Биографии Характеристики Анализ

Выяснено: Будут ли ВКС России сбивать самолеты коалиции США. Как советские и американские лётчики сбивали друг друга

Участившиеся за последнее время инциденты, связанные с перехватом российскими ВКС у границ РФ американских разведывательных самолётов, заставили многих заговорить о начале новой холодной войны.

В связи с этим уже возникают опасения: что, если у кого-то из пилотов однажды сдадут нервы или же воздушное лихачество приведёт к столкновению? Итогом такого ЧП может стать военный конфликт. Впрочем, подобное уже происходило в 50–70-е годы прошлого века, когда советские и американские лётчики беззастенчиво открывали друг по другу огонь, отчего холодная война в воздухе по факту была очень даже горячей.

В непримиримых врагов вчерашние союзники СССР и США превратились практически сразу по окончании Второй мировой войны. Согласно официальной истории первый конфликт в воздухе произошёл весной 1950 года. 8 апреля проводивший аэрофотосъёмку самолёт ВМС США PB4Y-2 «Приватир» вторгся на территорию Советского Союза у берегов Балтики. На его перехват были подняты истребители. В ходе короткого боя самолёт оказался сбит – все его 10 членов экипажа погибли.

С тех пор воздушные бои с участием советских и американских пилотов стали практически обыденным делом. Осенью 1951 года близ Владивостока был сбит самолёт P2V-3W «Нептун», годом позже над Дальним Востоком советские истребители уничтожили два разведывательных самолёта RB-29 «Суперфортресс», ещё один разведчик был перехвачен там же летом 1953 года.

Всего с 1950 по 1970 год в ходе воздушных боестолкновений были сбиты 252 американских лётчика.

Самолёт шефа ЦРУ расстреляли над Арменией

Большинство инцидентов, закончившихся перестрелками в воздухе, приходится на 50–60-е годы, когда США активно вели авиационную разведку, позже вместо самолётов стали использовать спутники. При этом наблюдение за своим главным противником американцы зачастую вели совсем уж беззастенчиво. Летом 1958-го большой скандал вызвал инцидент с самолётом «Дуглас» С-118. 27 июня транспортник нарушил границу СССР, залетев на территорию Армении. На его перехват вылетели два истребителя Як-25. В ответ на приказ снизиться и следовать на посадку пилот прибавил ходу и попытался уйти в Турцию. По приказу командующего войсками Бакинского округа ПВО генерала Иванова пилоты открыли огонь. В результате самолёт загорелся. Часть членов экипажа выпрыгнули с парашютом, однако затем пилот «Дугласа» смог сбить пламя и посадить машину на советском аэродроме Гиндарх.

На допросе американцы сообщили: они являются военнослужащими ВВС США, границу не нарушали, самолёт выполнял обычный грузовой рейс. Однако сбивчивые ответы задержанных дали контрразведчикам повод усомниться, что те имеют отношение к авиации. Впрочем, конкретных улик в их адрес не нашлось, поэтому после выставленной Вашингтоном дипломатической ноты задержанных передали американским властям. Лишь спустя почти 40 лет один из участников того инцидента, полковник Дейл Бреннер, рассказал: сбитый С-118 был личным самолётом шефа ЦРУ Аллена Даллеса, на борту «Дугласа» находилось три офицера спецслужбы, а везли они суперсекретный груз – отчёты о разведывательных полётах самолёта U-2 над СССР и план таких полётов на будущее. Эти документы были уничтожены за те несколько минут, пока горящий «Дуглас» шёл на посадку.

Из четырёх истребителей вернулся один

Стоит отметить, что в воздушных конфликтах гибли не только американские, но и советские пилоты. По информации историка Александра Орлова, одним из самых масштабных стал инцидент, произошедший 18 ноября 1952 года в районе мыса Гамова, на Дальнем Востоке, где между советскими МиГ-15 и палубными истребителями с подошедшего к границам СССР американского авианосца разгорелся настоящий бой. «В 14 часов 48 минут командир авиазвена капитан Беляков доложил с воздуха, что два самолёта заходят в хвост и что вступаем с ними в бой. После этого связь с истребителями прекратилась», – приводит Орлов текст донесения. В результате из четырёх советских истребителей на базу вернулся лишь один.

Серьёзные потери случались и позже, однако формально они считались катастрофами, поскольку прямых доказательств причастности американцев к катастрофам советских военных самолётов не было. Хотя не исключено, что о них просто не сообщалось, чтобы обычный инцидент не превращался в повод для начала войны. Так, в июле 1964 года самолёт Ту-16Р вылетел для проведения авиаразведки в Японском море, где находился авианосец «Энтерпрайз». На базу разведчики не вернулись.

Ещё один Ту-16Р оказался потерян спустя четыре года. Экипаж подполковника Плиева был направлен в Норвежское море для слежения за авианосцем «Эссекс». Официально считается, что Плиев решил утереть нос американцам, для чего пролетел над авианосцем на предельно малой высоте. Однако при развороте самолёт крылом задел море и разрушился. Но есть и другая версия – вероятно, у американцев сдали нервы и они практически в упор расстреляли заходящую на авианосец реактивную машину.

Аналогичным образом в 1973 году едва не погиб Ту-16Р, направленный следить за авианосцем «Джон Кеннеди». В попытке отогнать разведчика поднятый на перехват истребитель F-4 своим килем пропорол обшивку советского самолёта.

200 американцев на советской базе

На фоне столь острого противостояния двух сверхдержав почти курьёзно выглядит история, случившаяся летом 1968 года. Утром 1 июля заместитель командира расположенного на острове Итуруп 308-го истребительного авиационного полка Ярослав Хиров получил из штаба сообщение, что в воздушное пространство Советского Союза вторгся американский самолёт. Поднявшись в небо, дежурное звено МиГ-17 быстро настигло нарушителя – им оказался реактивный пассажирский лайнер «Дуглас» ДС-8. На приказ следовать к советскому аэродрому американец не отреагировал, поэтому пилоты выпустили предупредительный залп из пушек. После этого командир «Дугласа» решил не искушать судьбу и пошёл на снижение.

Далее история начала развиваться, словно в комедии положений. Во-первых, в штабе вспомнили, что военный аэродром Буревестник не предназначен для столь больших судов и при посадке «Дуглас» может просто разбиться. К счастью, всё обошлось. Во-вторых, сюрпризом стал список пассажиров лайнера, летевшего, как выяснилось, с американской военной базы Маккорд во Вьетнам. К удивлению советских военных, оцепивших «приз», на взлётную полосу вышли две сотни американских солдат.

Как позже вспоминали очевидцы, в воздухе мгновенно почувствовалось заметное напряжение. Впрочем, американцы были перепуганы не меньше. Положение усугубляло то, что из наших военных никто не говорил по-английски, а американцы не понимали русский. В итоге кое-как объяснились на ломаном немецком. Поскольку никто не хотел конфликта, стороны пришли к компромиссу – «гости» ведут себя смирно, за это их не арестовывают, а препровождают на постой до поступления распоряжений.

Тем временем Москва и Вашингтон решали, как быть дальше. Как раз на 1 июля Кремль и Белый дом назначили подписание договора о нераспространении ядерного оружия, потому скандал с «Дугласом» пришёлся совсем не ко времени. В результате США принесли извинения за непреднамеренное нарушение идиотом-лётчиком границ СССР, а советские власти, установив за два дня, что на борту лайнера не имелось шпионского оборудования, согласились отпустить самолёт и пассажиров на все четыре стороны. На прощанье «Дуглас» даже заправили керосином из армейских хранилищ, а на борт погрузили хлеб, консервы и масло из офицерского рациона. Впрочем, вряд ли в этом была большая необходимость – уже спустя час «Дуглас» приземлился в Токио, где его командир Джозеф Тозолини заявил: дескать, он ни в чём не виноват, границу не нарушал, а совершить посадку его принудили незаконно.

КСТАТИ

Исследователей давно занимает судьба американских пилотов, чьи самолёты были сбиты у границ СССР или прямо над территорией Союза. При этом, по некоторым данным, 24 пилота погибли, а 138 пропали без вести. Вероятно, кто-то из них утонул в море, кто-то сгорел в разбившемся самолёте, чьи-то останки не были найдены. Однако резонно предположить, что кто-то вполне мог и выжить.

В 2002 году журналист Александр Постнов провёл расследование, по итогам которого заявил: в плену в СССР действительно находились сбитые американские лётчики. Один из них якобы был замечен в закрытой Свияжской психиатрической колонии.

Косвенно информацию о пленении сбитых пилотов позже подтвердил член совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести, генерал-майор Николай Безбородов. «В начале 90-х годов сотрудники комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом в 1972 году. Состояние практически неповреждённой кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолёта скорее всего выжил», – сообщил он. Официально информация о том, что в СССР в плену находились сбитые американцы, не подтверждается.

Руководство министерства обороны России официально объявило о прекращении взаимодействия с США по предотвращению инцидентов в воздухе.

Такое решение военные России приняли после инцидента в воскресенье, когда силы международной коалиции сбили Су-22 сирийских ВВС.

Как сообщается в пресс-релизе Минобороны, с сегодняшнего дня все летательные аппараты коалиции западнее Евфрата «будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей».

Со своей стороны, Москва также потребовала «тщательного расследования» инцидента с Су-22 с американской стороны. В министерстве назвали атаку на самолет «циничным нарушением» суверенитета Сирии. При этом, как говорится в документе, военные США не выходили на связь с российскими ВВС перед атакой на Су-22. Хотя Вашингтон сделал заявление о том, что россиян предупредили об операции.

Согласно данным американского командования, сирийский Су-22 был сбит, когда он сбрасывал бомбы над дружественными международной коалиции формировании в провинции Ракка. Что характерно, судьба пилота до сих пор неизвестна.

Удар США по истребителю ВВС Сирии является актом агрессии и помощью действующим на территории этой страны террористам, заявил в понедельник замглавы МИД РФ Сергей Рябков.

Рябков на всрече с журналистами в Москве пояснил, что «это, если хотите, помощь тем террористам, против которых борются США, заявляя о том, что они проводят антитеррористическую политику».

"Я думаю, что этот удар надо рассматривать прежде всего как продолжение американской линии на пренебрежение нормами международного права. Независимо от того, кто находится у власти в Вашингтоне, люди там привыкли к тому, что есть определенные нормы, обстоятельства, которые позволяют им смотреть свысока, пренебрежительно и в некоторых ситуациях просто откровенно игнорировать азы международного поведения", - подчеркнул Рябков.

Уничтожение самолета сирийских ВВС американской авиацией в воздушном пространстве Сирии - циничное нарушение суверенитета Сирийской Арабской Республики. Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием "борьбы с терроризмом" против законных вооруженных сил государства-члена ООН являются грубейшим нарушением международного права и фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике", - говорится в сообщении российского военного ведомства.

"Неоднократные боевые действия авиации США под прикрытием «борьбы с терроризмом» против законных вооруженных сил государства-члена ООН, являются грубейшим нарушением международного права и фактически - военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике",- заявили в Минобороны России.

"Более того, в воздушном пространстве Сирии в данный период времени выполняли задачи самолеты российских ВКС. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии",- добавили военные.

"Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 г. Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии",- пояснили они.

"В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее р.Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей",- констатировали в Минобороны России.

"НАТО направила в Сирию гораздо больше самолетов, чем Москва, однако российская операция показывает гораздо более высокий результат благодаря превосходным навыкам пилотов и мощности боевой техники",- ранее писал Focus.

Также, когда моморандум был аналогично "заморожен" в прошлый раз, американские ВВС каждый раз вынуждены просить у России разрешение на полеты над Сирией, чтобы не попасть в сферу действия ПВО и ВКС РФ, заявил СМИ российский военно-дипломатический источник.

По его словам, летчикам США приходится действовать осторожно, чтобы "самим не сбить русских". Несмотря на то, что меморандум по предотвращению воздушных инцидентов в Сирии до сих пор де-факто приостановлен, американские войска "используют другие доступные каналы".

Источник пояснил, что "сирийское небо, по меркам военной авиации, очень небольшое. Поэтому американская сторона по другим пока доступным каналам, частенько просит у нас разрешение зайти в ту или иную зону сирийского воздушного пространства. Мы понимаем важность обеспечения безопасности полетов и поэтому зачастую идем им навстречу. Но не более".

"В случае боестолкновения нынешней авиации США, стран НАТО, российские МИГи и Су, безусловно, снесут их с неба. Это не шапкозакидательство, а сравнение технических характеристик планёров и оружия. Это признают и западные военные эксперты, однако лучше бы такого не произошло, Третья мировая не нужна никому", резюмировал высокопоставленный источник в Минобороны РФ.

ведь еще до Сирии американские летчики называли себя "хозяевами неба" и возмущались "почему Россия вообще смеет летать". А тут в "разрешенном небе" появляются современные бомбардировщики, истребители и штурмовики России.

"Безусловно, целая армия может уничтожить и Су-35, но это - уже война, а тогда Россия может начать бить хоть "Калибрами" по базам и аэродромам противника, хоть силами РВСН, хоть проводить военно-морскую операцию на Босфоре. Но в равном бою даже с десятком F-15/16 наши Су-35 с "Хибинами", скорее всего победят",- заключил военный эксперт.

"Эскалация конфликта набирает обороты. В попытках замедлить продвижение САА, дабы не допустить захват ключевой развязки к югу от Ракки, США сбили самолёт Сирийской армии, а также направили отряды курдов на захват Ресафы(ключевая дорожная развязка южнее Ракки). Однако, этот ход не возымел нужного эффекта, и САА отогнала разрозненные отряды халифатчиков, что и позволило захватить Ресафу",- пишут авторы телеграм-канала Couch Politilogy.

"В свою очередь, форсирование наступления на Ракку привело к тому, что обходной маневр Сирийской армии был упущен, а попытки купировать этот прорыв оказались недостаточными. Захват этой развязки войсками Асада открывает возможность похода на Ракку с южных рубежей, что всеми силами пытались предотвратить штаты. Без сомнения, если Асад решит наступать на Ракку, это приведет к ещё большим конфликтам с США",- добавляют эксперты.

"Так же, это даёт хорошую возможность развить наступление на Дейр-эз-Зор с целью деблокирования анклава, который фактически находится в окружении с самого начала войны. Что касается заявления Минобороны, то тут все покажет время. Скатится ли это все во вьетнамский сценарий, либо же это игра мускулами - думаю узнаем в ближайшие недели. Раздел остатков погибающего Халифата приобретает все более грубые очертания, приводя к подобного рода столкновениям",- считают они.

Этот инцидент стал первым в новейшей истории, когда самолет страны-члена НАТО атаковал российский военный самолет. Он еще долго будет стоять над российско-турецкими отношениями и определять тональность отношений между Россией и Альянсом.

Но ничего в истории не происходит впервые. Из рассекреченных архивов разведок и военно-воздушных сил мы знаем о десятках подобных боевых столкновениях между самолетами НАТО и советскими экипажами. Историки полагают, что большинство фактов сих пор остаются скрытыми от общественности под грифом "Совершенно секретно. Хранить вечно". Ведь тогда сверхдержавы разрабатывали массу секретного оружия, и эти наработки до сих пор применяются в современной боевой технике, в том числе, и авиации.

Наибольшее количество столкновений авиации враждующих лагерей зафиксировано в 1950-х годах. Это объясняется общим напряжением на всех фронтах Холодной войны на фоне недавно прогремевших последних залпов Второй мировой. Впрочем, история непростых отношений в небе между США, а впоследствии НАТО, с СССР началась еще в 1945 году.

Холодное небо 50-х

ВВС СССР сбивали боевые самолеты стран НАТО и по ошибке, и за нарушение воздушного пространства. Так еще за четыре года до создания Североатлантического Альянса, во время Второй мировой войны, 17 апреля 1945 года, советский ас Иван Кожедуб сбил два американских истребителя "Мустанга". Летчик тогда признавался своему руководству, что сбил американцев случайно, приняв их за Люфтваффе. Этот случай открыл счет не объявленной войны между идеологическими противниками.

Следующий "звонок" прозвучал 8 апреля 1950 года. Тогда самолет-бомбардировщик PB4Y-2 "Приватир" 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советским истребителем Ла-11. Погибли 10 членов экипажа американского самолета. Инцидент произошел над Балтийским морем недалеко от Латвии. США заявили, что был сбит частный самолет.

В том же году, 8 октября, два истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" ВВС США во время боевого дежурства в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке сбросили бомбы на советский аэродром "Сухая речка" около Владивостока. В результате бомбардировки никто не погиб, однако Советы потеряли несколько самолетов P-63. США признали ошибку пилотов. Они были отданы под трибунал, а командир звена отстранен от службы.

В конце все того же 1950-го американский патрульный самолет P2V сбил советский истребитель МиГ-15. Годом позже, советские истребители сбили американский самолет недалеко от Владивостока. Модель самолета и судьба экипажа неизвестна.

Следующий инцидент произошел в 1952 году, 13 июня. Американский самолет-разведчик RB-29 "Суперфортресс" 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. Тогда погибли 12 членов американского экипажа. Советские пилоты утверждали, что самолет ВВС США открыл по ним огонь первым.

В июле 1953 года другой американский "Суперфортресс" 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 и опять в Японском море. Тогда из 17 членов экипажа выжил только один человек.

В ноябре следующего, 1954 года, разведчик "Суперфортресс" был сбит советскими истребителями в районе Курильских островов. 10 членов экипажа спаслись благодаря парашютам, один утонул во время приводнения.

В июне 1955 года американский патрульный P2V "Нептун" был сбит советскими МиГ-15 над Беринговым проливом. Все члены экипажа выжили, но получили серьезные травмы. СССР тогда признала вину своих пилотов, сославшись на плохую погоду, и выплатила потерпевшим компенсацию.

27 июня 1958 года с американский пассажирский самолет C-118 Лифтмастер якобы вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит. В СМИ ходили слухи, что самолет принадлежал директору ЦРУ Алену Даллесу. Самого Даллеса на борту не было, а в результате инцидента все находившиеся на борту люди выжили.

Но на этом история противостояния СССР и НАТО в 50-х не закончилась. Очередной печальный инцидент случился в том же 1958 году: самолет-разведчик C-130A-II "Геркулес" 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США вылетел на патрулирование из аэродрома турецкого города Адан. Уже через пару часов полета он был сбит истребителями МиГ-17 в воздушном пространстве Армении. Тогда погибли все 17 членов экипажа. Некоторые тела были переданы американской стороне спустя четыре десятилетия.

60-ые: Летчик-шпион Пауэрс

Фрэнсис Пауэрс. Фото: Википедия

Одним из хрестоматийных примеров противостояния американских советских военных и спецлужб стало так называемое "дело Пауэрса". Стивен Спилберг планирует об этом эпизоде, а сценарий к этому фильму .

1 мая 1960 года в районе Свердловска (теперь Екатеринбург) разведывательный самолет U-2C, который принадлежал разведке ЦРУ. На этот раз самолет сбили с земли, советским ракетным комплексом С-75. Ракеты зенитчиков также сбили и свой МиГ-19, который поднялся на перехват американского шпиона, пилот погиб. U-2C пилотировал Фрэнсис Пауэрс, которому удалось выжить. Он был осужден, но его обменяли на не менее одиозного советского шпиона в США Рудольфа Абеля в 1962 году.

В 1960-х годах было еще несколько случаев, логика и схематичность которых повторяет подобные инциденты десятилетием ранее.

70-ые: "Заблудившиеся" генералы

Среди многочисленных столкновений были и комичные случаи. Так в октябре 1970 года легкий пассажирский самолет ВВС США U-8 "Семинол" потерял ориентацию в пространстве и залетел в воздушное пространство современной Армении. По счастливой случайности ему удалось приземлиться на военном аэродроме советской части. На борту самолета находились два генерала армии США и турецкий полковник. Интересно, что пилоты поняли свою ошибку только после приземления и даже пытались взлететь сразу после посадки. Конечно, самолет заблокировали, а всех высокопоставленных пассажиров и экипаж задержали. После нескольких месяцев расследования инцидента, всех пассажиров "Семинола" отпустили.

В августе 1976 года два истребителя США "Супер Сейбр" вторглись в воздушное пространство на южных рубежах СССР. Один был сбит системами ПВО, второму удалось уйти. Летчик сбитого самолета успешно катапультировался и приземлился на территории Турции.

Кроме описанных инцидентов, конечно же, были сотни других. Большинство из них обошлись без жертв или неизвестны до сих пор. А счет опасных маневров и сближений самолетов СССР и НАТО идет, наверное, на тысячи.

Инцидент в районе сирийско-турецкой границы, где, согласно заявлению официальной Анкары, живо напомнил о временах холодной войны. В тот период воздушное противостояние между ВВС СССР и военной авиацией стран НАТО неоднократно приводило к боевым столкновениям.

По неполным данным, в период с 1950 по 1983 годы было зафиксировано не менее 40 случаев применения оружия самолётами ВВС СССР и НАТО друг против друга. Эти случаи не включают в себя боевые действия во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке.

Как считают военные эксперты, в реальности боевых столкновений было значительно больше, но многие инциденты замалчивались обеими сторонами во избежание эскалации ситуации.

При этом основные потери в этих боях несли силы НАТО, поскольку именно они вели действия в непосредственной близости от воздушного пространства СССР. В ходе боевых столкновений силы стран НАТО потеряли не менее 27 самолётов и вертолётов и более 130 военнослужащих. Потери ВВС СССР не превышают 10 самолётов.

Вот лишь наиболее крупные воздушные инциденты времён холодной войны.

8 апреля 1950 года самолёт-бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советскими истребителями Ла-11 над Балтийским морем в районе латвийской Лиепаи. По утверждению советских лётчиков, нарушитель вёл по ним огонь и был сбит непосредственно над Латвией, упав в море. США заявили, что был сбит частный самолёт. Экипаж сбитого самолёта, насчитывавший 10 человек, погиб.

8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика F-80 «Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета против наземных целей на территории Северной Кореи (в период Корейской войны) отклонились от курса, вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром «Сухая речка» в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов P-63 «Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан; жертв и пострадавших не было. США принесли извинения в связи с инцидентом, командир авиагруппы, самолёты которой совершили налёт, был отстранён от командования и переведён на штабную работу; пилоты отданы под трибунал.

13 июня 1952 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США, совершавший вылет с японской авиабазы Ёкота, был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. По утверждению пилотов, нарушитель вёл по ним огонь. Все 12 членов экипажа самолёта считаются погибшими.

29 июля 1953 года разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 в районе острова Аскольда над Японским морем. Хвостовой стрелок самолёта в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил 1, подобранный американским кораблём.

7 ноября 1954 года разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» был сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 10 были спасены американскими аварийно-спасательными службами, 1 утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения.

22 июня 1955 года патрульный самолёт P2V « Нептун» 9-й патрульной эскадрильи ВМС США был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. СССР согласился выплатить материальную компенсацию в связи с происшествием.

Советские асы сбивали турецкие самолёты и брали в плен турецкого полковника

2 сентября 1958 года разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана в Турции, был сбит советскими истребителями МиГ-17 над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — после поисковых работ 40 лет спустя.

1 мая 1960 года разведывательный самолёт U-2C ЦРУ США, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом , сбит советской системой ПВО в районе Свердловска во время совершения разведывательного вылета с авиабазы Пешавар в Пакистане. Самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75. Зенитной ракетой также случайно сбит советский истребитель МиГ-19, поднятый на перехват нарушителя (пилот Сергей Сафронов погиб). Пауэрс выжил, был приговорён советским судом к тюремному заключению и в 1962 году обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

21 октября 1970 года лёгкий двухмоторный самолёт U-8 «Семинол» ВВС США сбился с пути, нарушил воздушное пространство СССР и совершил посадку на аэродроме лётной воинской части вблизи города Ленинакан Армянской ССР. Кроме лётчика, на борту находились два американских генерала и полковник турецкой армии. Поняв свою ошибку, самолёт попытался снова взлететь, но был заблокирован. После расследования инцидента лётчики и пассажиры были освобождены.

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран. Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР. Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.

А Иран нанес ракетный удар по террористам

Сирийский военный самолет был сбит истребителем возглавляемой США коалиции в провинции Ракка. В то время как американцы обвинили сирийского летчика в том, что тот наносил удары по «умеренной» оппозиции, официальный Дамаск утверждает, что целью миссии было нанесение ударов по террористам ИГИЛ («Исламское государство», ИГ/ИГИЛ — запрещенная в России и других странах группировка). Минобороны РФ в понедельник заявило, что отныне все, что летает в Сирии в зоне действия нашей авиации, будет браться на сопровождение средствами ПВО в качестве воздушных целей. И вот это уже не просто громкое заявление, а весьма жесткое действие.

Как утверждает Пентагон, истребитель-бомбардировщик Су-22 сирийских ВВС был сбит самолетом F/A-18E Super Hornet после того, как сбросил бомбы рядом с позициями поддерживаемых американцами «Сирийских демократических сил». Это первый случай в истории сирийского конфликта, когда возглавляемая США коалиции сбила самолет правительственных сил САР. Более того, не исключено, что это первый со времен войны в Косово (1999 г.) случай, когда американский самолет в воздушном бою сбивает управляемый летательный аппарат.

Западными информагентствами сообщается, что этот инцидент произошел в воскресенье днем близ города Табка, где бойцы «Сирийских демократических сил» ведут бои против боевиков «Исламского государства», удерживающих Ракку. Американцы утверждают, что они попытались, используя частоту аварийной радиосвязи, заставить сирийский самолет улететь — но безуспешно. Тогда F/A-18E Super Hornet с авианосца George H. W. Bush нанес по нему удар. Пилот сбитого самолета был объявлен пропавшим без вести, сообщает Би-би-си.

Дамаск осудил «вопиющее нападение», которое может иметь «опасные последствия». Американцы, в свою очередь, не скрывают, что атака на сирийский самолет была «демонстрацией силы».

Но при этом Пентагон уверяет, что западная коалиция «не стремится воевать с силами сирийского режима, русскими или сторонниками режима», однако предупреждает о намерении защищать коалиционные и союзные им силы от любой угрозы.

Несмотря на то что в воздухе боестолкновение такого рода в Сирии было первым, ранее Соединенные Штаты не раз наносили удары по войскам сирийского президента Башара Асада и отрядам его сторонников. В частности, в июне американцы сбили близ границы с Ираком беспилотник, изготовленный в Иране и принадлежащий союзникам Асада. В мае американцами с воздуха был нанесен удар по конвою сторонников сирийского правительства, двигавшемуся в сторону базы в ат-Танфе, на которой западные советники готовят бойцов оппозиции. А в апреле 59 ракет «Томагавк» были запущены американскими военными по авиабазе сирийской армии после того, как правительственные силы были обвинены в химической атаке в провинции Идлиб. А в сентябре прошлого года самолеты американской коалиции вместо позиций «Исламского государства» разбомбили солдат сирийской армии — погибли 62 военнослужащих.

Ясно, что история с самолетом — новое свидетельство того, что нарастает эскалация противостояния между силами, поддерживающими президента САР Башара Асада, и США. И ничего хорошего из этого не следует: единственными «выгодоприобретателями» в этой ситуации, похоже, оказываются террористы из ИГИЛ.

Тем более что и Россия крепко обиделась на западных партнеров. Причем, по мнению военных экспертов, не столько из-за сбитого летчика, сколько из-за того, что инцидент произошел в зоне, где работала наша авиация. А значит, была потенциальная опасность для российских ВКС. Минобороны заявило: «...в воздушном пространстве Сирии в данный период времени (когда был сбит Су-22. — Ред.) выполняли задачи самолеты российских ВКС. Однако командование коалиционных сил не использовало существующий канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и авиабазы Хмеймим для предотвращения инцидентов в воздушном пространстве Сирии. Рассматриваем данные действия американского командования как сознательное невыполнение своих обязательств в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии от 20 октября 2015 г.

Министерство обороны Российской Федерации с 19 июня с.г. прекращает взаимодействие с американской стороной в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии и требует тщательного расследования американским командованием с предоставлением его результатов и принятых мерах.

В районах выполнения боевых задач российской авиацией в небе Сирии любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные западнее р. Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными и воздушными средствами противовоздушной обороны в качестве воздушных целей».

Заявление крайне серьезное. Оно не означает, что теперь наши будут сбивать все подряд. Это мера обеспечения собственной безопасности. Дело в том, что «сопровождение в качестве воздушных целей» — это малоприятный момент для сопровождаемого. Проще говоря, любому летательному аппарату, попавшему в зону действия наших средств ПВО, придется во избежание неприятных последствий вести себя ровно так, как потребуют российские военные. А технических возможностей перекрыть радарами вообще все небо Сирии у России с лихвой. Большую часть этой страны и так «видит» установленный у базы Хмеймим комплекс ПВО С-400. Так что вольготные полеты для коалиции во главе с США в Сирии закончились.

Тем временем Корпус стражей исламской революции сообщил, что с территории Ирана в воскресенье было выпущено несколько ракет «земля-земля» среднего радиуса действия, которыми был нанесен удар по боевикам ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор на востоке Сирии. Очевидно, это было сделано в ответ на недавние теракты, осуществленные сторонниками «Исламского государства» в Тегеране.