Биографии Характеристики Анализ

Что означает полное и неполное предложение. Неполные предложения в русском языке

То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.

Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

Пример неполного предложения:

Где ваш брат?

Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

Как тебя кличут, девица?

Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

Знания - сила.

Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.

В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

На столе - хлеб и фрукты.

В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).

По значению и строению предложения делятся на полные и неполные предложения.

Полные предложения

Полное предложение – это предложение со всеми членами, которые необходимые для полноты строения и значения. Например: Я читаю интересную статью. Марья Ивановна торжественно вручила первоклассникам яркие азбуки. Лес открывал перед людьми свои темно-зеленые, поросшие густыми мхами, рощи.

Сказуемое в этом предложении согласуется с подлежащим, а также управляет дополнением. В результате получается непрерывная цепочка, которая связывает все члены предложения логическим смыслом.

Неполные предложения

Неполными предложениями являются предложения, члены в которых, необходимые для полноты и строения, отсутствуют. Пропущенные члены предложения в неполных предложениях зачастую восстанавливаются из контекста. Чаще всего неполные предложения встречаются в диалогах. Например:

Утром девочка подбежала к маме и спросила:

А что же Зубная фея? Она приходила?

Приходила, – ответила мама…

А она красивая?

Конечно.

Мы видим, что каждая последующая реплика данного диалога добавляет заданную в самом диалоге тему. Очень часто неполными предложениями являются односоставные предложения.

Петя, в каком классе ты учишься?

В девятом.

Неполные предложения могут входить в состав сложных предложений. Например: Землю солнышко согревает, а человека – труд.
К числу неполным предложениям относятся также предложения с пропущенным сказуемым. Например: Наша сила – в сплоченности.

Неполные предложения, так же как и полные предложения делятся на двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные. Следует отметить, что неполное двусоставное предложения, сказуемое либо подлежащее в котором пропущенное остается двусоставным, несмотря на то, что представленный только один главный член.

Использование полных и неполных предложений

Из-за того, что пропущенные члены предложения в неполных предложениях значительно упрощают процесс общения, такие предложения широко используются в разговорной речи, а также в художественных произведениях. В научной литературе, а также в деловом языке используются преимущественно полные предложения.

1. Понятие о неполном предложении.

2. Типы неполных предложений.

3. Неполные предложения в диалогической речи.

4. Эллиптические предложения.

5. Использование неполных и эллиптических предложений.

В русском языке с учетом структуры предложения выделяются неполные предложения.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры. Те или иные формально организующие его члены (главные или второстепенные) без называния ясны из контекста или речевой ситуации.

Функционирование неполных предложений связано с закономерностями построения текста.

Например, в предложении: Вот этот сок нужен липе, тот ландышу, тот - сосне, а тот папоротнику или дикой малине. (Куприн).

Только 1-я часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные - неполные, пропуск главных членов в них - сокнужен - обусловлен контекстом, т.е. наличием их в 1-ой части предложения.

Неполнота грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении слов в функции зависимых членов: форма определения тот (м. р., ед. ч., И. п.) обусловлена формой неназванного сок , форма дополнений ландышу, сосне, папоротнику, малине (Д. п.) - неназванным управляющим сказуемым нужен .

Таким образом, несмотря на свое отсутствие, эти члены участвуют в формировании неполных предложений. Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, потому что пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Они могут быть распространенными и нераспространенными, двусоставными и, как считают некоторые лингвисты, односоставными. Но мы с вами берем за основу точку зрения лингвистов, которые считают, что все односоставные предложения - полные.

Односоставность и неполнота предложения совершенно разные понятия. Неполные предложения имеют в своей структуре пропущенные члены, односоставные не имеют вообще какого-то одного главного члена. В неполных пропущенные члены, как правило, восстанавливаются. В односоставных этого быть не может. Кроме того, в неполных предложениях могут пропускаться не только главные члены, но и второстепенные. Могут пропускаться сразу несколько членов, например:

1) Здесь дороги первый раз разделились :

2) одна пошлавверх по реке ,

3) другая - куда-то вправо . (3-е предложение неполное, пропущено подлежащее и сказуемое.)

Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении, если оно сложное.

Пр.: По одну сторону прорыва, скрестив руки, в женском малиновом берете - фигурант с голубыми глазами и маленькими черными усиками над загнутыми в мефистофельскую улыбку тонкими, змеистыми губами. По другую стоял начальник, и каждый знал, что начальник сейчас за правду стоит и ни одной минуты не поколеблется (Пришвин).

В 1 предложении опущено сказуемое стоял (во 2 предложении оно имеется), а во 2 - часть обстоятельства сторону (в 1 предложении однотипное обстоятельство дано полностью по одну сторону).

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.

Например: предложение Идет! дополняется деятелем-подлежащим в зависимости от обстановки речи (поезд, учитель, автобус и т.д.)

-Ваня! - слабо доносилось со сцены.

-Дай желтый (ситуация речи подсказывает, что имеется в виду желтый свет).

- Я - в лавочку - муки надо и соли. Не надо муки, не надо соли, - проговорил он, - на дворе сыро, слякоть.

- Я резиновые надела , - сказала молодая женщина (имеется в виду сапоги).

Следует отметить, что деление предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как словом контекст нередко обозначают и ситуацию речи. Кроме того, в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных предложений, так как ситуация речи описывается, получает словесное выражение, например:

-Как мил! - сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним (Л. Толстой)

В зависимости от вида речи различаются неполные диалогические и монологические предложения , которые могут быть как в устной, так и в письменной речи.

Диалогические неполные предложения представляют собой взаимосвязанные реплики диалога (диалогическое единство).

Например:

-На перевязку иди.

-Убьют...

-Ползком…

-Все одно не спасешься.

В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим.

В монологической речи можно выделить неполные предложения с учетом уровневых различий синтаксических единиц:

а) неполные предложения, в которых не повторяется часть сложной формы слова или часть цельного словосочетания, составляющих один член предложения, например:

Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить , а бабушкапродавать (М. Горький).

б) неполные предложения, входящие в состав сложных предложений разных типов, например:

Юность богата надеждами, а старость - опытом.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, не упомянутого в контексте, т.е. в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в восстановлении сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, потому что в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

Следует отметить, что эти предложения не нуждаются ни в контексте, ни в ситуации, для того, чтобы составить представление о действии или состоянии. Оно выражается всей конструкцией в целом, цель которой сообщить о месте, времени, способе, характеризующих действие или состояние, или указать на объект действия.

Пр.: За домом - сад, залитый солнцем.

Широки родные просторы. В недрах уголь, золото и медь.

Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны.

Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.

Пр.: Всюду степь; В пять часов проверка.

либо дополнение со значением замещающего предмета:

Пр.: Вместо ответа молчание.

Эллиптические предложения относят иногда к неполным. Однако некоторые лингвисты считают такие предложения неполными лишь в историческом плане и не относят их к неполным в современном русском языке (Гвоздев А.Н.)

Такие предложения действительно не могут квалифицироваться как неполные, потому что их неполнота является структурной нормой. Это типизированные построения, не нуждающиеся в восстановлении каких-либо членов предложения, они являются достаточно полными (даже вне контекста) с точки зрения их коммуникативного задания.

Неполные и эллиптические предложения используются в основном в сфере разговорных стилей. Они широко употребляются как примета разговорности в художественной литературе или при передаче диалога, и в описаниях. Разные виды неполных и эллиптических предложений имеют и конкретную стилистическую закрепленность.

Например, в диалоге господствуют предложения неполные ситуативные и эллиптические с объектным распространителем:

Начали чинить правосудие: кого за волосы, кого за уши (Г.).

Описаниям больше свойственны эллиптические предложения. Особенно характерны для ремарок драматических произведений. Можно привести пример, как строит описание-ремарку Горький: описание содержит краткую характеристику обстановки действия:

Пр.: В левом углу - большая русская печь, в левой - каменной стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя... Везде по стенам пары. Посередине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное.

Некоторые виды контекстуальных неполных предложений могут быть воспроизводимы и в речи научной. Разные типы неполных и эллиптических предложений как факт живой разговорной речи в последние годы широко применяются в языке газеты. Эти конструкции дают богатый материал для выработки структуры заголовков, многочисленные эллипсы здесь - это уже своего рода стандарт. Язык газеты стремится к динамичности, броскости. Пр.: (примеры из заголовков газет) Ученые - Родине.

Мир - Земле.

Радио - школьникам.

Контрольные вопросы

1. Какие предложения называются неполными?

В научной литературе вопрос о полных и неполных предложениях освещается противоречиво.

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения или группы членов предложения, пропуск которого подтверждается наличием зависимых слов предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Виды неполных предложений выделяются с учетом следующих факторов:

Письменная или устная сфера употребления

Монолог или диалог

Взаимодействие предложения с контекстом

Неполные предложения бывают:

    контекстуальные (неполносоставные - неполные предложения в монологической речи; реплики диалога – неполные предложения в диалогической речи)

    ситуативные

Неполные реплики диалога очень часто встречаются в разговорной речи. Они обычно кратки и заключают в себе то новое, что говорящий хочет сообщить собеседнику.

По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на 3 группы:

Ответные реплики. Содержат ответ на вопрос, заданный в предыдущей реплике.

Вопросительные реплики.

Продолжающие реплики сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложении.

Ситуативные реплики – вид неполных предложений для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Когда сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия, о которых идет речь, но которые словесно в составе данной реплики не выражены. Идет .

Эллиптические предложения.

Предложения типа «Я – домой ». В лингвистической литературе термин эллиптические предложения употребляется в разных значениях:

    вместо термина «неполное предложение»

    обозначает разновидность неполного предложения

    служит названием типа предложений, примыкающих к неполным.

Эллипсис – это сокращение глагольного словосочетания в предложении; устранение глагольного компонента без возмещения его в контексте.

Типы эллиптических предложений:

    Предложение со значением движения – перемещения. Деятель + слово, обозначающее направление, цель, конечный пункт движения. В функции независимого члена предложения выступает местоимение, существительное в и.п., обозначающее лицо, животное или предмет, способный двигаться. В качестве второго члена выступают наречия места, существительные в в.п. с предлогом в, на , или в д.п. с предлогом к

    Предложение со значением речи или мысли. Они имеют объект в п.п. с предлогом о или об или в в.п. с предлогом про.

    Предложение со значением бить, ударять. Субъект действия + зависимые слова в в.п. и т.п. Вот я тебя – палкой!

Эквиваленты предложения

Это специальное грамматическое средство, используемое в общении для выражения согласия – несогласия, а также эмоционально экспрессивные реакции на речи собеседника. Да. Нет! Как бы не так! Еще бы.

Они не имеют самостоятельного информативного смысла, а только подтверждают, отрицают или оценивают содержание конкретного предложения, с которым соотнесены.

Как эквиваленты предложения они имеют только интонационную оформленность, но лишены грамматической формы и не являются членимыми.

По значению делятся на 3 группы:

    слова-предложения, выраженные частицами с общим значением утверждения или отрицания

    модальные слова-предложения с дополнительным значением вероятности/предположения.

    Междометные слова предложения, которые делятся на: эмоционально-оценочные предложения представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос. Ну?!; побудительные предложения; предложения, являющиеся выражением речевого этикета.

Как отличить неполные предложения от полных? Попробуем разобраться!

Изучая тему «Полные и неполные предложения», мои ученики просят пояснить на примерах отличия между неполными двусоставными предложениями и неполными односоставными.

Если вы умеете находить грамматическую основу, можете научиться определять тип простого предложения по составу главных членов.

Двусоставные: Она не вернулась домой. Односоставные: Полдень. Иду по дороге. Хочется пить. Никого не видно.

Примем во внимание аксиому, что двусоставные предложения встречаются чаще в книжной речи, а в разговорной речи предпочтительнее неполные двусоставные предложения. Их следует отличать от односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.

Приведём примеры полных и неполных двусоставных предложений, чтобы пояснить наше утверждение.

Сюда давно никто не приходил. Подлежащее НИКТО, сказуемое НЕ ПРИХОДИЛ. Это двусоставное предложение.

– Сюда кто-нибудь приходил?

– Приходил, – ответил я.

– Не видел…

В первом предложении есть оба главных члена. Но уже во втором двусоставном предложении пропущено подлежащее КТО-НИБУДЬ. Предложение стало неполным, хотя смысл его и так ясен. В третьем предложении можно найти обстоятельство ДАВНО и восстановить остальные пропущенные слова: КТО-НИБУДЬ ПРИХОДИЛ. И, наконец, в последнем предложении подставляем подлежащее Я.

Что же получается? В коротком диалоге, кроме первого предложения, все остальные являются двусоставными неполными предложениями.

Разберёмся теперь с односоставными предложениями. Вы спросите: «Разве могут быть они неполными, если уже состоят из одного главного члена предложения? В чём выражается их неполнота?» В том-то и дело, что пропускается самый необходимый и единственный главный член предложения!

Проверим наш вывод с помощью примеров.

– Что несёшь?

– Продукты.

– Ничего!

В этом диалоге полное предложение является опять первым. Оно односоставное определённо-личное. Остальные – односоставные неполные! Восстановим сказуемое из второго предложения – НЕСУ (что?) продукты (тоже определённо-личное). Дополним третье: Ого! ХОРОШО (безличное). Четвёртое выглядит так: Ничего НЕТ ХОРОШЕГО В ЭТОМ! (безличное предложение).

Легко найти предложения-реплики, они, как правило, добавляют новое, не повторяя уже известное, и являются более полными по составу, чем все последующие. Предложения-ответы зависят от характера вопроса и чаще всего несут на себе дополнительную ситуативную нагрузку, сопровождаясь определёнными жестами и мимикой.

Из контекста можно восстановить пропущенные как главные, так и второстепенные члены предложения, которые и без называния понятны. Но есть особый тип предложений, которые не требуют контекста, – эллиптические. Например: Смирно! Все наверх! Что с вами, Михаил? Тёркин – дальше, автор – вслед.

В приведённых примерах-диалогах нам встретились слова-предложения. Например: Ого! Ничего! Первая фраза содержит междометие, выражающее определённую оценку, вторая представляет собой ответ, неясный по содержанию, что-то среднее между утверждением и отрицанием.

Они выражают утверждение или отрицание, дают эмоциональную оценку или побуждают к действию. Различают несколько групп таких слов-предложений:

Утвердительные (Да. Правда. Хорошо. Ладно. Конечно!);

Отрицательные (Нет. Неправда!);

Вопросительные (А? Ну? Да? Хорошо?);

Оценочные (Тьфу! Ай-ай-ай! Господи!);

Побудительные (Тсс… Ау! Цыц! Баста!).

Фигура умолчания передаёт какую-либо недосказанность, она используется для прерывания по той или иной причине высказывания: Стой, погоди, а что, если… Разве я… Говорят, что она…

Не путайте их с неполными предложениями!

А встречаются ли неполные сложные предложения? Да, естественно.

Первый пример:

– Что «где»? Тут!

– Где же тут?

– Где мы идём!

В этом диалоге представлены сложноподчинённые предложения с пропуском главной и придаточной частей.

Второй пример: В одной руке я держал удочки, а в другой – садок с карасями.

Здесь сложносочинённое предложение, вторая часть неполная.

Третий пример: Двигались по-разному: по ровному месту – на повозке, в гору – пешком, под гору – трусцой.

Это сложное бессоюзное предложение, поэтому вторая, третья и четвёртая части неполные.