Биографии Характеристики Анализ

Древнейший метод познания. Понятия метода и теории

Успешность выполнения научной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.

Помимо специальных методов, применяемых в отдельных науках, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках, в том числе и в системе экономических наук.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы :

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Рассмотрим теперь подробнее некоторые общие методы научного познания.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других методов.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом – от имеющихся измерительных приборов.

Эксперимент – метод научного исследования, который предполагает целенаправленное изучение какого-либо явления посредством активного воздействия на него при помощи создания новых условий или через изменение течения процесса.

Эксперимент связан с наблюдением, но не тождествен ему. Эксперимент имеет ряд основных преимуществ перед наблюдением, а именно:

1) эксперимент дает возможность изучать то или иное явление в «чистом виде», изолировать явление от разного рода усложняющих обстоятельств;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;

3) в процессе эксперимента исследователь может вмешиваться в ход явления;

4) эксперимент можно повторить в любое время, когда это необходимо для целей научного исследования и когда налицо те же самые условия.

Эксперимент может проводиться как непосредственно с объектом исследования, так и с его моделью, т.е. с искусственно созданным объектом, который аналогичен исследуемому.

Рассмотренные методы используются в основном на эмпирическом уровне исследования. На эмпирическом и теоретическом уровнях исследований используются следующие методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.

Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего – с анализом и синтезом.

Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.

Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляются выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.

Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически, а базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом идут дальше предположения о некоторой причинно-следственной связи. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, оказывающее решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Индукция в широком смысле является формой мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. А дедукция – формой мышления, когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей.

Индуктивный метод исследования заключается в следующем: для получения общего знания о каком-либо классе предметов исследуются отдельные представители этого класса, определяются общие существенные признаки, а затем делается вывод о всем классе в целом. Другими словами, исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих.

Дедуктивный метод исследования заключается в следующем: для получения нового знания о предмете надо, во-первых, найти ближайший род, в который входит этот предмет, и, во-вторых, применить к этому предмету соответствующее положение, присущее всему роду. Другими словами, осуществляется переход от более общих знаний к менее общим.

Дедуктивный метод выгодно отличается от других методов познания тем, что при истинности исходного знания он дает истинное выводное знание. Однако было бы неверным переоценивать научную значимость дедуктивного метода, поскольку без получения исходного знания этот метод ничего не дает.

Моделирование – исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) посредством искусственно созданных объектов, сходных с исследуемым. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого и т.п. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие. Оно может заключаться либо в сходстве характеристик модели и объекта, либо в сходстве функций, осуществляемых моделью и объектом, либо в тождестве математического описания «поведения» объекта и его модели.

В последнее время широкое распространение получило моделирование на ЭВМ, в частности, появилось большое количество программ для ЭВМ, позволяющих моделировать экономические ситуации и явления. Моделирование с помощью ЭВМ обладает рядом достоинств, а именно: возможностью создания универсальных, удобных моделей; сравнительной дешевизной и быстротой проведения исследований.

Разрабатывая и применяя модели, необходимо не упускать из виду, что моделирование базируется на умозаключении по аналогии, а аналогия дает вероятностное значение. Другими словами, модель лишь приближенно отображает исследуемый объект и, следовательно, ее применение при исследовании может дать несоответствующие действительности результаты.

Из теоретических методов исследования остановимся на методе восхождения от абстрактного к конкретному, который представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности, к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является одним из главных приемов в материалистической диалектике, которая является методом познания действительности в ее противоречивости, целостности, развитии и предполагает применение парных категорий таких, как «форма» и «содержание», «явление» и «сущность», «общее» и «особенное», «количество» и «качество» и др.

Материалистическая диалектика в применении, например, к экономике включает следующие основные приемы познания :

1) восхождение знания от абстрактного к конкретному, т.е. сначала представления об экономических процессах доводятся до «чистого» (абстрактного) состояния, а затем это абстрактное воспроизводится в сознании в виде целостного объекта с учетом совокупности данных конкретных обстоятельств;

2) применение принципа единства «исторического» и «логического», когда из огромной массы фактов отбираются существенные, раскрывающие экономическую логику исторического развития;

3) признание экономического развития как результата «единства и борьбы противоположностей» различных субъектов рыночных отношений.

4) изучение генезиса (происхождения) экономических форм, т.е. прослеживание, из каких условий они проистекают, что представляют собой в зрелом виде и во что превратятся в будущем, исходя из первичной «клеточки», развивающейся в организм.

Предыдущая

Понятие «метод» (от греч. «методос» - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться в науке Нового времени.

Английский философ XVII в. Френсис Бэкон (1561-1626) сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Его по праву считают основоположником научного метода, он считал, что всякое знание должно базироваться на фактах и эксперименте и утверждал, что при сборе данных нужно не только отыскивать то, что подтверждает наши мысли, но учитывать противоречащие им факты. Этим Бэкон предвосхитил труды философа XX в. Карла Поппера, сделавшего фальсификацию, а не верификацию подлинной проверкой гипотезы. «Решающая проверка теории происходит, когда вы отыскиваете факты, противоречащие ей». Бэкон усматривал в природе механическую причинность, то есть суть вещей заключается непосредственно в прошлом, а не определяется целями, отнесенными к будущему. Бэкон и другие (включая Ньютона) склонялись к признанию двух божественных книг: одной была Библия – истина, поведанная людям, другая – природа. Но именно механическая причинность привела к устранению влияния религии и личности на научный метод. Только наука начала исследовать мир методично, рационально и беспристрастно, но при этом демонстрируя постоянно практическую выгоду своих открытий.

Не случайно, Ф. Бэкон выдвинул знаменитый афоризм: «Знание – сила» и пропагандировал эксперимент как главный метод научного исследования, считал, что только с научной инквизицией (пыткой природы) раскрываются тайны природы (сравнение - русское слово «естествоиспытатель»).

Научные открытия основываются на проведенных наблюдениях и логических выводах из них. Наука ничего не принимает на веру и ее ключевое правило – проверять, и в науке методы получения нового знания объединены в определенную систему так называемую методологию проведения научных исследований .

Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций применяемых в исследовательской деятельности от наблюдений объекта и события до построения теории и ее проверки.

Всякий научный метод – это свод регулятивных правил по выработке нового знания (эмпирического или теоретического).

Знание того, как добывается знание, - означает возможность, во-первых, воспроизводить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых, получать новое знание.

Сущность научного метода можно представить такой процедурой получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим, а наука – тем и выделяется, что в ней методы получения нового знания стали предметом анализа и открытого обсуждения.


И только в XVI - XVII вв., была осознана важность экспериментально-математического метода (Г. Галилей и Р. Декарт), на основе которого выросло классическое естествознание.

Научный метод – это инструмент в руках человека. Он может подсказать, как добиться того или иного результата. Наука может существенно поднять степень комфортности нашего существования, она знает или будет знать, как это сделать. Но во имя чего все это надо делать, что в конечном итоге хочет человек утвердить на Земле – эти вопросы находятся вне компетенции науки.

Ожидания цивилизованного мира прошлого века от перспектив развития науки явно стали не восторженными: по крайней мере, с обеспечением всеобщего благополучия наука явно не справилась, но это и не входит в функцию науки как социального института.

На пути к всемогуществу науки стоит сама природа человека – как существа макромира с макропредставлениями, никак неподходящими к микро- и мегамиру. Сформировать макрообраз, полностью адекватный микромиру и мегамиру невозможно. Наш «познавательный аппарат» при переходе к областям реальности, далеким от повседневного опыта, теряет свою надежность.

Бесспорно, открывая человеку большие возможности, наука одновременно высвечивает и области невозможного. Все это свидетельствует об одном – реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.

Научные методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

К эмпирическим методам относят: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование.

1) Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности для установления существенных свойств объектов познания.

2) Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

3) Измерение – количественная характеристика свойств объектов или сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

4) Эксперимент – наблюдение (исследование) в специально создаваемых и контролируемых условиях в целях установления причинной зависимости между заданными условиями и характеристиками изучаемого объекта.

5) Моделирование – воспроизведение свойств объекта (оригинала) на специально созданном его аналоге (модели), что позволяет исследовать процессы, характерные для оригинала.

К теоретическим методам относят: идеализацию, формализацию, теоретизацию, математическое моделирование, гипотетико-дедуктивный метод, метод проверки теории на адекватность.

1) Идеализация – мысленное выделение существенных и абстрагирование от несущественных свойств явлений или объектов.

2) Формализация – построение абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов и явлений действительности.

3) Теоретизация – построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

4) Математическое моделирование процессов или свойств объектов на основе исследования системы уравнений, описывающих изучаемый оригинал.

5) Гипотетико-дедуктивный (понятийно-дедуктивный) метод – получение необходимой информации с применением известных законов (гипотез) и дедуктивного метода (движения от общего к частному).

6) Метод проверки теории на адекватность (метод подтверждаемости) – сопоставление следствий, вытекающих из теории, и результатов математического моделирования на соответствие эмпирическим фактам.

Методы классифицируют и по степени общности их применения:

Например, общенаучные методы познанияприменяются во всех областях научного знания, отличаются универсальностью и работают как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания, и даже на уровне обыденного сознания.

Всеобщими методами человеческой деятельности являются: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация.

Метод - это набор приемов и операций, используемых в практической или теоретической деятельности. Методы выступают в качестве формы освоения действительности.

Методы познания по принципу соотношения общего и частного делятся на всеобщие (общечеловеческие), общенаучные (общелогические) и Также они классифицируются с точки зрения соотношения эмпирических или теоретических знаний на методы методы общие для эмпирического и теоретического исследования, а также - чисто теоретического исследования.

Нужно учитывать, что отдельные отрасли научных знаний применяют свои специальные, конкретно-научные способы изучения явлений и процессов, которые обусловлены сущностью исследуемого объекта. Однако есть методы, свойственные определенной науки, успешно применяются и в других областях знаний. К примеру, физические и химические применяются биологией, поскольку объекты изучения биологии включают в себя и физические, и химические формы существования и движения материи.

Всеобщие методы познания делятся на диалектические и метафизические. Их называют общефилософскими.

Диалектический сводится к познанию действительности в ее целостности, развитии и свойственных ей противоречиях. Метафизический является противоположностью диалектическому, он рассматривает явления, не учитывая их взаимосвязи и процессов изменения по времени. Примерно с середины XIX века метафизический метод вытесняется диалектическим.

Общелогические методы познания включают в себя синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, исторический и

Анализ - это разложение объекта на компоненты. Синтез - объединение познанных элементов в одно целое. Обобщение - мысленный переход от единичного к общему. Абстрагирование (идеализация) - внесение мысленных изменений в объект изучения в соответствии с целями исследования. Индукция - выведение общих положений из наблюдений частных фактов. Дедукция - аналитическое рассуждение от общего к частным деталям. Аналогия - правдоподобное и вероятное заключение о наличии сходных черт двух предметов, явлений по определенному признаку. Моделирование - создание на основе аналога модели с учетом всех свойств исследуемого объекта. Исторический метод - это воспроизведение фактов из истории изучаемого явления в их многогранности, учитывая детали и случайности. Логический метод - воспроизведение истории объекта исследования путем освобождения ее от всего случайного и несущественного.

Методы познания эмпирического делятся на измерение, наблюдение, описание, эксперимент и сравнение.

Наблюдение - организованное и целенаправленнее восприятие объекта изучения. Эксперимент - отличается от наблюдения характером, предполагающим постоянную активность участников. Измерение - процесс материального сравнения определенной величины с эталоном или установленной единицей измерения. В науке учитывают относительность свойств объекта изучения по отношению к этим средствам исследования.

Методы познания теоретического объединяют формализацию, аксиоматизацию,

Формализация - построение абстрактных и математических моделей, которые нацелены на раскрытие сути изучаемого объекта. Аксиоматизация - создание теорий на основании аксиом. Гипотетико-дедуктивный метод заключается в создании связанных дедуктивно гипотез, из которых можно вывести эмпирическое заключение об изучаемом факте.

Формы и методы познания непосредственно связаны между собой. Под формами познания понимают гипотезы, принципы, проблемы, идеи, теории, категории и законы.

Достаточно очевидным является то обстоятельство, что новое знание не появляется, и не развивается само по себе, оно вырабатывается в процессе познания. Для получения нового знания необходимы специальные методы исследования.

Начиная с Нового времени проблема метода познания становится одной из главных тем европейской философии. Философы пытались найти такие универсальные методы познания, которые бы привели к безусловно истинному знанию. Вспомним названия трудов философов того периода. В названии главного труда Ф. Бэкона "Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" отражена проблематика поисков истинного метода. Сам термин "органон" (от грсч. organon – орудие, инструмент) и означает метод как инструмент познания. Р. Декарт в это же время пишет свое знаменитое "Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках". В дальнейшем проблема метода познания продолжала оставаться в центре внимания философии. Г. Гегель разрабатывает диалектический метод познания, который на материалистической основе перерабатывается К. Марксом и Ф. Энгельсом. Методы познания являются предметом исследования методологии (от "метод" и греч. λόγος – учение; учение о методе) – учения о методах, методиках, способах и средствах познания.

Понятие метода (греч. methodos – путь к чему-либо) в самом общем смысле означает способ достижения определенных результатов в познании и практике. Основная функция метода – организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности .

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированыпо самым различным основаниям.

Для гносеологии особый интерес представляют общелогические методы, которые присущи познанию в целом и применяются как на обыденном, так и на теоретическом уровне познания.

Абстрагирование (от лат. abstractio – отвлечение) – это особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением в "чистом виде" тех свойств и отношений, которые важны для данного исследования.

Результатом абстрагирующей деятельности мышления на обыденном уровне является образование различного рода понятий, а на научном – научных понятий и категорий. В процессе логической деятельности ученого с помощью применения различных форм абстракций к объектам предметного уровня происходит формирование абстрактных объектов теоретического исследования. Здесь мы имеем такие объекты, как "газ", "жидкость", "вещество", "товар" и т.п., в которых выделяется одна какая-то характеристика, важная с точки зрения исследования. Например, понятие "товар" означает продукт труда, произведенный для продажи и обладающий потребительной стоимостью. При абстрагировании происходит отвлечение от всех несущественных свойств в рамках данной познавательной ситуации.

Аналогия (греч. analogia от апа – по образцу и logos – рассудок, т.е. соответствие) – логический вывод в процессе познания от частного к частному на основе некоторых элементов сходства. Аналогия как прием познания применяется повсеместно. Например, в обыденной жизни мы часто делаем вывод по аналогии с такими же явлениями в недавнем прошлом. В научном познании аналогия является одним из источников научных гипотез, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой объект, менее изученный, но сходный по существенным свойствам. Аналогия позволяет даже формулировать законы. Например, французский физик и инженер Ш. Кулон ввел в электростатику понятие точечного электрического заряда по аналогии с понятием материальной точки в механике и сформулировал основной закон электростатики, который по форме похож на закон всемирного тяготения И. Ньютона.

Есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза - это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Научные факты

Следует различать объективные и научные факты. Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли. Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.

Оценки противостоят фактам и отражают значимость предметов или явлений для человека, его одобрительное или неодобрительное отношение к ним. В научных фактах обычно фиксируется объективный мирта- кой, какой он есть, а в оценках отражаются субъективная позиция человека, его интересы, уровень его морального и эстетического сознания.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Существуют способы и процедуры, которые позволяют проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную.

Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

  • совокупность применяемых в какой-либо науке методов;
  • общее учение о методе.

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).

Эмпирические методы познания

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение - определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Теоретические методы познания

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция - движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

  • метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;
  • диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение различных несвязанных методов называется эклектикой.