Биографии Характеристики Анализ

Дети дмитрия ивановича менделеева. Блок и Менделеева


Знаменитый поэт Александр Блок , со дня рождения которого 28 ноября исполняется 136 лет, говорил, что в его жизни было только две женщины – «Люба и все остальные». Он действительно очень любил свою жену – дочь ученого Дмитрия Менделеева, но этот брак был очень странным. Блок называл свою жену Прекрасной Дамой, считая, что физическая близость – помеха близости духовной. А Любовь Менделеева мечтала о земном женском счастье и была вынуждена искать его с другими…



Идеи философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности нашли неожиданное преломление не только в творчестве, но и в жизни Блока, который стремился обрести свой идеал Прекрасной Дамы. С Любовью Менделеевой они были знакомы с детства, а когда встретились снова (Блоку было 17 лет, а Менделеевой – 16), между ними возникли чувства. Правда, вначале они были неоднозначными: Люба даже называла друга детства «позером с повадками фата». Тогда они участвовали в домашней постановке шекспировского «Гамлета», где главную роль играл Блок, а Люба – роль Офелии. Она покорила поэта своей серьезностью, строгостью и неприступностью.



Их общение вскоре прекратилось, но в будущем состоялось несколько случайных встреч с Менделеевой, которые Блок воспринял как мистический знак свыше, и решил, что Люба – его судьба. В реальной девушке он увидел воплощение идеализированного образа Прекрасной Дамы, которую воспел в стихах. Однако Люба противилась навязанной ей роли и часто повторяла поэту: «Пожалуйста, без мистики!». Тем не менее она вышла за него замуж. Дмитрий Менделеев был очень доволен тем, что дочь решила связать судьбу с внуком его давнего приятеля – профессора Бекетова, хотя стихов Блока не любил: «Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать».



Сразу же после свадьбы Блок заявил жене, что физическая близость может разрушить духовную связь. Подобное отношение к браку сформировалось у поэта не только под воздействием философских взглядов Вл. Соловьева, но и в результате личного негативного опыта: физическая близость ассоциировалась у Блока с проститутками, и поэтому воспринималась как нечто грязное и кратковременное. Позже отношения супругов все же перешли эту грань, но спустя два года прекратились вовсе. Менделеева тщетно умоляла мужа в письмах: «Милый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и платье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо».



В воплощение Вечной Женственности поверил не только сам Блок, но и поэты-символисты из его окружения. Их брак трактовали как священную мистерию, как воссоединение пророка и его музы, и видели в этом предвестие обещанного Вл. Соловьевым мирового очищения. В каждом жесте, слове, наряде Любы поэты искали скрытые символы. Не все были очарованы ею – Анна Ахматова называла ее «круглой дурой» и «бегемотом, поднявшимся на задние лапы». Но под обаяние Любови Менделеевой попал близкий друг Блока Андрей Белый, и его поклонение Прекрасной Даме скоро переросло в обычную земную любовь к земной женщине. А Менделеева об этом мечтала уже давно.



Любовь Дмитриевна чувствовала себя ненужной мужу и, как она писала, «брошенной на произвол каждого, кто стал бы за ней упорно ухаживать». Она долго металась, но в 1907 г. решила прекратить отношения с Белым. Однако брак это не спасло. У Блока в это время случился бурный роман с актрисой Натальей Волоховой. Менделеева сама пришла к сопернице и предложила ей взять на себя заботы о поэте: «К Сашеньке нужен особый подход, он нервен, его дед умер в психиатрической лечебнице, да и мать страдает эпилептическими припадками, а он к ней очень привязан... В общем, решайте сами». На этом роман и закончился.



У Менделеевой тоже случались романы. Когда муж узнал о ее связи с поэтом Г. Чулковым, она ответила: «Я же верна моей настоящей любви, как и ты? Курс взят определенный, так что дрейф в сторону не имеет значения». И после она признавалась Блоку во всех своих увлечениях, не забывая напоминать о том, что муж для нее – единственная любовь. От актера К. Лавидовского она даже забеременела, и Блок согласился быть отцом ребенку, так как своих детей не мог иметь. Но мальчик скончался спустя 8 дней после рождения.



Тем не менее Любовь Менделеева оставалась с поэтом до конца его дней. Когда он заболел, ухаживала за ним, обменивая драгоценности на лекарства. В 1921 г. Блок скончался, жена пережила его на 18 лет. Она больше так и не вышла замуж.



Такие странные браки не были редкостью в те времена: Странный брак: Любовь Менделеева и Александр Блок.

Любовь Дмитриевна Менделеева (Басаргина- сценический псевдоним).

Под финал своей жизни великий поэт Александр Блок поймет, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». Люба — дочь талантливейшего ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Они были знакомы с детства: когда их отцы вместе служили в университете, маленькие Саша и Люба в колясочках гуляли в университетском саду. Потом они встретились, когда Саше было 17 лет, а Любе — 16. Он к тому времени уже успел пережить бурную страсть с 37-летней Ксенией Садовской и приехал в имение Менделеевых Болотово, где они вместе с Любой сыграли шекспировского «Гамлета». Он — Гамлета, она — Офелию. После спектакля пошли погулять и впервые остались наедине…

Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялись следы,
Шли, освещенные полной луною,
В час, порождающий страсти мечты.

Стана ее не коснулся рукою,
Губок ее поцелуем не сжег...
Всё в ней сияло такой чистотою,
Взор же был темен и дивно глубок.

Лунные искры в нем гасли, мерцали,
Очи, как будто, любовью горя,
Бурною страстью зажечься желали
В час, когда гасла в тумане заря...

Странно: мы шли одинокой тропою,
В зелени леса терялся наш след;
Стана ее не коснулся рукою...
Страсть и любовь не звучали в ответ.,


Через год он назовет ее своей Прекрасной Дамой, Вечной Женой, Таинственной Девой и сделает официальное предложение семье Менделеевых. Идеальный на первый взгляд союз поэта и его музы был далеко не столь счастливым. Блок считал, что любовь физическая не может сочетаться с любовью духовной, и в первую же брачную ночь попытался объяснить молодой жене, что телесная близость помешает их духовному родству… …Стоял теплый август 1903 гола, старинной дворянской усадьбе Шахматово, что под Москвой, буй-ным цветом расцвели огненные на-стурции и пурпурные астры, как будто специально старались успеть к свадьбе Александра Блока и Лю-бови Дмитриевны Менделее-вой, дочери создателя Периодической системы эле-ментов. Невеста была чудо как хороша в длинном белом платье со шлейфом, а же-них, казалось, сошел прямо со стра-ниц модного английского романа: белая шляпа, фрак, высокие сапо-ги - вылитый лорд Байрон! Когда смолкла веселая музыка, дорогое шампанское было допито, а за мо-лодыми торжественно затворили дверь спальни, между ними произо-шел странный разговор: «Любаша, я должен сказать тебе что-то очень важное», - начал Блок, нервно рас-хаживая по комнате. - «Сейчас он снова признается мне в страстной любви! Ох уж эти поэты!» - поду-мала Люба, в изнеможении опус-тившись на брачное ложе и мечта-тельно прикрыв глаза. - «Ты ведь знаешь, что между мужем и же-ной должна быть физическая бли-зость? » - продолжал между тем но-воиспеченный муж. - «Ну, я об этом только немного догадываюсь», - за-лилась краской хорошо воспитан-ная Люба. - «Так вот запомни раз и навсегда: у нас этой самой «близос-ти» не будет никогда!» - вдруг жес-тко отрезал Блок. От неожиданнос-ти невеста вскочила. - «Как не бу-дет? Но почему, Сашура? Ты меня не любишь?» - «Потому что все это темное начало, ты пока этого не по-нимаешь, но скоро... Сама посуди: как я могу верить в тебя как в зем-ное воплощение Вечной Женствен-ности и в то же время употреблять, как уличную девку?! Пойми, плотс-кие отношения не могут быть дли-тельными!».. .Молодая жена стояла ни жива ни мертва, отказываясь верить своим ушам. Что он говорит? А как же его стихи о прекрасной Незнакомке, в которой она сразу узнала себя? Разве не ею он грезил? Разве се-годня в церкви их соединили не для того, чтобы они стали единым целым и больше никогда не разлучались?! «Я все равно уйду от тебя к другим, -уверенно подытожил Блок, глядя ей прямо в глаза. - И ты тоже уйдешь. Мы беззаконны и мятежны, мы сво-бодны, как птицы. Спокойной но-чи, родная!» Блок по-братски поце-ловал жену в лоб и вышел из спаль-ни, плотно затворив за собой дверь. И Любовь Дмитриевна Менделеева пожалела, что в таблице ее отца не нашлось места самому главному эле-менту - под названием «Любовь».

«Пожалуйста, без мистики!»

Лежа без сна в ту ночь в холодной супружеской постели, Люба пыта-лась вспомнить, где же она упусти-ла из виду перемену в поведении своего Сашеньки, которая при-вела к таким страшным и непо-нятным речам? ...Впервые она увидела Блока летом 1898 года. Он приехал в имение ее отца Боблово, нахо-дившееся по соседству с Шахматово, на ослепительно белом ко-не по кличке Мальчик. С первого взгляда ей совершенно не понра-вился этот высокий худощавый юноша с задумчивым взглядом и надменным выражением тонких губ. Но в то же время она смут-но почувствовала, что именно с этим мужчиной будет связано в ее жизни что-то очень важное. Его ранние стихи сладко волно-вали душу
молоденькой гимна-зистки в розовом платье... А вот Блок еще тогда выделил Любу из множества других знакомых ба-рышень. (Опыт по этой части у поэта был уже немалый: начи-ная с коротких связей с прости-тутками и заканчивая романом на водах с женщиной старше его на целых 20 лет!)Окончательно он понял, что Любаша Менделеева -это судьба и его Прекрасная Дульсинея, после того как на Пасху 1901 года получил от горячо любимой ма-тушки книгу стихов Владимира Соловьева. На впечатлительную натуру Блока книжка произвела неизглади-мое впечатление! Земная жизнь - это лишь искаженное подобие мира вы-сшей реальности, а пробудить чело-вечество к ней способна только Веч-ная Женственность, которую Соло-вьев называл еще Мировой Душой. Вот он, ключ к мирозданию!.. 10 но-ября 1902 года Блок написал в пись-ме к Любе Менделеевой: «Ты - мое солнце, мое небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая Моя Тайна и Послед-няя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца. Играй ей, если это мо-жет быть Тебе забавой. Если мне ког-да-нибудь удастся что-нибудь совер-шить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, все будет Твое, от Тебя и к Тебе. Твое Имя здешнее - великолепное, широ-кое, непостижимое. Но Тебе нет име-ни. Ты - Звенящая, Великая, Полная, Осанна моего сердца бедного, жалко-го, ничтожного. Мне дано видеть Те-бя Неизреченную». Это была «первая ласточка» его без умной теории об идеаль-ной любви. Но бедная Люба тогда не при-дала большого зна-чения словам вос-торженного поэ-та: ей было лестно такое внимание, она чувствовала себя средневеко-вой принцессой на рыцарском тур-нире и была счаст-лива.

«Ах, какая же я была дурочка! - думала несостоявшаяся молодая же-на, плача в подушку. - Как же я сразу не догадалась, что он меня выдумал и любит свою выдумку, и только...» Справедливости ради стоит заметить, что винить Любови Дмитриевне себя было особенно не в чем. За несколь-ко лет их знакомства с Блоком она старалась как могла возвращать его к реальной жизни из заоблачных да-лей. И если поначалу ей нравилась иг-ра в возвышенную любовь, то вскоре она уже частенько перебивала горя-чие сумбурные речи Блока словами: «Пожалуйста, Саша, давай без мис-тики!» А в одном из писем в поры-ве откровенности и вовсе назвала ве-щи своими именами: «Милый, ми-лый мой, ненаглядный, голубчик, не надо в письмах целовать ноги и пла-тье, целуй губы, как я хочу целовать долго, горячо». После такого явного «бесстыдства» со стороны своей воз-любленной Блок поссорился с Любой, и, казалось, они расстались навсег-да. Но шли дни, неде-ли, месяцы, а образ веселой розовоще-кой Любочки не покидал поэта. И однажды, выйдя из дому, он вошел в первый попавшийся особняк, где давали бал, безошибочно отыскал Любу на втором этаже и с ходу сде-лал ей предложение: «Вели, и я вы-думаю скалу, чтобы броситься с нее в пропасть. Вели - и я убью перво-го, и второго, и тысячного человека из толпы... И вся жизнь в одних тво-их глазах, в одном движении!» И Лю-ба, знавшая, что ее Сашура приоб-рел пистолет, чтобы в случае отказа быстро свести счеты с этой «неиде-альной» жизнью, не рискнула брать грех на душу и сказала «да», наивно веря, что семейная жизнь все расста-вит по своим местам.

Была ты всех ярче, верней и прелестней,
Не кляни же меня, не кляни!
Мой поезд летит, как цыганская песня,
Как те невозвратные дни...
Что было любимо - всё мимо, мимо...
Впереди - неизвестность пути...
Благословенно, неизгладимо,
Невозвратимо... прости!

Женщина «в дрейфе»

Наутро после первой «брачной ночи» Люба Блок вышла из спальни с красными от слез глазами и осунув-шимся бледным лицом. Но она и не думала сдаваться! Подобно Скарлет О"Харе, намеренной вернуть своего Рета Батлера, она была полна отчаян-ной решимости. Чего бедняжка толь-ко не делала! В ход пошли все тради-ционные женские средства обольще-ния: наряды от самых модных петербургских портних, белье из Парижа, приворотные зелья от деревенских знахарок и даже легкий флирт с луч-шим другом Блока Андреем Белым. Лишь осенью 1904 года Любе уда-лось «совратить» своего законного супруга, но, увы, долгожданная бли-зость не принесла им обоим удоволь-ствия. «Не могу сказать, чтобы я бы-ла наделена бурным темпераментом южанки. Я северянка, а темперамент северянки - шампанское заморожен-ное. Только не верьте спокойному холоду прозрачного бокала, весь ис-крящийся огонь его укрыт лишь до времени», - напишет позже Любовь Дмитриевна в своих мемуарах. Но тогда в ней что-то слома-лось. Она смирилась со своей судь-бой и решила жить так, как хочет Сашенька. Принять его правила и стать «свободной, как птица». Другими словами, она ударилась «во все тяжкие». Сначала она стала лю-бовницей поэта Георгия Чулкова. И когда туманные слухи об этой свя-зи дошли до Блока, объяснила это просто: «Я же верна моей настоя-щей любви, как и ты? Курс взят определенный, так что дрейф в сторо-ну не имеет значения, не правда ли, дорогой?»... И поскольку «дорого-му» нечего было на это ответить, Люба стала «дрейфовать» от одно-го романа к другому. Она увлеклась театром, играла небольшие роли у Мейерхольда, гастролируя с теат-ром по России. О каждом новом лю-бовнике она честно писала Блоку, не забывая приписывать в конце не-изменное: «Люблю тебя одного в це-лом мире». Блок все больше замы-кался в себе, наблюдая, как «идеаль-ная любовь» терпит крах. Однажды на гастролях в Могиле-ве Люба сошлась с начинающим ак-тером Константином Лавидовским, выступавшим под псевдонимом Дагоберт. «В нем и во мне бурлила мо-лодая кровь, оказавшаяся так созвуч-ной на заветных путях, - напишет она спустя много лет в своих воспо-минаниях- И начался пожар, экстаз почти до обморока, может быть, и до потери сознания - мы ничего не знали и не помнили и лишь с тру-дом возвращались к миру реальнос-ти». К суровой реальности ее верну-ло известие о беременности. Было и стыдно и страшно, но Блок, который в юности переболел сифилисом и не мог иметь детей, выслушал призна-ние жены с радостью: «Пусть будет ребенок! Раз у нас нет, он будет об-щий»... Но и этого счастья Бог им не судил: новорожденный мальчик скончался, прожив на свете всего во-семь дней. Блок очень тяжело пере-жил эту смерть, сам похоронил мла-денца и часто потом навещал его мо-гилу в одиночестве.

От «Снежной Девы» до «Кармен»

Почему они не расстались после этого? До конца своих дней этот воп-рос будет мучить Любовь Дмитриев-ну: все-таки они очень любили друг друга, но «странною любовью». Ах, если бы только ее Сашура был так же равноду-шен к прелес-тям других жен-щин, как и к ее собственным, все могло быть иначе. «В конце концов, - дума-ла Любовь Дмит-риевна, - Гиппи-ус с Мережковс-ким тоже живут как брат и сест-ра, и ведь счастливы при этом?» Но, увы, влюбляясь в других дам, Блок отнюдь не был монахом. В конце 1900-х годов он увлекся красавицей-актрисой Натальей Волоховой, кото-рую тут же назвал своей «Снежной Девой»: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глаза-ми крылатыми и влюбленными в ог-ни и мглу моего снежного города». Роман развивался настолько стре-мительно, что Блок даже подумывал о разводе с Любой. Та не стала дожи- даться неприятной семейной сцены и сама пришла к Волоховой домой «поговорить по душам»: «Я пришла к вам как друг, - начала она прямо с порога, не дав изумленной актрисе и рта открыть. - Если вы действительно сильно любите моего Сашу, если с ва-ми он будет счастливее, чем со мной, я не буду стоять на пути. Забирай-те его себе! Но... вы должны знать: быть женой великого Поэта - это тя-желая ноша. К Сашеньке нужен осо-бый подход, он нервен, его дед умер в психиатрической лечебнице, да и мать страдает эпилептическими при-падками, а он к ней очень привязан... В общем, решайте сами, но триж-ды подумайте!» И умница Волохова предпочла... поскорее порвать с Блоком, а в своих воспоминаниях и вов-се написала, что ни «поцелуев на за-прокинутом лице», ни «ночей мучи-тельного брака» между ними не было и в помине, а была «одна только ли-тература». Выиграла ли от этого раз-рыва Любовь Дмитриевна? К сожале-нию, нет. Блок по-прежнему уверял, что любит одну ее, но смотрел совсем в другую сторону. Его следующая пассия была полной противополож-ностью Волоховой: статная, пышнотелая, рыжеволосая оперная певица Любовь Лельмас сразила его наповал в роли Кармен, под именем которой и осталась в его стихах.

Это было похоже на безумие: Блок пропадал на всех ее концертах, зачастую они вместе выступали на поэтических вечерах, затем он про-вожал ее до дома и... оставался там на несколько дней. «Я не мальчик, я много любил и много влюблялся, -писал он ей в одном из писем. - Не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, но Вы бросили, а я поймал...»

В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...

Арлекин, забывший о роли?
Ты, моя тихоокая лань?
Ветерок, приносящий с поля
Дуновений легкую дань?

Я, паяц, у блестящей рампы
Возникаю в открытый люк.
Это — бездна смотрит сквозь лампы
Ненасытно-жадный паук.

И, пока пьянеют нарциссы,
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы
Кто-то плачет, жалея меня.

Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.

In vino Veritas

Но и этот волшебный цветок быстро завял. В конце жизни Блок все чаще искал любви там, где ког-да-то впервые познал ее вкус: у про-дажных женщин из дешевых борде-лей на Лиговке. Располневшие «ма-дам», провожая нескромным взглядом сутулую фигуру Блока, настав-ляли своих девушек: «Будьте с ним поласковее, кошечки мои, это из-вестный поэт, глядишь, и вам че-го посвятит!» Но Блоку в то время уже давно не писалось. Он чувство-вал себя разбитым и старым, в ре-волюции разуверился, идеалы рас-терял и все чаще забывался за бу-тылкой дешевого портвейна, пов-торяя в полубреду строки, написан-ные в прошлой жизни: «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине». Он безумно скучал по сво-ей Любаше и в то же время пони-мал, что их разделяет пропасть. В 1920 году она поступила на рабо-ту в театр Народной комедии, где тут же попала под обаяние актера Жоржа Лельвари, известного ши-рокой публике как «клоун Анюта». Но и Блока вырвать из своего серд-ца ей не удавалось. «Я в третий раз зову тебя, мой Лаланька, приезжай ты ко мне, - писала она ему в пись-ме из гастролей. - Сегодня Возне-сение, я встала ровно в семь часов и пошла на Детинец, там растут бе-резы и сирень, зеленая трава на ос-танках стен, далеко под ногами сли-ваются Пскова и Великая, со всех сторон белые церквушки и голубое небо. Мне было очень хорошо, только отчаянно хотелось, что-бы и ты был тут и видел...» Но Блок тяжело болен и не может приехать. Он не выходит даже из своей нетопленой квартиры. Он бредит наяву и никого не хочет видеть. Мнение врачей по вопросу, что же с ним происхо-дит, разделились: болезнь серд-ца? Неврастения? Истощение? Или все сразу?.. Узнав об этом от друзей, Менделеева срочно возвращается домой и ухажи-вает за мужем как за малым ре-бенком. Она как-то ухитряется доставать продукты в голодном Петрограде 1921 года, обмени-вает свои драгоценности на лекарс-тва для Сашеньки и не отходит от него ни на шаг. Понял ли несосто-явшийся Аон Кихот, какое сокро-вище потерял, упиваясь химерами «любви по Соловьеву»? Наверное, да, если незадолго до смерти посвя-тил Любе такие строки:

«...Эта прядь - такая золотая, Разве не от старого огня? -Страстная, безбожная, пустая, Незабвенная, прости меня!»

7 марта 1921 года поэта не ста-ло. По одной из версий - просто от голода. Но Ходасевич написал зага-дочно: «Он умер как-то «вообще», оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить». Любовь Дмитриевна пережила своего мужа на 18 лет, под венец больше не хо-дила, написала трогательные мемуа-ры и умерла также при странных об-стоятельствах. Однажды, поджидая к себе двух женщин из Литературно-го архива, чтобы передать туда свою переписку с Блоком, она едва успе-ла открыть им дверь, как покачну-лась, рухнула на пол без памяти и на-последок жалобно произнесла одно-единственное: «Са-а-шенька

Что же ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня,
Вот какой ты стала - в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!

Я и сам ведь не такой - не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной.

Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам суждённый путь...

Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы потом упасть.

Ты всегда мечтала, что, сгорая,
Догорим мы вместе - ты и я,
Что дано, в объятьях умирая,
Увидать блаженные края...

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою верёвкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала. -
Всё-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня? -
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!

Метки:
Понравилось: 4 пользователям