Биографии Характеристики Анализ

Планирование музыкальной деятельности для детей с овз. Музыкальная деятельность, как средство развития детей с овз

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с разными нарушениями зрения и речи.

Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, они испытывают моторную неловкость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нет четких представлений об окружающей жизни. При анализе игровой деятельности, дети не сопровождают игры достаточно эмоциональной окраской.

На детей с нарушением зрения музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик.

Изучив методику «элементарного музицирования» Карла Орфа включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая).

Элементарное музицирование – это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат.

Все участники процесса имеют возможность выбирать пару, инструмент. Таким образом, я включаю элементарное музицирование практически во все разделы НОД. Как только дети входят в музыкальный зал, они уже готовы творить, приветствуя друг друга.

С детьми младшего и среднего возраста включаю «Игру — приветствие», музыка «Индо эу». Учу навыкам «пружинности», смене частей музыки, умению начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки по показу взрослого или самостоятельно.

На первую часть музыки дети двигаются по всему залу свободно, а на вторую часть находят себе пару и кружатся, или выполняют пружинку.

Дети самостоятельно показывают «фонарики» друг другу, топотушки, сложив руки полочкой, то есть любые музыкально – ритмические движения, соответствующие возрасту.

С детьми старшего возраста – движения усложняются.

Вариант 1: на первую часть музыки можно двигаться, одновременно играя на звучащих жестах: хлопки, шлепки, щелчки и др., а на вторую — тройные хлопки правой рукой, левой и двумя руками, затем прощаются глядя в глаза друг другу и помахав рукой, идут искать другую пару.

Вариант 2: дети ходят парами, по окончании первой части, останавливаются одна пара напротив другой;

2 часть – хлопки: с партнёром напротив, с партнёром наискосок, со своим партнёром.

Последний становится новым дружком (происходит обмен).

Проходя тему недели «Домашние животные», мы можем поприветствовать друг друга как кошечки, собачки, козлики, поросята. Малыши просто промяукать или прохрюкать, а дети постарше уже придумывают каждый свою песенку щенка или коровы с целью развития звуковысотного слуха и чувства ритма.

В гости к детям приходит медведь (игрушка), мы с ним поздоровались (спели «здравствуй, мишка»), прохлопали свои имена и пошли вперевалку напевая песенку на русскую народную мелодию «Я на горку шла»:

Мишка шёл, шёл, шёл

И машину нашёл.

(Дети «садятся» в машину, «берут руль» в руки и едут друг за другом под песню «Машина» муз. М. Красева, остановились, сигналят — «би –би –би»).

Старшие дети могут двигаться в разных направлениях (ориентировка в пространстве), а сигналы придумывать поочерёдно, каждый по – своему, все дети повторяют. Мишка может найти всё, что угодно:

  • «полочка» – танцуем топотушки, сложив руки полочкой;
  • «фонарики» – танцуем ручками фонарики;
  • «конфетка» – кушаем конфету (развитие мимики),
  • «ковырялочка» – закрепляем танцевальное движение (носок – пятка).

Затем дети сами придумывают что нашёл Мишка.

Музыкально – ритмические движения:

Используя одно произведение «Семь прыжков» реализую задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

В младшей группе первая часть — это ходьба по кругу, держась за руки и показ различных частей тела.

Вторая часть — с каждым проведением ритмического движения добавляется разный по длительности звук. При этом формируется умение начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки.

Со старшими детьми игра усложняется. На первую часть музыки дети танцуют свободно (как вариант: с атрибутами или со звучащими жестами), а на вторую часть дети замирают в различных позах по типу «морская фигура», но при этом меняют позу на каждый длинный звук. Это могут быть ледяные фигуры, различные звери, облака и т. д.

На этом материале учу детей ориентироваться в пространстве, находить свои оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа.

Используя музыку «Стоп энд гоу», где собраны несколько разнохарактерных музыкальных отрывков, разделённых паузами, учу ребят различать контрастные свойства звуков по высоте, длительности, динамике и тембру, получать радостные ощущения от участия в музицировании.

Вариант 1: дети двигаются свободно по всему залу, как им подсказывает музыка.

Вариант 2: дети сидят, при этом поочерёдно танцуют различные части тела на каждую смену частей в музыке (руки, плечи, глаза – зрительная гимнастика, губы, пальчики и т. д.), на паузу – остановиться и продолжить с возобновлением музыки.

Вариант 3: дети стоят в тесном кругу друг за другом, в руках у каждого шишки, под музыку шишки танцуют на спине у соседа справа. (массаж).

Вариант 4: дети разбирают разные по звучанию музыкальные инструменты и играют поочерёдно различную по характеру музыку.

Подвожу детей к пониманию выразительных свойств звука: например: высокие, лёгкие звуки (снежинки, стрекозы и др); низкие, медленные звуки (бегемот, Дед Мороз и др.)

Дети очень любят петь песню «Кошка Мурка». Здесь я учу детей правильному дыханию, петь протяжно, расширяя певческий диапазон, создаю музыкально – игровой образ, отрабатываю вокально – хоровые навыки.

Эту песню можно использовать в таких лексических темах, как «Транспорт», «Зимние забавы», «Одежда», «Театр».

1. Кошка Мурка едет к нам из-за горы – «би –би».

Она может ехать на машине, на санках с горки – глиссандо сверху вниз — «Ух», по выбору детей. Кто – то из детей играет на ксилофоне остенато на развитие метрического чувства.

2. Будет кошка все дорожки подметать — «вжик – вжик», (движение метлой).

3. Будет кошка у бабули крепко спать (имитация сна).

4. Будет красную пижаму надевать

5. Будет кошечка на сцене выступать.

Текст не высокохудожественный и может меняться в зависимости от поставленных задач:

  • дети сами придумывают текст с помощью педагога;
  • дети подыгрывают на музыкальных инструментах в конце музыкальных фраз

Одна из любимых игр наших детей «Тра-та-та».

Цель: Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие навыков двигательной импровизации, воображения, фантазии.

Ход игры: Дети поют зачин песни с простейшими движениями: хлопками, шлепками и т. п. Затем двое детей образуют ворота, в которые четверо детей, стоящих друг за другом артистично заходят и замирают в образе какого – либо сказочного героя.

Для первых проведений игры наиболее типичные персонажи – Бабка и Дед. Затем могут появиться кошка, козлик, мышка, робот. Каждый из четырёх детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ, с какими – то особенностями. Например, бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой и т. д. При повторении игры «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.

Игра «Концерт».


Цель:

  • Формирование контроля за движениями;
  • Развитие уверенности в себе, сотрудничества в группе.

Одному участнику предлагают быть солистом и встать в центр круга. Остальные берут бубны. Звучит музыка, и все танцуют вокруг солиста, играя на своих инструментах. Все это время солист стоит не двигаясь. Внезапно музыка обрывается, и танцующие замирают, как статуи, держа инструменты на вытянутой руке в любом удобном для них положении. Тогда солист подходит к каждому и играет на всех инструментах по очереди. Либо солистами могут быть два участника одновременно.

Дети любят использовать в этой игре маленькие барабаны, они самодельные и оклеены яркой бумагой, что важно для детей с нарушением зрения, а, так же орф-инструменты.

В связи с вышеизложенным методика Карла Орфа помогает мне:

  • создавать образовательную среду, обеспечивающую переживание ребенком чувства удовлетворения, радости, увлеченности;
  • открывать новые знания у детей на основе импровизации, творческого музицирования;
  • и получить сертификат к аттестации ?

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

дополнительного образования детей

«Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ.

Музыкально-ритмическое воспитание»

Расчитана на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.

Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.

В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.

Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.

Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.

Сформулируем основные цели и задачи всестороннего воспитания и развития ребенка с применением музыкальных средств.

1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

3. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха:

Музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности. Высоты и тембра музыкального звука);

Чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

Способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (зайчиков, мишек, птичек и пр.).

5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.

6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу. Вперед и назад.

7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (формирование и развитие речевой активности, расширение словарного запаса).

Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение для развития речи детей, а также для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, способствуя проявлению ярких положительных эмоциональных реакций и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.

Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность большинства таких «особых»детей действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движения детей.

Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании и развитии детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по становлению личности «особого» ребенка, а также улучшению эмоциональных отношений родителей и их ребенка.

по воспитанию детей

музыкальными средствами в течение года

Осень

Этот период – один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в начале учебного года происходит адаптация к новой игровой обстановке, педагогу и другим детям. Отсюда главная задача – использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:

1. дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и т.д.) Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой, с участием родителей.

2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка», «Вот летали птички» и др.)

3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения, притопы поочередно каждой ногой, «фонарики» и др. (пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»).

4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля-ля», «баю-баю», «кап-кап» и т.д.)

Итак, в осенний период работы с детьми самое важное – это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача решена, то последующее обучение будет продвигаться более успешно.

Зима

В этот период развитие детей в музыкальной деятельности происходит более интенсивно: с некоторыми детьми контакт уже установлен, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный игровой сеанс и «музыкального взрослого», который танцует и поет, и других педагогов, участвующих в программе. Педагоги получают возможность больше внимания уделять качеству движения и при этом добиваться более четких и ритмичных движений.

Ставятся задачи:

1. Совершенствовать ходьбу (у некоторых еще и бег).

2. Развивать образно-игровые движения (зайчики)

3. Развивать умение передавать ритм мелодии в игре на музыкальных инструментах (развитие чувства ритма и ловкости движений).

4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (для некоторых детей), например. Под «Русскую пляску».

5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.

К концу зимы движения детей становятся более уверенными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается большей слаженностью. Также несколько быстрей удается вовлечь ребенка в круг и хоровод.

Весна

В третьем квартале детям предлагаются упражнения, включающие новые более сложные движения:

Ходьба вперед-назад Научились мы ходить»;

Прямой галоп («Лошадка»);

Пляски в парах («Топ-хлоп», «Лодочка», «По кругу»);

Разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с платочками), образно-игровые выразительные движения («Вот летали птички», «Воробушки и кошка»);

Пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парами, по кругу, сидя на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.

Задачи музыкального игрового воспитания детей по сути те же, однако педагог может немного увеличить нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1 – 2 композиции).

Лето

Как правило, дети посещают летом всего лишь один месяц, поэтому на оставшееся лето предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности развития ребенка с использованием музыкальных средств).

Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, у некоторых детей бега и прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения – ходьба парами («Погуляем), прыжки парами, держась за руки «Мы идем – прыгаем»). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах («Лошадка»), раскачиваясь вперед-назад, сидя на ковре («Лодочка»).

Музыкальная игра «Дождик» и хоровод «Подарило лето» активизируют творческие проявления детей.

К концу года некоторые дети уже активно подпевают взрослому, запоминают слова и фразы из песен, иногда исполняют их самостоятельно (по словам родителей).

Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаясь, исполняя движения по показу взрослого.

Некоторые выученные на занятиях элементы движений или пляски некоторые дети к концу года пытаются выполнить самостоятельно.

В заключение можно сказать, что групповые совместные музыкальные игровые сеансы детей с родителями воспитывают в них стремление к общению с другими детьми, формируют умение взаимодействовать друг с другом. На таких игровых сеансах детям легче усваивать правила поведения в группе (умение здороваться и прощаться, участвовать в совместных играх и упражнениях).


Программа для музыкальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе "Особый ребенок" (с интеллектуальными нарушениями) на один учебный.

Реализация программы обеспечивается через использование на занятиях специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей ребенка: это прослушивание музыкальных произведений, соответствующего характера, прослушивание детских песенок, акустическое подражание звукам, словам, темпу, ритму музыкального произведения доступным способом, дыхательная гимнастика, логоритмика, движения в соответствии с текстом и музыкой с помощью учителя, приемы игры на элементарных музыкальных инструментах, развитие слухового восприятия и ориентации в основных базовых музыкальных характеристиках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

(структурное подразделение: Дошкольное)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»

для детей дошкольного возраста

с ОВЗ групп «Особый ребенок»

3 -7 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Разработчик программы: музыкальный руководитель

Лялене Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальные занятия в группе ОР проводятся два раза в неделю.

Еженедельно планируется проведение индивидуальных занятий.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Структура музыкально-коррекционных занятий

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие.

Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует

развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический

слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического

самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмо-пластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Календарно – тематический план музыкальных занятий в группе ОЗ -1 и ОР-2

Тема

Кол-во занятий

Тип занятия

Элементы основного содержания

Задачи

Сентябрь

“Настроения и чувства в музыке”

Пальчиковая

Игра

Ритмопластика

Танцевальные

движения

«Ладушки-ладошки» Иорданского

« Где же наши ручки?» Ломовой

«Да-да-да» Тиличеевой

«Киска» Д. Костраба

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

Октябрь

«Золотая осень»

Ритмопластика

Пальчиковая гимнастика

Танцевальные движения

Праздник осени

« Танечка, баю-бай» обр. Агафонникова

«Ах, вы сени» р.н.м. «Ходим-бегаем» Тиличеева, «Побежали» Тиличеевой «Погремушки» Раухвергера

«Солнышко и дождик» Раухвергера

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы

Ноябрь

«Природа в музыке»

Игры с шумовыми музыкальными

Инструментами

Логоритмические

Упражнения.

Праздник “День мамы”

Тихо-громко» Тиличеевой «Гопачок» обр. Раухвергера «Маленький хоровод» обр. Раухвергера

«Мышки и кот» Т.Бабаджан

Игры и упражнения на дыхание

Пальчиковые игры

Логоритмические упражнения

Декабрь

«Здравствуй, Новый год!»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Новогодний праздник

«Новогодняя пляска»

Танец-игра «Со снежками»

«Маленький хоровод» обр. Раухвергера «Зима» Красев, «Наша елочка» Красева

«Дед Мороз» Филиппенко

Выполнять плясовые движения в кругу Учить выполнять притопы, «фонарики», «пружинки». Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Привлекать детей к посильному участию в празднике.

Январь

«Снежная сказка»

пальчиковая игра

«Мы идём» Рустамова»

«Приседай» обр. Роомере

«Игра в мяч» Красева. «Машина» Волков, «Моя лошадка» Гречанинова

«Наша елочка» Красева

«Как на ёлке у ребят» муз. Петровой

«Дед Мороз» Филиппенко

Побуждать малышей слушать веселые, подвижные песни, понимать их содержание. На музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины

Февраль

«Песня, танец, марш»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

.«Вот так, хорошо!» Попатенко, «Пирожок» Тиличеева.

«Мамочка милая» Тиличеевой

Побуждать детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, ритмично ударять по бубну и двигаться с ним, отмечая двухчастную форму пьесы. Передавать разный характер музыки образно-игровыми движениями. Развивать способность детей следить за действиями игровых персонажей, сопереживать, активно откликаться на их предложения

Март

«Музыкальные инструменты и игрушки»

пальчиковая игра

музвкально-ритмические упражнения

Солнышко» Попатенко «Маму поздравляют малыши» Ю.Слонова «Ноги и ножки» Агафонников, «Прилетела птичка» Тиличеева.

«Кошка и котята» В.Витлина

Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. Эмоционально откликаться на контрастные произведения, познакомиться с песней ласкового характера.

Апрель

«Природа и музыка»

Музыкально-ритмические и танцевальные двиения

упражнения на дыхание

артикуляционные упражнения

открытое тематическое занятие

«Дождик» обр. Фере, «Березка» Рустамов

«Прятки» обр. Рустамова.

«Умывальная» АН. Александрова,«Цап-царап» С. Гаврилова

Двигаться в соответствии с характером и текстом песни, начинать движение после музыкального вступления. Выполнять простейшие движения с платочком. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки.

Май

«Потешные уроки»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

«Гуляем и пляшем» Раухвергер, «Жук» Карасевой, «Хорошо в лесу», «Теремок». «Паровоз» А. Филиппенко

Побуждать детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы, Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей.

Итого

*В зависимости от целей, задач и возможностей воспитанников музыкальное наполнение занятий может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя (см.планы музыкальных занятий).

Музыкальная деятельность, как средство развития детей ОВЗ

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

В нашем детском саду воспитываются дети с нарушением речи..

Цель образовательной программы детского сада комбинированного вида №28 «Малышок» - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на основе комплексно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, с использованием логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей

развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

музыкальных занятий,

музыкальной деятельности вне занятий,

художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий - форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой - обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе) ;

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.) .

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения,

создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
  2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  5. реализациясамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).