Формирование средневековых городов городское ремесло сообщение. Формирование средневековых городов
В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.
1. Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колесный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.
Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.
Для изготовления предметов из железа требовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лен».
Поначалу крестьяне сами мастерили нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умельцы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.
Теперь крестьянин мог обменять часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.
2. В Европе возникают города. Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Господа давали заказы на изготовление дорогих вещей: мебели, одежды, оружия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда часто приезжали и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в уплату господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой общества - горожане и новый вид поселения - город.
Для защиты от нападений горожане огораживали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли каменными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.
Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших судоходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.
В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.
3. Борьба городов с сеньорами. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как господина оказывалось и все городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.
Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: в первые годы освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег.
По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Нередко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.
Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.
Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бургомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рынком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.
Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свободное положение.
4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно: иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.
Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяйственные. Все время делались усовершенствования. Городские ремесленники часто создавали настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо украшенные доспехи и мечи, тонкие изделия ювелиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились своими изделиями: они были для них делом чести.
Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы.
Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр1- лучший образец изделия.
5. Цехи - союзы ремесленников. У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между мастерами по одинаковой цене.
При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех заботился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал бул-
ку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изделий нецеховые ремесленники.
6. Роль цехов в жизни города. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.
Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою церковь и даже кладбище.
Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах возникали новые ремесленные специальности, росло разделение труда между цехами. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350. Так, от кузнецов отделились оружейники, от последних - изготовители лат, ножовщики. От кожевников «отпочковались» цехи сапожников, ременни-ков, сумочников и другие.
С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров беспрепятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные
изобретения и расправлялись с изобретателями. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Обходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев.
7. «Что с возу упало, то пропало». Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство между поселениями покрывали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Дороги были узкими и немощеными, покрытыми непролазной грязью. Хорошей считалась дорога, по которой, как тогда говорили, «могла бы проехать невеста, не зацепив воза с покойником». Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей владельца этой земли. В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало».
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.
Для защиты от грабителей и помощи друг ДРУГУ» купцы объединялись в торговые союзы - гильдии (от германского слова «гилле» - пир). На собраниях члены гильдии.выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям). Члены гильдии устраивали между собой товарищества, где становились компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций.
8. Расширение торговых связей. Город стал центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.
Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.
Оживление торговли потребовало улучшения дорог. Этого же требовали военные и административные нужды государства. В некоторых странах короли приказывали мостить главные дороги камнем. Через реки строили прочные мосты. Тяжелые грузы везли теперь не на спинах лошадей, а в повозках. Дешевле и удобнее было перевозить товары по рекам и морям. Замена прямоугольных парусов косыми позволила судам двигаться при боковом и даже встречном ветре, а особые инструменты давали возможность плавать в открытом море.
Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) овладели купцы итальянских городов - Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-республиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями кораблей, десятками домов, складами и магазинами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекарских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого человека в насмешку называли «мешком перца».
Важные торговые пути проходили по Северному и Балтийскому морям - к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы - от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой.
В XIV веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников. Ганза состояла из нескольких филиалов.
В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других городах ганзейские купцы имели хорошо укрепленные торговые дворы - фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помещения, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.
9. Ярмарки и банки. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.
До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.
Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами купеческих лавок стояли столики менял - специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты различного веса и чеканки. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»).
Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков1. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).
Теперь наряду с главной собственностью Средневековья - «недвижимой» (земля и постройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно, но неуклонно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы поведения людей.
Вопрос 1. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?
Ответ. С развитием сельского хозяйства урожаи стали больше, их можно было продавать и покупать то, что сделали ремесленники. К тому же орудия труда крестьян стали сложнее, там чаще использовалось железо, потому крестьяне стали нуждаться в изделиях ремесленников. Всё это помогало ремеслу развиваться.
Вопрос 2. Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города.
Ответ. Многие средневековые города возникли на месте античных. После падения Западной Римской империи там стало гораздо меньше жителей, но жизнь не прекратилась совсем. Со временем урожаи стали больше, меньшее количество людей в обществе должны были непосредственно обрабатывать землю. С другой стороны, крестьянам нужны были более сложные орудия труда. В деревнях появилось больше ремесленников, начала оживать торговля. Ремесленники и торговцы стали селиться вместе, потому что так проще работать, объединяя усилия. Они стали переселяться в старые римские города. Со временем появились и новые города на пересечении торговых путей, потому что там проще было продавать то, что сделано в городе. Города строились стихийно, без первоначального плана. Главной заботой горожан в те неспокойные времена была защита, потому города обносили крепкими и высокими стенами. Чем больше человек защищает каждый участок стены, тем проще обороняться, потому больше людей стремилось селиться на меньшей площади, чтобы крепостные стены получались короче. Потому в городах были узкие кривые и тёмные улочки, дома строили 2 и даже 3-этажные (в то время как в деревнях они всегда были одноэтажными), причём второй и третий этажи нередко нависали над улицами, превращая их почти в тоннели. Канализации в городе не было, потому нечистоты стекали по канавам прямо вдоль улиц. Улицы никак не освещались. Но зато на этих улицах шла бойкая жизнь, днём там всегда было многолюдно.
Вопрос 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров?
Ответ. Потому что почувствовали свою силу. Зависимость от сеньоров означала дополнительные повинности, каждому приходилось платить дополнительные деньги. От такой дополнительной обузы человек всегда стремиться избавиться, если чувствует, что у него есть на это силы. У городов силы были.
Вопрос 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»?
Ответ. Потому что человек, который прожил в свободном городе один год и один день становился свободным от феодальной зависимости.
Вопрос 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы?
Ответ. С одной стороны ремесленники хотели избежать вражды между соседями – ремесленниками одной профессии внутри одного города (такая вражда была бы губительна для города). С другой – вместе легче было выдерживать конкуренцию ремесленников той же профессии из других городов. Чтобы не было конкуренции внутри цеха, цеховые уставы определяли как и сколько делать товаров. Никто не мог выделиться лучшим качеством и никто не мог сделать больше и заработать больше соседа. Но делать нужно было и не хуже, чем полагалось, иначе у цеха перестали бы покупать. Всё это и определяли уставы цехов.
Вопрос 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях?
Ответ. Ученик был мальчиком, который смотрел на взрослых в мастерской и таким образом учился. Также он выполнял мелкие поручения, чтобы не быть бесполезным. Ученика кормили, но ничего ему не платили. Более того, хозяин мастерской получал деньги за обучение ученика (обычно от его родителей). Подмастерье уже помогал мастеру и получал небольшие деньги за это. Подмастерье становился мастером, когда цех признавал, что он к этому готов. Мастер содержал свою мастерскую, работал только на себя, ему помогали ученики и подмастерья.
Вопрос 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые в итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках.
Ответ. Развитие сельского хозяйства произошло во многом благодаря изменениям орудий труда. Это изменения и развитие сельского хозяйства привело к тому, что ремеслом стало заниматься больше людей. Ремесленники стали переселяться в города, рост городов вызвал развитие торговли, которое вызвало новый рост городов. Окрепшие города получили свободу от феодалов, что вызвало новый рост ремесла, который вызвал новый рост торговли.
Доклад на тему средневековый город расскажет Вам, как происходило формирование городов и с какой целью.
Формирование средневековых городов доклад
В Западной Европе классические средневековые города раньше всего появились (уже в IX веке) в Италии и Франции. Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.
Возникновение средневековых городов проходило преимущественно у мостов и бродов, у стен замков, в устьях рек и на перекрестках дорог. Признаком такого поселения была крепостная стена, которая защищала жителей от врагов. Возникновение, а также рост средневековых городов обусловлены отделением земледелия от ремесла, развитием торговли.
Многие из городов были основаны благодаря тому, что население чувствовало настоятельную потребность в защите.
Средневековые города были окружены деревянными или каменными стенами, глубокими рвами и массивными воротами. Вокруг них также возникали предместья, населенные ремесленниками. Люди одной специальности обитали на одной улице.
Центральное место в городе занимала рыночная площадь, рядом с которой был городской собор.
В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.
Как правило, население таких городов не превышало 5 000 человек. Но уже в конце 13 века в городах-гигантах жило до 50 тысяч человек (Париж, Милан).
Из кого состояло население средневековых городов?
В основном средневековые города состояли из ремесленников и купцов, которые занимались не только ремесленничеством, но и торговлей. Также в городах жили феодалы, и духовенство (церкви), рабы. Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города.
Население средневековых городов было настолько многочисленным, что большинство жителей вынуждены были селиться за чертой городских укреплений. Поскольку предместья не были защищены от набегов врага, то люди строили новые стены, сооружая новые города.
Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее — хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.
В 14-15 веках город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения.
Надеемся, что из этого доклада Вы узнали, какова роль городов в Средневековой Европе.
Средневековый город не был похож на те города, к которым привык современный человек. Он подчинялся другим законам и имел другую планировку.
Средневековые европейские города – образование
Ученые выделяют два фактора, которые способствовали их появлению. Первые – это перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что крестьянские хозяйства производили столько продуктов, что с легкостью могли прокормить как феодалов и духовенство, так и других людей, которым не было нужды работать на земле.
Второй фактор – высокий уровень потребности в предметах, которые производили ремесленники, а центрами развития ремесел были именно города.
Таким образом города возникали там, где было удобно не только производить ремесленную продукцию, но и продавать ее. Часто формирование средневековых городов Европы происходило на руинах римских поселений, ведь римляне строили их по строгим правилам. Один из самых ярких примеров этого – французский город Арль.
Рис. 1. Арль.
Также городские стены начинали возводиться возле реки, вокруг разросшегося феодального имения, на пересечении торговых путей или неподалеку от хорошо укрепленного монастыря.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Характерные черты средневекового города
В таком месте всегда находилась работа для столяров, ткачей, булочников, ювелиров, кузнецов и других ремесленников. Конкуренция способствовала быстрому развитию городского ремесла.
Что касается градоустройства, то обычно высокие каменные стены дополнялись рвом с водой – это давало жителям дополнительную защиту. На ночь все городские ворота закрывались и открывались только с восходом солнца, тогда же стражники начинали собирать пошлину со всякого, кто хотел войти или заехать. В городе были главные ворота, а также еще двое-трое, как правило, располагавшиеся по сторонам света. Неподалеку располагалось лобное место – площадь, на которой совершались публичные казни.
Рис. 2. Публичная казнь в Средневековье.
Точно ответить на вопрос, из каких частей состоял средневековый город, сложно. Но, как правило, он делился на кварталы в зависимости от того, чем занимались люди, которые там жили: были кварталы ремесленников, торговцев, студентов, бедняков, купцов.
Самоуправление в городах
Жизнь здесь была достаточно демократичной: совет выбирали сами горожане, а тот, в свою очередь, выбирал мэра.
Средневековый девиз: “Город делает свободным!” законно воплощался на практике: человеку достаточно было прожить в нем один год и один день, чтобы стать свободным, даже если раньше он находился в личной зависимости.
Благодаря городам появился такой класс людей, как буржуа. Причиной появления таких людей стал образ мысли горожанина, который кардинально отличался от крестьянского мировосприятия.
Две главные проблемы средневекового города
Первой проблемой были нечистоты, ведь канализации не было очень долгое время, все выбрасывали и выливали просто на улицу, что становилось причиной распространения эпидемий. В ответ на это в городе появились люди, которые чистили туалеты и вывозили их содержимое за пределы городских стен.
А вторая проблема – это пожары. Поскольку дома были деревянными, они легко загорались, а плотность застройки приводила к тому, что из-за одного неосторожного человека выгорали целые кварталы.
Рис. 3. Пожар в средневековом городе.
Готовя доклад о городских пожарах, нельзя не рассказать о том, что политическая борьба за место в городском совете часто сопровождалась поджогами. Чтобы их прекратить, людей, пойманных за поджогом, сжигали живьем.
Что мы узнали?
В статье мы рассмотрели тему средневекового градостроительства 6 класса истории – основные принципы устройства городов, быт и нравы его населения, отличия от крестьян. Получили информацию о том, какие права имели горожане и как они жили во времена Средневековья.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 257.
Урок истории в 6 классе
Цели: познакомить с причинами упадка античных городов и появления новых, признаками ремесленного производства.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;
личностные УУД: формировать навыки проведения анализа; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Правилами городского совета Парижа в XII в. было предписано следующее: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, идущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по пучку травы с низких оград с каждой из сторон. В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», в Страсбурге (Германия) — «улица быков». Как эти факты характеризуют города? Попытаемся обсудить эти вопросы на нашем уроке.
III. Актуализация знаний
— Всегда ли существовали города?
— Были ли города в Древнем мире?
— Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов?
— Где возникали эти города, чем в них занимались жители?
— Какие города уцелели после завоевания германцами Европы?
(Ответы учеников.)
— Сегодня на уроке речь пойдет о средневековых городах.
— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(По ходу ответов заполняется «Древо целей».)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
- Причины возникновения новых средневековых городов.
- Борьба городов с сеньорами.
- Мастерская городского ремесленника.
- Цехи и развитие ремесла.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Зачем ремесленники объединялись в цехи?
IV. Работа по теме урока
1. Причины возникновения новых средневековых городов
В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, но с X-XI вв. их число стало расти. Давайте убедимся в этом.
Задание: сравните исторические карты «Франкское государство в V — середине IX в.» и «Европа XIV-XV вв.».
— Какие выводы вы можете сделать на основании сравнения?
(Ученики выполняют задание.)
— Чем же объясняется рост числа городов во второй период Средневековья?
Задание: прочитайте исторический документ и выполните задания к нему.
Исторический документ
С XI в. с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. К XII в. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например тяжелый колесный плуг. Он мог лучше вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было нужно больше металла, поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, занимаются только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями.
Задание: найдите в тексте последствия успехов в развитии хозяйства в средневековой Европе в XI-XII вв. и определите причины возрождения городов.
(Проверка выполнения задания и составление схемы)
Успехи в сельском хозяйстве (расчистки, трехполье, колесный плуг) и ремесле (появление сложных видов)
— Увеличение урожая, излишки продуктов -> Обмен части продуктов на изделия ремесленников
— Нужны были особые навыки в ремесле -> Ремесленники уходили из феодальных поместий
Отделение ремесла от сельского хозяйства
Возникновение и рост числа городов
— Как это происходило?
Задание: давайте познакомимся с процессом возникновения средневекового города на примере судьбы одного из ремесленников, используя прием драматизации.
Дополнительный материал
Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе.
Подойдя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков
Поселок ремесленников быстро рос — прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывающий трудом на причале.
Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение — город.
— Города возникали в различных местах. По ходу рассказа отмечайте на карте города, о которых идет речь.
Города появлялись:
1. На месте старых античных городов . Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило много людей — придворных, военных, слуг, ремесленников. Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах — на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего Средневековья.
2. На месте древних варварских военных укреплений (бургов) . Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для возникновения города.
3. В местах, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.
(Проверка выполнения задания.)
Вопрос-загадка. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала находились засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.
— Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?
(Проверка выполнения задания.)
2. Борьба городов с сеньорами
Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было немало. Но со временем злейшим врагом стал сеньор. Почему? Вспомните смысл средневековой поговорки «Нет земли без господина».
(Ответы учеников.)
Проблемное задание. Сеньором Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монет, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.
— Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли в городе?
(Проверка выполнения задания.)
— Что стало следствием борьбы городов с сеньорами?
Задание: работая с текстом п. 3 § 13, определите последствия этой борьбы и оформите свои выводы графически.
Борьба городов с сеньорами и ее последствия
Борьба городов с сеньорами -> Город под властью сеньора -> Последствия борьбы =>
1. Самоуправление в освободившихся городах
Мэр -> Городской совет -> Суд | Казна | Войско
2. «Городской воздух делает свободным»
В XII-XIII вв. многие крестьяне получили в городе новые профессии и обрели свободу.
3. Мастерская городского ремесленника
— В каких условиях в городе трудились ремесленники?
Задание: изучите иллюстрации «Мастерские ремесленников» и ответьте на вопросы.
— В каком помещении находится мастерская?
— Какие орудия труда используются в ней?
— Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека?
— Кто хозяин мастерской и почему?
— Является ли он работником?
— Какое положение в мастерской занимает работник, сидящий у окна?
— Что делают мальчики?
(Проверка выполнения задания и составление схемы.)
Мастерская ремесленника:
- Производство изделий на заказ или на продажу
- Ручные орудия труда
- Мелкое производство. Отсутствие разделения труда
- Личный труд мастера. Эксплуатация подмастерьев и учеников
Подмастерья получали за свой труд от мастера плату. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственной мастерской и сдав экзамены, подмастерья обычно становились мастерами.
— В чем состояла двойственность положения подмастерьев?
(Проверка выполнения задания.)
Задание: сравните положение зависимого крестьянина и городского ремесленника и заполните таблицу.
— Что общего между зависимым крестьянином и городским ремесленником? Каковы различия между ними?
(Проверка выполнения задания.)
4. Цехи и развитие ремесла
В условиях феодальной раздробленности мастера-ремесленники одной специальности объединялись в цехи.
Задание: работая с текстом п. 5, 6 § 13, ответьте на вопросы и выполните задания.
— Назовите и объясните причины образования цехов.
— Что такое цехи?
— Какие задачи выполняли цехи?
— Кто и как управлял работой цеха?
— Приведите примеры из жизни цеха.
— Каким образом цехи способствовали развитию ремесла?
— Каким образом они препятствовали росту промышленного производства в городах?
— Нет ли противоречия в этих вопросах? Как разрешить это противоречие?
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
— Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?
— Кто работал в ремесленной мастерской?
— Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
— Какие умения и навыки отрабатывали?
— С какими новыми терминами познакомились?
— Что понравилось и что не понравилось на уроке?
— Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Для сильных учеников — § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».
- Для средних учеников — § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».
- Для слабых учеников — § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?