Биографии Характеристики Анализ

Типология обществ традиционное и индустриальное общество. Типология общества

В научной литературе существуют различные подходы к типоло-гизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие - на первобытные и современные, третьи - на варварские и цивилизованные и т. д.

Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К. Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный - на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий - на подневольном труде рабов и т. д.

Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М. Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика.

В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.

2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: до-индустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.

Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства - земледелие и скотоводство (на ранних стадиях - собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населении живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности.

Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.

Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования.

В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры - города-гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве (рабочих, техников, инженеров и т. д.).

Постиндустриальная цивилизация - новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи - информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.

Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л. Морганом, Ф. Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.

Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

1) общества охотников и собирателей;

2) садоводческие;

3) аграрные;

4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:

1) допромышленные (сельская община);

2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.

Существует деление общества по политическим признакам:

1) демократические (гражданское общество);

2) тоталитарное (государство подавляет личность);

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).

Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.

Существуют различные типологии обществ, имеющие разные основания для классификации: от формы собственности у К. Маркса до типа культурных ценностей в концепции П. Сорокина.

Взяв за основу периодизации концепцию индустриального общества французского социолога Р.

Арона (1966), отечественные ученые А. И. Кравченко и В. Ф. Анурин предложили восемь основных параметров, сравнение по которым позволяет достаточно корректно выделить четыре типа обществ, различающихся по уровню своего развития.

Этими параметрами являются:

1) характер общественного устройства;

2) характер участия членов общества в его управлении;

3) господствующий характер экономических отношений;

4) общий характер организационно-технологического уровня;

5) структура занятости;

6) характер поселений;

7) уровень и масштабы образования;

8) характер и уровень развития научных знаний.

По данной типологии исторически первым является примитивное общество, которое характеризуется по названным параметрам следующим образом:

1) родоплеменное общественное устройство;

2) большая часть членов общества принимает участие в неупорядоченном, хаотичном управлении;

3) экономическая основа – натуральное хозяйство и общинная собственность на средства производства;

4) примитивные орудия труда (промысла);

5) элементарное половозрастное разделение труда;

6) небольшие временные поселения;

7) систематизации накопленных знаний не происходит, а их передача осуществляется в индивидуальном порядке.

Традиционное общество:

1) слабо централизованное государство с постепенными тенденциями к абсолютизму;

2) абсолютное большинство членов общества не участвуют в управлении;

3) в основе экономики – частная собственность на средства производства;

4) нарастание разнообразия орудий труда с использованием сил человека и тягловых животных,

основная организационно-хозяйственная единица – семья;

5) абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе, развитие ремесел и сервиса, углубление разделения труда;

6) большинство населения – сельские жители, города – центры политической и культурной жизни;

7) образование – удел тонкого слоя элиты;

8) наука слабо связана с производством.

Индустриальное общество:

1) основа общественного устройства – национальное государство с четкими территориальными границами;

2) всеобщее избирательное право и институционализация массовых политических партий;

3) основа экономики – частная собственность на капитал, отчетливо выраженные рыночные отношения;

4) господство машинного производства, рост концентрации производства;

5) падение доли работников сельского хозяйства, рост промышленного пролетариата;

6) урбанизация общества;

7) рост массовой грамотности;

8) нарастающие темпы приложения научных знаний в производстве и рационализация социальной жизни.

Развитие информационных технологий приводит к постепенному формированию постиндустриального общества, которое будет обладать, предположительно, следующими характеристиками:

1) размывание границ национальных государств, рост влияния наднациональных сообществ и организаций;

2) противоречивые тенденции не позволяют определить основной вектор развития;

3) превращение информации в основной товар и средство обмена, возрастание роли обладания информацией;

4) автоматизация и компьютеризация производственных процессов;

5) перераспределение доли работников по секторам: снижение индустриального и рост информационного и сервисного секторов;

6) развитие тенденции к субурбанизации;

7) проблема функциональной неграмотности;

8) наука является непосредственной производительной силой.

Еще по теме 36. Современная типология обществ:

  1. 6.1. Основные подходы к типологии национальных культур в современной науке
  2. Артемов В. и др.. Кризис стратегии современного антикоммунизма /Под общ. ред. В. Загладина и др.; Ин-т обществ, наук при ЦК КПСС; Акад. обществ, наук при ЦК СЕПГ.-- М.: Политиздат.- 319 с., 1984

Позволяет диагностировать уровень и зрелость как социума, так и государства. В российской истории можно выделить тоталитарный тип общества ((1923-1953 гг.), авторитарный (1953-1985, 2000-2008), преддемократический (переходный) (1985-1999 гг., 2008-?). Да, сегодня Россия снова стоит на перекрестке и ей предстоит сделать сложный выбор дальнейшего пути.

Тоталитарное общество характеризуется тем, что оно находится под абсолютным контролем государственной власти и государственного аппарата. Авторитарное общество : под полным контролем находится только политическая система (запрет на смену власти). Демократический тип социума : общество контролирует государственный аппарат и представителей власти. Гражданский тип общества – свободная ассоциация граждан, использующих органы государственного управления лишь в тех случаях, когда без них невозможно обойтись и в строго ограниченных пределах. Гражданский тип общества находится в процессе зарождения в странах Скандинавии, США и др.

Политическая модернизация – это движение от тоталитарных, авторитарных обществ к демократическим и гражданским. С точки зрения политического критерия (политический режим), в 30-е – 40-е гг. 20 в. в СССР наблюдался регресс, в 1953-1964 гг. – политический прогресс, который замедлился в годы так называемого "застоя" (1964-1985). Поступательное политическое развитие фиксируется в 1985-1991 гг. Противоречивый политический прогресс наблюдался в 1992-1999 гг.

Характерная черта тоталитарного режима в том, что он убивает естественные человеческие чувства, свободу их проявления, способность к человеческим отношениям и коммуникации. В 1946 году впервые после войны на публике в Колонном зале Дома Союзов появилась Анна Ахматова. И люди встретили ее аплодисментами. Когда об этом доложили Сталину, он спросил: "Кто организовал аплодисменты?". При тоталитарном режиме разрешено только то, что приказано, поэтому винтикам данного строя и в голову не приходит, что аплодисменты могут быть искренними, в порыве чувств.

А как оценить тот факт, что в РФ машине со спецсигналами дается право отступления от правил дорожного движения? Это наследие архаичных, крепостнических порядков, основанных на кастовом и сословном неравенстве. Поэтому мало обеспечить соблюдение закона госструктурами, нужно и законодательство сделать современным, освободить его от остатков средневековья.

Короли – также пережитки феодализма, но в развитых странах это не более чем символы. Король Швеции подвергается штрафу за неправильную парковку, а английская королева не может проехать на автомобиле по полосе, предназначенной для такси и городского транспорта. Закон в Швеции уравнивает в правах чиновников и граждан. Наше законодательство позволяет российской элите вести себя по образцу сословных или тоталитарных обществ.

Политическая эволюция постиндустриального общества, по О. Тоффлеру, включает следующие элементы:

  • принцип меньшинства ("конфигуративное общество" - тысячи меньшинств);
  • полупрямая демократия, отказ от представительной, парламентской демократии – граждане сами выбирают варианты политических решений;
  • децентрализация управления – делегирование части полномочий местным властям и международным, наднациональным организациям.)

Все это может стать реальностью по мере распространения компьютерных сетей.

Многопартийность, свобода действий гражданских, общественных организаций и учет их мнения при выработке решений, подключение рядовых граждан к участию в политике через сеть Интернет – таковы некоторые признаки политической модернизации. Кстати, президент РФ Д. Медведев, открыв в интернете собственный блог , по сути, предложил активным гражданам подключиться к технологии полупрямой демократии. Аналогично поступил и новый президент Башкирии Р. З. Хамитов.

Духовно-культурная типология общества

Духовно-культурная типология обществ , в отличие от технологических и политических, делает упор на национальном своеобразии. Она представлена концепциями Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, А. Тойнби и других социологов. Кратко изложил их суть: различные общества развиваются по специфическим закономерностям, а у каждой локальной культуры – своя историческая судьба. Разновидностями культурных типологий выступают маятниковые, циклические концепции развития общества, а также интегральные информационные типы в соционике.

Маятниковые, циклические концепции подтверждаются периодами экономического подъема и спада, роста и затухания отдельных обществ (Н. Кондратьев, Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби). В новейшей отечественной истории цикл прогрессивных реформ 80-х – 90-х гг. 20 в. сменился противоположным стремлением к возврату прошлого, традиционным и даже архаичным ценностям в 2000-2008 гг. Экономический кризис дал толчок циклу новых реформ, направленных на освоение новых технологий. По закону циклической сменяемости, маятник должен качнуться от регресса к полюсу прогресса, от застойной статики к позитивной динамике.

В русле плюралистического подхода находится идея М. Салинса и Е. Сервиса о двух концепциях эволюции: линейной, однонаправленной и многолинейной, разнонаправленной. Представление , согласно которому история человечества целенаправленно стремится к некой финальной точке, оказывается неприемлемым. По их мнению, линейная концепция развития обрекает общество на гибель.

Пока не нашла подтверждения идея о синхронности развития всех критериев социальных изменений, а также гипотеза , согласно которой каждое отдельное общество должно подстраиваться к общему историческому процессу (Sahlins M., Service E. – 1960).

Важность духовно-культурной типологии доказывается опытом развития многих стран. Так, финансово-экономический базис не изменил арабские страны. Огромные доходы от продажи нефти внешне преобразили многие арабские страны. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты совершили скачок из отсталого Средневековья в технологии начала 21 века. Однако овладение западной технологией не отменило традиционные ценности. Более того, привнесение новых евро-американских технологий вызвало жесткий отпор у части ортодоксальных приверженцев исламского образа жизни. Результатом столкновения этих жизненных ценностей стала серия террористических операций в России, финансируемая из Саудовской Аравии и акт 11 сентября в Нью-Йорке. Участники захвата самолетов были выходцами из Саудовской Аравии, имели высокий уровень образования и материальной обеспеченности. Мотивация их действий – чисто идеологическая.

Социальная типология общества

Социальная типология общества строится на допущении о том, что любое общество состоит из социальных общностей и групп. Тип, ядро или каркас общества определяет доминирующие, господствующие группы.

Кастовое общество представлено замкнутыми, закрытыми группами. Известно кастовое общество в Индии. В некоторых северных штатах современной Индии распространен феномен "убийств чести". Деревенские кастовые советы выступают в роли полиции нравов, предостерегая мужчин и женщин от вступления в брак вне собственной касты или деревни. Это считается преступлением против религии. Случаи убийств за честь семьи или преследований описываются в индийских СМИ довольно часто. В июне 2010 г. полиция арестовала троих подозреваемых в убийстве в Нью-Дели мужчины и женщины из разных каст, а также за убийство женщины, сбежавшей с мужчиной из другой касты. Двое из подозреваемых обвиняются в убийстве собственных сестер. В конце апреля полиция арестовала мать девушки по подозрению в убийстве. Семья Нирупамы Патхак принадлежит к высшей индийской касте (браминам). Когда 22-летняя девушка объявила, что она тайно помолвлена с молодым человеком из более низкой касты, родственники стали давить на нее, обвиняя ее в оскорблении религии.

На этом примере видно, что в бурно развивающейся Индии, даже имеющей элементы постиндустриального общества, сохранились моральные установки времен глубокой древности. В реальности кастовые перегородки рушатся, поскольку у современной молодежи появились возможности для общения с людьми разного социального происхождения. Древние традиции и архаичное сознание вступают в конфликт с современными технологиями и новым социальным бытием.

В России формально нет каст, но есть кастовоподобные группы, и соответствующие пережитки. Например, в Чечне за последние 20 лет зафиксированы множество случаев работорговли и содержания людей в рабстве. В прессе была информация о подпольном кирпичном заводе в Дагестане, куда российские офицеры продавали военнослужащих. А сохраняющийся обычай кровной мести – одна из причин массового насилия и убийств, царящего в некоторых северокавказских республиках. В российских СМИ была информация о цыгане, который убил бросившую его девушку. Причем убийство было совершено под давлением клана родственников. Осужденный на 8 лет преступник не понимал, в чем его вина, ведь он "защищал" свою честь и честь своего рода.

Корни данных преступлений кроются не в отдельных "плохих" нациях, а в низком уровне социально-экономического, духовного и образовательного уровня на отдельных территориях. Социальная жизнь там проходит в больших, многопоколенных семьях в условиях нищеты, бедности, и давления диких обычаев. Пока будет сохраняться квазикастовый и квазирабовладельческий строй общественной жизни, мы будем сталкиваться с подобными преступлениями. Задача государства и общества – поднять данные участки российского социума до уровня современной цивилизации. Судебные репрессии и военное насилие эту проблему не решают. В первую очередь , нужно улучшить социальные условия жизни, ибо не национальный фактор доминирует сегодня, а именно социально-экономический.

Итак, кастовоподобный тип общества – это реальность не только Индии, но и России. В целом кастовое общество соответствует архаичному или традиционному типам, ибо разделение между людьми происходит по этническим и религиозным признакам.

В Китае под видом наркологических центров скрываются исправительные колонии. Заключенных посылают работать на заводах и фермах, плохо кормят и отказывают им в медицинской помощи. Это не что иное как черты рабовладельческой цивилизации.

Простых китайцев раздражает ложь властей, коррупция, информационные запреты, в частности, невозможность свободно пользоваться Интернетом. Помимо Китая, ограничивают своих граждан в праве на информацию Иран, Египет, Саудовская Аравия, Вьетнам, Тунис, Узбекистан. А в Зимбабве журналистская деятельность уголовно наказуема.

Остатки архаичного, патриархального, монархического строя можно обозначить термином "традиционализм", который Ю. Афанасьев определяет как самовоспроизводство на основе сохранения низменности. Если власть вместе с большей частью населения России присоединяется к традиционалистскому полюсу, то образуется мощная реакционная сила. По мысли Ю. Афанасьева, Россия как традиционный тип цивилизации умирает. А продолжение – за обновленным обществом, сменившем вектор развития.

Надо отметить, что кастовая стратификация поддерживается религиозными ритуалами. По Конституции РФ – светское государство. На практике в некоторых регионах фактически узаконено религиозное насилие. Ставка на религию стала одной из причин двух чеченских войн. Сегодня более эффективны технологии, которые развивают внерелигиозную духовность и интеллект .

В сословном типе общества доминируют такие сословия как дворяне, священники. Сословное неравенство строится на основе политического неравноправия. У сословий разный уровень доступа к политической власти и разные политические права .

Сословноподобные группы в РФ существуют в форме хорошо известных кланов. Если раньше речь шла в основном о родственных, земляческих кланах, то за последние десятилетия сформировались политические кланы, которые объединяют людей разных наций и территорий в политически правящем классе (политическая элита).

Сословные пережитки, остатки дворянско-монархических традиций гораздо более широко распространены в РФ, нежели кастовые. Религиозное разделение российских граждан – главный признак функционирования сословного типа общества. Сословное общество соответствует патриархальному (традиционному) или переходному типам. Главное препятствие для преодоления архаичных остатков средневековья – неравноправие в политической жизни.

Классовый тип общества соответствует индустриальному уровню развития. Классовое общество несовместимо с политическим неравноправием. Сословное общество в борьбе с классовым не сдается, что проявляется в неравенстве граждан перед законом. Кроме того, классы различаются уровнем доступа к собственности и доходов. Низкий статус экономически активных групп (предприниматели, малый бизнес), подчиненное по отношению к политической власти положение крупного бизнеса, отсутствие экономической свободы и справедливой конкуренции – все это говорит о незрелости классового типа общества в РФ. А доминирование политической власти над экономической системой и практика вмешательства государства в экономику характерны для предыдущей ступени развития общества – сословной.

В современной России собственность, богатство, доступ к духовным и информационным благам определяется принадлежностью к властным элитным группировкам. В 90-х гг. 20 в. был короткий период, когда крупный бизнес оказывал влияние на власть, но шаткое равновесие бизнеса и власти завершилось в 2000-х гг.

В то же время в России складывается и массовый тип общества. Массовая социальная мобильность, массовая коммуникация и массовая культура стирают социальные перегородки между людьми таким образом, что сходные, общие черты доминируют над отличиями. В свое время социолог Б.Грушин определял массы как ситуативно возникающие социальные общности. Однако массы могут быть и устойчивыми, постоянно функционирующими.

В целом, массовое общество несет на себе признаки глобализации как на региональном, так и на мировом уровне. Расплывчатость понятия "массовое общество" связано, очевидно, с тем, что оно соответствует информационному типу цивилизации, контуры которой не вполне ясны.

В процессе трансформации классового типа общества в массовый, или, по другой терминологии, индустриального общества в постиндустриальное, будет возрастать роль информационного и интеллектуального факторов развития. Обладание информацией все в большей мере будет определять размеры собственности, и объем доходов, доступ к политической власти и к духовным ресурсам.

Системный подход к обществу предполагает комплексный учет всех типологий – экономической, политической, духовной, социальной и информационной (соционической). Многомерный, комплексный подход позволяет выявить слабые звенья в механизме российского социума – в первую очередь , это политика и духовная сфера. Их отставание связано с тем, что они в меньшей степени прямо зависят от прогресса технологий, научных открытий, и в значительной мере стали заложниками субъективизма, вековых стереотипов и мифов, идеологической конъюнктуры. В той мере, в какой научные достижения, в том числе социология и соционика, инновационные технологии будут проникать в сферу политики, идеологии и культуры, эти сферы также могут стать пространством для прогрессивного развития.

Сложность решения данной проблемы в том, что политика и религиозная идеология занимают в современном российском социуме высшие позиции в иерархии подсистем и институтов. А парадокс в том, что слабые, архаичные звенья обладают наивысшим индексом власти и силы. Отсюда и трудности модернизации, и опасности провала России в "третий мир" и оттеснения ее на периферию мировой системы.

Итак, перспективы модернизационного развития России связаны с постиндустриальной экономикой, демократическим обществом, ростом массовых (общечеловеческих, межсоциальных) общностей и социального интеллекта. Знание типологии и эволюции общества – это тот маяк, который поможет выработать стратегию развития нашей страны.

Типологии обществ

Экономическая типология (К.Маркс, Ф.Энгельс) Экономическая типология (А.Сен-Симон, Д.Белл) Политическая типология общества Социальная типология Плюралистические типологии (Духовно-культурная, соционическая)
Первобытное общество Архаичное (примитивное) Кастовое
Рабовладельческое Аграрное Тоталитарное Кастовое
Феодальное Аграрное (традиционное) Тоталитарное Сословное
Капиталистическое Индустриальное Авторитарное Классовое
Посткапиталистичес-кое Постиндустриальное Демократическое Массовое общество

Как видно из авторской схемы (таблицы) соответствия разных типологий, каждому типу общества свойственны вполне определенные личностные, экономические, политические, социальные, духовные, информационные характеристики. Согласно обнаруженной закономерности соответствия разных сфер жизни (политика, экономика, культура, личность , социум, наука), отставание хотя бы одного элемента (сферы, подсистемы) тормозит прогрессивное развитие общества. Так, остатки кастовых, сословных и раннеклассовых обществ, авторитарные и тоталитарные методы управления – такова социально-экономическая и политическая база торможения системной модернизации России.

Исходя из теории уровней, правомерно сделать вывод , что базовыми, с точки зрения методологии, являются интеллектуальные концепции общества. Поэтому на первый план выходит информационная структура общества, соционическая характеристика общества. Практический (материальный) фундамент общества определяется экономическими и социальными типологиями. Низший уровень – политический тип общества, который является концентрированным выражением информационного, интеллектуального, экономического и социальных типологических характеристик. В этом смысле политика – надстроечное образование. Но в низкоразвитых социальных системах не информационно-экономический базис определяет надстройку, а властная и идеологическая надстройка активно формирует (или деформирует) свой базис .

Проведенный анализ показал, что типология общества может быть только комплексной междисциплинарной, но сквозной, интеграционный подход – социологический.

Глобальная революция приводит к схожим изменениям во всех странах и во всех социальных институтах – в этом проявляется конвергенция и тенденция движения к интегративному обществу. Типологические и национально-культурные черты определяют специфические нюансы, детали и своеобразие социальной динамики.

Развитие общества, как показали Г. Спенсер, П. Сорокин, имеет нелинейный характер (боковые ветви под воздействием бифуркации, флуктуаций).

Г. Морган, Б. Поршнев сформулировали закон ускорения истории (характер экспоненты). Если Россия не войдет в группу модернизирующихся государств, ей грозит провальное отставание от передовых держав.

Трансформация общества возможна только как системный процесс. Выявлено, что в РФ необходимо в первую очередь осовременить политику и культуру. Однако это не означает отказа от комплексного подхода. Нам нужно войти в соответствие с мировой тенденцией – снижение роли государства.

Любое общество имеет элементы, примеси других типов и формаций. Однако в России " индекс смешанности" выше, чем в группе лидирующих стран. Очистить российский социум от архаичных примесей – это задача, без решения которой не удастся запустить сам двигатель модернизации.

Краткие итоги

  1. Диагностика социальных и иных типов обществ способствует объяснению закономерностей социального развития, эволюции общества и тем самым становится общим ориентиром в определении перспектив развития современной России.
  2. Типология – это метод научного познания, основанный на группировке социальных объектов (обществ) по их существенным признакам.
  3. Универсальный подход к типологии общества учитывает уровень развития общества.
  4. Типологический (качественный) подход основан на учете культурного и иного своеобразия разных обществ.
  5. Существуют экономическая, политическая, социальная, духовно-культурная, информационная типологии обществ.
  6. Авторами экономической типологии являются К.Маркс, Ф.Энгельс (по доминирующему способу производства) и А.Сен-Симон, Д.Белл (по господствующей отрасли хозяйства).
  7. К.Маркс выделил пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
  8. В рамках типологии Сен-Симона – Белла общества называются традиционными, индустриальными, постиндустриальными, архаичными. аграрными, информационными.
  9. В зависимости от типа политического режима общества классифицируются на тоталитарные, авторитарные, демократические и гражданские.

Набор для практики

Вопросы

Какие типы обществ вам известны? Раскройте экономическую типологию Сен Симона – Белла. В чем специфика экономической типологии К.Маркса? Опишите типы обществ по политическому критерию. Что представляет собой социальная типология общества? В чем суть духовных(культурных) типологий общества? Как вы понимаете эволюцию общества как целостной системы?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе.

  1. Социальный прогресс и социальный регресс
  2. Простое и сложное общество.
  3. Аграрные общества
  4. Современное общество
  5. Модернизация общества
  6. Социальная динамика общества
  7. Информационная (соционическая) типология общества
  8. Культурно-историческая типология Н.Н.Данилевского
  9. Концепция интегративного общества П.Сорокина

Типология - выделение определенных типов обществ по определенным сходными признаками или критериями. Не стоит забывать, что любая типология общества является ничем другим, как созданием "идеальных типов", конструкций, составленных социологами на основании анализа различных изменений в обществе, которые (изменения), сведены воедино, становятся более или менее связанными между собой и могут быть противопоставлены другим конструкциям. Каждый тип общества является аналитической конструкцией, а не картиной конкретного общества.

По такому критерию, как письменность, например, можно выделить дописьменного (доцивилизовани) и грамотные общества.

По способу добывания средств существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное общество) индустриальное общество.

По способу производства и формой собственности (типология, предложенная Карпом Марксу) - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают один тип общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

Первобытнообщинный строй характерен для общества с примитивно-привласнювального способом производства, разделение труда здесь происходит половозрастной признаку;

При рабовладельческом строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения) отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие - не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, "орудиями, которые умеют разговаривать ";

за феодального строя крестьяне уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда - земля, - являются собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать барщину за право использовать землю;

при капиталистическом строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими. Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда вынуждены продавать свою рабочую силу;

и в конце концов, при коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие должны были стать собственниками средств производства, а, следовательно - работать на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Теоретическую альтернативу марксизму предложил американский исследователь УОПТ Уитмен Ростоу (р. 1916), который попытался распределить общества по стадиям экономического роста. В 1960 году. В США вышла его книга "Стадии экономического роста. НЕ коммунистический манифест", в которой автор вместо пяти общественно-экономических формаций, предложенных Карлом Марксом, выделяет в истории пять стадий экономического роста. И, если марксизм клал в основу общественно-экономических формаций способ материального производства, то Ростоу, хотя и оперирует экономическими категориями, объясняет исторический прогресс по сути деятельностью выдающихся личностей, прежде всего ученых, бизнесменов, изобретателей.

Согласно теории Уолта Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия - традиционное или к индустриальное общество. Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство, примитивное ручное производство, а главное - "в ньютоновский" уровень мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия - переходное общество, или период подготовки так называемого сдвиги. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества. Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является "национализм", то есть стремление народа создать политическую и экономическую систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний. Этот период охватывает примерно XVIII - нач. XIX в.

Третья стадия - стадия "сдвига". Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала в национальном доходе, развитием техники и тому подобное. Этот период охватывает XIX - нач. XX в.

Четвертая стадия - стадия «зрелости». На этой стадии значительно возрастает национальный доход, бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли этой стадии раньше. Такие же, как Япония, - позже (Уолт Ростоу считал, что Япония достигла этой стадии в 1940).

Пятая стадия - "эра массового потребления". На этой стадии в центре общественного внимания оказываются уже не производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На базе технического прогресса возникает общество "всеобщего благоденствия". Первыми этой стадии достигли СЕЛА, затем - Западная Европа и Япония.

Вступление стран в "эру массового потребления" делает коммунизм ненужным. Коммунизм, делает вывод Уолт Ростоу, просто исчезнет.

Выход в свет в 1945 году. Книги британского философа и социолога Карла Поппера (1902-1994) "Открытое общество и его враги" ввел в научный оборот еще один способ типологии обществ - на "закрытые" и "открытые" общества. Сами понятия этих двух обществ были предложены французским ученым Анри Бергсона. Под первым он понимал примитивные сообщества, обладающих замкнутость, сплоченность, жесткая иерархия отношений, принудительная дисциплина, и которые ориентированы прежде всего на выживания. Второе открыт для проявления индивидуальных способностей и желаний, "творческой интуиции", которые и становятся движущей силой социального прогресса.

Основываясь на этих положениях, Поппер характеризует переход от закрытого общества к открытому, который, по его мнению, начался еще во времена античности, как величайшую революцию в истории человечества, несмотря на то, что этот исторический движение имеет вполне непредсказуемый и неуправляемый характер. Западная демократия, по мнению Поппера, в основном завершила переход к открытому обществу - для нее характерна рациональность, возможность сознательно управлять социальным развитием, постепенно формировать государственные институты в соответствии с потребностями людей. В то время как социализм, считает ученый, организованный как примитивное общество: ему свойственна неизменность законов функционирования, тоталитаризм, преимущество общества над индивидом, личная безответственность и идейный догматизм, а затем - социализм остался закрытым обществом.

В современной социологии чаще всего используют так называемую синтетическую модель типологии общества. автором считают американского социолога Дениелла Белла. Он предложил разделить всю историю человечества на три стадии: до индустриальную (традиционное общество), индустриальную и постиндустриальную.

Когда одна стадия сменяет другую, меняются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура.