Биографии Характеристики Анализ

Бычков С.Т.Герой лишенный звания Героя Советского Союза. Выдача и казнь

Окончил аэроклуб (1938), Борисоглебское авиационное училище имени В. П. Чкалова (1939).

Служба в Красной армии

С 1939 служил в 12-м запасном авиационном полку.

С 16 декабря 1940 года - младший летчик 42-го истребительно-авиационного полка, затем пилот 287-го истребительно-авиационного полка.

В 1942 был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с отбытием наказания после войны. В том же году судимость была снята.

В 1943 году - штурман 937-го истребительного авиационного полка, заместитель командира 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной дивизии.

За отличия в боях награждён двумя орденами Красного Знамени. 2 сентября 1943 года присвоено звание Герой Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» за лично сбитые 15 самолётов противника (кроме того, один самолёт был сбит им в группе). В представлении к награждению говорилось, что Бычков

«Власовец»

Содержался в лагере в районе Сувалок, затем в Морицфельде. В начале 1944 года полковник Виктор Мальцев , сотрудничавший с немецкими властями ещё с 1941 года, убедил его вступить в состав авиационной группы «Остланд». На следствии в 1946 году Бычков утверждал, что пошёл на этот шаг под сильнейшим давлением - так, другой Герой Советского Союза Бронислав Антилевский , к тому времени уже пошедший на сотрудничество с немецкими властями, якобы, избил его. Однако, по другим данным, Бычков принял решение добровольно, а с Антилевским они были друзьями.

Участвовал в перегонах самолетов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в антипартизанских боевых действиях в районе Двинска. Совместно с Антилевским письменно и устно обращался к пленным лётчикам с призывами сотрудничать с немцами.

После расформирования группы «Остланд» в сентябре 1944 года Бычков прибыл в Хеб , где под началом Мальцева принимал активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС «власовского» Комитета освобождения народов России. Стал командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова (на её вооружении находились 16 самолётов). 5 февраля 1945 года был произведён в майоры.

Выдача и казнь

В конце апреля 1945 года сдался американским войскам, вместе с другими «власовскими» лётчиками был интернирован во французском городе Шербуре, а в сентябре 1945 года передан советским властям.

24 августа 1946 года приговорён к расстрелу военным трибуналом Московского военного округа. Приговор приведён в исполнение 4 ноября того же года.

Библиография

  • Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова. 1944-1945. СПб, 2001.
  • Т. Бортаковский, Расстрелянные Герои Советского Союза. - М. Вече, 2012г. - ISBN: 978-5-9533-6190-3

Лишённый звания Героя...
На фронте редко бывают радостные дни. 6 Сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка Майора Алексея Кольцова и штурмана полка Капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 Сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. С волнением услышал Капитан Бычков свою фамилию: - Капитан Семён Трофимович Бычков...

Прикрепляя к его парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с врагом.

Выйдя из Кремля, Бычков и Кольцов медленно пошли по брусчатке Красной площади. Остановившись, долго вглядывались в кремлёвские стены и башни, стараясь запомнить их величавую красоту. - Мы ещё придём сюда, командир... - задумчиво произнёс Семён. - После победы над фашистами. А день победы придёт, обязательно придёт...

Но не всем советским воинам довелось дожить до 9 Мая 1945 года. 7 Ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и Майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове? В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность? Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка Капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка Майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.
"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 Июля по 10 Августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В Августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени.

В последней операции с 12 Июля по 10 Августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 Июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 Июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная... 31 Июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 Декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года Подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего Полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С Октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане. Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" Подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в Июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 Марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза Капитаном Семёном Бычковым и Старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление:
"Мы - Капитан Семён Трофимович Бычков и Старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".
Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.
Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным? Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии.

Когда в Июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля. В протоколе заседания суда записано:
"Свидетель Бычков рассказал, как в конце Январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным. Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии Генерал - Полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в Январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками. Капитан Бычков и Старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.
Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание Майора немецкой армии.

4 Февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, Генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены Майору Бычкову и вновь испечённому Капитану РОА Антилевскому.

19 Декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно - воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.
2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в Генерал - Майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно - воздушных сил народов России". 13 Февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры Полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 Февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир Полковник Байдак, начальник штаба Майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти. Командиром эскадрильи был назначен Майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в Марте должна была быть задействована "для боёв на востоке". 2-я эскадрилья (командир Капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине Февраля Мальцев доложил Генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно и вместо выполнения боевых заданий немецкого командования отходили на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 Апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 Апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 Апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 Апреля на военном совете было наконец - то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней. Поэтому Мальцев вместе с немецким Генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой - то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому - то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский Генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия. Сдача оружия прошла 27 Апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в Сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 Августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Семён Трофимович Бычков
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Принадлежность

СССР 22x20px СССР
Андреевский флаг КОНР

Род войск
Годы службы
Звание
Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии

лишён всех наград

Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семён Трофи́мович Бычко́в ( -) - советский военный лётчик, Герой Советского Союза (), лишённый званий и наград в 1947 году за участие в Русской освободительной армии во время Великой Отечественной войны .

Биография

Служба в Красной армии

В Красной Армии с 16 января 1939 года. Окончил Борисоглебскую высшую авиационную школу пилотов им. В. П. Чкалова (5 ноября 1939 года). Проходил службу в 12-м запасном авиационном полку.

Отрывок, характеризующий Бычков, Семён Трофимович

– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Граф Аксель Ферсен Мария-Антуанетта

Человеком Аксель и в правду был, как говорится, «и внутри, и снаружи» очень привлекательным. Он был высоким и изящным, с огромными серьёзными серыми глазами, всегда любезным, сдержанным и скромным, чем одинаково привлекал, как женщин, так и мужчин. Его правильное, серьёзное лицо редко озарялось улыбкой, но если уж это случалось, то в такой момент Аксель становился просто неотразим... Поэтому, было совершенно естественным усиленное к нему внимание очаровательной женской половины, но, к их общему сожалению, Акселя интересовало только лишь одно на всём белом свете существо – его неотразимая, прекрасная королева...
– А они будут вместе? – не выдержала я. – Они оба такие красивые!..
Стелла только грустно улыбнулась, и сразу же «окунула» нас в следующий «эпизод» этой необычной, и чем-то очень трогательной истории...
Мы очутились в очень уютном, благоухающем цветами, маленьком летнем саду. Вокруг, сколько охватывал взгляд, зеленел великолепно ухоженный, украшенный множеством статуй, роскошный парк, а вдалеке виднелся ошеломляюще огромный, похожий на маленький город, каменный дворец. И среди всего этого «грандиозного», немного давящего, окружающего величия, лишь этот, полностью защищённый от постороннего взгляда сад, создавал ощущение настоящего уюта и какой-то тёплой, «домашней» красоты...
Усиленные теплом летнего вечера, в воздухе витали головокружительно-сладкие запахи цветущих акаций, роз и чего-то ещё, что я никак не могла определить. Над чистой поверхностью маленького пруда, как в зеркале, отражались огромные чашечки нежно-розовых водяных лилий, и снежно-белые «шубы» ленивых, уже готовых ко сну, царственных лебедей. По маленькой, узенькой тропинке, вокруг пруда гуляла красивая молодая пара. Где-то вдали слышалась музыка, колокольчиками переливался весёлый женский смех, звучали радостные голоса множества людей, и только для этих двоих мир остановился именно здесь, в этом маленьком уголке земли, где в этот миг только для них звучали нежные голоса птиц; только для них шелестел в лепестках роз шаловливый, лёгкий ветерок; и только для них на какой-то миг услужливо остановилось время, давая возможность им побыть вдвоём – просто мужчиной и женщиной, которые пришли сюда, чтобы проститься, даже не зная, не будет ли это навсегда...

Герой Советского Союза капитан

БЫЧКОВ СЕМЕН ТРОФИМОВИЧ

15.05.1918-04.11.1946

Семен Трофимович Бычков родился 15 мая 1918 года в крестьянской семье в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Трудовую деятельность начал в 16 лет на шахтах Воронежской области. С июня по август 1934 года работал коногоном на руднике Бокчеевка, затем - по июнь 1935 года - водосливщиком на руднике «Стрелица».

Как и большинство его сверстников, «заболел» романтикой неба и мечтал стать летчиком. Проходил обучение в Воронежском аэроклубе, который закончил в 1936 году. В том же году окончил семь классов средней школы. Дальнейшую свою судьбу Семен Бычков твердо решил связать с небом. Он продолжает повышать свое летное мастерство в Воронежском аэроклубе, где до июня 1938 года работает инструктором-летчиком-планеристом. В 1938 году Бычков оканчивает Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота и в сентябре того же года становится рейсовым пилотом Воронежского аэропорта.

16 января 1939 года Семен Бычков был призван в ряды Красной Армии. Учитывая его летную подготовку и острое желание служить в авиации, был направлен на учебу в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен из школы пилотом истребителя И-16 с направлением в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР №04601).

30 января 1940 года С.Т. Бычкову было присвоено воинское звание «младший лейтенант». С 16 декабря 1940 года он служит в должности младшего летчика в 42-м истребительно-авиационном полку Прибалтийского военного округа, а затем пилотом в 287-м истребительно-авиационном полку 6-го иак ПВО. В 1941 году повышал свое летное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи. Перед самым началом войны окончил курсы командиров звеньев Конотопской военной школы летчиков-истребителей.

Боевое крещение Семен Бычков получает в воздушных сражениях на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Показал себя как бесстрашный и отважный летчик, смело вступая в бой с превосходящими воздушными силами противника. День ото дня росло мастерство и счет побед молодого летчика. За первые полтора месяца войны он сбил 4 немецких самолета.

Упоминание о его боевых успехах есть в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: «7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо-Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолето-вылета, проведено 5 воздушных боев. Сбито 3 самолета противника: Младший лейтенант С.Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестерка истребителей этого же полка (ведущий - Капитан Н.И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109»{1}. Следует лишь отметить, что в те дни под Хе-113 подразумевали новый немецкий истребитель Me-109F.

25 марта 1942 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «лейтенант», а 20 июля того же года он был назначен заместителем командира 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиаполка. Однако не все было так безоблачно в боевой службе летчика. В июле 1942 года С.Т. Бычков был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии, повлекшей поломку самолета, и был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Согласно применению примечания 2 к статье 28 УК РСФСР, реальный срок был заменен условным с отправкой на фронт.

Продолжая воевать в составе 287-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии, участвует в воздушных боях в небе Сталинграда. Представляя 9 сентября 1942 года его к правительственной награде, командование части отмечало: «Летчик заместитель командира ИАЭ - лейтенант Бычков Семен Трофимович делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Проявил себя в боях с фашистскими стервятниками на Сталинградском фронте и показал героические образцы мужества, и отваги, в совершенстве овладел боевой техникой истребителя "ЯК-7Б", и умело тактически, высокограмотно воздушного бойца. Неоднократно вступал в бой с численно превосходящим противником и всегда обращал фашистских стервятников в бегство.

За период с 21.8.42 г. по 5.9.42 г. на Сталинградском фронте провел 30 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника одновременно со штурмовкой - 10 боевых вылетов; на прикрытие города Сталинграда - 12 боевых вылетов и на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков до цели и обратно - 8 боевых вылетов. Провел 30 воздушных боев, всегда превращая противника в бегство. При выполнении задания по разведке и штурмовке войск противника, всегда привозил весьма ценные сведения о противнике. Своей штурмовкой уничтожил до взвода фашистов и около 20 автомашин.

25.8.42 г. во время прикрытия города Сталинграда, в составе группы 5 истребителей ЛАГГ-5 и 3 истребителя - ЯК-7 Б под командой майора Чуйкина, вели воздушный бой с 17-ю самолетами противника Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ лично сбил 1 самолет Me-109ф, который упал горящим ЮЗ г. Сталинграда, самолет лейтенанта БЫЧКОВА был поврежден, но он мастерски посадил свой самолет на свой аэродром.

5.9.42 г. в составе группы 18-и истребителей, под командованием командира 288 ИАД - подполковника КОНОВАЛОВА, вели воздушный бой над г. Сталинградом с 15-ю самолетами противника - Ю-88 и 9 истребителей противника - Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ сбил лично 1 Ю-88 и показал мастерство воздушного боя, за что от Командующего 8-й воздушной Армии получил благодарность и приказано - "Участников воздушного боя 5.9.42 г. и имевших в этом бою сбитые самолеты противника - представить к Правительственной награде".

Кроме того, тов. Бычков участвовал в воздушных боях с фашистскими стервятниками на Брянском, Западном, Калининском фронтах и Московском фронте ПВО, где имеет - 9 лично сбитых самолетов противника и 2 самолета противника в групповом бою»{2}.

Учитывая личные заслуги в деле борьбы с немецко-фашистскими оккупантами, 1 октября 1942 года Военный совет своим решением за № 037/44 снял с С.Т. Бычкова судимость.

Приказом войскам Сталинградского фронта № 57/н от 23 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество лейтенант Бычков С.Т. был награжден орденом Красного Знамени.

28 мая 1943 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «капитан». Вскоре он стал штурманом 937-го истребительного авиационного полка. К середине лета 1943 года на его личном счету числилось 13 уничтоженных немецких самолетов.

24 июля 1943 года, представляя капитана Бычкова к очередной награде, командование полка отмечало: «Имея большой опыт боевой работы по уничтожению немецких пиратов в воздухе, умело передает его летному составу полка, учит летчиков тактике воздушного боя в соответствии с последними требованиями ведения войны.

Полк с 12.7.43 года в ожесточенных воздушных боях и сложной обстановке в новом районе действий для полка произвел 285 боевых вылетов, сбил 41 самолет противника, при этом не имелось ни одного случая потери ориентировки.

Лично произвел 9 боевых вылетов на прикрытие наземных войск. Провел 2 воздушных боя, в которых сбил 2 самолета противника: 1 Ю-87 лично и 1 Ю-88 в группе...»{3}

23 августа 1943 года Приказом по войскам 15-й Воздушной армии № 44/н за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество капитан Бычков С.Т. был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Продолжая храбро сражаться с врагом в небе на орловском участке фронта, он не только увеличил счет своих побед, но и проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боев.

Представляя капитана Бычкова Семена Трофимовича к высокому званию Героя Советского Союза, командование полка отмечало:

«В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942 гг. имеет лично сбитых (подтвержденных) 13 самолетов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолет противника. За успехи в ожесточенных воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награжден в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточенных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на орловском участке фронта с 12.07. по 10.08.43 года, проявил себя отличным летчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боев. Летчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1943 года награжден вторым орденом Красного Знамени.

В последней операции с 12.07. по 10.08.43. сбил 3 самолета врага. 14.07.43 года в группе из шести Ла-5 в бою против десяти Ju-87, пяти Ju-88, шести FW-190 лично сбил один Ju-87, который упал в районе Речица.

15.07.43 года в составе трех Ла-5 перехватили и сбили вражеский самолет-разведчик Ju-88, который упал в районе Ягодная...

31.07.43 года в воздушном бою лично сбил один Ju-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолетов противника представляется к званию Героя Советского Союза.

Командир 937 истребительного авиационного полка майор Кольцов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Семену Трофимовичу Бычкову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1117).

10 сентября 1943 года заслуженную награду Героям - командиру полка майору А. Кольцову и штурману капитану С. Бычкову вручил в Кремле заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И.Я. Верес.

В сентябре 1943 года коммунисты части принимают Семена Трофимовича Бычкова кандидатом в члены ВКП(б). Вскоре он получает новое назначение и становится заместителем командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии. Продолжая участвовать в воздушных боях, он к декабрю 1943 года довел свой личный счет побед до 17 сбитых вражеских самолетов.

10 декабря 1943 года военная удача отвернулась от капитана Бычкова. При выполнении боевого задания в районе г. Орши ведомый им самолет Ла-5 попал под перекрестный огонь немецкой зенитной артиллерии и был подбит. Объятая пламенем машина упала на территории, оккупированной немецкими войсками. Не вернувшегося с боевого вылета капитана Бычкова в 482-м истребительном авиаполку признали погибшим, на основании чего 7 марта 1944 года приказом Главного управления кадров НКО СССР № 0739/пр. он был исключен из списков РККА.

На самом деле летчик остался жив. Осколками снарядов капитан Бычков был ранен, но сумел выпрыгнуть из самолета на парашюте. Однако приземление было неудачным - раненый летчик был схвачен немецкими автоматчиками. Семен Бычков был помещен в лагерь для пленных летчиков в Сувалках, а затем переведен в лагерь в Морицфельде.

Как известно, в годы Великой Отечественной войны во вражеском плену оказались миллионы советских солдат и офицеров. Большинство из них, несмотря на все ужасы вражеских концентрационных лагерей, осталось верными воинской присяге и долгу. Но были и такие, кто не смог вынести побоев, издевательств, пыток голодом и холодом. Они пошли на сговор со своей совестью и переметнулись на сторону врага. Среди них оказался и Герой Советского Союза капитан С.Т. Бычков. Что подтолкнуло его к этому? Ведь был уже не 1941 или 1942 год, когда враг был силен как никогда, и порой казалось, что дни Красной Армии сочтены. В 1944 году уже было понятно, что гитлеровская Германия войну не выиграет и рано или поздно будет разбита.

Вывод очевиден - Бычков испугался за свою жизнь и решил сохранить ее во что бы то ни стало. На допросе в ГУКР «СМЕРШ» 8 марта 1946 года он рассказал об обстоятельствах своего перехода на сторону врага:

«Вопрос. Когда вы поступили на службу в РОА?

Ответ. Являясь заместителем командира 482-го истребительного авиационного полка Красной Армии, в декабре 1943 года при выполнении задания я был сбит огнем зенитной артиллерии над территорией, оккупированной противником, и, будучи ранен, захвачен немцами в плен. В феврале 1944 года в лагере военнопленных в городе Морицфельд (Восточная Пруссия) я был завербован на службу в РОА. Меня вербовал бывший полковник Красной Армии Мальцев Виктор Иванович...

Вопрос. При каких обстоятельствах состоялось ваше знакомство с Мальцевым?

Ответ. Будучи в лагере военнопленных в городе Морицфельд, я в конце января 1944 года через фельдфебеля немца Бадера был вызван к Мальцеву, который производил вербовку пленных летчиков на службу в РОА. Явившись к Мальцеву, я застал его за выпивкой с уже служившими в то время у немцев бывшим старшим лейтенантом Красной Армии Антилевским и капитаном Вараксиным. Мальцев поинтересовался моей службой в Красной Армии и обстоятельствами, при которых я попал в плен. После моих объяснений Мальцев в резкой форме высказал свое враждебное отношение к Советской власти и руководителям партии и Советского правительства. При этом он заявил, что намерен вместе с немцами вести борьбу против Советской власти и что по поручению немцев он формирует авиационные части из пленных летчиков Красной Армии для использования их в боях против Советского Союза.

Мальцев сказал, что им уже сформирована так называемая "восточная эскадрилья", дислоцированная в оккупированном немцами городе Двинске, которая ведет борьбу против советских партизан, а отдельные подразделения занимаются перегонкой самолетов с заводов на немецкие военные аэродромы.

Стараясь антисоветской клеветой скомпрометировать в моих глазах политику Советского правительства, Мальцев особенно подчеркивал, что мне, если я останусь в лагере военнопленных, придется погибнуть голодной смертью. Было очевидно, что Мальцев хочет меня запугать. Поговорив со мной в таком духе, Мальцев сделал мне предложение вступить в РОА. Я отказался и тут же заметил, что Мальцев рассердился на меня.

Считая разговор оконченным, я вышел на улицу, но у самой двери меня догнали Антилевский и Вараксин. Вараксин крикнул мне: "Мы из тебя коммунизм выбьем!" - и сильным ударом по голове сбил меня с ног, а затем ногой ударил по лицу. Избивали меня, безусловно, по приказу Мальцева, так как после избиения Вараксин возвратился к Мальцеву, очевидно, за указаниями, как со мной поступить. Выйдя от него, Вараксин заявил Антилевскому: "Мы его стащим в нижний лагерь", - за проволоку. Таким способом мне дали понять, что, если я не соглашусь служить в авиачастях РОА, меня ожидают большие неприятности.

После избиения у Мальцева я две недели болел. При этом Мальцев заходил ко мне, а по выздоровлении неоднократно вызывал к себе.

Вопрос. Для чего вас вызывал Мальцев?

Ответ. При последних встречах со мной Мальцев систематически обрабатывал меня в антисоветском духе, клеветал на советскую действительность и, выражая уверенность в победе Германии, склонял меня к тому, чтобы я дал согласие служить у немцев.

Когда я возражал Мальцеву и отказывался от вступления в РОА, он мне заявлял, что в Советском Союзе меня, как летчика, попавшего в плен, якобы считают изменником Родины и если я какими-либо путями вернусь из плена, то органами Советской власти буду расстрелян. В то же время Мальцев каждый раз подчеркивал, что мой отказ пойти на службу к немцам будет расценен как враждебный немцам и РОА акт, за что меня отправят в концлагерь, где я, несомненно, погибну.

В конце концов под влиянием Мальцева в феврале 1944 года я был вынужден дать согласие служить в РОА.

Такими же методами вербовались Мальцевым в РОА и другие пленные летчики.

Должен сказать, что к вербовке пленных летчиков имел непосредственное отношение бывший генерал-лейтенант Красной Армии Власов.

В период моей вербовки Мальцевым Власов трижды встречался со мной и в разговорах заявлял, что он, генерал, и то борется против

Советской власти, поэтому мне следует брать пример с него. Власов в то же время высказывал резкую клевету на советскую действительность и, запугивая меня отправкой в концлагерь, он также добивался, чтобы я дал согласие служить в РОА.. .»{4}

Так летчик-герой стал предателем. Началась служба на новых хозяев. Вместе с Мальцевым и другим перешедшим на сторону фашистов летчиком, Героем Советского Союза старшим лейтенантом Б.Р. Антилевским, Бычков в марте 1944 года посещает ряд лагерей в окрестностях Берлина, где склоняет военнопленных вступать в ряды Русского освободительного движения.

Совместно Антилевский и Бычков выступают по немецкому радио, называя себя полностью по имени и отчеству, перечисляя свои звания и награды, заслуженные в боях с фашистами: «Мы узнали, что сотни тысяч русских добровольцев, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления. И мы тоже стали в их ряды»{5}.

Это выступление предателей было дважды передано по радио. 29 марта 1944 года в газете «Доброволец» было опубликовано следующее заявление, подписанное Антилевским и Бычковым: «Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое теплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам и боевым заслугам»{6}.

Немецкая пропаганда широко использовала эти заявления бывших «сталинских соколов». Гитлеровские самолеты через полмесяца уже разбрасывали над линией фронта агитационные листовки с их воззваниями.

По окончании двухмесячных подготовительных курсов С.Т. Бычков принимает присягу в верности германскому рейху и вступает в формируемую в составе люфтваффе русскую авиационную группу Г. Холтерса - В.И. Мальцева. В ее составе принимает участие в перегоне самолетов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта.

После расформирования группы Бычков принял активное участие в создании 1-го авиационного полка Комитета освобождения народов России (КОНР), который должен был стать основой авиации Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. В это время он неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с пропагандистскими антисоветскими речами.

19 декабря 1944 года главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг подписал приказ о создании ВВС КОНРа. Быстрее всего была сформирована 5-я истребительная эскадрилья имени полковника А.А. Казакова 1-го авиационного полка. Командовать ею было поручено С.Т. Бычкову.

4 февраля 1945 года на аэродроме в г. Эгер (ныне Хеб), во время первого смотра авиачастей, находившихся в стадии формирования, А.А. Власов вручил боевые награды летчикам ВВС РОА. С.Т. Бычков был награжден немецким знаком отличия «За заслуги» 3-го класса. 5 февраля 1945 года он был произведен в чин «майора» ВВС КОНР.

В конце февраля 1945 года эскадрилья майора Бычкова в составе 16 истребителей Me-109 Г-10 была переброшена на аэродром в немецком Броде (ныне Гавличков Брод в Чехии), где заступила на боевое дежурство.

Особо отличиться в боях эскадрилья не успела - фронт стремительно приближался и дни фашисткой Германии были сочтены. 20 апреля 1945 года, оставив технику и самолеты на базе, летчики пешим порядком отправились на юг в надежде сдаться войскам союзников.

27 апреля 1945 года майор СТ. Бычков, вместе с другими авиаторами власовской армии, сдался представителям 12-го корпуса 3-й американской армии в районе Лангдорфа. Офицерскую группу, численностью около 200 человек, в которой оказался и Бычков, направили в лагерь для военнопленных в окрестностях французского города Шербура. В сентябре 1945 года все они были выданы советским представителям.

Летом 1946 года проходил процесс по делу генерала Власова и других руководителей РОА. В судебном заседании С.Т. Бычков был допрошен в качестве свидетеля. По всей видимости, ему было обещано, что в случае дачи нужных показаний ему будет сохранена жизнь.

1 августа 1946 года на основании приговора Военной коллегии Верховного Суда СССР 12 руководителей РОА были осуждены к смертной казни через повешение.

24 августа 1946 года С.Т. Бычков был осужден Военным трибуналом Московского военного округа и приговорен по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу. На другой день он подал в Военную коллегию Верховного Суда СССР прошение о помиловании. Прошение было отклонено, и приговор в отношении С.Т. Бычкова был приведен в исполнение 4 ноября 1946 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года С.Т. Бычков был лишен всех наград и звания Героя Советского Союза.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза (1943) с вручением медали «Золотая Звезда» за № 1117, орден Ленина (1943), два ордена Красного Знамени (1942, 1943), немецкий знак отличия «За заслуги» 3-го класса (1945).

{1} Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. М.: Воениздат, 1968. С. 93.

{2} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Ед. хр. 159.

{3} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 723.

{4} Катусев А.Ф., Оппоков В.Т. Движение, которого не было. «Военно-исторический журнал», 1991, № 12. С. 31-33.

{5} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 28.

{6} Там же.

Из книги Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты автора Конев Владимир Николаевич

БЫЧКОВ Семен Трофимович (15.05.1918-04. 11.1946) КапитанРодился в с. Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Русский. Окончил 7 классов средней школы (1936), Воронежский аэроклуб в 1936 г., Тамбовскую школу ГВФ в 1938 г. В Красной Армии с 16.01.1939 г. Окончил Борисоглебскую ВАШП им.

Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

Герой Советского Союза ПЕРЕВЕРТКИН Семен Никифорович (21.07.1905–17.05.1961) заместитель министра внутренних дел по войскам (08.07.1953–15.03.1956)генерал-майор (1945)генерал-лейтенант, генерал-полковник (1958) Родился в с. Анна Воронежской губернии (ныне - поселок городского типа Аннинского

автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Горбачевски и А. И. На защите ЛенинградаНаш гвардейский истребительный авиационный полк базировался все время в блокированном Ленинграде и имел большой опыт воздушных боев со всеми типами самолетов немецкой авиации.К этому

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Бурматов В.А. Бой с истребителями противника над караваном в мореХарактерным воздушным боем наших истребителей был бой при сопровождении торпедоносцев, проведенный в августе 1943 г. в районе Сульте-Фиорд на Северном театре, при ударе по

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Карпов А. А. Атака танковЗадача была поставлена неожиданно, к вечеру, когда весь летный состав собирался на отдых. Задачу ставил командир дивизии подполковник Рыбаков.В районе одного разъезда между Мемелем и Шяуляем прорвались до 60 танков

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Овчинников А. П. Действие штурмовиков по штабу противникаДействие происходило в период прорыва нашими войсками (1-й Украинский фронт) оборонительной линии противника на Сандомирском плацдарме в направлении Сташув - Енджеюв,

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Минеев Д. М. Удар штурмовиков по ж.д. станции КашнеВ начале апреля 1945 г. немецкие войска продолжали удерживать оборону на Курляндском полуострове. Боясь, чтобы наши войска не отрезали последнюю железнодорожную магистраль, которая служила

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Батиньков С. А. Воздушные бои группы штурмовиков с истребителями противникаВо время войны мне не раз приходилось встречаться в воздухе с истребителями противника, но один воздушный бой особенно ярко запечатлелся в моей памяти. Это было в

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Дважды Герой Советского Союза капитан Андрианов В. И. Внезапный бой штурмовиков с истребителями23 августа 1945 г. в 8 часов утра я получил боевую задачу: группой 6 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 в 10.00 атаковать минометные позиции в районе Опатув.Подлетев к линии фронта, я получил

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Чекин Б. С. Воздушный бой четырех самолетов Ил-2 с четверкой ФВ 19010 июня 1944 г. на Карельском перешейке наша армия успешно начала свое летнее наступление.Карельский перешеек представляет собой узкое пространство между Ладожским

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Шаталин И. И. Воздушный бой штурмовиков с истребителямиОсновным видом воздушного боя штурмовиков является оборонительный бой, но они способны также вести и наступательный бой против бомбардировщиков и транспортных самолетов.При всяком

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза гвардии капитан Тышевич В. А. Воздушный бой пары штурмовиков с истребителями противникаБольшой боевой путь, пройденный нашим гвардейским полком, послужил практической школой для летчиков части и помог им освоить тактические приемы при выполнении

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Комарицкий Г. К. Борьба штурмовиков с зенитными средствамиС зенитными средствами противника мне пришлось встретиться в первом же вылете на боевое задание. Действуя в районе Духовщина, сильно прикрытом огнем ЗА, я пришел к выводу, что

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Лукашин В. И. Противозенитный маневр штурмовиковШтурмовики в начале войны несли большие потери от МЗА и истребительной авиации противника. Выполнение разнообразных боевых задач только с бреющего полета влекло за собой неоправданные

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Вишенков В. М. Вынужденный бой разведчика с истребителями противника7 сентября 1942 г. моему экипажу была поставлена задача: "На самолете Пе-2 произвести разведку территории противника на запад от Сталинграда по маршруту Абгонерово -

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза капитан Соколов С. Н. Корректирование артогня наших батареи по батареям противникаСентябрь 1944 г. Противник занимал оборону вдоль Карпатского хребта на участке Ужок - Руске-Лидзилабарце - Кросно. Наш авиационный полк, взаимодействуя с двумя

СССР
КОНР

Семён Трофи́мович Бычко́в ( -) - советский военный лётчик, Герой Советского Союза (), лишённый званий и наград в 1947 году за участие в Русской освободительной армии во время Великой Отечественной войны .

Биография

Служба в Красной армии

В Красной Армии с 16 января 1939 года. Окончил Борисоглебскую высшую авиационную школу пилотов им. В. П. Чкалова (5 ноября 1939 года). Проходил службу в 12-м запасном авиационном полку.

Отрывок, характеризующий Бычков, Семён Трофимович

– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.
– Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он.
– Кончился, что ж его носить? – сказал один из них.
– Ну, вас!
И они скрылись во мраке с своею ношей.
– Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова.
– Болит.
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину.
– Сейчас, голубчик.
Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.