Согласные звуки. Согласные звуки русского языка (твердые-мягкие, звонкие-глухие, парные-не парные, шипящие, свистящие) Ц мягкая или твердая таблица
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
---|---|---|---|---|
Б | [б ], [б" ] | П | [п ], [п" ] | |
В | [в ], [в" ] | Р | [р ], [р" ] | |
Г | [г ], [г" ] | С | [с ], [с" ] | |
Д | [д ], [д" ] | Т | [т ], [т" ] | |
Ж | [ж ], [ж" ] | Ф | [ф ], [ф" ] | |
З | [з ], [з" ] | Х | [х ], [х" ] | |
Й | [й" ] | Ц | [ц ] | |
К | [к ], [к" ] | Ч | [ч" ] | |
Л | [л ], [л" ] | Ш | [ш ] | |
М | [м ], [м" ] | Щ | [щ" ] | |
Н | [н ], [н" ] |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [" ].
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э :
на ло ку мы фэ
Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я :
бе лё ки ню ля
Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака - Ь . Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
рысь [рыс" ], огонь [огон" ], вьюга [в"й"уга ].
Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твёрдости - мягкости :
Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.
Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):
Ж [ж ], Ш [ш ], Ц [ц ].
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):
Ч [ч" ], Щ [щ" ], Й [й" ].
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж" ]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд :
вожжи, дребезжать, дождь .
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.
Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например: звуки [с ], [ш ], [ч" ].
Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например: звуки [р ], [ж ], [д ].
Некоторые звуки составляют пару: звонкий - глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные по глухости - звонкости :
Непарные звонкие согласные : Й, Л, М, Н, Р .
Непарные глухие согласные : Х, Ц, Ч, Щ .
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж ], [ш ], [ч" ], [щ" ] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж ] и [ш ] - это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:
жук [жук ], шут [шут ]
Звуки [ч" ] и [щ" ] - это непарные мягкие шипящие согласные звуки:
чиж [ч"иж ], щит [щ"ит ]
Звуки [з ], [з" ], [с ], [с" ], [ц ] называются свистящими согласными звуками.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук [й" ]: рай [рай" ].
Буква Й пишется:
- В начале слов:
йод, йогурт .
- В середине слов, перед согласными буквами:
лайка, майка, кофейник .
- В конце слов:
рай, май, твой .
Звук [й" ] встречается чаще буквы Й , так как он появляется в словах, где нет буквы Й , но есть гласные Я, Е, Ю и Ё . Рассмотрим, в каких случаях звук [й" ] встречается в словах, не содержащих букву Й :
- гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят в начале слова:
яма [й"ама ],
- гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после гласных:
дует [дуй"эт ],
- гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ
):
въезд [вй"эзд ],
- гласные Я, Е, Ю
и Ё
стоят после разделительного мягкого знака (Ь
):
льёт [л"й"от ],
- гласная И
стоит после разделительного мягкого знака (Ь
):
ульи [ул"й"и ].
В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:
- мел - мель;
- банка - банька;
- гость - гост.
Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.
Согласные звуки: [ж]
Он встречается в следующих словах:
- жизнь [жыз"н"].;
- жидкий [жытк"ий];
- жимолость [жымъльс"т"];
- живой [жывой];
- дрожит [дражыт];
- сторожит [старажыт];
- жужжит [жужыт];
- рыжий [рыжый];
- блажит [блажыт].
При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и , а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.
Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:
Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст - совсем как живой, только перевёрнутый.
Звук [ш]
Это твердый в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:
- ширь [шыр"];
- шить [шыт"];
- шифон [шыфон];
- шифоньер [шыфан"йэр];
- мыши [мышы];
- тишина [т"ишына];
- ерши [йиршы];
- гроши [грашы];
- спешит [сп"ишыт];
- завершит [завиршыт].
Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и . Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».
Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:
Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору - там у неё малыши.
Подведём всегда твёрдые служат опознавательными признаками орфограммы "И после Ж и Ш".
Звук [ц]
Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством - это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:
- цифра [цыфра];
- циркуль [цыркул"];
- цирк [цырк];
- цитрон [цытрон];
- акация [акацыйа];
- лекция [лекцыйа];
- секция [с"экцыйа];
- санкция [санкцыйа].
Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:
- цып-цып-цып;
- на цыпочках;
- цыплёнок;
- цыкнуть;
- цыган.
Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:
- синицын;
- сестрицын;
- около больницы;
- без водицы;
- у молодицы;
- у девицы.
Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.
Подведём итоги: всегда звуки в алфавите - это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.
Замена Ж на Ш
Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:
- замуж [замуш];
- уж [уш];
- невтерпёж [нефтерпёш];
- ложка [лошка];
- рожки [рошк"и].
Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:
Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка - сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.
Когда ставится Ь после Ж и Ш
По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:
- мышь;
- ложь;
- дрожь;
- брошь;
- чушь;
- сплошь;
- не трожь;
- слышишь.
Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
- Наречий: наотмашь.
- Глаголов: идешь, положь.
Используем для тренировки такие предложения:
Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.
Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?
Когда Ь после Ж и Ш не ставится
Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:
- Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
- Краткого прилагательного: хорош, пригож.
- Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Текст для тренировки:
Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.
О и Ё после шипящих и Ц
Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:
- шёл [шол];
- шёпот [шопот];
- шёлк [шолк];
- жёрнов [жорноф];
- жёлудь [жолудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосэ];
- жокей [жок"эй].
Название этой орфограммы- «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем -Ё, в случае отсутствия такового - пишем О». Давайте проверим:
- жёлудь - желудёвый;
- шёлк - шелка;
- жёрнов - жернова;
- шорох - нельзя проверить;
- жокей - нельзя проверить.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:
- моржовый;
- большого.
Без ударения нужно писать букву -Е:
- оранжевый;
- грушевый.
После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- цокольный;
- церковный;
- торцовый;
- борцовский;
- сланцевый;
- глянцевый;
- полотенце;
- рыльце.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:
"Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.
Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!
Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы".
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие , звонкие и глухие?» - спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: "Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, ("Ж", " Ш", " Ц")т. е. те,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент - Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука: " Ч", " Щ", " Й". Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. (" й" будет играть звук смеха)"
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «пес ня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие . И всем известную игру можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: од еяло и од уванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми . Например, в слове "рука" слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове "река" - мягкий . На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак . В слове "мел" согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове "мель" – мягко.
Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа " , например: [р"].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука . Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р"] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими , если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь , и твёрдыми , если за ними следуют другие гласные и согласные.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Цели:
- познакомить уч-ся с твёрдым согласным звуком [ц], буквой Ц ц;
- формировать навыки чтения;
- способствовать развитию фонематического слуха, связной речи,
- памяти, логического мышления.
Оборудование.
1. Песочные часы.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассета В.В.Волина “Занимательное азбуковедение”.
4. Мягкая игрушка “Кошка”.
5. Серия картинок “На что похожа буква?”.
6. Карточки с буквами Ц – 6 шт., А, О, У, И, Ы, Е.
7. Плакат с буквами Ц для проведения игры “Четвёртый лишний”.
8. Плакат “ОГБРУАЧМЕОНТИЕЕ”.
9. Раздаточный материал (буква П, текст со стёртыми буквами, коррекционная проба, конверты с набором для составления схемы слова).
Ход урока
I . Сообщение темы и целей урока.
1) - Прочитайте сначала буквы, написанные красным, потом синим, и вы узнаете, какой будет сейчас урок.
2) - Как хозяйка зовёт цыплят? (Цып – цып – цып)
Какой первый звук? ([ц)
Сегодня на уроке нам предстоит определить, согласный этот звук или гласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий. А также мы познакомимся с буквой этого звука, чтобы обозначать на письме звук [ц].
II. Работа над новым материалом.
1) Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Делать трюки он привык,
Ведь его работа… (Цирк)
(Уч-ся из раздаточного материала выкладывают схемы слов).
На доску прикрепляется слово ЦИРК.
Произнесите ещё раз слово. Что заметили?
Попробуйте поставить в мягкую позицию.
Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, всегда твёрдый)
Определите, глухой или звонкий? (Закрывают ладошками уши и произносят этот звук. Вывод: глухой )
Какой буквой обозначается звук [ц] ?
2) Знакомство с буквой Ц ц.
Послушайте стихотворение:
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапкою:
“Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю”.
А сейчас вас ждёт чудесное превращение: у вас на парте лежит буква П, переверните её и в правом нижнем углу допишите “цеплялку”.
Покажите, что у вас получилось. Повернитесь и покажите нашим гостям. (Учитель вывешивает плакат с этой буквой).
3) “На что похожа буква?”
На что, ребята, похожа буква? (Ответы детей)
А ещё вот на что. (Учитель читает первое стихотворение, остальные звучат на аудиокассете и одновременно вывешивает картинки).
Целый день в траве густой
Бродят рожки с бородой.
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Цапля в зарослях зелёных
Встала важно буквой Ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
4) Работа с коррекционной пробой.
В течение минуты найдите среди множества букв букву Ц и обведите её.
Сколько букв нашли?
5) Игра “Четвёртый лишний”.
Найдите лишнюю букву.
6) Печатание буквы Ц Ц.
А кто из героев передачи “Спокойной ночи, малыши” носит имя, содержащее звук [ц]? (Цап-Царапыч)
Вот и сам Цап-Царапыч. Посмотрите, он держит букву… (Ц ). Поучимся её писать. (Дети сравнивают написание большой и маленькой букв. Учитель показывает на доске, затем дети печатают в тетрадях Ц ц).
7) Игра “Подружись с буквами”.
Цап-Царапыч очень хочет, чтобы буква Ц подружилась с гласными. Буква новая, ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим её с гласными и поможем ей подружиться с ними. Сейчас Ц здоровается с А. (Учитель крепит к доске Ц, подходит ученик с А и крепит рядом с Ц. Дети читают образованный слог). А теперь А здоровается с Ц. (А ставят перед Ц. Читают получившийся слог).
(Аналогично с буквами О, У, И, Ы, Е).
С другими гласными она не может подружиться, т.к. в русском языке нет слов с такими буквосочетаниями
Придумайте слова, оканчивающиеся на:
ЦА (курица, единица, синица, овца, луковица)
ЦО (кольцо, яйцо, крыльцо )
ЦЫ (концы, кузнецы, птенцы, огурцы )
8) - Цап-Царапыч просит вас, ребята, назвать слова из сказок со звуком [ ц] . (Царевна-лягушка, царевна Несмеяна, принц, принцесса, жар-птица, падчерица, златая цепь, зеркальце, аленький цветочек и др. )
III. Физкультминутка.
Все уч-ся выходят к доске и образуют круг. Учитель ходит вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово со звуком [ц]. Если ученик задержится с ответом, он должен присесть в середине на корточки.
IV. Продолжение работы.
1) - Цап-Царапыч предлагает состязание между мальчиками и девочками. Прочитайте буквосочетания (хором).
На доске:
Д.: ца – цари – царица.
М.: ца – царе – царевич.
2) Работа со столбиком слов (листочки).
Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем столбик слов “по цепочке”.
царь
царствовать
Знакомые слова? Что общего у этих слов? Выделите корень.
Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
3) Работа с чистоговорками.
Цап-Царапыч очень любит сочинять чистоговорки. Сегодня он решил познакомить вас со своим творчеством. Но только последнее слово в чистоговорке никак не получается придумать, оно обязательно должно содержать звук [ц]. Давайте ему поможем.
Це, це, це, це – скучно принцу во… (дворце).
Ца, ца, ца, ца – нет у бублика… (конца).
Цо, цо, цо, цо – уронила я… (кольцо).
Цы, цы, цы, цы – собираю… (огурцы).
Цу, цу, цу, цу – льются слёзы по… (лицу).
Цо, цо, цо, цо – снесла курочка… (яйцо).
4) Кот-лакомка.
Цап-Царапыч любит не только сочинять, но также любит чем-нибудь полакомиться: сметаной, рыбой, сладким, а иногда, оказывается, любит слизывать буквы, вот как сегодня случилось. Я приготовила вам слова и предложения для чтения, а он взял и подпортил мне материал. Давайте попробуем его восстановить.
веточек, епкий, иклон, илиндр, ирк, ифра, окотуха, ыплёнок.
арии а Кури а в ветнике сидит.
апля Цицилия учит ифры.
ыплёнок Цыпа хочет в ирк.
У аревны Мурки на лапках арапки.
Зай у кузне у заказали выковать епь.
У племянни ы Нар исса на ветнике растут огур ы.
Какую же букву он слизал? (Ц )
А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
V. Итог урока.
Какой звук обозначает эта буква? Охарактеризуйте его.
Литература
1. Савина С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2000. – 12 с.
2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Изд-во “Вако”. М., 2006. – 77 с.
3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Изд-во “5 за знания”. М., 2007. – 168, 170 с.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Изд-во “Просвещение”. М., 1994. – 323 с.