Биографии Характеристики Анализ

Конспект урока по русскому языку. Урок словарной работы «Дни недели

Нелишне будет начать с определения понятия алканов. Это насыщенные либо предельные Также можно сказать, что это углероды, в которых соединение атомов C осуществляется посредством простых связей. Общая формула имеет вид: CnH₂n+ 2.

Известно, что соотношение количества атомов H и C в их молекулах максимально, если сравнивать с другими классами. Ввиду того что все валентности заняты либо C, либо H, химические свойства алканов выражены недостаточно ярко, поэтому их вторым названием выступает словосочетание предельные либо насыщенные углеводороды.

Также существует более древнее наименование, которое лучше всего отражает их относительную химинертность - парафины, что в переводе означает «лишенные сродства».

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора: «Алканы: гомологический ряд, номенклатура, строение, изомерия». Также будут представлены данные касательно их физических свойств.

Алканы: строение, номенклатура

В них атомы C пребывают в таком состоянии, как sp3-гибридизация. В связи с этим молекулу алканов можно продемонстрировать в качестве набора тетраэдрических структур C, которые связаны не только между собой, но и с H.

Между атомами C и H присутствуют прочные, весьма малополярные s-связи. Атомы же вокруг простых связей всегда вращаются, ввиду чего молекулы алканов принимают разнообразные формы, причем длина связи, угол между ними - постоянные величины. Формы, которые трансформируются друг в друга из-за вращения молекулы, происходящего вокруг σ-связей, принято называть ее конформациями.

В процессе отрыва атома H от рассматриваемой молекулы сформировываются 1-валентные частицы, называемые углеводородными радикалами. Они появляются в результате соединений не только но и неорганических. Если отнять 2 атома водорода от молекулы предельного углеводорода, то получатся 2-валентные радикалы.

Таким образом, номенклатура алканов может быть:

  • радиальной (старый вариант);
  • заместительной (международная, систематическая). Она предложена ИЮПАК.

Особенности радиальной номенклатуры

В первом случае номенклатура алканов характеризуется следующим:

  1. Рассмотрение углеводородов в качестве производных метана, у которого замещен 1 либо несколько атомов H радикалами.
  2. Высокая степень удобства в случае с не очень сложными соединениями.

Особенности заместительной номенклатуры

Заместительная номенклатура алканов имеет следующие особенности:

  1. Основа для названия - 1 углеродная цепь, остальные же молекулярные фрагменты рассматриваются в качестве заместителей.
  2. При наличии нескольких идентичных радикалов перед их наименованием указывается число (строго прописью), а радикальные номера разделяются запятыми.

Химия: номенклатура алканов

Для удобства информация представлена в виде таблицы.

Название вещества

Основа названия (корень)

Молекулярная формула

Название углеродного заместителя

Формула углеродного заместителя

Вышеуказанная номенклатура алканов включает названия, которые сложились исторически (первые 4 члена ряда предельных углеводородов).

Наименования неразвернутых алканов с 5 и более атомами C образованы от греческих числительных, которые отражают данное число атомов C. Так, суффикс -ан говорит о том, что вещество из ряда насыщенных соединений.

При составлении названий развернутых алканов в роли основной цепи выбирается та, которая содержит максимальное количество атомов C. Она нумеруется так, чтобы заместители были с наименьшим номером. В случае двух и более цепей одинаковой длины главной становится та, которая содержит наибольшее количество заместителей.

Изомерия алканов

В качестве углеводорода-родоначальника их ряда выступает метан CH₄. С каждым последующим представителем метанового ряда наблюдается отличие от предыдущего на метиленовую группу - CH₂. Данная закономерность прослеживается во всем ряду алканов.

Немецкий ученый Шиль выдвинул предложение назвать этот ряд гомологическим. В переводе с греческого означает «сходный, подобный».

Таким образом, гомологический ряд - набор родственных органических соединений, имеющих однотипную структуру с близкими химсвойствами. Гомологи - члены данного ряда. Гомологическая разность - метиленовая группа, на которую отличаются 2 соседних гомолога.

Как уже упоминалось ранее, состав любого насыщенного углеводорода может быть выражен посредством общей формулы CnH₂n + 2. Так, следующим за метаном членом гомологического ряда является этан - C₂H₆. Чтобы вывести его структуру из метановой, необходимо заменить 1 атом H на CH₃ (рисунок ниже).

Структура каждого последующего гомолога может быть выведена из предыдущего таким же образом. В итоге из этана образуется пропан - C₃H₈.

Что такое изомеры?

Это вещества, которые имеют идентичный качественный и количественный молекулярный состав (идентичную молекулярную формулу), однако различное химическое строение, а также обладающие разными химсвойствами.

Вышерассмотренные углеводороды отличаются по такому параметру, как температура кипения: -0,5° - бутан, -10° - изобутан. Данный вид изомерии именуется как изомерия углеродистого скелета, она относится к структурному типу.

Число структурных изомеров растет быстрыми темпами с увеличением количества углеродных атомов. Таким образом, C₁₀H₂₂ будет соответствовать 75 изомерам (не включая пространственные), а для C₁₅H₃₂ уже известны 4347 изомеров, для C₂₀H₄₂ - 366 319.

Итак, уже стало понятно, что такое алканы, гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Теперь стоит перейти к правилам составления названий по ИЮПАК.

Номенклатура ИЮПАК: правила образования названий

Во-первых, необходимо отыскать в углеводородной структуре углеродную цепь, которая наиболее длинна и содержит максимальное количество заместителей. Затем требуется пронумеровать атомы C цепи, начиная с конца, к которому ближе всего расположен заместитель.

Во-вторых, основа - название неразветвленного насыщенного углеводорода, которому по количеству атомов C соответствует самая главная цепь.

В-третьих, перед основой необходимо указать номера локантов, возле которых расположены заместители. За ними записываются через дефис названия заместителей.

В-четвертых, в случае наличия идентичных заместителей при разных атомах C локанты объединяются, при этом перед названием появляется умножающая приставка: ди - для двух идентичных заместителей, три - для трех, тетра - четырех, пента - для пяти и т. д. Цифры должны быть отделены друг от друга запятой, а от слов - дефисом.

Если один и тот же атом C содержится сразу два заместителя, локант тоже записывается дважды.

Согласно этим правилам и формируется международная номенклатура алканов.

Проекции Ньюмена

Этот американский ученый предложил для графической демонстрации конформаций специальные проекционные формулы - проекции Ньюмена. Они соответствуют формам А и Б и представлены на рисунке ниже.

В первом случае это А-заслоненная конформация, а во втором - Б-заторможенная. В позиции А атомы H располагаются на минимальном расстоянии друг от друга. Данной форме соответствует самое большое значение энергии, ввиду того что отталкивание между ними наибольшее. Это энергетически невыгодное состояние, вследствие чего молекула стремится покинуть его и перейти к более устойчивому положению Б. Здесь атомы H максимально удалены друг от друга. Так, энергетическая разница этих положений - 12 кДж/моль, благодаря чему свободное вращение вокруг оси в молекуле этана, которая соединяет метильные группы, получается неравномерным. После попадания в энергетически выгодное положение молекула там задерживается, другими словами, «тормозится». Именно поэтому оно и называется заторможенным. Результат - 10 тыс. молекул этана пребывают в заторможенной форме конформации при условии комнатной температуры. Только одна имеет другую форму - заслоненную.

Получение предельных углеводородов

Из статьи уже стало известно, что это алканы (строение, номенклатура их подробно описаны ранее). Будет нелишне рассмотреть способы их получения. Они выделяются из таких природных источников, как нефть, природный, каменный уголь. Применяются также и синтетические методы. Например, H₂ 2H₂:

  1. Процесс гидрирования CnH₂n (алкены)→ CnH₂n+2 (алканы)← CnH₂n-2 (алкины).
  2. Из смеси монооксида C и H - синтез-газа: nCO+(2n+1)H₂→ CnH₂n+2+nH₂O.
  3. Из карбоновых кислот (их солей): электролиз на аноде, на катоде:
  • электролиз Кольбе: 2RCOONa+2H₂O→R-R+2CO₂+H₂+2NaOH;
  • реакция Дюма (сплав со щелочью): CH₃COONa+NaOH (t)→CH₄+Na₂CO₃.
  1. Крекинг нефти: CnH₂n+2 (450-700°)→ CmH₂m+2+ Cn-mH₂(n-m).
  2. Газификация топлива (твердого): C+2H₂→CH₄.
  3. Синтез сложных алканов (галогенопроизводных), которые имеют меньшее количество атомов C: 2CH₃Cl (хлорметан) +2Na →CH₃- CH₃ (этан) +2NaCl.
  4. Разложение водой метанидов (карбидов металлов): Al₄C₃+12H₂O→4Al(OH₃)↓+3CH₄.

Физические свойства предельных углеводородов

Для удобства данные сгруппированы в таблицу.

Формула

Алкан

Температура плавления в °С

Температура кипения в °С

Плотность, г/мл

0,415 при t = -165°С

0,561 при t= -100°C

0,583 при t = -45°C

0,579 при t =0°C

2-Метилпропан

0,557 при t = -25°C

2,2-Диметил-пропан

2-Метилбутан

2-Метилпентан

2,2,3,3-Тетра-метилбутан

2,2,4-Триметил-пентан

н-C₁₀H₂₂

н-C₁₁H₂₄

н-Ундекан

н-C₁₂H₂₆

н-Додекан

н-C₁₃H₂₈

н-Тридекан

н-C₁₄H₃₀

н-Тетрадекан

н-C₁₅H₃₂

н-Пентадекан

н-C₁₆H₃₄

н-Гексадекан

н-C₂₀H₄₂

н-Эйкозан

н-C₃₀H₆₂

н-Триаконтан

1 мм рт. ст

н-C₄₀H₈₂

н-Тетраконтан

3 мм рт. ст.

н-C₅₀H₁₀₂

н-Пентаконтан

15 мм рт. ст.

н-C₆₀H₁₂₂

н-Гексаконтан

н-C₇₀H₁₄₂

н-Гептаконтан

н-C₁₀₀H₂₀₂

Заключение

В статье было рассмотрено такое понятие, как алканы (строение, номенклатура, изомерия, гомологический ряд и пр.). Немного рассказано об особенностиях радиальной и заместительной номенклатур. Описаны способы получения алканов.

Кроме того, в статье подробно перечислена вся номенклатура алканов (тест может помочь усвоить полученную информацию).

Строение алканов

Химическое строение (порядок соединения атомов в молекулах) простейших алканов – метана, этана и пропана – показывают их структурные формулы, приведенные в разделе 2. Из этих формул видно, что в алканах имеются два типа химических связей:

С–С и С–Н.

Связь С–С является ковалентной неполярной. Связь С–Н - ковалентная слабополярная, т.к. углерод и водород близки по электроотрицательности (2.5 - для углерода и 2.1 - для водорода). Образование ковалентных связей в алканах за счет общих электронных пар атомов углерода и водорода можно показать с помощью электронных формул:

Электронные и структурные формулы отражают химическое строение, но не дают представления о пространственном строении молекул, которое существенно влияет на свойства вещества.

Пространственное строение, т.е. взаимное расположение атомов молекулы в пространстве, зависит от направленности атомных орбиталей (АО) этих атомов. В углеводородах главную роль играет пространственная ориентация атомных орбиталей углерода, поскольку сферическая 1s-АО атома водорода лишена определенной направленности.

Пространственное расположение АО углерода в свою очередь зависит от типа его гибридизации (часть I, раздел 4.3). Насыщенный атом углерода в алканах связан с четырьмя другими атомами. Следовательно, его состояние соответствует sp3-гибридизации (часть I, раздел 4.3.1). В этом случае каждая из четырех sp3-гибридных АО углерода участвует в осевом (σ-) перекрывании с s-АО водорода или с sp3-АО другого атома углерода, образуя σ-связи С-Н или С-С.

Четыре σ-связи углерода направлены в пространстве под углом 109о28", что соответствует наименьшему отталкиванию электронов. Поэтому молекула простейшего представителя алканов – метана СН4 – имеет форму тетраэдра, в центре которого находится атом углерода, а в вершинах – атомы водорода:

Валентный угол Н-С-Н равен 109о28". Пространственное строение метана можно показать с помощью объемных (масштабных) и шаростержневых моделей.

Для записи удобно использовать пространственную (стереохимическую) формулу.

В молекуле следующего гомолога – этана С2Н6 – два тетраэдрических sp3-атома углерода образуют более сложную пространственную конструкцию:

Для молекул алканов, содержащих свыше 2-х атомов углерода, характерны изогнутые формы.Это можно показать на примере н-бутана (VRML-модель) или н-пентана:

Изомерия алканов

Изомерия – явление существования соединений, которые имеют одинаковый состав (одинаковую молекулярную формулу), но разное строение. Такие соединения называются изомерами .

Различия в порядке соединения атомов в молекулах (т.е. в химическом строении) приводят кструктурной изомерии . Строение структурных изомеров отражается структурными формулами. В ряду алканов структурная изомерия проявляется при содержании в цепи 4-х и более атомов углерода, т.е. начиная с бутана С 4 Н 10 . Если в молекулах одинакового состава и одинакового химического строения возможно различное взаимное расположение атомов в пространстве, то наблюдается пространственная изомерия (стереоизомерия) . В этом случае использование структурных формул недостаточно и следует применять модели молекул или специальные формулы - стереохимические (пространственные) или проекционные.

Алканы, начиная с этана H 3 C–СН 3 , существуют в различных пространственных формах (конформациях ), обусловленных внутримолекулярным вращением по σ-связям С–С, и проявляют так называемую поворотную (конформационную) изомерию .

Кроме того, при наличии в молекуле атома углерода, связанного с 4-мя различными заместителями, возможен еще один вид пространственной изомерии, когда два стереоизомера относятся друг к другу как предмет и его зеркальное изображение (подобно тому, как левая рука относится к правой). Такие различия в строении молекул называют оптической изомерией .

. Структурная изомерия алканов

Структурные изомеры - соединения одинакового состава, отличающиеся порядком связывания атомов, т.е. химическим строением молекул.

Причиной проявления структурной изомерии в ряду алканов являетсяспособность атомов углерода образовывать цепи различного строения.Этот вид структурной изомерии называется изомерией углеродного скелета .

Например, алкан состава C 4 H 10 может существовать в виде двух структурных изомеров:

а алкан С 5 Н 12 – в виде трех структурных изомеров,отличающихся строением углеродной цепи:

С увеличением числа атомов углерода в составе молекул увеличиваютсявозможности дляразветвления цепи, т.е. количество изомеров растет сростом числа углеродных атомов.

Структурные изомеры отличаются физическими свойствами. Алканы с разветвленным строением из-за менее плотной упаковки молекул и,соответственно, меньших межмолекулярных взаимодействий, кипят при болеенизкой температуре, чем их неразветвленные изомеры.

Приемы построения структурных формул изомеров

Рассмотрим на примере алкана С 6 Н 14 .

1. Сначала изображаем молекулу линейного изомера (ее углеродный скелет)

2. Затем цепь сокращаем на 1 атом углерода и этот атом присоединяем к какому-либо атому углерода цепи как ответвление от нее, исключая крайние положения:

(2) или (3)

Если присоединить углеродный атом к одному из крайних положений, то химическое строение цепи не изменится.

Применение алканов довольно разнообразное — их используют в качестве топлива, а также в механике, медицине и т.д. Роль этих химических соединений в жизни современного человека трудно переоценить.

Алканы: свойства и краткая характеристика

Алканы представляют собой нециклические углеродные соединения, в которых атомы углерода связаны простыми насыщенными связями. Эти вещества представляют собой целый ряд с определенными свойствами и характеристиками. выглядит следующим образом:

N здесь представляет собой количество атомов углерода. Например, CH3, C2H6.

Первые четыре представителя ряда алканов — газообразные вещества — это метан, этан, пропан и бутан. Следующие соединения (от C5 до C17) — это жидкости. Ряд продолжается соединениями, которые при нормальных условиях представляют собой твердые вещества.

Что же касается химических свойств, то алканы являются малоактивными — они практически не взаимодействуют со щелочами и кислотами. Кстати, именно химическими свойствами определяется применение алканов.

Тем не менее, для этих соединения характерны некоторые реакции, включая замещение атомов водорода, а также процессы расщепления молекул.

  • Самой характерной реакцией считается галогенирование, при котором атомы водорода заменяются галогенами. Большое значение имеют реакции хлорирования и бромирования этих соединений.
  • Нитрование — замещение водородного атома нитрогруппой при реакции с разбавленной (концентрация 10%) В обычных условиях алканы не взаимодействуют с кислотами. Для того чтобы провести подобную реакцию, нужна температура 140 °С.
  • Окисление — при нормальных условиях алканы не поддаются воздействию кислорода. Тем не менее, после поджигания на воздухе эти вещества вступают в окончательными продуктами которой являются вода и
  • Крекинг — эта реакция проходит лишь при наличии необходимых катализаторов. В процессе происходит расщепление стойких гомологических связей между атомами углерода. Например, при крекинге бутана в результате реакции можно получить этан и этилен.
  • Изомеризация — в результате воздействия некоторых катализаторов возможна некая перестройка углеродного скелета алкана.

Применение алканов

Основным естественным источником этих веществ являются столь ценные продукты, как природный газ и нефть. Области применения алканов на сегодняшний день очень широки и разнообразны.

Например, газообразные вещества используют как ценный источник топлива. Примером может служить метан, из которого и состоит природный газ, а также пропанобутановая смесь.

Еще один источник алканов — нефть , значение которой для современного человечества переоценить трудно. К нефтяным продуктам относят:

  • бензины — используются в качестве топлива;
  • керосин;
  • дизельное топливо, или легкий газойль;
  • тяжелый газойль, который применяют в качестве смазочного масла;
  • остатки используют для изготовления асфальта.

Нефтяные продукты также используются для получения пластмасс, синтетических волокон, каучуков и некоторых моющих средств.

Вазелин и вазелиновое масло — продукты, которые состоят из смеси алканов. Их используют в медицине и косметологии (в основном для приготовления мазей и кремов), а также в парфюмерии.

Парафин — еще один всем известный продукт, которые представляет собой смесь твердых алканов. Это твердая белая масса, температура топления которой составляет 50 - 70 градусов. В современном производстве парафин используется для изготовления свечей. Этим же веществом пропитывают спички. В медицине с помощью парафина проводят разного рода тепловые процедуры.

Урок словарной работы

«Дни недели»

Учитель. Посмотрите на эмблему нашего урока (совушка). Вспомните, что мы сегодня будем изучать.

Дети. Сегодня мы познакомимся с новыми словами.

У. Сегодня мы будем путешествовать по графствам, где правят Лексика, Этимология, Орфография. Покажите эти графства на карте.

Что изучают в лексике?

Д. Лексическое значение слов.

У. Что изучают в этимологии?

Д. Историю и происхождение слов.

У. Что изучают в орфографии?

Д. Правописание слов.

У. Я вам предложу загадки, а вы отгадаете, какие слова мы будем учить.

В книге шесть листов простых,

а седьмой — золотой.

Есть семь братьев:

годами равные, именами разные.

— О ком или о чем так сказано?

Д. Это дни недели.

У. Запишем тему сегодняшнего урока — «Дни недели».

Итак, сегодня мы будем говорить о днях недели, узнаем историю их названий, научимся писать эти слова. Но прежде чем графини Лексика, Орфография и Этимология разрешат вам войти в свои графства, они хотели бы испытать вас. Ответьте, что обозначает слово неделя’]

Д. Все дни, их семь.

У. Правильно, это семь дней от понедельника до воскресенья. А какова история этого слова, мы узнаем из справки, которую приготовила нам графиня Этимология.

Слово неделя есть во всех славянских языках: украинском, болгарском, польском. Это слово образовалось от слов не делати и обозначало в древнерусском языке день отдыха, воскресенье. Постепенно слово неделя стало обозначать семь дней — от понедельника до воскресенья.

— Графини нас пропустили, но хотели бы услышать, как вы по порядку называете все семь дней недели.

Д. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

У. Первый день — понедельник. Кто из вас отгадает, почему день так назван?

Д. Не знаем.

У. Помочь нам может Этимология.

Понедельник — слово общеславянское. Когда-то началом недели считали воскресенье. А воскресенье у славян называлось неделя. И первый день недели — воскресенье — стали называть понедельник.

— Запишем в тетрадях слова неделя, понедельник.

Думаю, что значение слова вторник и историю этого слова мы определим быстрее. Какое слово русского языка оно напоминает?

Д. Второй — это же второй день недели!

У. Посмотрим, верно ли наше предположение.

Вторник — это слово пришло в наш язык из старославянского. Обозначает второй день после воскресенья. Оно близко по значению слову второй.

— Запишем в тетрадях — вторник.

Какой следующий день недели?

У. Определите значение.

Д. Середина, посредине.

У. Вновь обратимся за помощью к Этимологии.

Среда — слово заимствовано из старославянского языка. Обозначает середину, средний день недели.

— Прекрасно! Мы с вами уже хорошо чувствуем и понимаем язык, грамотно определяем значения слов и даже знаем их историю. Запишем слово среда.

Следующее слово — четверг. Сможем определить значение?

Д. Четвертый день недели.

У. Этимология подтверждает наше предположение.

Четверг — это слово общеславянское, означает четвертый день недели. Значение этого слова близко к значению слов четверо, четыре.

— Запишем и это слово в тетради.

Пятница — значение этого слова не является для вас тайной. Кто определит его значение?

Д. «Пять», «пятый день недели».

У. Пятница — это слово древнерусское. Пятый день назван пятницей по счету дней недели.

— Запишите это слово в тетрадь Суббота. История этого слова довольно необычна. Оно проделало длинный путь из языка в язык: из еврейского языка пришло в греческий, из греческого — в славянский, а оттуда — к нам в русский язык. В еврейском языке слово суббота читалось как шаббат, что значит «отдых, праздник». Евреи отдыхают в субботу. Из всех дней недели это единственное слово неславянского происхождения.

— Очень внимательно запишем слово, диктуя себе: суббота.

Итак, воскресенье. Какое слово русского языка напоминает вам это?

Д. Не знаем.

У. Нам поможет Этимология.

Воскресенье — это слово пришло в наш язык из старославянского. Образовалось от слова воскресить. Название этого праздничного дня связано с историей Иисуса Христа.

— Запишем слово в тетрадь.

А сейчас графини Лексика и Этимология предлагают нам игру в грамматические комплименты. Мы ведь любим, когда нам говорят хорошее. Вот и мы сейчас будем говорить хорошее словам: что они обозначают, их историю происхождения.

Неделя — ? Понедельник — ? Вторник — ? Среда — ? Четверг — ? Пятница — ? Суббота — ? Воскресенье — ?

Молодцы, мы порадовали графинь! Теперь очередь Орфографии. Запишите по памяти в тетради названия всех дней недели. А Орфография выберет лучшие работы.

В заключение графини предлагают решить этимологические задачи:

1. Какое слово является родственником словам неделя, понедельник!

2. Какие из дней недели названы по счету? (Вторник, среда, четверг, пятница)

3. Какое название дня недели — слово неславянского происхождения? (Суббота)

4. Какой день недели связан с древней историей? (Воскресенье.)

Урок подходит к концу, заканчивается наше путешествие. Думаю, что графини довольны вашей работой, они обязательно придут к нам в гости еще. Вы же выучите правописание названий дней недели

На уроке ребятам рассказывается о том, что с 21 февраля 2000 года отмечается день родного языка. Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных учащимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Г. Апшеронска Краснодарского края

Учитель начальных классов

Неволина О.В.

Конспект урока русского языка в 3 классе

По теме: «Международный день родного языка».

Цели: формирование бережного отношения к родному языку, воспитывать любовь к русскому языку; развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; совершенствование знаний о частях речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящен международному дню родного языка.

  1. Работа по теме урока.
  1. Разговор о языке.

Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается 21 февраля с 2000 года. (слайд)

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. «Великими языками» принято называть китайский, индийский, английский – ими пользуются наибольшее количество людей. За ними следуют немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский и, конечно, русский. Заниматься языком очень интересно и увлекательно.

В истории русского народа есть пословица: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она говорит нам, что важен не только внешний вид, но и то, что человек думает и говорит. Один мудрец сказал: «Подобно тому, как крепость глиняной посуды проверяют по звону, человека проверяют, по словам, которые, изрекают его уста».

Приведу вам интересный пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом. Однажды его хозяин велел ему приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и сделал из них три блюда. Хозяину Эзоп сказал: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз после распоряжения купить самое худшее, Эзоп опять купил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войну.

1-й чтец

Не счесть на земле языков и наречий,

Они существуют, наверное, вечно.

Но нам всех дороже наш русский язык,

И каждый из нас к нему с детства привык.

2-й чтец

Но вот незадача, мы русские, вроде,

Однако чего не услышишь в народе:

Слова искажают, коверкают речь.

Мы вас попытаемся предостеречь.

3-й чтец

Не – тама, а там, и не здеся, а здесь,

Однако, приятель, ошибок не счесть.

А выс о ко, глуб о ко, что за дела?

Дела, я скажу вам, как сажа бела!

1-й чтец

Ты русский иль чукча? Тогда, если можно,

Расставь ударения, это не сложно.

Дос у г, а не д о суг, звон и т, а не зв о нит.

Ошибки повсюду: и в школе, и дома.

Там о жня, ход а тайство и катал о г –

Запомни и выучи их назубок.

2-й чтец

На русском писали Достоевский и Горький,

Тургенев, Есенин, Толстой и не только.

Ты будь с языком осторожней, мой друг

И вслушайся в речи друзей и подруг.

3-й чтец

Вы чё, блин, в натуре, достали, бакланы,

Мне ваши уроки, блин, по барабану.

Я перец крутой, и базар мой, что надо.

Ребята, ведь это всего лишь бравада!

1-й чтец

Не бросай свои слова на ветер,

Будь за каждое слово в ответе!

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Эту пословицу с детства ты знаешь!

2-й чтец

«Знай же цену каждому слову!», -

Мы повторяем снова и снова!

Учи! Почитай наш великий язык!

Ведь русский язык и могуч и велик!

(слайд)

А что говорили о русском языке выдающиеся русские и зарубежные писатели:

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Тургенев И.С.

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», – И.С.Тургенев.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой», – считал Л.Н.Толстой.

«Это прекраснейший из всех европейских языков», –писал классик французской литературы Простер Мериме.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

Белинский В.Г.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Куприн А.И.

  1. Что такое слово.

Как известно наша речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из слов. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть.

Всему название дано – и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

1-й ученик

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

2-й ученик

Каждое слово имеет свой вкус.

Одни слова – горьки, как полынь.

Другие – слаще абхазских дынь.

Есть слова, как приправы у горцев,

А есть еще и такие слова,

Что морской воды солоней и горше.

Есть и безвкусные, как трава.

Всякие есть у людей слова.

Я приглашаю вас отправиться в путешествие по стране языкознания.

Итак, начинаем наш турнир.

Сегодня ждут вас старые друзья, узнает каждый их – и вы, и я!

  1. Имя существительное.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

(Имя существительное)

Конкурс «Поймай слово»

Я буду называть слова, а вы их будете ловить, т.е. записывать. Девочки – существительные женского рода, а мальчики – мужского рода.

Плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, врач, дочь, шалаш, печь, мяч, речь, ложь, уж, вещь.

Конкурс «Отгадай слово» (слайд)

Корень из слова СКАЗКА.

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК.

Приставка в слове РАСХОД.

Окончание в слове ДОМ.

(рассказчик)

Корень в слове СНЕЖИНКА.

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ.

Суффикс в слове ЛЕСНИК.

Окончание в слове СТОЛ.

(подснежник)

Конкурс «Ласковый»

Я буду говорить слово, а вы будете превращать его в ласковое, приятное.

Мама (мамочка) , солнце (солнышко) , брат, кошка, птица, дочка, замок, карандаш.

  1. Имя прилагательное.

Даю я признаки предметам – они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

Конкурс «Опиши игрушку» (слайд)

Учитель показывает на слайде предметы. Задание: написать как можно больше прилагательных, описывающих предмет.

  1. Глаголы.

Что для меня предметы – лишь названья,

А я приду – все в действие придет.

(Глагол)

Конкурс «Скажи наоборот»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь … (близко).

Скажу я слово трус, ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу, ответишь ты … (конец).

Открыть, лечь, плакать, уходить, говорить, найти, выбежать, заснуть.

Конкурс «Замени одним глаголом»

Дать стрекоча – (убежать) , чесать языки – (болтать) , водить за нос – (обманывать) , прикусить язык – (замолчать) , зарубить на носу – (запомнить) , падать с ног – (устать) .

  1. Местоимение.

Я о себе такого мнения: огромна роль моя.

Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

(Местоимение)

Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь – я)

Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (тык – ва)

Первый слог – личное местоимение, второй – тоже, что несчастье. Вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (я – беда)

  1. Итог урока.

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и, надеюсь, узнали для себя что-то новое и интересное. (слайд)

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

дос у г звон и т ход а тайство там о жня катал о г

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Куприн А.И. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». Белинский В.Г. «Это прекраснейший из всех европейских языков» , –писал классик французской литературы Простер Мериме.

сказка извозчик дом расход рас сказ чик

снежинка подъезжал стол лесник под снеж ник

Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, – выучи русский язык. Он твой наставник, великий, могучий, он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, – выучи русский язык!

Спасибо! Урок закончен!