Биографии Характеристики Анализ

Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка. Тренинг по сопряженной гимнастике «Театр пальчиков и языка Руки от локтей до

В методической литературе содержатся результаты исследований по изучению развития мелкой моторики рук у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

В компенсирующей группе необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям. С большим увлечением до-школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: "пальчики-музыканты", "пальчики-фокусники", "пальчики-путешественники" и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)


  1. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
    Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
  2. Яблоки кислые.
    Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
  3. Яблоки соберем в корзины.
    Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
  4. Дома сварим из яблок варенье.

  5. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

  6. Приплыли домой.

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Рисование (веревочками, косточками от слив, семенами от дыни, арбуза, винограда)

Тема "Грибы"

Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками
На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
    Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
    Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
  3. У других грибов ножки тонкие.
    Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
  4. Дерево растет.
    Руки тянуть вверх, к солнышку. Язык тянуть к носу.
  5. Грибы растут.
    Руки. См. пункт 3. Язык то присосать к нёбу, то прогнуть "чашечкой".
  6. Соберем грибы в корзины.
  7. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Язык плавно двигать вперед-назад.
  8. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
  9. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковые игры
Игра "Грибочки"

Игра "Хоровод"

Используется подставка под горячее с клеточками. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый ударный слог стихо-творение, делая по шагу.

Рисование (пальчиками, пуговицами)

Тема "Овощи"

Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к огороду.
  3. На опушке леса растут помидоры.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
  4. Помидоры соберем в корзину.
    Пальцы рук переплетены "корзинкой". Язык — "чашечкой".

Пальчиковая игра "У Лариски две редиски"

Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги ("подушечки") от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:

Игра "Капуста"

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема "Ягоды"

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  2. На полянке растет малина.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
  3. Собираем малину в корзину.
    Переплести пальцы "корзиной". Язык — "чашечкой".
  4. Дома сварим из малины варенье.
    Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
  5. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
    Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.
  6. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
    Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
  7. Приплыли домой.
    Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "В лес идем мы погулять"

Лес — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Тема "Животные"

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
  5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
    Руки соединить ребрами ладоней "чашечкой". Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык "чашечкой" двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.

Пальчиковая игра "В зоопарке"

Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.

"Загадки"

Лесом катится клубок,

Тема "Семья"

Самомассаж пальчиков
  • массаж "четками" — перебирание бус ("четок"), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
  • воздушными шарами-"шалунами" (наполнители — соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
    Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
  2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой.
    Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
  3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.
    Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх. Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
  4. Вот крона дерева.
    Пальцы чуть согнуть. Язык — "чашечкой".
  5. Крона состоит из веток и листьев.
    Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.Ладони соединить "чашечкой".
    Язык — "чашечкой".
  6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
    Пальцы широко расставить и попеременно двигать. Кисти расслабить, руки свободно опустить. Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
  7. Вот корни дерева.
    Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
    Язык напряженно тянуть вниз.

Пальчиковые игры
Игра "Кто живет в моей квартире"

Квартира — решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). "Ходить" указательным и средним пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно "ходить" в любом направлении одной, другой, обеими руками.

Игра "Моя семья"

Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.

Игра "Поиграем в пальчики"

Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) поочередно "кусать" ногтевые фаланги ("подушечки") на ударные слоги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымянному, к мизинцу правой руки, затем левой.

  1. Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

Ерошкина С.Т., воспитатель МДОУ № 85, г. Северодвинск Архангельской обл.
Статья предоставлена журналом

(сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.

Подошли к огороду.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.

На опушке леса растут помидоры.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять. Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.

Помидоры соберем в корзину.

Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения: У Лариски - две редиски,

У Алешки - две картошки,

А у Вовки - две морковки,

А у Петьки - две редьки.

Игра «Капуста»

Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Рисование (косточками, семенами арбузов, дынь, тыквы, веревочками)

Тема «Ягоды»

Самомассаж рук.

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

Подошли к опушке - ровной-ровной, гладкой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить. Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.

На полянке растет малина.

Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх. Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.

Собираем малину в корзину.

Переплести пальцы «корзиной». Язык - «чашечкой».

Дома сварим из малины варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху - жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавное движение широким языком вперед-назад.

Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения. Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.

Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»

Лес - решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Тема «Животные»

У многих детей плохо развита речь.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, личного опыта разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • метод искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

«Киска сердится»
Текст, произносит взрослый

Губ и языка

На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.
Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает.
Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
«Лодочка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.
«Цветок»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз) Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Замок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.
Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]
Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.
Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.
И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.
«Гармошка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Мы играли на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Соединить ладошки вместе.
Хлопать в ладоши.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Лошадка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На лошадке ехали,
В огород заехали.
Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.
Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки: два коротких, один длинный. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
На машине ехали,
До угла доехали
Повороты руками, которые будто держат руль. Соединить вместе, расслабленные губы.
Би-би-би!
Би-би-би!
Большим пальцем подавать «сигнал». Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]
У-у-у! Широкое движение рукой сверху вниз. Вытянуть губы вперёд «трубочкой».
«Дятел»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Это дятел на сосне Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
«Осьминог»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Много ног у осьминога Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших
Все они ему нужны. Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. Попеременно надувать и втягивать щёки
Заменяют ему руки. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)
Очень ловкие Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев Попеременно надувать и втягивать щёки
Они. Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать.
«Краб»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вот на пальму лезет краб.
Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю
С помощью мимики и жестов изобразить удивление
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вновь на пальму лезет краб.
Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя кончикам пальцев Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю С напряжением тянуть язык к подбородку
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? С помощью жестов и мимики изобразить удивления
Хром, хром, хром, хром.
Две мышки под кустом.
Хряп, хряп, хряп
Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки Имитировать процесс жевания
Ну и чудик этот краб! Большими и указательными пальцами оттянуть уши Высунуть язык

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимняя прогулка на детскую площадку»

Артикуляционная гимнастика с движением.

Составила учитель-логопед Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна.

Текст произносит взрослый

Движения рук - языка

1. Пойдем с тобой гулять .

(Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем).

Стоп! Много снега намело, не пройти на детскую площадку. Расчистим ее, берем лопату .

(Руки ладошками вверх, язык «лопатка». Ладошки в форме «чашечки», складываем в кулак, язык – «чашечка» убираем во внутрь) . – 5-10 раз.

Откопали карусель. Покатаемся.

(Кружимся в одну сторону, язычком по кругу в одну сторону; кружимся в другую сторону – язычком по кругу в другую сторону). – 5-8 раз.

Покатались на карусели, а еще качели есть на площадке, покачаемся.

(приседаем, руки на поясе, одновременно язык за нижние зубы, встаем, язык за верхние и наоборот: присели – за верхние, встали – за нижние). 8-15 раз.

Ой! Смотри, какая лошадка из снега. Поскакали

(скачем, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях. Языком щелкаем, цокаем.)

Останавливаем лошадку – «Прррр»

(губами или кончиком языка).

Слезли с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починим .

(Кулачками стучим друг о друга, языком – упр. «Молоток»-т-т-т).

Красивый забор получился, улыбнемся.

(упр. «Заборчик», «Улыбка». Руки в стороны.).

Руки замерзли у нас, погреемся.

Вдох через нос, выдох через рот «Х-х-х-х»).

Руки согрели, а сами еще не согрелись, попрыгаем сначала на одной ноге, потом на другой.

(Язык выполняет упр. «индюк».........)

А еще, горка какая есть на площадке! Покатаемся.

(Приседаем, язык «горкой», зубами «катимся» по языку, встали – язык «горкой» и т.д.).- 5-8 раз.

Смотрим который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

(Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево, язык так же и наоборот наклон влево, язык – вправо; наклон вправо, язык - влево).- 8-10 раз.

Пришли домой.

Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем ),

мама нам конфетки купила, едим.

(Упр. «Конфетка»).- 5 раз.

Шарики надуваем.

(Упр. «Шарики», сдуваем, нажимая пальцами.) - 5-6 раз

Сопряженная гимнастика,
или Театр пальчиков и языка

Цели занятий

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Методические пояснения

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или за общим столом, стоя - в кругу или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения. В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

языка

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык движется вверх- вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной,глад- кой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

5. Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой»

Язык в позе «чашечки»

6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают.

Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх- вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

7. Вот его корни.

Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов.

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны

Язык «чашечкой».

Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые,

у других - тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки - шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка; положение рук меняется (поганок очень много)

Язык сначала мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет)

11. Дерево растет.

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

12. И грибы растут.

См. упражнение 10

Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой»

13. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

См. первое упражнение - имитация ходьбы

Язык - как в первом упражнении

15. Растет дикая яблонька. На ней плоды - яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу

16. Они кислые.

Махнуть рукой: «эх!»

Сморщиться и слегка высунуть язык

17. Но дома сварим из них варенье - во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху - жест одобрения

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы

18. Поэтому соберем их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам

Плавное движение широким языком вперед-назад

20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад

21. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») языка

Язык присасывается к небу (крыша домика)


Серик Марина Алексеевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя "Детский сад № 92 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков.
Дата публикации: 08.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Севастополя «Детский сад № 92

комбинированного вида»
« Театр пальчиков и языка » Методическая разработка по развитию сопряжённой гимнастики пальчиков и языка для постановки и автоматизации звуков.
Подготовила:

учитель-логопед:

Серик М.А.

Комплекс сопряжённой гимнастики

пальчиков и языка для постановки звуков.

Театр пальчиков и языка.

На индивидуальных занятиях можно использовать

сопряжённую гимнастику пальчиков и языка, кистей

рук и языка.

Эти упражнения способствуют привлечению

интереса

детей

выполнению

упражнений,

з н а ч и т е л ь н о

у в е л и ч и в а е т

э ф ф е к т и в н о с т ь

г и м н а с т и к и,

с п о с о б с т в у ю т

р а з в и т и ю

а р т и к у л я ц и о н н о й,

п а л ь ч и к о в о й

м о т о р и к и,

совершенствованию

координации

дв и же ни й,

развитию памяти, внимания, мышления.

Занятие можно проводить индивидуально или с

подгруппой из двух детей.

Выполнение элементов гимнастики руками и

языком

требует

ребёнка

максимальной

концентрации

зрительного

слухового

внимания,

сформированной

пространственной

ориентировки,

точных движений пальцами и кистями рук совместно

с движениями языка или губ.

Сильная мотивация, применение игрового метода

занятии

развивают

укрепляют

мышцы

артикуляционного

аппарата,

значительно

облегчает постановку звуков и введение их в речь.

Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике

для пальцев и языка

разработан на основе методических

Текст произносит

взрослый (желательны

«подсказки» детей)

Движения или

статическая поза РУК

Движения или

статическая поза

ЯЗЫКА

Разминка: Чтобы

четко говорить,

Надо язычку с

пальцами дружить
.
Ритмично сжимать и

разжимать кулачки.

1.Наступило утро,

выглянуло солнышко.

Пальцы разжаты и

подняты вверх.
Губы в улыбке, зубы видны.
3. Увидели большое

дерево. Вот его

ствол.

Локти, ладони

соединены, пальцы

подняты вверх.
Язык высовывается и напряженно тянется к носу.
4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.
Язык в позе чашечки.
5. На дереве сидит

птица

Тук-тук-тук, Тук-

тук-тук, Раздаётся

чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по

коре.

На первую строчку -

постучать кулачком

правой руки по

раскрытой ладони

левой; на вторую-

наоборот. Соединить

все пальцы правой руки,

изображая клюв дятла,

левую руку поднять,

пальцы развести в

стороны, изображая

дерево. Пальцами,

изображающими клюв,

постучать по ладони

другой руки.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д- д».

6. Под деревом

растут грибы.

У одних грибов

ножки толстые,

у других-тонкие.

Щепоть одной руки

показывает толстую

ножку, а лодонь другой

руки-шляпку.

Положение рук

меняется (боровики).

Указательный палец

одной руки-ножка, а

ладонь другой руки-

шляпка; положение рук

меняется.
Язык сначала мягко присасывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт).
7. Собираем их в

корзину.

Переплетаем пальцы

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
8.Идём по лесу

См. второе

упражнение- имитация

ходьбы.
Язык – как во втором упражнении.
9. Растёт дикая

яблонька.

На ней плоды –

яблочки.

Руки от локтей до

запястий сведены

вместе, кисти сжаты в

кулаки, большие

пальцы подняты вверх.
Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.
10. Дома сварим из

них варенье - во

какое!

Большой палец правой

руки поднят кверху -

жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье».
11. Поэтому соберём

их в корзины.

Пальцы рук

переплетены

«корзинкой».
Язык – «чашечкой».
12. Тяжело нести

корзины. Увидели

лошадку. На лошадке

ехали. Гоп-гоп! Гоп!

Радостные ехали,

Хлопки: два коротких,

один длинный.
Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Гоп-гоп! Гоп!

13. Приехали домой.

Соединить кончики

пальцев (пальцы

«домиком»).
Язык присасывается к нёбу(крыша домика).
14. Радостные и

весёлые мы стали

играть на гармошке:

Громко хлопаем в

ладошки.

Пальцы сдвигаем и

раздвигаем.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
15. А в это время

пошёл дождь:

«Весёлый дождик».

Дождик капнул на

ладошку- Т-д, т-д….

На цветок- т-д, т-

д… И на дорожку т-д,

т-д… Застучал по

крыше он – т-д, т-

д…. И раздался

частый звон – т-д,

т-д, т-д….

Правой рукой

изобразить падающие

капельки дождя. Левой

рукой изобрази цветок.

Из левой руки сделай

дорожку. Изобрази

левой рукой крышу

домика. Дождик пошёл

сильнее.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
16. Спасибо нашим

пальчикам. Спасибо

язычку. Красиво,

чётко, правильно Я

говорить хочу.

Сжимать и разжимать

пальцы в кулак. Все

пальчики, начиная с

указательного,

здороваются с

большим.

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.

ЁЖИКИ

ГРИБНИКИ.

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: СЕРИК М.А.

Ёжики грибники.
1.
Однажды ёжики пошли в лес
: топ-топ, топ-топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык двигать

вверх-вниз.)
2.
На опушке - большое дерево. Вот его ствол.
(Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.)
3.
Под деревом растут грибы. У одних грибов

ножки толстые
. (Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой - шляпку. Положение рук менять.
Язык

сначала

мягко

присосать к твердому нёбу, затем напряженно

(гриб растет).)
4.
У других грибов ножки тонкие
. (Указательный палец одной руки - ножка, ладонь другой руки - шляпка; положение рук менять). 7.
Собрали

грибы

корзины
. (Пальцы рук «корзинкой».
Язык - «чашечкой».)
8.
Через лес
(топ-топ, топ-топ-топ)
пошли домой
(Имитировать ходьбу пальчиков.
Язык

двигать

вверх-вниз.)
9.
Вот и дома
. (Пальцы «домиком»).
Язык присосать к

нёбу (крыша домика).)

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
.
«Буратино

«Буратино в мастерской».

Однажды Буратино пошёл в мастерскую помогать

папе Карло
: топ – топ, топ- топ- топ. (Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним.
Язык двигать

вверх – вниз
.
2
.
Они вместе пилили.
Ребром правой ладони водим по раскрытой ладони левой. Движения языка вперёд – назад по нижним, затем верхним зубам.
3.

Строгали
. (Ритмичные движения вперёд – назад сжатыми пальцами в кулак.
Движения языка вперёд – назад через

сближенные зубы («почешем» язычок).

4
.
Колотили – прибивали
. (Постукивание сжатыми в кулак пальчиками друг об друга.
Постукивание широким кончиком

языка о нижние зубки, «выгибание» спинки языка).

5
.
Сделали стул, стол.
(Левая ладонь вертикально вверх - «спинка» стула, на правой сгибаем пальчики и приставляем их к «спинке». Левая ладонь вертикально вверх, сверху на неё опускаем правую ладонь.
Язычок спокойно лежит на нижней губе).

Театр пальчиков и языка

(сопряжённая гимнастика)
. « ПРОГУЛКА КРАСНОЙ ШАПОЧКИ
» .

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: СЕРИК М.А.