Биографии Характеристики Анализ

Объективные составляющие конфликта. Управление конфликтами в коммерческой деятельности: Учебное пособие

Конфликтология -- дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. конфликтология фаза участник поведение

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки -- конфликтологии . Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом -- общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность -- группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром -- межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты -- неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии -- гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии -- социальные, внутриличностные и зооконфликты -- в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Конфликтогенез -- это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро -- конфликт.

Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт -- особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Различают следующие конфликты:

  • · Внутренние конфликты -- это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • · Внешние конфликты -- это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические конфликты -- это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко -- в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п. современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации :

  • · Приспособление -- одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • · Избегание -- уход от конфликтной ситуации.
  • · Компромисс -- совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • · Соперничество -- активное противостояние другой стороне.
  • · Сотрудничество -- попытка прихода к совместному решению.

Фазы конфликтов

  • 1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной
  • 2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 3. Выбор способов действия
  • 1. Участники конфликта (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (оппонентов); группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи). Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Часто выделяют такую характеристику оппонента , как его ранг, включающий в себя следующие характеристики:

  • - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте;
  • - “сила”, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры;
  • - физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения;
  • - социальный опыт конфликтного взаимодействия;
  • - широта социальных связей;
  • - масштабы общественной и групповой поддержки;
  • - наличие и величина деструктивного потенциала - физической силы, оружия и т.п.

Сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

У всех перечисленных выше участников конфликта есть определенные мотивы, по которым они вступают в конфликт. Мотивы сторон включают побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Заинтересованные стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта . Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

2. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Как известно, ядром любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта в зависимости от остроты противоречия усиливается или ослабляется борьба. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Заинтересованные стороны могут воспринимать конфликт с различной степенью точности понимания сути конфликтной ситуации, т.е. степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

Латентный «конфликт» - объективно существующая конфликтная ситуация, но не осознаваемая, не воспринимаемая участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

Неадекватно воспринятый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация, воспринимаемая сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

Ложный конфликт - конфликтная ситуация, которая объективно отсутствует, но, тем не менее, отношение сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

Адекватно воспринимаемый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаемая участниками.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования когнитивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтной ситуации в целом:

  • - конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;
  • - происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения;
  • - уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь” и “теперь”. Последствия, как правило, не просчитываются;
  • - восприятие ситуации происходит в полярных оценках - “белое и черное”. Полутона используются редко;
  • - происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.
  • 2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели - как возвышенные и поэтому достойные реализации. Субъект конфликта закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. “Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!”. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

3. Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

  • - я все делаю правильно;
  • - я вынужден так делать;
  • - по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
  • - он сам виноват, что мне приходится так действовать;
  • - все так делают.

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

  • - это подлые поступки, это удары ниже пояса;
  • - он делает только то, что мне во вред;
  • - он намеренно так поступает.
Шпаргалка по конфликтологии Кузьмина Татьяна Владимировна

СТАТУС И РОЛЬ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА

Участниками конфликтов могут быть как отдельные люди или группы (малые, средние, большие) людей, так и отдельные социальные общности (этнические, национальные, религиозные, политические) или коалиции общностей (государственные, этнические коалиции и др.).

В условиях конфликта субъекты конфликта могут участвовать не в своей привычной роли, а занимать другую позицию и статус. Набор возможных ролей, которые играет человек или социальная группа в обществе, очень велик, также разнообразны варианты ролевых позиций в конфликтных отношениях. Например, президент страны может играть свою непосредственную роль во внутриполитическом или межгосударственном конфликте, но в других противоречиях может играть роль обычного гражданина страны, соседа, супруга, отца и другие роли. Другими словами, каждый человек обладает определенным ролевым набором, его смена происходит ежедневно в зависимости от того, в каких условиях он находится. Так же и вконфликте роли могут меняться либо появляться новые. Занимаемые позиции в конфликтной ситуации тоже могут быть разными.

Виды возможных позиций участников конфликта:

1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент);

2) поддерживающие основных участников;

3) подстрекатели;

4) организаторы;

5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).

Статус основных участников определяется не только его ролью в конфликте или социальным положением, которое он занимает в обществе или системе межличностных отношений, в которой происходит конфликт. Его также характеризует положение, формирующееся в ходе развития конфликта, называемое рангом . Уровень ранга зависит от возможностей, которыми обладает участник конфликта (физические, материальные, социальные, интеллектуальные, личностные). Влияют навыки и опыт субъекта конфликта, степень налаженности разносторонности его социальных связей. Ранги противоборствующих сторон различаются качественной характеристикой личностного потенциала и вероятности раскрытия потенциала в конфликтном взаимодействии.

Уровень социальных, интеллектуальных и физических сил состоит не только из сил основного участника, но и возможностей участников, которые поддерживают основного субъекта конфликта. Эта поддержка оказывается значимой в количественном и качественном отношении, влияет на весь ход развития противоречия и на способ его разрешения. Поддержка может выражаться как присутствием реальных действующих лиц конфликта, так и общественным признанием за той или иной стороной разногласия преимущества (например, через средства массовой информации или негласно).

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Размещение Участников за Столом Стратегическое расположение «сил» и правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимо-действия. Различные оттенки отношения людей к вам могут выражаться через то, какое место они занимают за столом

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

Из книги Психологический климат туристской группы автора Линчевский Эдгар Эмильевич

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

Ожидания участников путешествия Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах. К туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному уровню и

Из книги Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера автора Лилли Джон

Эпизод первый. Играю роль. Какую роль?! Стоп-кадр. Разгадка рукопожатия Театр, как известно, начинается с вешалки. Путь к успеху начинается с того, правильно ли вы поздоровались с работодателем, своим шефом, президентом, коллегой, бывшим любовником и т. д. Сейчас в обществе

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

6. Выбор участников для ЛСД-экспериментов по самоанализу Следует учесть, что любое действие, выражение лица, слово, предложение, тон голоса или жест со стороны человека, присутствующего на сеансе (проводника), могут быть использованы личностью в ЛСД-состоянии в процессах

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Роль конфликта в формировании личности В работе Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского «Социально-психологический анализ конфликтов между детьми» проанализировано более 3000 актов поведения детей в ходе игровых конфликтов. Игра для ребенка – это доступное его уровню

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Выявление участников конфликта По бланкам опроса участников исследователь конфликта заполняет двойную социологическую матрицу: в каждой клетке ее – дробь, в числителе которой ответ по шкале «Я выбираю», а в знаменателе – «Думаю, что выберет меня».Эта матрица позволяет

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Информирование участников группы Перед началом работы с терапевтической группой по семейным расстановкам терапевт должен проинформировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы. Участники группы имеют право знать…1. Цели группы, основные

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Противоречивость интересов участников процесса Еще вариант - это ситуация, когда несколько человек имеют противоположные устремления и тем самым как бы компенсируют усилия друг друга.Так часто бывает в семьях, члены которых имеют противоположные мнения по одному

Из книги Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге автора Телегина Ирина Олеговна

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

3. Теоретическая подготовка участников Хорошая теоретическая подготовка – необходимое предварительное условие для эффективной работы с Холотропным Дыханием. Для этого есть важная причина: использование данного подхода для самоисследования и терапии связано с

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Первый этап: настрой участников – 30 мин 1. Какие социальные проблемы актуальны для вас? Затрагивают вас? (участники пишут на ватмане).2. Каждый выбирает одну, наиболее актуальную, называет, ведущий ставит галочки рядом. Таким образом происходит ранжирование, выявляется

Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.

Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

Первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;

Вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;

Третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.

Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;

· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, - это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением , т.е. косвенные участники конфликта могут:

· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель - спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);

· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);

· быть жертвой конфликта.

Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.



Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

· оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

· оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

· оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

· оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус - общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) - возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов .

1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.

2. Фактор человеческих ресурсов . Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.

3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.

4. Скрытые факторы . Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.

5. Материальные ресурсы и политика . Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.

Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:

Участники: атакующие и защищающиеся;

Управляющие конфликтом;

Нейтральные.

Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.

1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.

2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.

3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.

4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец). Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».

5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.

6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.

7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.

8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.

9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.

10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников). Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.

11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.

Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.

Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).

Таблица 1

Распределение участников конфликтного взаимодействия

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 125. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу К основным видам экономических отношений относят 1) труд 2) предпринимательство 3) производство 4) распределение 5) творчество 6) обмен 1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства? 1) в государстве существует однопалатный парламент 2) входящие субъекты имеют статус государственного образования 3) наличие трёх независимых ветвей власти 4) в государстве существует двухуровневая система законодательства 5) образующие государство части имеют полный суверенитет 6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования 1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются: 1) политические партии 2) публичные акционерные общества 3) публично-правовые образования 4) жилищные кооперативы 5) производственные кооперативы 6) унитарные предприятия 1.4. Формами рационального познания выступают 1) понятие 2) восприятие 3) суждение 4) умозаключение 5) ощущение 6) представление Максимум за задание 8 баллов. 2

3 2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ. Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны. Максимум за задание 2 балла. 3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс. Максимум за задание 2 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез. Максимум за задание 2 балла. 5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы. Максимум за задание 2 балла. 3

4 6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика Максимум за задание 6 баллов. 7. Решите задачу. Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится? Максимум за задание 4 балла. 4

5 8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы. В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать. 1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В. в отношении его романа? 2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным достоянием? 3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права? 4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство? Приведите пояснение ответа. 5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно проиллюстрируйте примером из текста)

6 5. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. Максимум за задание 13 баллов. 9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют. ПРИМЕР ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных 1) материально-производственная 2) социально-преобразовательная 3) прогностическая 4) ценностно-ориентированная 5) познавательная изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России А Б В Г Д Максимум за задание 5 баллов. 6

7 10. Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся. ПРЕДПРИЯТИЕ А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся перевозками людей на маршрутном такси Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее овощи у пригородных фермеров и продающее их горожанам В) АО «Пирамида», предоставляющее риелторские услуги Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и продажей акций и других ценных бумаг разных компаний Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы от клиентов и заключающее с ними договоры о том, что оно возместит их ущерб в определённых случаях А Б В Г Д ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1) страховое 2) посредническое 3) коммерческое 4) финансовое 5) производственное Максимум за задание 5 баллов. 11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов (А), каждая из которых состояла из (Б) (производительные силы и производственные отношения) и (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, 7

8 отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития (И), который определяет остальные компоненты социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление (К) общества и определили его основные черты. Список терминов: 1. базис 2. деятельность 3. духовная 4. касты 5. классы 6. коммунистическое 7. надстройка 8. общественная собственность 9. политическая 10. постиндустриальное 11. религия 12. сословия 13. техника 14. формация 15. частная собственность 16. экономическая А Б В Г Д Е Ж З И К Максимум за задание 10 баллов. 12. Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные, 5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские. Максимум за задание 7 баллов. 8

9 13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Максимум за задание 5 баллов. 14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Исторический миф мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего времени В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не к священным текстам или чудесам, а к исторической науке Одно, это исторические сведения сами по себе, другое их интерпретация, ценностное отношение. Самая опасная ложь та, что на 99 % состоит из правды. Миф отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты, чему придаёт высшую ценность Между подлинным мифом греческим, германским или индейским и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить 9

10 с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова миф»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй для современной культуры» Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» 1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира) противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два отличия между ними. 2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их содержание. 3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого характерен современный миф. 4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату. 5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести современный миф

11 2. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г Максимум за задание 18 баллов. 15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-каддафи) ПОНЯТИЯ 11

12 2) *** побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) 3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) 4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** недомыслие, *** без мысли фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) Максимум за задание 8 баллов. 16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать. 1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков) 3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф) 4) «Политика это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений». (Ф. Бурлацкий) 5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё) 12

13 Критерии оценивания сочинения-эссе: Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.). 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. Максимум за задание 28 баллов. Максимум за работу 125 баллов. 13


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012/2013. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС. Фамилия, имя Класс Задание 1. Выполните тест. Ответ занесите в таблицу. 1.1. К тоталитарному режиму можно отнести

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2015/2016 учебного года Обществознание, 9 класс, муниципальный этап Время проведения 2 часа. I тур 1. Выберите все правильные

КЛЮЧИ И УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ ЗАДАНИЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012. 10 КЛАСС Задание 1. 1. 1) неандертальцы; 2) земледелием; 3) производящему; 4) научно-технической.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2011-12 уч. г. Третий (региональный) этап 9 класс Ключи, оценивание 1-я часть Задание 1. При 6-7 верных ответов 3 балла. При 4-5 верных ответах 2 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Вариант переводной контрольной работы по обществознанию обучающихся в 8-х классах в 2015-2016 учебном году Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по обществознанию дается 1 час

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

УТВЕРЖДАЮ 2016 г. Программа общеобразовательного вступительного испытания по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для поступающих по направлениям подготовки высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016-2017 учебный год. Школьный этап. Методика оценивания. 10 класс (45 минут) 1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. По 1 баллу

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Духовная сфера. ЕГЭ. 1. Установите соответствие между общественной наукой и предметом ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Направленность: гуманитарная году. Рабочая программа разработана педагогом дополнительного образования Рузановым Валерием Ивановичем, утверждённой в 2011 Цель программы направлена на формирование знаний

Обществознание Каждая из серий для 8-9 и 10-11 классов включает пять тематических работ и представлена в формате 45- и 90-минутных работ. Работа 1. Работа 2. Работа 3. Работа 4. Работа 5. Человек и общество,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1.8 Познание План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Познание человеком мира и самого себя Анализ темы Тема относится ко 2 типу, значит, вначале следует дать определение

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2009/2010 II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП Обществознание, 9 класс Фамилия, имя, отчество Серия документа Класс (номер и буква) Образовательное учреждение Название предмета Номер

1. Общие положения по проведению вступительных испытаний 1.1Настоящая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки абитуриента, определяемых действующим

Программа вступительного испытания по обществознанию, проводимого Академией самостоятельно для отдельных категорий граждан в соответствии с Правилами приема ОБЩЕСТВО Общество как сложная динамическая система.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

Обществознание Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,

Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Познавательные и логические задания задачи по обществознанию» для обучающихся 10 класса Пояснительная записка Настоящая программа

Итоговая диагностическая работа по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут. Работа включает в себя 22 задания. Контрольная работа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Муниципальный этап 8 КЛАСС 100 баллов (90 минут) Ключи для проверки экспертами Задание 1. (16 баллов) «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением,

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для поступающих

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Общество как динамическая система Требования к составлению плана ответа Задание оценивается в зависимости

Пояснительная записка Программа рассчитана для более эффективной организации учебного процесса и для реализации требований Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования

Информатика, 10 класс Вариант 1, Март 2015 Краевая диагностическая работа по обществознанию ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1 9 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

Обществознание. 9 класс. Используется с бланками ответов Вариант 2005-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит

МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2012 ГОД. 9 КЛАСС Задание 1.. Журналист, пишущий на экономические темы, подготовил материал по безработице. Однако в своей статье он не сумел разграничить

Обществознание Человек в социальном измерении использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления

10-11 классы Заочная олимпиада по обществознанию Максимальное количество -100 баллов 1 РАЗДЕЛ: (максимальное количество - 40 баллов) А. По какому признаку образованы ряды. Назовите понятие, общее для данного

6 1.. (). 2 3 4 8 5 10 1 6 7 9 1..,. 2. 40... 3.. 4. 5.. 6.. 7.,.. 8.,. 9. -.,. 10.. : 1.. 2.. 3.. 4.. 5.. 6. 7.. 8.. 9.. 10.. : 1. - 11 2.. 2.1.,. 2.2.,. 2-4 3..). 1) 2) 3) 4) 5) 1,2 3,4,5 1. -

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ШКОЛА СОСНЫ» УТВЕРЖДАЮ Директор И.П. Гурьянкина Приказ 8 от «29» августа 2017 г. Рабочая программа по предмету «Обществознание» 10 класс (профильный

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим

1.2.5.6. Обществознание Человек. Деятельность человека использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) 7-9 класс I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В результате изучения обществознания

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) Демонстрационный вариант Часть 1 А1. Общество, в отличие от природы 1) развивается закономерно 3) творит культуру 2) подвержено

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Задания отборочного тура 9-11 класс I. Тестовые задания (может быть только один правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание 1 балл, всего 15 баллов) 1. Область знания, синтезирующая достижения

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭССЕ Элементы структуры эссе: 1) Цитата 2) Проблема поднятая автором, её актуальность. 3) Смысл высказывания. 4) Собственная точка зрения. 5) Аргументация на теоретическом уровне. 6)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! Данная работа состоит из двух частей. В первой части Вам будет предложено просмотреть и прослушать

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И.В.ЛИВАНОВА Программа вступительных испытаний по Обществознанию НОВОСИБИРСК Издаѐтся по решению Учебно-методического совета СИМОиР Рецензент:

Тест по обществознанию 11 класс Муниципальное образование Населенный пункт Образовательная организация Класс Профиль Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. Инструкция к тесту На выполнение контрольной работы

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Пояснительная записка Вступительный экзамен по обществознанию проводится в письменной форме. Целью экзамена является оценка подготовленности поступающего

1 2 3 ВВЕДЕНИЕ Программа вступительного испытания по обществознанию составлена в соответствии с современными требованиями проверки знаний абитуриентов, имеющих законченное среднее (полное) общее, среднее

2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перовская школа-гимназия» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании методического замдиректора по УВР Директор МБОУ объединения учителей «Перовская

Итоговая контрольная работа по обществознанию10 класс Часть А 1. Человек в отличие от животных 1) заботится о потомстве 2) подвержен смене настроения 3) планирует свою деятельность 4) нуждается в защите

Познание Конспект «Универсального справочника» по обществознанию Кишенковой О. В. и Семке Н. Н. издательства ЭКСМО 2010 3.1. Познание мира Познание особая деятельность, в результате которой люди приобретают

Аннотация к рабочей программе предмет "Обществознание" основное общее образование 6-9 класс Рабочая программа по предмету "Обществознание" для 6-9 классов МАОУ Лицей 36 составлена в соответствии с Федеральным

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Программа по обществознанию составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)

Промежуточная аттестация по обществознанию в 10 классе Часть1 1. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) экстенсивный характер земледелия, 2) углубление русла реки, 3) формирование

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

1) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные

Обществознание Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» отражают: 1) сформированность у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,

Часть 1 Демонстрационный вариант экзаменационной работы по обществознанию 8 класс При выполнении заданий с выбором ответа (А1 А20) обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. А1. В

Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС) Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе: Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена

ДЕМОВЕРСИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 8 б КЛАССА (информационно-социальный модуль) При выполнении заданий 1-2 выберите номер правильного ответа. 1. Формирование общественных отношений стало