Биографии Характеристики Анализ

Причины эгоцентризма у взрослых. Семейная жизнь с эгоцентристом

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных переживаниях, интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

эго + лат. centrum - центр). 1. Личностные особенности, характеризующиеся выдвижением на первый план мотивов собственной психической жизни, своих взглядов, интересов при игнорировании интересов и суждений окружающих. Наблюдается у больных эпилепсией, психопатических личностей. 2. Бредовой Э. наблюдается в процессе бредообразования, когда больной, по K. Conrad , не может совершить "коперниковский поворот", то есть когда он находится в плену собственного "Я" - все происходящее вокруг, по представлениям больного, имеет к нему непосредственное отношение.

См. также Феномен присвоения.

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить как выглядят горы для ребенка, наблюдающего их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованием более знакомых ситуаций (например, в задаче о полицейском и непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (или ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ)

Как можно предположить по значению корня этого термина, направление, при котором человек сосредоточен на себе и относительно нечувствителен к другим. Когда употребляется по отношению к взрослым, подразумевается поглощенность самим собой и сосредоточение на себе. Когда используется в отношении детей, особенно в контексте теории Пиаже, это относится к речи и мыслям, подчиненным внутреннему самопознанию ребенка.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эгоцентризм

в психологии развития) [лат. ego - я + centrum - центр] - характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин «Э.» не несет моральной нагрузки. Понятие Э. разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и в школе генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Эгоцентризм проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т.п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно независимо друг от друга. Оно осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации и «проницаемости опыту». Как отмечал М. Вертхаймер, проблемы для эгоцентрического мышления остаются неразрешимыми, пока субъект сосредоточен на своих желаниях и потребностях; эти проблемы становятся разрешимыми только в том случае, если желание рассматривается как часть ситуации и осознается как объективная структурная составляющая задачи. По Пиаже, путь детского развития представляет собой движение от Э. к более объективной позиции в познании мира. Пиаже различает три основных уровня Э.: 1) отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет; 2) недостаточное различение своей и другой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника как синкретизм, анимизм, артифициализм; 3) вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и свою способность преобразовать окружающий мир (llz-14 лет). К. Н. Поливанова

Эгоцентризм

психологический механизм преувеличения попытки личностью усилить значимость своего «Я» путем постоянных стремлений обратить внимание окружающих, подчеркивая при этом свою значимость и ценность. Этот механизм направлен на повышение низкого, чувства самоуважения, но является примитивным, тривиальным и даже вредным.

Эгоцентризм

сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности, причастности к ней.

Всеобщее поклонение развило в ней эгоизм, естественный у избалованных детей, которые, подобно августейшим особам, смотрят на всех и все как на забаву (О. Бальзак, Загородный дом).

Серебряков. Странное дело, заговорит Иван Петрович… – и все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, – но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание людей? (А. Чехов, Дядя Ваня).

Ср.: Разве ты не знаешь, что каждый из нас притязает на то, что он страдал больше других? (О. Бальзак, Шагреневая кожа).

Ср. эгоизм.

Эгоцентризм

1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других точек зрения, в том числе общеприянятых или определяющимися внеличностными, фундаментальными ценностями. Преодоление эгоцентризма является серьезной проблемой не только для обывателя, но и ученых людей, склонных рассматривать процессы и явления окружающего мира с той позиции, с которой они себя прочно отождествили. Так, признание того, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, многим людям далось с большим трудом и не всем даже по настоящее время, хотя в сугубо интеллектуальном плане эта умственная операция не представляет какой-либо сложности даже для ребенка. Не рекомендуется эгоцентризм отождествлять с эгоизмом, со стремлением обращать на себя всеобщее внимание, с нарциссизмом; 2. в психопатологии – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди является лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

Эгоцентризм

Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние десятилетия Э. характеризуют как неспособность субъекта, сосредоточенного на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, т. зр. др. людей и координировать их со своими собственными. Сначала психологи использовали термин Э. вслед за Ж. Пиаже для характеристики эгоцентризма детского мышления и детской речи. Под эгоцентрической речью понималась речь ни к кому не обращенная либо речь со своей т. зр. Л. С. Выготский, подтвердивший существование эгоцентрической речи, в рамках знаменитого спора с Ж. Пиаже, считал ее предшественницей внутр. речи у детей, выполняющей регулирующую функцию внеш. деятельности. В 1970-1980-е гг. термин Э. применяется для характеристики свойств личности и ее позиции в О. и взаимодействии, а с 1990-х гг. он используется чаще для описания поведения человека, характеристики его О. и особенностей отношений к др. людям. При этом явление Э. соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психол. исследования. Одним из первых коммуникативный Э. у взрослых выделил сам Ж. Пиаже. Он описал 2 эгоцентрических феномена, к-рые проявляются как: разговор человека с самим собой и речь, непонятная др. людям. Ж. Пиаже заметил, что очень многие люди имеют привычку наедине произносить вслух монологи. Причем индивидуум, говорящий сам для себя, испытывает от этого удовольствие и возбуждение, к-рое как раз и отвлекает его от потребности сообщить свои мысли другим. Разговор с самим собой, осуществляемый вслух, - это разновидность монологической речи, к-рая действительно в ряде случаев может классифицироваться как эгоцентрическая. Сходный феномен был установлен Х. Шредером у больных шизофренией. Для них характерна речь без учета находящегося рядом партнера и речь, к партнеру не обращенная. В рамках психотерапевтических и патопсихол. исследований Р. Ассоджиоли, К. Леонгардом и А. Личко и было установлено, что акцентуации и черты характера, к-рые можно назвать эгоцентрическими, имеют свой тип эгоцентрического проявления у человека в коммуникации. У акцентуированных личностей существует большое разнообразие коммуникативного Э. По форме все разнообразие коммуникативного Э. личности можно разделить на 2 типа: экстравертированный и инровертированный. Э. экстравертированной формы отличает стремление человека рассказывать о себе или отстаивать свое мнение, позицию, т. зр. без принятия в расчет интересов, возможностей и намерений партнеров. Э. интровертированной формы, напротив, является способом умалчивания своего мнения, это стремление сохранить, оставить неизменным свое мнение, намерение и т. п. Коммуникативные проблемы появляются при чрезмерном Э. Мера Э. может определяться количественно, с помощью ряда показателей, т. е. эмпирических референтов Э. В структуре коммуникативного акта различают Э. говорящего, т. е. коммуникатора, и Э. слушающего, т. е. реципиента. Э. как говорящего, так и слушающего создает проблемы понимания и негативно сказывается на согласовании мнений, принятии совместных решений и координации действий. У коммуникатора важно определять наличие эгоцентричности в подаче сообщения. Эгоцентрической подачей сообщения следует считать текст, к-рый предъявляется без учета возможностей его понимания реципиентом. У реципиента эгоцентризм проявляется в эгоцентрической интерпретации сообщений. Феномен Э. у реципиента связан с тем, что он считает, что понял сообщение, хотя на самом деле он внес в него иной смысл, нежели тот, к-рый пытался сообщить коммуникатор. Опр. мера Э. в О. выполняет функции самопрезентации и осуществляется в виде эготизма и ретрофлексии. Эготизм это стремление рассказывать о себе, своем окружении, подчеркивая связь др. людей со своей персоной. Ретрофлексия - это тоже рассказ о себе, но дополненный рефлексией или самоанализом. Однако чрезмерный эготизм и ретрофлексия мешают О. и отвлекают участников от его предмета. Коммуникативный Э. неодинаков на разных ступенях онтогенеза. Э. у дошкольников, младших школьников, подростков и юношей проявляется в О. не только в разной степени, но и по-разному. Э. 3-летнего ребенка и дошкольника связан с потребностью добиться желаемого, действовать по-своему. У младшеклассников Э. определяется недостатком коммуникативного опыта со сверстниками. При этом в О. со взрослыми младшеклассники менее эгоцентричны, чем со сверстниками. У подростков Э. в О. вызывается прежде всего озабоченностью своей персоной (см. Эгоцентризм подростковый). На уровне структуры личности Э. проявляется у индивида в его восприятии, мышлении, мировоззрении, установках и задается самооценкой, уровнем притязаний, позицией, от к-рой зависит формирование эгоцентрических отношений. Э. в О. зависит от индивидуальных особенностей социального восприятия и в ходе коммуникации может выполнять функции самоутверждения. Выделяют познавательный, коммуникативный и моральный Э. 1) Познавательный Э. обнаруживается в восприятии и мышлении как неспособность или нежелание менять исходную познавательную позицию к нек-рому объекту восприятия, оценке, мнению или представлению. 2) Коммуникативный Э. наблюдается у человека в ходе О. при передаче и приеме информации. Его признаки: неучет тезаурусов и смыслового наполнения понятий, искажение смысла сообщаемого. 3) Моральный Э. связан с неспособностью или нежеланием личности воспринимать моральные действия и поступки др. людей и свои собственные. Он ведет к эгоизму, т. е. использованию др. людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, и к прагматизму как стремлению связывать все, с чем человек встречается в жизни, только со своей пользой. Эгоцентрические феномены в О. вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от Я к Другому начинают носить односторонний характер. Отсутствие обратной связи легко порождает эгоцентрические интерпретации текстов сообщений, как это имеет место в условиях массовой коммуникации. Повышенное стремление личности к самосохранению или самоутверждению усиливает Э. Т. о., Э. по-разному проявляется в О., и это зависит от многих причин, связанных с состоянием и развитием личности и от условий О. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград, 2001; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Т. И. Пашукова

Эгоцентризм

(от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида , сосредоточиваясь на собственных интересах , изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту , мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. Корни Э. лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него внутренней уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление Э. осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эгоцентризм

Неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1 ) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2 ) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3 ) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр.

Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ЭГОЦЕНТРИЗМ

см. Пиаже Ж .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эгоцентризм

   ЭГОЦЕНТРИЗМ (с. 645) (от лат. ego - я + centrum - центр) - позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Важно отметить, что трактовка термина «эгоцентризм» неодинакова в психологии и в этике. Большинство философских энциклопедий и словарей определяют эгоцентризм как негативную личностную особенность, крайнюю степень эгоизма. Психологическая трактовка - иная, она не несет в себе отрицательной моральной оценки, хотя и подразумевает, что проявления эгоцентризма могут быть и негативными.

Группа американских психологов попыталась выяснить, какие понятия преобладают в суждениях и оценках маленького ребенка, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «Я».

Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» - неумеренное выпячивание собственного , преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами. В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм», обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, старшие иногда называют его эгоистом. С точки зрения психологов, это не совсем точно и далеко не всегда справедливо. Чаще речь следует вести об эгоцентризме, который неоднозначно заслуживает осуждения.

Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но необязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.

В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выщеляются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего - речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой.

Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.

По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был введен в научный лексикон в значении, отличном от философско-этического. В работах Пиаже описано множество проявлений детского эгоцентризма. Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

Да, есть. Его зовут Пьер.

А у Пьера есть брат?

Нет, у него нет брата.

Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию брата. Очевидный факт, что он сам приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

Пиаже, в частности, проанализировал феномен так называемой эгоцентрической речи, которую он считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60 - 70-х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.

Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.

В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.

В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10-12 годам.

Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.

Однако эгоцентризм в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).

Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.

Преодоление эгоцентризма - одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм - формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить,

Полисмен

Проблема «полисмена и шаловливого мальчика». Дети, способные к децентрации, могут расположить мальчика там, где полисмен не видит его как выглядят горы для ребенка, наблюдающсго их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованисм более знакомых ситуаций (например. в задаче о полицейском ц непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте. чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эгоцентризм" в других словарях:

    эгоцентризм - эгоцентризм … Орфографический словарь-справочник

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - [Словарь иностранных слов русского языка

    эгоцентризм - см. эгоизм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. эгоцентризм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

    эгоцентризм - а, м. égocentrisme m. Крайняя форма проявления эгоизма и индивидуализма, образовавшаяся на основе умозаключения, что личное я составляет центр всего мироздания. БАС 1. < Давыдов> не высказывал так наивно своего эгоцентризма, как это делает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Эгоцентризм - Эгоцентризм ♦ Egocentrisme Стремление ставить себя в центр всего. От эгоизма отличается принадлежностью к более интеллектуальному измерению. Эгоизм предосудителен, тогда как эгоцентризм может рассматриваться скорее как иллюзия или ошибка в… … Философский словарь Спонвиля

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - (от латинского ego я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном я; в философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике к эгоизму … Современная энциклопедия

    ЭГОЦЕНТРИЗМ - (от лат. ego я и центр) отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном я … Большой Энциклопедический словарь

Так что же такое эгоцентризм? Эгоцентризм - это, прежде всего, позиция личности, характеризуется нежеланием или неспособностью человека рассматривать другую точку зрения, выслушивать другое мнение, отличное от своего собственного.

Эгоцентрист не хочет понимать и сознавать, что люди все разные, что все на разные вещи смотрят по-своему, не как он, что у людей существуют свои и взгляды и потребности.

Эгоцентристу кажется, что он центр вселенной, до него очень тяжело, а скорей даже невозможно донести что-то другое. Круг общения такого эгоцентрика складывается из людей, абсолютно схожими с ним по взгляду на вещи. С остальными людьми он пребывает в постоянных спорах, конфликтах .

Сам эгоцентризм свойствен любому человеку, под воздействием разных обстоятельств он может проявляться сильнее, так сказать обостряться. В психологии много приведено примеров поведения эгоцентричной личности.

3 вида эгоцентризма

Очень ярко эгоцентризм проявляется в детском возрасте, возможно перерастание к 12-14 годам , а после может проявляться и в старости.

Что такое детский эгоцентризм? Эгоцентричность - это восприятие окружающей обстановки. Эгоцентрист крайне уверен, что его мысли авторитетны, он считает себя всезнающим, а остальных считает глупыми, поэтому с их мнениями не считается и не воспринимает. Если эгоцентризм развивается у ребенка, то не нужно считать это каким-либо отклонением, а вот если в юношеском возрасте эгоцентризм не перестает проявляться, значит необходимо принимать меры. Это происходит вследствие того, что маленький ребенок не способен понять то, что мнения у всех бывают разными, а вот взрослые вполне могут это осознавать .

Причины эгоцентризма

Эгоцентризм взрослых

Если у взрослого человека проявилась эгоцентричность , то это становиться большой проблемой в общении с окружающими, налаживанию с ними контактов, взаимопонимания, а также, может быть, психологическое заболевание. Чаще всего эгоцентрики – это одинокие люди. Кроме того, если это семейная пара и один из родителей является эгоцентриков, он и впоследствии, в воспитании ребенка, будет стараться подавлять его интересы, его привязанности, навязывая свою точку зрения, тем самым подавляя индивидуальность своего ребенка. У ребенка сначала формируется пассивный взгляд на жизнь, он становится зависимым сначала от родителей, затем от других людей в обществе.

Отличие эгоцентризма от эгоизма

Эгоист также представляет, прежде всего, собой моральную ориентацию, но в отличие от эгоцентрика, он делает это корыстно . Эгоист осознает что делает, но ради своих интересов готов на многое. В то время как эгоцентричный человек поступает неосознанно, он просто не воспринимает многое происходящее вокруг как должное, так как он полностью вовлечен в мир собственных интересов.

Одной из главных задач в воспитании является преодоления такой человеческой позиции, как эгоцентризм. Необходимо сформировать у ребенка способность рассматривать ситуацию с разных позиций, относиться терпимее к непривычным для него мнениям, рекомендациям, рассуждениям.

Обычно детский эгоцентризм полностью проходит в более взрослом периоде. Родителям и педагогам необходимо постоянно объяснять ребенку, что такое поведение не свойственно людям, и что у каждого бывают свои интересы, свои взгляды и мнение. Так постепенно ребенок станет понимать, что ощущают другие люди, и со временем эгоцентризм пройдет .

Чаще всего эгоцентричные люди раздают всем советы и рекомендации, в которых многие и не нуждаются. Поэтому люди от эгоцентристов стараются отворачиваться, меньше общаться. Это конечно неправильно, но таких людей можно понять. Чтобы этого не случилось, прежде всего, эгоцентрики должны сами понять, что их поведение не преемственно и должны захотеть измениться. Для этого нужно ставить себя на место другого человека, давать рекомендации кому-то, только если их об этом попросят, а также, прежде чем приходить и звонить кому-нибудь, нужно подумать, а подходящее ли сейчас время для визитов и звонков. А свои убеждения высказывать не навязчиво и стараться не возражать.

Таким образом, каждый индивид уникален , и прожить свою жизнь с подражанием какого-то неинтересно, но стоит поберечь собственную уникальность, но уважать мнения других людей тоже необходимо. Теперь на вопрос: "Что такое эгоцентризм?"- каждый сможет ответить.

В научном понимании эгоцентризм – это такая позиция человека, когда он настолько сконцентрирован на себе, на своих интересах, на удовлетворении собственных потребностей, что просто не способен войти в положение другого человека, понять чужую точку зрения, которая отличается от его собственной. Эгоцентрик не улавливает того, что у каждого человека имеется собственная жизненная позиция, свой подход к жизни, свои интересы, нужды и желания. Вы удивлены? Вам кажется, что это и так понятно? Но эгоцентрик, прежде всего, ориентирован на самого себя, на свой внутренний мир, на удовлетворение своих нужд. А остальные? Остальные… а что, есть какие то проблемы?

Иногда понятие эгоцентризма путают с эгоизмом. Разница между ними состоит в том, что эгоист сознательно пренебрегает интересами и ценностями других людей ради собственных, ради определенной выгоды для себя. Да, он прекрасно все это осознает, но, тем не менее, делает (т.е. в случае с эгоизмом затрагивается, прежде всего, моральный аспект). Эгоцентрик же внешне может вести себя подобным образом, но в связи с тем, что он поглощен собой, сконцентрирован на своих интересах, он просто не замечает ничего вокруг.

Вот, например, в центре солнечной системы находится солнце, а вокруг него движутся планеты. В сознании законченного эгоцентрика – именно это и является естественным ходом вещей: чтобы все крутилось вокруг него (а он, естественно – центр всего!). С удивлением и недоумением он может обнаружить, что его родные или друзья не согласны с ним, а хотят чего-то совсем другого!

Интересно, что в деском возрасте проявление эгоцентризма является естественным этапом развития личности ребенка. Поначалу сознание младенца наполнено лишь собственными желаниями, потребностями, которые он удовлетворяет, используя мать и ближайшее окружение. Хочу есть! Хочу игрушку! Хочу спать! Буду плакать! Он еще не способен осознать тот факт, что у мамы есть и другие заботы, что она устала и хочет передохнуть. И в этом возрасте подобные проявления эгоцентризма являются нормальными. Но все до поры до времени, и к подростковому возрасту, эгоцентризм, по идее, должен быть преодолен.

Тем не менее, в определенных обстоятельствах нашей жизни мы все можем страдать от данного «заболевания». Да, да, вспомните случаи, когда вы были настолько поглощены какой-то мыслью, либо желанием, что не могли думать ни о чем другом, только о том, каким образом и как поскорее удовлетворить собственную потребность – этому было подчинено все ваше мышление и поведение, а все другое просто игнорировалось.

Такие случаи проявления эгоцентризма во взрослом возрасте могут являться причиной осложнения близких взаимоотношений, сопровождаться как явными, так и скрытыми конфликтами, обидами другой стороны. В самом печальном случае, если человек не способен «выйти из центра» и понять другого – его ждет одиночество. Если же в семье эгоцентризмом страдают родители – ребенку постоянно навязывают «правильную» позицию взрослых, не позволяют проявлять индивидуальность и самостоятельность мышления, в итоге такой ребенок может вырасти зависимым и безвольным существом.

Таким образом, чтобы свести к минимуму все проявления эгоцентризма, родителям, воспитателям и учителям важно поставить перед собой такую задачу. Справиться с ней помогут формирование у подрастающего поколения способности понимать и принимать позицию другого человека, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Главное – все делать вовремя!

Под эгоцентризмом в психологии понимается чрезмерная направленность личности на собственные переживания. Эгоцентризм – понятие весьма неоднозначное и емкое. Оно включает в себя довольно широкий спектр человеческих эмоций. Бытует мнение, что эгоцентрик живет только собственными проблемами, его не волнуют трудности окружающих. Эгоцентризм как социальное явление нередко подвергается осуждению. Люди склонны преувеличивать чужой эгоцентризм в словах и поступках и не замечать своего собственного.

Что такое эгоцентризм? Прежде всего, это сильная фиксация на своих эмоциях и чувствах. Эгоцентризм подразумевает под собой отрыв от реальности, склонность к стрессам, поиску субъективной истины. Нередко люди творческих профессий бывают эгоцентричными. Они пребывают в глубоких переживаниях большую часть времени, осмысливая происходящие события. Не все понимают, что такая погруженность в себя необходима для создания новых образов, придумывания и реализации гениальных идей.

Признаки эгоцентризма

Как и у всякого явления у эгоцентризма имеется набор характерных признаков. По этим признакам можно понять, что перед вами находится типичный эгоцентрик.

Неадекватная самооценка

Тот человек, который постоянно находится в глубине собственных мыслей и чувств, редко обладает адекватной самооценкой. Само восприятие реальности претерпевает существенные изменения. Такая личность постоянно ищет себе оправдания за собственное бездействие, либо, напротив, винит себя во всех неприятностях. Если самооценка низкая, то индивид испытывает трудности с самореализацией и самовыражением. Такому человеку невероятно проблематично выразить свои чувства, рассказать о том, что его в действительности волнует. При завышенной самооценке у личности возникают сложности другого плана: становится трудно убедить окружающих в том, что именно она достойна всего самого лучшего. Человек ведет себя высокомерно и заносчиво, чем и отпугивает окружающих. Общество начинает относиться к такому индивиду с явным предубеждением.

Склонность к фантазиям

Другим признаком эгоцентризма становится погруженность в свой собственный внутренний мир. У личности возникает своеобразная зависимость от состояния, в котором она чаще всего находится. Фантазии, мечты становятся своеобразным убежищем от новых разочарований, укрытием от действительной жизни. К фантазиям личность прибегает даже тогда, когда они не имеют ничего общего с реальностью. Подобное поведение становится нормой, привычкой, дорогой, по которой человек соглашается идти много лет.

Бесконечное сравнение

Эгоцентризм заставляет личность постоянно сравнивать имеющиеся достижения с теми, какие есть у окружающих. Когда мы начинаем усиленно считать собственные победы и сравнивать их с коллегами, друзьями – это первый признак формирования неуверенности в себе. Такое сравнение не позволяет человеку в полной мере расти и развиваться, совершенствовать свои таланты и способности. Бесконечная оглядка на то «как там у других» не позволяет личности проявить свою индивидуальность, почувствовать себя значимым, бесконечно счастливым. Когда мы постоянно подгоняем себя под общепризнанные рамки, то не замечаем лучших качеств характера, которые при желании можно развивать до бесконечности. Вместо того, чтобы гордиться своими достижениями, человек начинает искать подтверждения собственной нужности и интересности.

Детский эгоцентризм – явление естественное. Родителям следовало бы знать об этой замечательной особенности. Детская психика устроена таким образом, что мысли о себе самом у малыша сначала появляются в положительном ключе. Ребенку дошкольного возраста не может и в голову прийти, что он – плохой или недостоин чего-то по-настоящему важного и ценного. Если детская психика не будет травмирована какой-то сложной ситуацией, то ребенок останется на какое-то время в полной уверенности в том, что он самый лучший. в достаточной степени защищено от негативного влияния извне и всяческих разрушительных мыслей. Детский эгоцентризм способствует сформированию индивидуальной картины мира у ребенка, помогает осуществляться всестороннему развитию.

Как избавиться от эгоцентризма

Ниже будут представлены эффективные и действенные рекомендации, которые позволят освободиться от чувства собственной исключительности. Как избавиться от эгоцентризма? Попробуем разобраться!

Чувства других людей

Попробуйте представить, какие эмоции испытывают окружающие. Чтобы научиться замечать эмоции тех, кто находится рядом, нужно избавиться от неконструктивного детского восприятия реальности. Мир взрослого человека подразумевает принятие на себя ответственности за происходящее. Если личность не желает в полной мере отвечать за свои поступки и действия, значит, она еще не повзрослела. Действительно состоятельный и мудрый человек никогда не будет всеми силами души настаивать на собственной правоте. Как известно, уверенность в себе – это характеристика сформировавшейся индивидуальности. Чувства других людей позволяют понять, как наши действия влияют на них. Во многом эмоции окружающих служат своеобразным показателем правильности или неправильности совершаемых поступков.

Ставьте реальные цели

Пребывание в иллюзиях – верный путь к разочарованию. Чем больше ожиданий у нас имеется, тем труднее с ними прощаться. Умение ставить достижимые цели помогает не зацикливаться на неудачах, а стремиться к осуществлению желаемого. Человек в полной мере может быть счастливым только тогда, когда освободится от всяческих предрассудков и ограничивающих убеждений. Ставьте перед собой те цели, к которым желаете прийти в действительности. Нет ничего печальнее, чем пытаться идти по чужой дороге, которая не соответствует вашим внутренним убеждениям. Будьте открытыми, приветливыми, тогда детское восприятие жизни сменится серьезным и ответственным подходом.

Перестаньте считать себя исключительным

Любой эгоцентрик всегда считает, что его проблемы – самые важные. Он считает себя исключительным, отличающимся от прочих людей. Такой человек чрезвычайно сильно зацикливается на неудачах, не позволяет себе искать альтернативные пути решения ситуации. Если вы действительно хотите избавиться от эгоцентризма, следует отказаться от детской позиции. Не следует думать, что другим людям живется легче и проще, чем вам. На самом деле у каждого человека имеются свои трудности.

Таким образом, эгоцентризм как явление заключает в себе двоякое значение. С одной стороны, он позволяет личности развиваться, а с другой мешает ее полному становлению. Можно сделать вывод, что эгоцентризм полезен в меру, когда он не затрагивает сферу отношений с близкими и друзьями, не ущемляет интересы окружающих людей.