Биографии Характеристики Анализ

Какой мы видим лизу в родительском доме. зрения эстетики классицизма? характеризующий душевное состояние героини

Часть вопросов вынести на предварительную проработку.

Каков жанр произведения?

От какого лица идет повествование?

Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?

Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?

Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья …»

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

Как понимать финальную фразу повести?

Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
^ II. Формулируем итоговый вопрос

Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Можно дать задание творчески-исследовательского характера:

Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Если предшествующий материал усвоен, учащиеся без труда найдут отличия.

^ III. Введение понятия «сентиментализм»

На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом для уча щихся литературном направлении.
Сентиментализм в России 1

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental - чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment ) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio ) классицистов.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок - созвучен личному переживанию.

Представители сентиментализма:

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо - автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 годах ХVII в. (М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский).

Основная тематика - любовная.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике - идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики - «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархальною быта.

Черты:

Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

Подчеркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;

Культ природы;

Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
^ Из статьи Н. М. Карамзина «Что нужно автору?»

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»
^ Домашнее задание

1. Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста я историка.

2. Выбрать для выразительного чтения в классе стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина. Обосновать свой выбор.

^ Урок 15. Н. М. Карамзин - писатель и историк

Цель урока: познакомить с биографией Карамзина (журналист, писатель, филолог).

Словарная работа: публицист, эпистолярный жанр.
К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало

положено Карамзиным: журналистике, критике,

повести-роману, повести исторической,

публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский
Ход урока

^ I. Выразительное чтение стихотворений Карамзина
II. Слово учителя или подготовленного ученика

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем - симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. - военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» - масонства и просветительства. В 1803 г. Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на ХII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 г.

Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце ХVIII - начале ХIХ в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». И Лиза, и ее мать, и покойный отец - люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец - результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.

Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы А. С. Пушкин с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»
^ II. Доклады учащихся

К этому уроку предусматривается индивидуальная подготовка учащихся. Один ученик получит задание сделать сообщение о биографии Н. М. Карамзина, другой расскажет о Карамзине как о публицисте, третий - как об историке, остальные подготовят выразительное чтение стихов (по выбору), отрывков из «Писем русского путешественника», «Истории государства Российского» и др.
^ III. Итоги урока

Подводя итоги урока, учитель сделает дополнение о деятельности Карамзина и как филолога, результатом которой, по словам В. В. Виноградова, стало то, что удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык» «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Карамзин преобразовал, сблизил литературный и - разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.

Касаясь деятельности Карамзина как историка, можно добавить слова, сказанные А. С. Пушкиным: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его не удовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления своею ироническою простотою дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи. Он употреблял их как краски, но не полагал в них никакой существенной важности».

Может быть, стоит закончить уроки тем, с чего начали, - с его произведений и прочитать стихотворение «К самому себе» («Чего робеть? Ты сам с собою! Прибегни к сердцу своему...»). Эти стихотворные строчки не только факт времени, но и обращение к потомкам.
Литература к уроку

1. Лотман Ю. М. Карамзин. - М., 1996.

2. Эйдельман Н. Я . Последний летописец. - М., 1983.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I.- М.: Аванта+, 2000. С. 285-296.
Домашнее задание

Изучение темы «А. Н. Радищев» не включается в последние программы по литературе, не представлена эта тема и в учебнике-хрестоматии для 9 класса В. Я. Коровиной и др. Однако в «Методических советах» этих же авторов общие рекомендации по проведению обзорного разговора экскурса даются.

Как возможный вариант предлагаем следующую структуру урока по Радищеву.
^ Подвиг А. Н. Радищева.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Цель урока: знакомство с биографией Радищева; обсуждение «Путешествия из Петербурга в Москву» (глав).

^ Словарная работа: эмоционально-экспрессивная лексика: поразил, удивил, негодует, протестует, клеймит и т. п.
Ход урока

I. Беседа

С какой фразы начинается книга? Определите лексическое значение и эмоциональную окраску опорных слов.

С какими страницами русской литературы ХVIII в. услышите вы в ней перекличку?

Хорошо, если учащиеся вспомнят державинское «Властителям и судьям», фонвизинского «Недоросля» - это ассоциации по содержанию. А по стилистике, эмоциональной наполненности, «чувственности» - произведение Карамзина. Важно подчеркнуть, что, как это ни странно, и Карамзина, и Радищева объединяют рамки одного литературного направления - сентиментализма.
^ II. Рассказ учителя о наиболее ярких фактах биографии Радищева, его книге
III. Путешествие по страницам «Путешествия»

1. Информация о жанре путешествия.
2. Выступление учащихся с обзором содержания и комментариями (что? и как?) отдельных глав книги:

Главы «Любани», «Чудово», Едрово», «Клин» (тема русского народа);

Главы «Пешки», «Любани», «Вышний Волочок», «Медное» (тема крепостного права);

Глава «Спасская полесть», ода «Вольность» (тема самодержавия).
^ IV. Обобщение по уроку

Каким вы увидели Радищева и его произведение?

Спектр оценок может быть самым различным: нетерпимый «бунтовщик», революционер, исполненный гнева и сострадания, возмущения и гуманности...

Обратим внимание, что заканчивается книга символично: перед расставанием с читателем Радищев поставит «Слово о Ломоносове». Почему?! А. С. Пушкин, в юности написавший вслед за Радищевым оду «Вольность» и в «Памятнике» вспомнивший об этом как о своей заслуге, в неопубликованной статье «Александр Радищев» пишет: «Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу Екатерины!.. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося, конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью».
^ Домашнее задание

Домашнее сочинение «Каким я увидел ХVIII в. на страницах... (поэта или драматурга ХVIII в. по выбору учащегося)», «Бессмертные страницы ХVIII в.».

Урок 16. Итоговый по разделу I

Цель урока: выведение общих закономерностей литературы ХVIII в., проверка знаний учащихся.
Ход урока

^ I. Обобщение материала

Такая работа подразумевает систематизацию изученного материала. Желательно составление итоговой таблицы «Литература ХVIII века». Важно подчеркнуть своеобразие русской литературы.


^ Основные черты классицизма

Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации

Прославление Ломоносовым Петра I как идеального монарха и национального героя за укрепление могущества русского государства военными победами, развитием науки и культуры

Ориентация на традиции античного искусства, подражание ему

Ломоносов часто использует в одах античные мифологические имена и сюжеты:

В полях кровавый Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

Державин создал вольное переложение оды древнеримского поэта Горация


Рационализм - философская основа классицизма. Конфликт между чувством и долгом решается в пользу долга

Ломоносов предпочитает изображать героев и их подвиги, а не личные, интимные чувства («Разговор с Анакреоном»):

Хоть нежности сердечной в любви я не лишен,

Героев славой вечной я боле восхищен.

Фонвизин рассматривал воспитание молодых дворян как важнейший долг родителей перед обществом


Деление литературы на строго определенные жанры: высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня)

См. фрагменты «Поэтического искусства» Буало и эпистолы «О стихотворстве Сумарокова»

Прославление в высоких жанрах благородных деяний людей, которые ставят свой долг перед государством выше личного благополучия

Ломоносов призывает Елизавету заботиться о благе отечества, покровительствовать наукам и просвещению. Державин рисует образ идеального вельможи, исполняющего свой долг перед отечеством, и клеймит тех, кто забывает о священных обязанностях во имя личного благополучия:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять


В основе произведений высоких жанров - выдающиеся события

Тема оды Ломоносова - тема России, войны и мира, деяний выдающихся людей, в том числе Петра I, просвещенного монарха. Тема трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» - борьба против тирании

Герои произведений высоких жанров - монархи, государственные деятели, полководцы, придворные

Герои Державина - вельможи, императрица, военачальники

Стремление выделить в героях общие, «вечные» черты, присущие людям разных стран и народов.

Положительным героям Фонвизина свойственна справедливость, честь, верность долгу, гуманность

Торжественный, величавый язык од и трагедий

В оде Ломоносова употребляется много старославянских слов, усеченных форм прилагательных и т. д. Державин «Властителям и судиям»

Восстал всевышний Бог,

Да судит Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?


Изображение в комедиях людей разных сословий

В «Недоросле» действуют поместные дворяне, учителя, Тришка, Еремеевна, слуга, камердинер

Язык комедии приближается к разговорному

«Не прогневай, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж такой рохлею родился, мой батюшка»

Люди в произведениях классицистов - носители преобладающих качеств личности (храбрость, благородство, коварство, лицемерие и т. д.)

Правдин, Милон, Софья, Стародум воплощают справедливость, честь, достоинство

Деление героев на положительных и отрицательных

В «Недоросле» четкое деление героев на группы: положительные - Милон, Стародум, Софья, Правдин; отрицательные - Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан

Соблюдение правила «трех единств» в драматическом произведении: единства места, времени, действия; сюжет не осложнен побочными эпизодами

Класс: 9

Учитель: Сташкова Любовь Юрьевна

Тема. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Тип урока: урок-практикум.

Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.

Задачи:

1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;

2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века - течения - сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить: изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».

2. Беседа по вопросам.

- Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев.)

- С чего начинается повесть?

(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря: «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется.)

(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини.)

- Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?

(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».)

- Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?

(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т.е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.

«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть.)

- Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.

(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» - «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)

- Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?

(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало.»

Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия.)

- Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья?»

(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы.)

- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо: и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его по делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась: «У меня есть мать!».

«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».)

Физминутка.

Упражнение «Качели» (стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. При помощи глубокого дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

- Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?

(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе.)

- В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?

(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему.»)

(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей.)

- Как понимать финальную фразу повести?

(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы.)

- Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.

3. Обобщение.

- Так какова же тема повести?

(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей.)

4. Комментированное выставление оценок.

5.Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по литературе XVIII века. Повторить стихотворение и прозаические отрывки, которые были заданы наизусть.

Индивидуальное задание

Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве Н. М. Карамзина.

«Ибо и крестьянки любить умеют»

«…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских….»

(Н.М.Карамзин)

Цели урока: развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя, правильное отношение к материальным ценностям, любовь к матери.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. Бедный – нищий, несчастный, сердечный. Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.

Оборудование :

  • картина Л.В.Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной»;
  • иллюстрации учащихся к повести;
  • картина И.М.Долматова «Портрет сестры»;
  • запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года».

ХОД УРОКА

1. Проверка степени осмысления повести по вопросам:

– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение слова «бедная» для нее больше подходит?
– Обратите внимание. Что общего между героиней картины и героиней повести?
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?
– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
– Как понимать финальную фразу повести?
– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).
– Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.)
– Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? (Деревня – город).
– Какие темы развивает автор?
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

2. Формируем итоговый вопрос творчески – исследовательского характера

Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

3. Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

4. Исследование лейтмотивов повести

Работа в группах

1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.
2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини.
3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.
4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести.
5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

1. Информация о ландышах

Латинское название ландыша а дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.

Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета.

2. Избранный нами мотив («Лучи солнца») может показаться поначалу второстепенным и бледным, но стоит представить себе главную героиню, как лучи солнца хлынут целыми потоками, раскрывая душевное состояние Лизы.

3. Если цветы и лучи солнца являются символом чистоты, света, то деньги – это символ богатства, власти, алчности и корысти.
В связи с этим вспоминается еще одно пушкинское произведение – «Пиковая дама». Бедная Лиза надеется на любовь и счастье. Главный герой Герман расчетлив, играет в карты, ради денег идет на компромисс с совестью.

4. Сценка «Первая встреча»

Одним из домашних заданий было творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?

5. Заключительное слово учителя

Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги. И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

6. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

7. Звучит музыка П.И.Чайковского

Иллюстрации к `Бедной Лизе` Н.М.Карамзина.

Н.М.Карамзин. Сентиментализм. Повесть `Бедная Лиза`
Светлана Васильевна Ерина

Инна Александровна Круглова

Надежды Владимировны Богодуховой
Практикум по повести `Бедная Лиза`

Контрольные вопросы
из презентации Шейкиной Ирины Федоровны
учителя русского языка и литературы
МОУ «Пичпандинская средняя общеобразовательная школа»
uchportal.ru/load/32-1-0-8878
1.Каков жанр произведения?
2.От какого лица идет повествование?
3.Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
4.Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить ее отец с матерью?
5.Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
6.Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
7.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
8.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
9.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
10.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
11.Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
12.Как понимать финальную фразу повести?
13.Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
14.Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
15.Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Урок-исследование по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Тема: «Ибо и крестьянки любить умеют»

Цели: развить понятие о лейтмотивах, подробно остановиться на основных мотивах повести; воспитать вдумчивого читателя; правильное отношение к деньгам, любовь к матери.

Ход урока

    Проверка степени осмысления повести:

*Каков жанр произведения?

*От какого лица идет повествование?

*Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему ее научили родители?

*Какими эпитетами наделена главная героиня? Как назвал ее Эраст? Какое значение слова «бедная» для нее подходит больше?

*Что вы узнали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?

*Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

*Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

*Как понимать финальную фразу повести?

* Какие слова стали афоризмом? Кто произносит эти слова? («Ибо и крестьянки умеют любить»)

*Какое отношение к повести имеют следующие предметы?

Ландыш, стакан, клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей,свеча, розовая вода, карты, образ богоматери?

    Почему так часто употребляется слово «слезы»?Какая антитеза употребляется писателем?

    Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

    Формируем итоговый вопрос творческо-исследовательского характера.

Часто пришлось бы вносить изменения в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Классицизм

Сентиментализм

Культ разума

Сфера интереса: общественная жизнь

Нормы и првила

Культ чувства

Частная жизнь,эмоциональная сфера.

Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма.

    Слово учителя.

Николай Михайлович Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Самая знаменитая, едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

    Исследование лейтмотивов повести.

Работа в группах.

1.группа. найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.

2.группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризущий душевное состояние героя.

3.группа. Рассказать о губительной силе денег.

4.группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести.

5. группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

1. Информация о ландышах.

Латинское название ландыша означает «лилия долин, цветущая в мае».

Прекрасный цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.

В христианской мифологии ландыши-это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые отцветая, становились красными,похожими на кровь плодами.

В поэтических произведениях ландыши олицетворяют чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.