Биографии Характеристики Анализ

Законы и закономерности общественного развития. Роль техники в развитии общества

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • v Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

    Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).

    v Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью .

    В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.

    Социальные изменения

    v Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

    v Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.

    Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.

    Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.

    Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.

    Виды реформ:

    v экономические реформы (напр., новая налоговая система);

    v политические реформы (напр., новая избирательная система);

    v социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).

    Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными

    Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:

    v Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);

    v Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);

    v Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.

    v Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.

    Последствия глобализации.

    Позитивные последствия:

    v Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле ® снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).

    v Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).

    v Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).

    Негативные последствия:

    v Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).

    v Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).

    v Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.

    v Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).

    v Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).

    Антиглобализм – политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста

    Мировая система.

    На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.

    Принято делить мировую систему на три части:

    v Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.

    У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.

    v Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.

    Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.

    v Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).

    Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.

    Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.

    Глобальные проблемы .

    Особенности глобальных проблем:

    v имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;

    v угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

    v нуждаются в неотложных решениях;

    v требуют коллективных усилий всех государств.

    Глобальные проблемы :

    ● экологический кризис;

    ● демографическая проблема;

    ● угроза новой мировой войны;

    ● проблема «Север – Юг»;

    ● международный терроризм;

    ● энергетическая, сырьевая проблемы;

    ● продовольственная проблема;

    ● охрана здоровья и др.

    Причины глобальных проблем:

    ● глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);

    ● активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.

    Экологические проблемы

    v Загрязнение атмосферы.

    Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными

    v Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).

    v Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).

    v Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).

    v Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).

    v Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).

    Пути выхода из кризиса:

    v экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);

    v экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);

    v экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);

    Современная наука рассматривает природу и общество как единую системуНоосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).

    v Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.

    v Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.

    v Перенаселение ряда стран мира.

    Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.

    Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.

    Проблема «Север – Юг».

    С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.

    Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.

    Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.

    Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами

    Проблема сохранения мира.

    v Статистика:

    Ÿ из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;

    Ÿ сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;

    Ÿ расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.

    v Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.

    v Современная война – это война против мирного населения.

    Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:

    Ÿ 1 мировая война – в 20 раз меньше;

    Ÿ 2 мировая война – одинаково;

    Ÿ Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;

    Ÿ Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;

    Ÿ Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.

    v Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.

    v Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.

    . Международный терроризм.

    Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.

    Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.

    Причины терроризма:

    Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

    v Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).

    v Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).

    Типология обществ.

    Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

    Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е. умеющие говорить, но не писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных табличках, берестяных грамотах, книгах, газетах, компьютерах).

    Согласно второй типологии , общества также делятся на два класса – простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

    Простые общества совпадают с дописьменными. У них нет пистменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляется письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

    В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования (охота и собирательство, скотоводство и огородничество, земледелие, индустриальное и постиндустриальное общество).

    В середине 19 века К.Маркс предложил свою типологию обществ . Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития получило название общественно-экономическая формация. Согласно К.Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой была названа коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

    Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всю историю на три стадии: доиндустриальную (для которой была характерна власть), индустриальную (для которой были характерны деньги) и постиндустриальную (для которой характеры знания).

    Закон ускорения исторического времени . Его суть заключается в следующем. Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.



    Закон закономерности . Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России соседствуют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

    Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.

    Материалисты утверждают, что исследование причин общественного развития следует начинать с изучения процесса производства непосредственной жизни, с объяснения практики из идей, а не идейных образований из практики.

    Тогда оказывается, что источником общественного развития является противоречие (борьба) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Возможности удовлетворения потребностей зависят от развития и борьбы двух факторов: производительных сил и производственных отношений, составляющих способ производства материальной жизни, который обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Исторические типы производственных отношений обусловлены формационными ступенями развития производительных сил.

    На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот и в надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

    Суть идеалистического понимания истории заключается в том, что исследование общества начинается не с анализа результатов практической деятельности, а с рассмотрения её идейных мотивов. Главный фактор развития видится в политической, религиозной, теоретической борьбе, а материальное производство рассматривается как второстепенный фактор. И тогда, следовательно, история человечества предстает не как история общественных отношений, а как история, морали, права, философии и т. д.

    Способы развития общества:

    Эволюция (от лат. evolutio - развертывание, изменения). В широком смысле - это любое развитие. В узком смысле - это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные.

    Революция (от лат. revolution - переворот) - качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие. Революция может происходить во всем обществе (социальная революция) и в отдельных его сферах (политическая, научная и т. д.).

    Эволюция и революция не существуют друг без друга. Будучи двумя противоположностями они, вместе с тем, находятся в единстве: эволюционные изменения рано или поздно приводят к революционным, качественным превращениям, а те, в свою очередь, дают простор этапу эволюции.

    Направленность общественного развития:

    Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

    Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

    Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).

    Вообще прогресс - это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

    Стадийность исторического развития

    Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагали как идеалисты, так и материалисты.

    Примером идеалистической трактовки прогресса может быть концепция трехстадийного развития общества, принадлежащая И. Изелену (1728–1802), по которой человечество в своем развитии проходит последовательно стадии: 1) господства чувств и первобытной простоты; 2) преобладания фантазий над чувствами и смягчения нравов под воздействием разума и воспитания; 3) господства разума над чувствами и фантазией.

    В эпоху Просвещения в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., была разработана материалистическая четырехстадийная концепция прогресса (охотническо-собирательская стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая), основанная на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, систематизировав и как бы подведя итог всем учениям об общественным прогрессе, разработали теорию общественных формаций.

    Теория общественных формаций К. Маркса

    Согласно К. Марксу человечество в своем развитии проходит два глобальных периода: «царство необходимости», то есть подчиненности каким либо внешним силам и «царство свободы». Первый период, в свою очередь, имеет свои ступени восхождения - общественные формации.

    Общественная формация, по К. Марксу, - это ступень развития общества, выделяемая на основе признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности. К Маркс рассматривает три общественные формации: «первичную», архаичную (доэкономическую), «вторичную» (экономическую) и «третичную», коммунистическую (постэкономическую), переход между которыми происходит в виде длительных качественных скачков - социальных революций.

    Общественное бытие и общественное сознание

    Общественное бытие - это практическая жизнь общества. Практика (греч. praktikos - деятельный) - это чувство-предметная, целенаправленная совместная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов сообразно своим потребностям и запросам. Только человек способен практически и преобразовательно относиться к окружающему его природному и социальному миру, создавая необходимые для себя условия жизнедеятельности, изменения окружающего мира, общественных отношений, общества в целом.

    Мера освоения предметов окружающего мира выражается в формах практики, которые носят исторический характер, то есть с развитием общества меняются.

    Формы практики (по средствам жизнедеятельности общества): материальное производство, социальная деятельность, научное экспериментирование, техническая деятельность.

    Совершенствование материального производства, его

    производительных сил и производственных отношений, является условием, основой и движущей силой всего общественного развития. Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить. Тру

    Социальная деятельность представляет из себя совершенствование социальных форм и отношений (классовая борьба, война, революционные изменения, различные процессы управления, обслуживания и т. п.).

    Научное экспериментирование - это проверка на истинность научных знаний до их широкого использования.

    Техническая деятельность составляют сегодня ядро производительных сил общества, в которой живет человек, оказывают существенное влияние на всю общественную жизнь и на самого человека.

    Общественное сознание (по своему содержанию) - это

    совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

    Общественное сознание (по способу формирования и механизму функционирования) не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а также результат объединения, синтез общих идей.

    Общественное сознание (по своей сущности) - это отражение общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

    Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:

    1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

    В гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

    В функциональном плане общественное сознание иногда может развиваться без общественного бытия и общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания.

    2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

    Эти законы были обоснованы К. Марксом.

    Уровни общественного сознания:

    Обыденный уровень составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, не строгая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска.

    Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и естественнонаучных теорий.

    Формы сознания (по предмету отражения): политическая, нравственная, религиозная, научная, правовая, эстетическая, философская.

    Мораль - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью общественного мнения. Нравственность выражает индивидуальных срез морали, то есть её преломление в сознании единичного субъекта.

    Мораль включает в себя моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

    Нравственное (моральное) сознание - это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношении друг к другу, следовательно, оно выполняет роль регулятора поведения людей. В нравственном сознании потребности и интересы социальных субъектов выражается в виде общепризнанных идей и концепций, предписаний и оценок подкреплённых силой массового примера, привычек, общественного мнения, традиций.

    В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, нравственные принципы, категории морали и, конечно же, нравственные нормы.

    Особенности нравственного сознания:

    Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать своё поведение на будущее.

    Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.

    В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

    В-четвертых, существует два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражается реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования.

    Справедливость занимает особое место в нравственном сознании. Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Потому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости на все времена и для всех народов. Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости - степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация относительных и субъективных представлений о добре и зле.

    Древнейший принцип - «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - считается золотым правилом нравственности.

    Совесть - это способность человека к нравственному самоопределению, к самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

    Политическое сознание - это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями:

    Более конкретно выраженными субъектами познания.

    Преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

    Правовое сознание

    Право - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью закона. Правосознание является элементом права (наряду с правовыми отношениями и правовой деятельностью).

    Правосознание есть такая форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе юридических законов, правомерность или неправомерность поступков, прав и обязанностей членов общества.

    Эстетическое сознание - есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

    Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. При этом эстетическое сознание нельзя отождествлять с искусством, так как оно пронизывает все сферы человеческой деятельности, а не только мир художественных ценностей. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую.

    Искусство является видом духовного производства в области эстетического освоения мира.

    Эстетизм - это способность человека видеть прекрасное в искусстве и во всех проявлениях жизни.

    Законы развития общества:

    Всеобщие закономерности - это обусловленность реального общественного процесса диалектическими законами развития объективного мира, то есть законами которым подчинены все без исключения предметы, процессы, явления.

    Под общими законами понимаются законы, которым подчиняется возникновение, становление, функционирование и развитие в целом всех социальных объектов (систем), независимо от уровня их сложности, от их соподчиненности друг к другу, от их иерархичности. В число таких законов входят:

    1. Закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

    2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.

    3. Закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», из «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени.

    4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов.

    5. Законы соотношения общественного бытия (практики людей) и общественного сознания.

    6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции.

    7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности.

    8. Закон неравномерного развития различных обществ.

    Специальные законы. Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития. К таким законам можно отнести закон стоимости, закон революционной ситуации и т. д.

    Частные общественные законы фиксируют некоторые устойчивые связи, проявляющиеся на уровне самых простых социальных подсистем. Как правило, специальные и частные социальные законы более вероятностны, чем всеобщие.

    Следует избегать фаталистического и волюнтаристского понимания законов общественной жизни.

    Фатализм - представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны. Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными.

    Волюнтаризм - это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли. Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу».

    Формы общественного развития:

    формация и цивилизация.

    Общественная формация - это конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, то есть характеризующийся определенной ступенью развития его производительных сил и соответствующим ей типом производственных отношений.

    Цивилизация в широком смысле слова - это возникшая в результате разложения первобытного общества (дикости и варварства) развивающаяся социокультурная система, обладающая следующими признаками: частная собственность и рыночные отношения; сословная или сословно-классовая структура общества; государственность; урбанизация; информатизация; производящее хозяйство.

    Цивилизация имеет три типа:

    Индустриальный тип (западная, буржуазная цивилизация) предполагает преобразование, ломку, трансформацию окружающий природы и социальной среды, интенсивное революционное развитие, смену социальных структур.

    Аграрный тип (восточная, традиционная, циклическая цивилизация) предполагает стремление вжиться в природную и социальную среду, воздействовать на нее как бы изнутри, оставаясь ее частью, экстенсивное развитие, доминирование традиции и преемственности.

    Постиндустриальный тип - общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества.

    Модернизация - это переход аграрной цивилизации к индустриальной.

    Варианты модернизации:

    1. Перенесение всех прогрессивных элементов в полном объеме с учетом местных особенностей (Япония, Индия и т. д.).

    2. Перенос только организационно-технологических элементов при сохранении старых общественных отношений (Китай).

    3. Перенос только технологии при отрицании рынка и буржуазной демократии (Сев. Корея).

    Цивилизация в узком смысле - это устойчивая социокультурная общность людей и стран, сохраняющих свое своеобразие, уникальность на больших отрезках истории.

    Признаками локальной цивилизации являются: один хозяйственный и культурный тип и уровень развития; основные народы цивилизации относятся к одному и тому же или сходным расово антропологическим типам; длительность существования; наличие общих ценностей, черт психологического склада, ментальных установок; сходство или однотипность языка.

    Подходы в интерпретации понятия «цивилизация» в ее узком смысле:

    1. Культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби) рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

    2. Социологический подход (Д. Уилкинс) отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи.

    3. Этнопсихологический подход (Л. Гумилев) связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории и психологии.

    4. Географический детерминизм (Л. Мечников) считал, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

    Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века. Главное внимание он уделяет рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов, а именно - прохождение ими одних и тех же стадий в своем развитии; все это сочетается с той или иной степенью рассмотрения особенностей различных народов и цивилизаций. Выделение общественных стадий (формаций) основывается на определяющей, в конечном счете, роли экономических факторов (развитие и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений). В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба.

    Конкретная интерпретация формаций в лоне этой парадигмы постоянно менялась: марксова концепция трех общественных формаций в советский период была заменена так называемой «пятичленкой» (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая общественно-экономические формации), а сейчас пробивает себе дорогу четырехформационная концепция.

    Цивилизационный подход разрабатывался в XIX–XX столетиях в трудах Н. Данилевского (теория локальных «культурно-исторических типов»), Л. Мечникова, О. Шпенглера (теория локальных культур, переходящих и умирающих в цивилизации), А. Тойнби, Л. Семенниковой. Он рассматривает историю через призму возникновения, развития, перспектив и особенностей различных локальных цивилизаций и их сравнения. Стадийность при этом учитывается, но остается на втором месте.

    Объективной основой этих подходов является существование в историческом процессе трех взаимопроникающих пластов, познание каждого из которых требует применения особой методологии.

    Первый пласт - поверхностный, событийный; требует только правильной фиксации. Второй пласт охватывает многообразие исторического процесса, его особенности в этническом, религиозном, хозяйственном, психологическом и других отношениях. Его исследование производится методами цивилизационного подхода и, в первую очередь сравнительно-историческим. Наконец, третий, глубинно сущностной пласт воплощает в себе единство исторического процесса, его основу и самые общие закономерности развития общества. Он познается лишь средствами разработанной К.Марксом абстрактно-логической формационной методологии. Формационный подход позволяет не только теоретически воспроизвести внутреннюю логику общественного процесса. Но и построить его мысленную модель, обращенную в будущее. Правильное сочетание и корректное использование обозначенных подходов является важным условием военно-исторических исследований.

    Законы общественного развития и теория .
    - 03.01.12 г. -

    Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
    В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
    На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
    Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

    Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
    Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
    Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

    [«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].