Биографии Характеристики Анализ

Исследование по литературе "дом как художественный образ в творчестве сергея есенина". Каким предстает образ родного дома в лирике С

Как часто люди, говоря слово «дом», не отделяют его от восприятия родного села, малой Родины. Приезжают в родительский дом, покинувшие его дочери и сыновья, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. Так было и с великим поэтом С.А.Есениным.

Родина Есенина – это бабы с мужиками, работающие на токах, «малиновое поле», «духовитые дубравы», «берёзовые чащи», «алые зори», «желтая крапива», «старая мельница – кормилица», и, конечно, дом поэта, который был для Есенина опорой и поддержкой в жизни. В одном из стихотворений автор говорит: «Все мы бездомники, много ли нужно нам…». Оказывается, немного: чтобы был где-то отчий дом, «старушка-мать», «родительский ужин» и «тепло семьи». В трудные минуты испытаний поэту достаточно было «глаза закрыть», чтобы увидеть родительский дом, «родную околицу, через метель огонёк у окна».

По крупицам из множества стихотворений поэта можно собрать и представить, каким он был, родной дом Есенина. Несомненно, это «низкий дом с голубыми ставнями», рядом «сухой плетень», чуть подальше «старый клён на одной ноге». А отворишь дверь в хату и увидишь скромное крестьянское жильё. В углу икона Божьей матери с расшитым «красными нитями» полотенцем; чуть поодаль – люлька, с лежащим в ней «ребятёнком» и печь!

Какая русская изба могла обойтись без огромной, чисто выбеленной печи, которая «как-то дико и странно завывала в дождливую ночь».Что значила русская печь для человека той эпохи? Это и возможность согреться в морозные дни, и «выгнать хворь, изрядно пропотев». А что могло быть ароматнее и вкуснее пирогов с чуть подгоревшей корочкой, которые с любовью готовила мать-старушка! Сколько сказок было рассказано, сколько песен спето на горячей лежанке! Не случайно, находясь в разлуке с родимым домом, Есенин просит свою сестру Шуру:

Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать…

Ты мне пой. Ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья рябин…

«Калитка осеннего сада», «листья рябин» - это тоже родина Есенина. Дом, сад, «старый кот», «беспокойные квохчущие куры», «кудлатые щенки», «дряхлая корова» и даже запах «парного молока» в избе – все это так близко, дорого сердцу поэта. Не нужна Есенину другая сторона:

Ах, и я эти страны знаю –

Сам немалый прошел там путь,

Только ближе к родному краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе – полевая солома!

Мир тебе – деревянный дом!

ЛЮБОВЬ

"Я люблю и, значит, я живу!" (В.С.Высоцкий)

Я люблю и, значит, я живу!

Я поля влюбленным постелю,

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу - и значит, я люблю!

Я люблю - и, значит, я живу!

В. С. Высоцкий

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Чем люди живы». Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял. Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…

Яркие примеры истинной любви, без которой и жизнь невозможна, нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить, Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»

Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базарова, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что "бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.

Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью.Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом!

Таким образом, большинство людей не могут жить без любви, этого прекрасного чувства, дарящего влюбленным не только счастье, но и жизнь!

«Любовь – зарница, вспыхнула и погасла».(И.Бунин.)

У М.Лермонтова есть замечательные строки:

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне…

Не могли определить, что такое любовь, многие знаменитые философы, писатели, поэты. Не могли потому, что «у любви, по словам К.Паустовского, - тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Своеобразный взгляд на это прекраснейшее чувство у русского писателя И.Бунина. В сборнике «Темные аллеи» он рассказывает о любви яркой и необычной, разгоревшейся и погасшей. Не случайно автору этих новелл принадлежат слова: «Любовь – зарница, вспыхнула и погасла». Не думаю, что под словом «погасла» Бунин имел в виду эпизодичность чувства, его непостоянство. Нет, дело в другом. «Погасла», значит, не озарила счастьем возлюбленных, а озарила только памятью… Возьмем любой бунинский рассказ и убедимся в том, что хотя бы один из героев после разрыва продолжает любить и помнить.

Вот Надежда, героиня новеллы «Темные аллеи», тридцать лет верна мужчине, бросившему ее. Верна, так как любит и… не может простить. Вот она, зарница, вспыхнувшая мгновенно и озарившая пусть не счастьем, а печалью всю жизнь этой сильной женщины.

Герои рассказа «Натали», десятилетия шедшие навстречу счастью, счастью вдвоем, победившие разлуку, расстояние и даже время. Но, увы, от судьбы не уйдешь…Обретая друг друга, задыхаясь от счастья, они его теряют: смерть разрушает их союз…

Или герой рассказа «Чистый понедельник», безумно влюбленный в красивую, загадочную москвичку. В его глазах любимая совершенна, да и не только в его! Знаменитый актер-ловелас Качалов и тот, любуясь очаровательной девушкой, величает ее «Царь-девицей, Шамаханской царицей…» Не только за красоту юноша любит свою избранницу, но и за ум, эрудицию, порядочность, честность. Любит, но счастья не находит. Девушка выбирает для себя другой путь: отказавшись от мирской жизни, она, не сказав ему ни слова, уходит в монастырь на великий постриг. А мужчина в тоске мечется по Москве, пытается утопить в вине свое горе, свое неразделенное чувство…

Все приведенные мною примеры говорят о том, что И.Бунин верил в любовь, преклонялся перед ней, воспевал ее! Но, увы, воспевал любовь неразделенную, несчастливую, потерянную…(329 слов)


Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, в стихотворении "Письмо

матери" поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого "райского уголка", где можно спрятаться от "тоски мятежной". Это чувство усиливает описание "несказанного света" над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная", в котором поэт сталкивает два мира - крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: "Хаты - в ризах образа". Родной дом способен заменить поэту рай: "Я скажу: "Не надо рая, // Дайте родину мою". Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями". Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: "Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться". Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок-размышление по лирике Сергея Есенина.

Тема « Тема Дома в лирике С. Есенина»

Цели урока : 1) показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.Есенина, его философскую глубину, емкость.

2) учить анализировать лирическое произведение.

3) воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы; пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование: фотографии матери Есенина. Татьяны Федоровны, и дома в Константинове: тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции в исполнении оркестра народных инструментов; репродукция картины К.Петрова-Водкина «Мать».

ХОД УРОКА

Вступление. Совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Одна из тем, предлагаемых на экзамене, так называемая «сквозная», то есть традиционная для русской литературы. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках сизела жизни, тема Родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, которая особенно тревожно звучит в XX веке. Рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике Есенина.

«Гой ты, Русь моя родная...» (1914). На фоне музыки оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение.

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю.

- Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?

Странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам.

- Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? (Благодаря тому, что выделено главное: «хаты - в ризах образа».) Что такое образа? (Иконы.) А риза? (Золоченое обрамление, оклад иконы.)

- С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты - образа»? «Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (Читаю, выделяя согласные звуки.) Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какая картина рождается? Слепящей, разъедающей глаза сини. Вам знакомо ощущение пронзительной синевы просторов, когда невольно жмуришься?

- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике? Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нем и роса, и сила, и синее что-то...» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом - это воплощение любви.

- Понаблюдаем, какими звуками наполнено стихотворение.

Девичий смех, пляска на лугу - мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны? Запах яблок и меда связан со Спасом.

Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость - может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, человека и природы. Такая глубина открывается нам в 20 строках юношеского стихотворения!.. Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода - он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт.

- Подведем итоги. Я начну фразу, а вы закончите. Образ крестьянской избы в ранней лирики Есенина - это олицетворение... (Родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа).

Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины...

Где ты. где ты, отчий дом.

Гревший спину под бугром?..

Я покинул родимый дом.

Голубую оставил Русь...

Слышите, какие ноты вкрадываются в эти стихи?.. В 20-е годы резко изменилось настроение стихов, и на смену романтическому образу избы пришел жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И все же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:

Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

- Отчего, как вы думаете?..

А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая...» поэт признается:

Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, Есенин был дома пять раз. В этот период он пишет стихи-послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

Слушаем стихотворение «Письмо матери» (музыка вступает вместе с темой дома).

- Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему так происходит? Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем мате- рей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют. Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Какие?..

- Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения. Слова какого стиля здесь преобладают? Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет]. Это родной язык, понятный ей. Но в простых словах может быть выражен и высокий смысл. Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света». Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами.)

Вечерний свет - каким вы его зрительно представляете?

Синий, звездный, лунный - исходящий от небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света (не от мира сего). Подобно нимбу сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).

Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. А как вы думаете?

И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обеих женщин мы видим в избе. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на то, что киот - божница, место для икон - разорен. И у Есенина: «И молиться не учи, не надо...» Но Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Она всегда защищает и их детей... Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно связывает мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир. погрязший в бесконечных войнах, вражде.

- Вернемся к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях - это воплощение... (тепла, уюта, святой материнской любви).

После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске: Дом в лирике Есенина - это олицетворение Родины; семейного очага, согретого материнской любовью; Дом - это историческая память, духовная колыбель.

Такова концепция Дома у Есенина.

На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе XX века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады по роману Е.Замятина «-Мы», повести А.Платонова «Котлован», романам М.Булгакова «Белая гвардия». *Мастер и Маргарита», М.Шолохова «Тихий Дон».

Дисциплина: русский язык и литература

Раздел: поэзия начала XX века

Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»

Время реализации урока : 45 минут
Цели :
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;
- учить анализировать лирическое стихотворение;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : урок художественного восприятия текста произведений автора

Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы

Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.

    Подготовка к восприятию темы урока

    Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

    Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

    Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.

    Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

    Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

    Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

    Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

    /демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/. Вступительное слово учителя

    Учитель . Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

    природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

    философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.

    3. Работа над новой темой

    * Работа в творческих листах Задание№1. Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

    Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

Какой вывод можно сделать?
Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.
Чтение учителем стихотворения /на экране/ Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?
Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
Учитель . Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? Что такое образа и ризы?
Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?
Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

Повторите понятие «аллитерация».
/на экране/ Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?
Учитель. Когда возникает такое ощущение?
Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?
Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.
О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения.

Выступление учащегося

Материал сообщения.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.

Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
/на экране/ Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?
Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».
/на экране/ Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:

Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».
/на экране/ Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?
Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/ Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?
Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы. Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

Задание№2:

1. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

2. Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

3. Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

4. Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Беседа

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?
Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?
Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?
Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?

/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощающая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…
Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.

4.Итог урока

Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.

Прослушивание творческих работ

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

План урока литературы в 11 классе

Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость.Учить анализировать лирическое произведение.Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы.Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у каждого ученика; запись музыкальной композиции оркестра народных инструментов; репродукция с картины К.Петрова-Водкина «Мать».

Ход урока.

1.Вступление.

Вы заканчиваете изучение школьного курса литературы, и совсем скоро вам предстоит писать экзаменационное сочинение. Из девяти тем, предложенных в этом году, одна (по ХХ веку) будет так называемая «сквозная», т.е. традиционная. Речь идет о духовных, нравственных категориях: человек в поисках смысла жизни, темы родины, природы, любви, милосердия, чести и долга и т.д. Сегодня я предлагаю поразмышлять над темой Дома, которая особенно тревожно звучит у каждого писателя и поэта ХХ века. Мы рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина и каким идейным содержанием он наполняется.Я намеренно выбрала Есенина, самые известные его стихи. Не так давно мне довелось общаться с вашей ровесницей, чебоксарской школьницей. Девочка умная, любит литературу, собирается на филфак. И вот в беседе она спросила, кто у меня любимый поэт.- …Трудно назвать одного…- А я обожаю Маяковского!- У Маяковского много замечательных стихов. Но, согласись, он особенный поэт, очень громкий. А как тебе Есенин?- Есенин… - разочарованно протянула она. – Это ж такой примитив.Вот такой суровый приговор. Примитивный – это поверхностный, неглубокий, сиюминутный. Может быть, не примитивный, а простой? А это разные вещи. Пушкин велик в своей изысканной простоте. Да и каждый хороший поэт в зрелости пишет проще. Так давайте разберемся, что скрывается за простотой Есенина, примитив или мудрость.В ходе обсуждения проблемы мы обратимся к анализу стихотворений, а это вам тоже необходимо, так как две темы на экзамене будут связаны с интерпретацией лирических произведений.Но если вы не только поймете тему урока, но и испытаете минуты особого волнения, если стихи заденут вас за живое, а кто-то, может быть, заново откроет для себя Есенина – значит, наш урок состоялся.

2.Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» (1914г.)

Язык музыки поможет нам в восприятии поэзии.На фоне музыки (оркестр народных инструментов) читаю наизусть стихотворение. После чтения беседуем:- Каким настроением проникнуто стихотворение?Оно искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.- Каким размером написано стихотворение?(Скандируем, показываю схему).Действительно, поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.

Кем чувствует себя лирический герой?

Захожим богомольцем.

Но странники-богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А чему поклоняется лирический герой?Полям, тополям, хатам.- В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Что такое образа? (иконы) А риза? (золоченое обрамление, оклад иконы).

С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – образа»?

«Только синь сосет глаза». Давайте вслушаемся в строчку. (читаю, выделяя согласные звуки). Что вы заметили в звучании строки? Звукопись, аллитерацию на свистящие согласные использует поэт. А для чего? Какое ощущение рождается?Слепящей, разъедающей глаза синий. Вам знакомо ощущение пронзительной сини просторов, когда невольно жмуришься?- Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?Это небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это и в самом деле воплощение любви.

Понаблюдаем, какими звуками наполнено художественное пространство

стихотворения?

Девичий смех, пляска на лугу.

Звуки мажорные.

И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.- Какие запахи передает поэт? С каким православным праздником они связаны?Запах яблок и меда связаны со Спасом.- А почему в церквах на Спас пахнет не ладаном, а яблоками и медом?Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор меда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы ощущали они себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин Спас назвал «кротким». Поэт уважал народные обычаи, и когда советская власть будет безжалостно уничтожать церкви, духовность, Есенин будет это болезненно переживать.Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.

Подведем итоги анализа. Я начну фразу, а вы закончите.

Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение… (Родины, природы, исторических традиций народа).

3.Слово учителя с обращением к рисунку-коллажу.

Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины…

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?..

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…

Слышите, как вкрадываются в стихи нотки грусти? А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов».Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе». И город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идеология, жестокая система подавления. Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

… Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году (А что это за дата в жизни Есенина?), в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.

4.Читаю стихотворение «Письмо матери». Музыка вступает вместе с темой дома.

Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?

Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной.Щемяще-нежные слова нашел поэт для матери. Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.

Попробуем разгадать секрет эмоционального воздействия стихотворения.

Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

Разговорного, просторечного (шибко, горький пропойца, саданет). Низкий стиль передает пошлость, грязь обыденной жизни. Чем отвратительнее сцены этой жизни (пьяная драка), тем более высоким смыслом наполняется художественный образ, которым поэт начинает и заканчивает стихотворение.

Дважды прибегает Есенин к высокому стилю. Вы уже отыскали это выражение? Конечно, это образ «вечернего несказанного света».- Что значит «несказанный»?Неизреченный, какой невозможно высказать словами.

А вечерний свет – каким вы его зрительно представляете?Синий, звездный, лунный – исходящий от неба, небесных светил. Местоимение «тот» также указывает на высшее происхождение этого света. (не от мира сего).Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).- Мне показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. Не правда ли? Найдите сходство.И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.

Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина:

И молиться не учи, не надо…

Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины-матери, разница только в том, что на картине – молодая мать.Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.- Вернемся же к стихотворению. Закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение… (святой материнской любви).

5.Стихотворение «Отговорила роща золотая»

И последнее стихотворение сегодня прозвучит на уроке, также ставшее песней, - «Отговорила роща золотая». Но песню мы не будем слушать, хотя Г. Пономоренко красивую мелодию сочинил. Постараемся услышать сами стихи и, может быть, поймем их иначе. (Читаю наизусть стихотворение).- Много раз слышали вы эти строки. А о чем стихотворение?Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.

Посмотрите на дату создания стихотворения.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт?Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень».И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком».Открывается смысл последних строк:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком,

(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым. Можете вы его стихи назвать «милыми»?Конечно, они учат любви ко всему живому.Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А у Есенина:

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

Итак, стихотворение философское. А каким смыслом наполняется образ

дома в этом стихотворении?Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом… Дом - весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.- Каким размером написано стихотворение? (Скандируем, показываю ритмический рисунок).В прощальном стихотворении грусть светлая, торжественная, и эта интонация подчеркивается пятистопным ямбом.Поэт уходит, а Дом остается. Какой же Дом завещает нам Есенин? Сделаем обобщение по всему уроку.

После ответов детей обращаемся к доске, открываем запись, сверяем выводы учеников с тем тезисом, к которому они должны были прийти.

Запись на доске:

Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.

6.Обобщение учителя.

Такова концепция Дома у С. Есенина, согласитесь, очень глубокая, ёмкая. Она гармонично вписывается в традиционное гуманистическое освещение этой темы в русской литературе.

На следующих уроках можно провести семинар «Тема Дома в прозе ХХ века», учащиеся самостоятельно подготовят доклады, освещающие указанную тему в романе Е. Замятина «Мы», повести А. Платонова «Котлован», романах М. Булгакова «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Урок литературы в старших классах

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: