Биографии Характеристики Анализ

Как объяснить знаки препинания в предложении. Объяснение знаков препинания Как объяснить запятую в предложении

Как понять, где ставить запятые, а где в этом нет необходимости? Этот знак препинания - важное средство для оформления письменной речи. Зачастую именно он помогает понять смысл, вложенный автором в текст. Запятые располагаются по определенным правилам, которые легко запомнить. Итак, почему бы не вспомнить школьные уроки?

Историческая справка

Как разобраться в том, где ставить запятые? Этим вопросом люди задаются уже не первое тысячелетие. Знак, выполняющий функцию запятой, был придуман известным древнегреческим философом Аристофаном Византийским. Случилось это еще в третьем столетии до нашей эры. Уже тогда человечество отчаянно нуждалось в уточнении письменной речи.

Аристофан Византийский придумал систему знаков препинания, весьма далекую от современной пунктуации. Он использовал специальные точки, расставлять которые нужно было в зависимости от того, как фраза произносилась при чтении. Они могли располагаться в нижней, средней или верхней части строки. Функция запятой в те времена возлагалась на точку в середине.

Знак, который используется в наши дни, произошел от символа дроби. Современная запятая является мини-копией той, что использовалась с 13 по 17 столетие для обозначения паузы.

Как узнать, где ставить запятые

Итак, как быстро и легко выучить правила, перестать совершать ошибки? Как разобраться в том, где ставить запятые, а где они не нужны? Для начала следует запомнить, что этот знак препинания служит для обособления и выделения:

  • вводных слов, уточнений;
  • определений;
  • междометий;
  • причастных и деепричастных оборотов;
  • обращений;
  • обстоятельств.

Конечно же, это еще не все. Знак препинания может применяться и для разделения:

  • однородных членов предложения;
  • между косвенной и прямой речью;
  • между частями сложного, сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Запятые могут быть одиночными и парными. Одиночные разбивают предложение на части, фиксируя границы этих частей. Этот знак препинания нужен, к примеру, тогда, когда необходимо обозначить две простые части в сложном предложении. Парные запятые могут применяться, скажем, для выделения причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

Смысл предложения

Смысл предложения поможет понять, где ставить запятые. Ведь знаки препинания используются именно для того, чтобы его правильно передать. Если запятая в предложении находится не на своем месте, смысл неизбежно искажается.

Например: «Днем я развлекал сестру, которая болела чтением вслух»; «Елизавета, с которой я несколько дней назад поругалась с веселым лицом, шла ко мне навстречу»; «Я принял приглашение Антона, с которым не виделся уже много дней с радостью». Запятые находятся не там, где должны или отсутствуют, поэтому смысл меняется. Человек, прочитавший текст, не понимает, что хотел сказать автор.

Перед союзами

Чтобы не совершать ошибки, необходимо запомнить союзы, перед которыми ставится этот знак препинания. Когда, где, что, потому что, так как - лишь некоторые из них.

Предположим, что в предложении используется союз «так как». Где ставить запятые? Понять это помогают примеры. Скажем: «Николай задерживается, так как не успевает собраться»; «Светлана не придет, так как у нее появились срочные дела»; «Ксения поступила так, как никогда не делала прежде»; «Владимир ответил так, как никто до него не смог. Преподаватель поставил ему высший балл».

Допустим, что в предложении присутствует союз «потому что». Где ставить запятые? Примеры легко привести и в этом случае. Скажем: «Александра не было на собрании, потому что он находится в командировке»; «Елена не справилась с заданием, потому что все отказались ей помогать»; «Николай отказался жениться на богатой невесте, потому что она совсем ему не нравилась». Запятая может ставиться и между словами «потому» и «что». Например: «Окна были распахнуты потому, что в квартире были отчетливо слышны голоса, раздававшиеся на улице». Это предложение подтверждает, что окна действительно открыты. Существует и другой пример: «Окна были распахнуты, потому что в квартире было очень жарко». Это предложение объясняет причину, побудившую открыть их.

Самостоятельная часть предложения

Как понять, где ставить запятые в предложении? С помощью этого знака препинания выделяется его самостоятельная часть. Как ее найти? Если смысл предложения сохраняется после того, как из него убирается какая-то часть, то она является самостоятельной. Вводные предложения, деепричастные обороты обязательно выделяются запятыми.

Например: «Вчера мне рассказали, что мой брат Дмитрий, возвращаясь из Парижа, почувствовал себя плохо». Если вычеркнуть деепричастный оборот «возвращаясь из Парижа», смысл предложения практически не изменится.

Какой еще пример можно привести? «Сегодня Станислав узнал о том, что его подруга, проходя мимо его дома, не зашла навестить его».

Вводные слова

Где надо ставить запятые, если в предложении присутствуют вводные слова? Между прочим, представьте себе, к счастью, конечно, кстати - лишь некоторые из них. Правила русского языка велят выделять их запятыми с двух сторон.

Например: «Я, между прочим, всегда знал, что так случится»; «Дмитрий, к счастью, уже победил свою болезнь»; «Анастасия, представьте себе, решила не приезжать к нам в гости»; «Марина, кстати, вот уже несколько лет занимается в этом спортивном клубе».

Обращение

Обращение также всегда выделяется запятыми в предложении. Оно далеко не всегда находится в начале, может располагаться в середине или даже в конце.

Например: «Ты приедешь к нам в гости на этой неделе, Лидия?»; «Больше всего на свете, Маргарита, я люблю читать»; «Александра, как ты относишься к этому плану?».

Сравнительные обороты

Где ставить запятые? Правила русского языка велят использовать эти знаки препинания для выделения сравнительных оборотов. Будто, как, точно, что, чем, нежели - союзы, благодаря которым их легко обнаружить в предложении.

Например: «Я играю на гитаре лучше, чем она»; «Он бегает так, будто последние несколько лет готовился к марафону»; «Ночью ехать было безопаснее, чем днем», «В Москве, как и во многих других городах России, я часто бываю».

Нельзя забывать и о существовании исключений. Сравнительные обороты не обозначаются с помощью запятых в том случае, если речь идет о фразеологизмах, устойчивых выражениях. Например: «Режет как по маслу»; «Льет как из ведра», «Пристал словно банный лист»; «Чувствуй себя как дома».

Между однородными членами

Однородные члены предложения этот знак препинания разделят не всегда. Как узнать, где нужно ставить запятые, а где нет? Однако, но, а, зато, да - союзы, при которых это средство пунктуации необходимо.

Запятая ставится между однородными членами, если их соединяют повторяющиеся союзы (или…или, либо…либо, и…и, не то…не то). Например: «В квартире свет то гас, то загорался вновь». Не нужен этот знак препинания, когда используются одиночные союзы или, либо, да, и.

Сложность способны создавать неоднородные и однородные определения. Запятая используется, если в предложении присутствуют однородные определения. Скажем: «захватывающий, интересный боевик». Однако этот знак препинания не нужен, если используются неоднородные определения. Например: «голливудский захватывающий триллер». «Голливудский» говорит о принадлежности картины к месту создания, тогда как «захватывающий» позволяет выразить впечатление.

Причастный оборот

Где правильно ставить запятые, если говорить о предложениях с причастным оборотом? Причастия обозначаются этим знаком препинания лишь в тех случаях, когда располагаются после определяемого слова. Речь идет о слове, от которого к причастному обороту задается вопрос. Скажем: «брат, удивившийся моему приходу», «подруга, обрадовавшаяся новости», «мать, узнавшая все», «выросшая в саду яблоня».

Сочинительные союзы

Этот знак препинания необходим в сложном предложении, в котором присутствуют сочинительные союзы. Правила велят ставить его перед ними. Да и, либо, и, или, да - примеры таких союзов.

Самое важное - правильно понять, где начало одного предложения и конец другого. Это легко сделать, определив подлежащее и сказуемое. Также поможет разделение по смыслу.

Например: «Дождь шел целый день, и ветер продолжал шуметь за окном»; «Они долго трудились, зато закончили все дела».

Противопоставительные союзы

Перед противопоставительными союзами (а, да, но) этот знак препинания необходим во всех случаях. Например: «На Евгения его родственники и друзья возлагали большие надежды, но он не сумел оправдать их»; «Утром шел дождь, но к обеду погода улучшилась»; «Твой друг хочет поговорить с тобой, да и тебе нужна эта беседа».

Что еще нужно знать

Что еще можно рассказать о том, где ставить запятые в соответствии с правилами русского языка? С помощью этого знака препинания выделяются междометия, отрицательные, вопросительные и утвердительные слова. Скажем: «Жизнь, увы, не длится вечно, рано или поздно человек умирает», «Безусловно, Александр присоединится к нам за ужином сегодня, так как он обещал мне это сделать»; «Не правда ли, Виктория очень хороша собой? Ведь тебе эта девушка тоже нравится?», «Несомненно, Анатолий отправится в кругосветное путешествие на этой неделе. Я узнал об этом от него самого», «Надеюсь, Тимофей не затаил обиду».

Междометия нельзя путать с частицами ах, ох, ну, которые служат для усиления оттенка. Например: «Ах он какой!»; "Ну зачем Александр так плохо ведет себя!"; "Ох как я устал, весь день сегодня трудился без отдыха". Также необходимо уметь отличать частицу о, которая употребляется при обращении. Скажем: «О горы, горы!»; "О поля, поля бескрайние".

Заключение

Пунктуационные ошибки способны исказить смысл текста сильнее, чем орфографические. Последние всегда можно выдать за описку, тогда как пропуск запятой или ее использование в неподходящем месте не позволит читателю понять, что же хотел сказать автор.

Именно понимание смысла позволяет расставлять знаки препинания правильно. Конечно же, важно запомнить и правила, касающиеся расстановки запятых в предложении.

Как объяснить знаки препинания в предложении? и получил лучший ответ

Ответ от Ptenezz[гуру]
Правилами, естественно!

Ответ от Марина [мастер]
Пример из мультика приведи: Казнить нельзя помиловать, от запятой зависит многое, смысл меняется


Ответ от Игорь Мстиславович Микрюков [гуру]
Правилами русского языка, солнышко! Вот, например, слово солнышко в предыдущей фразе было обособлено запятой, так как это обращение к тебе. И вообще, язык - трудный предмет. Тебе помочь и дать некоторые навыки владения... языком? :-))


Ответ от М@рия [гуру]
Уууу...это так долго объяснять...учебник русского почитай если очень интересно. А вобще запятая ставится там где логически ты бы сделал паузу. А тире перед ЭТО в описании (например: кобель - ЭТО разновидность мужской особи, (ЗАПЯТАЯ) неподдающаяся никакой дрессировке! 🙂 шутка 🙂 никакой из меня учитель:))


Ответ от PaVA re Vera [гуру]
Не знаю.
У меня врожденная грамотность, и когда я кому-то объясняю, то давлю на чувства, на восприятие языка.
Например, объясняешь, что, если часть предложения, которую ты выделяешь при произношении интонацией, ты можешь безболезненно выкинуть, и останется осмысленное предложение, то выделяешь эту часть предложения запятыми. Так же говоришь, что перед "что, чтобы и иже с ними" практически всегда ставится запятая (не могу придумать пример. чтобы НЕ ставилась:)). И т.д. и т.п.
На живом языке приятнее и проще объяснять, по крайней мере мне:).
С более сложными случаями, конечно, приделся прибегнуть к правилам, но на начальном этапе этот способ имеет хорошие результаты.


Ответ от Ваш личный психолог [новичек]
Если тебе диктует учитель, следи за его интонацией, он останавливается в местах где е сть какие-либо знаки препинания. Напиши какое-нибудь конкретное предложение! И мы тебе поможем:))
Могу разобрать некоторые примеры постановки знаков препинания. Ну, рассмотрим мое первое предложение. Запятые стоят, так как это предложение сложное. В первой части говорится об учителе, во второй о тебе, в третье опять об учителе. Вы - разные люди, отделяетесь друг от друга запятыми. Запятые ставятся в таких случаях "после того, как", ",потому что", ",так как", ",чтобы" и других.
Еще запятыми выделят вводные слова, такие как "конечно", "во-первых", "во-вторых" и др. Еще существуют обращения, ну о них уже говорили. Еще выделяют обороты, причастные и деепричастные. Первые выделяют если они стоят после определяемого слова, вторые всегда. Например: Он шел по дороге, уставщий от всех. Он - главное слово, от него задается вопрос: какой? - уставший от всех.
Ладно, мне уже самой надоело)).


Ответ от Ёветлана Клещенок [новичек]
Привет! В нашем Великом и Могучем русском языке есть такой раздел "Пунктуация". Этот раздел как раз и объясняет постановку знаков препинания в предложениях.


Ответ от Ёветлана Волошина [новичек]
объяснить знаки препинания в предложении: Одним нравится жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они отстаивают свою личность.


Ответ от Алия имангулова [новичек]
я не понимаю


Ответ от Исмаил вараев [активный]
даже не знаю


Ответ от Ёветлана [новичек]
Пунктуационный разбор предложения Схема пунктуационного разбора предложения
1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).
2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).
3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
Образец пунктуационного разбора предложения
[Спросив, (которая посмирнее), Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)
Объяснение знаков препинания
1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.
2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:
1 и 2 - запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 - запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 - запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:
3 и 4 - запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 - запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 - запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 - запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-

ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и

после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-

гой знак.

жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-

глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни

железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,

(9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-

ющее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от при-

даточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство

10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-

ный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной

нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы

рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-

шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-

вистью мы никогда не ели того что выходило из-под

наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя

за длинным столом друг против друга девять против девя-

ти мы в продолжение длинных часов механически дви-

гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе

что иногда уже и не следили за движениями своими. И

мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из

нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о

чем было говорить мы к этому привыкли и все время

молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать

человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко

в чем может быть виновен человек если он полумертв

если он как истукан если все чувства его подавлены тя-

жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь

для тех которые все уже сказали и нечего им больше

говорить для людей же которые не начинали своих ре-

чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели



и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-

нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-

вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-

ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на

душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча

слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет

под тяжелым потолком подвала как маленький огонь

костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо

висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу

плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-

становится сильнее громче и точно раздвигает сырые

тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...

(М. Горький)

Предисловие 5

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

§ 6. Букваэ 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ыи «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные ои е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений, 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и mi 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматикр-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357