Биографии Характеристики Анализ

Цитаты из произведения портрет дориана грея. Замечательная ракета

В рамках своих аспирантских штудий в области британской литературы я в первый раз прочитал «Портрет Дориана Грея Грэя» (The Picture of Dorian Gray ) Оскара Уайльда в английском оригинале. До этого я читал его два раза на русском. Не буду здесь говорить о художественных и морально-дидактических достоинствах этого романа, а лишь приведу коллекцию знаменитых уайльдовских афоризмов и парадоксов, выписанных мною с его страниц. Русские варианты взяты из классического перевода романа Марии Абкиной - не вполне удачного, на мой взгляд, но всё же именно с ним мне придётся сравнивать английский вариант. Впрочем, редкий перевод может передать все языковые и стилистические тонкости оригинала …

– There is no such thing as a moral or an immoral book. Books are well written, or badly written, that is all.
– Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные и написанные плохо. Вот и всё.

The nineteenth-century dislike of Realism is the rage of Caliban seeing his own face in a glass. The nineteenth-century dislike of Romanticism is the rage of Caliban not seeing his own face in a glass.
– Ненависть девятнадцатого века к Реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму - это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.

We can forgive a man for making a useful thing as long as he does not admire it. The only excuse for making a useless thing is that one admires it intensely.
– Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создаёт бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.

– All art is quite useless.
– Всякое искусство совершенно бесполезно.

– The moment one sits down to think, one becomes all nose, or all forehead, or something horrid.
– Как только человек начинает мыслить, у него непропорционально вытягивается нос, или увеличивается лоб, или что-нибудь другое портит его лицо.

– You know more than you think you know, but less than you want to know.
– Вы знаете больше, чем думаете, но меньше, чем хотите.

– Nowadays people know the price of everything, and the value of nothing.
– В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности.

– Women are wonderfully practical, much more practical than we are. In situations of that kind we often forget to say anything about marriage, and they always remind us.
– Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в такие моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда помнит об этом.

– I have a theory that it is always the women who propose to us, and not we who propose to the women.
– Хотел проверить своё наблюдение, что обычно не мужчина женщине, а женщина мужчине делает предложение.

– What is marriage? An irrevocable vow.
– Что такое брак? Нерушимый обет.

There are only two kinds of people who are really fascinating - people who know absolutely everything, and people who know absolutely nothing.
– Только два сорта людей по-настоящему интересны - те, кто знает о жизни всё решительно, и те, кто ничего о ней не знает.

– Yet one has ancestors in literature, as well as in one’s own race, nearer perhaps in type and temperament, many of them, and certainly with an influence of which one is more absolutely conscious.
– А ведь у человека есть предки не только в роду: они у него есть и в литературе. И многие из этих литературных предков, пожалуй, ближе ему по типу и темпераменту, а влияние их, конечно, ощущается им сильнее.

– One has a right to judge of a man by the effect he has over his friends.
– Мы вправе судить о человеке по тому влиянию, какое он оказывает на других.

– Women love us for our defects. If we have enough of them they will forgive us everything, even our intellects.
– Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы всё нам простить, даже ум.

– Every effect that one produces gives one an enemy. To be popular one must be a mediocrity.
– Когда человек чем-нибудь действительно выдвинется, он наживает врагов. У ас одна лишь посредственность - залог популярности.

– We women, as someone says, love with our ears, just as you men love with your eyes, if you ever love at all.
– Кто-то сказал про нас, [женщин], что мы «любим ушами». А вы, мужчины, любите глазами … Если только вы вообще когда-нибудь любите.
– Each time that one loves is the only time one has ever loved.
– Каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые.

– The books that the world calls immoral are books that show the world its own shame. That
is all.
– Так называемые «безнравственные» книги - это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Роман Портрет Дориана Грея — это наиболее известное произведение Оскара Уайльда. Он переведен на сотни языков мира, экранизировался более 30-ти раз, что говорит о несомненному интересу к роману. Большое количество кинокартин, снятых по мотивам произведения, породило трансформацию реплик персонажей, последовательность событий. Книга – это первоисточник всех последующих вариаций известного сюжета. Предлагаем вам подборку наиболее известных цитат из романа Оскара Уайльда, в которых есть много размышлений о жизни, о счастье, о любви, браке и искренности или фальши людей.

Многим писателям для того, чтобы написать великое произведение, требуются годы. Оскар Уайльд, наоборот, написал свое произведение очень быстро – всего за три недели. Впервые интеллектуально аллегорическая повесть была опубликована в 1890 году в одном из американских журналов. Через год роман был переработан и издан отдельной книгой. В частности, в новой публикации появилось предисловие, ставшее манифестом эстетизма, а также 6 глав. Некоторые главы из первого издания были исправлены и дополнены.

Согласно сюжету романа художник Холлуорд пишет портрет привлекательного юноши Дориана Грея. Поддавшись влиянию идей гедонизма, Дориан не желает поддаваться времени и хочет всегда оставаться молодым. Он выражает желание, чтобы вместо него, старел его портрет. Тогда портрет принимает на себя старость, на нем отражаются все изменения главного героя, причем не только внешние, но и внутренние, которые проявляются во взгляде, ухмылке. Читая произведение Оскара Уайльда, невольно возникает желание посмотреть на себя со стороны и переосмыслить свою жизнь, сделать ее добрее и лучше.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.

Для гения границ не существует.

Всякое искусство совершенно бесполезно.

А как же его эстетическая роль?

Молодость весела без причины, - в этом ее главное очарование.

Разве всегда для веселья нужно искать повод? Почему нельзя просто жить и радоваться жизни, веселиться?

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

Символ всегда лежит внутри творения, его могут увидеть не все.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

Как можно любить всех, если вокруг столько подлецов?

В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.

Тогда, наверное, их приходится бояться еще больше…

Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.

Тогда просто дополнять друг друга будет нечем.

Спорят только безнадежные кретины.

Спорят те, у кого есть своя точка зрения, и кто уверен в своей правоте.

Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.

Безделица — это деградация, разве к ней может быть интерес?

Величайшие грехи мира рождаются в мозгу.

А совершаются сердцем.

Между капризом и «вечной любовью» разница та, что каприз длится несколько дольше.

Парадокс вечной любви состоит в том, что она столь коротка.

Пунктуальность - вор времени.

Пунктуальность — это попытка себя дисциплинировать.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.

А любовь — это тоже сплошной обман?

Единственный способ избавиться от искушения - уступить ему.

Тогда придется избавляться либо от стыда, либо от угрызений совести.

Люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.

На сцене каждый играет свою роль, а в жизни все носят маски.

Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.

Это неумение доводить дело до конца и нехватка целеустремленности мешают, а не женщины.

Быть хорошим - значит жить в согласии с самим собой.

Это значит быть не только хорошим, но и счастливым.

В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится.

Всякое творение — это отражение души своего создателя.

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие - разочаровываются.

А исключения в браках бывают?

Вряд ли я когда-нибудь женюсь. Я слишком влюблён.

Влюбленность — это попытка защитить себя от быта и серых будней в браке.

Женщины в жизни - прекрасные актрисы.

Женщины редко бывают искренними, им всегда приходится что-то изображать.

Вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое.

Если прошлое было хорошим, то в том, что оно уже прошлое кроется не прелесть, а целая трагедия.

Её наряды выглядели так, как будто были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю.

По-моему, так сейчас выглядят наряды большинства.

Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.

А где взять силы, чтобы все это повторить?

В основе оптимизма лежит чистейший страх.

Страх признать, что что-то может пойти не так.

Я провозглашаю истины будущего.
- А я предпочитаю заблуждения настоящего.

Лучше совершить ошибку в настоящем, чем уверенно доказывать то, что зависит отнюдь не от нас.

Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание.

Флирт — это всегда игра на публику.

Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.

Трагедия старости состоит в несоответствии физических возможностей душевным порывам.

В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё.

Да и вообще, в реальном мире много несправедливостей.

Женщины не бывают гениями. Они - декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят - и говорят премило.

Женщины — продолжение рода, разве этим они не гении?

Я никогда ничего не одобряю и не порицаю, - это нелепейший подход к жизни.

Это безразличие к жизни.

Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.
- Даже если оно вас тяжело ранит?
- Да, в особенности тогда, когда оно вас ранит.

Это что же, чтобы постоянно быть счастливым, нужно часто влюбляться?

Женщины переносят горе легче, чем мужчины, так уж они созданы! Они живут одними чувствами, только ими и заняты.

Ну почему же только чувствами? Еще своей внешностью…

В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.

Родителей не судят.

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

«Портрет Дориана Грея» (англ. The Picture of Dorian Gray) - единственный опубликованный роман Оскара Уайльда. Философский роман с элементами готики. Был много раз экранизирован.

А я никогда ничего не одобряю и не порицаю - это нелепейший подход к жизни.
Быть хорошим - значит жить в согласии с самим собой.
В близкие друзья выбираю себе людей красивых, в приятели - людей с хорошей репутацией, врагов завожу только умных.
В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем.

В наш век только бесполезные вещи и необходимы человеку.
В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить.
В основе оптимизма лежит чистейший страх.
В радости, как и во всяком наслаждении, почти всегда есть нечто жестокое.
В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё.
В самобичевании есть своего рода сладострастие. И когда мы сами себя виним, мы чувствуем, что никто другой не вправе более винить нас.
В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится.
Величайшие грехи мира рождаются в мозгу.
Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Вряд ли я когда-нибудь женюсь. Я слишком влюблён.
Вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Высший долг - это долг перед самим собой.
Гений, несомненно, долговечнее Красоты.
Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.
Детали всегда банальны.
Душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа.
Единственный способ избавиться от искушения - уступить ему.
Есть грехи, которые вспоминать сладостнее, чем совершать, - своеобразные победы, которые утоляют не столько страсть, сколько гордость, и тешат душу сильнее, чем они когда-либо тешили и способны тешить чувства.
Женщина готова флиртовать с кем угодно до тех пор, пока другие обращают на это внимание.
Женщины в жизни - прекрасные актрисы.
Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.
Женщины любят недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы всё нам простить, даже ум…
Женщины не бывают гениями. Они - декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят - и говорят премило.
Иногда то, что мы считаем мёртвым, долго ещё не хочет умирать.
Каждый живёт, как хочет, и расплачивается за это сам.
Любовь питается повторением, и только повторение превращает простое вожделение в искусство. Притом каждый раз, когда влюбляешься, любишь впервые. Предмет страсти меняется, а страсть остается единственной и неповторимой. Перемена только усиливает её. Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще.
Люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.
Люди меня интересуют больше, чем их принципы, а интереснее всего - люди без принципов.
Между капризом и «вечной любовью» разница та, что каприз длится несколько дольше.
Многое мы бы охотно бросили, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Молодость весела без причины, - в этом ее главное очарование.
Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те, и другие - разочаровываются.
Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас.

Мы приписываем нашим близким те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается
Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда…
О жене лорда Генри: «Её наряды выглядели так, как будто были задуманы в припадке безумия и надеты в бурю».
Подлинная красота пропадает там, где появляется одухотворенность.
Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном...
Пунктуальность - вор времени.
Религия - распространенный суррогат веры.
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей.
Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благородных побуждений.
Совесть - приличное название трусости.
Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже.
Спорят только безнадежные кретины.
Судьба не шлёт нам вестников - для этого она достаточно мудра или достаточно жестока.
Трагедия старости не в том что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым.
Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.
Хорошего влияния не существует. Всякое влияние уже само по себе безнравственно.
Человек способен погубить собственную душу.
Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу.
Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства.
Я никогда ничего не одобряю и не порицаю, - это нелепейший подход к жизни.
- Я провозглашаю истины будущего. - А я предпочитаю заблуждения настоящего.
… я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющего лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею - только на это он и годен.

Оскар Уайльд - это не только талантливый писатель, чьими художественными произведениями восхищались или критиковали их. Он был незаурядной личностью, славился своим остроумием, а многие его высказывания стали крылатыми выражениями. Особое место в творчестве занимает Конечно, кому-то произведение может показаться слишком циничным, но писатель попытался рассказать о той стороне человека, о которой многие не задумываются. Ниже представлены "Портрет Дориана Грея".

О любви

Главный герой - юноша Дориан Грей - был слишком тщеславным и самолюбивым. Но таким во многом его сделал лорд Генри Уоттон. Он заинтересовался красивым молодым человеком и стал соблазнять его различными искушениями, при этом ведя циничные и даже немного мизантропические беседы. Конечно, не мог в своих беседах герой произведения обойти и тему любви:

«Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны».

Это одна из самых известных Конечно, с данным высказыванием можно поспорить, но редко встретишь человека, который бы одинаково относился ко всем людям. Все равно человек не сможет для всех людей пойти на многое, чтобы им помочь или поддержать. Такая любовь поверхностна и просто позволяет людям поддерживать общение.

«Не говорите "прекраснейший роман в жизни". Скажите лучше: "первый"».

Эта цитата принадлежит лорду Генри Уоттону, и ее можно объяснить тем, что каждому человеку свойственно желание быть единственным и неповторимым. Особенно это касается любви. Поэтому если человек хочет завоевать расположение возлюбленного и его доверие, нужно показать ему, что такие серьезные отношения были с ним. Лорд Генри Уоттон являлся хорошим психологом, поэтому смог оказать влияние на Дориана Грея.

О дружбе

У главного героя не было друзей, потому что он ставил себя выше других. Единственным, к кому Дориан Грей прислушивался, был лорд Генри Уоттон. Именно лорд беседовал с юношей на важные темы, в том числе и касательно дружбы.

«Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается».

В цитате из книги о Дориане Грее говорится, что не стоит считать дружеские отношения постоянными в жизни человека. Нужно постараться, чтобы общение закончилось на радостной ноте, чтобы о дружбе остались только приятные воспоминания и сохранилось хорошее представление о человеке.

О молодости

Это, пожалуй, одна из главных тем книги. Конечно, все люди хотят оставаться как можно дольше молодыми по разным причинам. Кто-то волнуется из-за внешности, кто-то считает, что в юности у человека больше возможностей, а другие полагают, что молодость - самая счастливая пора.

«Молодость - единственное богатство, которое стоит беречь... Она делает царями тех, кто ею обладает».

Дориан Грей следовал совету, но это привело к разрушению его личности. Заботясь только о внешности, человек не задумывается о своей внутренней красоте, в итоге с ним не останется близких людей, а жизнь окажется пустой и однообразной. Царями будут те люди, которые заботятся о своей внутренней красоте.

«А улыбался он потому, что молодость весела без причин, - в этом ее главное очарование».

Эта цитата из "Дориана Грея" отличается от других: в ней нет ни капли цинизма, в ней просто говорится о том, чем так очаровательна молодость. Молодые люди беззаботны, редко задумываются о будущем, будучи уверенными в том, что оно непременно будет счастливым. В юности находят больше поводов для радости, поэтому нет ничего удивительного в том, что юноши и девушки часто улыбаются.

«Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все ее безумства».

Эта цитата из "Дориана Грея" показывает, что точка зрения главного героя неверна. Дело не во внешности, а во внутреннем ощущении человека. Если он остается энергичным, старается найти во всем положительные стороны, то он и ощущает себя молодым. Иногда стоит делать непривычные поступки, чтобы снова почувствовать беззаботность и легкость, свойственную юным годам.

О людях

Лорд Генри старался показать главному герою, что люди в большей своей части лицемерны, слабы и завистливы. Их мораль построена на скрытом желании быть такими же порочными, как и лорд, но глупые убеждения им в этом мешают. Но не все его рассуждения имеют циничный характер.

«Когда мы счастливы, мы кажемся себе хорошими людьми, но не все хорошие люди счастливы».

Эту цитату из "Дориана Грея" можно объяснить так: когда люди счастливы, им кажется, что они заслужили это счастье благодаря тому, что они являются хорошими. При этом такие личности становятся немного эгоистичными и не думают о других. Поэтому то, что человек чувствует себя счастливым, совсем не является показателем того, что он хороший. Просто такая персона умеет ценить то, что у нее есть.

«Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений».

Лорд Генри считал, что именно из-за благородства людей и получаются глупости. Это можно объяснить так: когда человек слишком старается, он может забыть о том, что по-настоящему нужно другому человеку. И из-за своего чрезмерного старания люди совершают глупости, но делают это они из лучших побуждений.

Об общественном мнении

Лорд Генри учил юного Грея не обращать внимание на общественное мнение, потому что оно ничего не значит. Он говорил, что важнее прожить жизнь в наслаждении, чем следовать каким-либо моральным устоям.

«Если неприятно, когда о тебе говорят, то еще хуже - когда о тебе совсем не говорят».

Эту цитату из "Дориана Грея" можно объяснить следующим образом: люди не обсуждают только неинтересных и незаметных личностей, которые ничего не делают. Но если человек стремится к чему-то или в чем-то талантлив, он будет вызывать интерес у окружающих. Если особа уверена в том, что она поступает правильно, то ей не нужно обращать внимание на общественное мнение.

О жизни

Смыслом книги можно назвать цитату Дориана Грея:

«Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам».

Главный герой произведения тратил свою жизнь только на развлечения, при этом не стремясь наполнить ее смыслом. Прожигая жизнь, не беспокоясь о чувствах других людей, человек расплатится за это одиночеством и разочарованием. Но никто не может никому навязывать свои представления о жизни.

Каждый сам выбирает свои приоритеты и живет, как ему кажется правильным. Только следует понимать, что все имеет свою цену. Поэтому, если вы стремитесь только к развлечениям, то следует быть готовыми к тому, что много времени будет потрачено впустую. Поэтому человек должен все хорошо обдумать.

Цитаты из "Дориана Грея" Оскара Уайльда отличаются некоторым цинизмом, ироничностью. Можно с ними не соглашаться, но нельзя не отметить, что в них есть толика житейской мудрости и философских рассуждений.