Биографии Характеристики Анализ

Курсовая работа: Развитие творческой активности и художественных способностей младших школьников на уроках иллюст. Упражнения, развивающие фантазию

Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт искусств

Саратовский филиал Государственного центра современного искусства в составе ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

Министерство культуры Саратовской области

Управление по культуре администрации
муниципального образования «Город Саратов»

МУК «Культурный центр имени П.А. Столыпина»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

«Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области»
VI I Международная научно-практическая конференция
г. Саратов, 3-6 октября 2018 г.

Приглашаем Вас принять участие в конференции, посвященной культурному наследию г.Саратова и Саратовской области. Участники конференции: российские и зарубежные специалисты; учёные, аспиранты, студенты; представители государственных и негосударственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; научные общества; общественные молодёжные организации; представители учреждений культуры и искусства (российских государственных ведомственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных научных, образовательных, зрелищных и просветительских предприятия, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, науки и культуры) и многие другие. По результатам конференции будет издан сборник научных статей.
Статус: Международная научно-практическая конференция (очно-заочное участие) с изданием печатного сборника и сертификата участника

Основные направления работы конференции:

Год Добровольца (волонтера) в культурной жизни в г. Саратове и Саратовской области
- История и культура региона
- Культурное наследие Саратовского Поволжья в духовном развитии общества

Знаменитые личности культуры и искусства г. Саратова и Саратовской области
- Культурные ценности региона (музеи, театры и другие учреждения культуры)
- Искусство и народное творчество г. Саратова и Саратовской области
- Использование ресурсов культурного наследия г. Саратова и Саратовской области в образовании и воспитании
- Профессиональное образование в системе культуры и искусства г. Саратова и Саратовской области
- Современное искусство в пространстве города и области

График работы конференции
3 октября - пленарное заседание
4-5 октября - работа секций
6 октября - историко-культурная экспедиция по Саратовской области

Условия участия в конференции
Для участия в конференции Вам необходимо произвести два действия:
1. Заполнить заявку участника на электронный адрес [email protected]
2. Прислать на электронный адрес [email protected] статью (или доклад) участника

Срок подачи заявки и материалов
Срок подачи заявки для участия в конференции до 12 сентября 2018 года (необходимо отправить на электронный адрес только заявку).

Правила подачи статьи – до 01 ноября 2018 года (в одном электронном письме необходимо прислать 2 прикреплённых файла: статью, оформленную в соответствии с требованиями и повторно прикрепить заявку по образцу)

дистанционное участие

  • Условия публикации
  • Статьи

О КОНФЕРЕНЦИИ

Уважаемые коллеги!

Сборнику статей конференции присваиваются коды ISSN, УДК и ББК. Публикация сборника конференции производится на сайте через 10 дней после окончания приема статей.

Статьи, принятые к публикации, размещаются в полнотекстовом формате на сайте eLIBRARY.RU.

Секции конференции

1. Биология

2. Информационные технологии

3. Искусствоведение

4. История

5. Культурология

6. Математика

7. Медицина

8. Междисциплинарные исследования

9. Науки о земле

10. Педагогика

11. Политология

12. Психология

13. Сельскохозяйственные науки

14. Социология

15. Технические науки

16. Физика

17. Филология

18. Философия

20. Экономика

21. Юриспруденция

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

Все статьи проходят:
  • Проверку на плагиат (используется сервис www.antiplagiat.ru). Оригинальность текста должна составлять не менее 75 % от объема статьи;

    Не рекомендуется использовать способы для обхода антиплагиата: слова-формулы, замену русских букв латинскими и т.д. Данные нарушения выявляются с помощью программного обеспечения и статья возвращается на доработку

  • Обязательное рецензирование редакционной коллегией.
По итогам конференции инноваций будут определены лучшие авторы, которые награждаются:
  • конференции;
  • И возможностью бесплатно опубликовать одну статью в научном журнале Издательства «Грани науки» .

Требования к оформлению статьи

  1. К публикации принимаются статьи объемом не менее 5 страниц текста .
  2. Статья не должна быть ранее опубликована, а также не должна быть представлена для рассмотрения и публикации в другом издании.
  3. Для набора текста, формул и таблиц следует использовать редактор Microsoft Word для Windows. Параметры текстового редактора: все поля по 2 см; шрифт Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1 см; ориентация листа – книжная. Рисунки, выполненные в MS Word, не принимаются. Все рисунки и таблицы, должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями. Графики и диаграммы должны быть одинаково информативными как в цветном, так и черно-белом виде.
  4. Оформление заголовка на русском языке: (прописными, жирными буквами, выравнивание по центру строки) НАЗВАНИЕ СТАТЬИ ; на следующей строке (шрифт жирный курсив, выравнивание по правому краю) – Ф.И.О. автора статьи полностью ученое звание, ученая степень, название вуза, город или должность, место работы, город (сокращения не допускаются) ; на следующей строке (шрифт курсив, выравнивание по правому краю) – E-mail для контактов . Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора.
  5. Оформление заголовка на английском языке: та же информация повторяется на английском языке. (не обязательно)
  6. Аннотация на русском и английском языке (). (не обязательно)
  7. Ключевые слова (приводятся на русском и английском языках) отделяются друг от друга точкой запятой. (не обязательно)
  8. Через 1 строку – текст статьи.
  9. Через 1 строку - надпись «Список литературы» . После нее приводится список литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (пример оформления). Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: . Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.

Образец оформления текста статьи

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ЗДАНИЕМ НА ОСНОВЕ ДАТЧИКОВ

Иванов Иван Иванович

канд. техн. наук, зав. кафедрой информационно-измерительных систем,

Доцент Новосибирского государственного технического университета,

Г. Новосибирск

AUTOMATIC CONTROL OF INTELLIGENT BUILDINGS BASED ON SENSORS

Ivan Ivanov

candidate of Science, Head of Information and Measuring Systems department,

Assistant professor of Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

Цель. Метод. Результат. Выводы.

ABSTRACT

Background. Methods. Result. Conclusion.

Ключевые слова: фазовые характеристики; цепь.

Keywords: phase characteristics; circuit.

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. «Цитата» . Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

Таблица 1.

Название таблицы

Текст Текст Текст Текст
Текст Текст Текст Текст
Текст Текст Текст Текст
Текст Текст Текст Текст

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. «Цитата» . Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

Рисунок 1. Название рисунка

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. «Цитата» . Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

(1)

где: - текущая скалярная мера усталостных повреждений;

Текущее значение предела выносливости материала, МПа;

Эффективная частота процесса, Гц;

Коэффициент в корреляционной зависимости между пределом выносливости и пределом прочности по Эйхингеру;

Коэффициент порога чувствительности.

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

Список литературы

Примеры оформления списка литературы

Единый формат оформления пристатейных библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка» (Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы)

Глухов В.А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке: Автореф. дис. канд. техн. наук. - Новосибирск, 2000. - 18 с.

Аналитические обзоры

Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья: аналит. обзор, апр. 2007, Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. : ИМЭМО, 2007. - 39 с.

Диссертации

Фенухин В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказкого региона: дис. … канд. полит. наук. - М., 2002. - С.54-55.

Интернет-документы

Официальные периодические издания: электронный путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб], 200520076. URL: http://www.nlr.ru/lawcrnter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007)

Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07)

Рынок тренингов Новосибирска: своя игра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsk.adme.ru/news/2006/07/03/2121.html (дата обращения: 17.10.08)

Литчфорд Е.У. С Белой Армией по Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии Генерала А.В. Колчака: сайт. – URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007)

Материалы конференций

Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегиональной конф. - Ярославль, 2003. - 350 с.

Марьинских Д.М., Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11-12 сент. 2000 г.). – Новосибирск, 2000. - С.125–128.

Монографии

Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2006. – С.305–412.

Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменять точкой:

Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 199 с.

Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованных не из предписанного источника информации.

Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 494 с.

Заголовок записи в статье может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяются в сведениях об ответственности. Поэтому:

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. - 494 с.

Патенты

Патент РФ № 2000130511/28, 04.12.2000.

Еськов Д.Н., Бонштедт Б.Э., Корешев С.Н., Лебедев Г.И., Серегин А.Г. Оптико-электронный аппарат // Патент России № 2122745. 1998. Бюл. № 33.

Статья из журналов или сборников

Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – №10. – С. 76–86.

Crawford P.J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works / P.J. Crawford, T.P. Barrett // Ref. Libr. – 1997. Vol. 3. № 58. – P.75–85.

Crawford P.J., Barrett T.P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P.75–85.

Корнилов В.И. Турбулентный пограничный слой на теле вращения при периодическом вдуве/отсосе // Теплофизика и аэромеханика. – 2006. – Т. 13, №3. – С. 369–385.

Кузнецов А.Ю. Консорциум – механизм организации подписки на электронные ресурсы // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. – М.: Науч. мир, 2003. – С.340–342.

Электронный ресурс

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Примеры оформления ссылок и пристатейных списков литературы

СТОИМОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ

Публикация статьи
(печатный сборник оплачивается отдельно)
152 руб./стр .
(постоянным авторам)*
190 руб./стр.
(новым авторам)*
Справка о принятии статьи
к публикации электронном виде)
Бесплатно
Рецензия на статью Бесплатно
Электронный сборник формате pdf) Бесплатно
Печатный экземпляр сборника 350 руб./экз.
Печатный оттиск статьи
(независимо от количества страниц)
170 руб./шт.
Печатный сертификат
участника конференции
120 руб./шт.
Электронный сертификат
участника конференции
70 руб.
Скидки суммируются и распространяются только на стоимость публикации!

Способы оплаты

Реквизиты для оплаты статьи высылаются только после принятия статьи к публикации.

Все платежи осуществляются через платежный сервис «Яндекс-касса»,
который поддерживает оплату через:

Visa MasterCard QIWI Wallet Сбербанк
Онлайн
Терминалы
оплаты

Также Вы можете совершить оплату по квитанции в отделениях банков РФ и СНГ

КОНТРОЛЬНЫЕ ДАТЫ

Прием заявок и статей до 29.11.2017 (включительно)
Рецензия на статью и счет В течение 2-х суток
Прием оплаты за публикацию/
предоставление скана квитанции
До 01.12.2017 (включительно)
Справка, подтверждающая принятие
статьи к публикации; анонс;
выходные данные статьи
Сразу после оплаты публикации
Публикация на сайте статей и сборника
конференции в формате.pdf
09.12.2017
Обсуждение статей в рамках работы
Дискуссионной площадки
10.12.2017
Рассылка печатных экземпляров сборника,
оттисков, сертификатов и дипломов
14.12.2017
Рассылка трек-номеров почтовых
отправлений
24.12.2017

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Редакционная коллегия

Ахметов Сайранбек Махсутович - д-р техн. наук, профессор, академик РАЕН
Грудева Елена Валерьевна - д-р филол. наук, профессор
Дмитриева Наталья Витальевна - д-р психол. наук, канд. мед. наук, профессор
Карапетян Владимир Севанович - д-р психол. наук, профессор, чл.-кор. Международной академии психологических наук
Козьминых Владислав Олегович - д-р хим. наук, профессор
Ларионов Максим Викторович - д-р биол. наук
Милушкина Ольга Юрьевна - д-р мед. наук
Попова Ирина Викторовна - д-р социол. наук
Тарароев Яков Владимирович - д-р филос. наук, профессор
Ходакова Нина Павловна - д-р пед. наук, чл.-кор. Академии информатизации образования
Чурилина Любовь Николаевна - д-р филол. наук
Антонова Людмила Ивановна - д-р юрид. наук, профессор
Андреева Любовь Александровна - канд. юрид. наук
Архипова Людмила Юрьевна - канд. мед. наук
Ахмеднабиев Расул Магомедович - канд. техн. наук
Бахарева Ольга Александровна - канд. юрид. наук
Виговская Мария Евгеньевна - канд. пед. наук
Виштак Ольга Васильевна - канд. тех. наук, д-р пед. наук
Волков Владимир Петрович - канд. мед. наук
Гужавина Татьяна Анатольевна - канд. филос. наук
Данилов Виктор Павлович - канд. с.-х. наук
Елисеев Дмитрий Викторович - канд. техн. наук, доцент
Зеленская Татьяна Евгеньевна - канд. физ.-мат. наук
Ибатаев Жаркын Абыкенович - канд. хим. наук
Иванова Светлана Юрьевна - канд. пед. наук
Карпенко Виталий Евгеньевич - канд. филос. наук
Карпенко Татьяна Михайловна - канд. филос. наук
Корвет Надежда Григорьевна - канд. геол.-минерал. наук
Королев Владимир Степанович - канд. физ.-мат. наук
Купченко Константин Владимирович - канд. ист. наук
Ле-ван Татьяна Николаевна - канд. пед. наук, доцент
Лебединцева Елена Анатольевна - канд. мед. наук
Макушева Жанна Николаевна - канд. филол. наук
Павловец Татьяна Владимировна - канд. филол. наук
Романова Алла Александровна - канд. техн. наук, доцент, доц. кафедры физики Военно-космической академии им.А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург
Рымкевич Павел Павлович - доктор технических наук, кандидат физ.-мат. наук, доцент, профессор кафедры физики Военно-космической академии им.А.Ф.Можайского (Санкт-Петербург), член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, член Экспертного совета по энергоэффективности зданий и сооружений Санкт-Петербургаbr/>Рысмамбетова Галия Мухашевна - канд. биол.наук, доцент
Сидячева Наталья Владимировна - канд. психол. наук, доцент, профессор РАЕ
Соловенко Игорь Сергеевич - д-р. ист. наук
Сорокин Александр Николаевич - канд. ист. наук, доцент
Сүлеймен Ерлан Мэлсұлы - канд. хим. наук, PhD
Харченко Виктория Евгеньевна - канд. биол. наук
Шаяхметова Венера Рюзальевна - канд. ист. наук
Якушева Светлана Дмитриевна - канд. пед. наук, доцент
Ковнер Владимир Леонидович - канд. экон. наук

VII-я Международная научно-практическая конференция "Среда, окружающая человека, природная, техногенная, социальная"

27 апреля 2018 г. в стенах Брянского государственного инженерно-технологического университета состоялась 7-я Международная научно-практическая конференция "Среда, окружающая человека, природная, техногенная, социальная".

Пленарное заседание прошло в зале ученого совета БГИТУ. Перед началом мероприятия в фойе были размещены материалы стендовых докладов. Участников приветствовали проректор БГИТУ по научной и инновационной деятельности Елена Цублова, директор института лесного комплекса, транспорта и экологии Дмитрий Нартов, координатор конференции, заместитель директора по НИР и НИРС ИЛКТиЭ Галина Левкина.

В работе заседания приняли участие заместитель начальника управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Н.П. Петросова, главный специалист-эксперт Управления Росприроднадзора по Брянской области Т.М. Толстикова, представитель главного управления МЧС России по Брянской области Д.С. Маринина, учёные, преподаватели и аспиранты вузов России, Беларуси, Украины, Ирака, экологи, магистранты и студенты.

Прозвучали разнообразные доклады и выступления, среди которых - анализ экологического состояния рекультивируемых полигонов ТКО, угрозы сохранению и биоразнообразию памятников природы, вопросы развития особо охраняемых природных территорий.

Аспирант БГИТУ из Республики Ирак О.А. Алмухтар выступил с докладом на английском языке на тему «Микотоксины как химические факторы среды жизни человека и методы защиты от них».

В рамках мероприятия состоялось награждение победителей и призеров Конкурса «Мой вклад в защиту природы», который был организован БГИТУ совместно с Управлением Росприроднадзора по Брянской области. Конкурс проводился по 4 номинациям. К участию в нём было подано 18 работ, в т.ч. из Краснодара, Ростова на Дону, Волгограда.

В номинации «Исследование влияния негативных факторов среды на природные комплексы и объекты» диплом за 1 место получила Швец Анна Владимировна, представляющая МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска. Тема конкурсной работы: «Влияние фунгицидных свойств некоторых веществ на развитие микромицетов в жилых помещениях и местах общего пользования». Научный руководитель- Меркушева Елена Леонидовна.

В номинации «Социальные исследования в области защиты окружающей среды» награду получила коллективная работа 8 «В» класса МБОУ СОШ №28 г. Брянска. Ребята представили социальный видеоролик «Земля в твоих руках».

В номинации «Моя общественная инициатива в области защиты окружающей среды» 1-е место заняла ученица МБОУ «Гордеевская СОШ» Пархоменко Юлия Федоровна. Тема конкурсной работы «Воздействие изменений климата на водные экосистемы». Научный руководитель – Богинская Нина Владимировна.

Победители конкурса представили вниманию участников конференции свои доклады и видеоролики.

После пленарного заседания конференция работа была продолжена по 3 тематическим секциям: «Природная среда», «Техногенная среда», «Социальная среда».

В завершении конференции её участники получили сертификат участника и сборник материалов конференции.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Человеческая уникальность тесным образом связана со способностью к творчеству. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Если мы хотим, чтобы ребёнок развивался и рос как личность, необходимо не только ориентировать его на наши требования, но и помогать ребёнку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознать свои личные цели в творчестве.

В процессе развития творческих способностей детей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремлённости, настойчивости в решении творческих задач.

Задания творческого характера – это задания, направленные на развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности.

Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления.

Работа на уроках литературного чтения даёт прекрасную возможность для проявления творческих способностей учащихся, их индивидуальности. Воображение ребёнка, способность фантазировать активно развиваются в результате исследовательского поиска. Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов, помочь успешно развивать свою речь, своё речевое творчество. Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи, к его организации и корректировке.

Как реализовать потенциал речевых возможностей ребёнка, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети стремились к творческому самовыражению в слове?

Цель приведённых в данном сборнике упражнений – дать ответ на эти вопросы и помочь воспитать личность, способную отойти от стандарта и шаблона, что так необходимо сегодня.

Упражнения, развивающие фантазию

Всё, что нас окружает, создано природой и фантазией человека.

Фантазия – способность к творческому воображению. Без умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приёмы фантазирования:

1

. Оживление

Детям, предлагается придумать сказку о каком – нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка и т. д. Например:

Снежинка.

Вот наступила зима. В воздухе кружилось много снежинок. Они были все очень красивые. Они летели и восхищались красотой деревьев, полей. И только одна снежинка твердила: “Ах, какая я воздушная и пушистая. Прекрасней меня нет на всём белом свете”. Она летала, любовалась своим платьем и отстала от своих сестёр.

Вдруг налетел ветер и унёс её в снежную даль. Когда она упала на землю, то поняла, как плохо быть одной. Снежинка с грустью вспоминала, как она играла с сестричками в прятки, пела песни, водила хороводы. Пока она лежала на земле, наступил вечер. Снежинка захотела спать. Она уснула с одной мыслью о том, что придумает, как вернуться домой. (Маша Б.)

2. Приём “Бином-фантазия”

Бином создаётся из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция, т. е. чтобы одно слово было чуждым другому, чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение активизируется, стремясь установить между указанными словами родство, создать нечто единое.

Если вы встретили такие слова, как “обезьяна-насос”, это бином, потому что между двумя этими словами существует смысловая дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. И поэтому происходит “вспышка” ассоциативного мышления. Теперь нужно помочь ученику сочинить сказку. Можно начать с того, что обезьянка нашла насос.

Обезьянка Тутти нашла на пальме насос. Ни обезьянка, ни другие африканские звери и птицы не знали, что с этим насосом делать. Удав решил отобрать у обезьянки насос и утащить к себе. Он ухватился за шланг, а обезьянка от неожиданности стала поднимать и опускать ручку насоса. Через несколько минут удав превратился в шар. Он не смог удержаться, скатился с пальмы и, как огромный футбольный мяч, понёсся к крокодиловой реке.

3. Сказки “наизнанку”

Детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый.

Или придумать другой конец сказки “Колобок”, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу у лисы.

4. Озвучивание картинки

Ученикам предлагается иллюстрации. Дети произносят звуки, слова, предложения, которые они могли бы услышать, оказавшись в центре иллюстрации.

5. Фантастические гипотезы

Составление рассказа по начатой фразе:

Я открыл дверь, а там…
Я выглянул в окно и …

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

из крана полилась газировка;
– из тучи вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна.

6. Письма сказочным героям, инопланетянам

Как вид сочинения. Этот вид работы учит правильно и образно говорить, развивает наблюдательность.

7. Продолжи текст

Это задание предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.

Жила – была Звёздочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, Звёздочка в полёте уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать?

8. Сочинение сказок с заданными персонажами

В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Однажды…

На опушке леса жил маленький гномик. Он жил в своём маленьком домике. Однажды…

Литература

  1. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П.
  2. Развитие творческого воображения в процессе обучения школьников. [Текст] /Л.С. Бушуева //Начальная школа плюс до и после. – 2003, №8. – с.50.
  3. Виноградов В.В.
  4. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] /В.В.Виноградов. М.: Высшая школа,1986.
  5. Воробьёва, В.И., Тивикова, С.К.
  6. Сочинения по картинам в начальных классах: пособие для учителя [Текст] /В.И.Воробьёва. – М.: Родничок, 2001.
  7. Матвеева Е.И.
  8. Учим младшего школьника понимать текст. [Текст] /Е.И. Матвеева. – М.: ВАКО, 2005.
  9. Новосёлова Л.С.
  10. “Психологический театр” как средство коррекции негативного поведения младших школьников. [Текст] /Л.С. Новосёлова //Начальная школа плюс до и после. – 2005, № 7 – с. 18.
  11. Рахматуллина Ф.В.
  12. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению. [Текст] /Ф.В. Рахматулина. //Начальная школа. – 2002, № 7. – с.88.
  13. Синицин, В.А.
  14. Путь к слову: пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. [Текст] / В.А. Синицын – М.; АО Столетие, 1997.
  15. Синицын, В.А.
  16. Современные подходы к развитию речи младших школьников /В.А. Синицын // Начальная школа. – 2003.– № 2. – с. 71.

В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования остается направленность на развитие творческого потенциала школьников как определяющего условия гибкой адаптации к реалиям социума. Известно, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность.

Под креативностью в психологических исследованиях понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Он упоминает шесть параметров креативности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
  2. Способность к генерированию большего числа идей.
  3. Гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей.
  4. Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно.
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
  6. Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Е.П. Торренс определяет креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; фиксации этих проблем, поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. По мнению Е.П. Торренса, креативность - естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Креативный потенциал есть в каждом ребенке, и необходимо развивать такие качества креативной личности, как активность, любознательность фантазию, зоркость, оптимизм, беглость и гибкость мышления. На основе креативного потенциала развиваются креативные способности: комплекс индивидуальных психологических способностей личности, позволяющий ей успешно решать проблемные, творческие задачи в нестандартных ситуациях, способность и готовность к творческой созидательной деятельности. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным в будущее, созидающим и видоизменяющим свое настоящее.

По мнению Л.С. Выготского «легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитие этого творчества и о значении творческих работ для общего развития и созревания ребенка. «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С. Выготский, в том, что деятельность воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества.

Ю.А. Полуянов в совместном восхождении к творчеству учителя и ученика весьма условно выделяет три стадии: подготовительную, постановочную и завершающую, которые по времени и месту чаще всего никак не локализованы. Каждая, однако, имеет свое содержание, и каждой соответствует особая форма взаимодействия учителя с учениками .

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных им объектах, событиях не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение им новых качеств. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и отвергает другие. Использование на «уроках творчества» в начальной школе арт-терапевтических техник способствует развитию креативного мышления, творческого воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей, коммуникативных умений, а так же позволяет выстраивать позитивные отношения с ребенком. Для педагога важна в этих уроках не эстетическая сторона детских работ, а складывающиеся взаимоотношения. Именно этим так ценны уроки творчества: на этих уроках нет способных и неспособных, все задания доступны всем детям, а не только художественно одаренным.

Учитель не может и не должен заниматься психологическим анализом результатов совместной деятельности своих учеников. Уроки творчества для педагога ценны тем, что они позволяет снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции, найти новый подход к решению проблемы . Творческий педагог, используя в работе арт-терапевтические техники развивает фантазию и воображение ребенка.

Работу с арт-терапевтическими техниками в школе можно проводить, используя самые разнообразные стратегии и организационные формы. В начальной школе удобным является проведение еженедельных сорокаминутных занятий, включенных в систему обычных уроков . Занятия носят комбинированный характер, сочетаются различные виды деятельности, методы, которые направлены на развитие креативности учеников младшего школьного возраста.

Цель занятий - предоставить учащимся психологические средства, обеспечивающие их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего.

С учетом особенностей детей младшего школьного возраста нами была составлена система занятий с использованием арт-терапевтических техник, направленная на развитие творческого потенциала детей.

Основными условиями реализации креативности мы считаем организацию взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии (безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка). Другим важным условием развития креативности является содержание материала.

В качествеприложения к статье приведем пример использования арт-терапевтических техник на уроке.

Урок «Дом, в котором мы живем»

Данное занятие способствует развитию спонтанности, позволяет прояснить личностные особенности, ценности, характер проблем каждого участника, его положение в группе, имеет потенциал для развития творческих способностей учащихся.

Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численностью, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.

Материалы:

Большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.

Этапы

1. Настрой

Упражнение «Зеркало».

Один участник исполняет роль лидера, другой - ведомого. Задача лидера - вести за собой, ведомого - следовать в движениях за лидером, стараясь повторить их как можно точнее, в том же темпе. Затем происходит обмен ролями. В конце упражнения важно выяснить, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее, боле защищенным.

2. Работа в группах

Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.

Инструкция:

  • Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его.
  • Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто придумал дом, кто и что рисовал, кто где хотел бы жить.

3. Этап вербализации

Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группе. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяет увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его. Если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома? Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить к себе нового жильца или гостя.

4. Заключительный этап

Можно прикрепить полученные изображения домов к листу ватмана, создать фон, чтобы получился своеобразный город, где всем хорошо и комфортно; дорисовать у каждого домика его жителей, написать добрые пожелания.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
  2. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
  3. Прохорова, Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников / Л.Н. Прохорова // Начальная шк. - 2003. - № 2. - С. 38 - 42.