Биографии Характеристики Анализ

Снижение выброса токсичных веществ с отработавшими газами. Снижение выброса токсичных веществ с отработавшими газами Этанол сгорает с низким уровнем выброса токсичных

Несмотря на то, что в практике отопления жилищ мы постоянно сталкиваемся с необходимостью обеспечения безопасности из-за присутствия в атмосфере помещений токсичных продуктов сгорания, а также образования взрывоопасных газовых смесей (при утечках используемого в качестве топлива природного газа), эти проблемы по-прежнему актуальны. Предупредить неблагоприятные последствия позволяет применение газоанализаторов.

Г орение, как известно, - частный случай реакции окисления, сопровождающейся выделением света и тепла. При сгорании углеродного топлива, в том числе газового, углерод и водород, входящие в состав органических соединений, или преимущественно углерод (при сжигании угля) окисляются до диоксида углерода (СО 2 - углекислого газа), монооксида углерода (СО - угарного газа) и воды (H 2 O). Кроме того, в реакции вступают азот и примеси, содержащиеся в топливе и (или) в воздухе, который подается к горелкам теплогенераторов (котельных агрегатов, печей, каминов, газовых плит и др.) для сжигания топлива. В частности, продуктом окисления азота (N 2) являются оксиды азота (NO x) - газы, также относящиеся к вредным выбросам (см. табл.).

Таблица. Допустимое содержание вредных выбросов в отводящихся от теплогенераторов газах по классам оборудования согласно Европейскому стандарту.

Угарный газ и его опасность

Риск отравления угарным газом сегодня по-прежнему достаточно высок, что связано с его высокой токсичностью и неосведомленностью населения.

Чаще всего отравление угарным газом случается при неправильной эксплуатации или неисправностей каминов и традиционных печей, установленных в частных домах, банях, но нередки и случаи отравления, вплоть до летальных исходов, при индивидуальном отоплении газовыми котлами. Кроме того, отравление угарным газом нередко наблюдается, и часто также с летальным исходом, при пожарах и даже при локализованных возгораниях вещей в помещениях. Общим и определяющим фактором при этом является горение при недостатке кислорода - именно тогда вместо безопасного для здоровья человека углекислого газа образуется в опасных количествах угарный газ.

Рис. 1 Сменный сенсор газоанализатора вместе с плато управления им

Поступая в кровь, монооксид углерода связывается с гемоглобином, образуя карбоксигемоглобин. При этом гемоглобин утрачивает способность к связыванию кислорода и транспортировке его к органам и клеткам организма. Токсичность угарного газа такова, что при присутствии его в атмосфере в концентрации всего 0,08 % у дышащего этим воздухом человека до 30 % гемоглобина переходит в карбоксигемоглобин. При этом человек уже чувствует симптомы легкого отравления - головокружение, головную боль, тошноту. При концентрации СО в атмосфере 0,32 % до 40 % гемоглобина превращается в карбоксигемоглобин, и человек находится в средней тяжести отравления. Состояние его таково, что не хватает сил самостоятельно покинуть помещение с отравленной атмосферой. При повышении содержания СО в атмосфере до 1,2 % в карбоксигемоглобин переходит до 50 % гемоглобина крови, что соответствует развитию у человека коматозного состояния.

Оксиды азота - токсичность и вред экологии

При сжигании топлива азот, присутствующий в топливе или воздухе, подающемся для сгорания, образует с кислородом монооксид азота (NO).Спустя некоторое время этот бесцветный газ окисляется под воздействием кислорода и образуется диоксид азота (NO 2). Из оксидов азота именно NO 2 наиболее опасен для здоровья человека. Он сильно раздражает слизистые оболочки дыхательных путей. Вдыхание ядовитых паров диоксида азота может привести к серьезному отравлению. Человек ощущает его присутствие даже при малых концентрациях, составляющих всего 0,23 мг/м 3 (порог обнаружения). Однако способность организма обнаруживать присутствие диоксида азота пропадает после 10 минут вдыхания. Ощущается чувство сухости и першения в горле, но и эти признаки исчезают при продолжительном воздействии газа в концентрации, в 15 раз превышающей порог обнаружения. Таким образом, NO 2 ослабляет обоняние.

Рис 2 Сигнализатор угарного газа

Кроме того, в концентрации 0,14 мг/м 3 , что ниже порога обнаружения, диоксид азота снижает способность глаз адаптироваться к темноте, а в концентрации всего 0,056 мг/м 3 затрудняет дыхание. Люди с хроническими заболеваниями легких испытывают затрудненность дыхания и при более низкой его концентрации.

Подвергающиеся действию диоксида азота люди чаще болеют заболеваниями дыхательных путей, страдают бронхитом и воспалением легких.

Диоксид азота и сам может вызывать поражение легких. Попадая в организм, NO 2 при контакте с влагой образует азотистую и азотную кислоты, которые разъедают стенки альвеол легких, следствием чего может стать отек легких, часто ведущий к летальному исходу.

Кроме того, выбросы диоксида азота в атмосферу под воздействием ультрафиолетового излучения, входящего в спектр солнечного света, способствуют образованию озона.

Образование оксидов азота зависит от содержания азота в топливе и подающемся для горения воздухе, времени пребывания азота в зоне горения (длины факела пламени) и температуры пламени.

По месту и времени образования выделяют быстрые и топливные оксиды азота. Быстрые NO x образуются в процессе реакции азота со свободным кислородом (избыточного воздуха) в реакционной зоне пламени.

Топливные NO x образуются при высоких температурах горения в результате соединения содержащегося в топливе азота с кислородом. Данная реакция поглощает тепло и характерна для сжигания дизельного и твердого органического топлива (дров, пеллет, брикетов). В процессе сгорания природного газа топливные NO x не образуются, поскольку природный газ не содержит азотных соединений.

Решающими критериями при образовании NO x являются концентрация кислорода в процессе сгорания, время пребывания воздуха, идущего на горение, в зоне горения (длина факела пламени) и температура пламени (до 1200 °C - низкое, от 1400 °C - значительное и от 1800 °C - максимальное образование термальных NO x).

Образование NO x можно снизить с помощью современных технологий горения, таких как «холодное пламя», рециркуляция дымовых газов и низкий уровень избыточного воздуха.

Несгораемые углеводороды и сажа

Несгораемые углеводороды (C x H y) также образуются в результате неполного сгорания топлива и способствуют образованию парникового эффекта. В данную группу входят метан (CH 4), бутан (C 4 H 10) и бензол (C 6 H 6). Причины их образования аналогичны причинам образования CO: недостаточное распыление и перемешивание при использовании жидкого топлива и недостаток воздуха при использовании природного газа или твердого топлива.

Кроме того, в результате неполного сгорания в дизельных горелках образуется сажа - по сути, чистый углерод (С). При нормальных температурах углерод реагирует очень медленно. Для полного сгорания 1 кг углерода (C) требуется 2,67 кг O 2 . Температура воспламенения - 725 °C. Более низкие температуры ведут к образованию сажи.

Природный и сжиженный газ

Отдельную опасность представляет само газовое топливо.

Природный газ почти полностью состоит из метана (80-95 %), остальное, по большей части, приходится на этан (до 3,7 %) и азот (до 2,2 %). В зависимости от района производства, в него могут входить в незначительных количествах серные соединения и вода.

Опасность несут утечки газового топлива из-за повреждения газового трубопровода, неисправной газовой арматуры или просто забытой в открытом состоянии при подаче газа на конфорку газовой плиты («человеческий фактор»).

Рис 3 Проверка на утечку природного газа

Метан в тех концентрациях, в которых он может присутствовать в атмосфере жилых помещений или на улице, не токсичен, но в отличие от азота, очень взрывоопасен. В газообразном состоянии он образует с воздухом взрывоопасную смесь в концентрациях от 4,4 до 17 %, наиболее взрывоопасная концентрация метана в воздухе - 9,5 %. В бытовых условиях такие концентрации метана в воздухе создаются при накапливании его при утечках в объемах замкнутых помещений - кухонь, квартир, подъездов. К взрыву в таком случае может привести искра, проскочившая между контактами выключателя электросети, при попытке включить электрическое освещение. Последствия взрывов часто носят катастрофический характер.

Особую опасность при утечках природного газа представляет отсутствие запаха его компонентов. Поэтому накапливание его в замкнутом объеме помещения происходит незаметно для людей. Для обнаружения утечки в природный газ добавляют одорант (с целью имитации запаха).

В автономных системах отопления находит применение сжиженный углеводородный газ (СУГ), представляющий собой побочные продукты нефтяной и топливной промышленности. Основными его компонентами являются пропан (C 3 H 8) и бутан (C 4 H 10). СУГ хранится в жидком состоянии под давлением в газовых баллонах и газгольдерах. Он также образует взрывоопасные смеси с воздухом.

СУГ образует с воздухом взрывоопасные смеси при концентрации паров пропана от 2,3 до 9,5 %, нормального бутана - от 1,8 до 9,1 % (по объему), при давлении 0,1 МПа и температуре 15-20 °C. Температура самовоспламенения пропана в воздухе составляет 470 °C, нормального бутана - 405 °C.

При стандартном давлении СУГ является газообразным и тяжелее воздуха. При испарении из 1 л сжиженного углеводородного газа образуется около 250 л газообразного, поэтому даже незначительная утечка СУГ из газового баллона или газгольдера может быть опасной. Плотность газовой фазы СУГ в 1,5-2 раза больше плотности воздуха, поэтому он плохо рассеивается воздухе, особенно в закрытых помещениях, и может скапливаться в естественных и искусственных углублениях, образуя с воздухом взрывоопасную смесь.

Газоанализаторы как средство газовой безопасности

Вовремя обнаружить присутствие в атмосфере помещений несущие опасность газы позволяют газовые анализаторы. Эти приборы могут иметь разную конструкцию, сложность и функциональность, в зависимости от чего подразделяются на индикаторы, течеискатели, газосигнализаторы, газоанализаторы, газоналитические системы. В зависимости от исполнения они выполняют разные функции - от простейших (подача аудио и/или видеосигнала), до таких как мониторинг и регистрация с передачей данных по Internet и/или Ethernet. Первые, обычно используемые в системах безопасности, сигнализируют о превышении пороговых значений концентрации часто без количественной индикации, последние, в состав которых часто входят несколько датчиков, применяются при наладке и регулировании оборудования, а также в автоматизированных системах управления как составные части, отвечающие не только за безопасность, но и за эффективность.

Рис 4 Настройка работы газового котла с помощью газового анализатора

Важнейшим компонентом всех газоаналитических приборов являются сенсоры - чувствительные элементы небольших размеров, генерирующие сигнал, зависящий от концентрации определяемого компонента. Для повышения избирательности детектирования на входе иногда размещают селективные мембраны. Существуют электрохимические, термокаталитические/каталитические, оптические, фотоионизационные и электрические сенсоры. Их масса обычно не превышает нескольких граммов. Одна модель газового анализатора может иметь модификации с различными сенсорами.

В основе работы электрохимических сенсоров заложены превращения определяемого компонента в миниатюрной электрохимической ячейке. Используются инертные, химически активные или модифицированные, а также ионоселективные электроды.

Оптические сенсоры измеряют поглощение или отражение первичного светового потока, люминесценции или тепловом эффекте при поглощении света. Чувствительный слой может быть, например, поверхностью волокна световода или иммобилизованной на нем фазой, содержащей реагент. Волоконно-оптические световоды позволяют работать в ИК, видимом и УФ диапазонах.

В основе термокаталитического метода - каталитическое окисление молекул контролируемых веществ на поверхности чувствительного элемента и преобразование выделяющегося тепла в электрический сигнал. Его значение определяется концентрацией контролируемого компонента (суммарной концентрацией для совокупности горючих газов и паров жидкостей), выражаемой в процентах НКПР (нижнего концентрационного предела распространения пламени).

Важнейший элемент фотоионизационного сенсора - источник вакуумного ульрафиолетового излучения, который определяет чувствительность детектирования и обеспечивает его селективность. Энергия фотонов достаточна для ионизации большинства наиболее часто встречающихся загрязнителей, но мала для компонентов чистого воздуха. Фотоионизация происходит в объеме, поэтому сенсор легко переносит большие концентрационные перегрузки. Переносные газоанализаторы с такими сенсорами часто используют для контроля воздуха рабочей зоны.

К электрическим сенсорам относятся полупроводники с электронной проводимостью на основе оксидов металлов, органические полупроводники и полевые транзисторы. Измеряемыми величинами являются проводимость, разность потенциалов, заряд или емкость, изменяющиеся при воздействии определяемого вещества.

В разных приборах для определения концентрации CO применяются электрохимические, оптические, электрические сенсоры. Для определения газообразных углеводородов и, прежде всего, метана применяются фотоионизационные, оптические, термокаталитические, каталитические и электрические (полупроводниковые) сенсоры.

Рис 5. Газовый анализатор

Применение газоанализаторов на газораспределительных сетях регламентируется нормативными документами. Так, СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» предусматривает обязательную установку на внутренних газовых сетях газоанализатора, выдающего сигнал отсечному клапану на закрытие в случае скопления газа в концентрации 10 % от взрывоопасной. Согласно п. 7.2. СНиПа, «помещения зданий всех назначений (кроме жилых квартир), где устанавливается газоиспользующее оборудование, работающее в автоматическом режиме без постоянного присутствия обслуживающего персонала, следует оснащать системами контроля загазованности с автоматическим отключением подачи газа и выводом сигнала о загазованности на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала, если другие требования не регламентированы соответствующими строительными нормами и правилами.

Системы контроля загазованности помещений с автоматическим отключением подачи газа в жилых зданиях следует предусматривать при установке отопительного оборудования: независимо от места установки - мощностью свыше 60 кВт; в подвальных, цокольных этажах и в пристройке к зданию - независимо от тепловой мощности».

Предупреждение вредных выбросов и повышение эффективности котельного оборудования

Кроме того, что газоанализаторы позволяют предупредить об опасных концентрациях газа в объеме помещений, с их помощью производится настройка работы котельного оборудования, без которой невозможно обеспечить заявляемые производителем показатели эффективности, комфорта, снизить затраты на топливо. Для этого применяются газоанализаторы дымовых газов.

С помощью газоанализатора дымовых газов необходимо настраивать настенные конденсационные котлы на природном газе. Следует контролировать концентрацию кислорода (3 %), угарного (20 ппм) и углекислого газа (13 % об.), коэффициент избытка воздуха (1,6), NO x .

В вентиляторных горелках, работающих на природном газе, также нужно контролировать концентрацию кислорода (3 %), угарного (20 ппм) и углекислого газа (13 % об.), коэффициент избытка воздуха (1,6), NO x .

В вентиляторных горелках, работающих на дизельном топливе, помимо всего предыдущего, перед использованием газоанализатора необходимо измерять сажевое число и концентрацию оксида серы. Сажевое число должно быть меньше 1. Этот параметр измеряется с помощью анализатора сажевого числа и говорит о качестве распыла через форсунки. При его превышении нельзя использовать газоанализатор для настройки, так как будет загрязняться тракт газоанализатора и станет невозможно добиться оптимальных показателей. Концентрация оксида серы (IV) - SO 2 говорит о качестве топлива: чем она больше, тем хуже топливо, при локальных избытках кислорода и влажности превращается в H 2 SO 4 , разрушающую всю топливосжигающую систему.

В пеллетных котлах следует контролировать концентрацию кислорода (5 %), угарного (120 ппм) и углекислого газа (17 % об.), коэффициент избытка воздуха (1,8), NO x . Необходимы предварительная защита тонкой фильтрации от запыленности дымовыми газами и защита от превышения рабочего диапазона по каналу СО. Он в считанные секунды может превысить рабочий диапазон сенсора и достигнуть 10000-15000 ппм.

Контрольная работа №1 11 кл

Вариант 1.

    Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:

.

способов.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

1) муки от попавших в неё железных опилок;

2) воды от растворённых в ней неорганических солей?

смеси. (

Мука и попавшие в неё

железные опилки

Вода с растворёнными в ней неорганическими солями

элемента .

этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу

Символ

химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище

о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера

химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов

следующие элементы: C, Si, Al, N.

последовательности.

4.

состояние;

кипения и плавления;

неэлектропроводные;

хрупкие;

тугоплавкие;

нелетучие;

электрический ток

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот N 2

и поваренная соль NaCl. (дайте развернутый ответ).

2

изделий и сладостей.

путём

CO 2

углекислого газа в воздухе.

содержит вещества (например, кислоты

упоминалась в тексте .

6.

.

9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине-зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 25 моль ортофосфата натрия.

10. Дайте объяснение: Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

11.

H 2 S + Fe 2 O 3 FeS + S + H 2 O .

12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых

Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 4, 4 г пропана?

13. Физиологическим раствором в медицине называют 0,9%-ный раствор хлорида натрия в воде. Рассчитайте массу хлорида натрия и массу воды, которые необходимы для приготовления 500 г физиологического раствора.

Запишите подробное решение задачи .

Контрольная работа №1 11 кл

Вариант 2.

1.Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:

отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация .

На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных

способов.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1) серы от попавших в неё железных опилок;

2) воды от частичек глины и песка?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения

смеси. ( таблицу перечертите в тетрадь)

2.На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического

элемента .

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических

элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует

этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу (таблицу перечертите в тетрадь)

Символ

химического

элемента

№ периода

№ группы

Металл/неметалл

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище

информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений,

о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также

о нахождении их в природе. Так, например, известно, что у химического элемента в периодах электроотрицательность увеличивается, а в группах уменьшается.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности

следующие элементы: F, Na, N, Mg. Запишите обозначения элементов в нужной

последовательности.

4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

при обычных условиях имеют жидкое,

газообразное и твёрдое агрегатное

состояние;

имеют низкие значения температур

кипения и плавления;

неэлектропроводные;

имеют низкую теплопроводность

твёрдые при обычных условиях;

хрупкие;

тугоплавкие;

нелетучие;

в расплавах и растворах проводят

электрический ток

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества кислород О 2

и сода Na 2 3 . (дайте развернутый ответ).

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая

представляет собой гидроксид кальция Ca(OH) 2 . Она находит применение при производстве:

фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских

изделий и сладостей.

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём

смешивания оксида кальция с водой , этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных

материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью

взаимодействовать с углекислым газом CO 2 , содержащимся в воздухе. Это же свойство

раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания

углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли

флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе

солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода

содержит вещества (например, кислоты ), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

5. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая

упоминалась в тексте .

6. Объясните, почему этот процесс называют гашением.

7. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым

газом, которая упоминалась в тексте. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

8. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между

гидроксидом кальция и соляной кислотой .

9. Хотя растения и животные нуждаются в соединениях фосфора как элемента, входящего в состав жизненно важных веществ, загрязнение природных вод фосфатами крайне негативно сказывается на состоянии водоемов. Сброс фосфатов со сточными водами вызывает бурное развитие сине-зеленых водорослей, а жизнедеятельность всех прочих организмов угнетается. Определите количество катионов и анионов, образующихся при диссоциации 15 моль ортофосфата калия.

10. Дайте объяснение: Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

11. Дана схема окислительно-восстановительной реакции

Расставьте коэффициенты. Запишите электронный баланс.

Укажите окислитель и восстановитель.

12. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например, в газовых

зажигалках и при отоплении загородных домов.

Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 5г пропана?

Запишите подробное решение задачи.

13. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран.

Какой объем раствора может приготовить фармацевт из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?

ВПР. Химия. 11 класс Код
11 КЛАСС Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь ввиду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ХИМИЯ
11 КЛАСС ОБРАЗЕЦ Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут. Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
– таблица растворимости солей, кислот и оснований вводе электрохимический ряд напряжений металлов
– непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое неуда тся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания , суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка, действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов. Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения
1) муки от попавших вне железных опилок
2) воды от растворённых в ней неорганических солей Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси. Смесь Номер рисунка Способ разделения смеси Мука и попавшие вне железные опилки Вода с растворёнными в ней неорганическими солями На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента. На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент. Ответы запишите в таблицу. Ответ Символ химического элемента
№ периода
№ группы Металл неметалл
1
2

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойство способах получения вещества также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиусов атомов следующие элементы N, C, Al, Si. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности. Ответ ____________________________ В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение. Характерные свойства веществ Молекулярного строения Ионного строения при обычных условиях имеют жидкое , газообразное и твёрдое агрегатное состояние имеют низкие значения температур кипения и плавления
 неэлектропроводные; имеют низкую теплопроводность
 твёрдые при обычных условиях хрупкие тугоплавкие нелетучие в расплавах и растворах проводят электрический ток Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот и поваренная соль NaCl. Запишите ответ в отведённом месте
1) азот N
2
________________________________________________________________
2) поваренная соль NaCl ___________________________________________________
3
4

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите пропущенные названия групп или химические формулы веществ (по одному примеру формул, принадлежащих к данной группе. Прочитайте следующий текст и выполните задания 6–8. В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е, которая представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)
2
. Она находит применение при производстве фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских изделий и сладостей. Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение. Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано сего способностью взаимодействовать с углекислым газом CO
2
, содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе. Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа. Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты, вызывающие коррозию в сантехнических трубах.
5

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
6 1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая упоминалась в тексте. Ответ
2. Объясните, почему этот процесс называют гашением. Ответ
________________________________________________________________________________
1. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом , которая упоминалась в тексте. Ответ
2. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе. Ответ
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между гидроксидом кальция и соляной кислотой. Ответ
2. Объясните, почему эту реакцию используют для повышения рН воды. Ответ
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6
7
8

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Дана схема окислительно-восстановительной реакции.
H
2
S + Fe
2
O
3
→ FeS + S + H
2
O
1. Составьте электронный баланс этой реакции. Ответ
2. Укажите окислитель и восстановитель. Ответ
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции. Ответ Дана схема превращений
Fe Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
1) _________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________________ Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой. ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
КЛАСС/ГРУППА А)
CH
3
-СН
2
-СН
3
Б) В)
CH
3
-CH
2
OH
1) предельные углеводороды
2) спирты
3) непредельные углеводороды
4) карбоновые кислоты Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ
9
10
11

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты.
1) С
2
Н
6
+ ……...........… → С
2
Н
5
Cl + HCl
2) C
3
H
6
+ ……...........… → CO
2
+ H
2
O Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например в газовых зажигалках и при отоплении загородных домов. Какой объём углекислого газану) образуется при полном сгорании 4,4 г пропана Запишите подробное решение задачи. Ответ
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ Изопропиловый спирт используют как универсальный растворитель он входит в состав средств бытовой химии, парфюмерной и косметической продукции, стеклоомывающих жидкостей для автомобилей. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций получения этого спирта. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
CH
2
CH CH
3
CH
3
C CH
3
O
CH
3
CH CH
3
Br
CH
3
CH
CH
3
OH
1) _______________________________________________________
2) _______________________________________________________
3) _______________________________________________________
12
13
14

ВПР. Химия. 11 класс Код
© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Физиологическим раствором в медицине называют 0,9%-ный раствор хлорида натрия вводе. Рассчитайте массу хлорида натрия и массу воды, которые необходимы для приготовления
500 г физиологического раствора. Запишите подробное решение задачи. Ответ
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
15

ВПР
. Химия. 11 класс. Ответы 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ХИМИЯ
, 11
КЛАСС
Отв
еты
и критерии оценив
ания

задания
Отв
ет
1
Смесь
Номер
рисунка
Способ
разделения
смеси
Му ка и попавшие вне железные опилки Действие магнитом
Вода с раствор нными в ней неорганическими солями
Дистилляция
(перегонка
2
N; 2; 5 (или V); неметалл N

C

Si

Al
4 азот N
2
– молекулярное строение поваренная соль NaCl – ионное строение 132 Верный ответ на задание 3 оценивается одним баллом
Выполнен ие заданий 1, 2, 4, 11 оценивается следующим образом 2 балла – нет ошибок
1 балл – допущена одна ошибка 0 баллов – допущено две и более ошибки, или ответ отсутствует
Содержание
верного ответа и указания по оценива
н
ию

Баллы
Элементы ответа Записаны названия групп основания, соли записаны формулы веществ соответствующих групп
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Правильно заполнены три ячейки схемы 1 Допущено две и более ошибки Максимальный балл
5
ВПР
. Химия. 11 класс. Ответы 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
Элементы ответа
1) CaO + H
2
O = Ca(
OH)
2 2) При взаимодействии оксида кальция с водой выделяется большое количество теплоты, поэтому вода закипает и шипит, как при попадании на раскалённый уголь, когда костёр гасят водой (
или
«гашением данный процесс назван , потому что в результате образуется гашён ая известь
»)
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Ответ включает один из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
Элементы ответа
1) Ca(OH)
2
+ CO
2
= CaCO
3
↓ + H
2
O
2) В результате этой реакции образуется нерастворимое вещество карбонат кальция, наблюдается помутнение исходного раствора, что и позволяет судить о наличии углекислого газа в воздухе качественная реакция на Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Ответ включает один из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
Элементы ответа
1) OH

+ H
+
= H
2
O
2) Наличие кислоты в природной воде обусловливает низкие значения этой воды
Гидрок сид кальция
нейтрализу
ет
кисл
оту
, и значения повышаются Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Ответ включает один из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 2
6
7
8

ВПР

н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
1) Составлен электронный баланс) Указано, что сера в степени окисления –2 (или H
2
S) является восстановителем , а железо в степени окисления +3 или Fe
2
O
3
) – окислителем
3) Составлено уравнение реакции
3H
2
S + Fe
2
O
3
= 2FeS + S + 3
H
2
O Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Правильно записаны два из названных выше элементов ответа 2 Правильно записан один из названных выше элементов ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
Баллы
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений
1) Fe + 2HCl = FeCl
2
+ H
2 2) FeCl
2
+ 2AgNO
3
= Fe(NO
3
2
+ 2Ag
C
l
3) Fe(NO
3
2
+ 2KOH = F
e(OH)
2
.)

н
ию
Баллы
Элементы ответа
1)
С
2
Н
6
+ Cl
2

С
2
Н
5
Cl + HCl
2) 2C
3
H
6
+ 9O
2

6C
O
2
+ 6
H
2
O Возможны дробные коэффициенты) Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Допущена ошибка водном из элементов ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл
9
10
12
ВПР
. Химия. 11 класс. Ответы 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
1) Составлено уравнение реакции горения пропана
С
3
Н
8
+ О →
СО + НО) n(
С
3
Н
8
) = 4,4/44 = 0,1 моль СОСН моль) О) = 0,3 · 22,4 = 6,72 л Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Правильно записаны два из названных выше элементов ответа 2 Правильно записан один из названных выше элементов ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 3 Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
Баллы
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме
1)
C
H
3
CH
CH
2
+ H
2
O
H
2
SO
4
, t
°
CH
3
CH
CH
3
OH
CH
3
CC
H
3
O
+ кат+ вод н. р- р,
t
°
+ Допускаются иные, не противоречащие условию задания уравнения реакций
.)
Правильно записаны три уравнения реакций Правильно записаны два уравнения реакций 2 Правильно записано одно уравнение реакции 1 Все уравнения записаны неверно или ответ отсутствует 0 Максимальный балл Содержание верного ответа и указания по оценива
н
ию
(доп ускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла
Баллы
Элементы ответа
1) m
(NaCl) = 4,5 г
2) воды) = 495,5 г
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы Ответ включает один из названных выше элементов 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 2
13
14
15


С 1965 по 1980 г. во всем мире из 1307 смертельных случаев в крупных авариях, включающих пожары, взрывы или токсичные выбросы как на стационарных установках, так и во время транспортировки, 104 смертельных случая (8 %) связаны с выбросом токсичного вещества. Статистика по несмертельным случаям такова: общее число пораженных - 4285 человек, пострадали от токсичных выбросов - 1343 человека (32 %). До 1984 г. соотношение пострадавших и погибших в результате токсичных выбросов сильно отличалось от соотношения аварий с пожарами и взрывами. Однако авария, происшедшая 3 декабря 1984 г. в г. Бхопал (Индия), унесла около 4 тыс. жизней и внесла существенную поправку в это соотношение. Аварии с выбросом токсичных веществ сильно волнуют общественность во всех промышленно развитых странах.

Многие токсичные вещества, широко используемые в промышленности, из которых наиболее важными являются хлор и аммиак, хранятся в виде сжиженных газов под давлением не менее 1 МПа. В случае потери герметичности резервуаров, где хранится такое вещество, происходит мгновенное испарение части жидкости. Количество испарившейся жидкости зависит от природы вещества и его температуры. Некоторые токсичные вещества, которые являются жидкостями при обычной температуре, хранятся в резервуарах (под атмосферным давлением), снабженных дыхательной арматурой и соответствующими устройствами для предотвращения утечки в атмосферу, например специальной ловушкой с активированным углем. Одной из возможных причин потери герметичности резервуара может стать появление избыточного давления инертного газа, например азота, внутри парового пространства резервуара, что происходит в результате отказа редукционного клапана в случае отсутствия системы автоматического регулирования давления в резервуаре. Другая причина - унос остатка токсичного вещества вместе с водой, например при промывке резервуара.

Возможной причиной утечки из резервуаров может стать избыточное количество подводимого к резервуару тепла, например в виде солнечной радиации или тепловой нагрузки пожара на территории хранилища. Попадание в резервуар веществ, вступающих в химическую реакцию с содержимым, может также стать причиной токсичного выброса, причем даже в том случае, если само по себе содержимое обладало низкой токсичностью. Известны случаи, когда на предприятиях в результате неумышленных действий, например при смешивании соляной кислоты и отбеливателя (гипохлорита натрия), происходила утечка образовавшегося хлора. Попадание в резервуар веществ, ускоряющих полимеризацию или разложение, может привести к высвобождению такого количества тепла, которое вызовет выкипание части содержимого и приведет к образованию выбросов токсичных веществ.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.2. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе

Составьте сокращённое ионное уравнение упомянутой в тексте реакции между гидроксидом кальция и соляной кислотой.2. Объясните, почему эту реакцию используют для повышения рН воды

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

Составьте электронный баланс этой реакции.2. Укажите окислитель и восстановитель.

Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

10. Дана схема превращений: → → →

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой букве подберите класс

В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты.

1) → 2) →

13. Пропан сгорает с низким уровнем выброса токсичных веществ в атмосферу, поэтому его используют в качестве источника энергии во многих областях, например в газовых зажигалках и при отоплении загородных домов. Какой объём углекислого газа (н.у.) образуется при полном сгорании 4,4 г пропана? Запишите подробное решение задачи.

Изопропиловый спирт используют как универсальный растворитель: он входит в состав средств бытовой химии, парфюмерной и косметической продукции, стеклоомывающих жидкостей для автомобилей. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций получения этого спирта. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.



15. Физиологическим раствором в медицине называют 0,9%-ный раствор хлорида натрия в воде. Рассчитайте массу хлорида натрия и массу воды, которые необходимы для приготовления 500 г физиологического раствора. Запишите подробное решение задачи.

7. Элементы ответа:

2) В результате этой реакции образуется нерастворимое вещество - карбонат кальция, наблюдается помутнение исходного раствора, что и позволяет судить о наличии углекислого газа в воздухе (качественная реакция на )

8. Элементы ответа:

2) Наличие кислоты в природной воде обусловливает низкие значения pH этой воды. Гидроксид кальция нейтрализует кислоту, и значения pH повышаются.

9. Пояснение. 1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что сера в степени окисления –2 (или ) является восстановителем, а железо в степени окисления +3 (или ) - окислителем;

3) Составлено уравнение реакции:

10. Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

15.Пояснение. Элементы ответа:1) = 4,5 г 2) = 495,5 г