Биографии Характеристики Анализ

Информационный блок. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с п реод оле нием внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Б°ля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетли во осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости. Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человека.



Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с зарождением общества, трудовой деятельности.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые требуют волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от обстоятельств внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить четыре варианта проявления воли.

  • 1. В легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо).
  • 2. В трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека).

Рис. 4.6.

  • 3. В легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека необходимы волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, мучается при принятии решения, в нем происходит борьба мотивов и целей.
  • 4. В трудном внешнем мире, в условиях объективных помех и трудностей и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений при выборе решения и осуществлении действий. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется); ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать решения сам. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:

  • 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
  • 2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
  • 3) даже маленькому ребенку объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь подводите его к рациональным действиям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые качества, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

План ответа

    1. Признаки воли.

    1. Произвольная регуляция.

      Волевая регуляция.

    Критерии и функции воли.

    1. Критерии воли.

      Функции воли.

    Строение волевого процесса.

    Воля и принятие решений.

    Типы решимости по Джеймсу.

Ответ:

    Психологическая характеристика воли.

    1. Признаки воли.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с пре­одолением внутренних и внешних препятствий. Воля способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

По Вундту волевой процесс связан с аффективным процессом, однако стоит на одну ступень выше. Область управления аффективным процессом связана с волевым процессом. В основе волевых процессов лежат волевые мотивы, которые складывают из представлений - которые являются основанием – и элемента чувства – побудительная причина воли. (охота волка – вид добычи – основание, голод - чувство).

По Джеймсу понятие воли явлется основным понятием. Волевая активность есть условие личного выбора, сущность духовного я. Полноценное развитие личности есть воспитание воли. Джеймс определяет волевую регуляцию связывая её с вниманием, определяя её как сочетание внимания – фокусировки сознания, и усилия – преодоления отвлекающих факторов.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, по­лучаемого в процессе и в результате его исполне­ния;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на пре­одоление самого себя.

Волю определяют по трем основным критериям:

Феноменологическому критерию. Сам человек переживает волевой процесс. Для человека состояние волевого процесса переживается как целенаправленные действия. Как события собственного выбора.

Продуктивные критерии воли (исполнительный)

Оценить присутствие воли можно по результатм действия

Внешний критерий воли (поведенческие критерии воли, мышечные усилия, концентрация зрения)

      Характеристика волевого акта.

    Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению;

    Волевое действие есть действие, необходимое по внешним (социальным) или личным причинам, т.е. всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению;

    Волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения);

    Волевое действие в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.

    Произвольная и волевая регуляция.

    1. Произвольная регуляция.

Характерные черты произвольных процессов : 1. Произвольная реакция имеет приобретенное жизненное значение (новый смысл); 2. Произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой (произвольно, когда представлено: расширение сосудов и звук, движения детей и сигнал об окончании; 3. Произвольная реакция формируется и проявляется только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой она является; 4. Произвольная реакция или не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору субъекта на другую с таким же жизненным значением, или (у человека), даже будучи вынужденной, не может намеренно регулироваться по ходу своего осуществления. Произвольный процесс – ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата: процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею.

      Волевая регуляция.

Волевая регуляция поведения состоит в опти­мальной мобилизованности личности, концентрации активности в необходимом направлении. Возможность произвольно регулировать действие и психические процессы, подчиняя их своим созидательным решениям, также объясняется наличием воли.

Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под действием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности.

Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности и в регуляции используется личностные средства.

По сравнению с произвольным действием волевое обладает всеми чертами произвольного процесса: оно приобретает новый смысл, редко определяется самой ситуацией, развертывается как следствие актуальной социальной необходимости. Отличие волевого действия от произвольного состоит в том, что первое связано с регуляцией смысловых ценностей. Волевая регуляция - последняя стадия в овладении человеком собственными процессами, наивысшим из которых является мотивационный. Волевая регуляция представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия. Иначе говоря, волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, заключающаяся в создании дополнительного побуждения на основе произвольной мотивации, которой является самодетерминация .

Волевым оно становится тогда, когда при недостатке побуждения (или его избытке) оно получает дополнительное побуждение (или торможение) от произвольно построенного процесса мотивации. Т.е. действие переосмысливается: теряя свой изначально утилитарный мотив, оно приобретает новый (дополнительный смысл). Мы поднимаемся на личностный уровень. Мотивы для создания дополнительного побуждения: мотивы компетентности, самоуважения, самооценки, этические, эстетические, идеологические. Необходимость произвольного изменения побудительности к одному из действий задается обществом. Эта общественная необходимость отражается только на уровне личности, т.к. только личность осуществляет себя через социальные отношения.

Три ступени развития волевой регуляции: 1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных); 2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека; 3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

    Критерии и функции воли.

    1. Критерии воли.

В основных теориях воля понимается не как изначально данная человеку способность, а как способность развивающаяся, то возникает вопрос о критериях выявления воли или степени ее развития и об условиях, требующих проявления воли. Четыре типа критерия проявления воли: 1. В волевых действиях; 2. В выборе мотивов и целей; 3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов; 4. В волевых качествах личности.

      Функции воли.

Основные функции воли:

· Выбор мотивов и целей;

· Регуляция побуждений к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

· Организация психических процессов в адекватную, выполняемой человеком деятельности систему;

· Мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Главную психологическую функцию воли состав­ляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий . Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. дейст­вий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

    Строение волевого процесса.

Волевые процессы бывают:

· простыми - не связанными с борьбой мотивов, колебаниями при выбо­ре цели, способов ее реализации;

· сложными - если человек достаточно долго не может определиться в целях, способах, результатах и

состо­ит из двух этапов:

· подготовительного - намерение, осознание цели, принятие решения, выбор средств и методов;

· исполнительного - реализация поставленной цели.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл. Необходимость волевой регуляции появляется в тех случаях, когда: 1. Принятое по социальной необходимости или по собственным ценностным установкам действие не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2. Осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему; 3. Необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

    Типы решимости по Джеймсу.

Рас­сматривая процесс принятия решения, У. Джемс выделял несколько типов реши­тельности.

    Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти­вы начинают понемногу угасать.

    Если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.

    Желая избежать неприятного ощу­щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче­ски, то, что будет потом, в данный мо­мент его не заботит.

    Случаи нравственного пере­рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут­реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей.

    Человек, не имея ни каких оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. Он усиливает мотив с помощью воли. Функции разума здесь выполняет воля.

Понятие о воле
|Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения ^Деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и Внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и Психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в ре-зультате его исполнения;
г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции Понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.
Волевая, регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного рёжима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это- первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и Твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки ро собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д. 1. Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контрюля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравст-венных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).
Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него-в пределах его ограничений-зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский).
Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответстверюсти (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - не-совершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность се-мей, в которых они вырюсли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Каковы понятия и основные признаки воли?
Покажи значение воли в организации деятельности и общения.
В чем заключается волевая регуляция поведения?
Каковы перничные, вторичные и третичные волевые качества личности?
Считаешь ли ты себя волевым человеком?
Психология личности Общее и индивидуальное в психике человека 97
4 Психология и педагогика
6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли.
Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:
В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что нремя и обстоятельства позволяют ото- рнаться и потом снова вернуться к ней?
Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на де-журство в ныходной день)?
Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию - на работе (учебе) или в быту - в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?
Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?
Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
Быстро ли ты отвечаешь на письма?
Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?
Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало Хлопот, иными словами - являешься ли ты человеком слова?
Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?
Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?
Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?
Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны» ? Варианты Номер ответа Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Да Нет Не знаю, иногда
ответа
Ключ к опроснику
Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «не знаю» - 1 балл.
0-12 баллов. С силой воли дела у тебя обстоят неважна Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает при-
чиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?-» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого ты только ныиграешь.
13-21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержиЩь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя ве возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь дрстичь в жизни большего, тренируй волю.
22-30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться - ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли-это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л. С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. - М., 1983. - С. 454-465.
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.- Челябинск, 1979. - С 67.
ГомезоМ. В., Д омашенко И. А. Атлас по психологии.-С. 194,204-213.
Котыпло В. К Разнитие волевого поведения у дошкольников.
Киев, 1971 -С. 11-51.
Немов Р. С. Психологив. Кв. 1. - С. 357-366.
Общая психология -М., 1986.-С. 385-400.
Психологический словарь. - С. 53,54.
Психология. Словарь. - С. 62,63
Рубинштейн С..Л Основы общей психологии. Т. 2. - С. 182-211.
Сборник тестов по отбору кандидатон при найме на работу (Методика США) - С. 20-22
Экспериментальные исследования волевой активности.
Рязань, 1986. - С. 3-23

Страница 1

Воля - это сознательное регулирование челове­ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля - это способность человека, проявляюща­яся в самодетерминации и саморегуляции им сво­ей деятельности и различных психических процес­сов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном на­правлении и с заранее предусмотренной силой. Бо­лее того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

С. Д Резник выделяет следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям при не­достаточной или избыточной их мотивации;

3) организация психических процессов в адекват­ную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических воз­можностей при преодолении препятствий в дости­жении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходи­мы определенные условия - наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются труд­ности на пути к цели: препятствия внешние - вре­мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние - отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1) при восполнении дефицита побуждения к дей­ствиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3) при произвольной регуляции внешних и внут­ренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в ре­зультате возникновения неосознаваемых или недо­статочно отчетливо осознаваемых побуждений (вле­чений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и уси­лий субъекта для ее достижения. Примером непро­изводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, вос­торга, гнева).

Произвольные действия предполагают осозна­ние цели, предварительное представление тех опе­раций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек счи­тает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека форми­руется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполни­мо, воля практически не требуется (желания чело­века просты, однозначны, любое желание осуществи­мо в легком мире);


Развитие психики и форм поведения в животном мире. Качественные отличия психики человека от психики животных
Рефлекторная теория формулирует три главные тенденции в развитии психики живых организмов: 1) усложнение формы поведения (формы двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения. Тот или иной характер отражения живым организмом окружающей действительности...

Укрепление межполовых границ.
Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых границ, «пограничными действиями». Он выделяет н...

Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочет...