Биографии Характеристики Анализ

Алтарь отечества.


Подведение итогов Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»

25 апреля 2017 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы состоялось подведение итогов регионального этапа XI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества».

С анализом организационных и содержательных аспектов творческих состязаний в номинациях выступили их организаторы:

Мария Викторовна Бабалаева («Педагогическая мастерская», «Музыкальное исполнительство», «Интеллектуальный марафон» и «Алтарь Отечества» в Донецке),

Лиля Францевна Арсёнова («Историческое краеведение»),

Вера Николаевна Полищук («Художественное слово»),

Лариса Викторовна Пигузова («Патриотическая песня»),

Галина Викторовна Путилина («Литературное творчество»),

Елена Игоревна Пименова («Изобразительное искусство»),

Ольга Михайловна Кукунина («Фоторепортаж»),

Лидия Сергеевна Боброва («Прикладное искусство»),

Галина Борисовна Топилина («Моя коллекция»),

Лидия Николаевна Алпатова («Река времён: родословие»),

Юлия Николаевна Вяземская («Исторический костюм»),

Ольга Александровна Хальчевская («Театральное искусство»),

Анатолий Мартемьянович Леонов («Туристская деятельность»),

Наталья Николаевна Васюкова («Хореография»),

Надежда Евгеньевна Голубева («Искусство кино»).

С общими итогами Фестиваля-конкурса этого года и предложениями на следующий год присутствующих познакомили члены Оркомитета:

Татьяна Ивановна Петракова.

Поблагодарила поимённо всех членов Оргкомитета и жюри, всех организаторов и членов их семей, актив (совет) общественного объединения «Алтарь Отечества» и совет ветеранов «Алтаря» (руководитель Галина Борисовна Топилина), а также Попечительский совет во главе с Галиной Васильевной Ананьиной (особенно члена Попечительского совета генерала Александра Владимировича Черкасова), сказала добрые слова в адрес ДОСААФ России (Татьяны Анатольевны Алексаковой, Владимира Ильича Лутовинова). Общее количество участников подсчитывается, по приближительным подсчётам (на 25 апреля 2017 года) оно должно превысить 2, 5 тысячи человек.

Отметила то новое , что появилось в Фестивале-конкурсе этого года: участие в работе жюри и молитвенная поддержка священнослужителей Русской Православной Церкви: о. Димитрия Лихачева, о. Александра Герего, диакона Георгия Юренко, поддержка Департамента образования Москвы и Городского методического центра (методистов Ярослава Сергеевича Мигдисова, Надежды Евгеньевны Голубевой, Натальи Николаевны Васюковой и Елены Николаевны Корнеевой), участие Донецка и особенно активное участие в Конкурсе Макеевки (особенно отмечалась роль Людмилы Владимировны Мелёхиной), участие, помимо колледжей, школ и вузов, электронная регистрация 9 номинаций, успешный старт двух новых номинаций - «Хореография» (отв. Элина Игоревна Кольцова) и «Искусство кино» (организатор Надежда Евгеньевна Голубева). Появились новые люди (Агата Смирнова, Елена Фёдоровна Гурова, Лидия Сергеевна Боброва и др.), а также три новые площадки для проведения номинаций - «Царицыно», 26КАДР и «Воробьёвы горы». Существенно повысилось количество участников номинации «Моя коллекция» (организатор Людмила Ивановна Сауткина). Успешно справились с большим количеством участников номинаций «Патриотическая песня» и «Художественное слово» (более 400 и около 200 человек). Отв. Лариса Викторовна Пигузова, Марина Николаевна Стаценко («Патриотическая песня») и Вера Николаевна Полищук, Роза Камиловна Салахутдинова («Художественное слово»). Мария Викторовна Бабалаева, член Оргкомитета, заместитель председателя, руководитель московского отделения общественного объединения «Алтарь Отечества», блестяще справилась с задачей координации взаимодействия в рамках Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» с Донецком и Макеевкой, проведением номинаций - «Музыкальное исполнительство», «Педагогическая мастерская», «Интеллектуальный марафон», «Искусство кино». Члену Оргкомитета, заместителю председателя Илье Александровичу Новикову удалось привлечь к творческим состязаниям студентов из Белоруссии (Могилёвский техникум). Геннадий Кузьмич Дорофеев, член Оргкомитета, безукоризненно справился с задачей обеспечения сопровождения электронной регистрации участников 9 номинаций, освещением событий Фестиваля-конкурса на портале «Вера и время».

Предложения на следующий год: электронная регистрация для всех номинаций, дальнейшая «профессионализация» жюри, своевременность и точность работы с информацией организаторов номинаций в рамках взаимодействия с Оргкомитетом и порталом "Вера и время», поощрение членов жюри, призы для участников Конкурса, работа с руководством образовательных организаций по популяризации Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», усиление работы с прессой, телевидением, СМИ, работа с социальными службами, ветеранскими, патриотическими общественными организациями по месту проведения отдельных номинаций Конкурса - участие в работе общественного жюри (отв. Лидия Эдуардовна Кураченкова).

Возможно, на следующий год добавление двух номинаций: «Русское слово, русская душа» (ведутся переговоры с Колледжом «Царицыно»), «Традиционная кухня».

Предстоит в конце апреля - мае-июне: подведение итогов и награждение в номинациях, поездка в Балахну 21-23 мая - на заключительный этап XI Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», ко дню памяти Кузьмы Минина, гала-концерт.

Татьяна Анатольвна Алексакова (ДОСААФ России),

Геннадий Кузьмич Дорофеев,

Илья Александрович Новиков .

На заседании также выступили:

Нина Васильевна Мазыкина , ветеран образования, ветеран патриотического движения, много лет проработавшаяся в Министерстве образования России. Она рассказала о Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского, дала несколько ценных советов по организации Фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества»,

Надежда Васильевна Лазарова (Болгария) с рассказом о проекте по ознакомению российских и болгарских школьников с событиями на Шипке-Шейново (русско-турецкая война 1877-1878 гг.) и предложением открыть представительство «Алтаря Отечества» в Болгарии,

Михаил Георгиевич Белогуров , член Правления автоклуба «УАЗ Патриот», кандидат исторических наук, член Союза журналистов Москвы, член Российского военно-исторического общества.

«Героев, как и пророков, очень часто забывают на своей земле. Более ста лет о Минине и Пожарском не вспоминали, но вот 30 мая 1722 года в Спасо-Преображенском соборе в Нижнем Новгороде служил архиепископ Питирим обедню. На правом клиросе с певчими стоял мужчина гигантского роста. На вид ему было лет 50. Отошла обедня, и он спросил: «Где похоронен Минин»? Место было показано, и он пал ниц перед гробницей, воскликнув: «Здесь лежит спаситель Отечества»! Спрашивавший был Пётр Великий. С того времени началась слава Минина и Пожарского».

Михаил Георгиевич поведал собравшимся о готовящейся экспедиции «Автодружина народного ополчения Минина и Пожарского» , которая проедет (с небольшими отклонениями, связанными с посещением значимых исторических мест) 9-12 июня 2017 года по маршруту народного ополчения 1612 года: Москва - Владимир - Нижний Новгород - Балахна - Кинешма - Сусанино - Кострома - Ярославль - Сергиев Посад - Москва. Этот автопоход посвящается 405-летию освобождения Москвы от иноземных захватчиков народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского (1612). Автоэкспедиция пройдёт «под знамёнами» (попечительством) «Алтаря Отечества».

Активу «Алтаря Отечества» был представлен график подведения итогов в номинациях на площадках Госдумы РФ, Колледжа 26КАДР, Института российской истории РАН, Николо-Угрешской православной духовной семинарии и др., а также план на май (будут опубликованы на портале «Вера и время»).

После заседания состоялось очередное занятие цикла Евангельских бесед, которое провёл протоиерей Димитрий Лихачев, духовник общественного объединения «Алтарь Отечества», координатор проекта «Наследие», настоятель храма священномученика Алексия Сибирского в селе Козлово Спировского района Тверской области.


Вера и Время

Л.С. Боброва

Путь, которым следовало на вызволение Москвы и Отечества от иноземных захватчиков в 1612 году народное всесословное ополчение Минина и Пожарского, - это путь доблести и славы российской, путь чести и мужества, крестный путь Отечества к независимости и упрочению.

Цель культурно - патриотической акции, зародившейся в наши дни, содействовать единению народа во благо России, привлечь всеобщее внимание к великим духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому и его святыням, продемонстрировать во всей силе, многообразии и красоте достижения российской культуры, размах народного творчества.

Акция - это средство и возможность приобщить соотечественников к духовному наследию предков, возвысить национальное достоинство, стимулировать желание помочь Родине созидательными деяниями.

Смутным временем, лихолетьем названо отечественными историками начало XVII века. Россия переживала тяжелейшую пору, ей грозили распад и гибель: от западных рубежей ее вплоть до Волги бесчинствовали разбойные ватаги, вольные "шиши", разноплеменный воинственный сброд, подстрекаемый самозванцами. Смоленск был взят польским королем Сигизмундом. Великий Новгород захвачен шведами, изменные бояре присягнули сыну Сигизмунда Владиславу и сдали Москву вероломной шляхте. В Речи Посполитой уже праздновалась победа Белого польского орла над двуглавым российским орлом. Многие тогда в российском народе "шатались умом и душой", личность и жизнь человеческая не имели цены и защиты.

И вот в эту гибельную пору нашлись на родной земле силы, которые, собравшись и сплотившись под девизом "Купно за едино!" ("Вместе за одно!"), взялись спасти Отечество. Оплотом этих сил стал Нижний Новгород, вождями - земский староста Кузьма Минин и ратный воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Из Нижнего Новгорода они направили ополченскую рать к Москве, чтобы вызволить ее и очистить государство от лиходеев и изменников.

Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плес, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль Залесский, Троице-Сергиеву лавру и завершился в Москве. Главной святыней ополчения, начиная с Ярославля, стала Казанская икона Божией Матери. С образом пресвятой Богоматери ополчение вступило в бой под стенами Московского кремля, с этой чудотворной иконой был свершен крестный ход во имя победы после взятия штурмом Китай-города 22 октября (4 ноября), и победа не заставила себя ждать. По указу царя Алексея Михайловича с 1649 года славный день 4 ноября стал праздничным "во всех городех, по вся годы".

Нижний Новгород - начало славного пути. Память о героических предках хранят башни и стены нижегородского кремля, храм Архангела Михаила, воздвигнутый в честь ратной победы ополченцев Минина и Пожарского, обелиск над Волгой народным героям. Места вокруг этих памятников старины освящены знаменами нижегородских ополчений 1812 и 1854 годов, у стен кремля давали клятву до последней капли крови защищать родину от фашистских захватчиков воины Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов.

Теперь все эти поколения доблестных ратников, незабвенных защитников Родины сомкнули ряды в нашей памяти, в памяти народа.

Начало культурно-патриотической акции "Алтарь Отечества" было положено 21 мая 2001 года, и тем самым открывалась новая страница в познании родной земли, ее героического прошлого.

Участников акции, собравшихся у обелиска Минина и Пожарского, благословил и напутствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Были помянуты имена святителей, которые вдохновляли наших предков: Сергия Радонежского и патриарха Гермогена, игумена Печерского монастыря Феодосия и протопопа Саввы Ефимьева, с которым был в дружбе Кузьма Минин.

С воодушевлением двинулись в первый поход по маршруту, проложенному ратниками Минина и Пожарского, участники акции "Алтарь Отечества". Акция была продолжена и в последующие три года, ее приурочивали к осеннему празднованию Казанской иконы Божией Матери

Первая остановка нижегородской рати была в Балахне, здесь же делают первый привал и участники акции. Раскинувшаяся вдоль волжского берега Балахна особо почитает Кузьму Минина - он здешний уроженец. Самый большой его почитатель - старейший краевед Евгений Николаевич Силаев создал первый в России народный музей Нижегородского ополчения. По его почину воскрешена традиция ежегодно отмечать 21 мая, как День памяти великого патриота-земляка Кузьмы Минина.

Именно в этот день в 1916 году император Николай прислал поздравительную телеграмму в Нижний Новгород, оповестив, что тронут "горячими чувствами преданности и готовности нижегородцев следовать заветам своего славного согражданина в деле борьбы с врагами родины".

В Балахне сохранилась Никольская церковь, где, по преданию, бывал Минин; здесь могут показать остатки пруда, не случайно, по всей вероятности, названного Мининским, и место бывшей воеводской избы, в которой ночевали во время остановки своей рати Минин и Пожарский.

Следующий короткий привал - село Пурех, бывшая вотчина князя Пожарского, которую он получил в награду от царя Михаила Федоровича за ратные заслуги по освобождению Москвы. В Пурехе сохранилась Преображенская церковь, построенная на средства князя; в ней долгое время находилось знамя ополчения 1612 года, а также другие древности. 11 июня 1998 года в селе был установлен памятник Пожарскому, созданный нижегородским скульптором П.И. Гусевым.

От Пуреха путь лежит снова к волжскому берегу - к старинному Юрьевцу. "Град на горе" - так называли летописи Юрьевец. С его высот открывается широкий простор разлившейся Волги, и дух захватывает от этого вольного простора. Издревле Юрьевец, основанный великим князем Юрием Всеволодовичем, славился как неприступная крепость. И он подтвердил свою славу в 1609 году, когда его защитники одержали "преславную победу" над польским воеводой Лисовским. На старой Торговой площади юрьевчане встречали ополчение Минина и Пожарского. В честь героев 1612 года в городе была построена на средства посадских людей Богоявленская церковь, которая стоит по сей день.

Недалеко от Юрьевца в селе Решма ополченцы останавливались на ночевку. Здесь рать пополнилась новыми силами.

С делегацией города Кинешмы участники акции "Алтарь Отечества" по обычаю встречаются на центральной площади у часовни, построенной возле братской могилы воинов, павших в схватках с конницей пана Лисовского. В конце весны 1609 года неприятеля встретил в бору на Лухской дороге воевода Федор Боборыкин с несколькими сотнями ратников. Бой разгорелся жестокий и не утихал до самых сумерек. Боборыкин погиб. 26 мая более тысячи врагов окружили кинешемский дубовый острог. Все защитники полегли смертью храбрых, а храм Спаса Преображения, где затворились старики, женщины и дети, изверг Лисовский безжалостно спалил.

Помня о подвиге предков, кинешемцы ежегодно проводят обряд поминовения у часовни на Лухском тракте, неподалеку от "Машзавода" и у часовни в центре города. В марте 1612 года поклонились могилам кинешемских героев ополченцы из нижегородской рати. Город присоединил к Минину с Пожарским своих воинов и отдал свою казну. Доверенным лицом от кинешемцев у Минина стал знаменитый крестьянский предводитель Федор Ремень.

Красные гвоздики участников акции "Алтарь Отечества" пламенеют на братских могилах героических предков.

Время пребывания в Костроме уплотнено до предела. Славилась Кострома во все века. Не подкачали ее жители и в смутную пору, изгнав своего изменного воеводу и широко распахнув ворота перед нижегородскими ратниками. Встречи участников акции с костромичами многолюдны и сердечны.

В Костроме вспоминается беззаветный подвиг Ивана Сусанина, своей героической гибелью под саблями врагов явивший верность Отечеству, православию и государю. Герой был воспет гениальным композитором Глинкой. Кострома гордится, что поддержала в решительную минуту нижегородцев, присоединившись к Минину и Пожарскому своим ополчением. Костроме выпала честь принять под свой покров мать и сына Романовых, а затем посольство всей русской земли, явившееся в Ипатьевский монастырь, чтобы позвать юного Михаила на царство.

Известный костромской писатель Вячеслав Шапошников в очерке о Костроме знаменательно написал: "Какая это великая опора душе человеческой - национальная историческая память! Как благотворно и здраво для нас радостное ощущение нераздельности, слиянности с тем, что "прежде было"!..

Краеведы, историки, педагоги, учащиеся и ветераны Великой Отечественной воодушевленно поддерживают акцию "Алтарь Отечества", присоединяясь к ее нижегородским участникам на совместных встречах, патриотических выступлениях и концертах.

Незримое присутствие предков помогает найти смысл и благотворность поступков, направленных на служение родной земле.

Ярославль привлекает гармоничным сочетанием старины и новизны. Этот город, краса Волги, сохранил великолепные творения русских зодчих, устремленные изящными куполами в небо храмы. Вот уж где поистине торжество православия, его благолепия и величественности.

Берега Волги и Которосли, Спасо-Преображенский монастырь, Успенский собор, где когда-то стояли на молитве Минин с Пожарским, бережно собранные в музеях старые иконы, оружие, предметы быта далеких времен, наконец - предание о когда-то хранимой в монастыре рукописи "Слова о полку Игореве", к сожалению, истребленной московским пожаром в 1812 году, вызывают душевный трепет и рождают чувство причастности к "делам давно минувших дней".

Все время, то есть несколько месяцев, когда ополчение стояло и собирало ратные силы тут, Ярославль, по сути, был столицей русского государства, полновластно управляя окрестными и дальними, аж до самой Сибири, городами и весями от имени Совета всея земли. Отсюда рассылались гонцы с призывными грамотами, здесь денежный двор чеканил монету, сюда стягивалось вооружение и продовольствие. Именно в Ярославле был сделан список (копия) Казанской иконы Божией Матери, с которым 28 июля (по ст. стилю), отслужив молебен и окропив освященной водой хоругви и знамена, двинулась на Москву многократно усиленная ополченская рать. В ее рядах были не только русские, но и казанские и сибирские татары-лучники, башкирские и марийские стрельцы, служилые люди из немцев и литвы. Русь собрала свои последние силы и поднялась заедино.

У современного обелиска, вставшего напротив широких ворот Спасо-Преображенского монастыря, участники акции склоняют головы в память об ушедших на смертный бой ополченцев

Путь ведет к Ростову Великому с его могучим Успенским собором и знаменитой звонницей. Недалеко от Ростова в келье Борисоглебского монастыря преподобный старец Иринарх благословил Минина и Пожарского идти на Москву и вручил им поклонный крест - символ одоления врага.

В доме культуры Ростова Великого местные краеведы с гордостью рассказывали о славных страницах истории своей земли, называли имена героев далеких и близких времен. Вместе с участниками акции "Алтарь Отечества" ростовчане отсюда провожали призывников на службу в армию, посвятив им целое патриотическое представление, где не последняя роль отводилась приехавшим нижегородцам. Совместные выступления и концерты здесь стали традицией.

Из Ростова, следуя неуклонно по пути ратного ополчения, участники акции направляются в Переславль Залесский, на родину святого благоверного князя Александра Невского, к памятным местам, связанным с освободительным походом 1612 года.

На пути к Москве ополченская рать сделала последний привал в Троицкой слободе, у стен Троице-Сергиевой обители. Отсюда до престольной было уже рукой подать. Ополченцы усердно молились. Многое в монастыре напоминало им о недавних осадных днях: густые потеки смолы на крепостных стенах, пролитой на врагов; выбоины от вражеских ядер, пушки у ворот, вооруженная монашеская стража. Уже тогда о героической обороне Троицы ходили легенды, и ополченцы не могли не восхищаться мужеством и стойкостью защитников мирной обители, ставшей для врагов неодолимой твердыней.

В Троицком соборе хранились (хранятся они и ныне) мощи преподобного Сергия Радонежского и в иконостасе привлекала взор чудесная икона Андрея Рублева. Минин и Пожарский посетили собор, а затем встретились с архимандритом Дионисием. Известный своими благодеяниями архимандрит благословил ополченских ратников на битву с врагом.

Из Троицкой слободы ополчение двинулось прямо к стенам Московского кремля.

Каждый раз, подъезжая к Москве, участники акции испытывают радостное волнение. И каждый раз столица радушно встречает посланцев нижегородской земли. Эти памятные встречи, а вместе с тем московские древности, высокие башни Кремля, брусчатка Красной площади вызывают в душе гордость за свое Отечество, за его славную историю, за великих предков, для кого благо родной земли было потребностью и долгом.

Прежде всего делегация от Нижнего Новгорода, Балахны и всех городов, через которые пролегал путь славного земского ополчения 1612 года, исполняет свой главный ритуал - возложение цветов к памятнику Минину и Пожарскому. К участникам акции присоединяются представители правительства Москвы, района Измайлово и Нижегородского землячества. В почетном карауле - воины 154-го отдельного полка комендату­ры города Москвы. Звучит торжественная мелодия, исполняемая военным оркестром. К монументу возлагаются венки из живых цветов. Исполняется Государственный гимн России.

А после на какие-то мгновения устанавливается нерушимая тишина. И в эти мгновения кажется, что соединяются времена. Пауза вечности, знак бессмертия, беззвучное эхо веков...

И оживает в памяти далекое, что не может не принадлежать каждому из соотечественников.

Два дня шла упорная кровопролитная сеча под кремлевскими стенами. И чаша весов стала склоняться на сторону гетмана Ходкевича, войско которого численно превосходило ополченскую рать. Враги уже могли праздновать победу, но они не учли патриотического духа россиян. В критический момент битвы Минин попросил у Пожарского три дворянские конные сотни и с ними ударил в тыл противнику. Это и решило исход сражения.

И уже ничто не может затмить славу великих воинов и великих граждан России, навечно вставших на главной площади России, по которой, приветствуя их, проходили герои 1812-го года и славные воины Великой Отечественной войны. Да, времена могут смыкаться!..

С благоговением участники акции посещают собор, созданный в честь Казанской иконы Божией Матери. Первоначально храм был деревянным и в нем находился образ Царицы Небесной, который сначала Пожарский держал у себя. Отстроенный в камне собор в прошлом веке был разобран. Стараниями мэра Москвы Ю.М.Лужкова и по решению Правительства России его восстановили, и 4 ноября 1993 года собор освятил Патриарх Алексий II.

Как почетные гости Москвы, участники акции знакомятся с ее достопримечательностями, опекаемые Нижегородским землячеством, которое возглавляет Виктор Александрович Карпочев. И вполне естественно, что ежегодно акция завершается на Поклонной горе. Как нигде, здесь наиболее зримо явлена преемственность героизма поколений и здесь любой ощущает причастность к славной российской истории, к народному подвигу.

Том 5

Альманах «АЛТАРЬ ОТЕЧЕСТВА»

− воспоминания самих фронтовиков, тех, кто, к счастью, ещё жив, их родных и близких о тех, кто-то дошёл до великого и святого дня или навечно застыл на своём боевом посту…

Альманах посвящается защитникам Отечества и призывает все поколения людей помнить имена победителей.

В основе книги лежит материал Интернет-галереи

за новые материалы и документы для пополнения

Интернет-галереи с последующим изданием нового альманаха

Замечания и предложения можно направить по адресам:

Контактные телефоны: 8 -495-386-65-12; 8-915-314-39-86

Эпилог

ПОТЕРИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

По уточнённым данным, потери Советского Союза в Великой Отечествен- ной войне 1941-1945гг. составляют 8 млн. 860 тыс. 400 военнослужащих. Об этом на заседании пресс-клуба Минобороны РФ сообщил начальник военно- мемориального центра Александр Кирилин.

Он пояснил, что при подсчёте потерь не учитывались данные госпита- лей и паспортная перепись населения послевоенных лет. Всего, как отметил А.Кирилин, в годы войны погибли около 11 млн. советских граждан, прини- мавших активное участие в боевых действиях, − кадровых военнослужащих, ополченцев, партизан.

А.Кирилин уточнил, что в архивных карточках Министерства обороны со- держится информация о 18 миллионах погибших. Однако, по его словам, эти данные не соответствуют действительности, поскольку они составлялись во время войны неквалифицированными работниками и неоднократно дубли- ровались (на одного погибшего поступало несколько документов − из воин- ских частей, госпиталей).

Стоит отметить, что спор о потерях Советской армии в годы Великой Отечественной войны ведётся ещё с 1945 года. В 1946 году И.Сталин объ- явил, что общие потери (гражданские и военные) составили 7 миллионов человек. После этого данная цифра постоянно возрастала. Во времена Н.С.Хрущева она достигла 20 миллионов, а в годы перестройки − 27 мил- лионов.

В 1993 году были объявлены официальные данные по потерям военнос- лужащих, с которых был снят гриф секретности, − 8 миллионов 668 тысяч 400. С тех пор эта цифра также увеличивалась по мере деятельности поисковых отрядов и работы в архивах. Ещё не кончилась священная война, пока не под- снежники растут среди костей…

Я, Мария Веселовская-Томаш, автор-составитель Интернет-галереи «Ал- тарь Отечества», автор и литературный редактор многих рассказов и воспо- минаний, счастлива, что не одинока в своих устремлениях помочь тем, кто не потерял надежды найти следы на земле своих родных и близких − они отдали жизнь за Родину. Мне по дороге с теми, кому дорог принцип досто- верности, правдивости в исповеди каждого Солдата, кто жаждет вытащить из потаённых уголков человеческой памяти имя каждого простого Солдата, добывшего Победу. Негодую, если находится смельчак, который пытается перевернуть события тех кровавых лет и переписать страницу истории со своей «колокольни»: это кощунство и преступление против павших на по- лях сражений. Наш «мемориальный комплекс» никто не посмеет взорвать, перенести, надругаться над ним!

Работу по систематизации учётных данных документов о погибших во- инах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах ведёт «Корпо- рация Электронный архив «MEMORIAL OBD» www.obd-memorial.ru – это титанический труд. Основная цель проекта − дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.

В рамках проекта будет отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ около 10 миллионов листов архивных документов, проиндексировано бо- лее 30 миллионов записей о солдатах и офицерах. Впервые вы сможете ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование.

«Наша победа, день за днём» www.9mai.ru − проект РИА «Новости» Свод- ки Совинформбюро. Фронтовые истории, рассказы и фотографии, присланные посетителями. Плакаты, фотоленты. Песни войны. Цель проекта-акции: попыт- ка пройти еще раз последний год Великой Отечественной войны…

Рады, что организаций, школ, групп энтузиастов и просто отдельных людей, занимающихся поисковой работой, возвращающих имена пропав- ших без вести, много. Рады вдвойне, что мы на одном пути с ними. Так как целью ПараАртийского Центра «Иван да Марья» является творческая реабилитация ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тру- да и детства, то и сбор материалов для Интернет-галереи и альманахов «Алтарь Отечества» www.сайт/altar – повод не просто вспом- нить каждого Солдата, не просто вернуть имя героя, а сделать это именно с творческой стороны − вспоминая родных, написав рассказ, эссе, стихи, песни…

Том 1

Интернет-галерея

(воспоминания, документы, стихи, очерки, рассказы, песни)

ПРОЛОГ

Благословенны солдаты,
которые умирали во имя любви к Родине.
Евгений Шварц. «Обыкновенное чудо»

Цену Победы над Германией нельзя измерить. Советский Союз победил, но победа досталась сверхвеликой ценой:
Из 33,4 миллионов человек, надевших шинели, оставалось в живых 12,8 миллионов человек.
Безвозвратные человеческие потери Вооружённых сил СССР составили 11 миллионов 944,1 тысяч человек.
Общие демографические потери СССР составили 27 миллионов человек.
Во Второй мировой войне мир потерял 55 миллионов человек.

(По материалам Интернета)

С тех пор, как закончилась эта, самая страшная в истории человечества, война, прошло уже более 65 лет!
Имена многих солдат неизвестны – они просто входят в цифры «12,8 или 55 миллионов».

Солдаты Второй мировой войны, которые не пожалели свои жизни во имя Победы, погибли, пропали без вести, или вернулись с трагической отметиной – ранами, если не на теле, то на душе…
На Алтарь Отечества положены жизни детей, юных и взрослых людей. О них нигде не рассказано: они входят только в общее число миллионов.
Некогда великая держава разрушилась. Её восстановить удастся не скоро. И удастся ли?..

Своей Интернет-галереей мы хотим восстановить дух и силу солдата, чувство общей Родины. А ещё мы хотим, чтобы молодое поколение научилось любить свою Родину так, как любили её их предки!
Пусть на «стендах» галереи виртуального музея воинской славы будут размещены необычные экспонаты: фотографии, письма военных лет и рассказы о солдатах – участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Их стихи, проза, песни. Или всё это – о них, в честь их… Если вам есть о ком рассказать, напишите нам: мы с радостью пополним Интернет-галерею новыми «экспонатами».

Посещайте галерею! Она будет пополняться – мы надеемся на то, что люди откликнутся, и будут присылать копии своих реликвий.
Давайте назовём всех-всех солдат-победителей поимённо!
Мы должны оставить свой добрый след на нашей прекрасной планете Земля. Вернее сказать – своеобразный след в космосе. Души погибших, вознёсшихся на небеса, сердца ещё живущих ныне фронтовиков будут рады памяти благодарных потомков.
Мы должны быть достойны своих предков!

“Blessed are the soldiers,
who died in the name of their love for Fatherland”
From the play E.Shwartz “Simply a miracle”

THE ALTAR OF FATHERLAND

The price of our Victory over fascist Germany can"t be measured.
The Soviet Union has won in the war, but the price of the Victory was too great.
Out of 33,4 million people who wore uniforms only 12,8 million stayed alive.
Human losses in the military forces of the USSR are about 11,944 thousand but on the whole the USSR made 27 millions . The whole world lost 55 millions people.

(Based on the internet materials)

Since the time of the end of the most terrible war in history more than 65 years passed. The names of many soldiers are still unknown, and they are just included in the indicated above figures.
The soldiers of the World War II sacrificed their lives and died for the Victory, many of them became MIAS (missing in action), - they never returned from the front: others came back with wounds not only on their bodies, but in their souls.
The lives of children, youths and adults are to be found on the Altar of Fatherland. Nobody has told us their stories – they are included in the general member of millions. The former great power broke up.
It won"t be restored soon.

In our “internet- gallery” we want to bring back the spirit and strength of the soldier. The spirit of the common Fatherland and we want the younger generation to learn how to love our Fatherland as it was loved by their forefathers.
Let the stands of “the gallery”, the virtual museum of military glory have unusual exhibits: the letters of war years, the stories of those years about the soldiers, who participated in the war of 1941-1945, their verses, fiction and songs – all that should be in their glory.

Come to see “the gallery”, it will be expanded, we hope that people will respond! Let"s call every soldier by name!
We must leave our good footprints on our beautiful planet – Earth in our words , our good memory in outer space.
The souls of those, who died and found their way to Heaven as well as those still living war veterans will be grateful to us for the memory of thankful descendants.
We must be worthy of our forefathers!

(Translated by Nina Lukina)

Предисловие к Интернет-галерее «Алтарь Отечества 2»
Электронная книга 2

Великая Отечественная война 1941-1945 годов уходит в историю всё дальше и дальше от свидетелей трагических событий. Время уносит с собой в вечность имена Солдат-Победителей коричневой чумы ХХ века…

Как ни печально, но наступит день, когда мы не сможем назвать ни одного имени, оставшихся в живых фронтовиков.

Открытая в 2007 году Интернет-галерея, материалы которой легли в основу альманаха «Алтарь Отечества», имела большой общественный резонанс. Рубрика участвовала в Международном Интернет-конкурсе «Страница семейной славы 2010» и была отмечена Дипломом I степени в номинации «Профессионалы» (http://pobeda.vif2.ru/ - председатель жюри конкурса – профессор МГУ имени М.В.Ломонсова, Член Общественного совета ЦФО В.А.Сухомлин). Автор-составитель альманаха «Алтарь Отечества» удостоена Медали Союза журналистов России памяти Интернет-журналиста, создателя портала www.vif2.ru интернет-журналиста Владимира Сухомлина (Союза журналистов России).

Альманах издан в 2010 году на средства «государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 16 марта 2009 года №160-рп». Его презентация успешно прошла 10.06.2010 в ГУ города Москвы «Дом общественных организаций» (http://www.mosportal.ru/mdoo/12/9/6/index.htm). Распространяется среди фронтовиков, советов ветеранов, школ, в том числе – по школьным музеям.

В планах коллектива ПараАртийского Центра «Иван да Марья» – издание 2-го тома альманаха.

Имена их в Великой Победе
Эпилог

Потери в Великой Отечественной войне по данным Минобороны

По уточнённым данным, потери Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. составляют 8 млн. 860 тыс. 400 военнослужащих. Об этом на заседании пресс-клуба Минобороны РФ сообщил начальник военно-мемориального центра Александр Кирилин.

Он пояснил, что при подсчете потерь не учитывались данные госпиталей и паспортная перепись населения послевоенных лет. Всего, как отметил А.Кирилин, в годы войны погибли около 11 млн. советских граждан, принимавших активное участие в боевых действиях, − кадровых военнослужащих, ополченцев, партизан.

А.Кирилин уточнил, что в архивных карточках Министерства обороны содержится информация о 18 миллионах погибших. Однако, по его словам, эти данные не соответствуют действительности, поскольку они составлялись во время войны неквалифицированными работниками и неоднократно дублировались (на одного погибшего поступало несколько документов − из воинских частей, госпиталей).

Стоит отметить, что спор о потерях Советской армии в годы Великой Отечественной войны ведется еще с 1945 года. В 1946 году И.Сталин объявил, что общие потери (гражданские и военные) составили 7 миллионов человек. После этого данная цифра постоянно возрастала. Во времена Н.С.Хрущева она достигла 20 миллионов, а в годы перестройки − 27 миллионов.

В 1993 году были объявлены официальные данные по потерям военнослужащих, с которых был снят гриф секретности, − 8 миллионов 668 тысяч 400. С тех пор эта цифра также увеличивалась по мере деятельности поисковых отрядов и работы в архивах. Ещё не кончилась священная война, пока не подснежники растут среди костей…

Я, Мария Веселовская-Томаш, автор-составитель Интернет-галереи "Алтарь Отечества", автор и литературный редактор всех рассказов и воспоминаний, счастлива, что не одинока в своих устремлениях помочь тем, кто не потерял надежды найти следы на земле своих родных и близких − они отдали жизнь за Родину. Мне по дороге с теми, кому дорог принцип достоверности, правдивости в исповеди каждого Солдата, кто жаждет вытащить из потаённых уголков человеческой памяти имя каждого простого Солдата, добывшего Победу. Негодую, если находится смельчак, который пытается перевернуть события тех кровавых лет и переписать страницу истории со своей "колокольни":: это кощунство и преступление против павших на полях сражений. Наш "мемориальный комплекс" никто не посмеет взорвать, перенести, надругаться над ним!

Работу по систематизации учётных данных документов о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах ведёт "Корпорация Электронный архив "MEMORIAL OBD" - это титанический труд. Основная цель проекта − дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. В рамках проекта будет отсканировано и предоставлено в Интернет-доступ около 10 миллионов листов архивных документов, проиндексировано более 30 миллионов записей о солдатах и офицерах. Впервые вы сможете ознакомиться с реальными документами, самостоятельно провести поиск и исследование.

"Наша победа, день за днём" − проект РИА "Новости" Сводки Совинформбюро. Фронтовые истории, рассказы и фотографии, присланные посетителями. Плакаты, фотоленты. Песни войны. Цель проекта-акции: попытка пройти еще раз последний год Великой Отечественной войны…

Рады, что организаций, школ, групп энтузиастов и просто отдельных людей, занимающихся поисковой работой, возвращающих имена пропавших без вести, много. Рады вдвойне, что мы на одном пути с ними. Так как целью ПараАртийского Центра "Иван да Марья" является творческая реабилитация ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства, то и материал для Интернет-галереи "Алтарь Отечества" не просто вспомнить каждого Солдата, не просто вернуть имя героя, а сделать это именно с творческой стороны − вспоминая родных, написать рассказ, эссе, стихи, песни…

Бронзовому солдату
(Эстония, улица Тынис Мягэ)

Бронзовый солдат,
Что же ты молчал?
Ты не мог стрелять…
Ты бы рассказал:

Как снег в окопах телом согревал,
Прошёл сквозь стену огненных дождей,
Как умирал сто раз − и оживал,
Чтоб отомстить за слёзы всех детей!

И по веленью преданной души
Под танк себя с гранатою бросал.
Ты ж не забыл, солдат, как в той ночи
В бреду сестричку "Мама… мама!" звал.

Напомни миру, кто народы спас, −
Сам превратился в пепел, в светлый дым,
И в чьих глазах огонь любви погас,
А он остался вечно молодым…

В лесных болотах воины лежат −
Для них ещё не кончилась война…
О, скольких надо разыскать ребят,
И в вечность записать их имена!

Погибших поимённо назови,
Кто под плитою неизвестным спит.
Всех разбуди, Солдат, и позови
Во имя истины поднять свой щит!

В граните, в камне − всем в веках стоять:
До дома им дойти не суждено.
Солдат, напомни всем: не надо лгать,
Тревожить прах − кощунственно, грешно!

…А на могилах победителей войны
На эпитафиях сверкают имена.
И нет ни в чём вины моей страны.
Никто не вправе
править времена…

Не забудьте адрес нашего сайта:

День Победы − праздник с грустью пополам

Память павших героев нетленна

Свято чтит революции годы
Вся огромная наша страна.
Вспоминают былые походы
Ветераны, надев ордена:

«Помнишь, Саша, прорыв под Рязанью?
Ты да я лишь остались в живых −
Согревали друг друга дыханьем
И делили судьбу на двоих».

«А тебя как, Петрович, снарядом
Вдруг накрыло… Спасали с трудом,
А друзей, кто лежал с нами рядом,
Тех совсем не нашли мы потом.
Смертоносная сила мгновенно
Оборвала дыхание им»…

Память павших героев нетленна,
Как и Вечный Огонь негасим.
И лихие ветра не согнули
Тех, кто голову честно сложил…

И в почётном стоят карауле
Ветераны у братских могил.

Валентина Колесникова

Фронтовики под марш шагают

Под марш на праздничных парадах
Фронтовики пока шагают.
Сверкают золотом награды –

Опять весна! Начало мая…
Вновь ордена звенят чуть слышно,
Но с каждым годом заглушает
Их звоны соловьиным свистом.

Грядут рассветы и закаты.
Фронтовики – ещё шагают.
Их кружат годы-листопады,
В последний танец вовлекают.

Когда уйдёт солдат последний, -
Осиротеет вся Россия,
Но соберутся в День Победы
Потом их души в небе синем.

Пока на праздничных парадах
Фронтовики под марш шагают.
Сверкают золотом награды –
В них гордость Родины играет.

Горят, потрескивая свечи, скорбят и плачут по погибшим…

Адрес: Италия, Рим, площадь Венеции
Начало строительства: 1885 год
Окончание строительства: 1911 год
Архитектор: Джузеппе Саккони
Координаты: 41°53"41.3"N 12°28"58.6"E

Все римские гиды, работающие в туристических агентствах или попросту подрабатывающие в экскурсионных автобусах, которых по Риму ездит огромное количество, сходятся лишь в одном мнении - памятников в «вечном городе» много, даже очень много.

Алтарь Отечества с высоты птичьего полёта

…Про сами памятники, несмотря на их историю и общепринятые факты, они рассказывают по-разному: каждый гид имеет свой взгляд на тот или иной памятник истории и архитектуры. Выделяется среди них лишь Алтарь Отечества, при виде которого все экскурсоводы, если они родились и живут в Риме, вдруг резко меняют свое, до этого по-итальянски «боевое» и веселое настроение, произносят несколько невнятных фраз, и позволяют туристам самим сделать определенный вывод об этой римской достопримечательности.

С чем же связано такое отношение итальянцев к огромному зданию, расположенному на Венецианской площади? Точнее к зданию, которое заняло собой практически все пространство Piazza Venezia, расположенной на склоне легендарного Капитолийского холма? Может, на месте Алтаря Отечества произошло нечто страшное, или неприятное и унизительное для римлян? Забегая немного вперед, следует сказать, никаких ужасных событий у Алтаря Отечества и на месте его строительства не произошло. Просто итальянцы очень требовательный народ, особенно, если дело касается памятников и скульптур, построенных сравнительно недавно. А как же может быть иначе, если коренные жители Рима каждый день могут лицезреть величественный Римский форум , Термы Каракалла и другие не менее известные на весь мир достопримечательности, возведенные еще в античные времена? Естественно, архитекторы и скульпторы, разрабатывая проект в 19-м веке, хотели построить в «вечном городе» нечто запоминающееся и прекрасное, а как это у них получилось - немного ниже…

Вид с площади Венеции

Алтарь Отечества: проектирование и строительство

Как уже было сказано немного выше, Алтарь Отечества начали строить в конце 19-го века, точнее в 1885 году. Автором проекта выступил Джузеппе Саккони , которому, видимо, не давали покоя древние руины Рима, возведенные в ампирном стиле. Именно по этой причине будущий памятник, по мнению Саккони, должен был «не сильно выделяться» и привлекать к себе внимание роскошными колоннами, скульптурами и различными ансамблями, характерными для зданий, которые были построены еще до нашей эры.

Название «Алтарь Отечества» памятник получил уже после его возведения. Дело все в том, что строительство различных колонн, скульптур, двух фонтанов у величественного здания, в котором сейчас располагаются два музея, знамен военного флота и Рисорджименто, длилось до 1911 года. По первоначальной идее, это должен был быть памятник, символизирующий собой объединение Италии . Также Витториано своими огромными размерами и «классическими» для Древнего Рима формами, по мнению архитекторов и историков того периода времени, навсегда просто-таки обязан был отложить в памяти потомков имя короля Италии Виктора Эммануила II.

Вид Алтаря Отечества с проспекта Виа деи Фори Империали

Для строительства этого сооружения архитектор и строители, так горячо говорившие в своих речах о памятниках истории и архитектуры Рима, без малейших колебаний и сомнений… снесли целый квартал. Квартал, выстроенный еще в Средние века и состоявший из различных дворцов и роскошных домов, построенных в стиле ренессанса. Витториано не могли построить быстро, слишком много всего нужно было добавить к памятнику, чтобы он не остался без внимания самих римлян и гостей города. Работы активно велись до 1901 года. Потом, как известно, почти все страны втянулись в Первую Мировую войну, и строительство решено было на время прекратить.

Первый раз огромное сооружение, в котором переплелись история и «современный» взгляд архитектора, было открыто в 1911 году. Его размеры были поистине огромны: 135 Х 130 метров.

День Объединения Италии - величайший праздник, поэтому к этой годовщине над новой достопримечательностью столицы был водружен памятник Виктору Эммануилу II. С ним тоже связана отдельная, пусть и небольшая, история. Его решили не отливать из бронзы и не высекать из мрамора. Для его создания скульпторы заглянули в Замок Святого Ангела . Да-да, в то самое здание, на крышу которого в 590 году спустился архангел Михаил. В здание, которое не раз спасало Рим от нашествия варваров и вандалов. Из замка без особых церемоний изъяли пушки и переплавили их в статую великого Виктора Эммануила II.

Вид на могилу неизвестного солдата

Алтарь отечества: ХХ век начинается…

После того, как на полях кровопролитных сражений Первой Мировой войны отгремели последние залпы орудий, к Витториано было решено присоединить Алтарь Отечества. Алтарь Отечества, которым впоследствии стали называть целый комплекс - это могила неизвестного солдата, погибшего в одном из боев Первой Мировой . Это было еще одно торжественное открытие памятника, состоявшееся уже в то время, когда у власти стоял первый фашист в мире Бенито Муссолини.

Этот диктатор посчитал памятник недостаточно большим и не совсем законченным. При нем различные скульпторы добавили в архитектурный ансамбль несколько бронзовых деталей, что полностью соответствовало вкусу и предпочтениям одного из деспотов ХХ века. В 1935 году памятник вновь… торжественно открыли. Теперь его стали называть Алтарем Отечества, наверное, уже все позабыли, для чего, и в честь кого возводился этот гигантский памятник.

Статуя Виктора Эммануила II

Алтарь Отечества в наши дни

Коренные жители, мягко сказать, недолюбливают этот памятник, впрочем, как и многие авторитетные архитекторы, называя его бессмысленным нагромождением деталей. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Алтарь Отечества, занявший собой большую часть Венецианской площади в Риме, привлекает к себе внимание многочисленных туристов . Особенно они восторгаются двумя фонтанами. К слову, каждый из этих фонтанов символизирует собой одно из морей: Тирренское и Адриатическое. Фонтаны выполнены скульпторами на совесть, в них нет ничего лишнего, и они действительно не выходят за «рамки» античного стиля.

Правда, огромная достопримечательность Рима довольно часто закрывается на реставрацию и чистку: уж слишком много в ней различных мелких деталей, которые время от времени разрушаются или попросту засоряются. Но и это обстоятельство не мешает гостям «вечного города» посещать Алтарь Отечества. Может быть потому, что совсем рядом с ним расположена стоянка для туристических автобусов, возле которой можно полюбоваться знаменитым форумом Траяна?