Биографии Характеристики Анализ

Цитаты с едой. Афоризмы и высказывания великих людей

Илья Ефимович Репин. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве - умер 29 сентября 1930 года в Куоккала, Финляндия. Русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств.

С 1878 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств. Профессор - руководитель мастерской (1894-1907) и ректор (1898-1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Непосредственный наставник В. А. Серова.

Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.

Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Стихией художника была современность, и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина - «энциклопедия пореформенной России».

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».


Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, расположенном недалеко от Харькова.

Его дед по отцовской линии - неслуживый казак Василий Ефимович Репин - вёл торговлю и владел постоялым двором. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Отец художника Ефим Васильевич (1804-1894) был в семье старшим из детей.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях, имел награды. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника.

Дед художника по материнской линии - Степан Васильевич Бочаров - также много лет отдал военной службе. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось.

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху.

Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича - Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: черно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.

В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов - эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение было упразднено, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И. М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева; юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики.

В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город.

Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска - городка, в котором родился художник Иван Крамской. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург.

Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Эту сумму за Репина внёс покровитель - руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью.

За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём, и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине».

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем.

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения...», Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.

Сюжет первой из значительных картин Репина - «Бурлаки на Волге» - был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.

Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку - двести рублей - получил от богатых покровителей Васильев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» - человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры - не хватало лишь «большого декоративного пятна». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат, и просил 25 000 рублей. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».

В работу вместе с Репиным включился и Стасов, который, хорошо разбираясь в музыке, собирал материалы в Публичной библиотеке и давал профессиональные советы. Для картины позировали Николай Рубинштейн, Эдуард Направник, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков, изображения остальных композиторов, в том числе ушедших из жизни, Репин создавал на основе гравюр и фотографий, найденных Стасовым.

В июне 1872 года состоялось открытие «Славянского базара» . Представленная публике картина получила много комплиментов, а её автор - массу похвал и поздравлений. Среди тех, кто остался недоволен, был Иван Тургенев: он сказал Репину, что не может «примириться с идеей этой картины». Позже в письме Стасову писатель назвал полотно Репина «холодным винегретом живых и мёртвых - натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова».

Веру Шевцову , сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки - сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой . На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».

Первый брак Репина длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна родила четверых детей: помимо старшей, Веры, в семье росли Надежда, Юрий и Татьяна. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым: Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей; его постоянно окружали дамы, желавшие попозировать для новых картин; Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма серьёзно повлияла на художника.

В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина, имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим».

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе» , свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи.

Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени; интерес к придуманному сюжету постепенно растаял, и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной „Садко“».

В 1876 году за картину «Садко» Репин получил звание академика.

Вернувшись в Россию, Репин в течение года - с октября 1876 по сентябрь 1877-го - жил и работал в родном Чугуеве. Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. Переезд оказался сложным: Илья Ефимович, как он сам сообщал Стасову, вёз с собой «большой запас художественного добра», который долго стоял нераспакованным из-за свалившей Репина малярии.

После выздоровления художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников.

Инициатором знакомства и Репина был Стасов, который начиная с 1870-х неустанно рассказывал писателю о появлении в русском искусстве «нового светила». Их встреча произошла в октябре 1880 года, когда в доме баронессы Симолин (Большой Трубный переулок, № 9), где проживал Репин, внезапно появился Лев Николаевич. Об этом художник подробно написал Стасову, отметив, что писатель «на портрет Крамского очень похож».

Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния; иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные - «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891)), а также десятки зарисовок и набросков; многие из них остались в разрозненных альбомах.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Толстой работал без отдыха в течение шести часов, а Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур».

С меценатом и основателем Третьяковской галереи Павлом Третьяковым Репин познакомился ещё во время работы над «Бурлаками». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Его внимание привлекли две работы - портреты сторожа и продавца. Назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного.

В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Меценат бывал дома у Ильи Ефимовича, при невозможности встретиться они обменивались письмами или короткими записками.

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений. Так, именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского - в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение».

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название - «Речь Александра III к волостным старшинам» ). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной - в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата, и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции.

Картина, работа над которой была завершена в 1886 году, находилась в первом зале второго этажа Большого Кремлёвского дворца. После революции её сняли и убрали в хранилище, а на освободившееся место повесили полотно художника Исаака Бродского «Выступление В. И. Ленина на II конгрессе Коминтерна».

Второй женой Репина стала писательница Наталья Борисовна Нордман, писавшая под псевдонимом Северова. Их знакомство произошло в мастерской художника, куда Нордман пришла вместе с княгиней Марией Тенишевой. Пока Илья Ефимович работал над портретом Тенишевой, другая гостья вслух читала стихи. Весной 1900 года Репин приехал на парижскую художественную выставку вместе с Натальей Борисовной, а в конце того же года перебрался к ней в имение Пенаты, расположенное в Куоккале.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта», «Прислуга - позор человечества».

Второй брак Репина закончился драматически: заболев туберкулёзом, Нордман покинула Пенаты. Она уехала в одну из зарубежных больниц, не взяв с собой ни денег, ни вещей. От финансовой помощи, которую ей пытались оказать муж и его друзья, Наталья Борисовна отказалась. Она скончалась в июне 1914 года в Локарно. После смерти Нордман Репин передал хозяйственные дела в Пенатах дочери Вере.

После 1918 года, когда Куоккала стала финской территорией, Репин оказался отрезанным от России. В 1920-х годах он сблизился с финскими коллегами, сделал немалые пожертвования для местных театров и других учреждений культуры - в частности, подарил большую коллекцию картин Гельсингфорскому музею.

В 1925 году в гости к Репину приехал Корней Чуковский. Этот визит стал поводом для слухов о том, что Корней Иванович должен был предложить художнику перебраться в СССР, однако вместо этого «тайком уговаривал Репина не возвращаться». Спустя десятилетия были обнаружены письма Чуковского, из которых следовало, что писатель, понимавший, что его друг «не должен на старости лет покидать» Пенаты, в то же время очень скучал по нему и звал в Россию в гости.

Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина - Исааком Бродским. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Вопрос о его возвращении рассматривался на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры».

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от наркома Ворошилова , в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело». К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале.

Дальнейшая переписка с друзьями свидетельствовала об угасании Репина. В 1927 году в письме Минченкову художник сообщал: «Мне в июне стукнет 83 года, время берёт своё, и я делаюсь форменным лентяем». Для помощи по уходу за слабеющим отцом из Здравнёва была вызвана его младшая дочь Татьяна, которая впоследствии рассказывала, что все его дети по очереди дежурили возле Ильи Ефимовича до самого конца.

Репин скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке усадьбы Пенаты. В одном из последних писем друзьям художник успел попрощаться со всеми: "Прощайте, прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы, но я о ней не хлопотал, и теперь, распростёртый в прахе, благодарю, благодарю, совершенно растроганный добрым миром, так щедро всегда меня прославлявшим".

Прикольные цитаты и афоризмы про еду и обжорство

Н а 5 день диеты, начались сны сексуального характера: большая комната… я лежу в ванне… наполненной борщом!

С алат из крабовых палочек... Хорошо, что не из овечьих шариков...

Н а кулинарном журнале написано 12+ ЧТО, ЧТО ТАМ? ОБНАЖЕННАЯ КУРИЦА?

Н едостаток продуктов питания дает пищу для размышления

К акой стол такой и стул.

Н е знаете как похудеть? Выпивайте стакан воды за три дня до еды.

С лушать музыку во время еды - обида для повара и для скрипача.

П ища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел

В се не стандартнее фигура год от года...

В от всё время так: пожру — весело, не жру — как-то скучно…

С ейчас мы едим продукты генной инженерии, а потом они будут есть нас.

У каждого свой рецепт для счастья... У меня на потолке написано: завтра бросаю жрать... Каждое утро, просыпаясь, вижу эту надпись и думаю: хорошо, что завтра, а не сегодня

В ы не поверите, но нынешний хлеб может храниться шесть месяцев - в вашем желудке.

Н а работе, в холодильнике на пироге была записка: "Не ешь меня." Теперь там пустая тарелка с запиской: "Пироги не будут мной командовать!"

И з всех орудий самоубийства самые популярные — нож и вилка.

Я после шести не ем. У меня с 6 до 7 разгрузочный час!

Н а каждый йогурт с живыми бактериями найдется по врачихе с антибиотиками.

О дни едят, чтобы жить. Другие с этой же целью голодают.

Х ороша ложка к обеду, а рюмка до обеда.

Ч аще аппетит приходит во время отсутствия еды.

Б ыстрое питание кончается медленной похоронной процессией.

Я обычно не импровизирую, а доверяю готовить еду маме. Этот старый, проверенный рецепт, достался мне еще от папы.

Л учше есть много, но часто.

Н азло врагам, съешь ужин сам.

Т олько я взялся за яйца, как сразу масло пропало.
Александр Лукашенко

Е сть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. (Марк Туллий Цицерон)

Я кабаки сменил на кабачки.

О бед в России не еда, а время суток.

Н а любимую еду обычно не хватает здоровья.

П ироги в большей степени выходят боком.

Х орошее худым не назовут.

Е сли вы боитесь поправиться, выпейте перед едой 100 г. коньяка. Коньяк ослабляет страх.

А ппетит - в отличие от голода, не утоляется.

Ч еловеческий организм растет до 25 лет. Только об этом не знают ни живот, ни задница.

М илая, давай договоримся: я говорю, что это очень вкусно, а ты больше это никогда не готовишь.

О , раствори мне хоть немного кофе!...
Владимир Вишневский

Х ороших желудков куда меньше, нежели хорошей пищи.

К урица - существо, которое едят либо до его рождения, либо после его смерти.

С амая горячая тема дня: пирожки.

И з-за стола нужно вставать с тяжелым чувством легкого голода.

Д иета - научно разработанная программа борьбы мозга с желудком, заведомо обреченная на провал.

Л юбовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда

И «чиз-», и «гам-», всё - жирбургер!

Т акое ощущение, что у меня в голове стоит будильник, заведенный на 23:00, с напоминанием: "Не забудь пожрать на ночь!"

З автрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин - с подругой.

П омни! Открытие холодильника после 18.00ч. превращает принцессу в ТЫКВУ!

О дна калория - один кал. Тысяча калорий - один кал.

Р аскрыта тайна маслин и оливок: оливки имеют оливковый цвет, а маслины - нет.

О бжора роет себе могилу зубами.

Н ичто так не притупляет голод, как жажда.

Я хочу бутерброд. А нет, показалось... Я ХОЧУ ПЯТЬ БУТЕРБРОДОВ

Я ХОЧУ ЖРАТЬ!!! Потому что есть я хотела полчаса назад.

Г орох - это пища для размышления окружающих о твоих личных качествах!

В се грибы съедобные, но некоторые только раз в жизни.

Новые и вновь открытые афоризмы и цитаты из книг и прессы

Еда

Я почти уверен в том, что за секунду до смерти сидящий на диете человек думает: «Чёрт, и почему 17 лет назад я отказался от пончиков с черникой?»
ХОАКИН ФЕНИКС, актёр

Человек есть то, что он ест.
Der Mensch ist, was er isst.
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ

Хочешь продлить свою жизнь, – укороти свои трапезы.
БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Стол – единственное место, где люди не скучают с первой же минуты.
АНСЕЛЬМ БРИЛЬЯ-САВАРЕН

Раз мы осуждены на то, чтоб есть, будем есть хорошо.
АНСЕЛЬМ БРИЛЬЯ-САВАРЕН

После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.
ОСКАР УАЙЛЬД

Одни едят, чтобы жить, другие с той же целью голодают.

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.
АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
ИММАНУИЛ КАНТ

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.
СОКРАТ

Животные кормятся, люди едят; но только умные люди умеют есть.
АНСЕЛЬМ БРИЛЬЯ-САВАРЕН

Диета – научно разработанная программа борьбы мозга с желудком, заведомо обречённая на провал.
ИЛЬЯ ГЕРЧИКОВ

Голод – лучшая приправа к еде.
СОКРАТ

Война войной, а обед – по расписанию.
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ I

Аппетит приходит во время еды.
ФРАНСУА РАБЛЕ

Вы должны любить то, что едите, или любить человека, которому готовите. Приготовление еды – это акт любви.
АЛЕН ШАПЕЛЬ, шеф.

Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.
Русская пословица

Если в стране нет по меньшей мере пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки.
САЛЬВАДОР ДАЛИ

Изобретение нового блюда делает больше для человеческого счастья, чем открытие новой звезды.
The discovery of a new dish does more for human happiness than the discovery of a new star.
А. БРИЛЛАТ-САВАРИН (A. BRILLAT-SAVARIN)

Правило трёх «С»: настоящим поваром считается лишь тот, кто может приготовить салат, соус, суп.

Рыба, чтобы стать вкусной, должна поплавать трижды: в воде, в масле и в вине.
Fish, to taste good, must swim three times in water, in butter, and in wine.
Пословица

Самым вкусным в моей жизни были пирожные в варшавской кондитерской году в 1913-м и эти крысы. Крысы дали возможность выжить, пирожные дали ориентир – для чего…
Тётя КАТЯ, блокадница. Цитата по: The New Times, 2010 № 15, страница 60

Я люблю еду. Еда вкусная.
I Like Food. Food Tastes Good.
Название английской книги

На континенте [Европа] люди хорошо едят, в Британии за столом хорошие манеры.
ДЖОРДЖ МИКЕШ

При крупных неприятностях я отказываю себе во всём, кроме еды и питья.
ОСКАР УАЙЛЬД

Чтобы хорошо жить, надо хорошо есть.

Знать о еде человек должен не меньше, чем о математике или о своём родном языке.
ГОРДОН РАМЗИ, британский повар, – Игорю Сердюку в интервью «В стремлении к крайностям». Цитата по: «Ведомости» от 7 августа 2009

Готовить быстро, есть не спеша.

Голод – наилучшая приправа к еде.
Cibi condimentum est fames.
Латинское

Кто торопливо ест и пьёт, на свете долго не живёт.
Чешская пословица

Ожирение в развитых странах – признак бедности. Когда еды вдоволь, более обеспеченные предпочитают есть не как можно больше, а как можно лучше.
ДЖОН КЭЙ, обозреватель Financial Times. Цитата по: «Ведомости» от 26 сентября 2008, стр. 4

На любимую еду обычно не хватает здоровья.
КТО-ТО

Посуда должна быть красивой, остальное не важно.
Алёна, дочь Александра Галича, о принципе неприхотливого в еде отца. Цитата по: Story, 2008, № 5, стр. 105

Мечут в тебя камнем, метни в ответ едой.
Башкирская поговорка

«Ешь простую еду, и ты сможешь всё».
КТО-ТО

«Чтобы оставаться в форме, необходимы покой, хорошая еда и, самое главное, никакого спорта».
УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ

Хочешь меня узнать, поешь со мной.
ДЖЕЙМС ДЖОЙС, «Улисс»

Бог создал пищу, а дьявол поваров.
ДЖОН ТЭЙЛОР

Вам надо больше есть плотной пищи. Вы сразу станете другим человеком.
ДЖЕЙМС ДЖОЙС, «Улисс»

Сыр – это труп молока.
ДЖЕЙМС ДЖОЙС, «Улисс»

Для нормального японца нет ничего ужаснее, чем рис, потерявший свою белизну.
ХАРУКИ МУРАКАМИ. Цитата по: The New Times, 2008, № 8, стр. 61

Многие мои взгляды и привычки сформировались из-за того, что в молодые годы я был перекормлен чёрной икрой.
ВИКТОР ЕРОФЕЕВ

Легче представить Британию без Королевы, чем без чая.
Шутка британцев

Меня никто не убедит, что в гениальной симфонии больше содержания, чем в гениальном салате. Если мы ставим памятник Моцарту, мы обязаны поставить памятник и господину Оливье.
АНАТОЛИЙ МАРИЕНГОФ, «Циники»

«Чай должен быть горьким на вкус, как и пиво, а сахар или молоко убивают его подлинный аромат».
ОЛДОС ХАКСЛИ

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»
ЛЕВ ТОЛСТОЙ

«Разумеется, лучшая английская кухня - это просто французская кухня».
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ, приводя эту фразу из французской книги и с жаром возражая ей

«Готовить нужно не спеша, с чувством, из самых свежих органических продуктов, и есть с теми, кого любишь, за одним большим столом. Бесконечно ускоряя ритм жизни, мы лишаем себя самой жизни».
КАРЛО ПЕТРИНИ, основатель движения Slow Food. Цитата по: «Коммерсантъ-Weekend», 2007, № 49, стр. 28

«Английская кухня намного лучше, чем слава о ней».
Знатоки

«Гастрономическое искусство приучает человека рационально и расчётливо управлять своим временем. Оно воспитывает в нас одновременно и мудрое терпение, и моментальную реакцию».
СЕРГЕЙ ПАРХОМЕНКО в статье «О гороховом супе, с которым никто никуда не торопится». «Коммерсантъ Weekend», 2007, № 62, стр. 49

«Классический винегрет: всё самое вкусное в одной тарелке».
КТО-ТО

«Пусть делают, что хотят, но повышать цены на кофе – это уж слишком».
Героиня СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА

«Икру я есть просто не могу, но приходится себя заставлять».
Героиня ОДРИ ТОТУ в фильме «Роковая красотка»

«Давно известно, что на кухне количество никогда не переходит в качество, скорее наоборот».
ДАРЬЯ ЦИВИНА о ресторанном меню, где представлены чуть не все столицы мира. «Коммерсантъ-Weekend», 2007, № 36, стр. 30

«Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Такой же путь смело прокладывайте к сердцу женщины».
CВЕТЛАНА ЗАХАРОВА, прима-балерина Большого театра

«Будьте осторожны с человеком, который не умеет ни есть, ни кормить».
Князь ВЛАДИМИР ОДОЕВСКИЙ, «Кухня», «Книжное обозрение», 2007, № 2, с. 19

«Слишком много поваров – прощай похлёбка».
Английская пословица

«Соус скрывает тысячу грехов».
Старинная поварская поговорка

«Вторая свежесть – что за вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя».
МИХАИЛ БУЛГАКОВ, «Мастер и Маргарита»

«Для меня ресторан – это в первую очередь люди. Я хочу, чтобы они получали удовольстивие».
АРКАДИЙ НОВИКОВ, ресторатор. GQ, 2007, № 4, стр. 192

«Есть надо или фастфуд, или чёрную икру. Но и то и другое обязательно с жареной картошкой».
ПЭРИС ХИЛТОН. Цитата по: «7 Дней», 2007, № 12, стр. 35

«Если к вам неожиданно пришли гости, а дома ничего нет, спуститесь в погреб и возьмите баранью ногу».
ЕЛЕНА МОЛОХОВЕЦ. Цитата по: «Коммерсантъ Weekly», 2007, № 29, стр. 39

«Игнорируя грецкие орехи, вы совершаете одну из главных ошибок в своей жизни».
Лидеры бельгийского Общества любителей грецких орехов. Цитата по: «7 Дней», 2007, № 12, стр. 98

«Только глупцы – не гурманы».
Нормандская мудрость

«Фарш невозможно провернуть назад».
КТО-ТО

«У итальянца в голове только две мысли; вторая – это спагетти».
КАТРИН ДЕНЁВ

«Нет ничего тяжелее пустого желудка».
Малагасийское изречение

«Мы с Папановым работали за рубежом, платили нам мало, поэтому мы ели консервы. Однажды он мне сказал: «Если ты думаешь, что эти консервы не отражаются в наших глазах, – ты ошибаешься».
АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН

«Не стоит зря тратить время, пытаясь сделать лучший в мире соус для спагетти – вкуснее того, что продаётся в супермаркете за углом, всё равно не выйдет».
Из модного журнала

«Лунная ночь и варёный рис всегда бывают кстати».
Японское изречение

«Надо кушать только хорошую пищу и понемногу, так же с книгами и кино».
КШИШТОФ ЗАНУССИ

«Кто не питает тело, тот не питает дух».
Любимое присловие поваров

«В тарелке должна быть одна часть жестокости – перец, уксус, пряности, три части силы и шесть частей нежности».

«Хороший повар – это много характера и чувства».
ЭМИЛЬ ЮН, шеф-повар страсбургского ресторана «Au Crocodile», «Известия» от 12 августа 2005

«Когда вы пробуете простое на первый взгляд блюдо высокой кухни (haute cuisine), вы чувствуете, как открывается величие повара».
ЭМИЛЬ ЮН, шеф-повар страсбургского ресторана «Au Crocodile», «Известия» от 12 августа 2005

«А существуют реабилитационные клиники для пьющих Coca-Cola? Я выпиваю шесть банок в день!»
КАРМЕН ЭЛЕКТРА

Я вегетарианец не потому, что я люблю животных, - просто я ненавижу растения.
УИТНИ БРАУН

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные.
Якобы Мария Антуанетта - по адресу голодной бедноты революционного Парижа. На самом деле фраза циркулировала во французской печати с 1760 года, то есть за тридцать лет до революции. Кроме того, в оригинале там не пирожные, а бриоши - белые булочки, то есть тот же хлеб.

Главное в лечении не количество лекарств, а их правильный выбор, потому первоочередную роль играет правильно поставленный диагноз.

Лучшее лекарство в аптеке вам никто не продаст, поскольку это – правильный образ жизни.

Привычка к болезни тоже по сути своей есть болезнь, при том, одна из наиболее опасных.

Болезненное воображение рождает вымышленные болезни, лекарств от которых не существует.

Сифилис – исключительная болезнь, поскольку рождается в удовольствии. Остальные же недуги – от нервов.

Консервативный жизненный уклад, основанный на единстве с природой – вот что являются ключом к победе над большинством недугов.

Болезнь стала нормой даже для здорового человека.

Две вещи, которые следует беречь больному – это аппетит и хорошее настроение, иначе болезнь не победить.

Больная голова – не повод голодать.

Всех людей объединяет общая участь – болезнь и смерть.

Нет большей пустоты, чем бездонная пустота боли.

Сама по себе причина недуга не так важна, однако выяснение ее позволяет определиться со способом лечения.

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Моя мать тридцать лет подавала на стол то, что осталось от обеда.

Плохо, если жена умеет готовить, но не хочет; еще хуже, если она не умеет, но хочет. Роберт Фрост

Люди, которые кормятся, а не едят, похожи на скот. - А. Брилья-Саварен

Когда человек мало ест, он беспокоится о фигуре. Ну или просто не может кушать много! – Франсуа Де Ларошфуко

Пиво – это еще одно доказательство того, что Господь любит нас и хочет, чтоб мы были счастливы.

В готовку необходимо вложить душу свою. Кушать с теми, кто дорог. Тогда сердце Ваше, в еду воплощенное, соединяется с парами любви и превращет ужин в настоящий праздник. - Карло Петрини

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. – Александр Сергеевич Пушкин

Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца - чувствительностью и благодарностью. – Александр Сергеевич Пушкин

После хорошего обеда всякому простишь, даже родному брату. – Оскар Уайльд

Хороша ложка к обеду, а рюмка до обеда. Константин Кушнер

Лучше вареное яйцо в мирную пору, чем жареный бык в войну. – Лион Фейхтвангер

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты. Ансельм Брийя-Саварен

У итальянца в голове только две мысли; вторая – это спагетти. - Катрин Денев

Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.

Самого обеда никто никогда не видел. Калвин Триллин

Если гурман постоянно подсчитывает в блюдах калории, тогда он уподобляется Казанове, не отрывающему взгляд от часов. – Джеймс Бирд

Умеренность – союзник природы и страж здровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите – соблюдайте умеренность. – Абу-ль-Фарадж

Любовь и голод правят миром. – Фридрих Шиллер

Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь – люди взрослые, труднее – люди молодые, а всех труднее – дети, и из этих последних – те, которые отличаются слишком большой живостью. – Гиппократ

Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, что бы жить.

Изобретение нового блюда делает больше для человеческого счастья, чем открытие новой звезды. - А. Бриллат-Саварин

Одно и то же блюдо никогда не бывает одно и то же. Ален Лобро

Лучше горчица после обеда, чем вместо. Рышард Подлевский

Избыток пищи мешает тонкости ума. – Сенека

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. – Марк Тулий Цицерон

Чтобы по-настоящему похудеть, достаточно отказаться от трех вещей – завтрака, обеда и ужина. Франк Ллойд Райт

Между хорошим обедом и долгой жизнью только та разница, что за обедом сладкое подают в конце. – Роберт Льюис Стивенсон

Много есть вредно, а мало – скучно. А. Карабчиевский

На континенте вас угощают хорошими обедами, в Англии – хорошими обеденными манерами. Джордж Майкс

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда. – Иммануил Кант

Лучшая приправа к пище – голод.

Никогда не спорь за обедом: тот, кто голоднее, всегда проигрывает.

Надо кушать только хорошую пищу и понемногу, так же с книгами и кино. - Кшиштоф Занусси

Всякий есть что он ест. – Людвиг Фейербах

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.

Хороший обед вызывает наружу все лучшие качества мужчины. - Джером К. Джером

Джентльмен никогда не ест. Он только завтракает, обедает и ужинает. Коул Портер

В заключенье был дан банкет. Лягушка съела мушку, уж съел лягушку, еж съел ужа, лиса съела ежа. Обед пошел в теплой дружеской обстановке. Феликс Кривин

Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Пьянство – мать всех пороков.

При крупных неприятностях я отказываю себе во всём, кроме еды и питья. - Оскар Уайльд

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру.

Хотя я вовсе не считаю, что мы должны есть говядину без горчицы, я совершенно убежден, что в наши дни существует куда более серьезная опасность: желание съесть горчицу без говядины. Гилберт Кит Честертон

Хороших желудков куда меньше, нежели хорошей пищи. – Люк де Клапье Вовенарг

После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.

Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы не знать, что нам есть.

Если у тебя есть деньги, то ешь плов, если у тебя нет денег, то ешь только плов. - Узбекская пословица

Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

Пить вино так же вредно, как принимать яд.

2. Поскольку, терпение — моя величайшая добродетель, а совершенство — моя цель, я была хорошо подготовлена для выполнения кулинарных задач. Марлен Дитрих .

3.Высокое кулинарное искусство — это единственная способность человека, о которой нельзя сказать ничего дурного. Ф. Дюрренматт

4. Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете, наевшись — вы переели; если встаете, переевши — вы отравились. Антон Павлович Чехов

5. Сытая кошка и не подумает кинуться на мышь, а голодная мышь подумает кинуться и на кошку. Бауржан Тойшибеков

6. Голодная армия — страшная сила. Константин Кушнер

7. При крупных неприятностях я отказываю себе во всем, кроме еды и питья. Оскар Уайльд

8. Обеденный этикет, вероятно, придумали люди, не знавшие чувства голода. Дельфина де Жирарден

9. Самые серьёзные политические решения обычно принимаются в уютных, тихих ресторанах. Джозеф Лафайет

10. Богатый человек всегда может поделиться с бедным своей едой, а бедный с богатым всегда может поделиться своим аппетитом. Бауржан Тойшибеков

11. Если завтракать Вам нечем, то в обед обязательно нанесите визит вежливости другу - он поделится хлебом насущным, а во время ужина посетите врага своего - он его Вам добровольно отдаст. Стас Янковский

12. Приручайте аппетит подчиняться разуму охотно. Плутарх

13. Две четверти желудка наполни пищей, одну — питьем, и одну оставь для ветра. Чжуд-ши , древнетибетский трактат

14.Если гурман постоянно подсчитывает в блюдах калории, тогда он уподобляется Казанове, не отрывающему взгляд от часов. Джеймс Бирд

15. Война войной, а обед — по расписанию. Фридрих Вильгельм I

16. Выше всех поучений и правил, как правильно жить,

Две основы достоинства я предпочёл утвердить:

Лучше вовсе не есть ничего, чем есть что попало

Лучше быть в одиночестве, чем с кем попало дружить

Омар Хайям

17. Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки, музыке без хорошего блюда. Эммануил Кант

18. Любовь и голод правят миром. Ф. Шиллер

19. Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его. Соломон
20. Раз уж человек навечно осужден постоянно есть, значит, питаться надо хорошо! Брилья-Саварена

21. Излишек пищи мешает логике ума. Сенека

22. Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать. Абу-ль-Фарадж

23. Когда были деньги, я покупал книги, а когда денег не было — одежду и пищу. Эразм Роттердамский.

24. Если хочешь жить долго и счастливо, сократи время обеда. Бенджамин Франклин

25. Не корми словами вместо хлеба. Аристофан

26. Японская кухня — вот идеальная пища для балерины. Майя Плисецкая

27. Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному. Козьма Прутков

28. За обедом ешь мало, а за ужином еще меньше, ибо здоровье всего тела куется в кузнице нашего желудка. Мигель де Сервантес Сааведра

29. Каждому не мешало бы приглядеться к себе во время еды. Элиав Канетти

30. Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти. Плутарх

31. Переедание приводит к болезни, так показывает практика. Гиппократ

32.Если, наевшись досыта, думать о пище, то даже изысканные яства не пробудят аппетита. Хун Цзычен

33. Кулинария — это вопрос времени. В общем и целом, чем больше времени, тем лучше результат. Джон Эскин

34. Я не собираюсь уморить себя голодом ради того, чтобы прожить чуть-чуть дольше. Айран Питер

35. Что бы ты ни говорил голодному, он будет слышать лишь урчание своего пустого желудка. Бауржан Тойшибеков

36. На континенте вас угощают хорошими обедами, в Англии — хорошими обеденными манерами. Джордж Майкс

37. Полноценное питание не нуждается в пищевых добавках. Константин Кушнер

38. Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо относится как к уму, так и к телу. Бенджамин Франклин

39. Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает.
Леонардо да Винчи

40. Чтобы мыслить, надо есть, — никуда не денешься! Да, но зато, сколько разных мыслей может произвести на свет один и тот же кусок хлеба!
Пьер Тейяр де Шарден

41. Корми гостя целую ночь, прежде чем задавать вопросы. Эрнст Хайне

42. Мы едим для собственного удовольствия, одеваемся — для удовольствия других. Бенджамин Франклин

43. Стол — единственное место, за которым мы не скучаем с первой же минуты. Ансельм Брийя-Саварен

44. Мы есть то, что мы едим. Ли Бо

45. Плохо, если жена умеет готовить, но не хочет; еще хуже, если она не умеет, но хочет. Роберт Фрост

46. Джентльмен никогда не ест. Он только завтракает, обедает и ужинает. Коул Портер