Биографии Характеристики Анализ

Что такое обращение знаки препинания при обращении. Обращение и знаки препинания при нем

Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом.

Обращение может занимать место в начале, в середине и в конце предложения.

В роли обращений чаще всего выступают собственные имена, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии, реже эту функцию выполняют клички животных или названия неодушевленных предметов.

Обращение может иметь целью не только привлечь внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего - Степанушка, родной, не выдай, милый! (Кр.); Досуг мне разбирать вины твои, щенок (Кр.).

Обычно обращения употребляются в устной диалогической речи, а также в языке художественной литературы при передаче прямой речи. Кроме того, широкое применение находят обращения в ораторской речи и в речи деловой.

Естественной формой выражения обращения является имя существительное в именительном падеже, выполняющем назывную функцию. Обращение может быть выражено и другими частями речи, если они выступают в роли существительного. Сюда относятся прилагательные и причастия, значительно реже - числительные и местоимения - Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем (Щип.); ...Жизнью пользуйся, живущий (Жук.); - Здорово, шестая! - послышался густой спокойный голос полковника (Купр.); Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею! (Н. Остр.).

Личные местоимения 2-го лица чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица; местоимения ты и вы находятся в этом обороте между определяемым словом и определением. Например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? (А. Остр.).

Различаются обращения нераспространенные (выраженные одним словом) и распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова).

Состав распространенных обращений весьма разнообразен: в нем при ведущем слове могут быть согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и даже придаточные части предложения. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный (Л.); Здравствуй, город лревней русской славы, здравствуй, город юности моей! (Исак.); Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твард.).

Распространенное обращение может быть разорванным, т.е. внутри образующего его словосочетания находятся члены предложения, например: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Обращения, способы выражения обращений, знаки препинания в них.:

  1. 3. Вводные и вставные конструкции, знаки препинания в них.
  2. 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24)
  3. 8. Многочленные синтаксические конструкции, знаки препинания в них.
  4. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. Понятие денежного обращения. Безналичный денежный оборот.

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

  1. Образовательная
  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
  • Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
  • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
  1. Развивающая
  • Развивать устную речь учащихся.
  • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
  1. Воспитательная
  • Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
  • Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска;
  • презентация.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Учителя русского языка и литературы

Верещака Екатерины Евгеньевны

Тема урока:

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная

Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающая

Развивать устную речь учащихся.

Воспитательная

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Оборудование урока:

ПК;

интерактивная доска;

презентация.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010

Раздаточный материал: учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс., предложения с обращениями из сказки Л.А. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», текст лингвистической задачи.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Двадцать седьмое марта – Всемирный театра. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это ещё и праздник миллионов зрителей. Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

Работа с текстом

Л.А. Филатов

Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определить основную мысль текста.

Обратимся к этому тексту

Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены).

Определение темы и целей урока.

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока. «Обращение и знаки препинания при нём». Нам сегодня с вами нужно многое успеть. Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться легко находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания. А поможет нам в этом текст современной сказки Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».

III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

Словарная работа.

Учитель: мы будем составлять кластер к определению обращения. Вы знаете, что это такое? А что же значит это слово «кластер»?

Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.

Работа с информационным кластером

Учитель: Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя кластер.

Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

Учитель: (слайд 10) Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово «Федот» в каждом из них.

Федот работы не боится.

(слайд 11) Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

С возвращением, Федот!

Учитель: В данном предложении имя Федот не является членом, т.к. это обращение.

Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

Учитель: Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.)

Учитель: (слайд 20) СКАЗАТЬ ОБ УЧЕБНИКЕ!!!

С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 55, стр. 167) (со звательной интонацией).

Исторический комментарий (слайд 21)

Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.

Учитель: В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях? (И.п.)

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи? В тексте Л.Филатова встречаются такие предложения. (Слайд)

Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

Учитель : давайте вспомним правила постановки знаков препинания при обращении.

Учитель: расставим знаки препинания в предложениях из текста. (слайд)

На тебя моя душа

Век глядел был не дыша…

Бабка Полно не греши,

Убери свои гроши!

Ну-ка станьте предо мною

Тит Кузьмич и Фрол Фомич!..

Учитель: (слайд 23) Итак, мы выявили следующие признаки обращения:

Учитель: Давайте вместе вспомним «волшебное» правило. (слайд 24) (физминутка)

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Работа с видеотекстом.

Учитель: П осмотрите фрагмент м/ф, внимательно вслушивайтесь в диалог героев. Ваша задача выписать предложения с обращениями. (Предложения выписывают учащиеся, выходя к доске; к первому предложению учитель строит схему к предложению с обращением, показывая все остальные, после учащиеся).

Не твори , Федот, разбой!

Вот тебе моя , папаша, политическая месть!

Что вы , братцы, я ж за вас потерял в атаке глаз!

Закрепление темы по вариантам.

Учитель: Заполните таблицу.

Взаимопроверка:

Итог урока.

Учитель: Итак, подведем итоги урока. Посмотрите еще раз на информационный кластер (ответы учащихся) .

Выставление и комментарий отметок.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на нашу общую классную тетрадь. В ней написана тема, но не хватает вашей оценки уроку. «!» - вам всё понятно, урок понравился. «?» - есть вопросы, что-то осталось непонятным. «…» - нет никаких эмоций.

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, на каникулах в кругу семьи прочитайте сказку Л.А.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и выпишите 5 предложений с обращениями, составить к ним схемы.

Параграф 55 (стр. 166 – 168)

Творческое задание. Написать ответное слово Л.А. Филатову (по желанию)

Заключительное слово учителя.

Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе. (слайд 39)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя__________________________

Двадцать седьмое марта.

Тема:________________________________________

Работа с текстом

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Л.А. Филатов

Определите основную мысль текста.

Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены)

Укажите, чем осложнено первое предложение?

Работа с информационным кластером. Делая выводы, заполняй.

Кластер (англ.) – модель, схема свойств определённого термина.

Запятая - довольно простой, на первый взгляд, знак. Однако далеко не все знают, как с ним справляться. Постановка этого символа не требует особых специализированных знаний, нужно было в школе просто выучить несколько правил пунктуации. Ведь сейчас каждый человек в нашей стране имеет право получить неполное среднее общее образование. И совершенно не понятно, почему многие учащиеся игнорируют уроки русского языка, если за них даже не приходится платить.

Сейчас Россия входит в топ-20 по грамотности населения. Это не значит, что уровень грамотности не нужно повышать. Ведь скоро нас догонят другие страны. Более того, мы должны уважать язык, на котором мы общаемся и ведем переписку. Поэтому предлагаем вам изучить основы пунктуации.

Пунктуация при обращении

Сегодня мы рассмотрим знаки препинания при обращении. Предложение может состоять не только из главных членов. В нем могут быть слова, не являющиеся членами предложения и не связанные с другими словами подчинительной и сочинительной связью. Пример: "Итак, коллеги, начнем совещание" - обращение «коллеги» выполняет функцию привлечения внимания аудитории.

Определение обращения

Обращение - слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с каким-либо сообщением. Пример: "Друзья мои, прекрасен наш союз!" (А. С. Пушкин).

Обращения бывают распространенными и нераспространенными, то есть состоять из одного, двух, трех и более слов. Могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение имеет форму им. падежа. Произносится с особой интонацией. Примеры знаков препинания при обращении:

  1. "Друзья мои, поднимем бокалы за эту чудесную пару!" - распространенное обращение.
  2. "Друг, подай мне вон ту тетрадь" - нераспространенное обращение.

Где чаще всего употребляются обращения?

Чаще всего обращения используются:

  • В письмах для выражения отношения пишущего к адресату.

Например: 1) Любимые, пишу вам из Екатеринбурга. Прилетел только вчера. 2) Уважаемый Антон Сергеевич, мы завершим строительство ближе к декабрю. 3) Дорогая Лариса Алексеевна, благодарим за теплый прием! 4) Милая Маша, до встречи остался ровно месяц.

  • В устной речи для того, чтобы привлечь внимание собеседника к речи, а также для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Например: 1) Не ты ли, Аня, утверждала, что в Москву ни за что поступать не будешь? 2) Ты помнишь, Танечка, где именно мы отдыхали прошлым летом? 3) Спасибо, дорогие, что пришли ко мне на день рождения. 4) Летающие бизнес-классом, открыта регистрация на рейс UT246, стойки 20-25.

Где еще можно встретить обращения?

В поэтической речи в качестве обращений могут выступать и неодушевленные существительные.

Например: 1) Подскажи ты, травушка, куда мне путь держать? 2) Как бы мне, водица, пройти поскорее? 3) Горушка, за что крутая ты такая?

Этот прием называется олицетворением.

Правило постановки запятой

Продолжаем изучать знаки препинания при обращении. Правило очень простое: в предложении обращение выделяется запятыми. В конце предложения знак препинания ставится по основным общим правилам, независимо от того, что на последнем месте стоит обращение.

Ставится восклицательный знак, если обращение находится перед предложением. Его произносят с особым чувством. После знака восклицания следующая мысль начинается с большой буквы.

Мы рассмотрим с вами предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении стоят согласно изученным правилам выше:

  1. Принесла я, любимые дети мои, каждому по пирожку с капустой.
  2. Анна Валерьевна, подскажите, когда нужно сдавать практику и какие документы необходимо вам показать?
  3. Как ты догадался о том, что я уже в городе, друг мой?
  4. Хотела я тебе купить ягод, внучка, но сумки были слишком тяжелые.
  5. Как же мне теперь жить без тебя, милый мой генерал?
  6. Что же ты не отвечаешь мне, мамочка?
  7. Как звать Вас, таинственная незнакомка?
  8. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Так соскучилась я по вам за 5 лет.
  9. Хочу поблагодарить Вас, Николай Владимирович! Ваши знания пригодились мне в написании дипломной работы.

Запятые, которые используются в предложениях с обращениями, называются выделительными.

Прямая речь. Правила

Многие задаются вопросом: как ставить запятые при прямой речи? Сейчас узнаем.

Прямая речь - речь, переданная без каких-либо изменений от лица того, кто ее написал или произнес. При постановке запятых нужно разделять две части: слова автора (далее СА) и прямую речь (далее ПР). Прямую речь заключают в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставят двоеточие, если ПР находится после СА.

Схематически представим вам предложения с ПР. Учтем лишь, что А - это слова автора, а П - прямая речь:

  • А: «П».
  • А: «П!»
  • А: «П?»
  • «П»,— а.
  • «П!» — а.
  • «П?» — а.

Где прописная буква (А, П), там мы начинаем предложение с большой буквы. Где строчная (а, п), там мы пишем с маленькой буквы.

В ситуациях, когда СА разрывают ПР, запятые нужно ставить следующим образом:

  • «П». - без слов автора. Пример: «Подумай лучше, нам вряд ли хватит двух дней».
  • «П, - а,— п». - со словами автора. Пример: «Подумай лучше, - сказала я, - нам вряд ли хватит двух дней».
  • «П? П». - без СА. Пример: «Она тебе нравится? Мне Саша проболтался».
  • «П? - а. - П». - со словами автора. Пример: «Она тебе нравится? - спросила я его. - Мне Саша проболтался».
  • «П! П». - без слов автора. Пример: «Как сегодня хорошо на улице! Нужно сходить погулять».
  • «П! - а. - П». - со словами автора. Пример: «Как сегодня хорошо на улице! - сказала я маме. - Нужно сходить погулять».
  • «П. П?» - без СА. Пример: «У вас в комнате очень холодно. Я закрою окно?»
  • «П, - а. - П?» - со словами автора. Пример: «У вас в комнате очень холодно, - сказала бабушка внукам. - Я закрою окно?»

Вывод

Итак, мы изучили знаки препинания при обращении и прямой речи. Примеры помогли вам систематизировать и закрепить новые знания. Надеемся, у вас не осталось вопросов. Удачи в изучении русского языка!

§ 1 Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

Вспомним, что обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращения соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение.

Теперь рассмотрим правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Чаще всего обращение выделяется на письме запятыми: с одной стороны, если стоит в начале или в конце предложения:

и с обеих сторон, если находится в середине.

Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а дальше предложение начинается с большой буквы.

Например:

Перед обращением может быть частица О, сливающаяся с ним в произнесении и запятой от него не отделяемая.

Например:

В то же время, междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком:

Например:

Мы уже отметили, что обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

Так, в начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Например:

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения.

Например, в подобных предложениях:

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в предложениях, представляющих собой, так называемые, формулы вежливости; в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц; в междометных предложениях; в предложениях, состоящих из слов да, нет.

Например:

Если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение - распространенным, то оно тоже перемещается в конец предложения.

Например:

Обращения, помещенные в середине предложения, обычно не несут на себе логического ударения.

Например:

В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Это такие предложения, как:

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Обращение может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения. На письме обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком. Обращение, стоящее в начале или в конце предложения отделяется запятой с одной стороны, если оно расположено в середине - запятыми с обеих сторон. Если обращение находится перед предложением и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а дальше предложение начинается с большой буквы. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000
  11. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997
  12. Симакова Е. С. Практические задания по русскому языку для подготовки к урокам и ГИА. 8 класс. Астрель, ВКТ,2012
  13. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012
  14. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты. Русский язык. 8-9 классы. М. «Дрофа», 2000
  15. Тростенцова Г.А., Запорожец А.И.: Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

    Цель и задачи урока

Цель: повторить, обобщить и систематизировать материал об обращении,

уметь находить обращения в предложениях и выделять знаками препинания.

    Задачи:

- обучающие: актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи;

-развивающие:

    развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями);

    стремиться к овладению учащимися художественными образами и выразительными свойствами языка;

    Развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничиватьобращение и подлежащее;

    совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся.

-воспитательные: формировать интерес к работе с языковым материалом

    Тип урока: комбинированный урок с использованием ЭОР.

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа с учебником.

    Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, 1 ПК для учителя и 6 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, ЭОР.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1) Ставит задачу «Найдите обращения», направленную на активизацию ранее полученных знаний об обращении. 2) Организует через модуль работу над определением - способа выражения обращения. - что может служить обращениями - какие знаки препинания ставятся при обращении обобщение знаний по схеме

3) Анализ следующих предложений поможет нам определить состав обращений

В разведку меня, дяденька, будут брать?

Чего же, сероглазая, ты смеёшься?

Страна родная, как ты хороша!

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.


4) Формирует понятие о распространенных и нераспространенных обращениях и о выделительных знаках препинания при обращении на материале учебника (§ 28, стр. 118). 5) Расставить знаки препинания в предложениях:

О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землёй!

Принимаю тебя , неудача,

И , удача тебе мой привет!

Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?

Возьмёмся за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке. 6) Перестроить предложения таким образом, чтобы одно слово было и подлежащим и выполняли роль обращения: упр. 189 (2-3 примера)

7)Подберите обращения, учитывая предложенные ситуации.

Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед, врач? 1)Находят обращения, выделяют их знаками препинания. Вспоминают определение обращения, правила их выделения. 2)Выполняют задания, представленные в ОМС-плеерах на компьютерах, делают вывод. 3)Рассматривают таблицу и говорят, что обращения называют лица или клички одушевленных существительных для привлечения внимания и для выражения отношения к нему и называют неодушевленные обращения (поэтическое обращение). Приводят свои примеры.

Расширяют свои знания о выделительных знаках препинания при обращении через анализ предложений. знания о распространенных и нераспространённых обращениях

смотрят п.28 учебника, находят информацию о знаках препинания при них

записывают в тетрадях предложения, расставляют знаки препинания

выполняют упражнение, составляют предложения парами, для объяснения их смысла
составляют предложение по предложенной ситуации

1)Укажите номера предложений с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе мой край родной. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! 2) Предлагает проверить свои знания, выполнив тест. Контролирует обучающихся.

Приложение к плану-конспекту урока

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

_______________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР