Биографии Характеристики Анализ

Немного о себе кто создан из камня. Кто создан из камня, кто создан из глины

1920 год, старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, праздники смелись чередой будней, часть страны голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит. Непростые годы переживает и Марина Цветаева. Муж вынужден эмигрировать, совсем недавно поэтесса похоронила младшую дочь и просвета впереди не видно.

В это тяжёлое время Цветаева пишет «Кто создан из камня, кто создан из глины» - стихотворение, в котором оптимизма больше, чем во всей тогдашней стране, за исключением власти.

В стихах Цветаева сравнивает себя с морской пеной:

Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Поэтесса показывает в стихотворенье, которое никто публиковать пока и не собирается, что она серебрится и сверкает, несмотря на обстоятельства. Людей окружающего мира она сравнивает с глиной и камнем. Кто-то окаменел и потерял на фоне смутного времени чувства, другой сделался глиной и из него можно лепить всё что хочешь – хоть красивую чашу, хоть сливной бачок. Она же пытается оставаться пеной, находя позитив в бренности.

Конечно, на душе тяжело, но оптимизм живёт за счёт веры в завтра, которую она потеряет лишь через годы, после возвращения в России после эмиграции.

В третьем четверостишье хорошо заметно стремление Цветаевой к лучшему, надежда что-то изменить:

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся мое своеволье.

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Читайте другие стихи Цветаевой Марины:

Выбрать стихи.. Август - астры... Але Ахматовой Бабушке Байрону Бальмонту Белое солнце и низкие, низкие тучи... Берлину В зале В огромном городе моем - ночь... В Париже В пустынной храмине... В раю В синее небо ширя глаза... В черном небе слова начертаны... Вождям Война, война! - Кажденья у киотов... Вот опять окно... Всё повторяю первый стих... Вскрыла жилы: неостановимо... Встреча Вчера еще в глаза глядел... Вы, идущие мимо меня... Гибель от женщины. Вот знак... Глаза Годы твои - гора... Голуби реют серебряные... Горечь! Горечь! Вечный привкус... Два солнца стынут,- о Господи, пощади!.. Двух - жарче меха!.. Декабрь и январь Детский день Дикая воля Дней сползающие слизни... Доблесть и девственность!- Сей союз... Думалось: будут легки... Емче органа и звонче бубна... Если душа родилась крылатой... Еще молитва За девками доглядывать, не скис... За книгами Заповедей не блюла... Знаю, умру на заре!.. И не спасут ни стансы, ни созвездья... И скажешь ты: не та ль... Идите же! - Мой голос нем... Из Польши своей спесивой... Из сказки - в сказку Каждый стих - дитя любви... Как правая и левая рука... Каменногрудый, каменнолобый, каменнобровый... Книги в красном переплете Когда гляжу на летящие листья... Когда-нибудь, прелестное созданье... Красною кистью... Крестины Кто создан из камня, кто создан из глины... Курлык Легкомыслие - милый грех... Листья ли с древа рушатся... Любви старинные туманы Люблю - но мука еще жива... Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе... М. А. Волошину Маме Маяковскому Милые спутники, делившие с нами ночлег!.. Мировое началось во мгле кочевье... Мне нравится, что вы больны не мной... Моим стихам, написанным так рано... Молитва На што мне облака и степи... Народ Не думаю, не жалуюсь, не спорю... Не колесо громовое... Не сегодня-завтра растает снег... Не умрешь, народ!.. Неподражаемо лжет жизнь... Нет! Еще любовный голод... Никто ничего не отнял!.. Новолунье Ночи без любимого - и ночи... Ночного гостя не застанешь... Нынче я гость небесный... О слезы на глазах!.. Овраг Откуда такая нежность?.. По ночам все комнаты черны... По холмам - круглым и смуглым... Пожирающий огонь - мой конь... Полнолунье, и мех медвежий... Попытка ревности Пора снимать янтарь... Пора! Для этого огня стара!.. Посвящаю эти строки... После бессонной ночи слабеет тело... Приключилась с ним странная хворь... Приметы Проста моя осанка... Прохожий Разговор с гением Разлетелось в серебряные дребезги... Рас-стояние: версты, мили... Родина (О, неподатливый язык...) Рождественская дама Роландов рог Руки даны мне - протягивать каждому обе... Русской ржи от меня поклон... Рыцарь на мосту Светло-серебряная цвель... Семь мечей пронзали сердце... Собирая любимых в путь... Солнце - одно, а шагает... Солнцем жилки налиты - не кровью... Стихи к Пушкину Стихи растут, как звезды и как розы... Страна Только девочка Только живите!- Я уронила руки... Только закрою горячие веки... Тройственный союз Ты запрокидываешь голову... Ты, меня любивший фальшью... У камина, у камина... Уж сколько их упало в эту бездну... Улыбнись в мое «окно»... Умирая, не скажу: была... Ушел - не ем... Цветок к груди приколот... Цыганская страсть разлуки!.. Челюскинцы Эмигрант Я забыла, что сердце в Вас - только ночник... Я счастлива жить образцово и просто... Я - есмь. Ты - будешь... Ятаган? Огонь?..

В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Показать текст целиком

Тема внутренней свободы звучит во многих произведениях русских поэтов.

Так, лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Узник», несмотря на заточение душой находится рядом с вольным орлом. Стены темницы способны удержать его тело, но внутренний мир остается свободным и независимым. Дух лирического героя не сломлен, он стремится туда, «где гуляет лишь ветер».

Лирические герои обоих стихотворений независимы, их невозможно подчинить, все их естество стремится к единению с природой . Но узник из стихотворения А.С.Пушкина не может

Критерии

  • 3 из 4 К1 Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 3 из 4

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и средству к существованию. За 5 лет, которые провела поэтесса в разграбленной и раздираемой на части стране до момента эмиграции, ей пришлось мысленно попрощаться с мужем, похоронить младшую дочь и отказаться от идеи достучаться до людских сердец с помощью стихов. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Кроме этого, в ее душе еще теплилась надежда на то, что все происходящее вокруг является дурным сном, который вот-вот закончится. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры.

В этом произведении поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!». Попытки превозношения себя над другими людьми, которые созданы из камня или же глины, связаны не только с желанием Цветаевой самоутвердиться. Поэтесса обращается к истокам своей жизни, пытаясь найти в них силы для того, чтобы преодолеть многочисленные трудности. Она убеждена, что «гроб и надгробные плиты» являются не ее уделом. Ведь еще в подростковом возрасте Цветаева осознала, что наделена удивительным поэтическим даром. Поэтому в данном стихотворении она пытается провозгласить свое превосходство над другими и утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье».

Действительно, поэтесса полна решимости доказать всему миру, что она заслуживает лучшей участи. Цветаева сбрасывает со счетов лишь тот факт, что судьбой ей уготованы тяжелые испытания. Господь смиряет строптивых, и на каждую попытку поэтессы доказать свою значимость будет отвечать весьма сильными и болезненными ударами. Первые из них поэтесса уже смогла ощутить, потеряв дочь и лишившись поддержки супруга, который после революции оказался за границей. Она не знает еще о том, что вскоре и сама станет эмигранткой. Но кажущаяся свобода не принесет ей облегчения, так как за границей творчество Цветаевой окажется еще менее востребованным, чем в советской России. Более того, тоска по родине будет отравлять безбедную и безоблачную жизнь поэтессы. Но все это случится гораздо позже, а пока Цветаева, переборов себя, с уверенностью заявляет: «Дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной – воскресаю!». Ей невдомек, что после одного из таких ударов она уже не сможет оправиться и примет опрометчивое решение уйти из жизни.

Стихотворение написано Цветаевой в 1920 г. в возрасте 28 лет. Герой стихотворения - она сама, а сюжет - это образное описание ее сущности, осознание себя изнутри и со стороны в сравнении с окружающим миром.

Имя «Марина» произошло от латинского слова «marīnus», что означает «морской». Цветаева всегда ощущала в себе эту «морскую» сущность. Она упоминала о своей любви к морю и о том, что они с Пушкиным - одним из ее любимых поэтов - одинаково сильно привязаны к этой стихии. Стихотворение это есть анализ себя через свое имя - данность над которой Марина не властна.

Преимущественно написано четырехстопным амфибрахием, перемежающимся трехстопным.
Образность. Образность выражается в противопоставлении интонационных структур: симметричные и устойчивые сменяются порывистыми, динамичными, дробными, когда рифма и ритм выходят за рамки избранной структуры.

Противопоставление. В стихотворении четко противопоставляется камень и глина бушующей живой воде. Земная соль, надгробные плиты, гранитные колена, все эти статичные образы - не Марина, а Марина неукротима и неподвижна.

Художественность в звуке. Происходят аллитерационные переливы: «Серебрюсь и сверкаю» (с-р), «мне имя - Марина»(м) «Веселая пена - Высокая пена морская»(в). Здесь свойственная Цветаевой отрывистая звуковая манера, как, например, в стихотворении:

«Рас-стояния, версты, мили
Нас рас-ставили, рас-садили».

Этот способ аллитераций является одним из выразительны особых инструментов Цветаевой, свойственный ее экспрессивной натуре и манере стиха.

Также в стихотворении много повторов:
«Кто создан из камня, кто создан из глины» - в первом четверостишии.
«Кто создан из глины, кто создан из плоти» -во втором четверостишии.
«Я — бренная пена морская…»
«Да здравствует пена — веселая пена -
Высокая пена морская!» - повторяется в первом и последнем столбце.

Метафора. Главная метафора - это образ морского побережья с накатывающимися буйными волнами, ассоциируемый с образом лирической героини.
Стихотворение «плещет» бунтом, творческим порывом, которое неустанно «бьется» о «гранитные колена» будней.

Стихотворение полно гордости собой, без тени омрачения собственным характером. Оно раскрывает сущность и творческий исток самой Цветаевой.