Биографии Характеристики Анализ

Мышление, его формы и виды. Мышление как одна из ключевых функций психической деятельности человека

Мышлением является свойство психики человека, отражение субъектом окружающей его картины реальности. Для мышления характерно обобщение, установление связей и отношений между объектами. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. Рассмотрим основные виды мышления в психологии.

Этапы развития мышления

Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.

Допонятийный этап

Понятийный (абстрактный) этап

Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах.

Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте.

Классификация видов мышления в психологии

Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.

Признак

Типология

1. Природа решаемых вопросов.

Мышление теоретического (концептуального) и практического характера.

2. Неординарность мышления, продуктивность.

Творческий и нетворческий виды мышления в психологии.

3. Сущность решаемых вопросов.

Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности.

4. Осознанность, детальность вопросов.

Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное).

Виды мышления в психологии и их характеристика

Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:

  • мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
  • наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
  • мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера - оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).

Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.

Абстрактно-логические виды мышления в психологии

Теоретическое и практическое

Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления - в преобразовании окружающего мира.

Аналитическое, реалистическое и аутистическое

Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов.

Реалистическое - сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики.

Аутистическое - направлено на осуществление человеческих потребностей.

Продуктивное и репродуктивное

Продуктивное - это воссоздание нового мыслительного продукта.

Репродуктивное - это воспроизведение по шаблону.

Непроизвольное и произвольное

Непроизвольное - смена образов в сновидениях. Произвольное - целенаправленность мысли.

Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.

Мышление на уровне теории и практики

Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.

Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.

Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике. Или адвокат обдумывает выступление в суде. Из собранной информации он выделяет факты, позволяющие смягчить вину подзащитного. Одной из особенностей практического мышления является ограниченность во времени, то есть требуется применить быстро знания, любое понятие и виды мышления.

Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.

Творческий и репродуктивный типы мышления

Оригинальность результатов - это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.

Нетворческий тип имеет еще одно название - репродуктивный. Репродукция - это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.

По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.

В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.

Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:

  • оригинальные и необычные идеи;
  • способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
  • гибкость при сравнении новых идей.

Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.

Роль логики в мышлении

В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.

Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.

Интуиция

Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.

Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.

Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые - специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.

Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым - логику.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление - это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.

Взаимодействие осознанного и неосознанного - это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Оперативное мышление

Особым видом мышления является оперативное, которое проявляется при ряде признаков:

  • ограниченное время на решение задачи;
  • тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации;
  • информация и среда быстро меняются;
  • оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку;
  • оператор соотносит информацию об объекте с ранее накопленными знаниями и создает в мыслях четкий образ управляемого объекта.

Что такое аутистическое мышление?

Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.

Заключение

Мышление - это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.

Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.

4.5. Мышление

Понятие мышления. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).

Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая большинству животных ступень познания, дающая лишь внешнюю картину мира, непосредственное, «живое созерцание» действительности. Но иногда чувственного познания недостаточно для получения полной картины какого-либо явления или факта. Именно здесь приходит на помощь мышление, которое помогает познанию законов природы и общества. Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.

Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления (см. ниже) свойственна только человеку.

Мышление – более высокая ступень познания, это ступень рационального, опосредованного познания действительности, условие разумной практической деятельности. Истинность такого познания проверяется практикой. Мышление – это всегда процесс решения задачи, поиска ответов на вопрос или выхода из создавшейся ситуации.

Не все задачи требуют мышления. Например, если способ решения поставленной перед человеком задачи давно и хорошо им усвоен, а условия деятельности привычны, то для того, чтобы справиться с нею, вполне достаточно памяти и восприятия. Мышление «включается» при постановке принципиально новой задачи или при необходимости использовать накопленные ранее знания, умения и навыки в новых условиях.

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.

Особенности мышления состоят в следующем.

1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Человек прибегает к помощи мышления тогда, когда непосредственное познание либо невозможно (люди не воспринимают ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи, химический состав звезд, расстояние от Земли до других планет, физиологические процессы в коре головного мозга и т. п.), либо в принципе возможно, но не в современных условиях (археология, палеонтология, геология и т. п.), либо возможно, но нерационально. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле – лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов. Другие примеры: о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, используя дополнительные средства – термометр, результаты анализов, рентгена и т. п.; учитель может оценить степень прилежания ученика по его ответу у доски; узнать, какова температура воздуха на улице, можно по-разному: непосредственно, высунув руку в форточку, и опосредованно – с помощью термометра. Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно и для их выявления прибегают к мыслительным операциям.

2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу – источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.

3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.

В основе мышления высших животных лежит каузальный рефлекс (от лат. causa – причина) – вид рефлексов головного мозга, который, по мнению И.П. Павлова, не тождествен условному рефлексу. Каузальный рефлекс является физиологической основой непосредственного (без участия понятий) психического отражения существенных связей между предметами и явлениями (у человека каузальный рефлекс в соединении с опытом лежит в основе интуиции и мышления).

4. Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.

Речь – орудие мышления. При помощи слов человек мыслит. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить – значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и ее словесным выражением состоит в том, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках или при помощи разных слов («Будущее лето ожидается жарким» – «Предстоящий сезон между весной и осенью будет знойным»). Одна и та же мысль имеет разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она не существует.

«Знаю, но не могу передать словами» – это состояние, когда человек не может перейти от выражения мысли во внутренней речи к речи внешней, затрудняется выразить ее способом, понятным другим людям.

Результат мышления – это выраженные в словах мысли, суждения и понятия.

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают вре?менные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Мыслительные операции. Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в нашем сознании благодаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию. Анализ – это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон и установление связей и отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей, в которых они даны нам в восприятие (разбор предложения по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные и искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся и т. п.). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (так, ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).

Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей, свойств объекта в единое целое, в комплексы, системы (мозаика; слоги – слова – предложения – текст).

Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. В ходе мыслительного процесса анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга и могут поочередно выступать на передний план, что обусловлено характером материала: если исходные проблемы не ясны, их содержание нечетко, то на первых порах будет преобладать анализ; если же, напротив, все данные достаточно отчетливы, мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза. В конечном счете все процессы воображения и мышления состоят в мысленном разложении явлений на составляющие их части и последующем объединении этих частей в новых сочетаниях.

Анализ и синтез как основные мыслительные операции присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у разных людей может быть разной: одни подмечают мельчайшие детали, подробности, частности, но не схватывают целого – это представители аналитического типа; другие сразу переходят к главному, но выражают суть событий слишком обобщенно, что свойственно представителям синтетического типа. У большинства людей – смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.

Сравнение – это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-либо новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».

Одной из наиболее распространенных ошибок, которые учащиеся допускают при сравнении, является рядоположение объектов («Онегин такой-то..., а Печорин – такой-то»), при этом они абсолютно уверены, что дают сравнительную характеристику героев. Сравнению нужно обучать: сравнивать следует по одному основанию (цвету, форме, назначению). Необходимо также учить составлять план сравнения объектов (чем похожи и чем различаются, например, такие объекты, как гвоздь и шуруп, кошка и белка, белый гриб и мухомор, такие интеллектуальные качества, как любопытство и любознательность).

Абстрагирование (отвлечение) – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек, и пейзаж, и платье, и поступок, но все они – носители абстрактного признака – красоты, красивости.

Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц («Не в свои сани не садись»; «Цыплят по осени считают»; «Любишь кататься, люби и саночки возить»).

Обобщение – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.

Очевидно, что все основные операции мышления не выступают в «чистом виде». При решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций, в тех или иных сочетаниях: он различен в мыслительном процессе различной сложности и структуры.

Формы мышления. Выделяется три содержательных компонента мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

Понятия носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека, а многих людей. Еще раз напомним, что представление – образ конкретного предмета, а понятие – отвлеченная мысль о классе предметов. Слово – носитель понятия, но, зная слово (например, престидижитатор), можно не владеть понятием.

Существуют так называемые житейские понятия, которые складываются без специального обучения и отражают не существенные, а второстепенные признаки объектов. Так, для дошкольников крыса – хищник, а кошка – милое домашнее животное.

Любое понятие имеет содержание и объем.

По содержанию (совокупности признаков объекта) понятия бывают конкретными и абстрактными. Конкретные понятия относятся к самим предметам, определяют объекты или классы в целом (стол, революция, ураган, снег и т. п.), а абстрактные отражают свойства, отвлеченные от реальных предметов и явлений (молодость, честность, белизна, скорость, высота, сила и т. п.).

По объему (множеству объектов, охватываемых данным понятием) понятия могут быть единичными и общими. Единичные понятия отражают единственный объект (Российская Федерация, Волга, Куликовская битва, Пушкин, Марс, космос и т. п.), а общие распространяются на группы однородных объектов (страны, города, реки, вузы, студенты, дома, организмы и т. п.). Кроме этого, различают еще родовые и видовые понятия.

Дефиниция (определение) понятий – это раскрытие его существенных признаков. Например, человек – общественный индивид, обладающий сознанием, абстрактным мышлением, речью, способный к творческой деятельности, создающий орудия труда; личность – сознательный человек, включенный в общественные отношения и творческую деятельность.

Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание каких-либо положений относительно предметов, явлений или их свойств, т. е. суждение есть отражение отношений или объективных связей между явлениями или предметами.

Суждение всегда либо истинно, либо ложно. По качеству суждения могут быть утвердительными и отрицательными, по объему – общими, частными и единичными.

Общие суждения относятся к целому классу предметов (все металлы проводят электричество; все растения имеют корни). Частные суждения относятся к части какого-либо класса предметов (некоторые деревья зимой зеленые; не всегда хоккеисту удается забросить шайбу в ворота). Единичные относятся к одному предмету или явлению (Юрий Гагарин – первый космонавт).

Суждения всегда раскрывают содержание понятий. Работа мысли над суждением называется рассуждением. Оно может быть индуктивным и дедуктивным.

Индуктивное рассуждение называется умозаключением – это форма мышления, при помощи которой из одного или нескольких известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), завершающее мыслительный процесс. При этом мысль движется от частного к общему. Типичный пример умозаключения – доказательство геометрической теоремы.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием – здесь вывод получают, идя от общего суждения к частному (все планеты шарообразны. Земля – планета, значит, она имеет форму шара).

Виды мышления. В своей практической деятельности человек встречается с задачами, разными как по содержанию, так и по способу их решения.

В зависимости от степени обобщенности мышления при решении мыслительных задач различают наглядное и абстрактное мышление.

Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядно-действенное мышление – генетически самый ранний вид мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности и преобладают практические действия с материальными предметами.

При наглядно-образном виде мышления решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями памяти и воображения). Например, анализ исторического события может быть произведен по-разному (научное описание блокады Ленинграда, роман А. Чаковского «Блокада», дневник Тани Савичевой, Седьмая симфония Шостаковича).

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. Данный вид мышления характеризуется тем, что оно выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей, и что, решая мыслительную задачу в вербальной форме, человек оперирует отвлеченными понятиями, логическими конструкциями. Оно представляет собой наиболее поздний этап исторического и генетического развития мышления.

Другим основанием для выделения видов мышления является его направленность. По этому критерию выделяют практическое и теоретическое мышление.

Практическое (техническое, конструктивное) мышление – это процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности и направленный на создание реальных предметов и явлений путем изменения окружающей действительности при помощи орудий. Оно связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что иногда делает его более сложным, чем теоретическое мышление.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Иными словами, теоретическое мышление востребовано там, где необходимо вскрыть связи и отношения между отдельными понятиями, связать неизвестное с известным, определить возможность предвидения.

Мышление как процесс решения новой задачи может быть включено в любую деятельность: игровую, спортивную, трудовую, художественную, общественную. Но во всех этих видах деятельности оно будет выполнять служебную роль, подчиняясь основной цели деятельности: построить дом, победить в состязаниях и т. д. От этих видов деятельности и мышления как процесса отличается мыслительная деятельность, в которой мышление выполняет основную роль, где цель и содержание деятельности составляет познание. Поэтому, например, два ученика одного класса, работающие над одними и теми же заданиями, могут осуществлять разные виды деятельности: мыслительную – тот, кто решает задачу, чтобы понять ее суть и познать что-то новое, практическую – тот, кто решает для отметки, для престижа.

Проблемная ситуация и мыслительная задача. Если почти все познавательные психические процессы могут быть как непроизвольными, так и произвольными, то мышление всегда и обязательно носит произвольный характер: оно возникает при встрече с проблемной ситуацией, когда необходимо найти выход из создавшейся ситуации.

Проблемная ситуация – это задача, требующая ответа на определенный вопрос, ситуация, в которой содержится что-то непонятное, неизвестное для субъекта наряду с известным. Мышление служит именно для того, чтобы, опираясь на явное, найти скрытые связи, звенья и закономерности (головоломки, шахматные этюды, поломка механизмов, жизненные конфликты и т. п.).

Многие проблемные ситуации не затрагивают конкретно субъекта, они «запускают» мышление только тогда, когда становятся личностно значимыми для него, потому что непонятный факт (проблемная ситуация) и мыслительная задача (продукт переработки проблемной ситуации) – далеко не одно и то же.

Мыслительная задача возникает в случае, если у человека есть желание или осознание необходимости разобраться в проблемной ситуации; иными словами, возник вопрос – заработало мышление.

Этапы решения мыслительной задачи таковы:

1) осознание проблемной ситуации, точная формулировка вопроса;

2) анализ и синтез данных, относящихся к задаче;

3) выдвижение и анализ гипотез, поиск возможных путей решения;

4) проверка (мысленная или практическая), сопоставление полученного результата с исходными данными.

Качества ума и интеллект. В процессе мышления проявляется не только глубина познания человеком действительности, но и отчетливо выступают многие черты личности. Под умственными способностями понимается совокупность тех качеств, которыми отличается мышление данного человека. Качества ума – это свойства личности человека, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность. К ним относятся: самостоятельность, любознательность, быстрота, широта, симультанность, глубина, гибкость, подвижность ума, логичность, критичность и многие др.

Самостоятельность – это оригинальность мышления, способность находить новые варианты решения задач, отстаивать занятую позицию, не прибегая к помощи других людей, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию, умение принимать решения и действовать нешаблонно.

Любознательность – свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем.

Быстрота – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение (не путать с торопливостью, когда человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну его сторону, спешит «выдать» решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения).

Широта – возможность использования для решения задачи знаний из другой области, умение охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду существенных для дела частностей (излишняя широта граничит с дилетантством).

Симультанность – разносторонность подхода к решению задачи.

Глубина – степень проникновения в сущность явлений, стремление понять причины возникновения событий, предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость, подвижность – полный учет специфических условий решения именно этой задачи. Гибкий, подвижный ум подразумевает свободу мысли от предвзятых предположений, трафаретов, способность находить новое решение при изменившихся условиях.

Логичность – умение устанавливать последовательный и точный порядок в решении различных вопросов.

Критичность характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, правильно оценить объективные условия и собственную деятельность, тщательно взвешивать все «за» и «против», подвергать гипотезы всесторонней проверке. Основа критичности – глубокие знания и опыт.

Если мышление – это процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения таких задач. Существуют различные трактовки понятия интеллекта.

Структурно-генетический подход базируется на идеях швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896–1980), который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. С точки зрения структурного подхода интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Созвучен ему и подход, сформулированный французским психологом А. Бине (1857–1911): «интеллект как способность адаптации средств к цели».

Американский психолог Д. Векслер (1896–1981) считает, что интеллект – это «глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т. е. интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Существуют различные концепции структуры интеллекта. Так, в начале ХХ в. английский психолог Ч. Спирмен (1863–1945) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С его точки зрения, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Американский психолог Л. Терстоун (1887–1955) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: 1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; б) способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Позже американский психолог Д. Гилфорд (1897–1976) выделил 120 факторов интеллекта исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенченским).

Человек создан, чтобы думать и мыслить. Со временем требования к саму себе становятся жестче, человек пытается достигнуть большего, но не всегда это позволяет уровень мышления. Всё большую популярность приобретают средства развития мышления.

Есть теории, которые позволяют ответить на то, как происходит развитие мышления в онтогенезе и сколько есть этапов развития мышления. Теория Ж. Пиаже разделяет такие стадии развития мышления:

  • 0-2 лет. Это период сенсомоторного интеллекта, который заключается в том, что формирование мышления у человека происходит исключительно через действия. Соединяются вместе сенсорная информация и действия, которые ребенок осуществляет на практике. В процессе изучения Пиаже определил, что берет начало формирование образов, но как таковое воображение отсутствует.
  • 2-8 лет. Дооперационная стадия, такое странное название появилось из-за того, что как таковых мыслительных операций индивид ещё не в состоянии совершить. Ребенок может уже рисовать, а соответственно переносить предметы, возникшие в его подсознании в виде изображений на бумагу, развивается речь. Важен тот факт, что в этом возрасте у человека появляется символизм. Психология дает толчок, чтобы родители и воспитатели помогали ребенку с помощью игры развивать абстракцию, символизм и замещение. В этот период восприятие мира происходит с эгоцентричной точки зрения.
  • 7-12 лет. Изучение этого этапа развития показало, что это момент, когда ребенок начинает вести себя как взрослый. С точки зрения психологии в этом возрасте, имея небольшой багаж информации, реакция на внешние факторы только в отдельных случаях напоминает поведение реакцию взрослого человека. Объясняется это тем, что ещё нет необходимого уровня абстракции и обобщения.
  • 12 и старше. Уже в подростковом возрасте для человека обдумывание идет по принципу логики, когда действие можно объяснить или подкрепить общеизвестным фактом, развито воображение. Также Пиаже, согласно своей теории и сточки зрения психологии и медицины считал, что мышление напрямую зависит от развития ЦНС и головного мозга.

Как развить мышление подростку

В подростковом возрасте у человека не только меняется в размерах тело, но и его сознание. Считается, что в подростковом возрасте в 15 лет мозговая деятельность и сознание может достигать развития взрослого человека. При этом улучшается обработка информации, контролирование собственных эмоций, хорошо работает память и внимание.

Если сравнить ребенка 7 лет и 14, то сразу становится заметно, что в подростковом возрасте быстрее совершаются мыслительные процессы. Такое наблюдение подтверждает теорию Пиаже, что особенности ума зависят от размера головного мозга и развития ЦНС.

В подростковом возрасте берет толчок гипотетическое развитие, чего нет у детей, которые привыкли рассуждать в пределах произошедших событий и основываясь исключительно на них.

Но, несмотря на это нельзя говорить о резком переходе от детского мышления к взрослому. Особенности развития мышления индивидов в подростковом возрасте заключаются в присущности эгоцентризма, как и в детстве.

Уровни развития мышления

Принято говорить о 4 видах, которые совпадают с уровнями. В мышлении выделяются следующие уровни его развития:

  • Теоретическое понятийное. Процесс происходит исключительно в человеческом сознании и не касается никоим образом ранее приобретенного опыта. Когда человек задание и решение воспроизводит в своем сознании, пользуясь ранее проверенными другими людьми на практике знаниями.
  • Теоретическое образное. Прослеживается схожесть с предыдущим уровнем, только в этом случае место теоретических засад выступают образы, которые ранее были созданы теоретически. На этом уровне у человека работает воображение. Такое мышление привычно для творческого человека.
  • Наглядно-образное. На этом уровне для человека важно то, что он ранее видел или видит сейчас, поскольку без этого элемента в любом возрасте наглядно-образное мышление невозможно. В отличие от теоретического образного мышления, образы, которые происходят в этом случае, возникают из кратковременной памяти.
  • Наглядно-действенное. Этот уровень важен для людей, которые заняты практической работой, они видят определенный объект, а также макет, картину или описание каким он должен быть после преобразования.

Ловушки в сознании

Если говорить про ловушки мышления, то их слишком много, чтобы вспомнить все. Популярными в последнее время стали фильмы, помогающие решить задачи, и основанные на процессе изучения психологии человека. Важно рассмотреть распространенные ловушки в психологии человека. В ловушки мышления мы попадаем сами, но иногда нас подталкивают для покупки товара, чтобы склонить на свою сторону или использовать вас как «оружие».

Происходит в этих случаях процесс банально просто, информация, которая есть в нашем сознании, подается таким образом, что человек даже не ставит её под сомнение. Примеры, как человек попадает в ловушки мышления:

  • Решение, которое было ранее принято. Человек принимает решение, через некоторое время информация становится неактуальной, происходят изменения и прочее. Но вместо того, чтобы признать, что это уже не актуально, он продолжает стоять на своем, в большинстве случае человек и сам понимает, что не прав, но отказываться от ранее выбранного не желает.
  • Мысленное превращение желаемого в действительное. Тот момент, когда говорится о розовых очках. Как пример, вы доверяете любимому человеку, все вокруг говорят, что он вами пользуется, и предоставляют факты. При этом вместо того, чтобы адекватно посмотреть на ситуацию вы продолжаете уверять себя в обратном. Убеждаете себя, что всё хорошо и закрываете глаза на очевидные факты.
  • Неполная информация. В этом случае будет значительную роль играть для человека не столько воображение, сколько стереотипы. Имея неполную информацию для человека в любом возрасте свойственно завершать её на свое усмотрение. Чаще всего это происходит, основываясь на том, что вы слышали о подобных людях или странах, хотя всё может быть с точностью до наоборот.
  • Доверие первым выводам. Мы склонны больше верить в ту информацию о предмете или человеке, которую услышали впервые. В психологии уже давно было отмечено, что если сказать в отношении другого человека новую информацию (уже реальную и правдивую) он будет поддавать сомнению именно её, а не полученную ранее.

Как поменять образ мышления

Образ мышления – это тот фактор, который продвигает вас вперед или оставляет там, где вы есть. Считается, что богатый человек или бедный тоже зависит от его образа мышления, а вовсе не от способностей человека.

Полезные приемы, которые помогут поменять свое мышление в положительную сторону:

  • Все победы и поражения помогают расти.
  • Люди и события в жизни сменяют друг друга, с этим нужно смириться.
  • Оставьте страхи 10-летнего ребенка, не несите их по жизни.
  • Сначала воображение, потом план, потом действие.
  • Изменения обязательно нужны.
  • Стать счастливым поможет гибкость ума и образ мышления - положительные моменты рождаются в голове.

Гибкость мышления

Мало кто задумывается над тем, что гибкость ума помогает нам жить. Психология утверждает, что гибкость мышления определяет, насколько быстро мы найдем решение той или иной задачи.

Развивают гибкость ума ещё в возрасте 2-10 лет, когда происходит развитие речи и мышления. Педагоги рекомендуют в этот период начинать изучение языков.

Гибкость зависит от того, каково развитие сознания и как развито воображение. Психология подтверждает, чтобы развить гибкость мышления необходимо использовать не только воображение, но и решать разные задачи.

Чтобы развить гибкость, помните такие правила.

  • Первое, не ограничивайте себя знаниями, что черное это черное, а белое это белое, методики развития мышления основаны на использовании воображения и выходе за рамки стереотипов для решения задания.
  • Второй пункт, который говорит об особенности развития мышления, основан на том, чтобы отказаться от своих принципов, ведь держась за них невозможно выйти за рамки в решении задачи.
  • Психология дает третий совет касаемо особенности развития мышления, который поможет повысить гибкость ума – это оставление позади прошлых побед и поражений.

Тренировка и развитие мышления

Чтобы улучшить гибкость мышления, воображение мало использовать одни и те же способы изучения данной темы. В подростковом возрасте подойдут задачи и методики, в старшем возрасте – фильмы.

Объясняется это тем, что в подростковом возрасте важно научиться искать выходы из сложных ситуаций, использовать для этого разные способы и приемы, методы. Такой подход помогает включить воображение, развить гибкость мышления, чтобы решить поставленные задачи.

Чтобы тренировать собственное мышление попробуйте использовать такие приемы:

Помимо того, что вы возьмете на вооружение такие приемы подключите специальные методики. Есть такие способы развития умственных способностей и мышления:

  • решение задачи на логику;
  • процесс восстановления соответствия;
  • логические игры позволяющие ускорить мышление, улучшить память и внимание (игры «Мыслеголики», «25 букв», «Досье на прохожих», «Законы», «Новые понятия»).

Рассматривая методики и способы развития умственных способностей, отдельное внимание стоит уделить тесту IQ. Те, кому приходилось его проходить, прекрасно знают, что это не только проверка знаний. Это отличная тренировка для ума, которая позволяется проявить нестандартное мышление, но при этом всё подкрепляется логикой.

10 фильмов, которые поменяют вашу реальность

Фильмы помогут в старшем возрасте сделать умозаключения для себя, совершить это будет проще, поскольку есть багаж знаний, полученный в процессе изучения психологии, философии и других наук. Имеют захватывающий сюжет и дают «взрыв» мозгу такие фильмы:

  • «Меняющие реальность»;
  • «Вне себя»;
  • «Эффект бабочки»;
  • «Тринадцатый этаж»;
  • «Области тьмы»;
  • «Люсси»;
  • «Время»;
  • «Начало»;
  • «Исходный код»;
  • «Превосходство».

Практически все фильмы развивающие мышление показывают то, что вполне реально в нашем мире, но с этим никто не сталкивался и не обращал на это внимание. Посмотрев подобные картины в виде тренировки можно использовать продолжение сюжета, но уже самому.

Но это вовсе не значит, что фильмы подросткам смотреть нельзя, можно и даже нужно, но эффект будет скорее на уровне впечатлений, а не смысловой нагрузки.

Развить мышление может каждый, но для мозга, как и для тела поддержание формы напрямую зависит от тренировок. Всевозможные игры, собственные теории и умозаключения помогают давать необходимую нагрузку и развивать умственные способности.

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак-теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред-метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме-там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по-знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос-венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо-лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре-чью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду-маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.


С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).