная пятиконечная звезда с золотой каймой, на которой изображен золотистый молот и плуг, приказом Наркомата по военным делам была назначена нагрудным знаком для всего личного состава Рабоче-Крестьянской красной армии (РККА). Она стала отличительным знаком, который позволяла на «своих» и «чужих» делить людей. В связи с этим был издан акт, которым запрещалось носить эмблему людям, не состоящим на службе в РККА. Нарушение этого правила каралось трибуналом.

Значение красной звезды. Алая звезда – это геральдический знак, который связан тесно и с советской армией, и непосредственно с СССР. Данный знак изображался на флаге и гербе Советского Союза.

Каково же значение этого ключевого символа СССР? Считалось так, что звезда – это символ, который должен был объединить мировой пролетариат. Так, например, 5 концов звезды ассоциировались 5 континентами, на которых распространялся коммунизм. Кроме того, это символ безопасности и охраны. А красный цвет ассоциировался с пролетарской революцией, был цветом братства и крови, пролитой в борьбе за права пролетариата.

Также некоторые ученые связывают алую звезду с богом войны Марсом (древнеримский бог), который считался защитником и покровителем трудящихся. Не исключено, что и некоторые советские влиятельные люди руководствовались этой теорией.

Изображение такого символа на флагах, гербах социалистических стран обозначало единство идеологий и солидарности на пути развития. Многие советские газеты описывали, что красная звезда характеризует борьбу крестьянства, которое пыталось освободиться от нищеты, голода войны, рабства.

Молот и плуг как дополнение символа. На нагрудном знаке советской армии, как выше описывалось, имелось еще изображения плуга и молота. Они также символизируют союз рабочих и крестьян. Позже изображение было немного доработано: вместо плуга для наглядности на знаке поместили серп. Но значение эмблемы « » от этого не поменялось.

Примечательным является также то, что изначально звезда изображалась двумя концами вверх. Однако такое расположение у советских людей ассоциировалось с «сатанинской» пентаграммой. И это в стране, где негативно относились . Так, звезду стали изображать одним концом вверх, а двумя — вниз. И больше положение звезды никогда не менялось. По этому поводу даже была в СССР выпущена листовка большим тиражом с названием: «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда».

Звезда и Великая отечественная война. В период Второй мировой войны данная советская эмблема стала приобретать новые качества. В 1943 году в армию вместе с дореволюционными погонами вернулись и звезды, которые помогали различать звания офицерского состава. Кроме того, в это же время красная звезда берется за основу во многих орденах и медалях (например, медаль «Золотая Звезда», Орден Славы, Орден «Красная Звезда»).

Так или иначе, звезда считается древним символом, который использовался и используется в различных традициях. Наверное, это и обеспечило культовую роль данного знака в советском обществе.

Посмотрите на несколько символов советской эпохи. Это те символы,
без которых нельзя было представить нашу жизнь, когда все мы являлись гражданами Советского Союза.
И все же есть в них что-то объединяющее всех.

Залп «Авроры»

Каждый моряк знает эту примету. Знали её и моряки «Авроры». Женщина на корабле - быть беде. Но эта женщина была настолько красива, что матросы не посмели ей отказать, не смогли прогнать её с корабля. Высокая, стройная, одетая в белоснежное платье, оттенившее её суровую бледность. «Словно ожившая статуя», - вспоминали матросы. Именно эта женщина вечером 25 октября 1917 года взошла на «Аврору», и именно она в 21 час 40 минут отдала приказ произвести холостой выстрел. И моряки не посмели её ослушаться…Эта легенда живёт с тех пор, как комендор Огнев произвёл из орудия «Авроры» тот самый выстрел, ставший не просто сигналом к штурму Зимнего дворца, а точкой отсчёта новой эпохи. Эпохи, коренным образом изменившей жизнь огромной страны. Историки, изучавшие октябрьские события 1917 года, утверждали, что таинственной незнакомкой могла быть известная революционерка и писательница Лариса Рейснер. Но в народе говорили, что красавица - на самом деле была «духом революции» и исчезла сразу же после выстрела.

«Знает каждый человек: с буквы А заглавной начинается „Артек“ - детский лагерь славный». Так писал об «Артеке» Самуил Маршак. Но в советское время «Артек» был не просто «детским лагерем славным» - это была витрина, которую очень любили показывать иностранцам, мол, «смотрите, как отдыхают наши дети, смотрите и завидуйте!». Здесь бывали президенты, премьер-министры, короли и королевы, космонавты, артисты и писатели. Если какой-нибудь важный иностранный гость оказывался в Крыму, то его обязательно везли в «Артек».«Артек» - явление уникальное, феномен которого трудно объяснить. Дети со всех концов СССР и из других стран ехали в Крым не просто отдохнуть и оздоровиться. В «Артеке» всегда присутствовал дух коллективизма (не толпы или стаи, а именно сплочённого коллектива), какая-то особая артековская атмосфера. А сотрудники «Артека» за короткую летнюю смену становились детям почти родными.

Байкало-Амурская магистраль

По планам, сквозное движение на БАМе должно было открыться в 1985 году. Однако строительство было завершено на год раньше намеченного срока. 29 сентября 1984 года на разъезде Бамбухта в Читинской области состоялась «золотая стыковка» - строители, 10 лет шедшие навстречу друг другу с востока и запада, встретились.Как и на любой советской «стройке века», объём выполненных работ поражал воображение. При сооружении БАМа и притрассовых дорог строители за десять лет переместили более 600 миллионов кубометров грунта, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, проложили более 5 тысяч километров главных и станционных путей, построили 56 железнодорожных станций и 119 разъездов. В строительстве магистрали принимали участие до полумиллиона человек. И как это часто бывало, рядом с грандиозными объёмами и невероятными трудовыми подвигами соседствовала полная бытовая неустроенность людей, которые эти подвиги совершали. Дорогу построили, поезда пустили, обо всём отрапортовали, а о людях забыли…

Владимир Высоцкий

Писать песни Владимир Семёнович начал в начале 60-х годов. Сперва это была модная в те времена «блатная» романтика. Записи Сергея Кулешова (под этим псевдонимом некоторое время «скрывался» Высоцкий) стали расходиться по Москве, но самому автору творческого удовлетворения не приносили. И только после появления песни «Подводная лодка» Высоцкий мог сказать себе: «Я - поэт!». «„Подводная лодка“ - это было уже всерьёз, - вспоминал один из самых близких друзей поэта Игорь Кохановский. - И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Большой театр

«Содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во всё назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было». 17 марта 1776 года указом Ея Императорского Величества Екатерины II великий князь Пётр Васильевич Урусов получил исключительное право на содержание русской театральной труппы и обязанность построить в Москве на Большой Петровской улице здание, в котором можно было бы круглогодично играть оперные, балетные и драматические спектакли. Именно этот день и считается датой основания Большого театра, уникального явления в истории не только Российской империи и Советского Союза, но всей мировой культуры. «Bolshoy» - это русское слово без перевода понимал любой иностранец, побывавший в Москве. Символ, в истории которого как в зеркале отражается сама эпоха, величественная и трагичная одновременно.Князь Урусов с усердием взялся за дело, но, увы, ещё не достроенный театр из-за неосторожности сгорел, так и не открывшись. Дела Петра Урусова, вложившего в театр почти всё своё состояние, оказались на грани краха, и он передал привилегию на театр своему компаньону Майклу Мэддоку. Англичанин оказался более удачливым и довёл начатое дело до конца.30 декабря 1780 года, в день открытия театра, тогда называвшегося Петровским, было дано торжественное представление из двух частей - аллегорического пролога «Странники» и пантомимного балета «Волшебная школа». Труппа Петровского театра состояла из 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. В те времена артистам приходилось быть, как говорится, «многостаночниками» - они играли и в драме, и в опере, и в балете.

Юрий Гагарин

Однажды знаменитого диктора Гостелерадио Юрия Левитана спросили: «Какие события в своей дикторской работе вам запомнились больше всего?». «9 Мая 1945 года - День Победы и 12 апреля 1961 года - день полёта Юрия Гагарина в космос, - без раздумий ответил Юрий Борисович. - 9 Мая - понятно почему: мы долго ждали завершения Великой Отечественной войны. А вот полёта человека в космос ждали и не ждали. Нам казалось, что он будет возможным через два-три года. И вдруг!..». А точнее ведь и не скажешь. Май 45-го и апрель 61-го… Две великих Победы. Победа над страшным врагом и Победа над силой притяжения, удерживавшей человека на Земле… Те, кому довелось пережить оба этих события, вспоминали, что никогда более в своей жизни не испытывали такого душевного подъёма. Гордость, чувство чего-то сверхважного и сверхисторического - вот что такое апрель 1961-го. Гордость не только за страну, за того парня с потрясающе-волшебной улыбкой, но и за себя. Ведь я живу в этой стране, я работаю для этой страны, значит, в этом космическом прорыве есть и мой вклад, моя, пускай микроскопически малая, но всё-таки личная толика…День 12 апреля 1961 года начался в 9 часов 7 минут по московскому времени. Нет, обычные сутки начались, как и положено, в полночь, в 00 часов 00 минут. Но день исторический, день космический, день, ознаменовавший собой начало новой эры в жизни человечества, начался утром в 9 часов 7 минут. Именно в этот момент с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель с космическим кораблём «Восток». На борту космического корабля находился лётчик Юрий Алексеевич Гагарин.

«Семнадцать мгновений весны»

«Когда Штирлиц идёт по улицам Берлина, улицы всех городов Советского Союза пустеют…». Успех «Семнадцати мгновений весны» был просто ошеломляющим. Первая серия фильма была показана в полвосьмого вечера 11 августа 1973 года. А уже через три месяца, как говорили в те времена, «по многочисленным просьбам трудящихся» сериал был показан ещё раз. С тех пор на разных каналах «Семнадцать мгновений весны» показывали сотни, если не тысячи раз.Сказать, что фильм пользовался популярностью у телезрителей, - значит не сказать ровным счётом ничего. Сериал «Семнадцать мгновений весны» после первого же показа стал явлением культурной жизни страны, а его герои перешли в разряд народных фольклорных персонажей, Штирлиц встал в один ряд с Ильёй Муромцем и Чапаевым.В чём же секрет фильма? Отвечая на этот вопрос, Вячеслав Тихонов однажды сказал: «В „Семнадцати мгновениях…“ есть баланс между вымыслом и фактом, между жёсткостью и жестокостью, есть лирика, но нет сантиментов, нет и упрощений. В нём нет шаблонной бесспорности правильных и неправильных поступков. Есть образы и историческая правда, „перебора“ художественных допущений нет».

Мавзолей Ленина

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на подмосковной даче в Горках. На следующий день профессор кафедры патологической анатомии Московского университета Алексей Иванович Абрикосов произвёл временное бальзамирование тела (через аорту была сделана инъекция смеси спирта, формальдегида и глицерина). «Два месяца в склепе пролежит?» - спросили Абрикосова на заседании ЦИК СССР. «Думаю, да. Если будет сухо и прохладно». На это же заседание был приглашён известный архитектор Алексей Викторович Щусев, которому и было поручено строительство временного склепа для гроба Ленина. Интересно, что до 1917 года Щусев строил церкви, причём преимущественно в Украине. Первой его самостоятельной работой был проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. По его проектам построены монастырский комплекс в Овруче, Троицкий собор Почаевской лавры, несколько других церквей. Среди других известных работ Щусева - Казанский вокзал Москвы, здание гостиницы «Москва», он принимал участие в разработке проекта послевоенного восстановления и реконструкции Крещатика. Но самой знаменитой его работой, конечно же, стал Мавзолей Ленина…

«Голубой огонёк»

6 апреля 1962 года в эфире Центрального телевидения появилась новая еженедельная передача. Около декорации, изображающей шаболовскую телебашню, были поставлены столики, обстановка в студии по виду напоминала вечернее кафе. Так что и название родилось само собой - «Телевизионное кафе», через некоторое время трансформировавшееся в «Голубой огонёк». Первоначально авторы хотели сделать музыкальную программу, основу которой составляли выступления артистов различных эстрадных жанров. От обычного концерта «Телевизионное кафе» отличалось тем, что ведущими в нём были артисты, которые не только вещали с телеэкрана, но и сами могли исполнить песни. Кроме того, ведущие не просто объявляли «а сейчас выступит такой-то», но и беседовали с артистами перед их выступлением. Первый выпуск «Телевизионного кафе» вели Михаил Ножкин, Борис Брунов и Роза Урузбаева.

«Рабочий и колхозница»

В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), - восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, - вспоминала Вера Мухина. - Высшая радость художника - быть понятым».Выставка закончилась, отгремели фанфары, «Рабочий и колхозница» должны были возвращаться домой. Первоначально скульптуру планировали установить на Волге, на плотине в районе Рыбинска. Но после того как «Рабочим и колхозницей» восхищались в Париже, Рыбинск показался «недостойным» местом для скульптуры, и её решили установить в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Вера Игнатьевна Мухина резко возражала против этого, считая, что постамент, который в три раза ниже выставочного павильона, уничтожает художественное восприятие скульптурной группы: «Фигуры ползут, а не летят». Автор мечтала увидеть своё творение на Воробьёвых горах, где оно, по её мнению, смотрелось бы в выигрышном ракурсе.