Биографии Характеристики Анализ

Какие изменения происходят в обществе. Общественный прогресс

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом телездоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :


1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.


Ответ :


По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (

(Документ)

  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    1.5 . Социальные институты

    Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

    Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

    Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

    Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

    К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия.

    Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

    Появление социального института обусловлено:


    • потребностью общества;

    • наличием средств удовлетворения этой потребности;

    • наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;

    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

    Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества.

    Процесс развития общества сопровождается институционализацией - то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности:


    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    • в производстве продуктов и услуг;

    • в распределении благ;

    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
    Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.
    1.6 . Многовариантность общественного развития.

    Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

    Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

    Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 - 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

    • 1. Социальные изменения как социологическая дефиниция.
    • 2. Социальный процесс и его виды.
    • 3. Социальный прогресс общества и его модернизация.

    Социальные изменения как социологическая дефиниция.

    Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Вес течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

    Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

    Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д.

    Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

    В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организацип, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, н тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а М017Т отдавать «приоритет» какому- либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.

    «Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур-так называемые «изменения равновесия».

    Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий - так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

    Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

    Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

    В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

    Обществознание ЕГЭ, занятие 7

    Занятие 7. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобальные проблемы

    Общество – развивающаяся система

    Социальные изменения – любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

    Социальное развитие – социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

        Общественный прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному (от лат. – движение вперёд).

        • Прогресс – относителен: есть области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести.

          Прогресс – противоречив: достижения в одной сфере могут обернуться проблемами в другой.

          Критерии прогресса:

          • развитие производительных сил;

            развитие науки и техники;

            развитие человеческого разума;

            совершенствование нравственности людей;

            возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

        Общественный регресс – развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции (от лат. – обратное движение).

        Стагнация – застой, временная остановка в развитии.

    Некоторые мыслители говорят о цикличности в развитии общества – теория исторического круговорота. Шпенглер.

    Пути развития общества

    Эволюция (от лат. – «развёртывание) – частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.

        Могут происходить стихийно и организовано.

        • Реформа – какая-либо степень усовершенствования в определённой сфере общественной жизни, не затрагивающая фундаментальных основ общественного строя.

          • Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными.

    Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

    Модернизация – обновление чего-либо; процесс перехода от традиционного общества к современному, индустриальному.

    Многовариантность развития общества

    Классификация типов общества (по разным критериям)

        По способу передачи информации: дописьменные и письменные общества. Сейчас развивается общество экранной культуры.

        По степени дифференциации общества (степень социальной неоднородности): простые и сложные.

        По степени открытости (уровень социальной мобильности): закрытые и открытые.

        По уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые.

        Формационный подход: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое – марксизм.

        По уровню технического и технологического развития общества: традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

    Традиционное (аграрное) общество:

        основной фактор производства – земля;

        основная отрасль производства (по занятости населения) – сельское хозяйство;

        характер производства – ручной труд, индивидуальное производство;

        социальная структура – преобладает сословная, корпоративная структура общества, низкая социальная мобильность;

        воздействие на природу – локальное, неконтролируемое;

        международные связи – несущественные;

        политическая жизнь – в основном, монархическая власть, политические свободы отсутствуют, власть выше закона;

        духовная жизнь – традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, мало образованных людей.

    Индустриальное общество

        основной фактор производства – капитал;

        основная отрасль производства (по занятости населения) – промышленность;

        характер производства – механизация, массовое стандартизированное производство;

        социальная структура – классовое деление (на основе отношения к собственности), упрощение социальной структуры, её подвижность и открытость, идея индивидуальной свободы;

        воздействие на природу – глобальное, неконтролируемое;

        международные связи – тесная взаимосвязь;

        политическая жизнь – провозглашение политических свобод, верховенство закона, демократические преобразования;

        духовная жизнь – научная картина мира, ценности прогресса и личного успеха, массовая культура, всеобщее образование, подготовка специалистов.

    Постиндустриальное (информационное) общество

        основной фактор производства – знания, информация;

        основная отрасль производства (по занятости населения) – сфера услуг;

        характер производства – автоматизация, компьютеризация производства, резкое повышение творческого начала в труде;

        социальная структура – рост численности среднего класса, в основе социальной дифференциации – уровень знаний, профессия, уровень квалификации;

        воздействие на природу – глобальное, контролируемое;

        международные связи – открытость общества, глобализация;

        политическая жизнь – политический плюрализм, развитость гражданского общества, «демократия консенсуса»;

        духовная жизнь – особая роль науки и образования (непрерывное образование), информационная революция, развитие индивидуализированного сознания.

    Подходы к изучению развития общества

    Линейный : развитие общества рассматривается как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней – к высшим. Выделяют общие закономерности в развитии различных обществ.

          Технологический, стадиальный, формационный

    Нелинейный (локально-цивилизационный) – каждая цивилизация уникальна, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации проходят через этапы зарождения, развития, расцвета и угасания.

    Стадиальный подход к объяснению хода исторического развития (Ростоу): основание единства исторического развития мира – уровень научно-технического развития и благосостояния общества.

      традиционное общество – замедленность развития, преобладание аграрного сектора, низкий уровень производительности труда

      «переходное общество» – переход к капиталистическому обществу

      «период сдвига» – промышленные революции, начало индустриализации

      «период зрелости» – заканчивается индустриализация, появляются высокоразвитые страны

      «эра высокого уровня массового потребления» – наиболее передовые современные страны

    Формационный подход

        Предложил Карл Маркс.

        Формация исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

        • Способ производства, экономическая сфера – базис общества; политическая, социальная, духовная сфера – надстройка .

          Базис определяет надстройку, но надстройка может влиять на базис.

        Выделял 5 формаций: первобытнообщинная (первичная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (объединял эти три формации в экономическую), коммунистическая.

        • Первобытнообщинная: основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение.

          Рабовладельческая: частная собственность или частно-государственная собственность, основные производители – рабы – объект собственности, внеэкономическое принуждение к труду.

          Феодальная: частная или частно-государственная собственность, производители – в личной зависимости от землевладельцев, внеэкономическое принуждение к труду.

          Капиталистическая: частная собственность, рыночные отношения, наёмный труд.

          Коммунистическая: общественная собственность на средства производства, высокий уровень развития производительных сил, принцип распределения «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

        Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.

    Локально-цивилизационный подход

        А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилёв и др.

        Цивилизация – устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

        В основе различия цивилизаций – своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

    Глобализация

    Глобализация – процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

    Причины :

        переход от индустриального общества к информационному, развитие высоких технологий;

        децентрализация экономики;

        развитие мировой экономики;

        появление новых коммуникационных технологий.

    Проявления

        деятельность ТНК;

        финансовых рынков;

        экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

        деятельность международных экономических и финансовых организаций;

        открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

    Последствия

        положительные:

        • свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

          снижение издержек производства, увеличение прибыли;

          возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

          сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

          развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

        негативные:

        • нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга);

          стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

          препятствия для развития отечественного производства;

          утрата специфики национальных культур;

          насаждение единого стандарта потребления.

    Глобальные проблемы современности

    Специфика:

        универсальны: общие для всего человечества;

        от их решения зависят судьбы человечества;

        могут быть решены только совместными усилиями;

    Причины:

        в условиях глобализации локальные проблемы приобретают глобальный характер;

        активная преобразующая деятельность людей не сопровождается адекватным ростом экологического сознания общества и человека, ответственности политических структур.

    Группы проблем

        Между общностями людей (интерсоциальные):

        • проблема предотвращения войны;

          проблема «Север-Юг»;

          социальные противоречия внутри отдельных стран.

        Между обществом и природой:

        • загрязнение окружающей среды;

          энергетическая, сырьевая, продовольственная;

          освоение Мирового океана, космоса.

        Между человеком и обществом:

        • демографическая;

          образовательная;

          проблема преодоления отрицательных последствий НТР;

          проблема здоровья человека.

    Направления разрешения проблем:

        формирование нового планетарного сознания;

        изучение причин возникновения и обострения;

        совместные действия по решению проблем.

    Перспективы разрешения:

        экологический пессимизм (концепция нулевого роста);

        технологический оптимизм («общество изобилия»).

    Социальные процессы в современной России

    Социальные процессы социальные явления, которые меняют отношения между людьми или между составными элементами сообщества; социально значимые изменения в обществе; смена состояний общества или его систем.

        изменение характера социальной стратификации

        сложился довольно многочисленный предпринимательский слой

        появление новых престижных видов деятельности

        социальная поляризация

        быстрый рост социально-территориальных различий

        маргинализация общества

        формирование среднего класса

    Решение заданий

    Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Найдите в приведённом списке характерные признаки искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) установление границ свободы личности

    2) выстраивание системы доказательств

    3) форма познания мира

    4) образное отражение действительности

    5) эмоциональное воздействие

    6) логическая стройность

    Выберите признаки, которые отражают специфику нравственной регуляции поведения.

    1) имеют конкретный характер

    2) основаны на представлении на должном

    3) регулируют наиболее значимые сферы общественной жизни

    4) имеют обобщённый характер

    5) существуют специальные органы, контролирующие их выполнение

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, могут быть использованы для характеристики понятия «общественный регресс».

    1) движение; 2) изменение; 3) переход от менее совершенного к более совершенному; 4) успешность развития; 5) упадок; 6) деградация.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Устная информация преобладает над письменной.

    2) Происходит быстрый рост городского населения.

    3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

    4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

    5) Широко распространяются научные знания.

    6) Интенсивно развивается инфраструктура.

    В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

    2) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

    3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

    4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

    5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

    6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

    Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Потренируйтесь в решении заданий части 2

    Задания 21–24

    Прочитайте текст и выполните задания.

    Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

    Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

    Развитие общества как системы вовсе не означает, что все её подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

    При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

    Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

    (Г.И. Эрзин)

    21. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите своё мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

    22. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

    Задание 27

    В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

    Задание 29

    Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    «Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара».

    Социальные изменения как социологическая дифиниция. – Инновация. – Социальный процесс и его основные виды. – Социальные движения. – Социальный прогресс. – Концепции социальной модернизации.

    Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. – начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

    Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные – изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные – изменения в культуре общества.

    Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т. д.

    Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

    В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.


    «Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур – так называемые «изменения равновесия».

    Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий – так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

    Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

    Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

    В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

    Социальные изменения, происходящие через механизм внедрения инноваций в ту или иную социальную систему, предполагают обязательность процесса - возможно краткого или протяженного во времени.

    Социальный процесс - это однонаправленные действия людей, приводящие к смене состояния элементов в социальной системе. Без процессов, приводящих к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может.

    Из всего многообразия социальных процессов социология выделила основные: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация. Кооперацию как совокупность совместных действий и взаимодействий знают все общества и во все исторические периоды. Кооперация с латинского языка означает «вместе работать». В основе кооперации находится осознанное стремление людей добиться наибольшего эффекта от совместной деятельности. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться, т.е. вступать в совместные действия с другими людьми, в конечном итоге будет не успешна в жизни.

    Кооперация как социальный процесс - это не только совместный производительный труд. Кооперация выступает в виде многих людей, работающих в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и т. д. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей.

    Кооперация предполагает одновременное наличие рядом с ней такого проявления социального процесса, как конкуренция. Под конкуренцией понимается стремление достигнуть вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Это могут быть деньги, власть, статус, любовь и т. д. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия и в условиях дефицита товаров, услуг, должностей, свобод и т.д. Конкуренция может проявляться на личностном уровне или носить обезличенный характер. Например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников.

    Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция пронизывает все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства и продолжаются фактически всю жизнь.

    Значение конкуренции в жизни общества, в осуществлении в нем социальных процессов заключается в том, что она стимулирует элементы общества, индивидов к достижению победы через созидание. Вместе с тем конкуренция - не панацея от всех бед и не единственный (тем более не универсальный) вид социального процесса, приводящего к социальным изменениям. Люди как участники конкурентной борьбы и ее инициаторы при определенных обстоятельствах могут стремиться к ослаблению конкуренции. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности, безопасности, люди начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции, некоторые отрасли экономики требуют защиты их интересов со стороны государства, и эти преференции не всегда оправданны. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть.

    Помимо этого конкуренция при известных обстоятельствах может превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей теме). Согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию: конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

    Приспособление (адаптация) - это принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей, образцов, стандартов новой среды. Приспособление начинается тогда, когда нормы и ценности, усвоенные в прежней среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре, школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными, приобретать форму подчинения, компромисса, терпимости.

    Ассимиляция - это социальный процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

    Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовывать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, то в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

    Ассимиляция и амальгамизация – это объективно обусловленные процессы, в конечном итоге имеющие несомненные позитивные социальные изменения. Эти процессы происходили и будут происходить, так как общество постоянно производит социальные границы, барьеры между вновь возникающими общностями.

    Отмеченные выше основные виды социальных процессов - это результат усилий отдельных индивидов или групп индивидов, организовавшихся в ту или иную общность, организацию: при определенных обстоятельствах эти усилия приобретают массовый характер, объединяя коллективными действиями, разделяемыми ценностями, идеями индивидов, принадлежащих к различным стратам. Такую форму социального процесса принято определять как социальное движение.

    Социальное движение - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе, в социальной группе. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, экономические, молодежные, феминистские, политические, революционные и др. Социальные движения менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своих образцах поведения, обычно сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими институтами и организациями. Но в процессе своего развития социальные движения могут достигать такого уровня организации, формализации, что превращаются в одну или несколько социально-политических организаций.

    Социальные движения - важный объект изучения политологией. Однако социологический анализ существенно отличается от политологического. Изучение природы социальных движений позволило глубже понять их внутреннее содержание, их сущность. Исходя из этого, социология выделяет так называемые экспрессивные движения. Природа их возникновения следующая. Когда некая группа людей ощущает себя некомфортно в рамках определенной социальной системы, признает ее несовершенство для себя, но не стремится ее изменить, а находит для себя выход через различные экспрессивные, эмоционально яркие действия, в чем и проявляется участие индивидов в этом виде социального движения. Такими действиями могут быть ритуальные танцы (древний мир), мистерии (средневековье), молодежные субкультуры (новейшее время).

    Экспрессивные социальные движения позволяют тем, кто ощущает антагонизм к окружающей их действительности и включается в эти движения, получить некое облегчение через эмоциональную разрядку, делают их жизнь терпимой.

    Часто экспрессивные движения обращаются к славному прошлому и подвигам предков. Эти движения возрождают ушедшие ритуалы, символику и находят эмоциональное удовлетворение в ношении старой военной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к революциям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население. Этому способствует также стремление большинства людей идеализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений может сделать их промежуточным звеном между неполитическими и активными политическими движениями.

    Одна из форм социальных движений – так называемая утопическая. Утопические (т.е. придуманные, нафантазированные) идеи, теории, разрабатывающие некие совершенные модели построения общества, существовали во все века истории человечества и служили основой как для локальных (экспериментальных), так и для массовых социальных движений утопического типа.

    Эти совершенные утопические общества пытались описать многие выдающиеся писатели и мыслители. Особенно много попыток теоретически обосновать совершенное человеческое общество предпринималось в XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны. Первоначально авторы или (и) реализаторы утопических идей, практически всегда обладавшие значительной внутренней энергией, активностью, воплощали свою модель утопии в границах небольших общин, кружков: например, общин первых христиан, религиозные секты Востока, коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье и др. Однако все они в сравнительно краткое время распадались или перерождались, как только сталкивались с внешним миром или когда количество членов коммуны и т. п. идеальных сообществ превышало пределы физического контроля за ними их харизматического лидера.

    Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэтому они могут забываться после распада движения и спустя некоторое время вновь возрождаться в других движениях. Это связано с тем, что люди никогда не перестанут представлять себе (без достаточных на то оснований) наиболее совершенные модели общества.

    Утопические социальные движения ценны для социальных изменений своими идеями, которые будируют научную мысль и активизируют действия властей, направленные на гармонизацию общественных отношений. Попытки конкретного воплощения утопических идей встречают сопротивление со стороны законопослушных членов общества, которых страшат новые культурные образцы поведения, смена ролей и т.п.

    Движения реформ как социальные движения социология рассматривает как попытку изменить отдельные стороны общественной жизни и структуры общества без полной его трансформации (или это не ставится как цель, а является следствием реформ). Реформы называются социальными , если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне или образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменения правил пользования международным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

    Чтобы индивиды объединились для борьбы за реформы, необходимы два условия: участники таких движений должны позитивно относиться к порядку в данном обществе, сосредоточив внимание только на отдельных негативных сторонах общественного устройства, а также иметь возможность для высказывания своего мнения и активных действий в поддержку какой-либо реформы. В связи с этим можно сказать, что движения реформ в законченном виде возникают лишь в демократических обществах, когда люди имеют значительную свободу и могут критиковать существующие социальные институты и изменять их по желанию большинства. Многочисленные типы движений реформ, такие, например, как аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), феминистские (движения за равноправие женщин), запрещающие (порнографию, строительство атомных электростанций и т.д.), не могут развиваться в условиях тоталитарных режимов, при которых попытка любых социальных изменений расценивается как угроза существующей системе власти.

    Одна из форм социальных движений - это революция. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революция носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другой.

    Революции следует отличать от государственных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, стоящими у руля правления и оставляющими институты и систему власти в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, например, как технологическая революция. Но в этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением данного термина. Так, например, самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция , которая представляла собой качественное изменение в сфере производства – переход, скачок от собирательства к земледелию. Неолитическая революция началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, а в других - 8 тыс. лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческие цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и др.

    Промышленная революция XVIII – XIX вв. привела европейские государства, США и ряд других государств к господству промышленности в сфере производительных сил и коренным образом изменила социальную структуру общества, но это произошло не скачкообразно, а путем реформ. Не технологическая, а социальная революция меняет основы социальной системы, причем разрушает существующий социальный порядок и устанавливает новый, существенно отличающийся от прежнего, в кратчайшие сроки.

    Но является ли социальная революция обязательной или необходимой частью социальных изменений? Большая часть социологов полагает, что нет. Само наличие других, альтернативных революции вариантов социальных движений свидетельствует об этом. Ряд исследователей выделили то основное, что приводит к революционным движениям с их неизбежными негативными социальными последствиями для людей. В частности, это накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет; неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их; появление побуждения к активным действиям, восстанию социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение; революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки; период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью погасить взрыв страстей в народе; выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию и др.

    Исторический опыт показывает, что демократия, вопреки бытующему мнению, не служит питательной средой для революционных движений. Это объясняется тем, что демократия является основой социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию. Революционные движения процветают там, где реформы блокируются в такой степени, что единственным способом устранения недостатков социальной системы служит революционное движение. Не случайно они не получили распространения в таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейцария, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где правительство лишь считается демократическим и его деятельность неэффективна при проведении социальных реформ. В этих условиях даже некоторые реформаторы становятся революционерами.

    Существует множество научных теорий, которые содержат разные, в том числе и противоположные, оценки отмеченным выше социальным движениям и которые лежат в основе социальных процессов, приводящих, в свою очередь к социальным изменениям. Полагаем, будет правильным признать обоснованными наиболее значимые теории, объясняющие природу, содержание, этапы развития основных социальных движений. Все они возможны и даже необходимы, если общество не находит других путей для своего обновления через социокультурные изменения. На субъективном уровне можно отдавать предпочтение тому или иному социальному движению - например, революции. Однако в реальной жизни специальный процесс пойдет по тому пути, который определит господствующее в конкретном обществе социальное движение.

    Итогом любых социальных изменений в конечном счете является социальный прогресс общества. Социология под социальным прогрессом понимает направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким, от одних стандартов качества жизни к другим, воспринимаемым как более совершенные. Социологи по - разному видят социальный прогресс. Как в смысле содержания этого понятия, так и в смысле - и это главное - путей его развития. Так, О. Конт видел его прежде всего в росте уровня знаний, а Г. Спенсер - в росте социальной неоднородности. Марксизм рассматривает социальный прогресс как закономерный переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, все более освобождающей личность от зависимости действия стихийных сил природы и общества.

    В современной социологии и политологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от аграрного, доиндустриального общества к индустриальному и от него к постиндустриальному. Сложным является вопрос о его критериях и соотношении объективного и субъективного в них, который по-разному решается многими исследователями. Часть ученых вообще отрицала социальный прогресс (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), рассматривая историческое развитие не как однолинейное и однонаправленное (поступательное), а как многолинейное, не зависимое друг от друга, параллельное движение особых «культурно-исторических типов» обществ. Некоторые изображали историю как цикличное движение по кругу, как хаотическое или флуктуационное, маятниковое движение.

    Очевидно, социальный прогресс отражает общую линию развития общества, которая не исключает возможность временных и частичных исторических поворотов, изломов и зигзагов, застоев, тупиковых ситуаций и даже попятных движений, гибели отдельных цивилизаций и т. д. Только традиционный, плоский эволюционизм мог представлять ход истории гладкой, ровной, непрерывно восходящей линией развития.

    Социальный прогресс - это обобщенное понятие, которое включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.

    В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Его называют процессом, противоположным прогрессу. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс - локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.

    Реальную угрозу социальному прогрессу сегодня составляют опасность мировой термоядерной войны, нерешенность и обострение других глобальных проблем современности. Их решение возможно только в рамках активно формирующейся мировой системы. Она является продуктом развития отдельных территорий и государств, которые, сохраняя свой суверенитет, становятся на базе технического прогресса и глобализации своих экономик, все более зависимыми друг от друга. Вместе с тем, сохраняющаяся огромная разница между государствами и обществами по уровню своего экономического и социального развития ставит перед теми, кто находится на периферии мировой системы, а также теми, кто находится позади лидеров, но хочет достигнуть их уровня, проблему ускорения своего движения по восходящей линии. Концепция социального прогресса позволила определить механизм этого движения через модернизацию . Под ней понимается переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществам, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов, экономического бизнеса, стандартов жизни людей и т. д.

    Концепция социального прогресса на базе всеобъемлющей модернизации опирается на суждение о том, что все общества в конечном итоге вовлечены в единый, универсальный процесс восхождения человеческого общества к бесконечным вершинам цивилизации, к единой системе общечеловеческих ценностей. Социальный прогресс через модернизацию показывает, каким образом общества, находящиеся в статусе аутсайдеров, могут в значительно более короткие сроки его изменить.

    Многие общества, отвечая на вызовы более развитых стран, пошли по пути так называемой неорганической модернизации, т. е. проходящей не как естественный процесс реформирования, а как организованного, спланированного и руководимого определенными социальными движениями. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая - «сверху».

    Обычно принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. И это создает определенные сложности для модернизации процессов. Россия неоднократно пыталась преодолеть свое историческое отставание, догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. ХХ в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.

    Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, привлечения инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии - в XIX и ХХ вв. Последней потребовалось 20 послевоенных лет на то, чтобы догнать и во многом перегнать США. За короткий период неорганическая модернизация в Японии сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь служит образцом для подражания.

    Современная Россия, обладающая огромным природным, людским, интеллектуальным, культурным потенциалом, должна занять соответствующее ей место в мировой экономико-политической системе путем проведения модернизации всех сторон жизни общества в короткие сроки и с наименьшими издержками для граждан своей страны.

    Вопросы для самоконтроля знания