Биографии Характеристики Анализ

"1944": история депортации крымских татар. Депортация крымских татар: что скрывается за давностью лет Почему выселяли крымских татар 1944

Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).

По исследованиям российского ученого, профессора истории Олега Романько, в годы войны 35 тысяч татар Крыма так или иначе помогали фашистам: служили в немецкой полиции, участвовали в расстрелах, выдавали коммунистов и пр. За это даже дальним родственникам предателей полагалась ссылка и конфискация имущества.

Основным аргументом в пользу реабилитации крымско-татарского населения и его возврата на историческую родину стало то, что депортация фактически производилась не по реальным деяниям конкретных людей, а по национальному признаку.

В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.

Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.

Картина Рустема Эминова.

По решению Государственного комитета обороны СССР №ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года о выселении всех крымских татар с территории Крыма, которое подписал лично Иосиф Сталин , из Крымской АССР в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана было переселено свыше 180 тысяч крымских татар . Небольшие группы также были отправлены в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР.

Проект решения ГКО подготовил его член, народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия . Возглавить операцию по депортации было поручено заместителям народных комиссаров госбезопасности и внутренних дел Богдану Кобулову и Ивану Серову .

Официально депортация крымских татар обосновывалась фактами их участия в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Решение ГКО обвиняло «многих крымских татар» в измене Родине, дезертирстве из частей Красной Армии, оборонявших Крым, переходе на сторону противника, вступлении в сформированные немцами «добровольческие татарские воинские части», участии в немецких карательных отрядах, «зверских расправах по отношению к советским партизанам», помощи немецким оккупантам «в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство», сотрудничестве с немецкими оккупационными войсками, создании «татарских национальных комитетов», использовании немцами «для целей заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов».

Депортации также подверглись и крымские татары, которые эвакуировались из Крыма до занятия его немцами и успели вернуться из эвакуации за апрель-май 1944 года. Они не жили в оккупации и не могли участвовать в коллаборационистских формированиях.

Операция по депортации началась рано утром 18 мая и закончилась в 16:00 20 мая 1944 года . Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек .

Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны под конвоем отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев, тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте.

Этапирование к местам поселения длилось около месяца и сопровождалось массовой гибелью депортируемых. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

По официальным данным в пути погибли 191 человек . Еще от 25% до 46,2% крымских татар погибли в 1944-1945 годах от голода и болезней из-за отсутствия нормальных условий проживания.

В Узбекской ССР только за 6 месяцев 1944 года , то есть с момента прибытия и до конца года, умерло 16 052 крымских татар (10,6 %).

В 1945-1946 годах в места депортации были сосланы еще 8 995 крымских татар - ветеранов войны.

В 1944—1948 годах тысячи населённых пунктов (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Сак и Судака), гор и рек полуострова, названия которых имели крымскотатарское происхождение, были .

В течение 12 лет, до 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах.

Формально за спецпереселенцами сохранялись гражданские права: они имели право участвовать в выборах.

В отличие от многих других депортированных народов СССР, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до 1974 года, фактически же — до 1989 года.

В ноябре 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымских татар была осуждена и признана незаконной и преступной.

Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце горбачёвской «перестройки».

Ирина Симоненко

Ежегодно 18 мая крымские татары отмечают День памяти жертв депортации. Стараниями украинских политтехнологов и их кураторов, из изначального дня скорби депортации крымских народов, этот день методично и целенаправлено превратился в День памяти жертв исключительно крымско-татарского, «без вины наказанного» народа.

Особенно циничны слова Петра Порошенко «Мы обязаны дать крымским татарам право на самоопределение в рамках единого украинского государства. Это то, что мы задолжали крымским татарам. Украинская власть это должна была сделать по крайней мере 20 лет назад. И сейчас ситуация была бы совершенно другой».


К слову того самого определения, как бы ни просили и не умоляли «представители» киевских крымских татар, им никогда не получить. Этот народ для Киева всегда был инструментом для манипуляций. И дальше обещаний за всю историю Украины дело не доходило, только раз за разом «подчеркивается необходимость внесения изменений в 10 раздел Конституции Украины», но в реальности этого никогда не допустит.

Украина состоит из разных областей, которые когда-то принадлежали Речи Посполитой, Турции, Российской империи. И если крымские татары получат самоопределение о котором с упоением рассказывает Гарант Конституции каждое 18 мая, то такой же «автономии» вполне способны возжелать и в Закарпатье. А там и дальше по цепочке незалежна может лишиться всех своих земель.

Украинские политики продолжают водить за нос крымскотатарский народ обещая свою землю, свое правительство и золотые горы. Но даже на бумаге оформить такие изменения в отношении уже утерянной территории Крыма, по-прежнему не желают, откладывая принятие документа еще на год, два, три. И так до бесконечности.

Сегодня число исторических мистификаций, связанных со «сталинской высылкой народов» только нарастает и донные эксперты уже называют это «спланированным геноцидом».

Не будет лишним будет разобраться в этом вопросе. Каковы были причины депортации? Что на самом деле происходило на территории Крыма в годы войны? Осталось очень мало живых свидетелей тех событий, которые могли бы поведать о том, как всё было на самом деле. Но и того что рассказывают не многочисленные очевидцы, и то что записано в советских и немецких хрониках достаточно что бы понять, что переселение было единственным и наиболее верным решением.

Хотелось бы сразу расставить точки над i - я ни в коем случае не хочу сказать, что все крымские татары плохие. Множество крымских татар доблестно защищало общую советскую Родину в рядах Красной Армии, в рядах крымских партизан превращали жизнь немецких и румынских нацистов в Крыму в ад, тысячи были награждены государственными наградами. Их подвиги заслуживают отдельного поста. Здесь, я хочу разобраться в том, почему случилось то, что случилось.

Депортация обосновывалась фактами участия народа в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны.

Из 200 000 всего крымско-татарского населения, 20 000 стали бойцами вермахта, карательных отрядов, и иными способами перешло на службу немецким оккупантам, то есть практически все мужчины призывного возраста, о чем свидетельствуют доклады немецкого командования. Как бы ужились они с вернувшимися с фронта красноармейцами, что бы с ними сделали ветераны войны, узнав о том, что творили татарские каратели на территории Крыма во время немецкой оккупации? Началась бы резня, и переселение было единственным выходом из сложившийся ситуации. А мстить красноармейцам было за что, и это не советская пропаганда, фактах об их зверствах предостаточно как с советской, так и с немецкой стороны.

Так, в Судакском районе в 1942 году группой самооборонцев-татар был ликвидирован разведывательный десант Красной Армии, при этом самооборонцами были пойманы и сожжены живьём 12 советских парашютистов.

4 февраля 1943 года крымско-татарскими добровольцами из селений Бешуй и Коуш захватили четырёх партизан из отряда С.А.Муковнина.

Партизаны Л.С.Чернов, В.Ф.Гордиенко, Г.К.Санников и Х.К.Киямов были зверски убиты: исколоты штыками, уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп казанского татарина Х.К.Киямова, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.

Столь же зверски расправлялись крымско-татарские отряды и с мирным населением. Доходило до того, что, спасаясь от расправы, русскоязычное население обращалось за помощью к немецким властям.

Начиная с весны 1942 года на территории совхоза «Красный» действовал концентрационный лагерь, в котором за время оккупации было замучено и расстреляно не менее 8 тыс. жителей Крыма.

Концентрационный лагерь был крупнейшим фашистским концлагерем времён Великой Отечественной войны на территории Крыма, в котором за годы оккупации было замучено около 8 тысяч советских граждан.

Немецкую администрацию в нем представляли комендант и врач.

Все остальные функции осуществляли бойцы 152-го татарского добровольческого батальона, которых начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал для выполнения «самой грязной работы».

С особенным удовольствием будущие «невинные жертвы сталинских репрессий» издевались над идеологически неправильными пленными. Своей жестокостью они напоминали татарскую орду далёкого прошлого, и отличались особо «творческим» подходом к вопросу уничтожения заключенных. В частности, матерей с детьми не раз топили в ямах с фекалиями, вырытых под лагерными туалетами.

Также практиковалось массовое сожжение: живых людей, связанных колючей проволокой, складывали в несколько ярусов, обливали бензином и поджигали. Очевидцы утверждают, что «больше всего везло тем, кто лежал снизу» - они задыхались под весом человеческих тел еще до казни.

За прислужничество немцам многие сотни карателей из числа крымских татар были награждены особыми знаками отличия, утверждёнными Гитлером — «За храбрость и особые заслуги, проявленные населением освобождённых областей, участвовавших в борьбе с большевизмом под руководством германского командования».

Так, согласно отчёту Симферопольского мусульманского комитета, за 01.12.1943 — 31.01.1944 года:

«За заслуги перед татарским народом Германским командованием награждены: знаком с мечами II степени, выпущенным для освобождённых восточных областей, председатель Симферопольского татарского комитета Джемиль Абдурешид, знаком II степени Председатель отдела религии Абдул-Азиз Гафар, работник отдела религии Фазыл Садык и Председатель Татарского стола Тахсин Джемиль».

Джемиль Абдурешид принимал активное участие в создании Симферопольского комитета в конце 1941 г. и, в качестве первого председателя комитета, проявил активность в деле привлечения добровольцев в ряды германской армии.

В ответной речи председатель татарского комитета Джемиль Абдурешид сказал следующее:

«Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера — величайшего сына немецкого народа. Заложенная в нас вера придаёт нам силы для того, чтобы мы без раздумывания доверились руководству немецкой армии. Наши имена позже будут чествовать вместе с именами тех, кто выступил за освобождение угнетённых народов».

10 апреля 1942 года. Из послания Адольфу Гитлеру, принятого на молебне более 500 мусульман г. Карасу-базара:

«Наш освободитель! Мы только благодаря Вам, Вашей помощи и благодаря смелости и самоотверженности Ваших войск, сумели открыть свои молитвенные дома и совершать в них молебны. Теперь нет и не может быть такой силы, которая отделила бы нас от немецкого народа и от Вас. Татарский народ поклялся и дал слово, записавшись добровольцами в ряды немецких войск, рука об руку с Вашими войсками бороться против врага до последней капли крови. Ваша победа — это победа всего мусульманского мира. Молимся Богу за здоровье Ваших войск и просим Бога дать Вам, великому освободителю народов, долгие годы жизни. Вы теперь есть освободитель, руководитель мусульманского мира — газы Адольф Гитлер.

Наши предки пришли с Востока, и до сих пор мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идёт к нам с Запада. Может быть, первый и единственный раз в истории случилось так, что солнце свободы взошло на Западе. Это солнце — Вы, наш великий друг и вождь, со своим могучим германским народом, и Вы, опираясь на незыблемость великого германского государства, на единство и мощь германского народа, несёте нам, угнетённым мусульманам, свободу. Мы дали клятву верности Вам умереть за вас с честью и оружием в руках и только в борьбе с общим врагом.

Мы уверены, что добьёмся вместе с Вами полного освобождения наших народов из-под ига большевизма.

В день Вашего славного юбилея шлём Вам наш сердечный привет и пожелания, желаем Вам много лет плодотворной жизни на радость Вашего народа, нам, крымским мусульманам и мусульманам Востока."

Абдул-Азиз Гафар и Фазыл Садык, несмотря на свои преклонные лета, проводили работу среди добровольцев и проделали значительную работу по налаживанию религиозных дел в Симферопольском районе.

Тахсин Джемиль в 1942 г. организовал Татарский стол и, работая в качестве его председателя до конца 1943 г., оказывал систематическую помощь «нуждающимся татарам и семьям добровольцев».

Помимо этого, личному составу крымско-татарских формирований предоставлялись всяческие материальные льготы и привилегии. Согласно одному из постановлений Главного командования вермахта, «всякое лицо, которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землёй или выплате ему денежного вознаграждения до 1000 руб.»

При этом его семья должна была получать от отделов социального обеспечения городского или районного управления ежемесячную субсидию в размере от 75 до 250 руб.

После опубликования 15 февраля 1942 года Министерством оккупированных восточных областей «Закона о новом аграрном порядке» всем татарам, вступившим в добровольческие формирования, и их семьям стали давать в полную собственность по 2 гектара земли. Немцы предоставляли им лучшие участки, отнимая землю у крестьян, которые не вступили в эти формирования.

Как отмечалось в уже цитированной докладной записке наркома внутренних дел Крымской АССР майора госбезопасности Каранадзе в НКВД СССР «О политико-моральном состоянии населения Крыма»:

«В особо привилегированном положении находятся лица, входящие в добровольческие отряды. Все они получают зарплату, продовольствие, освобождены от налогов, получили лучшие наделы фруктовых и виноградных садов, табачные плантации, отобранные у остального нетатарского населения.

Добровольцам выдают вещи, награбленные у еврейского населения».

Все эти ужасы не выдумка советских политруков, а горькая правда. Можно привести ещё очень много примеров «невинности крымских татар» но эта статья не об этом.

Вся проблема в том, что современные татары не обязаны носить до конца своих дней клеймо предателей, ведь они тогда даже не родились. Так же и современные россияне не имеют отношения к депортации татар. Нам всем нужно жить дальше, жить в мире и согласии. А для этого нужно перестать рыдать о своём многострадальном прошлом, и задуматься о нашем общем будущем. Русский татарин и украинец должны вместе развивать экономику Крыма, перестать доставать скелеты из шкафов, обвиняя друг друга в том, что сделал прадед или прапрадед соседа.

А пока каждое 18-е мая крымские татары предоставляют отличный повод для всякого рода спекуляций со стороны украинского Меджлиса и их кураторов в Украине и дальше на запад, и благодаря их позиции «обиженных и угнетённых» используют как разменную монету для создания нестабильности в регионе.

18-20 мая 1944 года бойцы НКВД по приказу из Москвы согнали к железнодорожным вагонам почти все татарское население Крыма и отправили в сторону Узбекистана 70-ю эшелонами
Это принудительное выселение татар, которых советская власть обвинила в сотрудничестве с нацистами, стало одной из наиболее быстро проведенных депортаций в мировой истории.

Как татары жили в Крыму до депортации?

После создания СССР в 1922 году Москва признала крымских татар коренным населением Крымской АССР в рамках политики коренизации.

В 1920-х годах татарам позволяли развивать свою культуру. В Крыму выходили крымскотатарские газеты, журналы, работали образовательные учреждения, музеи, библиотеки и театры.

Крымскотатарский язык, вместе с русским, был официальным языком автономии. Им пользовались более 140 сельских советов.

В 1920-1930-х годах татары составляли 25-30% от всего населения Крыма.

Однако в 1930-х советская политика в отношении татар, как и других национальностей СССР, стала репрессивной.

Крымскотатарский государственный ансамбль "Хайтарма". Москва, 1935

Сначала началось раскулачивание и выселение татар на север России и за Урал. Затем произошли насильственная коллективизация, Голодомор 1932-33 годов и чистки интеллигенции в 1937-1938 годах.

Это настроило многих крымских татар против советской власти.

Когда произошла депортация?

Основная фаза насильственного переселения произошла в течение неполных трех суток, начавшись на рассвете 18 мая 1944 года и закончившись в 16:00 20 мая.

Всего из Крыма депортировали 238,5 тысяч человек - почти все крымскотатарское население.

Для этого НКВД привлекла более 32 тысяч бойцов.

Что стало причиной депортации?

Официальной причиной насильственного переселения стало обвинение всего крымскотатарского народа в государственной измене, "массовом уничтожении советских людей" и коллаборационизме - сотрудничестве с нацистскими оккупантами.

Такие аргументы содержались в решении Госкомитета обороны о депортации, которое появилось за неделю до начала выселений.

Однако историки называют другие, неофициальные причины переселения. Среди них - тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР в то время рассматривал как потенциального соперника.

Супруги на Урале, 1953

В планах СССР Крым был стратегическим плацдармом на случай возможного конфликта с Турцией, и Сталин хотел перестраховаться от возможных "саботажников и предателей", которыми он считал татар.

В пользу этой теории свидетельствует тот факт, что из прилегающих к Турции кавказских районов переселяли и другие мусульманские этносы: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.

Татары поддерживали нацистов?

В антисоветских боевых отрядах, сформированных немецкими властями, служили от девяти до 20 тысяч крымских татар, пишет историк Джонатан Отто Пол.

Некоторые из них стремились защитить свои деревни от советских партизан, которые, по свидетельству самих татар, часто преследовали их по национальному признаку.

Другие татары присоединились к немецким отрядам из за того, что попали в плен к нацистам и хотели облегчить тяжелые условия пребывания в лагерях для военнопленных в Симферополе и Николаеве.

В то же время 15% взрослого мужского крымскотатарского населения воевали на стороне Красной армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала.

В мае 1944-го большинство из тех, кто служил в немецких отрядах, отступили в Германию. Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове.

Как происходило насильственное переселение?

Служащие НКВД заходили в татарские жилища и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма.

Чтобы собрать вещи, давали 15-20 минут. Официально каждая семья имела право взять с собой до 500 кг багажа, однако реально позволяли забрать значительно меньше, а иногда - вообще ничего.

Марийская АССР. Бригада на лесоповале. 1950

Людей грузовыми автомобилями отвозили к железнодорожным станциям. Оттуда на восток отправили почти 70 эшелонов с наглухо закрытыми товарными вагонами, переполненными людьми.

Во время переезда погибли около восьми тысяч человек, большинство из которых - дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти - жажда и тиф.

Некоторые люди, не выдержав страданий, сходили с ума. Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе.

Куда депортировали татар?

Большинство татар отправили в Узбекистан и соседние с ним районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы людей попали в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область России.

Какие были последствия депортации для татар?

За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных.

Среди умерших за первый год почти половина - дети до 16 лет.

Из-за нехватки чистой воды, плохой гигиены и отсутствия медицинской помощи среди депортированных распространялись малярия, желтая лихорадка, дизентерия и другие болезни.

Алиме Ильясова (справа) с подругой, имя которой неизвестно. Начало 1940-х годов

Новоприбывшие не имели естественного иммунитета против многих местных недугов.

Какой статус они имели в Узбекистане?

Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения - окруженные вооруженной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории скорее напоминали трудовые лагеря, чем поселения мирных людей.

Приезжие были дешевой рабочей силой, их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях.

В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на стройках, заводах и фабриках. Среди тяжелых работ было возведение Фархадской ГЭС.

В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Те, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, подвергались опасности 20-летнего заключения. Такие случаи были.

Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.

Как пишет историк Грета Линн Углинг, узбекам рассказывали, что к ним едут "циклопы" и "каннибалы", и советовали держаться подальше от пришельцев.

После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, что на них не растут рога.

Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.

Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языках, но не на крымскотатарском.

К 1957 году были запрещены любые публикации на крымскотатарском. Из Большой советской энциклопедии изъяли статью о крымских татарах.

Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.

Что изменилось в Крыму без татар?

После выселения из полуострова татар, а также греков, болгар и немцев, в июне 1945 года Крым перестал быть автономной республикой и стал областью в составе РСФСР.

Южные районы Крыма, где раньше жили преимущественно крымские татары, опустели.

Например, по официальным данным, в Алуштинском районе осталось только 2600 жителей, а в Балаклавском - 2200. Впоследствии сюда начали переселять людей из Украины и России.

На полуострове провели "топонимические репрессии" - большинство городов, сел, гор и рек, которые имели крымскотатарские, греческие или немецкие названия, получили новые русские имена. Среди исключений - Бахчисарай, Джанкой, Ишунь, Саки и Судак.

Советская власть уничтожала татарские памятники, сжигала рукописи и книги, в том числе тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский.

В мечетях открывали кинотеатры и магазины.

Когда татарам разрешили вернуться в Крым?

Режим спецпоселений для татар просуществовал до эпохи хрущевской десталинизации - второй половины 1950-х. Тогда советское правительство смягчило для них условия жизни, но не стало снимать обвинения в государственной измене.

В 1950-1960-е годов татары боролись за свое право вернуться на историческую родину, в том числе с помощью демонстраций в узбекских городах.

Осман Ибриш с женой Алиме. Поселение Кибрай, Узбекистан, 1971

В 1968 году поводом одной из таких акций стал день рождения Ленина. Власти разогнали митинг.

Постепенно крымским татарам удалось добиться расширения своих прав, однако неформальный, но от этого не менее строгий запрет на их возвращение в Крым, действовал до 1989 года.

За четыре последующих года на полуостров вернулась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР - 250 тысяч человек.

Возвращение в Крым коренного населения было сложным и сопровождалось земельными конфликтами с местными жителями, которые успели освоиться на новой земле. Крупных противостояний все же удалось избежать.

Новым вызовом для крымских татар стала аннексия Крыма Россией в марте 2014 года. Некоторые из них покинули полуостров из-за преследований.

Другим российские власти сами запретили въезд в Крым, в том числе лидерам крымских татар Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову.

Имеет ли депортация признаки геноцида?

Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида, принятому в ООН.

Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели.

В 2006 году курултай крымскотатарского народа обратился к Верховной Раде с просьбой признать депортацию геноцидом.

Несмотря на это, в большинстве исторических трудов и дипломатических документов принудительное переселение крымских татар сейчас называют депортацией, а не геноцидом.

В Советском Союзе употребляли термин "переселение".

Не нужно верить нынешней пропаганде о безвиности крымских татар. Вина их очевидна и документально подтверждена множеством источников. Не нужно верить диким цифрам жертв от депортации. Дикими потому, что называются от 25 до 50% погибших. Это полный бред. Помните главное, что когда наши деды и отцы гибли за Родину, то деды и отцы нынешних крымских татар поголовно дезертировали и переходили на службу немцам. А теперь факты:

По недавно рассекреченным данным Особой папки Государственного комитета обороны (по сообщению от 1 мая под номером №387/Б) во время оккупации немцами Крыма там были организованы Мусульманские комитеты, которые «проводили по заданию германских разведорганов вербовку татарской молодёжи в добровольческие отряды для борьбы с партизанами и Красной Армией, подбирали соответствующие кадры для заброски их в тыл Красной Армии и вели активную профашистскую агитацию среди татарского населения в Крыму».

В Крыму был создан «Татарский национальный комитет», который возглавлял турецко-подданный эмигрант Абдурешид Джемиль. Комитет имел отделения во всех районах татарского проживания в Крыму и активно сотрудничал с немцами.

В 1943 году в Феодосию приезжал турецкий эмиссар Амиль-Паша, который также призвал татарское население поддерживать мероприятия германского командования.

Среди конкретных и особо вызывающих данных приводится сбор средств в помощь немецкой армии «после разгрома 6-й немецкой армии Паулюса под Сталинградом». Так, Феодосийский мусульманский комитет собрал среди татар «один миллион рублей».

Из доклада Берии Государственному комитету обороны № 366/Б от 25 апреля 1944 года (из той же Особой папки):

«Деятельность “Татарского национального комитета” поддерживалась широкими слоями татарского населения, которому немецкие оккупационные власти оказывали всяческую поддержку: не угоняли на работу в Германию (исключая 5.000 человек добровольцев), не выводили на принудительные работы, предоставляли льготы при налоговых обложениях и т.п. Ни один населённый пункт с татарским населением не был уничтожен».

Из дезертировавших крымских татар был сформирована особая татарская дивизия, которая принимала участие в боях в районе Севастополя на стороне немцев.

Сотрудничавшие с оккупантами крымские татары активно участвовали в карательных акциях.

Один из примеров. В «Джанкойском районе была арестована группа в числе трёх татар, которые по заданию германской разведки в марте 1942 года отравили в душегубке 200 цыган», «в Судаке арестовано 19 татар — карателей, которые зверски расправлялись с пленными военнослужащими Красной Армии. Из числа арестованных Сеттаров Осман лично расстрелял 37 красноармейцев, Абдурешитов Осман — 38 красноармейцев» (Особая папка. Сообщение номер 465/Б от 16 мая 1944 года).

В ноябре 1941 г. все «местные полицейские вспомогательные силы» на территории рейхскомиссариатов были организованы в подразделения «вспомогательной полиции порядка» (Schutzmannschaft der Ordnungspolizei или “Schuma”). Собственно, полиция «Schuma» состояла из следующих категорий:

— полиция порядка в городах и сельской местности — Schutzmannschaft-Einseldienst;
— отряды самообороны — Selbst-Schutz;
— полицейские батальоны для борьбы с партизанами — Schutzmannschaft-Bataillone;
— вспомогательная пожарная полиция — Feuerschutzmannschaft;
— резервная вспомогательная полиция для охраны лагерей военнопленных и несения трудовой повинности — Hilfsschutzmannschaft .

Отделения городской и сельской полиции создавались сразу же после занятия немцами городов и крупных населённых пунктов Крыма. Главными обязанностями её сотрудников были поддержание порядка в населённом пункте и наблюдение за исполнением паспортного режима .

Личный состав полиции состоял в основном из трёх национальных групп: татар, украинцев и русских. Причём национальный состав варьировался в зависимости от района. Так, татары преобладали в полиции Алушты (начальник — Чермен Сеит Мемёт), Ялты, Севастополя (начальник — Ягъя Алиев), Карасубазара и Зуи (начальник — старший полицейский Алиев), значительно меньше их было в полиции Евпатории и Феодосии.

Однако ни городская, ни сельская полиция не могли самостоятельно бороться с партизанами, а тем более уничтожить их. Поэтому оккупационные власти делали всё, чтобы создать более крупные вооружённые формирования, которые могли бы обеспечить относительный порядок, хотя бы в пределах своего района.

Одним из принципов немецкой оккупационной политики на территории СССР было создание добровольческих формирований, в частности, было противопоставление нерусских народов и национальных меньшинств народу русскому. В Крыму этот принцип нашёл своё отражение в заигрывании немецких властей с крымско-татарским населением и в создании из его представителей добровольческих формирований в виде отрядов самообороны и батальонов «Schuma» для использования на территории полуострова».

Этот официальный документ следует дополнить.

Вскоре после возвращения Крыма в родное лоно России президент В.Путин принял в Кремле представителей крымских татар, ставших нашими согражданами. Очень отрадно. Надо полагать, было о чём поговорить, что-то выяснить, помочь, принять к сведению и т.д. А незадолго до этого был подписан Указ о реабилитации крымских татар. Тут тоже есть о чём подумать.

Во-первых, реабилитировать можно лишь того, кто осуждён. Но нет на свете ни одной страны, по законодательству которой можно было бы осудить целый народ. Не могло быть такого кодекса и в СССР. И крымско-татарский народ не был и не мог быть осуждён. А что было?

Великая Отечественная война началась спустя всего лишь 23 года после Октябрьской революции, которая так или иначе, а порой и весьма несправедливо, задела многих. И эти люди были ещё далеко не стары, во вполне деятельном, нередко и в солдатском возрасте. Понятно их желание воспользоваться начавшейся войной в своих интересах, отомстить за утрату близких или имущества, положения. Так тысячи вчерашних советских граждан оказались даже в рядах оккупантов. И удивительно не то, что среди 195-миллионного народа изменники сыскались, а то, что их оказалось так мало.

Вот очень ценное свидетельство Натальи Владимировны Малышевой, разведчицы, майора Красной Армии, а много позже матушки Адрианы, прекрасный портрет которой в старости я увидел в мастерской Александра Шилова: «Ведь я могла уехать в эвакуацию с моим Авиационным институтом (МАИ) в Алма-Ату. Там солнышко, фрукты. Но как уехать, когда понимаешь: а здесь по улицам Москвы будут ходить немцы... Я решила: не поеду в эвакуацию, буду защищать Москву!.. Я до сих пор себя спрашиваю: ну как такое было возможно? Ведь столько репрессированных, столько церквей разрушено. И тем не менее моя дивизия ополчения — это 11 тысяч добровольцев, которые никак не подлежали призыву. За неделю сформировали! У нас были дети и репрессированных, и священников. Я знала двоих добровольцев, у которых отцов расстреляли. Но никто не таил зла. И вот эти дети поднялись над своими обидами, всё бросили и пошли защищать Москву, многих из которых она обидела» (Российская газета. 24 декабря 2009 года).

Но изменники, конечно, нашлись. Это были люди разных национальностей нашей многонациональной страны, начиная с русских. Создал же генерал Власов армию, хотя всего из двух боевых дивизий, были у немцев и украинские части, и среднеазиатские, и калмыцкий кавалерийский корпус (ККК)... Я уж не говорю о прибалтах, которые до войны прожили при Советской власти всего год. Ко всем этим национальным частям немцы относились презрительно и недоверчиво. Гитлер не пожелал даже видеть генерала Власова, самого известного изменника. С ним занимался Гиммлер. А вооружили власовскую армию только в ноябре 1944 года, когда мы вступили на немецкую землю, и дела немцев стали уж совсем плохи.

Крымские татары не могли быть тут исключением. Национальность, национальный менталитет, национальная память — не выдумка сталинской пропаганды, а реальность жизни... По телевидению однажды промелькнул любопытный и очень характерный эпизод. В Крыму сейчас живут, кажется, тысяч семь немцев, есть у них какая-то объединительная организация. И вот в недавние дни воссоединения Крыма с Россией один журналист зашёл поговорить к руководителю этой организации. Разговор был дружеский, доброжелательный, немец сказал, что все они будут голосовать за Россию... Но что мы увидели по телевизору на стене его кабинета? Портрет Ангелы Меркель!.. Что он видел от неё хорошего? Ничего. Чем она его одарила? Ничем. И ведь, скорее всего, его предки оказались в России ещё при Петре или Екатерине, он давным-давно закоренелый русский немец, а вот на тебе — портретик ангелоподобной Ангелы. Тут одно только национальное чувство и ничего больше. Портреты Гитлера не могли висеть в домах немцев Поволжья, но всё же, всё же, всё же....

Так вот, размышляя о крымских татарах, нельзя же забывать, что существовало могущественнее Крымское ханство. Оно веками совершало опустошительные набеги на русские земли. Чего стоит один только набег хана Девлет-Гирея в мае 1571 года. Воспользовавшись тем, что русские войска были заняты в Ливонской войне, он тогда вместе с турками допёр до Москвы, сжёг её всю, кроме Кремля, тысячи москвичей были убиты, тысячи угнаны в рабство. Хан хотел покорить Московское царство. Иван Грозный готов был отдать ему Астрахань, но тому этого было мало, война продолжалась, и только в августе следующего года у деревни Молоди в 60 верстах южнее Москвы русские под командованием князя М.И.Воротынского на голову разбили войско хана и турок. А в 1687, 1689 годах были наши неудачные походы на Крым, который стал турецким вассалом, и только после победы над Турцией, только в 1783 году Крым был присоединён к России. Все эти сложные, трудные, кровавые исторические перипетии, закончившиеся их поражением, не могли не оставить след в памяти крымских татар. Ещё свежее была в памяти ингушей и чеченцев история покорения Кавказа...

И началась война... 1 ноября 1941 года немцы захватили Симферополь, 8 ноября — Ялту. Приведу несколько выдержек из немецких документов того времени.

«Из дневника военных действий 11-й армии в Крыму. Отдел разведки.

Уже при занятии войсками Крыма татары показали своё дружелюбие к немцам. Они считали немецкие войска освободителями от ига, предлагали свою помощь... У них живы воспоминания о братстве по оружию в 1917-1918 годы...

Они всё чаще предлагали нам свою помощь в борьбе против партизан и Красной Армии. В Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и т.д. они молились за победу немецкого оружия, за фюрера, посылали благодарственные письма фюреру, просили разрешить им принять участие в борьбе с большевиками...

20 января 1942 года в отделе разведки армии состоялось совещание, где было объявлено, что фюрер разрешил приём добровольцев из крымских татар, а также создание татарских рот самообороны для борьбы с партизанами. Айнзацгруппа «Д» создаёт такие роты. Татары считаются служащими вермахта и получают такое же питание и денежное содержание, как и немцы низкого ранга. Они гордятся, что носят немецкую форму и стараются выучить немецкий язык и очень гордятся, когда могут сказать по-немецки.

3 января 1942 года в 10.00 началось первое официальное заседание Татарского комитета в Симферополе, посвящённое вербовке татар для общей борьбы против большевизма. Совещание проводилось под руководством шефа айнзацгруппы». Заседание открыл приветственным словом СС-оберфюрер Олендорф. Он сказал, что рад сообщить комитету, что его просьба защищать родину в этой священной борьбе вместе с немцами против большевизма удовлетворена.

Присутствующие татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали. Мулла мусульманского объединения Симферополя заявил, что его религия требует принять участие в этой священной борьбе вместе с немцами. Старейший из татар Эннан Сетулла сказал, что он сам готов выступить с оружием, хотя ему шестьдесят лет. Председатель Татарского комитета Абдурешидов: «Я знаю, что татары как народ (!) готовы все выступить против общего врага. Для нас большая честь получить разрешение сражаться под руководством Адольфа Гитлера, крупнейшего деятеля немецкого народа. Мы все (!) готовы выступить под руководством немецкой армии». Второй председатель Татарского комитета, представитель молодёжи Керменчикли сказал: «Каждый (!) молодой татарин идёт в бой с сознанием, что это бой против злейшего врага немецкого и нашего народов».

После того, как обо всём договорились, татары попросили это торжественное заседание и начало борьбы против неверных закончить молебном. Татары вслед за муллой повторили три молитвы. Первая — за достижение быстрой победы в общих целях и за долгую жизнь Адольфа Гитлера. Вторая — за немецкий народ и его доблестное войско. Третья — за погибших немецких солдат» (ВИЖ №3’1991. С. 91-93).

Но что какой-то никому не ведомый оберфюрер Олендорф! Вот что писал в воспоминаниях известный генерал-фельдмаршал Э.Манштейн, армия которого в сентябре 1941 года ворвалась в Крым: «Большинство(!) татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооружённые роты для самообороны...Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига...Ко мне явилась татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя Адольфа-эфенди».

Вскоре стала выходить газета «Азат Крым» («Освобождённый Крым»). В ней печаталось такое, например:

На собрании, устроенном мусульманским Комитетом, мусульмане выразили благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за свободную жизнь. Затем устроили богослужение за здоровье Гитлера-эфенди ».

Или: «Великому Гитлеру — освободителю всех народов и религий! Две тысячи татар деревни Коккозы и окрестностей собрались для молебна в честь германских воинов. Весь татарский народ ежедневно молится и просит Аллаха о даровании немцам победы над всем миром. О, Великий вождь, мы говорим от всего сердца, верьте нам! Мы даём слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с немецкими воинами. Да благословит Тебя Господь, наш великий господин Гитлер» и т.д. и т.п.

И во всей этой картине, включая такую газету, нет ничего удивительного или исключительного. Были единомышленники названных татар и среди русских. Примерно то же самое они писали во власовских газетах. А ещё задолго до войны Афонский старец Аристоклий пророчествовал: «Ждите, пока немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны не только Божьим орудием наказания России, но и орудием избавления. Вот когда услышите, что немцы берутся за оружие, — вот тогда уже время близко» (Великая гражданская война 1941-1945. М. 2002. С.498).

Но вот немцы и взялись за оружие. Журналист Д.Жуков пишет в этой же книге: «В эмиграции подавляющее большинство священников и прихожан приветствовало начало войны, даже встретило восторженно» (с.499, 501). Так, митрополит Серафим (Лукьянов) заявил: «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога». Ему вторил весьма либеральный архимандрит Иоанн (Шаховской) в статье «Близок час»: «До каких дней желанных и под-советской, и зарубежной России довелось дожить... Кровавая операция свержения Третьего интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу» (с.501). (Помянутый Жуков, родитель самого бесцветного вице-премьера всех демократических правительств, начиная с ельцинской поры, тот самый правдоруб, который писал в «Литгазете», что Сталин летал на тегеранскую конференцию с дойной коровой, попытался с помощью грязной клеветы примазать к этой орде ненавистников Советского Союза и митрополита Сергия (Страгородского), будущего патриарха, фамилию которого этот Жуков даже не умеет грамотно написать. Он, говорит, «в своей проповеди в патриаршем соборе в Москве косвенно поддержал начало войны» (с.499). То есть поддержал, дескать, немцев. За такие измышления бьют канделябром по голове даже родителей вице-премьеров).

Но не только церковники радовались нападению Гитлера. Живший в оккупированной немцами Франции нобелевский лауреат Иван Бунин, вроде бы классик русской литературы, в первые дни войны 2 июля 1941 года с явным злорадством записал в дневнике: «Верно, царству Сталина скоро конец. Киев, вероятно, возьмут через неделю, через две». Спешил классик, на самом деле Киев захватили почти через три месяца. Правда, позже классик несколько очухался и даже порадовался, когда мы освободили Одессу. Я уж не говорю о генерале Краснове, дважды воевавшем вместе с немцами против Советской России и по заслугам получившем в 1946 году виселицу. А генерал Деникин, тогда живший тоже во Франции, а после войны укативший за океан, до конца дней своих ненавидел Советскую Россию и даже в 1947 году незадолго до смерти послал американскому президенту обстоятельную записку о том, как ловчее разбить Советский Союз, используя опыт Гражданской войны и Великой Отечественной.

А что касается русских церковников, то даже в нынешнюю пору среди них не перевелись пламенные почитатели Гитлера. Вот что можно прочитать в журнале «Русское православие» №4 за 2000 год: «Катакомбная Церковь всегда исповедовала и теперь исповедует, что Гитлер для Истинно Православных Христиан (ИПХ) являлся богоизбранным вождём-помазанником не только в политическом, но и в духовно-мистическом смысле, благие плоды дел которого ощутимы до сих пор. Поэтому ИПХ воздают ему честь... Как при жизни германского Фюрера св. Церковь возносила молитвы о его здравии и даровании ему победы над супостатами, так и после кончины его она молится о его бессмертной душе» (Там же, с.500). Приведя эти строки, Жуков не высказал своего отношения к ним: «Мы предоставляем читателям самим определиться в этом вопросе». А помочь определиться может, например, протоиерей Георгий Митрофанов, который регулярно устраивает юбилейные панихиды и о генерале Краснове, и о Власове, и о Солженицыне. Да ещё проклинает знаменитого генерала А.А.Брусилова, ставшего после революции на сторону народа и его Красной Армии, но нахваливает Колчака, Юденича и Ельцина (Трагедия России. М. 2009). Как видим, эти святоши в угодничестве и холуйстве перед фашистами и другими врагами России, пожалуй, даже оставляют позади упоминавшегося симферопольского муллу и его крымско-татарских единомышленников времён войны.

Между тем, в приведённом выше документе разведывательного отдела 11-й немецкой армии есть и такое свидетельство: «В сёлах района Бахчисарая до 22 января 1942 года добровольно заявили о своей службе у нас 565 татар, но при проведении призыва были отмечены частые отказы. На 30 января по болезни и другим причинам таких оказалось 176 человек, из них 48 человек просто не явились на призывные пункты. В итоге из 565 добровольцев осталось 389 человек» (Цит. соч., с.94). Это очень важное свидетельство. Да, конечно, отнюдь не все татары пошли служить немцам. Мало того, татары были и в партизанах. Так, по архивным данным Крымского обкома партии, в апреле 1944 года накануне освобождения Крыма в партизанских отрядах было русских — 2075 человек, татар — 391, украинцев — 356, белорусов — 71 (Цит. по И.Пыхалов. Время Сталина. М. 2001. С.76) . Тут к месту упомянуть и о том, что за годы войны 161 татарин (не знаю, сколько из них крымских) стали Героями Советского Союза.

Но, надо полагать, доля татар, служивших у немцев, всё-таки была достаточно высока. Так, в докладной записке замнаркома Госбезопасности СССР Б.З.Кобулов и замнаркома внутренних дел СССР И.А.Серов от 22 апреля 1944 года наркому внутренних дел Л.П.Берия говорилось, что в 1941 году в Красную Армию было призвано в Крыму около 20 тыс. татар и все они при отступлении нашей 51 армии из Крыма дезертировали и оказались в рядах немцев. Это почти всё крымско-татарское население призывного возраста» (Там же, с.75) .

О многом можно судить и по докладной записке Берии, который как нарком внутренних дел руководил операцией выселения. Он докладывал Сталину 10 мая 1944 года. Там есть и такие данные: «Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму выявление и изъятие агентуры противника, изменников родины. На 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек, изъято оружия — 5995 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт, большое количество гранат и патронов».

5 июля 1944 года Берии подводя итог, сообщал: «... изъято нелегально хранившегося у населения оружия 15.990 единиц, в том числе автоматов — 724, пулемётов — 716, боеприпасов — 5 млн штук» (Там же, с.84). Пулемёты, как известно, служат не для охоты на перепелов... 716 пулемётов — это в тех условиях большая сила. А у Берии не было причин преувеличивать эти цифры в записке Сталину.

Да, разумеется, с немцами сотрудничали не все татары. Не всех и выселили. Например, не трогали тех татар, которые сами участвовали в партизанских отрядах, и их семьи. Тут можно назвать семью С.С. Усеинова, партизана, расстрелянного немцами. Не выселяли семьи, в которых жена — татарка, а муж — русский. Удавалось отстоять свои семьи татарам, находившимся на фронте, как лётчику Э.У.Чалбаш и другим (Там же).

Оценивая всю эту драматическую историю, надо принимать во внимание ряд важных обстоятельств.

Во-первых, выселение по национальному признаку в военное время не советское изобретение. Весьма осведомлённый и добросовестный политолог профессор С.Г.Кара-Мурза пишет: «В 1915-1916 гг. царским правительством было проведено принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 году по приказу Верховного Главнокомандующего русской армии было выселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. 19 февраля 1942 года либеральнейший президент Рузвельт дал распоряжение даже не депортировать, а заключить в концентрационные лагеря граждан США японского происхождения. В этих лагерях их принудили к тяжёлым работам в рудниках. А ведь никакой угрозы японского вторжения не было» (Советская цивилизация. Книга первая, М. 2002. С. 608). И оказалось за колючей проволокой около 130 тысяч человек. И нельзя не сопоставить: Япония была от США за океаном, а Крым — это тогда тыл сражающейся Красной Армии.

Во-вторых, во всех названных выше эпизодах ни немцы, ни прибалты, ни японцы не выказали опасной враждебности к своей стране или симпатию к её противнику, тем более, то или иное содействие ему. Их выслали заблаговременно, в порядке, так сказать, превентивного военного карантина. Другое дело — крымские татары. Их выслали уже после освобождения Крыма, когда стали достоверно известны многочисленные факты их активного сотрудничества с оккупантами.

В-третьих, ведь немцы ещё не были изгнаны с нашей земли, никто не мог сказать, когда война кончится и какие ещё возможны повороты в её ходе. И вот, освободив Крым, в таких условиях оставить в тылу нашей армии враждебные вооружённые отряды, у которых одних лишь пулемётов более 700 штук? Это было бы крайне безответственно и опасно. А вдруг немцы вернулись бы в Крым? Исключать этого тогда было нельзя.

В-четвёртых, Крым — это не просто территория, а стратегически чрезвычайно важная пограничная окраина страны, плацдарм, который должен быть абсолютно надёжным тылом Красной Армии.

В-пятых, в условиях войны просто не было возможности разбираться с каждым отдельным подозреваемым, с каждым конкретным фактом.

Наконец, если бы татары остались в Крыму после его освобождения, это могло бы стать причиной многих острых, в том числе, кровавых конфликтов между ними и остальным населением. Людмила Жукова пишет в «Литературной газете: «Из политкорректности у нас не принято и сегодня объяснять причину депортации целого народа. Запомнилась мне встреча в Алуште в конце 70-х годов с фронтовиками, освободившими Крым. Они говорили: «Депортация всего народа спасла его от возмездия фронтовиков, которые тогда ничего не боялись» (ЛГ. 21 мая 14). Да, депортация уберегла татар от гнева народа.

А как, на каких условиях проходило переселение? По постановлению Государственного Комитета Обороны от 11 мая 1944 года, подписанного Сталиным, каждой семье разрешалось брать с собой до 500 кг вещей — инвентаря, посуды, продовольствия и т.д. На оставляемый скот, зерно, овощи выдавались обменные квитанции с целью возврата по ним всего принятого на месте поселения в Узбекистане. Для организации приёма четырём поимённо названным руководителям наркоматов поручалось направить в Крым нужное число работников. А для обмена на месте поселения всего сданного в Узбекистан направлялась специальная комиссия Совета народных комиссаров СССР из шести тоже поимённо названных ответственных должностных лиц ряда наркоматов во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Гриценко. Наркому здравоохранения Митереву было поручено выделить на каждый эшелон врача и две сестры «с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпоселенцев в пути». И ещё: «Наркомторгу СССР (тов. Любимову) обеспечить все эшелоны ежедневным горячим питанием. Для этого наркомторгу выделить продукты».

Татар не выбрасывали где-то в голом поле. «Расселение спецпоселенцев, — говорилось в постановлении ГКО, — произвести в совхозных посёлках, колхозах, в подсобных сельских хозяйствах предприятий и заводских посёлках для использования в сельском хозяйстве и промышленности». Кроме того, местным властям надлежало «обеспечить спецпоселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов», для чего каждой семье выдавалась на семь лет ссуда в размере 5000 рублей. Были предусмотрены и другие меры помощи татарам, а на все мероприятия ассигновалось 30 млн рублей. Интересно, во что американцам обошлось содержание японцев за колючей проволокой...

С.Кара-Мурза считает, что депортация народов из Крыма и Кавказа была наказанием по принципу круговой поруки, когда один отвечает за всех, а все — за одного. Но очень странное это было наказание. Сам же Кара-Мурза свидетельствует, что в местах нового поселения сохранялись партийные и комсомольские организации, люди учились на родном языке, получали образование, специальность, позже не знали никакой дискриминации при получении высшего образования. И в конце концов весьма характерно ещё вот что. Другой наш известный исследователь Вадим Кожинов, отвечая в 1993 году некому Г.Вачнадзе, заявившему, что во время депортации погибло 50% чеченцев, писал: «Согласно достоверным данным переписи, в 1944 году чеченцев и ингушей было 459 тысяч человек, а в 1959-м, когда они вернулись на родную землю, — 525 тыс., т.е. на 14,2% больше. Если бы действительно погибла половина народа, то его численность могла бы восстановиться не менее, чем через полвека. Так, а 1941-1944 годы погибли не 50, а «всего лишь» 22% населения Белоруссии (2 миллиона из 9), и довоенная численность смогла восстановиться лишь через 25 лет — к 1970-му году» (Судьба России. М. 1997. С.168). Т.е., как пишет Кара-Мурза, «они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом» (Цит. соч. с. 609). Нет оснований полагать, что у татар или калмыков дело обстояло иначе.

Так нужен ли был Указ о реабилитации? Я думаю, что вместо Указа надо бы от имени государства принести татарам извинение за то, что в условиях военного времени не было возможности соблюсти все юридические нормы и формальности и с благодарностью помянуть всех татар, живых и мёртвых, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Напомню ещё раз: 161 татарин, в том числе поэт Муса Джалиль, за подвиги во время войны получили звание Героя Советского Союза. Тут они после гораздо более многочисленных народов всего лишь четвёртые...

Я знал в жизни немало татар. В детстве дружил с двумя братьями-татарами, фамилию и имена которых за давностью времени забыл; на фронте в одной роте со мной были татары Зиятдинов и Хабибуллин; после войны знал прекрасного поэта Михаила Львова, писавшего по-русски; долгие годы дружу с драматургом Азатом Абдуллиным. Кто ещё? Подруги жены — Чулпан Малышева, дочь Мусы Джалиля, Галия Алимова. И ни о ком из них я не могу сказать ни единого недоброго слова... Вот о чём надо бы сочинить песню для Джамалы, чтобы она спела её в Швеции для всей Европы.

В.С. Бушин
Оригинал взят у