Биографии Характеристики Анализ

Какие применять технологии музыкального образования в дши. Реферат на тему: "инновационные методы обучения музыке в учреждении дополнительного образования на примере детской школы искусств"

Содержание

Введение 2

1.Монополизм и формы его проявления. 3

2.Зарубежный опыт. 5

3.Антимонопольное регулирование в РФ 10

3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10

3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13

Заключение 17

Список литературы 20

"Государство должно вмешиваться в жизнь рынка

только в той степени, в которой это требуется для

поддержания работы механизма конкуренции или

для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы."

Людвиг Эрхард

В в е д е н и е

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

1. Монополизм и формы его проявления

Классическая монополия в экономике - это рынок одного продавца, обладающего рыночной властью. Обладание рыночной властью дает ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять параметры товара, диктовать свои условия потребителям и иным контрагентам. В настоящее время термин "монополия" стал использоваться и в более широком смысле. Очень часто любое недобросовестное экономическое действие на товарных рынках, имеющее антиконкурентный характер, именуют монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, как действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной властью, так и не обладающего ею.

В общем монополию в экономике можно определить как ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством, либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом know-how, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

В российском антимонопольном законодательстве различают понятия доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке и монополистическую деятельность, как таковую. Под последней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, а также соглашения и действия хозяйствующих субъектов и органов власти, направленные на ограничение конкуренции. Законом РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"(от 22.03.91) установлены следующие определения, имеющие правовое значение:

"Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Доминирующее положение определяется как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.... Не может быть признано доминирующими положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%" [редакция от 02.01.2000].

Необходимо отметить, что понятие монополии нельзя однозначно отождествлять с понятием фирмы крупного размера. Большое предприятие, не обладающее доминирующим положением ни на одном товарном рынке, еще не означает монополию. Наоборот, малое предприятие, обладающее полной рыночной властью на каком-либо товарном рынке, является монополией. Показатели и критерии монополизации однозначно не связаны только с размером предприятия и концентрацией производства. Доля на соответствующем товарном рынке играет приоритетную роль в дифференциации монополиста от прочих хозяйствующих субъектов. При этом традиционным объектом антимонопольного регулирования является деятельность естественных монополий.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках, например в отраслях с олигополистической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночной механизм. В этих целях антимонопольное законодательство направлено на запрет действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке и ограниченивающих конкуренцию. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов и потребителей, навязывание им условий сделки, не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятия товаров из обращения с целью повышения цен.

2. Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики.

Необходимо отметить, что до Первой мировой войны антимонопольные

законы в различных странах вводились редко. Однако с конца 1930-х годов активное использование антитрестовского законодательства стало обычной нормой в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское законодательство того времени было основным рычагом, позволяющим воздействовать на бизнес и процессы организации промышленности.

Рассмотрим эволюцию антимонопольного законодательства и практики регулирования деятельности монополий в США.

Основу знаменитой системы американского антитрестовского законодательства представляют три нормативных правовых акта США: закон Шермана, закон Клейтона и закон "0 Федеральной торговой комиссии". Закон Шермана (" Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий") был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Ко времени его принятия в 14 штатах уже существовали и действовали местные законы, направленные против негативного воздействия на рынок промышленных монополий.

Основные принципы закона Шермана изложены в его первых статьях:

· статья 1 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или иной форме, а также сговор с целью ограничения развития промышленности либо торговли с различными штатами или иностранными государствами. Лицо, признанное виновным в соответствующем нарушении, подвергаются штрафу или тюремному заключению;

· статья 2 признает виновным в правонарушении антимонопольного законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать, либо вступающее в сговор с любым другим лицом, или лицами, с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами. Мера пресечения в этом случае - штраф, тюремное заключение;

· статья 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или в другой форме, либо сговор с целью ограничения промышленности или торговли на территории США.

В 1914 г. в Конгресс США членом палаты представителей Г.Клейтоном были представлены проекты четырех "биллей", где:

· давалось определение незаконных сделок;

· предусматривались меры, препятствующие слиянию совета директоров

· вводилось понятие нечестных методов конкуренции;

· запрещалась дискриминация в ценах и предполагалось образование межпалатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за исполнение и применение антитрестовских законов.

В итоге, 15 октября 1914 г. был принят Закон Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и

развития на нем монополий. Вот основное содержание некоторых из статей закона Клейтона:

· статья 2 объявляет незаконными действия любого лица, занимающегося коммерцией, если в процессе таковой деятельности прямо или косвенно данное лицо осуществляет дискриминацию в ценах между различными покупателями товаров одного и того же сорта и качества, когда результатами такой дискриминации может быть существенное ослабление конкуренции или же тенденция к образованию монополий в любой сфере коммерческой деятельности;

· статья 3 объявляет незаконным для любого лица, занимающегося торговлей, осуществлять продажу, сдавать в аренду, устанавливать цену на товар или же скидку на основе условий, соглашений или договоренностей о том, что покупатель или продавец не должны будут использовать или совершать сделки в отношении товаров конкурентов, если результатом этого явится существенное ограничение конкуренции или появится тенденция к образованию монополии в какой-либо сфере торговой деятельности;

· статья 7 запрещает лицам, занятым в торговле или иной другой области, влияющей на торговлю, приобретать в прямой или косвенной форме все или часть акций или активов имущества других корпораций, если такое приобретение может привести к существенному ограничению конкуренции или созданию монополии;

26 сентября 1914 г. был принят закон США об образовании Федеральной торговой комиссии. Этим законом была утверждена Федеральная торговая комиссия США, а также были определены ее полномочия и обязанности. ФТК США была создана для контроля и пресечения действий, нарушающих антитрестовское законодательство. Комиссию представляют пять человек, которые назначаются президентом США по рекомендации и с одобрения сената сроком на семь лет. Не менее трех членов ФТК США должны принадлежать той же политической партии, что и президент. Председатель комиссии назначается президентом США.

В США с предварительного согласия ФТК СШЛ осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США с одновременным соблюдением следующих ограничительных условий:

Фирмы должны вести хозяйственную деятельность на рынках США (здесь критерий межштатной торговли обязателен), либо быть расположенными в разных штатах;

Стоимостной размер предприятий должен соответствовать условиям: один из участников сделки должен иметь активы или объемы продаж на S100 млн. или более, а второй участник - не менее чем $10 млн.;

Размер сделки должен предусматривать, что предметом сделки будет пакет акции с правом голоса в размере не менее 15%, либо цена сделки будет не менее 15 млн. долларов. Федеральная торговая комиссия США должна быть уведомлена о совершении сделок по пакетам акций с правом голоса от 5% до 15%.

После Второй мировой войны ориентация на использование антимонопольного законодательства получила развитие и в странах общего рынка, в том числе, во всех развитых странах и в большинстве развивающихся. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957 г. с целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка, в том числе и с учетом необходимости его скоординированного антимонопольного регулирования.

В Римском договоре о создании ЕЭС были сформулированы базовые нормы общеевропейской антимонопольной доктрины и механизм реализации конкурентной политики на европейском уровне. Так, в статье 3 Римского договора определены характеристики общего рынка и, в том числе, ликвидация торговых барьеров между странами-членами и создание конкурентной политики для гарантии отсутствия тех или иных препятствий развитию торговли. Очевиден тот факт, что конкурентная политика рассматривается как составная часть основополагающих норм и принципов, которые позволяют, в свою очередь, регулировать создание и функционирование общего рынка.

Инструменты проведения в жизнь конкурентной политики ЕЭС установлены статьями 85-94 Римского Договора и Закона Совета ЕЭС "По контролю над концентрацией предпринимательской деятельности" (так называемый закон "0 слияниях"). Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств-членов ЕЭС, которая может вызвать изменения в условиях конкуренции. Рассмотрим некоторые примеры такого регулирования:

Статья 85, например, запрещает любые тайные соглашения между предприятиями любой формы собственности, способные ограничить конкуренцию в том смысле, что такие тайные соглашения воздействуют на торговлю между государствами - участниками ЕС. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут быть допущены к применению, если только они приносят прямые выгоды потребителям;

Статья 86 запрещает предприятиям, занимающим доминируюшее положение, злоупотреблять своим положением путем нанесения непосредственного ущерба потребителям и несправедливого ограничения развития или поддержания уровня конкуренции, существующего на рынке; Закон "О слияниях" имеет целью предотвращение создания или усиления хозяйствующими субъектами доминирующего положения на рынке с помощью получения контроля над другими предприятиями. В Великобритании с предварительного согласия Комиссии по монополиям и слияниям органов осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США при условии:

Суммарная стоимость активов участников сделки должна превышать 30 млн. фунтов стерлингов;

Активы созданной компании превышают 5 млн. фунтов стерлингов.

Комиссия по монополиям и слияниям, кроме всего прочего, должна в обязательном порядке рассматривать все случаи слияний и поглощений, если в итоге:

Под контроль хозяйствующего лица подпадает 25% товарного рынка или более;

Создается локальная монополия;

Возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках. В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой Германии в случаях, если:

Товарооборот одного из участников сделки представляет собой величину не менее 2 млрд. марок;

Товарооборот всех участников сделки представляет собой величину не менее 1 млрд. марок.

Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:

Долю на товарном рынке Германии 20% или более;

Содовой торговый оборот 500 млн. марок или более;

10000 или более наемных работников.

Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить те или иные сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим результатам негативные последствия данной сделки. Запрещение от лица Федеральной картельной службы Германии по факту уже совершенной сделки также имеет следствием признание в судебном порядке такой сделки недействительной.

В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:

Создание совместно управляемого предприятия;

Наследование всего предприятия, либо его части;

Получение в аренду всего предприятия, либо его части;

Назначение на управление всем предприятием или важной его частью.

Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место

в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг). В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного капитала. Так, Комиссия Европейских Сообществ зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%. Причем 1997 г. был признан пиковым годом по количеству слияний и присоединений за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу существенного ограничения конкуренции и устойчиво растущую тенденцию количественного роста подобных реорганизаций Комиссия Европейских Сообществ в подавляющем большинстве случаев дает свое согласие на осуществление реорганизаций.

Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, идущей по пути развития рыночных отношений. Особенно важно учитывать этот опыт в международной деятельности Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства (МАП РФ).

3. Анттимонопольное регулирование в РФ.

3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском

Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.

Спецификой монополизма в России является также то, что монополистические структуры формировались "сверху". Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства.

Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу 1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2 - 3 промышленных гиганта. Например, из 19 основных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6 - на двух предприятиях и 4 - на трех предприятиях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на четырех, а морозильников - на трех предприятиях. На трех предприятиях было сконцентрировано производство 15% переносных телевизоров .

Система планового производства и распределения произведенной продукции привела еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.

В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, в которых оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию

издержек, близок к величине спроса. Естественная монополия складывается в отраслях с растущей экономией на масштабах производства, что подразумевает, что издержки производства снижаются по мере увеличения объема выпуска. Данная ситуация наиболее характерна для таких отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение, канализация, для почтовых и транспортных услуг. В таких отраслях подчас существуют лишь одна или немного фирм, находящихся в монопольном, либо олигопольном положении. В России естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка. Графически их положение по данным за первое полугодие 2001 года представлено на рисунке 1

Рисунок 1. Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями России. (11, с. 30)

Проведение структурных реформ в отраслях естественных монополий сдерживается особенностью их организации. Так, в МПС сохранилось отраслевое министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Напротив, "Газпром" осуществляет только хозяйственные функции, а государственные сосредоточены в Минтопэнерго и Федеральной энергетической комиссии. Концерн успешно действует внутри страны и за рубежом, обладает централизованной внутренней структурой, контролирующей трансфертное ценообразование и финансовые потоки. Вместе с тем вопрос о его реструктуризации остается актуальным.

Дальше всего структурные реформы продвинулись в РАО "ЕЭС России", но не столь удачно как в РАО "Газпром". Указ президента о реформе в электроэнергетике не был выполнен в полной мере. Региональные компании в ряде случаев вышли из-под контроля РАО и попали под сильное влияние региональных властей. Единство энергетической системы в экономическом смысле было нарушено, а конкурентный сектор так и не создан. В итоге руководство компании не смогло добиться улучшения деятельности компании и продвигать дальше структурные реформы. Число работников росло, а показатели эффективности снижались.

Вместе с тем, наметился перелом в отношениях между монополиями и

их потребителями. Энергетики, оказавшиеся под жестким тарифным контролем, приняли решение "придать своей монополии человеческое лицо". Монополисты меняют тактику общения с потребителем, пытаясь вести политику индивидуальной работы с каждым из них. Изменилось отношение и потребителя к монополии, оказывающим все большее давление на поставщика.

Основной потребитель отрасли - промышленные предприятия, их доля в структуре потребления превышает 60%. Учитывая постоянный рост энергетической составляющей в конечной цене продукции, наиболее энергоемкие предприятия идут по пути создания собственных автономных энергетических мощностей, что значительно снижает спрос на монопольную продукцию, но сокращает издержки собственного производства. В частности, такую работу целенаправленно проводит на своих предприятиях нефтяная компания "Юкос". На одном из его предприятий ввод энергоблока дает возможность снизить стоимость продукции завода на 30%.

В новых условиях монополисты предпринимают последовательные шаги не только по увеличению сбыта продукции, но и по сокращению издержек производства в том числе снижения численности в компании, оптимизации режима работы оборудования энергосистемы, экономного использования имеющихся средств и т.п. Это позволяет получать дополнительную прибыль, снижать цены на товары и услуги и предоставлять потребителям более выгодные условия (в частности, различные скидки исправным плательщикам при условии наращивания объемов производства и энергопотребления).

Отрасли естественных монополий продолжают быть кредиторами для потребителей их продукции. В конечном итоге это приводит к "утяжелению" цен, разрастанию неплатежей, снижению поступлений в бюджет. На долю естественных монополий приходится половина всей задолженности предприятий по России. Продолжающееся разрастание неплатежей существенно снижает эффективность мер по сдерживанию цен на продукцию естественных монополий, отрицательно сказывается на финансовом положении поставщиков, способствует усилению кризисных явлений в экономике.

Необходимо отметить, что снижение уровня концентрации производства в отраслях, где функционируют естественные монополии, не всегда выгодно экономически, так как привело бы к падению эффективности и повышению издержек производства. Вместе с тем, освободившись от "директивной узды" плановой экономики, естественные монополисты используют свою власть на рынке в ущерб потребителям. Они стремятся назначить цены, превышающие не только предельные, но и средние издержки.

Высокая степень монополизации современной российской экономики ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленного антимонопольного регулирования.

3.2. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ.


Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка" . Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно

оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет

Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур (с 1997 г. - Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации - ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)).

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

Разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

Осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

Контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Закон РСФСР "О конкуренции" создавался на базе обширного законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой. Основным содержанием новой редакции закона является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой хозяйствующих субъектов) доминирующим положением на рынке.

В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных монополий и был разработан проект - федерального закона "О естественных монополиях" . Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства.

Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. Поэтому принятый федеральный закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи. Из этого перечня видно, что круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей.

По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались также другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного контроля деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных бумаг, товарных бирж и пр.

С введением с 1 января 1997 г. в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых цен.

Развитие конкурентного права осуществлялось не только за счет совершенствования базового закона, применяемого для товарных рынков. Одновременно развивались другие его направления, достаточно самостоятельные.

К ним относится ценовое регулирование деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации "0 государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг." применялось государственное регулирование и контроль цен, которые осуществлялись следующими способами (5-6% от объема продукции, выпускаемой в России): установление абсолютного верхнего предела (т.н. лимитная цена); определение предельного

размера рентабельности (процентный лимит); введение предельных коэффициентов изменения.

В современный период в рамках совершенствования нормативной правовой базы МАП России разработал и внес в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который направлен на поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации, приведения Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках» в соответствие с положениями и нормами Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими федеральными законами, совершенствование механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиление ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.

В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об изменении или ограничении использования фирменного наименования с целью Исключения введения в заблуждение потребителей.

Существенным дополнением действующего Закона является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.

Как показывает практика государственного контроля экономической концентрации, в ряде случаев не удается в полной мере установить реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их возможность влияния на рынок товаров, работ и услуг и определить их стратегические интересы, которые не всегда направлены только на получение законной прибыли. Имеют попытки ликвидации российских конкурентов зарубежными компаниями, «отмывания» денег российских и зарубежных криминальных структур, подрыва экономических устоев и национальной безопасности Российской Федерации. С целью установления лиц, в чих интересах совершается та или иная сделка, пресечения вывода за рубеж ликвидных активов российских предприятий, в действующий Закон вводится соответствующая поправка, которая направлена на защиту интересов работников предприятий. Она позволит избежать незаконных перепродаж и перепрофилирования предприятий и обеспечит развитие социально- ориентированной рыночной экономики.

Принятие представленного законопроекта укрепит нормативную правовую базу государственного антимонопольного регулирования и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации, позволит создать необходимые гарантии соблюдения антимонопольного законодательства во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности, в том числе создания, преобразования и ликвидации.

Рассмотрим другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную деятельности в России.

Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» вступил в силу в декабре 1999г. В 2000 г. в развитие Закона совместно с Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»; Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, финансовой организации по управлению ценными бумагами, а также акты, связанные с контролем концентрации на рынках финансовых услуг.

В начале 2001 г. по согласованию с Банком России другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и зарегистрированы в Минюсте России Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

В ходе реализации мероприятий по совершенствованию и развитию нормативной базы рекламного законодательства подготовлены законопроектные предложения по нормативному закреплению процедуры применения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в Рамках проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В 2001 году шла работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом "О защите прав потребителей", который в 1999 г. претерпел изменения. Всего велась работа над 25 такими актами, из них 11 подготовлены, по 15 работа продолжается в 2001г., в том числе совместно с Минобразования России - над проектами Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в сфере Дошкольного и общего образования, а также проектами правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных ycлyг и др.

Формируется также более совершенная нормативная база стандартизации как важное условие обеспечения прав потребителей на качественные и безопасные товары. Подготовлены предложения к проектам федеральных законов "0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "0 стандартизации", "0 технических мерах в торговле".

Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней мере, три существенных момента: федеральное антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

Заключение

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

Реалии осуществления государственного контроля за экономической концентрацией говорят о том, что во многих случаях антимонопольные органы Российской Федерации не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа ущербных для государственных интересов действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и национальной безопасности Российской Федерации.

К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

Продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

Совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

Регулирование и контроль инвестиционных программ;

Создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

Повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

Приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

Целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

Сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

Решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;

Вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

Вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

При этом для стимулирования устойчивых темпов экономического роста в 2001-2002 гг. целесообразно сохранить тенденцию отставания темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции.

Такой длительный срок, с учетом времени прохождения дела по всем судебным инстанциям, приводит к снижению эффективности процесса антимонопольного регулирования экономики регионов. Уровень правовой грамотности сотрудников в муниципальных образованиях, как показывает практика, крайне низок. Отсюда...


Операциях. Количественные ограничения импорта и экспорта Под количественными ограничениями импорта и экс­порта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количе­ство и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Данные методы...


  • Государственная антимонопольная политика Российской Федерации в период трансформации политической системы
  • Направленная на развитие конкуренции и ограничение монополистической деятельности в период трансформации политической системы. Цель диссертационного исследования – системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации в 1990-х годах на федеральном и региональном уровнях...


  • Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
  • Формировать инвестиционный портфель клиента? 5. Опишите простую структуру инвестиционного портфеля. ВВЕДЕНИЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ И ЗАДАЧИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Рынок ценных бумаг в России начал свое формирование в первой половине 1991 г. после принятия известного Постановления...


    Субъектов. Узкая ориентация ГКАП на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активации конкуренции означала разработку программ антимонопольного регулирования, в которых не было места согласованию целей с другими видами экономической политики, которые - в тех...


  • Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран
  • Со стороны потенциального монополиста, который и должен выступать в качестве ответчика. Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. В частности, ...


  • Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
  • Но цель данной части работы заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми формами. 2.Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки. В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие...


  • Государственное регулирование в области ценообразования
  • ... ­тельных процессах повышает эффективность хозяйствования как субъектов рынка, так и государственного воздействия в перераспределительных про­цессах. 2.2. Государственное регулирование в области ценообразования Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и...


    из реферата вы узнаете:

    Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения

    Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано

    Понятие «инновация»

    Традиционные и инновационные методы обучения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования Детская школа искусств «Элегия»

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

    Выполнила:

    Зайкова Г.А. преподаватель фортепиано

    д.Мокшино

    2017

    Введение ………………………………………………………………………3

    ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения ……………………………………………………4

    1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано ……………………………………….4
    1. Понятие «инновация» ………………………………………………….7

    ГЛАВА 2. Методы обучения …………………………………………………9

    2.1. Традиционные методы обучения ………………………………………..9

    2.2. Инновационные методы обучения …………………………………….10

    ГЛАВА 3. Педагогический эксперимент……..…………….………………15

    Заключение …………………………………………………………………..16

    Список литературы …………………………………………………………16

    Введение

    Актуальность темы

    Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что инновации, как производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен.

    Цели и задачи реферата

    1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме использования инновационных методов обучения музыке.
    2. Выявить сущность определений «инновация», «инновационные методы».
    3. Рассмотреть особенности использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.
    4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования инновационных методов обучения музыке в школе искусств.

    История вопроса

    В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление.

    Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

    Исследуемые в работе педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций в музыкально-воспитательной работе с детьми в художественно-образовательных учреждениях будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать их в целом. Отметим и значимость изучения указанных педагогических инноваций для совершенствования творческой деятельности композиторов, создающих произведения для детей. Состояние и степень изученности проблемы.

    ГЛАВА 1

    Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения

    1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано

    Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информатизации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто в основном путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

    Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

    Познавательная самостоятельность - стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

    Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

    Вопросам исследования и применения инноваций в музыкальном образовании посвящено множество работ (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.). Многие современные преподаватели сходятся во мнении о необходимости внедрения инновационных технологий в учебный процесс. Однако в практической деятельности педагогов наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений и навыков, получить базовые компетенции, позволяющие приобретать знания самостоятельно. Группа преподавателей задалась целью разработать теоретические и методические основы использования инновационных методов обучения в учреждении дополнительного образования. В процессе работы они предположили, что использование инновационных методов обучения в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.

    Современная отечественная педагогическая наука и практика располагают теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Эльконина - В. Давыдова (обучающая система, разработанная и методически обеспеченная для разных типов образовательных структур), В. Библера (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

    В отечественной педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята JI. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской фортепианной педагогики: JI. Борухзон, Ф. Брянской, J1. Волчек, JI. Гусейновой, J1. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской, М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» JI. Борухзон, JI. Волчек, JI. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневича.

    1. Понятие «инновация»

    Теоретическая глава посвящена изучению отечественной и зарубежной литературы по проблемам внедрения инноваций в образовании. Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х гг. и в последнее двадцатилетие в нашей стране. В 80-е гг., как отмечает Н. Ю. Посталюк, в педагогике проблематика инноваций и соответственно ее понятийное обеспечение стали также предметом специального исследования.

    На основании работ В. Иванченко, В. Лазарева, И. Милославского, М. Поташника под инновацией мы понимаем создание, разработку и внедрение различного рода новшеств, а также их преобразование в виде усовершенствованного продукта, используемого в практической деятельности.

    В отечественном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиций и инноваций. По мнению В. А. Сластенина, интеграция -это переход количества в качество. Новые варианты решения проблем музыкального образования, были связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов-музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства – с одной стороны, а с другой – ориентировались на учет природы человека, развитие его музыкальных способностей.

    Выделяют 3 уровня активности:

    1. Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

    2. Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменѐнных условиях.

    3. Активность творческая - предполагает устремлѐнность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

    Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

    ГЛАВА 2

    Методы обучения

    2.1. Традиционные методы обучения

    Подробно рассмотрим методы обучения музыке в детской музыкальной школе. Обратимся к характеристике понятия «метод» в дидактике. Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. Большинство авторов, согласны во мнении, что метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности. Также в методе обучения находят воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования.

    Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:

    1) выявления сходства и различия музыкального материала;

    2)идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

    3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

    Исследователями выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму).

    Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Н. Д. Боровкова основными методами обучения в классе основного музыкального инструмента называет: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

    При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).

    2.2. Инновационные методы обучения

    К числу инновационных методов, применяемых при обучении музыке, можно отнести следующие:

    1. По характеру познавательной деятельности

    а) метод образной визуализации – это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является перцептивный образ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ;

    б) Метод наводящих вопросов . Цель вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в "совещательной" форме: "Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?", "Не думаешь ли ты, что...?" и так далее. Хорошо когда педагог вызывает учащегося на совместный поиск решения; создает ситуации, в которых ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

    Вариантом метода наводящих вопросов является метод "сам себя обучаю", разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Само название этого метода определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в форме "Сам себя обучаю". Приведем в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: "Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть растопырены? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?". Вариантов формулировки вопросов может быть много. Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных действий.

    Для развития навыков самоконтроля и самосознания немецкий педагог К.Хольцвейссиг рекомендует использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения.

    в) метод сравнения и обобщения . Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления.

    Интересный прием работы над сочинением, названный "аналитическая игра", предлагает немецкий педагог Г. Филипп. Исполняются отдельные детали текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в особенностях сочинения.

    2.По основанию «изменение угла зрения познавательной деятельности»

    а) метод рецензий – это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель;

    б) метод рефрейминга (Кипнис, 2004) – это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр – переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса – в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания;

    3. По характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому

    а) метод адидактических ситуаций . Французский дидакт Ги Бруссо, будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем вызывал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация – это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач;

    б) метод «учение через обучение» (Мартан, 1993), который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам;

    в) проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей учащихся.

    4. Методы практического освоения музыкальной информации.

    Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития ребенка.

    Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации.

    Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках.

    Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

    а) Ритмические карточки. Работа с ритмическими карточками стала одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Активная деятельность по изучению, осознанию и раскладыванию ритмических карточек обычно очень увлекает детей. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами.

    б) Карточки для освоения нотной грамоты. Изучение разнообразия ритмической записи является первой ступенью в процессе освоения нотной грамоты. Но умение читать ритмическую запись на одной строчке ещё не решает проблему чтения нот на двух нотных станах. Выучивание нот может проходить достаточно медленно и не всегда эффективно. Метод карточек оказывается полезным и здесь. Наглядные пособия помогают осваивать знаки нотного текста (ноты, различные обозначения) без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Можно осуществить её интересную идею и сделать "Домики с нотами».

    в) Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.

    Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях.

    г) Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер.

    д) Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей, необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса способностей ученика и часто занимает достаточно длительное время. Однако именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики. Современная фортепианная методика в последние десятилетия уделяет достаточное внимание вопросам игры по слуху.

    ГЛАВА 3

    Педагогический эксперимент

    Таким образом, на основании определений понятий «инновация» (В. С. Лазарев, И. Милославский, М. М. Поташник, В. А. Сластенин), «метод» (М. И. Махмутов, Б. Т. Лихачев, Т. А. Ильина, И. Ф. Харламов), «метод обучения музыке» (Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева) мы сформулировали собственное определение инновационных методов обучения музыке – это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

    На основании теоретического исследования был проведен педагогический эксперимент, где осуществлялась проверка эффективности использования инновационных методов обучения музыке на основе диагностики исходного уровня сформированности познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей учащихся. Диагностическое исследование показало, что педагогический состав учреждений дополнительного образования ориентируется в основном на репродуктивные стратегии и методы обучения. В силу этого наблюдается невысокая заинтересованность детей в обучении музыке, большинство учащихся в процессе диагностики показали средний и низкий уровень развития познавательной активности и уровня музыкально-творческих способностей.

    На основе диагностики был проведен формирующий этап эксперимента, разработана система уроков в учреждении дополнительного образования с использованием проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования, результаты которого были проверены на контрольном этапе. Анализ представленных данных указывает на то, что разработанная данная система уроков с применением инновационных методов обучения (проблемно-креативного и метода компьютерного моделирования) оказалась достаточно эффективной и доступной с точки зрения ее использования на уроках в классе основного музыкального инструмента в учреждениях дополнительного образования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Применение инновационных методов (в частности, рассмотренных нами проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования) требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей.

    2. Инновационные методы сочетают два подхода – рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая деятельность), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.

    3. Вышеперечисленные методы возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, ссуз, вуз), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях). Применение их будет эффективным при условии учета конкретных условий: создание необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аврамкова И.С. Формирование художественно-пианистических навыков юных музыкантов // Фортепианное искусство: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. / Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2004. - С. 47-51.
    2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. - 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1988-1990.
    3. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. - М. : Российское музыкальное издательство, 2006. - Ч. 1. -66 с. ;Ч. 2. - 146 с.
    4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
    5. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. - 336 с.
    6. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. - 2-е изд., доп. - Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979. - 352 с.
    7. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. - Л. ; М. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1973. - 270 с.
    8. Баренбойм JI.А. Путь к музицированию: школа игры на фортепиано / Л. А. Баренбойм, Ф. Н. Брянская, Н. П. Перунова. - Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1980. - 352 с.
    9. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. - М. : Классика-ХХ1, 2007. - 191 с.
    10. Геталова О. А. В музыку с радостью: для фортепиано: пособие для младших классов ДМШ / О. А. Геталова, И. В. Визная. - СПб. : Композитор, 1997. - 160 с.
    11. Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять: учебное пособие / О. А. Геталова, О.А. Булаева. - СПб. : Композитор, 1999-2000.
    12. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 265 с.
    13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Генрих Нейгауз. - 6-е изд., исправленное и дополненное - М. : Классика-ХХ1, 1999. -229 с.
    14. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М. : Советский композитор, 1988. - 384 с.
    15. 192. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
    16. 193. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Интерпракс, 1994. - 374 с.
    17. 194. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие / Г. М. Цыпин. - М. : МГПИ, 1975. -- 106 с.

    Ирина Сапёрова
    Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств (из опыта работы преподавателя)

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы искусств

    (Из опыта работы преподавателя )

    Профессия преподавателя предполагает знание и применение классических методик преподавания . Наряду с этим, невозможно переоценить значимость использования инновационных педагогических технологий и владения современной техникой , освоения новых форм и методов обучения.

    Чтобы быть эффективным, результативным, интересным ученику и самому себе, педагог просто обязан постоянно учиться сам, осваивать новшества и уметь применять их в учебном процессе . Благо, возможности для этого сейчас - неограниченные. Новые информационные технологии предоставляют широкое поле для культурного, - общего и специализированного, профессионального, - познания. Вся мудрость мира теперь доступна, не выходя из дома или учебного класса. Конечно, нужно уметь найти информацию и правильно воспользоваться богатыми мультимедийными возможностями. Современная техника предъявляет серьёзные требования к пользователю. Она постоянно совершенствуется, возможности расширяются. Поэтому необходимо всегда «держать руку на пульсе» , чутко реагируя на изменения. Я с большим увлечением этим занимаюсь, побуждаю учеников и использую в учебном процессе .

    В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы : аудио, видеоматериалы, нотную, методическую литературу, энциклопедические, биографические документы, широкие возможности Интернет. Интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования , оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся .

    Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как : прослушать с помощью Интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с последующей беседой-сравнением; изучить материалы о жизни и деятельности композиторов и исполнителей как классических, так и ныне живущих.

    Конечно, ничто не заменит «живое» , непосредственное посещение концертных залов, театров и музеев. Вместе с тем, мультимедийные технологии дают нам возможность, в любое удобное время, просматривать записи лучших образцов мировой музыкальной культуры, «оказаться» в любом концертном зале или музее мира. Причём, я собираю (и делюсь с учениками и коллегами, записями различных интерпретаций одного и того же культурного шедевра (будь то балет, опера, инструментальное произведение, театральная постановка). Очень интересно сравнивать и обсуждать различные варианты прочтения классики и современного искусства .

    Мультимедийные технологии и современная техника позволяют интересно представить связь музыки с другими видами искусства , такими как живопись, литература, поэзия. Это и подбор видеоряда, соответствующего характеру музыки, и, наоборот, поиск музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета. Такой симбиоз искусств легко организовать , благодаря мультимедийным возможностям (компьютер, проектор, воспроизводящая акустическая аппаратура, обширная база электронных ресурсов).

    Освоение компьютерных программ позволяет самостоятельно оформлять нотный текст, - очень помогает в этом программа Finale (программа набора нот) . Кстати, детей эта работа тоже очень увлекает . К тому же, набрав текст на компьютере, можно его тут же прослушать в любом темпе и на любом инструменте. (Я уже не говорю, что педагогу просто необходимо владеть и простым компьютерным набором текста. Как правило, музыканты быстро осваивают десятипальцевый метод «слепой» печати текста в программе Word).

    В учебном процессе удобно использовать ритмические и тембральные возможности электронных музыкальных инструментов. Как пример – музицирование в сопровождении электронного музыкального инструмента (синтезатора) или записи. Фонограмма может содержать запись оркестровую, инструментальную, просто ритмическую. Ученик может почувствовать себя солистом – ведь его сопровождает «настоящий» оркестр! К тому же такое сопровождение воспитывает чувство ритма, находчивость, выдержку, - ведь электроника не позволит остановиться, выбиться из ритма. Конечно, ничто не заменит живого исполнения, но как вариант работы , этот метод бывает полезен.

    Сейчас у преподавателя «под рукой» необъятная электронная база нотного и методического материала, возможность иметь любые ноты в печатном виде (используя принтер и сканер) . Можно искать самостоятельно, можно заказать через сайты интернет - магазинов – каталоги выложены и доступны для заказа. Причём, такой поиск (через интернет) более эффективен, перед глазами полная картина имеющегося на данный момент в открытом доступе, имеется возможность заказать желаемое.

    Конечно, очень удобно фиксировать цифровой техникой (фотоаппарат, видеокамера, аудиозапись) лучшие моменты школьной , концертной и экскурсионной жизни. Можно тут же всё снятое просмотреть, отобрать лучшие экземпляры , сохранить на память. Подобная совместная работа с учениками учит их оценивать, анализировать, сравнивать, совершенствоваться. Кроме того, это очень объединяет и сближает ученика и педагога.

    Информационные возможности сети Интернет помогают в организации внеклассной деятельности. Можно открыть сайт любого театра, музея и выбрать культурную программу, спектакль или концерт. К тому же можно, находясь далеко от культурных столиц, заказать билеты в лучшие театры и концертные залы, и электронно их оплатить.

    Интернет даёт возможности дистанционного общения с учениками, обмена опытом с коллегами . Возможности безграничны. Даже можно по Skype проводить уроки, будучи далеко от обучаемого и обучаться самому.

    Можно ещё долго перечислять возможности, открытые для нас современным уровнем развития информационных технологий и применяемые мной в процессе обучения . Безусловно, технологии будут совершенствоваться, будет эволюционировать цифровая техника , электронные ресурсы. Задача педагога – быть в курсе и эффективно применять их в своей профессии.

    Результаты применения современных технологий :

    Повышение интереса детей к обучению;

    Побуждение их к творческой, самостоятельной, аналитической работе ;

    Повышение общего культурного уровня, расширение кругозора;

    Заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений ;

    Объединение в творчестве педагога и обучаемого.

    Как следствие вышеперечисленного – повышение исполнительского и общего культурного уровня юных музыкантов.

    Необходимо, чтобы школа искусств была учреждением , в котором, сохраняя традиции, идут в ногу со временем и используют лучшие современные обучающие и развивающие технологии .