Биографии Характеристики Анализ

Как и за что казнили на руси. Зарождение и развитие смертной казни в древней руси

Казни на Руси

Казни на Руси


В силу обычаев на Руси смертная казнь применялась и в случаях, не предусмотренных законами. Так, киевский князь Ростислав, прогневавшись на Григория Чудотворца, повелел связать ему руки, повесить на шею тяжелый камень и бросить в воду.

В период татаро-монгольского ига ханы выдавали русскому православному духовенству ярлыки, согласно которым священнослужители пользовались правом наказания смертью. Ярлык, выданный татарским ханом Менчу Темиром, давал право киевскому митрополиту Кириллу казнить за хулу православной церкви, как и за всякое нарушение предоставленных духовенству привилегий. В 1230 году были сожжены за колдовство четыре волхва.

Но среди представителей верховной власти были и противники смертной казни. Хорошо известна заповедь Владимира Мономаха, вошедшая в пословицу: «Не убивайте, не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-либо смерти». И тем не менее к смертной казни прибегали многие правители Руси в XIII и XIV веках. Так, Дмитрий Донской в 1379 году повелел казнить боярина Вельяминова за измену, а в 1383 году был казнен суржский гость Некомат. Еще в 1069 году во времена «Русской Правды», не предусматривавшей смертной казни вообще, князь Гизослав, овладев Киевом, послал сына своего в Киев, который предал смертной казни 70 человек, участвовавших в изгнании Изяслава из Киева. Вывод: смертная казнь применялась на Руси издавна, как в случаях, предусмотренных законом, так и тогда, когда закон о ней умалчивал.
О способах

На Руси Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни.

Однако правосудие прибегало и к другим способам наказания.

Способ казни зависел от вида преступления.

Смертная казнь через повешение считалась унизительной и применялась к военным, перебежавшим к неприятелю. Утопление применялось в тех случаях, когда экзекуция производилась в широких масштабах, сожжение заживо применялось к осужденным за религиозные преступления.

Истоки этого наказания следует искать в византийском праве.

На Руси, особенно при Иване Грозном, применялось кипячение в масле, вине или воде. Иван Грозный казнил этим способом государственных изменников.

Этот царь вообще отличался необычайной жестокостью, граничащей с патологией: достаточно сказать, что он собственноручно избил родного сына Ивана, после чего тот умер.

Грозный был неистощим на выдумки, как казнить подданных. Одних (например, новгородского архиепископа Леонида) по его приказу зашивали в медвежью шкуру и бросали на растерзание собакам, с других живьем сдирали кожу и так далее. Залитие горла расплавленным свинцом применялось исключительно к фальшивомонетчикам. В 1672 году этот вид смертной казни был заменен отсечением обоих ног и левой руки преступника.

Четвертование применялось за оскорбление государя, за покушение на его жизнь, иногда за измену, а также за самозванство.

Колесование получило широкое распространение с введением воинского устава Петра I. По описанию русского ученого XIX века профессора А. Ф. Кистяковского, способ колесования состоял в следующем: «К эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу, каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждою сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать».

Закапывание, «окопание», заживо в землю назначалось, как правило, женам за убийство мужа.

Посажение на кол применялось, как и четвертование, преимущественно к бунтовщикам и «воровским изменникам». В 1614 году на кол был посажен сообщник Марины Мнишек Заруцкий.

Введение смертной казни за отдельные преступления обосновывалось государственными интересами. Так, Петр I, начав строительство флота и нуждавшийся в материале для кораблей, издал указ, запрещавший в определенных местностях рубку леса. За порубку дубового леса виновные карались смертной казнью.

В эпоху Петра I также широко применялась казнь по жребию. Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование, или расстрел. Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имя расстрелянного. Повешение во времена Петра представляло собой позорный вид смерти. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.

К существовавшим ранее способам казни прибавилось подвешение на крюк за ребро: казненный должен был висеть боком, со свешенными вниз руками, головой и ногами. Во времена Елизаветы отмена смертной казни была лишь формальной. Она применялась в замаскированном виде - засечение кнутом, палками, батогами, розгами.


Об изуверских пытках в Средневековой Европе рассказано уже немало. К сожалению, реалии того времени были таковы, что и на Руси казни были не менее жестокими. Так, пожалуй, наиболее известным правителем, «креативно» казнившим людей, был Иван Грозный . В этом обзоре представлены 5 безжалостных методов казни, обожаемые русским царем.




Одной из любимых казней и зрелищных казней Ивана Грозного была та, пока которой несчастного облачали в медвежью шкуру и стравливали на него собак. Псы тут же разрывали жертву. Этот метод казни назывался «обшить медведно». Подобным образом был казнен Леонид – епископ из Новгорода. Они частыми были случаи, когда жертв не зашивали в шкуру медведей, а просто бросали их им на растерзание.



Казни, в понимании Ивана Грозного, должны были быть долгими и мучительными. Так, например, дьяка и дипломата Ивана Висковатого, пытавшегося донести до жестокого царя неразумность смертного приговора, вынесенного им в отношении группы бояр, самого привязали к столбу, а потом постепенно отрубали от живого человека куски плоти.



Часть в русских сказках отражается эпизод, когда для омоложения человек окунается то в котел с кипятком, то в холодную воду. К сожалению, такая практика существовала, и реальность была более жестокой, нежели сказка. Государственных изменников варили живьем.
Опричники царя тоже проявляли креативность и обливали несчастных то кипящей, то ледяной водой до тех пор, пока кожа «не сходила чулком».



Массовые казни также были не редкостью во времена Ивана Грозного. Однажды он приказал утопить несколько десятков бояр из Великого Новгорода, предварительно проволочив их по полю, привязанных к лошадям. Царь не пощадил никого: вслед за боярами в реку отправили их связанных жен и детей. Если кому-то удавалось выбраться на поверхность, то их добивали опричники.



Провинившимся монахам часто была уготована участь быть привязанными к бочке с порохом. Считается, что в те моменты царь любил повторять: «Нехай они, подобно ангелам, сразу же попадают на небо».
Иван Грозный - фигура противоречивая. С одной стороны, он вошел в историю как тиран, а с другой -

Бой на высоте 444,3

Утром 5 сентября отряд боевиков под предводительством Умара Эдилсултанова, амира Карпинского джамаата (район г.Грозный), перешёл границу с Дагестаном. Эдилсултанов, амир Карпинский подчинялся лично бригадному генералу Абдул-Малику Межидову, командиру Шариатской Гвардии Ичкерии. Одна группа боевиков, численностью в 20 человек, переправилась через пограничную реку Аксай южнее высоты 444,3 и зайдя в село Тухчар с тыла, смогла сходу взять поселковый отдел милиции. Тем временем вторая группа, возглавляемая лично Эдилсултановым — тоже человек в двадцать-двадцать пять, — напала на милицейский КПП у окраины Тухчара. Чеченцы коротким ударом заняли КПП, на котором находилось 18 дагестанских милиционеров, и прикрываясь могильными плитами мусульманского кладбища, стали подбираться к позициям мотострелков. Одновременно с этим, первая группа боевиков так-же начала обстрел высоты 444,3 из стрелкового оружия и гранатомётов с тыла, со стороны села Тухчар.

Вспоминает выживший участник боя, рядовой Андрей Падяков:

«На холме, который находился напротив нас, на Чеченской стороне, показались сначала четверо, потом еще около 20 боевиков. Тогда наш старший лейтенант Ташкин приказал снайперу открыть огонь на поражение… Я четко видел, как после выстрела снайпера упал один боевик… Потом по нам открыли массированный огонь из автоматов и подствольных гранатометов… Потом дагестанские ополченцы сдали свои позиции, и боевики обошли село и взяли нас в кольцо. Мы заметили, как за селом позади нас перебежало около 30 боевиков».

Со стороны села капонир БМП не имел никакой защиты и лейтенант приказал водителю-механику вывести машину на гребень высоты и маневрировать, ведя огонь по боевикам. Несмотря на это, через полчаса боя, в 7:30, БМП была подбита выстрелом из гранатомёта. Наводчик-оператор погиб на месте, а механик-водитель был тяжело контужен.Рассказывает боевик Тамерлан Хасаев, участвовавший в бою за высоту 444,3:

«Они первые начали — БМП открыл огонь, и Умар приказал гранатометчикам занять позиции. А когда я сказал, что такого уговора не было, он приставил ко мне трех боевиков. С тех пор я сам был у них как заложник.»

На третьем часу боя у российских солдат стали заканчиваться боеприпасы. На запросы о помощи ст. лейтенанту Ташкину было приказано держаться своими силами. Дело в том, что в это-же время боевиками был атакован районный центр с. Новолакское, где были блокированы сотрудники Новолакского РОВД и отряд Липецкого ОМОНа (см. «Захват боевиками Новолакского» ) и все силы были брошены на их освобождение. После этого командир взвода Ташкин принял решение отходить с высоты 444,3. Российские бойцы, унося с собой оружие, раненых и погибшего, смогли пробиться к дагестанским милиционерам, занявшим круговую оборону на втором блокпосту, на окраине Тухчара. Увидев бегущих к ним солдат, милиционеры прикрыли их огнем с блокпоста. После непродолжительной перестрелки наступило затишье. К этому времени в село уже вошло до 200 боевиков, начавших грабежи и погромы. Боевики прислали к обороняющимся старейшин села Тухчар с предложением сдаться, но получили отказ. Было решено прорываться из окружения через село. Лейтенант МВД Ахмед Давдиев, командир отряда дагестанских милиционеров, производя разведку, попал в засаду боевиков. В ходе боя Давдиев уничтожил двух боевиков, но сам был убит пулемётной очередью. После этого солдаты и милиционеры рассредоточились по селу и стали пытаться врассыпную выйти из окружения, однако все улицы села были плотно блокированы боевиками.

Казнь военнослужащих боевиками

По приказу амира Карпинского участники банды начали обыскивать село и близлежащую территорию. Попав под плотный огонь боевиков, старший лейтенант Ташкин и еще четыре бойца заскочили в ближайшую постройку. За несколько секунд до этого здесь погиб сержант милиции Абдулкасим Магомедов. Строение было окружено боевиками, которые отправили к бойцам парламентёра с предложением сдаться. Сдавшимся чеченцы обещали сохранить жизнь, в противном же случае угрожали всех сжечь. «Решай, командир! Зачем зря умирать? Нам ваши жизни не нужны — накормим, обменяем потом на своих! Сдавайтесь!» После предупредительного выстрела из гранатомёта солдаты во главе со ст. лейтенантом Ташкиным вынуждены были выйти из строения и сдаться.

Контуженный и сильно обгоревший механик БМП Алексей Полагаев вышел к дому Г. Джапаровой. Рассказывает жительница Тухчара Гурум Джапарова:

«Он пришел — только стрельба стихла. Да как пришел? Вышла во двор — смотрю, стоит, шатается, держится за калитку. Весь в крови и обгорелый был сильно — волос нет, ушей нет, кожа полопалась на лице. Грудь, плечо, рука — все посечено осколками. Я его скорей в дом. Боевики, говорю, кругом. Тебе бы к своим надо. Да разве ты дойдешь такой? Старшего своего Рамазана, ему 9 лет, послала за доктором… Одежда его вся в крови, обожженная. Мы с бабушкой Атикат срезали ее, скорей в мешок и выбросили в овраг. Обмыли кое-как. Врач наш сельский Хасан пришел, осколки повынимал, раны смазал. Укол еще сделал — димедрол, что ли? Тот засыпать стал от укола. Я его с детьми положила в комнате.»

Алексея Полагаева боевикам выдали местные жители-чеченцы. Гурум Джапарова безрезультатно пыталась его отстоять. Полагаева увели в окружении десятка ваххабитов в сторону окраины села. Из показаний подсудимого Тамерлана Хасаева:

«Умар (Эдилсултанов) приказал проверить все строения. Мы рассредоточились и по два человека стали обходить дома. Я был обычный солдат и выполнял приказы, тем более новый среди них человек, мне не все доверяли. А как я понял, операция была заранее подготовлена и четко организована. Я по рации узнал о том, что в сарае нашли солдат. Нам по рации передали приказ собраться у милицейского поста за селом Тухчар. Когда все собрались, там уже были эти 6 солдат».

По приказу Умара Карпинского пленных отвели на поляну рядом с блокпостом. Пленников сначала продержали в разрушенном КПП. Потом полевой командир приказал «казнить русаков» . В бою за высоту 444,3 отряд Эдилсултанова (амира Карпинского) потеряла четверых боевиков, у каждого из убитых в отряде нашлись родственники или друзья, на которых теперь «висел долг крови». «Вы взяли нашу кровь — мы возьмем вашу!» — сказал Умар пленным. Дальнейшую расправу скрупулезно зафиксировал на камеру оператор боевиков. К бетонному парапету пленных выводили поодиночке. Четверо «кровников» поочередно перерезали горло российскому офицеру и трем солдатам. Еще один вырвался, пытался бежать — «сплоховал» боевик Тамерлан Хасаев. Полоснув жертву клинком, Хасаев выпрямился над раненым солдатом — от вида крови ему стало не по себе, и передал нож другому боевику. Истекающий кровью солдат вырвался и побежал. Один из боевиков стал стрелять вдогонку из пистолета, но пули прошли мимо. И лишь когда беглец, споткнувшись, упал в яму, его хладнокровно добили из автомата. Шестого Умар Эдилсултанов зарезал лично.

Вместе со старшим лейтенантом Ташкиным Василием Васильевичем (29.08.1974 — 05.09.1999) были убиты:

  • Анисимов Константин Викторович (14.01.1980 — 05.09.1999)
  • Липатов Алексей Анатольевич (14.06.1980 — 05.09.1999)
  • Кауфман Владимир Егорович (07.06.1980 — 05.09.1999)
  • Эрднеев Борис Озинович (06.07.1980 — 05.09.1999)
  • Полагаев Алексей Сергеевич (05.01.1980 — 05.09.1999)

На следующее утро, 6 сентября, глава администрации села Магомед-Султан Гасанов получил у боевиков разрешение забрать тела. На школьном грузовике трупы старшего лейтенанта Василия Ташкина и рядовых Владимира Кауфмана, Алексея Липатова, Бориса Эрднеева, Алексея Полагаева и Константина Анисимова были доставлены на Герзельский блокпост.

Остальным солдатам в/ч 3642 удалось отсидеться в своих укрытиях в селе до ухода бандитов.

Видеозапись убийства

Через несколько дней видеозапись с убийством солдат 22-й бригады была показана по грозненскому телевидению. Позднее, в 2000 году видеозапись убийства российских военнослужащих, сделанная одним из участников банды, была найдена сотрудниками оперативных служб Дагестана. По материалам видеокассеты было возбуждено уголовное дело против 9 человек.

Суд над участниками убийства

Умар Эдилсултанов (амир Карпинский)

Первым, кого настигла кара за Тухчарское преступление стал предводитель убийц Умар Эдилсултанов (амир Карпинский). Он являлся исполнителем убийства рядового Алексея Полагаева и руководителем убийства всех остальных военнослужащих. Эдилсултанов был уничтожен спустя 5 месяцев, в феврале 2000 г.

Тамерлан Хасаев

Первым из головорезов в руки правоохранительных органов попал Тамерлан Хасаев. Является исполнителем покушения на убийство рядового Алексея Липатова. После чего Липатов пытался бежать, но его догнали и расстреляли. В басаевском отряде Т. Хасаев оказался в начале сентября 1999-го — один из друзей соблазнил его возможностью заполучить в походе на Дагестан трофейное оружие, которое потом можно было бы выгодно продать. Так Хасаев оказался в банде амира Карпинского.

Был осужден на восемь с половиной лет за похищение человека в декабре 2001 года, отбывал срок в колонии строгого режима на территории Кировской области, когда следствию благодаря видеопленке, изъятой в ходе спецоперации, удалось установить, что именно он — один из тех, кто участвовал в кровавой резне на окраине Тухчара. Отпираться Хасаев не стал. Тем более что в деле уже имелись показания жителей Тухчара, уверенно опознавших Хасаева. Хасаев выделялся среди облаченных в камуфляж боевиков белой футболкой.

25 октября 2002 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан 32-летний житель села Дачу-Борзой Грозненского района Чечни Т. Хасаев был признан виновным в совершении данного преступления. Вину признал частично: «Признаю участие в НВФ, оружие и вторжение. А солдата я не резал… Я только подошел к нему с ножом. До этого зарезали двоих. Когда я увидел эту картину, то отказался резать, отдал нож другому. »

За участие в вооруженном мятеже боевик Хасаев получил 15 лет, за хищение оружия — 10 лет, за участие в НВФ и незаконное ношение оружия — по пять. За посягательство на жизнь военнослужащего Хасаев, по мнению суда, заслужил смертную казнь, однако в связи с мораторием на ее применение была избрана альтернативная мера наказания — пожизненное заключение. Тамерлан Хасаев приговорен к пожизненному заключению .. Вскоре после этого он скончался в колонии .

Арби Дандаев

Арби Дандаев, 1974 года рождения, является исполнителем убийства старшего лейтенанта Василия Ташкина. 3 апреля 2008 года был задержан сотрудниками милиции в городе Грозном. Согласно материалам следствия, боевик Дандаев явился с повинной, признался в совершенных преступлениях и подтвердил свои показания, когда его вывезли на место казни. В Верховном суде Дагестана, однако, он свою вину не признал, заявив, что явка состоялась под принуждением, и отказался от дачи показаний. Тем не менее суд признал его прежние показания допустимыми и достоверными, поскольку они были даны с участием адвоката и никаких жалоб на следствие от него не поступало. В суде была исследована видеозапись казни, и, хотя узнать подсудимого Дандаева в бородатом палаче было сложно, суд принял во внимание, что на записи было отчетливо слышно, как произносится имя Арби. Были допрошены также жители села Тухчар. Один из них узнал подсудимого Дандаева. Дандаеву были предъявлено обвинение по ст. 279 «Вооруженный мятеж» и ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов».

В марте 2009 года Верховный суд Дагестана приговорил подсудимого Дандаева к пожизненному сроку , несмотря на то, что государственный обвинитель просил для подсудимого 22 года лишения свободы. Кроме того, суд удовлетворил гражданские иски родителей четверых погибших военнослужащих по возмещению морального вреда, суммы по которым составили от 200 тысяч до 2 млн рублей. Позднее Дандаев пытался обжаловать приговор. Верховный суд РФ оставил приговор без изменения.

Ислан Мукаев

Является соучастником убийства рядового Владимира Кауфмана, удерживал его за руки. Ислан Мукаев был задержан в начале июня 2005 года в ходе совместной операции сотрудников МВД Чечни и Ингушетии. Операция проводилась в ингушском районном центре Слепцовская, где проживал Мукаев. Вину свою полностью признал, в содеянном на суде раскаивался, вследствие чего суд не стал назначать для него пожизненного заключения, как этого требовал гособвинитель.

19 сентября 2005 года Верховный суд Дагестана приговорил Мукаева к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Мансур Ражаев

Является исполнителем убийства рядового Бориса Эрднеева. Вину не признал, заявил что просто подошёл к нему с ножом. На видео видно, что Ражаев подходит с ножом к Эрднееву, самого убийства Эрднеева не показано, далее показаны кадры после убийства. 31 января 2012 года Верховный суд Дагестана признал виновным и приговорил Мансура Ражаева к пожизненному лишению свободы .

Ризван Вагапов

Вагапов был задержан 19 марта 2007 года в селе Борзой Шатойского района Чечни. В 2013 году его дело было направлено на рассмотрение в Верховный Суд Дагестана. 12 ноября 2013 его приговорили к 18 годам колонии .

На Руси не гнушались изощренных казней. Более того, к исполнению смертных приговоров подходили серьезно, основательно. Чтобы последние минуты или часы жизни преступника показались ему самыми ужасными, казни выбирались наиболее изощренные и мучительные. Откуда на нашей земле взялся обычай жестоко расправляться с теми, кто преступил закон – неизвестно. Одни историки считают, что это логическое продолжение кровавых обрядов язычества. Другие же высказываются за влияние византийцев. Но, так или иначе, на Руси существовало несколько особо любых правителями видов казни.

Этой казни так же удостаивались бунтовщики или государственные изменники. На кол был посажен, например, Иван Заруцкий, один из главных сообщников смуты времен Марины Мнишек. Для этого его специально привезли из Астрахани в Москву.

На кол сажали бунтовщиков и изменников Родине

Казнь происходила следующим образом. Сначала палач слегка насаживал тело преступника на кол, а потом ставил «деревяшку» вертикально. Под тяжестью собственного веса, жертва постепенно опускалась все ниже и ниже. Но происходило это медленно, поэтому у обреченного была пара-тройка часов мучений, прежде чем кол выходил через грудь или шею.

Особо «отличившийся» сажали на кол с перекладиной, чтобы острие не достало до сердца. И тогда мучения преступника значительно растягивались.

А это «развлечение» вошло в обиход российских палачей во время правления Петра Первого. Приговоренного к смертной казни преступника привязывали к бревенчатому Андреевскому кресту, который был прикреплен к эшафоту. А в его лучах были сделаны специальные выемки.

Несчастного растягивали так, чтобы все его конечности заняли «нужное» место на лучах. Соответственно, места сгибов рук и ног, также должны были попасть куда нужно – в выемки. «Подгоном» как раз и занимался палач. Орудуя железной палкой, особой, четырехугольно формы, он наносил удары, раздробляя кости.

Участники Пугачевского бунта подверглись колесованию

Когда «пазл складывался», преступника несколько раз сильно били в живот, чтобы сломать позвоночник. После этого пятки несчастного соединяли с его же затылком и укладывали на колесо. Обычно, к этому времени жертва еще была жива. И ее оставляли умирать в таком положении.

В последний раз колесование принялось для самых ярых приверженцев Пугачевского бунта.

Этот вид казни любил Иван Грозный. Преступника могли кипятить в воде, масле или даже в вине. Несчастного сажали в котел, уже наполненной какой-либо жидкостью. Руки смертника фиксировались в специальных кольцах, находящихся внутри емкости. Делалось это для того, чтобы жертва не смогла сбежать.

Кипятить преступников в воде или масле любил Иван Грозный

Когда все было готово, котел ставили на огонь. Нагревался он довольно медленно, поэтому преступник варился заживо долго и очень мучительно. Обычно, такую казнь «прописывали» государственному изменнику.

Этот вид казни, чаще всего, применяли к женщинам, которые убили своих мужей. Обычно, их закапывали по горло (реже по грудь) в каком-нибудь наиболее оживленном месте. Например, на главной площади города или же местном рынке.

Сцену казни по средству закапывания прекрасно описал Алексей Толстой в своем эпохальном, хоть и незаконченном романе «Петр Первый».

Закапывали обычно мужеубийц

Пока мужеубийца была еще жива, к ней приставляли специального охранника – часового. Он строго следил за тем, чтобы никто не проявлял к преступнице сострадания и не пытался ей помочь, дав еды или воды. А вот если прохожие хотели поиздеваться над смертницей – пожалуйста. Такое не возбранялось. Хочешь плюнуть в нее – плюй, хочешь пнуть – пни. Охранник лишь поддержит инициативу. Также любой желающий мог подкинуть несколько монет на гроб и свечи.

Обычно, через 3-4 дня преступница умирала от побоев или же у нее не выдерживало сердце.

Самый известный человек, которому «посчастливилось» на себе испытать все ужасы четвертования – это знаменитый казак и бунтарь Степан Разин. Сначала ему отрубили ноги, потом руки и лишь после всего этого – голову.

Вообще-то, точно также должны были казнить и Емельяна Пугачева. Но ему первым делом отсекли голову, а только потом конечности.

К четвертованию прибегали только в исключительных случаях. За поднятое восстание, самозванство, измену Родине, личное оскорбление государя или же покушение его жизнь.

Степан Разин – самый известный четвертованный

Правда, подобные «мероприятия» на Руси практически не пользовались зрительским, так сказать успехом. Народ наоборот, сочувствовал и сопереживал приговоренным к смертной казни. В отличие, например, от той же «цивилизованной» европейской толпы, для которой лишение жизни преступника было всего лишь увеселительным «мероприятием». Поэтому на Руси, в момент исполнения приговора на площади царила тишина, нарушаемая лишь всхлипываниями. А когда палач завершал свое дело, люди расходились молча по домам. В Европе же наоборот, толпа свистела и кричала, требуя «хлеба и зрелищ».

В России по Псковской судной грамоте 1467 года смертью наказывалось: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража, совершенная в посаде в третий раз. Каждый последующий документ, устанавливающий ответственность за совершение преступлений, только ужесточал наказания. Судебник 1550 года значительно расширил сферу преступлений, караемых смертью: за первую кражу (если вор пойман с поличным или признался в краже в результате пытки), за вторую кражу и второе мошенничество (если преступник сознался в этом), за разбой, душегубство (убийство), за ябедничество (клевету) или иное «лихое» дело, за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, супружескую измену.

Однако известно, что в России суровость законов смягчается необязательностью их исполнения и волей главы государства. Борис Годунов, вступая на царство, дал обет прекратить смертные казни на пять лет. Поступок, безусловно, эффектный, учитывая, что народ уже «наелся» расправами на много лет вперед.

После Бориса Годунова в государстве Российском наступило суровое время смуты. Суд вершить было некогда и некому, поэтому уже не столько казнили, как просто убивали.

Инфляция цены человеческой жизни определила жестокость законов. В Уложении царя Алексея Михайловича 1649 года присутствует около шестидесяти преступлений, за которые полагается смертная казнь.

Первая глава Уложения определяла ответственность для «богохульников и церковных мятежников». Их предписывалось сжигать. Так же на костер была дорога тем, кто совращал православных в басурманскую веру.

Следовало наказывать смертной казнью не только за убийство в церкви, но и за воспрепятствование совершению литургии и святотатство.

По традиции смертная казнь полагалась за государственные преступления: измену, злоумышление на государево здоровье, сбор рати мятежа, сношение с врагом и прочее.

Новое законодательство жесткой рукой пыталось привить правила поведения в общественном месте. Убийство или увечье, учиненные в присутствии государя или судьи, непременно карались смертью.

Развивающийся государственный аппарат позаботился о защите своих прерогатив. Основанием для применения смертной казни были составление подложных бумаг от имени правительства или государя, приложение государевой печати к подложной бумаге, подделка приказных писем, выезд за границу без проезжей грамоты.

И, наконец, в новом законе появился целый комплекс экономических преступлений, предусматривающих для нарушителей высшую меру наказания. Воров теперь можно было казнить даже за проникновение в чужой дом, если был доказан злой умысел. Можно было казнить судей за взятки и покупателей мехов у ясачных инородцев без оплаты пошлины. Смертью теперь были чреваты даже употребление и продажа табака. А фальшивомонетчикам, как и раньше, полагалось заливать горло расплавленным металлом.

Новое законодательство определяло не только за что казнить, но и как. Например, указывалось: «Воров, которые довелись смертной казни, татей и разбойников вешать, а смертных убойцев казнить, сечь головы».

В Уложении царя Алексея Михайловича повешение также предписывалось назначать перебежчикам во вражеское войско и шпионам.

Казнь путем повешения в назидательных целях часто устраивалась на площадях, где воздвигали виселицы в форме букв «Т» или «Г». Правда для пойманных разбойников виселицы колотить было лень, и их вздергивали просто на деревьях. Для бунтовщиков виселицы иногда возводились на плотах, которые после совершения казни отправлялись вниз по большим рекам - для устрашения окрестного населения.

Самые жестокие казни, как и в других государствах, предназначались для мятежников. Самозванцев и главарей бунтов, как правило, четвертовали. На Руси это делали отсечением сначала рук и ног, а потом головы. В 1654 году так был казнен ЛжеШуйский - Тимошка Анкудинов, потом заговорщики Соковнин и Циклер, а в 1671 году – атаман Стенька Разин.

Как осуществлялась эта казнь можно представить на примере экзекуции над авантюристом и пьяницей Тимошкой Анкудиновым. Любимым времяпровождением Тимошки были пьянки с распутными девками в кабаках и игра в зернь. За этим занятием утекло и женино приданное и любовь близких. Отец умер, прокляв его, мать ушла в монастырь, а жена извелась в слезах и горе. Пропив все кроме ума, Тимофей опомнился и взялся за этот самый ум. И тот не подвел его. За три года Анкудинов сделал головокружительную карьеру в Москве. Ему доверили заведовать сбором денег и хранением казны в приказе. Увы, водка опять оказалась сильнее силы воли. Начал он потихонечку пропивать доверенную ему царскую казну.

По тем временам за казнокрадство отсекали руку. Свою руку Тимоха пожалел, а вот жену нет. Перед ревизией доверенной ему казны он учинил настоящее злодейство. Запер уснувшую жену в горнице и подпалил дом, после чего с польским шляхтичем Конюховским пустился в бега. От дома Анкудиновых в Москве выгорела целая улица, но все решили, что Тимофей с женою сгорели.

А между тем Анкудинов удрал в Польшу, где стал выдавать себя за сына умершего Василия Шуйского и претендента на московский престол.

В заграничных странствиях самозванца Тимошку милостиво принимали и король Владислав, и Богдан Хмельницкий, и хан Давлет-Гирей. Но особенно хорошо встретила его шведская королева Христина, которая назначила ему дом для помещения, обед со своего стола, 4 коня, 10 человек прислуги и 5000 талеров в месяц, а также пообещала содействие в занятии престола. Самозванцу повезло, что иностранцы плохо знали русскую историю, а в частности тот факт, что у Василия Шуйского вовсе не было детей.

Анкудинов и его товарищ Конюховский катались как сыр в масле. Беспрерывные балы, пиры, охоты и другие развлечения знати пришлись им весьма по вкусу. Наверное, за блеском красивой жизни Тимофей уже и позабыл кого обманул и обворовал на своей родине, но те люди его не забыли. Когда королеве Христине донесли, кто скрывается за личиной сына Шуйского, она пришла в неописуемый гнев. И тотчас приказала схватить Тимофея.

Но Анкудинов успел скрыться. Однако его настигли в Ревеле и бросили в тюрьму. Судьба последний раз преподнесла ему подарок. Тимошке удалось бежать из тюрьмы. Он объехал еще несколько стран. Роковым для него оказалось пребывание в Нейштадте. Там Анкудинов нос к носу столкнулся с обворованным им купцом Миклафом, был опознан и схвачен. За 100 000 червонцев герцог Голштинский с радостью выдал самозванца России.

В августе 1654 года в Москве жуликам устроили позорную процессию к лобному месту. Первым везли Костю Конюховского. За ним Анкудинова. Его шею обхватывал толстый железный ошейник, от которого шла цепь, прикованная к широкому обручу, служившему поясом. Руки были связаны за спиною веревкой, концы которой волочились по земле. Рядом на коне ехал подьячий и кричал: «Глядите, православные, вот лиходей и государев изменник!»

Под улюлюканье толпы Анкудинова и Конюховского доставили на лобное место, расположенное на площади Большого рынка в Кремле. Там палач сперва отрубил Анкудинову левую руку и левую ногу, потом - правую руку и правую ногу и, наконец, голову. Палачи наткнули их на пять кольев и бросили в свальную яму. К Конюховскому правосудие проявило снисходительность, он лишился лишь трех пальцев, после чего был отправлен в Сибирь. Причем по ходатайству патриарха Конюховскому отрубили пальцы на левой, а не на правой руке, дабы он мог креститься.

Иногда руководителей бунтов сажали на кол. В 1606 году посадили на кол мятежника Аничкина, а в 1614 году - Заруцкого, сообщника Марины Мнишек.

Простых бунтовщиков предпочитали топить и вешать. Иногда к ним применялось повешение за ребро. В 1676 г. воевода Мещеринов, взяв Соловецкий монастырь, «многих за ребра вешал». Любопытно, что эту казнь нередко применял и вождь бунтовщиков Степан Разин.

При таком виде повешения железный крюк вонзался осужденному в бок, поддевался под ребро и высовывался наружу. Повешенный принимал, таким образом, изогнутое положение: ноги и голова свешивались вниз. Руки иногда связывались, иногда – нет. Но сползти с крюка даже со свободными руками было почти невозможно. Известны лишь единичные случаи, когда повешенные срывались с него. При казни раскольников иногда повешение за ребро сочетали с колесованием.

Мучения жертв, повешенных за ребро, могли длиться несколько дней, прежде чем они умирали от кровопотери и жажды. К женщинам на Руси применялся схожий, но еще более страшный вид казни. В русских летописях начала XVII века есть рассказы о том, как женщинам прорезали груди и, продев в раны веревки, подвешивали на перекладинах.

Исключительно для женщин имелся и еще один вид казни – окопание. Он применялся в качестве наказания за убийство мужа. Казнь осуществлялась в людном месте – на площади или на рынке. Осужденная закапывалась живой стоймя или на коленях - по плечи, со связанными за спиной руками. К ней приставлялась стража, чтобы несчастной никто не давал еды и питья. Единственно, что дозволялось – бросать ей деньги, которые затем шли на гроб и свечи. Днем священник молился при зажженных свечах за душу погибающей и давал ей напутствие.

Смерть при такой казни наступала на второй или третий день, главным образом, от жажды и от самоотравления организма, лишенного воздуха. Но иногда женщины боролись за жизнь и дольше. Известен случай, когда одна из женщин, будучи закопанной, продержалась 31 день. Видимо ей все же давали еду и питье.

Когда требовалось ускорить смерть, то вокруг жертвы уплотняли землю, выстукивая ее большим деревянным молотком или торцом кола. Уплотнявшийся таким образом грунт сильнее сдавливал грудь - и тогда смерть наступала в течение нескольких часов.

Английский посол в России Чарльз Витворт так описал казнь через окопание, свидетелем которой он стал в 1706 году: «В яму, вырытую на площади, женщину-убийцу опустили живою и засыпали ее там до плеч; затем прямо перед ее глазами поставили плаху, на которой тут же обезглавили прислужницу, помогавшую убийце; другого сообщника - управителя и вместе любовника зарытой - повесили прямо над ее головой. Оба трупа оставались перед нею и это ужасное зрелище устранено было с глаз ее только 24 часа спустя, по просьбе многих лиц; сама же она оставалась без пищи и питья до ночи 24-го ноября, когда, наконец, землю вокруг нее прибили плотнее с целью ускорить смерть, иначе несчастная прожила бы еще два или три дня в ужасном положении».

Закопанные по горло в землю женщины вызывали сочувствие у окружающих. Порой, по просьбе общественности их амнистировали. Например, когда в 1677 году, когда на торговой площади во Владимире была закопана некая Фетюшка за то, что отсекла косой голову своему мужу, в ее защиту выступило духовенство. Настоятели двух владимирских монастырей с братией и игуменья женского монастыря с сестрами подали воеводе челобитную, «чтоб ее, жонку Фетюшку, из земли вынуть и постричь в монастырь, ради его царского многолетнего здравия и ради поминовения блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича. И из земли она, жонка Фетюшка, вынята и послана постричь в Успенский девичий монастырь».

В 1682 г. ямская жена Маринка и стрелецкая жена Дашка Перепелка «окопаны были в землю трои сутки и в земле обещались постричься и злых дел не творить; и указал великий государь тех жонок выкопать и постричь».

Во второй половине XVII в. смертная казнь через окопание то отменялась, то опять восстанавливалась. Наконец, видимо под влиянием иностранцев, считавшей ее варварским обычаем, она была окончательно ликвидирована в России.

Расстрел в допетровские времена почти не применялся. При Федоре Алексеевиче известен один случай расстрела: в 1679 г. по приказу мангазейского воеводы был повешен за ноги и расстрелян вор, выходец из юратской самояди.

Правда, вольные донские казаки расстрел в виде казни практиковали широко. Причем применяли его как за воровство, так и за «некрепкую дружбу».

В царствование Алексея Михайловича отрабатывалось не только новое законодательство, но и ритуалы смертной казни.

В Судебнике 1669 говорилось, что казни преступников «в пустых местах не вершить, а вершить в тех местах, где они воровали или где они жили».

В Москве казни совершались на Красной площади у Лобного места возле Спасских ворот и на Козьем болоте. Иногда - на Яузе и на Москве-реке.

Лобное место получило свое название из-за местонахождения - на взлобье - крутом берегу реки. Оно служило не только для наказания преступников, но и для объявлений. С Лобного места объявлялись важнейшие указы, обращались к люду цари и патриархи. Это место было выложено кирпичом и оснащено деревянной решеткой, запирающейся на железный засов. При царе Алексее Михайловиче у Лобного места стояли пушки и был царев кабак.

Но прежде чем попасть на лобное место преступник должен был быть не только осужден, но и подвергнут определенному ритуалу. После объявления приговора преступника сажали на неделю в покаянную избу, где он постился и готовился к причастию. За день-два до казни туда приходил священник. «После сказки в покаянной избе поститься неделю до причастия святых тайн, а по причастии святых тайн быти им два дня, а в третий день их вершить» - так регламентировал процедуру покаяния царь Алексей Михайлович.

Однако в 1653 году покаянные избы для татей и разбойников были отменены. А патриарх Никон запретил «не токмо причащати разбойников и татей, но ниже исповедовать их в последний час казни их».

В процедуре казни имелись нюансы. По воскресеньям не казнили. Беременным женщинам давали отсрочку до разрешения от бремени. Отступников от веры православной полагалось перед казнью троекратно уговаривать вновь обратиться в прежнюю религию.

К месту казни преступникам порой организовывали позорную, но пышную процессию. Например, в 1696 году для изменника немчина Якушки ее организовали таким образом: он стоял на телеге, запряженной в четверню, на телеге же стояла виселица, в которую были воткнуты два топора, два ножа, повешены два хомута, два ремня, двое клещей, с перекладины виселицы спускались десять кнутов. Якушка был одет в турецкое платье, чалму. Руки и ноги его украшали толстые цепи, на шее петля, конец которой был привязан к перекладине виселицы. На перекладине надпись: «Сей злодей веру свою четырежды переменил, изменник стал Богу и человеком, католик сей стал протестантом, потом грек, а в конец магометанин». Выше были изображены луна и звезда - символы магометанства, а на груди надпись: «Злодей».

Несмотря на жестокость законов Россия могла бы стать примером гуманности для цивилизованной Европы. В ней не было инквизиции, безумного истребления ведьм, кровопролития между католиками и протестантами. Но не стала. В России православная церковь тоже не являла собой образец терпимости и прощения.

Массовые казни среди духовенства вызвал раскол в русской церкви. Все началось с того, что сын мордовского крестьянина Никита Минов, ставший московским патриархом Никоном затеял церковную реформу. Он решил унифицировать церковную обрядность и установить единообразие церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды, принятые в Византийской империи. Стремясь сделать русскую церковь центром мирового православия, Никон за дело взялся жестко, по принципу «лес рубят, щепки летят».

С приверженцами старой русской церкви не церемонились. По всей стране запылали костры для старообрядцев.

В XVII веке казнь путем сожжения была предусмотрена «за богохульство, за волховство, за чернокнижничество». При царе Алексее Михайловиче «старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями...» В Тотьме в 1674 году сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче.

Но особенно часто сожжение применялось как мера наказания раскольникам за их приверженность «старой вере». Хотя вера у раскольников была та же самая, что у патриарха – православная, но богослужение они вели по-старому, а следовало по-новому, по "никониански". Нюансов между старым и новым богослужением было немало, но ныне они не кажутся такими уж значительными, чтобы ради них идти на костер или отправлять туда своих ближних. Камнями преткновения между старой и новой верой было, например, сколькими перстами креститься – двумя или тремя или как совершать крестный ход – по ходу или против солнца.

Но во второй половине XVII века эти нюансы были для священнослужителей важнее жизни. В этот период были преданы мучительной смерти сотни приверженцев старой веры. А апофеозом борьбы со староверами стала расправа над иноками Соловецкой обители.

Эти иноки никого не убили, никого не ограбили, но они покусились на нечто более важное для тех времен – господствующую религию. Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Они писали царю:

«Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки».

Царь решил сломить упрямство староверов силой и в 1668 году отправил в Соловецкий монастырь войска. Иноки не пустили к себе стрельцов и превратили свою святую обитель в крепость, приготовившись к ее защите. Целых восемь лет понадобилось царским войскам, чтобы сломить сопротивление божьих людей. В ночь на 22 января 1676 года благодаря предательству одного из братии стрельцы через тайный лаз ворвались в обитель, и началась страшная расправа над обитателями монастыря.

Для наказания почти четырех сотен защитников обители использовались все три вида массовых казней: одних повесили, других лишили головы на плахах, третьих утопили в проруби. Но к расправе подошли творчески. Это был один из первых случаев на Руси когда широко применялось повешение на крюке за ребро. Утопление тоже разнообразили. Кого-то просто спускали в прорубь, а иных вмораживали в лед, чтобы своей печальной участью они до весны устрашали других упрямцев.

Так же в целях устрашения полгода не убирали тела убитых и казненных. Их похоронили только тогда, когда пришел специальный царский указ предписывающий сделать это.

А разгромленную и разграбленную обитель заселили лояльными монахами, присланными из Москвы, которые вели богослужение по новым книгам и крестили тремя перстами.

Самое знаменитое в России сожжение - это сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Есть у людей истово верующих такая черта, как нетерпимость к любой другой вере. Аввакум был ревнителем древнего благочестия. Патриарх Никон – сторонником новшеств. Принципиальный спор между ними развернулся относительно того сколькими перстами креститься. Крылатой стала фраза Аввакума: «Лучше бо человеку не родиться, нежели тремя персты знаменатися».

Патриарх Никон долго пытался перевоспитать Аввакума. Сначала Петрова расстригли и предали анафеме – не помогло. Тогда сослали его на Север. Опять мера не возымело эффекта. В земляной келье Пустозерского острога Аввакум провел 15 лет, в течение которых написал свои главные сочинения. Опасаясь, что речи раскольника приведут к бунту, царь Федор Алексеевич приказал отправить его на костер.

14 апреля 1682 года в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» сожжен в земляном срубе главный идеолог старообрядства протопоп Аввакум Петров. Вместе с ним приняли мученическую смерть его ближайшие сподвижники старообрядцы Епифаний, Лазарь и Федор. Получается, что в Европе сжигали колдунов, а на Руси – строобрядцев.

К уголовным преступникам власть по традиции относилась более терпимо, чем к политическим. В 1653 году царь Алексей Михайлович даже организовал для них амнистию, повелев освободить и отправить в ссылку сидевших в тюрьмах и ждавших казни татей и разбойников.