Биографии Характеристики Анализ

Александр наумович фрумкин. Академик александр наумович фрумкин

Мария Хрущева Как утверждают социологи и философы науки, любое научное знание обусловлено тем базисом, который подготовлен к определенному моменту культурным развитием общества, религией, искусством, сложившимися социально-экономическими отношениями.

В. Ульянов, Ф. Дзержинский, К. Ворошилов, М. Горький, К. Чуковский, С. Есенин, А. Ахматова, Б. Пастернак, С. Михоэлс, В. Мейерхольд, Д. Шостакович… Портрет эпохи. И автор его — один. Хрестоматийные портреты всех тех, кто оставил след в истории нашей страны, созданы Моисеем Соломоновичем Наппельбаумом (1869−1958). Именно он оставил в нашей памяти портрет такой эпохи, какой мы ее представляем и осознаем сегодня.

Ежедневно в любой точке планеты делаются миллиарды снимков, казалось бы также фиксирующие картины, в совокупности своей становящиеся летописью времени. Однако бесчисленное множество вспышек уходит в небытие, а в памяти и вечности остаются единицы. Мало просто нажать на кнопку, необходимо понимать, чувствовать суть, естество того, что хочется запечатлеть. Чтобы создать портрет, схожий с оригиналом, необходимо проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер » — так писал М. С. Наппельбаум. Дочь художника, О. Грудцова, вспоминала, что он любил снимать некрасивых и немолодых людей. «Главное в лице — мысль ». И еще: «У отца было поразительное чутье художника. Не имея не только высшего, но и среднего образования, порой не зная творчества человека, которого он снимал, он улавливал его творческую индивидуальность, характер ». Именно потому фотографии Наппельбаума живы и по сей день, а глядя на них, мы видим живых, красивых, творческих людей.

М. С. Наппельбаум родился в Минске. В четырнадцать лет мать впервые привела его в мастерскую фотографа, и с тех пор началось его обучение. В 1912 году мастер переезжает в Петербург, где открывает собственную мастерскую, которая вскоре становится известной. Молва о необычном фотографе распространяется с огромной скоростью, и в 1918 году мастера приглашают в Смольный, где М. С. Наппельбаум делает портрет В. И. Ленина. Заказчик высоко оценил сделанное фото. Фотопортрет Ленина стал началом целого цикла снимков руководителей советского государства. В 1919 году при поддержке Я. М. Свердлова М. С. Наппельбаум организует первую государственную фотографию при ВЦИКе. Именно этому периоду мы обязаны появлением галереи портретов революционеров, политиков, военачальников, многие из которых впоследствии были репрессированы, а их изображения изъяты из учебников и книг.

Благодаря М. С. Наппельбауму нам доступно изображение ученого мира советского периода. В 1938 году он был приглашен в ЛАФОКИ АН СССР для выполнения фотопортретов ученых с целью формирования фондов Академии наук. За 1920−1950 годы М. С. Наппельбаум создал портреты более сотни академиков, членов-корреспондентов Академии наук, просто известных деятелей науки. Сегодня на сайте «Архивы РАН» представлена электронная коллекция портретов, выполненных фотохудожником.

А. Н. Фрумкин принимает участие в съемках в ЛАФОКИ в конце 1930-х годов. В этот период он действительный член Академии наук СССР, заместитель директора НИФХИ им. Л. Я. Карпова, заведующий кафедрой электрохимии химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Съемку выполняет М. С. Наппельбаум. Точная дата изготовления этого фотопортрета стала известна в 2012 году, когда в домашнем архиве академика был обнаружен отпечаток небольшого размера этой фотографии, на обороте которой рукой А. Н. Фрумкина было написано: «1938 г.».

По любому из портретов мастера, в том числе и по портрету А. Н. Фрумкина, можно изучать творчество М. С. Наппельбаума. Посмотрим на сам портрет. Одной из особенностей работ М. С. Наппельбаума был практически полный отказ от искусственных декораций. Строгий костюм, белая сорочка, часы, виднеющиеся из-за обшлагов рубашки, платок, сжатый в ладонях. Вот, собственно, и все детали. Внимание зрителя сосредоточено лишь на двух ярких пятнах — это лицо и руки. Руки на официальном портрете — необычное явление. Как правило, художники придерживаются мнения, что эта деталь отвлекает внимание от лица, нередко является диссонансом, однако это не так в случае работ М. С. Наппельбаума. Руки для художника не просто изобразительный элемент, а необходимое условие психологической характеристики.

Было бы несправедливо умолчать об общем методе съемки М. С. Наппельбаума, который получил название «рембрандтовский свет» — освещение одной лампой и только с одной стороны. Такой метод известен давно, еще Рембрандт использует этот прием в своих портретах. Но, конечно, это не механическое повторение М. С. Наппельбаумом находки мастера эпохи Возрождения, а лишь восприятие одного из приемов, который добавляет драматизма снимку, делает его произведением искусства. Портрет А. Н. Фрумкина не исключение: освещение кадра реализовано именно в такой манере.

История фотопортрета А. Н. Фрумкина работы М. С. Наппельбаума получила неожиданное продолжение. В 2000-х годах руководство НИФХИ им. Л. Я. Карпова приняло решение заказать художественный портрет академика для галереи портретов ученых, работавших в стенах института, и обратилось в Мемориальный кабинет академика А. Н. Фрумкина в ИФХЭ РАН с просьбой предоставить пару наиболее характерных фотографий Александра Наумовича. Фотографии были переданы, одна из них была работы М. С. Наппельбаума, и именно ее использовал для своей работы художник Г. В. Животов. Фотокопия этой картины экспонируется в Мемориальном кабинете А. Н. Фрумкина.

В Мемориальном кабинете А. Н. Фрумкина находится еще одно произведение М. С. Наппельбаума — портрет Л. И. Мандельштама — выдающегося физика, которого Александр Наумович всегда считал своим учителем. Фотография Л. И. Мандельштама находилась на почетном месте в квартире А. Н. Фрумкина, а позже была передана в его Мемориальный кабинет. И в Мемориальном кабинете ученик и учитель не расставались друг с другом — портрет Л. И. Мандельштама был размещен рядом с живописным изображением А. Н. Фрумкина, сделанным в 1943 году в эвакуации в Казани другом Александра Наумовича физиком Я. И. Френкелем.

Фотопортрет А. Н. Фрумкина работы М. С. Наппельбаума широко известен электрохимикам. Он использовался во многих посвященных Александру Наумовичу публикациях. Наиболее значимыми из них являются сборник воспоминаний об А. Н. Фрумкине (1989) и монография «Александр Наумович Фрумкин. Ученики и соратники» (2014). Портрет известен и международному сообществу ученых. В 2015 году была опубликована книга «Electrochemistry in a Divided World», посвященная электрохимикам Восточной Европы. На обложке — галерея портретов героев книги, и открывает ее описываемый портрет А. Н. Фрумкина.

Однако остается вопрос: сохранился ли оригинал работы — фотопластинка, на которой мастер запечатлел ученого?

А. Н. Фрумкин в 1976 году получил письмо, подписанное директором ЛАФОКИ. В письме сетовали на то, что в фототеке членов Академии наук портрета А. Н. Фрумкина нет, и приглашали принять участие в съемках. Александр Наумович не смог воспользоваться этим приглашением. За несколько дней до назначенной даты в Туле, где проходило 9-е Всесоюзное совещание по электрохимии органических соединений, его не стало.

Исходя из присланного из ЛАФОКИ письма, было бы логичным предположить, что все официальные фотографии утрачены, однако это не так. Негатив снимка, сделанного М. С. Наппельбаумом, жив до сих пор и сохраняется в коллекции ЛАФОКИ Института истории естествознания и техники РАН им. С. И. Вавилова.

В начале 2000-х годов под руководством фотохудожника А. Э. Марова началась активная работа с фотоархивом в ЛАФОКИ. В 2002—2003 годах «Литературная газета» опубликовала серию текстов об ученых, сопровождавшихся фотографиями М. С. Наппельбаума, найденными в архивах ЛАФОКИ РАН. Среди этих публикаций был и материал с говорящим названием «Аккумуляция умственной силы», посвященный А. Н. Фрумкину.

С этого момента ЛАФОКИ совместно с другими организациями и Архивом РАН представляет небольшие выставки современных отпечатков с негативов фотографий ученых М. С. Наппельбаума. В июне 2017 года прошла масштабная выставка «Четыре мастера. Портреты ученых в творчестве фотохудожников М. Наппельбаума, Г. Вайля, С. Новикова, А. Марова», задуманная как часть выставочного проекта «Портрет науки — связь времен: XX—XXI вв. ека». На этой выставке был представлен и фотопортрет А. Н. Фрумкина, выполненный в 1938 году М. С. Наппельбаумом.

М. С. Наппельбаум прожил интереснейшую жизнь, скончался в 1958 году, не увидев вышедшее из печати свое последнее детище — книгу «От ремесла к искусству». Найти эту книгу я рекомендую каждому, кто хоть немного интересуется фотографией и историей. Похоронен Моисей Соломонович в Москве, на Востряковском кладбище. О месте его захоронения широкой общественности стало известно в 2014 году благодаря деятельности некоммерческого партнерства «Общество некрополистов», и в частности С. Лепешкина, стоявшего у истоков создания этого общества.

Портреты, созданные М. С. Наппельбаумом, сегодня в музеях, учебниках по фотографии и отечественной истории. Но не только потому, что запечатлены фигуры исторического масштаба. Даже если рукой Наппельбаума создан фотопортрет человека, сегодня никому не известного, он тоже достоин выставочной галереи, потому что лица, смотрящие на нас с его фотографий, являют собой портрет целой эпохи, пусть не такой далекой, но уже ушедшей. Облик академика А. Н. Фрумкина, запечатленный М. С. Наппельбаумом, тоже среди этих лиц. И, конечно, это подчеркивает значимость личности Александра Наумовича, прочную взаимосвязь этого имени с историей государства. А. Н. Фрумкин не просто советский электрохимик, не просто ученый международного уровня, внесший особый вклад в историю естественной науки XX века, — он часть ушедшей эпохи.


химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кафедра электрохимии

Полную версию доклада, сделанного на 41-х Фрумкинских чтениях (2017), можно прочесть на сайте кафедры электрохимии химфака МГУ —

АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ ФРУМКИН ЮЛИЯ СИСТЕР А.Н. Фрумкин родился 24 октября 1895 года а г. Кишиневе. Его отец - Наум Ефимович (1857 - 1934) - представитель страхового общества после революции состоял на советской и кооперативной службе; мать Маргарита Львовна (1863 - 1949) занималась воспитанием сына. Вскоре после его рождения семья переехала в Одессу. Образование он получил в этом прекрасном городе, подарившем миру много замечательных людей. В юности я увлекалась поэзией Веры Инбер и обратила внимание, что многие стихотворения, особенно ранние, посвящены А.Н. или А.Ф. Тогда я не знала, кому они посвящены. Когда в начале 60-х годов прошлого столетия я проводила свои исследования в Институте электрохимии АН СССР, мне рассказали, какой необыкновенный человек возглавляет этот институт. Вскоре я в этом имела возможность убедиться сама. Я имею ввиду академика Александра Наумовича Фрумкина. Это ему поэтесса посвятила много своих лирических стихотворений. Вера Инбер была его первой женой. В городе, в котором родился великий ученый, за всю свою долгую жизнь он побывал только один раз. Это было в 1970 году, когда Александру Наумовичу было 75 лет. Он прочитал блестящие лекции в Кишиневском госуниверситете, посетил Институт химии нашей Академии наук, нашу лабораторию, где уже были ученые, связанные с Институтом электрохимии АН СССР - детищем Фрумкина. Для нас его приезд был большим событием, ибо он был не только выдающимся ученым, человеком энциклопедических знаний, его отличала чрезвычайная организованность в работе, умение ценить время, обязательность, необыкновенная память, душевная чуткость, внимательность человека высокой культуры и подлинной интеллигентности. Понимая психологию людей, он умел приободрить собеседника, помочь преодолеть стеснение и скованность. Мы (несколько человек из нашей лаборатории и университета) организовали ему экскурсию по Кишиневу,
поездку на Дубоссарскую ГЭС и в живописное место отдыха на берегу Днестра. Он шел легко, спокойно. Его интересовало буквально все: мы едва успевали отвечать на его вопросы. В конце поездки я спросила Александра Наумовича, понравился ли ему его город. Он ответил коротко: "Да, понравился". Он был прост, остроумен, обаятелен. Общение с ним приносило глубокое удовлетворение благодаря сочетанию человеческого тепла с исключительно богатым научным опытом и кругозором. Общаться с Александром Наумовичем было истинным удовольствием. Он не знал, какую роль сыграл в моей жизни. К нему обратился за помощью заведующий кафедрой физиологии животных и человека КГУ, где в ряде исследований использовались электрохимические методы. А.Н.Фрумкин рекомендовал меня в качестве консультанта. 20 лет я сотрудничала с этой кафедрой, у нас были общие дипломники, мы напечатали ряд совместных работ, которые периодически докладывали на конференциях. Главное - мне было очень интересно. Спасибо за это Александру Наумовичу. Статью о великом ученом и замечательном человеке в Краткую еврейскую энциклопедию поручили написать мне. Я с удовольствием выполнила это задание.
Фрумкин Александр Наумович - выдающийся физико-химик ХХ века. Окончил Новороссийский университет в Одессе (1915). В 1920-22 гг. - профессор Института народного образования (так назывался тогда университет) в Одессе. С 1922 г. Фрумкин в Москве - до 1946 г. в Физико-химическом институте имени Л. Карпова (с 1924 г. - заведующий отделом поверхностных явлений), в 1939-49 гг. - директор Института физической химии АН СССР, в 1958-76 гг. - директор созданного им же Института электрохимии АН СССР (теперь носит его имя); одновременно в 1930-76 гг. Фрумкин заведовал созданной им в Московском университете кафедрой электрохимии. В 1928-29 гг. по приглашению Висконсинского университета (США) в течение учебного года читал там курс коллоидной химии. Фрумкин - один из основоположников современной теоретической электрохимии, создатель и многолетний глава советской школы электрохимиков. Начатые им еще до 1917 г. исследования поверхностных явлений в растворах и влияния на эти явления электродных потенциалов (диссертация 1919 г.) завершились к 1932 г. созданием принципиально нового направления в науке - электрохимической кинетики. В Институте электрохимии шутили: "все, что Фрумкин предположил в 20-е годы, мы проверяем всю жизнь", "такое впечатление, что он сидел на ртутном электроде". Научные эксперименты подтвердили правильность его идей и гипотез. Следует особенно отметить ту научную добросовестность, честность, тщательность, с которой работали фрумкинцы. Во всем мире известно: если работа принадлежит к школе академика Фрумкина, ее перепроверять не надо. Фрумкин публиковал статьи только после многократных повторений опытов, часто меняя условия эксперимента. Он не только проверял полученные данные, но сопоставлял их с полученными другими методами и часто говорил: "А теперь начнем сначала, и как следует", хотя казалось, что работа уже закончена. Он автор первой в истории науки монографии "Кинетика электродных процессов" (М., 1952). Развиваемый и углубляемый в последующие годы, этот теоретический подход с большим эффектом оправдал себя при решении ряда крупных прикладных и технических проблем, важность которых для советских властей многократно увеличивалась возможностью их использования для укрепления военной мощи. Фрумкину, в частности, принадлежат основополагающие разработки в теории адсорбционных процессов на электродах, количественной теории влияния электрического поля на адсорбцию молекул. Фрумкин развил теорию скоростей электрохимических процессов, заложил основы теории электрохимической гидродинамики. Фундаментальное научное значение имели также доказательство Фрумкиным применимости термодинамического уравнения Гиббса к реальным адсорбционным процессам, установление взаимосвязи закономерностей в электрохимической кинетике с классическим в общей химической кинетике правилом Брёнстеда, введение им в науку понятия о потенциале нулевого заряда как характерной константе электродов из различных металлов, а также другие открытия. Широко известна изотерма Фрумкина, описывающая адсорбцию в условиях взаимодействия между адсорбированными частицами. На основе этих исследований стал возможен синтез самых различных химических соединений, в том числе получение алюминия, магния, натрия, лития, бериллия, тантала, титана, урана, рафинированно чистой меди, создание гальванических покрытий с заданными оптическими, механическими и магнитными свойствами, конструирование автономных химических источников электроэнергии и мн. др. Сформулировал основные представления электрохимической теории коррозии металлов. В годы Второй мировой войны Фрумкин возглавлял крупный коллектив ученых и инженеров, непосредственно занимавшихся оборонной проблематикой. Ключевая роль Фрумкина во всех этих разработках, по-видимому, предотвратила готовившуюся в начале 1950-х гг. расправу над ним как "космополитом номер один в электрохимии" (за якобы недооценку роли русских ученых в совместной с Я.Сыркиным статье "Физическая химия" в БСЭ, также доказательством "вины" считалось и чрезмерное цитирование работ самого Фрумкина в западной научной литературе, перевод его cтатей на иностранные языки, всякие знаки признания его услуг на Западе и т.п.). Он был отстранен от поста директора Института Физической химии... О важности вклада Фрумкина в советскую науку и технику свидетельствуют официальные награды и отличия: в 1931 г. ему была присуждена Ленинская премия; с 1932 г. он - действительный член АН СССР; трижды (в 1941, 1949 и 1952) был лауреатом Сталинской премии, в 1961 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, в 1965 г. - Героя социалистического труда; также трижды награждался орденом Ленина и столько же раз - орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. Ежегодно в Москве проводятся Фрумкинские чтения. Научные заслуги Фрумкина были признаны и за рубежом. Он был избран членом 11 иностранных АН и многих научных обществ, в 1965-66 гг. Фрумкин был президентом Международного комитета по электрохимической термодинамике и кинетике. Он является лауреатом очень почетной Палладиевой медали Американского электрохимического общества. Был членом редколлегий научных журналов, главным редактором созданного им журнала "Электрохимия" и др. Палладиевая медаль - почетная медаль Американского электрохимического общества. Ее присуждают раз в два года за выдающиеся работы в области теоретической электрохимии и теории процессов коррозии. На лицевой стороне медали - Афина Паллада - олицетворение ума и изобретательности, покровительница знаний, искусств и ремесел. А вокруг нее сгруппированы алхимические символы семи первых металлов, известных человечеству: Ag, Fe, Cu, Hg, Au, Pb, Sn (серебро, железо, медь, ртуть, золото, свинец, олово). По замыслу авторов медали, это должно означать: Афина Паллада покровительствует тем, кто защищает металлы от коррозионного разрушения. В 2000 г. Международное электрохимическое общество учредило "Мемориальную медаль Фрумкина". К 80-летию Александра Наумовича были изданы два тома авторитетнейшего международного журнала Journal of Electroanalytical Chemistry общим объемом более тысячи страниц. Это были сборники научных статей, посвященных ведущими учеными мирового сообщества юбилейной дате. Под руководством А.Н.Фрумкина были развиты новые экспериментальные методы, ставшие классическими. Для специалистов некоторые важнейшие зависимости, представляемые графически, становятся часто узнаваемыми даже без указания координат. Именно такие характерные кривые и были собраны воедино в портрете Александра Наумовича, приписываемом кисти Пикассо. В портрет "вмонтированы" также два важных элемента традиционных электрохимических экспериментальных установок - ртутный капающий электрод с изображением движений поверхности капли, вызывающих полярографические максимумы, и вращающийся дисковый электрод с кольцом. В развитие теории и практики этих методов А.Н.Фрумкин внес фундаментальный вклад (см. рис.).
Как и многие выдающиеся ученые его поколения, Александр Наумович был необычайно яркой личностью, всесторонне образованным человеком. Одной из черт его характера было совершенно неуемное, даже немного детское, любопытство. Ему все было интересно, он стремился все увидеть и прочитать. Он мог со знанием дела и интересно рассказывать о красотах природы и о быте разных мест, обсуждать политические события и живопись разных эпох, рассказывать об интересных людях, с которыми встречался, и говорить о литературе. Читал Александр Наумович удивительно быстро, очень любил поэзию, знал стихотворения многих поэтов наизусть. Однажды он очень хорошо сказал: "Настоящая поэзия должна быть чуть-чуть непонятна". На английском, французском, немецком он читал в подлиннике. Научную литературу изучал на всех европейских языках. Он любил искусство, живопись, балет, историю. Этот интерес был у него непреходящим. Недаром в своих воспоминаниях его упоминают как человека своего круга Илья Эренбург, Рина Зеленая и другие деятели искусства. Ученый был в курсе наиболее заметных событий культурной жизни, выставок, новых литературных имен... Он любил французских импрессионистов и постимпрессионистов и одновременно ценил мастерство малых голландцев, а восхищение перед классикой Высокого Возрождения не мешало ему любить своих современников, в частности Р.Фалька и М.Сарьяна, чьи работы украшали его небольшое домашнее собрание. А.Н.Фрумкин страстно любил путешествовать. С наслаждением знакомился с новыми живописными местами, различными памятниками старинной архитектуры, испытывая особую радость от красоты природы. Очень любил горы. Альпинизмом Александр Наумович никогда не занимался, но неоднократно совершал серьезные туристские походы. Много ходил по Кавказу, Крыму, бывал на Памире, Тянь-Шане, Урале, Байкале, Камчатке. В первые послевоенные годы был председателем бюро туристической секции Московского дома ученых. Стоял у истоков издания серии сборников туристических маршрутов "Туристские тропы", написал вступительную статью к первому альманаху этой серии (Москва, 1958). Туристические заслуги А.Н. Фрумкина отмечены туристами страны. В газете "Вольный ветер" N 57 (весна 2003 г.) в статье "Неизвестный Тянь-Шань" описаны внесенные в картотеку два названных именем А.Н. Фрумкина новых перевала (высота перевалов около 4 450 м над уровнем моря) в северном отроге хребта Каинды-Ката в восточной части Тянь-Шаня. А.Н. Фрумкин любил фотографировать. Свою "лейку" брал с собой во все походы. Его снимки представлялись на выставках в Московском доме ученых. С удовольствием ездил по стране, поддерживал тесные контакты с электрохимиками ряда республик и во многом способствовал созданию и развитию самостоятельных электрохимических школ в Тарту, Риге, Кишиневе, Алма-Ате, Тбилиси. Тема Фрумкина-путешественника вдохновила художника (в соавторстве с профессором кафедры физической химии А.Лопаткиным) на создание портрета "Фрумкин на острове Таити"; удостоился попадания на полотно и фокстерьер Фома.


А.Н.Фрумкин обладал удивительной способностью к активной творческой деятельности даже в труднейшие периоды жизни. До последних дней он сохранял потрясающую работоспособность, светлый ум, феноменальную память и живой интерес к окружающей жизни. Его жизнь оборвалась 27 мая 1976 года в Туле во время научной конференции по электрохимии органических соединений. Похоронен в Москве.

На могиле Александра Наумовича на Новодевичьем кладбище стоит памятник работы замечательного скульптора Вадима Сидура - символическое изображение творческого порыва, горения, сомнения... (Могила А.Н. Фрумкина на Новодевичьем кладбище).

Александр Наумович Фрумкин

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :
Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Герой Социалистического Труда - 1965
Орден Ленина Орден Ленина Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Нау́мович Фру́мкин (12 (24) октября , Кишинёв Бессарабской губернии - 27 мая , Тула) - советский физикохимик, организатор науки, автор основополагающих работ в современной электрохимии ; основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы.

Иностранный член нескольких академий наук и научных обществ мира, лауреат премии имени В. И. Ленина () и трёх Сталинских премий ( , , ), Герой Социалистического Труда (), лауреат палладиевой медали Американского электрохимического общества.

Заведующий кафедрой электрохимии МГУ ( -), директор ( -) и Института электрохимии (теперь имени А. Н. Фрумкина, -) АН СССР .

Биография

Александр Наумович Фрумкин родился в Кишинёве в еврейской семье. Его отец, Наум (Нохем) Ефимович Фрумкин ( -), служил страховым агентом , мать - Маргарита Львовна Фрумкина ( -) - была домохозяйкой.

Могила А. Н. Фрумкина на Новодевичьем кладбище в Москве

А. Н. Фрумкин был избран иностранным членом многих академий и научных обществ зарубежных стран - Немецкой академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1956), Академии наук ГДР (1956), Польской академии наук (1956), Болгарской академии наук (1961), почетный член Бельгийского химического общества (1962), член-корреспондент Югославской академии наук и искусств (1965), иностранный член Королевской академии наук Нидерландов (1965), почетный член Национальной академии наук Индии (1965), член-корреспондент Саксонской академии наук (1966), почетный член Венгерской академии наук (1967), иностранный член Национальной академии наук США (1969), почетный иностранный член Американской академии искусств и наук (1970), почетный член Французского химического общества (1971).

Награды

  • Герой Социалистического Труда (23.10.1965)
  • 3 ордена Ленина (10.06.1945; 23.10.1965; 17.09.1975)
  • 3 ордена Трудового Красного Знамени (20.10.1943; 29.10.1945; 29.10.1949)
  • медали

Память

Институт физической химии и электрохимии Российской академии наук с 1983 года носит имя А. Н. Фрумкина (см. ). В 2000 году Международное общество электрохимии (International Society of Electrochemistry), совместно с Московским государственным университетом, Институтом физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и при участии вдовы А. Н. Фрумкина профессора химического факультета МГУ Эмилии Георгиевны Переваловой-Фрумкиной, учредило «Мемориальную медаль Фрумкина» (Frumkin Memorial Medal), первым лауреатом которой стал Роджер Парсонз (Roger Parsons, Великобритания , 2000). Среди лауреатов - Л. И. Кришталик (). Избранные труды А. Н. Фрумкина в двух томах были выпущены институтом электрохимии, носящем его имя, в 1987-1988 годах. Под эгидой Института электрохимии проводятся также международный Фрумкинский симпозиум, Фрумкинские чтения по электрохимии в МГУ, присуждается премия имени А. Н. Фрумкина для молодых учёных в области теоретической и прикладной электрохимии.

Семья

Племянница А. Н. Фрумкина - переводчик художественной литературы и мемуарист Лилианна Зиновьевна Лунгина (мать Лунгиной и жена Фрумкина А. Д. Обручева - двоюродные сёстры) .

Научный вклад

Основная область исследований А. Н. Фрумкина - поверхностные явления и теория электрохимических процессов. Доказал приложимость термодинамического уравнения Гиббса к реальным адсорбционным явлениям () и вывел уравнение состояния адсорбированного слоя (изотерма Фрумкина, ), с использованием которого развил теорию влияния электрического поля на адсорбцию органических соединений. Разработал термодинамическую теорию поверхностных явлений на электродах, адсорбирующих атомы водорода и кислорода, и сформулировал одно из фундаментальных понятий электрохимии - понятие о заряде электрода. Развил представление о строении двойного электрического слоя на границе металл-раствор, установил фундаментальную связь между строением двойного электрического слоя и скоростью электрохимической реакции (теория замедленного разряда , ), на основе чего сложился новый раздел современной теоретической электрохимии - кинетика электродных процессов. В теории скоростей электрохимических процессов () Фрумкиным было учтено влияние состава раствора и строения двойного слоя, а также введено представление о потенциалах нулевого заряда как о важнейшей характеристике металлических электродов (); ввёл понятие о нулевой точке как константе, характеризующей свойства металлов (). На этой основе получил решение проблемы Вольта о связи электродвижущей силы электрохимической цепи с контактной разностью потенциалов двух металлов, входящих в эту цепь. Показал, что основные закономерности кинетики гетерогенных процессов могут быть выведены из уравнения Брёнстеда, описывающего кинетику гомогенных реакций ().

Предложил количественную теорию влияния электрического поля на адсорбцию молекул и с помощью измерения скачков потенциала на границе раствор-газ получил данные о характере химических связей в органических молекулах, в частности о полярности молекул органических веществ. Совместно с В. Г. Левичем развил теорию диффузионных процессов, протекающих в растворах в условиях влияния электрического поля. На основании своих теоретических представлений выяснил механизм ряда электродных реакций, например восстановление кислорода и целого ряда анионов. Вывел и экспериментально обосновал основное уравнение электрокапиллярности и представил экспериментальные доказательства его справедливости (). Выполнил фундаментальные исследования адсорбционных скачков потенциала на границе раствор/воздух. Сформулировал основные представления электрохимической теории коррозии металлов. Создал теорию полярографических максимумов.

Работы А. Н. Фрумкина оказали значительное влияние на разработку и синтез новых химических источников тока и топливных элементов (получение алюминия, магния, натрия, лития, бериллия, тантала, титана, урана, рафинированно чистой меди, создание гальванических покрытий с заданными оптическими, механическими и магнитными свойствами, конструирование автономных химических источников электроэнергии), на развитие хемотроники , на работы в области органических полупроводников, радиационной химии, нашли применение в работах по химическим источникам тока, смачиванию металлов электролитами и теории флотации, по полярографии, гетерогенному катализу и коллоидной химии .

Монографии

  • Электрокапиллярные явления и электродные потенциалы. Издательство Новороссийского университета: Одесса, .
  • Couche Double. Electrocapillarite. Surten-sion (перевод на французский язык). Herman et Cie: Париж, .
  • Кинетика электродных процессов (учебник, с соавторами). Издательство Московского государственного университета: Москва, .
  • Потенциалы нулевого заряда. Наука: Москва, 1979, второе издание - .
  • Электродные процессы. Избранные труды. Институт электрохимии имени А. Н. Фрумкина АН СССР, Наука: Москва, .
  • Перенапряжение водорода. Избранные труды. Институт электрохимии имени А. Н. Фрумкина АН СССР, Наука: Москва, .

Напишите отзыв о статье "Фрумкин, Александр Наумович"

Литература

  • Фрумкин А. Н. АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия химических наук, вып. 44, 2 изд., Москва, 1970

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фрумкин, Александр Наумович

Я впервые нарочно назвала его по имени, желая обозлить. Я и правда была почти что ребёнком во всём, что касалось зла, и всё ещё не представляла, на что был по-настоящему способен этот хищный, но, к сожалению, очень умный человек.
– Ну что ж, Вы решили, мадонна. Пеняйте на себя.
Его слуга резко взял меня под руку и подтолкнул к узкому коридору. Я решила, что это конец, что именно сейчас Караффа отдаст меня палачам...
Мы спустились глубоко в низ, проходя множество маленьких, тяжёлых дверей, за которыми звучали крики и стоны, и я ещё сильнее уверилась в том, что, видимо, пришёл-таки наконец-то и мой час. Я не знала, насколько смогу выдержать пытку, и какой сильной она может быть. Мне никогда никто не доставлял физической боли, и было очень сложно судить, насколько я могу быть в этом сильна. Всю свою короткую жизнь я жила окружённой любовью родных и друзей, и даже не представляла, насколько злой и жестокой будет моя судьба... Я, как и множество моих друзей – ведуний и ведунов – не могла увидеть свою судьбу. Наверное, это было от нас закрыто, чтобы мы не пытались изменить свою жизнь. А возможно, ещё и потому, что мы так же, как все остальные, имели своим долгом прожить то, что нам было суждено, не пытаясь уйти раньше, видя какой-нибудь ужас, предназначенный почему-то нашей суровой судьбой...
И вот пришёл день, когда у меня не оставалось выбора. Вернее, выбор был. И я выбрала это сама. Теперь оставалось лишь выдержать то, что предстоит, и каким-то образом выстоять, сумев не сломаться...
Караффа наконец-то остановился перед одной из дверей, и мы вошли. Холодный, леденящий душу ужас сковал меня с головы до ног!.. Это был настоящий Ад, если такой мог существовать на Земле! Это торжествовало зверство, не поддающееся пониманию нормального человека... У меня почти что остановилось сердце.
Вся комната была залита человеческой кровью... Люди висели, сидели, лежали на ужасающих пыточных «инструментах», значения которых я даже не в состоянии была себе представить. Несколько, совершенно спокойных, измазанных кровью человек, не спеша занимались своей «работой», не испытывая при этом, видимо, никакой жалости, никаких угрызений совести, ни каких-либо малейших человеческих чувств... В комнате пахло палёным мясом, кровью и смертью. Полуживые люди стонали, плакали, кричали... а у некоторых уже не оставалось сил даже кричать. Они просто хрипели, не отзываясь на пытки, будто тряпичные куклы, которых судьба милостиво лишила каких-либо чувств...
Меня изнутри взорвало! Я даже на мгновение забыла, что очень скоро стану одной из них... Вся моя бушующая сила вдруг выплеснулась наружу, и... пыточная комната перестала существовать... Остались только голые, залитые кровью стены и страшные, леденящие душу «инструменты» пыток... Все находившиеся там люди – и палачи и их жертвы – бесследно исчезли.
Караффа стоял бледный, как сама смерть, и смотрел на меня, не отрываясь, пронизывая своими жуткими чёрными глазами, в которых плескалась злоба, осуждение, удивление, и даже какой-то странный, необъяснимый восторг... Он хранил гробовое молчание. И всю его внутреннюю борьбу отражало только лицо. Сам он был неподвижным, точно статуя... Он что-то решал.
Мне было искренне жаль, ушедших в «другую жизнь», так зверски замученных, и наверняка невиновных, людей. Но я была абсолютно уверена в том, что для них моё неожиданное вмешательство явилось избавлением от всех ужасающих, бесчеловечных мук. Я видела, как уходили в другую жизнь их чистые, светлые души, и в моём застывшем сердце плакала печаль... Это был первый раз за долгие годы моей сложной «ведьминой практики», когда я отняла драгоценную человеческую жизнь... И оставалось только надеяться, что там, в том другом, чистом и ласковом мире, они обретут покой.
Караффа болезненно всматривался в моё лицо, будто желая узнать, что побудило меня так поступить, зная, что, по малейшему мановению его «светлейшей» руки, я тут же займу место «ушедших», и возможно, буду очень жестоко за это платить. Но я не раскаивалась... Я ликовала! Что хотя бы кому-то с моей помощью удалось спастись из его грязных лап. И наверняка моё лицо ему что-то сказало, так как в следующее мгновение Караффа судорожно схватил меня за руку и потащил к другой двери...
– Что ж, надеюсь Вам это понравиться, мадонна! – и резко втолкнул меня внутрь...
А там... подвешенный на стене, как на распятии, висел мой любимый Джироламо... Мой ласковый и добрый муж... Не было такой боли, и такого ужаса, который не полоснул бы в этот миг моё истерзанное сердце!.. Я не могла поверить в увиденное. Моя душа отказывалась это принимать, и я беспомощно закрыла глаза.
– Ну что Вы, милая Изидора! Вам придётся смотреть наш маленький спектакль! – угрожающе-ласково произнёс Караффа. – И боюсь, что придётся смотреть до конца!..
Так вот, что придумал этот безжалостный и непредсказуемый «святейший» зверь! Он побоялся, что я не сломаюсь, и решил ломать меня муками моих любимых и родных!.. Анна!!! О боги – Анна!.. В моём истерзанном мозге вспыхнула кровавая вспышка – следующей могла стать моя бедная маленькая дочь!
Я попыталась взять себя в руки, чтобы не дать Караффе почувствовать полного удовлетворения этой грязной победой. А ещё, чтобы он не подумал, что ему удалось хоть чуточку меня сломать, и он не стал бы употреблять этот «успешный» метод на других членах моей несчастной семьи...
– Опомнитесь, Ваше святейшество, что Вы творите!.. – в ужасе воскликнула я. – Вы ведь знаете, что мой муж никогда ничего против церкви не сделал! Как же такое возможно?! Как Вы можете заставлять невиновных платить за ошибки, которых они не совершали?!
Я прекрасно понимала, что это был всего лишь пустой разговор, и что он ничего не даст, и Караффа тоже это прекрасно знал...
– Ну что Вы, мадонна, ваш муж очень для нас интересен! – язвительно улыбнулся «великий инквизитор». – Вы ведь не сможете отрицать, что Ваш дорогой Джироламо занимался весьма опасной практикой, которая зовётся анатомией?.. И не входит ли в эту греховную практику такое действо, как копание в мёртвых человеческих телах?...
– Но это ведь наука, Ваше святейшество!!! Это новая ветвь медицины! Она помогает будущим врачам лучше понять человеческое тело, чтобы было легче лечить больных. Разве же церковь уже запрещает и врачей?!..
– Врачам, которые от Бога, не нужно подобное «сатанинское действо»! – гневно вскричал Караффа. – Человек умрёт, если так решил Господь, так что, лучше бы Ваши «горе-врачи» заботились о его грешной душе!
– Ну, о душе, как я вижу, весьма усиленно «заботится» церковь!.. В скором времени, думаю, у врачей вообще работы не останется... – не выдержала я.
Я знала, что мои ответы его бесили, но ничего не могла с собой поделать. Моя раненая душа кричала... Я понимала, что, как бы я ни старалась быть «примерной», моего бедного Джироламо мне не спасти. У Караффы был на него какой-то свой ужасающий план, и он не собирался от него отступать, лишая себя такого великого удовольствия...
– Садитесь, Изидора, в ногах правды нет! Сейчас Вы увидите, что слухи об инквизиции не являются сказками... Идёт война. И наша любимая церковь нуждается в защите. А я, как Вы знаете, самый верный из её сыновей...
Я удивлённо на него уставилась, подумав, что Караффа понемногу реально становится сумасшедшим...
– Какую войну Вы имеете в виду, Ваше святейшество?..
– Ту, которая идёт вокруг всех нас изо дня в день!!! – почему-то вдруг взбесившись, вскричал Папа. – Которая очищает Землю от таких, как Вы! Ересь не должна существовать! И пока я жив, я буду истреблять это в любом проявлении – будь это книги, картины, или просто живые люди!..
– Ну, что касается книг, об этом у меня, с Вашей «светлой» помощью, сложилось весьма определённое мнение. Только оно как-то никак не совмещается с Вашим «священным» долгом, о котором Вы говорите, Святейшество...
Я не знала, что сказать, чем его занять, как остановить, только бы не начинался этот страшный, как он его назвал, «спектакль»!.. Но «великий инквизитор» прекрасно понимал, что я всего лишь, в ужасе от предстоящего, пытаюсь затянуть время. Он был великолепным психологом и не разрешил мне продолжать мою наивную игру.
– Начинайте! – махнул рукой одному из мучителей Караффа, и спокойно уселся в кресле... Я зажмурилась.
Послышался запах палёного мяса, Джироламо дико закричал.
– Я же Вам сказал, откройте глаза, Изидора!!! – в бешенстве заорал мучитель. – Вы должны насладиться истреблением ЕРЕСИ так же, как наслаждаюсь этим я! Это долг каждого верного христианина. Правда, я забыл с кем имею дело... Вы ведь не являетесь христианкой, Вы – ВЕДЬМА!
– Ваше святейшество, Вы прекрасно владеете латынью... В таком случае Вы должны знать, что слово «HАERESIS» по латыни означает ВЫБОР или АЛЬТЕРНАТИВА? Как же Вам удаётся совмещать два столь несовместимых понятия?.. Что-то не видно чтобы Вы оставляли кому-то право свободного выбора! Или хотя бы уж малейшую альтернативу?.. – горько воскликнула я. – Человек ДОЛЖЕН иметь право верить в то, к чему тянется его душа. Вы не можете ЗАСТАВИТЬ человека верить, так как вера идёт от сердца, а не от палача!..
Караффа минуту удивлённо разглядывал меня, как будто перед ним стояло какое-то невиданное животное... Потом, стряхнув с себя оцепенение, тихо сказал:
– Вы намного опаснее, чем я думал, мадонна. Вы не только слишком красивы, Вы также слишком умны. Вы не должны существовать за пределами этих стен... Или не должны существовать вообще, – и уже обернувшись к палачу, – Продолжай!
Крики Джироламо проникали в самые глубокие уголки моей умирающей души и, взрываясь там ужасающей болью, рвали её на части... Я не знала, сколько Караффа намеревался мучить его, перед тем, как уничтожить. Время ползло нескончаемо медленно, заставляя меня тысячу раз умирать... Но почему-то, несмотря ни на что, я всё ещё оставалась живой. И всё ещё наблюдала... Страшные пытки заменялись пытками пострашней. Этому не было конца... От прижиганий огнём перешли к дроблению костей... А когда закончили и это, начали уродовать плоть. Джироламо медленно умирал. И никто не объяснил ему – за что, никто не счёл нужным хотя бы что-то сказать. Его просто-напросто методично медленно убивали на моих глазах, чтобы заставить меня делать то, что желал от меня новоизбранный глава святой христианской церкви... Я пыталась мысленно говорить с Джироламо, зная, что уже не удастся что-то по-другому ему сказать. Я хотела проститься... Но он не слышал. Он был далеко, спасая свою душу от нечеловеческой боли, и никакие мои старания не помогали... Я посылала ему свою любовь, стараясь окутать ею его истерзанное тело и хоть как-то уменьшить эти нечеловеческие страдания. Но Джироламо лишь смотрел на меня помутневшими от боли глазами, будто цеплялся за единственную тончайшую ниточку, связывающую его с этим жестоким, но таким дорогим ему, и уже ускользавшим от него миром...
Караффа бесился. Он никак не мог понять, почему я оставалась спокойной, так как прекрасно знал, что своего мужа я очень и очень любила. «Святейший» Папа горел желанием меня уничтожить... Но не физически. Он хотел всего лишь растоптать мою душу, чтобы полностью подчинить моё сердце и ум своим странным и необъяснимым желаниям. Видя, что мы с Джироламо не спускаем друг с друга глаз, Караффа не выдержал – он заорал на палача, приказывая выжечь моему мужу его чудесные глаза...
Мы со Стеллой застыли... Это было слишком ужасно, чтобы наши детские сердца, какими бы закалёнными они не являлись, смогли это принять... Бесчеловечность и ужас происходящего пригвоздили нас на месте, не позволяя дышать. Этого не могло происходить на Земле!!! Просто не могло! Но бесконечная тоска в золотых глазах Изидоры нам кричала – могло!!! Ещё как могло!.. И мы лишь бессильно наблюдали дальше, не решаясь вмешиваться, задавая какие-нибудь глупые вопросы.
На какое-то мгновение, моя душа упала на колени, прося пощады... Караффа, сразу же это почувствовав, удивлённо впился в меня горящими глазами, не веря в свою победу. Но тут же понял, что слишком быстро обрадовался... Сделав над собой невероятное усилие и собрав всю свою ненависть, я взглянула прямо ему в глаза... Караффа отшатнулся, получив сильнейший мысленный удар. На секунду в его чёрных глазах промелькнул испуг. Но так же быстро исчез, как и появился... Он был на редкость сильным и волевым человеком, который восхитил бы, если бы не был до такой степени ужасным...
Моё сердце сжалось в дурном предчувствии... И тут же, получив одобрительный кивок от Караффы, палач, как мясник, спокойно нанёс прямо в сердце беспомощной жертвы точный удар... Мой любимый муж, мой нежный Джироламо перестал существовать... Его добрая душа улетела туда, где не было боли, где было всегда спокойно и светло... Но я знала, что он будет ждать меня и там, когда бы я не пришла.
Небо обрушилось, извергая потоки нечеловеческой боли. Лютая ненависть, поднимаясь в моей душе, крушила преграды, пытаясь вырваться наружу... Вдруг, запрокинув голову, я взвыла неистовым криком раненного зверя, возводя к небу непослушные руки. А из моих светящихся ладоней выплеснулась прямо в Караффу «магия смерти», которой учила меня когда-то моя умершая мать. Магия струилась, окутывая его худое тело облаком голубого сияния. Свечи в подвале погасли, густая непроглядная темнота, казалось, поглотила нашу жизнь... И только Караффа всё ещё светился призрачным бело-голубым светом. На какую-то долю секунды я увидела его расширенные злобой глаза, в которых плескалась моя смерть... С ним ничего не происходило!.. Это было абсолютно невероятным! Ударь я любого обычного человека «магией смерти», он не прожил бы и секунды! Караффа же был живым и здоровым, несмотря на испепеляющий его жизнь удар. И только вокруг его обычной золотисто-красной защиты, теперь змеями вились вспыхивающие синеватые молнии... Я не могла поверить своим глазам.
– Так-так!.. Мадонна Изидора пошла в атаку! – прозвучал в темноте его насмешливый голос. – Ну что ж, во всяком случае, это уже становится интереснее. Не беспокойтесь, дорогая Изидора, у нас с Вами будет ещё множество забавных минут! Это я могу обещать Вам.
Исчезнувший палач вернулся, внося в подвал зажжённую свечу. На стене висело окровавленное тело мёртвого Джироламо... Моя истерзанная душа взвыла, снова видя эту горестную картину. Но, ни за что на свете, я не собиралась показывать Караффе своих слёз! Ни за что!!! Он был зверем, любившим запах крови... Но на этот раз это была очень дорогая мне кровь. И я не собиралась давать этому хищнику ещё большее удовольствие – я не оплакивала моего любимого Джироламо у него на глазах, надеясь, что на это у меня будет достаточно времени, когда он уйдёт...
– Убери это! – резко приказал палачу Караффа, показывая на мёртвое тело.
– Подождите!!! Разве я не имею права даже проститься с ним?! – возмущённо воскликнула я. – В этом не может мне отказать даже церковь! Вернее, именно церковь должна оказать мне эту милость! Не она ли призывает к милосердию? Хотя со стороны святейшего Папы, как я понимаю, этого милосердия нам не видать!
– Церковь Вам ничего не должна, Изидора. Вы колдунья, и как раз-то на Вас её милосердие не простирается! – совершенно спокойно произнёс Караффа. – Вашему мужу уже не поможет Ваш плачь! Идите лучше подумайте, как стать сговорчивее, тем же самым не заставляя более себя и других так сильно страдать.
Он удалился, как ни в чём не бывало, будто и не прерывал только что чью-то драгоценную жизнь, будто на душе у него всё было просто и хорошо... Если душа, как таковая, была у него вообще.
Меня вернули в мои покои, так и не разрешив отдать умершему мужу последнюю дань.
Сердце стыло в отчаянии и печали, судорожно цепляясь за крохотную надежду, что, возможно, Джироламо был первым и последним из моей несчастной семьи, кого этот изверг в папской сутане заставил страдать, и у которого он так просто и развлекаясь отобрал жизнь. Я знала, что ни смерть моего отца, и уж тем более – смерть Анны, я, вероятнее всего, не смогу пережить. Но меня ещё более пугало то, что я понимала – Караффа тоже это знал... И я ломала голову, составляя планы один фантастичнее другого. Но надежда уцелеть хотя бы на ближайшее время, чтобы попытаться помочь своим родным, таяла, как дым.

Алекса́ндр Нау́мович Фру́мкин (12 (24) октября , Кишинёв , Бессарабская губерния - 27 мая , Тула) - советский физикохимик , организатор науки, автор основополагающих работ в современной электрохимии ; основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы.

Иностранный член нескольких академий наук и научных обществ мира, лауреат премии имени В. И. Ленина () и трёх Сталинских премий ( , , ), Герой Социалистического Труда (), лауреат палладиевой медали Американского электрохимического общества.

Заведующий кафедрой электрохимии МГУ ( -), директор ( -) и Института электрохимии (теперь имени А. Н. Фрумкина, -) АН СССР .

Биография [ | ]

Александр Наумович Фрумкин родился в Кишинёве в еврейской семье. Его отец, кандидат коммерческих наук Наум Ефимович (Нохем Ерухимович) Фрумкин ( -), уроженец Румшишек , служил страховым агентом , мать - Маргарита Львовна (Груня Лейбовна) Рабинович ( -), родом из Тауроггена - была домохозяйкой. Родители поженились 2 августа 1888 года в Ковно , где проживала семья отца .

За руководство исследованиями влияния радиоактивного излучения на материалы атомного реактора А. Н. Фрумкин в октябре 1949 года секретными указами правительства в группе создателей первой советской ядерной бомбы был награждён орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией II степени.

Умер А. Н. Фрумкин 27 мая 1976 года в Туле, где участвовал в работе 9-го Всесоюзного совещания по электрохимии органических соединений.

Могила А. Н. Фрумкина на Новодевичьем кладбище в Москве

А. Н. Фрумкин был избран иностранным членом многих академий и научных обществ зарубежных стран - Немецкой академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1956), Академии наук ГДР (1956), Польской академии наук (1956), Болгарской академии наук (1961), почётный член Бельгийского химического общества (1962), член-корреспондент Югославской академии наук и искусств (1965), иностранный член Королевской академии наук Нидерландов (1965), почётный член Национальной академии наук Индии (1965), член-корреспондент Саксонской академии наук (1966), почётный член Венгерской академии наук (1967), иностранный член Национальной академии наук США (1969), почётный иностранный член Американской академии искусств и наук (1970), почётный член Французского химического общества (1971).

Семья [ | ]

Племянница А. Н. Фрумкина - переводчик художественной литературы и мемуарист Лилианна Зиновьевна Лунгина (мать Лунгиной и жена Фрумкина А. Д. Обручева - двоюродные сёстры) .

Научная деятельность [ | ]

Основная область исследований А. Н. Фрумкина - поверхностные явления и теория электрохимических процессов. Доказал приложимость термодинамического уравнения Гиббса к реальным адсорбционным явлениям () и вывел уравнение состояния адсорбированного слоя (изотерма Фрумкина, ), с использованием которого развил теорию влияния электрического поля на адсорбцию органических соединений. Разработал термодинамическую теорию поверхностных явлений на электродах, адсорбирующих атомы водорода и кислорода, и сформулировал одно из фундаментальных понятий электрохимии - понятие о заряде электрода. Развил представление о строении двойного электрического слоя на границе металл-раствор, установил фундаментальную связь между строением двойного электрического слоя и скоростью электрохимической реакции (теория замедленного разряда , ), на основе чего сложился новый раздел современной теоретической электрохимии - кинетика электродных процессов. В теории скоростей электрохимических процессов () Фрумкиным было учтено влияние состава раствора и строения двойного слоя, а также введено представление о потенциалах нулевого заряда как о важнейшей характеристике металлических электродов (); ввёл понятие о нулевой точке как константе, характеризующей свойства металлов (). На этой основе получил решение проблемы Вольта о связи электродвижущей силы электрохимической цепи с контактной разностью потенциалов двух металлов, входящих в эту цепь. Показал, что основные закономерности кинетики гетерогенных процессов могут быть выведены из уравнения Брёнстеда, описывающего кинетику гомогенных реакций ().

Предложил количественную теорию влияния электрического поля на адсорбцию молекул и с помощью измерения скачков потенциала на границе раствор-газ получил данные о характере химических связей в органических молекулах, в частности о полярности молекул органических веществ. Совместно с В. Г. Левичем развил теорию диффузионных процессов, протекающих в растворах в условиях влияния электрического поля. На основании своих теоретических представлений выяснил механизм ряда электродных реакций, например восстановление кислорода и целого ряда анионов. Вывел и экспериментально обосновал основное уравнение электрокапиллярности и представил экспериментальные доказательства его справедливости (). Выполнил фундаментальные исследования адсорбционных скачков потенциала на границе раствор/воздух. Сформулировал основные представления электрохимической теории коррозии металлов. Создал теорию полярографических максимумов.

Работы А. Н. Фрумкина оказали значительное влияние на разработку и синтез новых химических источников тока и топливных элементов (получение алюминия, магния, натрия, лития, бериллия, тантала, титана, урана, рафинированно чистой меди, создание гальванических покрытий с заданными оптическими, механическими и магнитными свойствами, конструирование автономных химических источников электроэнергии), на развитие хемотроники , на работы в области органических полупроводников, радиационной химии, нашли применение в работах по химическим источникам тока, смачиванию металлов электролитами и теории флотации, по полярографии, гетерогенному катализу и коллоидной химии .

Награды [ | ]

Память [ | ]

Институт физической химии и электрохимии Российской академии наук с 1983 года носит имя А. Н. Фрумкина. В 2000 году Международное общество электрохимии (International Society of Electrochemistry), совместно с Московским государственным университетом, Институтом физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и при участии вдовы А. Н. Фрумкина профессора химического факультета МГУ Эмилии Георгиевны Переваловой-Фрумкиной, учредило «Мемориальную медаль Фрумкина» (Frumkin Memorial Medal), первым лауреатом которой стал Роджер Парсонз (Roger Parsons, Великобритания , 2000). Среди лауреатов - (). Избранные труды А. Н. Фрумкина в двух томах были выпущены институтом электрохимии, носящем его имя, в 1987-1988 годах. Под эгидой Института электрохимии проводятся также международный Фрумкинский симпозиум, Фрумкинские чтения по электрохимии в МГУ, присуждается премия имени А. Н. Фрумкина для молодых учёных в области теоретической и прикладной электрохимии.

Монографии [ | ]

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Фрумкин А. Н. АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия химических наук, вып. 44, 2 изд., Москва, 1970.

Александр Наумович Фрумкин (12 (24) октября 1895, Кишинёв, Бессарабская губерния - 27 мая 1976, Тула) - советский физикохимик, организатор науки, автор основополагающих работ в современной электрохимии; основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы.

Академик Академии наук СССР (отделение математических и естественных наук) с 29 марта 1932 года.

Иностранный член нескольких академий наук и научных обществ мира, лауреат премии имени В. И. Ленина (1931) и трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1952), Герой Социалистического Труда (1965), лауреат палладиевой медали Американского электрохимического общества.

Заведующий кафедрой электрохимии МГУ (1933-1976), директор Института физической химии (1939-1949) и Института электрохимии (теперь имени А. Н. Фрумкина, 1958-1976) АН СССР.

Биография

Александр Наумович Фрумкин родился в Кишинёве в еврейской семье. Его отец, кандидат коммерческих наук Наум Ефимович (Нохем Ерухимович) Фрумкин (1857-1934), уроженец Румшишек, служил страховым агентом, мать - Маргарита Львовна (Груня Лейбовна) Рабинович (1863-1949), родом из Тауроггена - была домохозяйкой. Родители поженились 2 августа 1888 года в Ковно, где проживала семья отца.

В 1912 году окончил одесскую гимназию Св. Павла. По окончании гимназии продолжил учёбу за рубежом - в Страсбурге, работал демонстратором в Бернском университете. В последнем Фрумкин поступил в лабораторию Волькмара Кольшуттера (Volkmar Kohlschtter), с которым в 1914 году опубликовал свои первые две работы по окислению фосфора.

После возвращения в Одессу окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (1915) и поступил лаборантом на одесский сталепрокатный завод, где впервые серьёзно заинтересовался электрохимией. Первой опубликованной работой в этой области стала статья 1917 года о движении капель ртути под воздействием электрического тока. В 1917-1920 годах работал в физикохимической лаборатории проф. А. Н. Саханова в Новороссийском университете. В 1919 году в Одессе в книжной форме опубликовал первую крупную работу, выдвинувшую его в ряды ведущих российских электрохимиков: «Электрокапиллярные явления и электродные потенциалы». В следующем году часть этой же работы была опубликована в Великобритании (Electrocapillary Phenomena and Electrode Potentials) в журнале British Philosophical Magazine (vol. 40, № 237, стр. 363-375) и другая часть - в 1923 году в Германии (On the Theory of Electrocapillarity - к теории электрокапиллярности) в Zeitschrift fr physikalische Chemie (vol. 103, № 1/2, стр 43-55). В этом тезисе неосуществлённой диссертации двадцатичетырёхлетний Фрумкин, работая в научной изоляции в Одессе, ввёл фундаментальное для современной электрохимии понятие нулевого заряда как свойства металла.

Так и не завершив работы над диссертацией (присуждение степени доктора наук было временно прекращено после Октябрьской революции), в 1920 году Фрумкин стал профессором Института народного образования в Одессе. Оригинал незащищённой докторской диссертации А. Н. Фрумкина хранится в Британском музее электрохимии. Тогда же женился на поэтессе Вере Инбер.

В 1922-1946 годах работал в Физико-химическом институте имени Л. Я. Карпова в Москве, куда уже получивший известность электрохимик был приглашён его директором профессором А. Н. Бахом. Уже через несколько лет Фрумкин стал одним из крупнейших теоретиков в области поверхностой электрохимии и в 1928-1929 годах был приглашён для чтения курса лекций по коллоидной химии в университет штата Висконсин в Мэдисоне. Второй женой А. Н. Фрумкина стала его сотрудница, химик Амалия Давидовна Обручева (1894-1968), опубликовавшая с ним в последующие десятилетия ряд совместных работ.

С 1930 года был профессором химического факультета Московского государственного университета, руководил лабораторией технической электрохимии при кафедре физической химии. В 1933 году основал и возглавил кафедру электрохимии Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова, которой заведовал до конца жизни (1976). Одновременно с 1929 года был заместителем директора, а в 1939-1949 годах директором Института физической химии (до 1945 года - Коллоидно-электрохимический институт) АН СССР. На протяжении 1930-х годов А. Н. Фрумкин опубликовал ряд основополагающих работ современной электрохимии, в том числе идентификацию коэффициента Бёрнстеда с коэффициентом электрохимического переноса (1932), что стало связующим звеном между гомогенным катализом и электрохимической кинетикой. В 1933 году он произвёл качественный анализ солевого эффекта на электрод (эффект Фрумкина), который связал воедино поверхностную химию с электродными реакциями и стал одной из самых цитируемых работ учёного.