Биографии Характеристики Анализ

Государственный строй единого русского государства. Общественный и государственный строй централизованного русского государства

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв. :

  1. наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;
  2. замена вассальных отношений отношениями подданства;
  3. развитие общегосударственного законодательства;
  4. единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя ϶ᴛᴏго периода:

  1. появилось понятие «царь», кᴏᴛᴏᴩый объединяет под ϲʙᴏей властью всех иных князей, все – вассалы царя (϶ᴛᴏ образовалось благодаря опыту Золотой Орды);
  2. централизованное управление окраинами наместниками монарха;
  3. побудет термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);
  4. образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь .

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Стоит сказать - политическое закрепление власти московского князя связано :

  1. с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (϶ᴛᴏ усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);
  2. с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя)

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – ϶ᴛᴏ высший орган государства в XV–XVI вв.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор .

Стоит сказать - полномочия Боярской думы :

  1. решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;
  2. контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);
  3. дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);
  4. «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – ϶ᴛᴏ руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

Во главе Русского централизованного государства стоял великий князь , который с конца ХV в. стал именоваться государем вся Руси . В ХШ-ХIV вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он возглавлял государственную иерархию, куда входили также удельные князья и бояре, которым предоставлялись широкие феодальные привилегии и иммунитеты. По мере централизации государства и подчинения все большего количества княжеств и земель Московскому великому князю его власть значительно возрастает. В ХIV - ХV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя .

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упрочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале ХVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения. До середины ХVI в. На Руси не был единой налоговой единицы обложения, налоги были многочисленными и «разбросанными» (ямские деньги, кормленые, полоняничьи и т.д.). В 1550-х годах, после переписи земель, была введена единая единица налогообложения - «большая соха», она колебалась в зависимости от социальной принадлежности. Были проведены также крупные реформы в области земского и губного управления, судебная реформа и военная. Однако введение опричнины прервало серию блестящих реформ и ее последствия не одно десятилетие сказывались на обществе.

Опричнина - особая система управления страной и обществом, введенная Иваном IV под предлогом усиления борьбы с «изменниками и лиходеями», включая возможность царю по собственному усмотрению конфисковывать имущество последних. Царь требовал учредить себе особый штат должностей, разделить органы управления и территории на опричные (от слова «опричь» - кроме) и земские. Боярская дума дала согласие на эти нововведения, которые привели к изменению всего уголовно-процессуального законодательства, и, прежде всего, устанавливалась открытая политика репрессий. На протяжении всего царствования Ивана IV (до 1584 г.) менялись формы проведения устройства страны, усиливались самовластие монарха, росла его бесконтрольность перед законом и церковью.

Иван IV доходил в своих утверждениях, что он равен Богу, с правом казнить и миловать всех и вся. До конца его царствования практиковалась политика бесчисленных казней. Человек высокообразованный и талантливый, тонкий дипломат, начавший свое царствование с блестящих реформ, он закончил свою жизнь безответственным властелином, тираном в стране, где бушевало «великое разорение». Была исковеркана русская идея власти как служение Богу и государству, пресеклась династия (убийство собственного сына), что в определенной степени подготовило и ускорило наступление периода великой смуты .


Великий князь, а позднее Государь вся Руси, еще не имел абсолютной власти и управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы .

Боярская дума была постоянно действующим органом, основанном на принципе местничества (замещение государственных должностей связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении ХIV-ХVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, сокольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. Члены Думы выполняли высшие дипломатические и военные миссии, важнейшие государственные поручения. Одновременно из ее состава стала выделяться «ближняя дума» доверенных лиц князя, с которыми он советовался в особо важных случаях. Например, Василий 3 перед смертью в узком кругу обсуждал свое завещание.

Строгого регламента в работе Думы не было, но в ее руках сосредоточились высшая административно-распорядительная власть и законодательные установления («приговоры») по важнейшим делам. Формально Государь мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего добивались единогласия. Документы гласили: «Царь указал, а бояре приговорили». В середине XVI в. в Боярскую Думу стало проникать дворянство. В опричные годы Дума была разделена на опричную и земскую. С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, а Дума потеряла свое значение. К концу XVI в. Состав Думы значительно увеличился, а во время Смуты начала XVI в. Ее роль вновь выросла. В конце XVI в. Состав Думы превышал 150 человек. Но постепенно она превращалась в патриархально-устаревшее учреждение и была ликвидирована при Петре I .

Приказы .

Дворцово-вотчинная система управления периода раздробленности не отвечала потребностям единого государства. В XV в монарх назначал представителей центральной власти — наместников и волостелей. Это были крупные феодалы, осуществлявшие на территории княжеств судебно-административные, финансовые и иные функции. Такой порядок управления противоречил потребностям государства. С конца XV в. функции наместников стали ограничиваться, возникли новые органы — приказы, совмещавшие в себе централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчиненности управление.

Приказ возглавлял боярин или крупный дворянин, в его распоряжении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей. Приказные служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян Общий контроль над приказом осуществляла Боярская дума, но самостоятельность приказов возрастала вместе с расширением числа приказных служащих.

В княжение Василия III стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. Смена политических курсов в государстве сопровождалась «перетряской» дьяческого состава. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельности: Посольский — дипломатической службой, Разбойный — борьбой с преступностью, Ямской — ямской службой. Казенный — государственными финансами, Поместный — наделением землей и т.д. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции, действие которых распространялась на всю территорию государства. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они были судебными органами для своего аппарата и рассматривали дела в соответствии с направлением деятельности.

К середине XVI в. сложилась приказная система, число приказов продолжало расти, и в середине XVII в. их было около пятидесяти, что приводило к дублированию функций Приказные служащие составляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы были заменены коллегиями.

Местное управление до конца ХV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалования за службу они имели право оставлять себе «корм» - часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

В едином государстве долгое время сохранялись вотчины и удельные княжества периода раздробленности, где управление осуществляли местные администрации вотчинников и князей. В деревнях действовали органы общин бед должного контакта е княжеской администрацией Наместники и волостели из центра были проводниками власти князя. В городах граждане могли собираться на вече долгое время не упразднялись посадники и тысяцкие

На смену этой разноликости местного управления в XVI в пришласистемность. Впервые в России были проведены реформы местного управления с предоставлением самоуправления самим гражданам.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

22. Государственный аппарат централизованного Русского государства

Русское государство возглавлял Великий князь, с конца XV в. он стал называться государем всея Руси. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому власть Великого князя возросла. В XIV–XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными Великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь не имел абсолютной власти, он управлял государством при поддержке совета боярской аристократии - Боярской думы. Боярская дума была постоянно действовавшим органом, построенным на принципе местничества (назначение на государственную должность зависело от знатности рода кандидата). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав Боярской думы постоянно менялся.

В XIII–XV вв. действовала дворцово-вотчинная система управления. Главная роль отводилась княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями, которые возглавляли путные бояре (конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути). Со временем придворные чины превратились в государственные должности.

Централизация государства потребовала создания специального управленческого аппарата. С конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Это были постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в их состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные. К середине XVI в. приказная система управления вытеснила дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками Великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. В начале XVI в. были учреждены новые дворянские и земские органы - губные и земские избы.

Из книги История военных судов России автора Петухов Николай Александрович

§ 1. Характеристика основных законодательных актов удельно-вечевого и Московского периодов русского государства Военные суды в современном понимании возникли в России с появлением регулярной армии, требующей поддержания в ней определенного правопорядка несения

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.Группы предпосылок образования русского централизованного государства.1. Экономические

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв.:1) наличие

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

21. Судебный процесс русского централизованного государства Судебный процесс в период образования и существования русского централизованного государства по делам о мелких преступлениях и имущественных спорах носил обвинительно-состязательный характер.Постепенно на

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени Основные причины Первой мировой войны: изменения в экономике и политике великих держав; активизация колониальной экспансии великих держав; стремление к разделу

Из книги Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике автора Кнутов Александр Владимирович

Правительственный аппарат Важную роль в текущей работе правительства приобрели его специальные органы и комитеты. Их значение в особенности определилось тем, что Кабинет работал, по сути, тайно и решения принимались премьером от имени всего правительства. Первый

Из книги автора

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств - закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

Из книги автора

67. Государственный аппарат во время Первой мировой войны 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.Сразу же начались перестройки в управленческом аппарате. Совет

Из книги автора

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

Из книги автора

1.5. Государственный аппарат Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата Государственный аппарат – это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.Признаки

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Государственный ветеринарный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и государственный надзор в области семеноводства Деятельность граждан может попадать в поле зрения ветеринарных врачей Россельхознадзора или региональных органов

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв. :

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь .

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано :

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор .

Полномочия Боярской думы :

1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.

Государство и право Золотой Орды (XIII-XV вв)

Монгольское государство представляло специфический тип ранней кочевой варварской империи.

Наличие двух признаков:

1. Большая территория,

2. Наличие зависимых или колониальных владений.

Ранняя империя. Для ранних империй характерно отсутствие прочной взаимосвязи между метрополией и колониями. Наличие различий по основным показателям развития.

Варварская. Для варварских империй характерно наличие преимуществ развития только в военной сфере (по равнению с завоёванными народами).

Кочевая империя – общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее большие пространства и получающее не скотоводческие ресурсы по средства внешней эксплуатации.

Признаки кочевых империй:

1. Дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи.

2. Многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными генеалогическими связями.

3. Военный характер общественной организации «метрополии» (обычно по десятичному принципу).

4. Ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры.

5. Специфический порядок наследования власти.

6. Особый характер отношений с земледельческим миром (вырыжалось через получение дани).

В административном плане, монгольская империя делилась на неравнозначные в государственно-политическом отношении части.

Во главе государства находился Хан. Он являлся главой гражданского управления, верховным собственником земли, верховным жрецом, верховным судьёй и главой военной администрации.

Курултай. Съезд степной кочевой аристократии, высший коллегиальный орган государства (утверждение кандидатуры хана – основной вопрос).

Система органов центрального отраслевого управления была представлена диванами. Диваны возглавлялись эмирами. Во главе правительства (над всеми эмирами) находился визирь (ведал ханской казной и осуществлял общее управление государством в отсутствие хана).

Управление на местах и в завоёванных территориях осуществлялось с помощью многочисленного чиновничьего аппарата: даруги и баскаки.

Судебная власть не была отделена от административной. Высший суд осуществлял хан его суд являлся высшим опиляционной инстанцией и первой инстанцией по делам ханского рода. Высший судебный орган – диван яргу (Яргучи – высший судья). Действовала система религиозных судов и суды родовых старейшин.

Общественный строй.

Джучиды – верхушка золотоордынского общества.

Найоны или беки – потомки сподвижников Чингисхана, крупные феодалы.

Нукеры – дружинники Хана и крупных феодалов. Занимали средние и низшие должности в военной администрации.



Духовенство -

В Золотой орде не было развито законодательство в целом.

Основным источником права была «Великая Яса» - свод законов и обычного права монгольского народа 1226г. Автором был сам Чингисхан (он был неграмотным).

Структура великой Ясы:

1. Белик или мудрость – изречения и воззрения хана – теоретическая часть ясы.

2. Яса – свод различных законов.

1. Нормы административного и государственного права. В рамках этого раздела можно выделить несколько элементов: 1) Император или Хан (верховная власть сосредотачивается в руках хана; никто не может быть ханом без утверждения на курултае; титул хана есть единственный атрибут верховной власти). 2) Монгольская нация (монгольская нация именуется как государственный род или правящая нация – акт политического самовыражения). 3) Армия (бойцами рекрутируются все мужчины старше 20 лет; устанавливается десятичная система управления армией; создаётся особое подразделение – ханская гвардия; устанавливается принцип формального равенства – от каждого требуется равное напряжение сил и каждому полагается равное вознаграждение). Часть ясы об армии называют воинским уставом. 4) устав лова (охота рассматривается как государственный институт и основа военной подготовки). 5) крепостной устав (данный устав осуществлял всеобщее прикрепление населения к государственной службе): в монгольской империи устанавливался принцип необходимой государственной службы (мужчины прикреплялись к военной службе, все остальные, к податному участку – порядок выполнения работ в пользу государства). 6) ямской устав (определял порядок создания и содержания дорог и почтовых станций): а) устройство Ямов (станций) распределялось между населением страны так, чтобы на каждые 2 000 человек возлагалось попечение об участке дороги; б) каждый ям должен был обеспечиваться лошадьми, кормом для лошадей и питанием для проезжающих; в) для ханских послов и государственных служащих, пользование ямами было бесплатным. 7) тарханный устав (создавался для населения, изъятого из-под действия крепостного устава: из-за религиозной принадлежности или вследствие своей социальной ценности (ремесленники, врачи)). 8) податной устав (определял порядок обложения завоёванных народов): а) проведение обязательной всеобщей переписи населения; б) определения качественной и количественной сторон налога; г) назначение должностных лиц, ответственных за сбор налога.

2. Нормы международного права. 1) определение формы объявления войны с гарантией безопасности населения, в случае добровольного подчинения; 2) установления принципа неприкосновенности послов.

3. Нормы уголовного права. Основная цель – поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Виды преступлений: преступления против хана и порядка управления; преступления против религии, нравственности и морали; нарушения военных обычаев (военные преступления); преступления против личности; имущественные преступления.

Основная цель наказания – физическое устранение преступника.

Виды наказаний:

1. Смертная казнь. От смертной казни можно было откупиться. Яса не знает квалифицированной смертной казни.

2. Тюремное заключение. Назначалось только в отношении членов ханского рода.

3. Разжалование по службе.

4. Телесные наказания.

5. Денежные штрафы.

Источники Русского права 15-первой половины 16 в.

1. «Русская правда».

2. Псковская судная грамота (?).

3. Церковное законодательство.

4. Великокняжеское законодательство: в форме указов, в форме общерусских кодексов и грамот (жалованные грамоты (по источнику, по предоставляемым льготам и привилегиям, по предмету пожалования), уставные грамоты (уставные грамоты наместничьего управления, земские уставные грамоты, губные уставные грамоты), таможенные грамоты, судные грамоты).

Великокняжеское законодательство в форме указов (конец 15-го века):

1. Указ наместникам о суде градском (определял порядок деятельности должностных лиц, участвующих в судебно процессе).

2. Указ о недельщиках.

3. Указ о езду (о поездках). Определял размер пошлин, выплачиваемых приставам при поездках в разные части московского государства (этот указ войдёт в состав судебника).

Первые указы касаются сферы судопроизводства.

Предпосылки русского централизованного государства:

1) Падение влияния золотой орды;

2) Рост городов и развитие торговли;

3) Появление русской национальной идеи;

4) Подъем самосознания русского народа;

5) Автокефалия русской церкви – 1448г;

6) Формирование сильного политического центра способного объединить Русские земли.

Этапы централизации:

1) Появление политических центров претендующих на роль объединения (М. Тверь, Литва);

2) Возвышение Москвы (Калита, Дмитрий Донской, Василий II темный);

3) Свержение Ига (1480, 1380);

4) Ликвидация оплотов сепаратизма (Галич, Новгород, Псков, Рязань);

5) Принятие титула государя всея Руси (Иван III);

6) Принятие общерусского судебника 1497г.

Государственный строй московского государства:

Великие московские князья становятся типичными монархами ранней феодальной эпохи. Власть московских князей росла за счет постепенной ликвидации уделов и превращения удельных князей в служивых.

Московские князья не ограничиваются титулом великих князей. Уже с Ивана Калиты они именуются “великими князьями всея Руси”, что указывает на их стремление установить единодержавие. Иван III в сношениях с другими государствами называл себя царем. Окончательно этот титул укоренился в России при Иване Грозном.

В особом положении находились князья тверские, рязанские и ростовские. Они носили титул великих князей, многие годы являясь самостоятельными главами своих владений. Со временем эти князья вынуждены были признать главенство великого московского князя и превратились, по примеру других князей, в служилых людей, т.е. в таких же слуг, что и бояре.

Власть переходит по наследству. Сначала существовал принцип родового старшинства, но с XIV в. родовое старшинство заменяется старшинством семейным. Власть переходит от отца к старшему сыну. Утверждается начало первородства и единонаследия. Земля не делится на уделы между всеми сыновьями.

Вступление нового князя на княжеский стол стало обставляться торжественно. В обряде посажения князя участвовал митрополит, а с конца XV в. появляется торжественное венчание или коронование, что указывало на то, что власть монарха московского - божественного происхождения.

Великие князья стремились к неограниченной власти. Сначала усилению власти московских князей способствовало уменьшение власти Золотой Орды. Начиная с Ивана III, они стали называть себя “государями всея Руси”, а иногда и царями.

Вместе с тем, нельзя сказать, что Московское государство было неограниченной монархией. Деятельность московских государей направлялась верхушкой феодалов - боярами и церковью.

Боярская дума не составляла особого учреждения, которое имело бы четко определенный состав и свой регламент. Она состояла из родовитых и богатых бояр, которые принимали участие в обсуждении вопросов войны и мира. При участии бояр заключались межкняжеские договоры, В их присутствии и, вероятно, после совещания с ними, великие князья составляли духовные грамоты. Бояре принимали участие в управлении государством, в суде, в законодательной деятельности. Не раз бояре даже правили государством за малолетних или неспособных князей.

Нежелание считаться с мнением Боярской думы могло иметь своим последствием отъезд бояр к другому князю, изоляцию князя, ослабление его влияния. В своих вотчинах они чувствовали себя по-прежнему удельными князьями, какими были их отцы и деды. Словом, новое московское боярство приняло вид родовой и земельной аристократии с притязаниями на участие в управлении государством. С конца XV в., когда стало расти политическое влияние дворянства и когда великий князь принял суровые меры против отъезжающих из Москвы бояр, стало падать и значение Боярской думы.

Путные бояре. До XIV в. на Руси отсутствовало понятие центральных и местных органов управления. Существовали некоторые органы административного управления времен Киевской Руси. Встречаются должности тысяцких. Сохраняется дворцовая система управления, в которой под управлением дворецкого определены были дворцовые пути, под управлением путных бояр. Слово “путь” означало выгоду, доход, имущества. Существовали следующие пути: сокольничий, конюший, стольничий, чашничий. В ведомстве сокольничего пути находились сокольники и другие служители птичьей охоты; в ведомстве конюшенного пути - княжеские конюшни, конюхи, луга; в ведомстве стольничего пути - бортные леса, села и деревни. Деревни, приписанные к двору и путям, были разбросаны по всей территории государства. Рядом с деревней или селом, находившимся введении местных органов власти, можно было видеть деревни то путных бояр, то дворецкого и вотчинников. Пути ведали населением, которое жило на приписанных к ним землях.

Во главе путей, этих самостоятельных ведомств, находились путные бояре - верхушка феодальной знати.

I. Высший орган управления:

a)Верховенство законодательной власти;

б)Правитель;

2. Боярская дума – это высший законодательный и совещательный орган. Структура:

а)Общее собрание членов боярской думы (Бояре Старшие и введенные, окольничьи);

б)Думная канцелярия (дьяки и песцы).

II. Центральные органы власти:

1. Пути – это модернизированная служба дворцово-вотчинной системы управления, сочетавшая в себе персональное и ведомственное начало (Тиун + Деревня).

III. Местное управление:

1. Наместники великого Князя, в округах московского государства,

3 типа округов:

а)Административно-территориальные – уезды, станы, волости, наместники;

б)Судебно-территориальные – Губы, губные старосты;

в)Военно-территориальные – Разряды, воеводы.

Функции наместников:

· Текущее управление на местах;

· Проведение в жизнь Княжеских указов;

· Сбор налогов.

IV. Местное самоуправление

1. Сельские сходы и старосты в деревнях;

2. Собрание Посада в городах.