Биографии Характеристики Анализ

Форма психического отражения заключающаяся в закреплении. Познавательные психические процессы

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Психология познавательных процессов

Память -- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения -- это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то -- значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации -- ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов,

а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание -- процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение -- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание -- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

  • 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
  • 2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
  • 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель -- выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель -- выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  • 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
    • а) механическое дословное многократное повторение -- работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память -- это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
    • б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами -- работает логическая память (смысловая) -- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
    • в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) -- работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
    • г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести случай: совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, Епрочем, до болезни сама не подозревала.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память -- это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т. е. всего, что с ним произошло. Память -- это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память --необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Структура памяти Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1--0,5 секунды.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это -- содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень -- кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предметов. И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время.

Следовательно, кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1--2-кратного повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален, по объему кратковременной памяти можно прогнозировать успешность обучения по формуле: ОКП/2 + 1 = балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Онабывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память -- вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание -- их угасанием. Исследования процесса забывания выявили интересную особенность: наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2--3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Факторы забывания Большинство проблем с па-

мятью связаны не с трудностями запоминания, а скорее -- припоминания. Некоторые данные современной науки позволяют утверждать, что информация в памяти хранится неопределенно долго, но большей ее частью человек (в обычных для себя условиях) не может воспользоваться. Она ему практически недоступна, он ее «забыл», хотя и справедливо утверждает, что когда-то об этом «знал», читал, слышал, но... Это и есть забывание, временное ситуационное, внезапное, полное или частичное, избирательное и т.п., т.е. процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема могущих быть актуализированных в психике данных. Глубина забывания бывает поразительной, иногда «забывшие» отрицают сам факт своего знакомства с тем, что им надо вспомнить, не узнают то, с чем неоднократно сталкивались.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них -- время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% ме-

% запоминания информации

% А 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

1 2 3 4 5 10 15 30 60 90

Прошедшее время (в днях)

Рис. 3.1. Кривая забывания Эббингауза: а -- бессмысленный материал; б -- логическая обработка; в -- при повторении ханически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий-седьмой день -- по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7--10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Когда мы отмечали, что забывание определяется временем, прошедшим после заучивания, то можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди (возраст -- это временная характеристика) легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

Впечатления детства, двигательные навыки (езда на велосипеде, игра на гитаре, умение плавать) остаются достаточно устойчивыми в течение десятилетий, без каких-либо упражнений. Известен, впрочем, случай, когда человек, просидевший в тюрьме около трех лет, разучился завязывать не только галстук, но и шнурки на ботинках.

Забывание мсжгт быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

Формы воспроизведения:

  • * узнавание -- проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • * воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • * припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
  • * реминисценция -- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • * эйдетизм -- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Виды памяти В соответствии с типом запоминае-

мого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.). Затем формируется образная память, т. е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т. п.).

Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечат-ление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т. п.). Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая

словесно-логической или семантической) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

– субъективное представление о мире с личностной позиции. Переосмысливая действительность, образовывается свое мировоззрение из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности;
  • действий, которые должны произойти.

Накопившийся опыт, воспроизведение усвоенных знаний оседает прочно в прошлом. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии личности. Будущее направлено на реализацию целей, задач, намерений, отображающихся в снах, фантазиях.

Суть мировоззрения, проходящего через психику

1. Активация.

Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.

2. Нацеленность.

Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.

3. Подстройка.

Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.

4. Неповторимость.

Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.

5. Опережение.

Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.

6. Оценка со стороны объекта.

Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.

Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:

  1. Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
  2. Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
  3. Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
  4. Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.

Ступени отражения психики

  • Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
  • Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
  • Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
  • Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.

Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.

Глава 3. Психология познавательных процессов

2. Закономерности памяти

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения - это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то - значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.

Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации - ассоциации по смыслу; в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи.

Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т.е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение , узнавание и воспроизведение .

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Б.В. Зейгарник): человек то хорошо запоминает, но спустя короткое время не может это сделать, например, человек заучивает 10 слов. И после 3-го предъявления - запомнил 6 слов, а после пятого - уже может сказать лишь 3 слова, после шестого - опять 6 слов, т.е. происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы мозга, после интоксикаций как проявление общей умственной истощаемости. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т.е. подсказки не помогают в этом случае, а мешают.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник », т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях практически не удается. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом - большая редкость. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области (прежде всего лим-бическая система), которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.

Было установлено, что повреждения затылочных долей мозга вызывает нарушение зрения, лобных долей - эмоций, разрушение левого полушария негативно влияет на речь и т.п. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственно обнаруженная закономерность носила самый общий характер: чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти, ряд психологов однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т.е. человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), на создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).

Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

Согласно гипотезе о физической структуре памяти, в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

Все это говорит о реальной возможности управления памятью.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности , состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим а продуктивность памяти относятся: характер материала, оличество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и осо-енности обстановки, в которой происходит заучивание.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Возможна ли разумная деятельность без внимания ? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
  2. Что нужно практически сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Какие факторы влияют на забывание?
  3. Чем отличается оперативная память от кратковременной? Какие виды и процессы памяти у вас наиболее эффективны?
  4. Что такое мнемонические приемы?
  5. Как проявляются расстройства памяти?
  6. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
  7. Какие существуют методы воздействия на память человека?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980
  2. Вейн A.M., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973
  3. Аткинсон Р. Память и уход за ней. Орел, 1992
  4. Андреев О.А, Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992
  5. Баскакова И.Л. внимание дошкольника, методы развития. М., 1993
  6. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти. М., 1980
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1994
  8. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990
  9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993
  10. Матюгин И.Ю., Чаекаберъя Е. И. Развитие образной памяти. М., 1993
  11. Норманд Д. Память и научение. М., 1985
  12. Постовит В.А. Память. СПб., 1993
  13. Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л., 1989
  14. Развитие памяти. Рига, 1991

Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении, последующем воспроизведении и забывании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

В основе памяти лежат ассоциации , или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные . К простым относят три вида ассоциаций: по смежности (объединяют предметы, связанные во времени и пространстве), по сходству (связывают два явления, имеющие сходные черты) и по контрасту (связывают два противоположных явления). К сложным видам ассоциаций относят смысловые – в них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

По произвольности:

1. Непроизвольная (запоминание информации происходит само собой, например, в процессе деятельности).

2. Произвольная (информация запоминается целенаправленно). Её эффективность зависит от:

1) Целей запоминания (хочет ли человек запомнить информацию на день или навсегда);

2) Приемов заучивания. К ним относят:

· Механическое дословное повторение – работает механическая память (затрачивается много сил и времени при не очень высоких результатах);

· Логический пересказ, включающий осмысление и систематизацию материала – работает логическая память . Её эффективность намного выше;

· Образные приемы (перевод информации в графики, схемы, картинки) – работает образная память . Она бывает разных типов: зрительная, слуховая и т.д. Подвидом образной памяти является эйдетическая память - вид зрительной памяти человека, связанной со способностью четко и детально, восстанавливать в памяти зрительные образы виденного.


· Мнемотехнические приемы запоминания. К ним относятся, например

o Метод Цицерона (размещения) – фиксирование последовательности запоминания с помощью совмещения запоминаемых объектов с последовательностью мест, которые человек часто посещает (например, список покупок с их местом расположения на кухне);

o Система слов-вешалок (человек заучивает ряд слов, служащих ему в качестве «вешалок», на которые он «развешивает» запоминаемые элементы)

o Организующие схемы

o Образование смысловых фраз из начальных букв имеющейся информации

o http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978531800397&at=exc&n=0 – тысячи их!

По времени хранения информации:

1. Кратковременная. Вся информация попадает сначала в неё, обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2 объекта (кошелёк Миллера ).

2. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

3. Оперативная память работает в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

4. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. При недосыпании возникают сбои промежуточной памяти – человек помнит старые данные, но с трудом вспоминает новые.

Память – является формой психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. При воздействии на органы чувств предметов и явлений окружающей действительности в коре головного мозга происходит образование временных связей, способных в дальнейшем восстанавливаться (актуализироваться). Этот процесс называется запоминанием (запечатлением) и является физиологической основой воспроизведения (припоминания). В отличие от восприятия, при воспроизведении воспринятые ранее образы, а также связанные с ними чувства, мысли и действия в определенных условиях проявляются вновь, без воздействия на органы чувств вызвавших их предметов и явлений. Прежние связи могут актуализироваться и тогда, когда соответствующие раздражители вновь действуют на человека, – процесс узнавания.

Запоминание, воспроизведение и узнавание представляют собой процессы памяти – отражения того, что раньше воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком.

Предметы и явления окружающей действительности воспринимаются человеком не изолированно друг от друга, соответственно, и запоминаются они в связи друг с другом. Под влиянием этих объективных зависимостей в коре мозга возникают временные связи, которые служат физиологической основой запоминания и воспроизведения (ассоциации). Ассоциации по смежности в пространстве и во времени отражают пространственно-временные отношения предметов и явлений, ассоциации по сходству – их похожесть, ассоциации по контрасту – противоположность. Наряду с этими ассоциациями существуют и другие, обусловленные более сложными связями между объектами (например, причинно-следственные связи).

Отличительной чертой человеческой памяти является то, что в процессах памяти участвует речь, вторая нервная система. Слово превращает их в сложную целенаправленную деятельность, включающую в себя различные мыслительные операции (сравнение, классификацию, обобщение). Как и все психические явления, запоминание, воспроизведение и узнавание неразрывно связаны с особенностями личности человека, в значительной мере зависят от его потребностей и интересов, склонностей и привычек, жизненных ценностей и т. п.

Запоминание происходит в процессе ощущений и восприятий. Его первоначальной формой является непроизвольное (непреднамеренное) запоминание – простое запечатление последствий какого-то воздействия без заранее поставленной цели и без использования специальных приемов, помогающих этому процессу. Человек непроизвольно запоминает многое из окружающей действительности (предметы и явления, действия и поступки людей и т. п.), при этом существует определенная избирательность – то, что имеет жизненно важное значение, запоминается лучше.

Произвольное запоминание – особая сложная умственная деятельность, подчиненная задаче запомнить и состоящая из разнообразных действий, направленных на лучшее достижение этой цели. Одним из таких приемов является заучивание – многократное повторение учебного материала до его полного и безошибочного запоминания. Выполнение задачи запомнить при прочих равных условиях делает произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Без такой задачи многое из многократно воспринимаемого в жизни не запоминается. Например, человек чаще всего не может воспроизвести характерные признаки окружающих его и систематически воспринимаемых предметов, если предварительно не поставил перед собой эту цель.

На запоминание и последующее воспроизведение большое влияние оказывает постановка частных, специальных задач (запомнить основные, главные мысли; последовательность фактов; общие признаки и т. п.). Большую роль также играет направленность на прочность запоминания. Опыт показывает, что при наличии соответствующей установки в процессе обучения, в случае неожиданной проверки материал, запоминавшийся «на короткое время» (например, у недобросовестных слушателей перед экзаменом), воспроизводится хуже, чем то, что запоминалось «надолго». Поэтому в процессе обучения желательно правильно ставить задачи запоминания и указывать, с какой полнотой и прочностью необходимо запомнить данный материал.

Таким образом, для лучшего запоминания необходимо не просто поставить задачу – запомнить какой-либо материал, а так организовать деятельность обучаемых, чтобы этот материал был непосредственным объектом активной и самостоятельной деятельности.

Различают осмысленное и механическое запоминание. Первое основывается на понимании, осмыслении изучаемого материала и имеет огромное превосходство перед вторым. При этом человек

Как бы наводит порядок в изучаемом материале, делая его более удобным для запоминания и воспроизведения (рис. 23). Умение пользоваться при обучении такими приемами характеризует степень развития у человека логической памяти, присущей высокоразвитому и организованному уму.

Механическое (неосмысленное) запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. В отличие от него в основе осмысленного запоминания лежат смысловые связи, которые обобщены и систематизированы при помощи слов и являются ассоциациями. Чем более

Разнообразны и систематизированы образованные прошлым опытом связи, тем более прочно и быстро происходит запоминание. Поэтому в процессе обучения, как правило, не рекомендуется механическое заучивание. Изучаемый материал сначала должен быть понят и лишь после этого можно при необходимости переходить к дословному запоминанию.

Важно учитывать, что кроме прошлого опыта прочной опорой процессов памяти служат ранее приобретенные знания. Материал, предназначенный для запоминания, надо включать в уже имеющуюся систему знаний, отмечая при этом сходство и различие с уже известным (в противном случае, сходный по содержанию материал будет сливаться с ранее усвоенным, и воспроизведение будет не точным). Осмысленному запоминанию также во многих случаях помогают наглядные средства, иллюстрирующие связи и отношения между предметами и явлениями.

Иногда для лучшего запоминания используются искусственные ассоциации различной сложности. Например, при изучении правил рейдовой службы, световые сигналы часто заучиваются как фразы («заходи брат, заходи»), обозначающие комбинацию огней (зеленый, белый, зеленый). Но при этом необходимо помнить, что чрезмерное усложнение приемов ведет к подмене осмысленного запоминания механическим. Опорой быстрого и прочного запоминания служат осмысленные ассоциации, отражающие наиболее существенные связи предметов и явлений.

Само по себе понимание не приводит к точному и прочному запоминанию. Успех чаще всего достигается путем многократно повторяемого в течение определенного времени восприятия материала. Если механическое заучивание является результатом непонимания, то повторение, основанное на понимании, закрепляет запоминание и позволяют лучше разобраться в учебном материале.

При повторении запоминаемый материал сравнивается со сходным и противопоставляется ему, что приводит к большему дифференцированию временных связей. Одновременно может происходить образование новых временных связей, благодаря чему запоминание становится более осмысленным. Но результативность, в конечном счете, определяется методикой подачи учебного материала, тем, как педагог рассчитал периодичность его изучения, ритм изложения, распределяя временные перерывы, определяя использование новых раздражителей и т. п. В противном случае, из-за монотонного повторения подряд одного и того же материала в нервных клетках возникает торможение. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько качеством.

Разнообразие повторений позволяет создавать новые комбинации образованных и образующихся временных связей. Сравнение нового и старого материалов, их классификация и обобщение позволяет выделять черты сходства и различия, что делает запоминание более точным. Варьирование и сочетание способов восприятия (зрительного, слухового, двигательного) делает процессы памяти более гибкими и интересными так же, как и постановка перед обучаемыми специальных задач – не просто повторять материал, а привести новые примеры, составить схемы, таблицы.

Эффективным также является воспроизведение учебного материала еще до того, когда он выучен (поскольку этот процесс более активен, чем чтение, он требует более действенного состояния коры головного мозга, что облегчает образование и дифференцирование временных связей). Очень важна при повторении роль самоконтроля – повторные воспроизведения обладают меньшей устойчивостью, чем первые, поэтому необходимо отслеживать ошибки и исправлять их при последующем воспроизведении.

Не менее важно правильное распределение повторений во времени. Постоянное повторение дает значительно меньший эффект, чем его распределение на несколько дней. Конечно, это достаточно индивидуально, поэтому преподаватель должен правильно подобрать временной интервал между повторениями – слишком большой или слишком маленький не дадут необходимого эффекта. Это объясняется тем, что при высокой концентрации повторений в коре головного мозга возникает защитное торможение, усиливающееся при усилении концентрации. И, наоборот, распределенное заучивание создает благоприятные условия для образования стойкой дифференцированности связей. Это относится не только к первичному заучиванию, но и к последующим повторениям материала (например, при подготовке к экзаменам).

В зависимости от количества и качества запоминаемого материала при одном и том же количестве повторений результат будет различен. Установлено, что по мере увеличения объема учебного материала время, необходимое для его запоминания, увеличивается не прямо пропорционально, а значительно больше. Это объясняется нарастающим торможением нервных клеток в результате продолжительной работы. При этом продуктивность запоминания наглядно-образного и словесного материала различна – зрительные образы предметов запоминаются и сохраняются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов.

Критерием прочности запоминания является воспроизведение при отсутствии объектов. Оно может быть прямым, непосредственным (без ясно осознаваемых промежуточных ассоциаций) и непрямым, опосредствованным (при участии промежуточных ассоциаций). Например, хорошо известная азбука Морзе обычно вспоминается сигнальщиком без промежуточных ассоциаций. А воспроизведение вахтенным офицером правил уклонения от оружия противника (на первых этапах отработки) нередко опирается на промежуточные ассоциации (припоминание иллюстрирующих примеров, способов и т. п.).

Если воспроизведение осуществляется без преднамеренно поставленной цели, оно называется непреднамеренным; если оно вызывается прямо поставленной задачей – преднамеренным. В этом случае воспроизведение является избирательным: в одном случае надо вспомнить определенный алгоритм, в другом – к какому классу кораблей относится цель; в одних случаях необходимо дословное воспроизведение, в других – своими словами и т. д. Причем избирательность в значительной мере зависит от личностных качеств человека – воспроизведение одних и тех же событий разными люди различается в зависимости от их жизненного опыта. Воспроизведение видоизменяется и перестраивается в соответствии с задачами деятельности, интересами человека, его эмоционального состояния, особенностей личности.

Необходимо отметить, что задача должна быть поставлена правильно и корректно – иначе человек может пойти по неправильному пути и не вспомнить нужное. Припоминание также затрудняется при утомлении, страхе, волнении и неуверенности в себе.

Характерной особенностью воспроизведения является перестройка (реконструкция) воспроизводимого материала. Это может заключаться в нарушении последовательности, в которой происходило восприятие; в передаче подлинника в обобщенном или схематизированном виде; в его излишней конкретизации и детализации; в прямом искажении. Основными причинами перестройки воспроизводимого материала являются:

Образование новых временных связей под влиянием опыта, приобретенного после запоминания данного материала;

Доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от особенностей личности или под влиянием различных задач деятельности;

Широкая первичная генерализация раздражителей при первоначальном поверхностном восприятии.

Более простым, чем воспроизведение, является процесс узнавания. Оно может быть разной степени определенности и быстроты в зависимости от сходства новых и старых раздражителей и прочности запоминания. При значительном совпадении и достаточной прочности узнавание происходит практически мгновенно, при недостаточном – превращается в относительно длительный процесс припоминания (вначале возникает только чувство знакомости).

Узнавание не может быть надежным критерием прочности запоминания. Если воспринимаемый впервые предмет имеет схожие черты с чем-то уже знакомым, то может возникнуть чувство знакомости, которое в данном случае является ложным узнаванием. Наряду с этим может произойти и утрата узнавания. При некоторых заболеваниях она может носить длительный характер (например, агнозия при травме головного мозга). Кратковременная потеря узнаваемости вызывается временным торможением необходимых для этого связей.

Результатом воспроизведения являются представления (зрительные, слуховые и др.) – воспроизведенные образы предметов и явлений, полученные в процессе их восприятия. Они возникают ассоциативно под влиянием действующих в данный момент непосредственных (предметных) или словесных раздражителей. Их физиологической основой служит работа обоих сигнальных нервных систем. Поскольку восприятие происходит при взаимодействии различных анализаторов, то и представления различных видов (зрительные, слуховые и т. д.) сочетаются друг с другом. Например, представление о внешнем виде знакомого человека сочетаются с представлением о его голосе, походке и т. п.

Представления могут возникать непреднамеренно (непроизвольно) и преднамеренно (произвольно). В первом случае, например при докладе акустика о шуме надводной цели определенного класса, у вахтенного офицера возникает образ корабля, принадлежащего к этому классу. Второй тип часто используется при решении сложных задач. Так, при первоначальном определении неисправности специалист часто мысленно представляет себе схему данного устройства и алгоритм его работы.

В результате многократного восприятия сходных предметов в возникающем образе индивидуальные особенности сглаживаются, а представление носит обобщенный, схематический характер (пример с образом эсминца).

То, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интерес, не соответствует потребностям и не занимает существенного места в деятельности, не получает достаточного подкрепления. В этом случае быстро развивается угасательное торможение в коре головного мозга, служащее физиологической основой забывания – неполное или ошибочное припоминание и узнавание, либо невозможность припомнить или узнать.

В первую очередь происходит торможение более тонких дифференцировок, поэтому детали забываются быстрее, чем общие представления, а из деталей дольше сохраняются те, которые вызвали наибольший интерес или оказали эмоциональное воздействие. Под влиянием определенных раздражителей связи могут восстанавливаться (растормаживаться). Причем это может происходить даже спустя длительный промежуток времени.

Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызванной сильными посторонними раздражителями. В случаях утомления при длительной работе нервных клеток возникает охранительное торможение, которое приводит к временному забыванию усвоенного материала. После отдыха временно забытое может восстановиться.

В первое время после заучивания забывание происходит быстрее, чем в дальнейшем (рис. 24). Темп забывания зависит от объема и содержания материала. Смысловой материал может сохраняться в памяти длительное время, однако при увеличении его объема темп забывания приближается к скорости забывания бессмысленного материала.

При воспроизведении сложного и обширного материала нередко первоначальное воспроизведение, следующее сразу за восприятием материала, оказывается менее полным, чем через 2–3 дня. Это явление получило название реминисценции. Она возникает в силу охранительного торможения или отрицательной индукции, вызванной действием предыдущей и последующей частей заучиваемого материала. При отсроченном воспроизведении заторможенные связи вновь актуализируются. У детей это явление возникает чаще, чем у взрослых.

Возникновение отрицательной индукции от предыдущего к последующему заучиванию материала приводит к явлениям ретроактивного и проактивного торможения. При ретроактивном торможении (обратного действия) деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает степень воспроизведения запомненного материала. Особенно это заметно тогда, когда необходимо последовательно запомнить два схожих по содержанию материала. Данное торможение также усиливается и при запоминании трудного материала.

Проактивное (действующее вперед) торможение выражается в отрицательном влиянии предыдущей деятельности на последующее запоминание. Разница здесь только в том, что результат сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании. Этими явлениями объясняется тот факт, что при заучивании обширного однородного по содержанию материала лучше запоминается его начало и конец, хуже – середина, поскольку она испытывает тормозящее влияние и предыдущих, и последующих частей заучиваемого материала. Но это не относится к тем частям, которые содержат основное содержание или вызывают особенный интерес.

В зависимости от соотношения двух сигнальных систем различают три типа памяти: наглядно-образный, словесно-отвлеченный и промежуточный. При первом типе лучше запоминаются предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п.; при втором – словесные формулировки, понятия, числа и т. д.; при третьем – то и другое примерно в одинаковой степени. Человек с первым типом памяти при запоминании старается пользоваться конкретными образами, со вторым – словесными обозначениями и словесными логическими схемами.

В зависимости от степени участия различных анализаторов бывают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и комбинированный (смешанный). Установлено, что наиболее распространенным является комбинированный тип (зрительно-двигательный и несколько меньше слуходвигательный). Чистые типы памяти встречаются редко.