Биографии Характеристики Анализ

Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в

ВСЕВОЛОД САХАРОВ

Русская литература 19 (XIX) века

В 19 столетии русская литература достигла небывалых высот, поэтому этот период часто называют «золотым веком»

Одним из самых первых событий стало переиздание САР. Вслед за ним было напечатано 4 тома «Словаря церковнославянского и русского языка». На протяжении столетия мир узнал о самых талантливых прозаиках и поэтах. Их произведения заняли достойное место в мировой культуре и оказали влияние на творчество зарубежных писателей.

Русская литература 18 века характеризовалась очень спокойным развитием. На протяжении всего столетия поэты воспевали чувство человеческого достоинства и старались привить читателю высокие нравственные идеалы. Только в конце 90-х годов начали появляться более смелые произведения, авторы которых делали акцент на психологии личности, переживаниях и эмоциях.

Почему русская литература 19 века достигла такого развития? Это было обусловлено событиями, которые происходили в политической и культурной жизни страны. Это и война с Турцией, и вторжение армии Наполеона, и прилюдная казнь оппозиционеров, и искоренение крепостного права… Все это дало толчок появлению совершенно иных стилистических приемов.


Ярким представителем русской литературы 19 века является Александр Сергеевич Пушкин. Всесторонне развитый и высокообразованный человек смог достичь пика в просвещении. К 37 годам он был известен всему миру. Он стал знаменит благодаря поэме «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» и по сей день ассоциируется с путеводителем по русской жизни. Пушкин стал основателем традиций в написании литературных произведений. Его герои, абсолютно новые и оригинальные для того времени, покорили сердца миллионов современников. Взять хотя бы Татьяну Ларину! Ум, красота и особенности, присущие только русской душе – все это прекрасно сочеталось в ее образе.


Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов. Он продолжил лучшие традиции Пушкина. Как и его учитель, он старался понять свое предназначение. Они очень хотели донести свои принципы до власти. Некоторые сравнивали поэтов того времени с пророками. Эти писатели оказали влияние и на развитие русской литературы 20 века. Они придали ей черты публицистичности.

Именно на 19 век приходится утверждение реалистической литературы. Славянофилы и западники постоянно спорили об особенностях исторического становления России. С этого времени начал развиваться реалистический жанр. Писатели стали наделять свои произведения чертами психологии, философии. Развитие поэзии русской литературы 19 века начинает сходить на нет.

В конце века заявили о себе такие писатели, как А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, М. Горький. В большей части произведений начинают прослеживаться предреволюционные настроения. Реалистическая традиция начинает отходить на второй план. Ее вытеснила декадентская литература. Ее мистицизм и религиозность пришлась по вкусу и критикам, и читателям.

Стилевые направления русской литературы XIX века:


  1. Романтизм . Романтизм известен русской литературе еще со средних веков. Но 19 столетие наделило его абсолютно иными оттенками. Зародился он не в России, а в Германии, но постепенно проник в произведения наших писателей. Русская литература 19 столетия характеризуется романтическими настроениями. Они нашли отображение в стихах Пушкина и прослеживаются в самых первых работах Гоголя.
  2. Сентиментализм . Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Он вдохновил многих авторов, и они последовали его принципам.
  3. Сатирическая проза . В 19 веке в русской литературе начали появляться сатирические и публицистические произведения, особенно в работах Гоголя. В самом начале своего пути он попытался описать родину. Основными чертами его произведений является неприемлемость отсутствия ума и тунеядства. Он затронул все слои общества – и помещиков, и крестьян, и чиновников. Он старался обратить внимание читателей на бедность духовного мира зажиточных людей.
    1. Реалистический роман . Во второй половине 19 века русская литература признала романтические идеалы абсолютно несостоятельными. Авторы стремились показать настоящие черты общества. Лучшим примером является проза Достоевского. Автор остро реагировал на настроение людей. Изображая прототипы друзей, Достоевский пытался затронуть наиболее острые проблемы социума. Именно в это время появляется образ «лишнего человека». Происходит переоценка ценностей. Судьба народа уже ничего не значит. На первом месте идут представители общества.
  4. Народная поэма . В русской литературе 19 века народная поэзия занимает второстепенное место. Но, несмотря на это, Некрасов не упускает возможности создавать произведения, которые объединяют несколько жанров: революционные, крестьянский и героический. Его голос не дает забыть о значении рифмы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является лучшим примером настоящей жизни того времени.

Конец 19 века

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ русских литературных произведений XIX века

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Стихотворения

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь (1809 -- 1852). Пьеса "Ревизор"

Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души"

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Н. А. Некрасов. Стихотворения

стихотворение роман пьеса Лермонтов гоголь

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Стихотворения

По отцовской линии предком поэта был шотландец Георг Лермонт, в нач. XVII в. перебравшийся в Россию. С материнской стороны Л. приходился родственником Арсеньевым и богатым помещикам Столыпиным. Из-за семейных проблем и ранней смерти матери (в 1817 г.) он воспитывался в имении бабушки по матери Е. А. Арсеньевой.

В 1837 г. после дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом Лермонтовым было написано стихотворение «Смерть поэта» , содержавшее выпады в адрес высших кругов. Это стихотворение мгновенно разошлось по Петербургу и стало поводом для ареста Лермонтова, а потом для перевода в Нижегородский драгунский полк и ссылки на Кавказ в качестве наказания. Ссылка продлилась с весны до осени 1837 г.

В феврале 1840 г. Лермонтов участвовал в дуэли с сыном французского посла Э. де Барантом. Из-за дуэли Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк и опять отправлен в ссылку на Кавказ.

В июле 1841 г., находясь на лечении в Пятигорске, Лермонтов поссорился с Н. С. Мартыновым, который вызвал поэта на дуэль. Дуэль закончилась смертью Лермонтова, Мартынов отделался разжалованием и коротким пребыванием на гауптвахте.

Проблема метода. Относительно художественного метода Лермонтова среди исследователей не сложилось единого мнения. Есть три точки зрения, каждая из которых имеет своих сторонников.

1. Сначала Лермонтов был романтиком , после 1837 г. стал реалистом .

Эта схема была популярна преимущественно в советские времена, когда романтизм воспринимался как некий подготовительный этап на пути к подлинной творческой зрелости, т. е. к реалистическому искусству. В рамках данной концепции игнорируются романтические произведения, написанные Лермонтовым после 1837 г. (поэмы «Мцыри», «Демон»), а также не учитывается присутствие романтических элементов даже в тех произведениях, которые можно отнести к числу реалистических (роман «Герой нашего времени»).

2. Лермонтов - романтик , и всегда им был.

Сторонники этой точки зрения отрицают наличие элементов реализма в творчестве Лермонтова 2-й половины 1830-х гг.

3. До середины 1830-х гг. в творчестве Лермонтова преобладают романтические тенденции , во второй половине 1830-х гг. появляются элементы реализма , органически сочетающиеся с романтизмом.

Эта концепция наименее противоречива, потому что учитывает и присутствие романтизма в зрелом творчестве Лермонтова (после 1837 г.), и появление и усиление реалистических черт в его произведениях конца 1830-х гг.

Творчество Лермонтова относится ко второму этапу развития русского романтизма (после 1825 г.), который отмечен пессимистическими настроениями в связи с поражением декабрьского восстания.

Синтетический романтизм. Романтизм Лермонтова представляет собой самостоятельное течение в рамках русского романтизма. По характеру это синтетический романтизм, как и романтизм Пушкина, сочетающий в себе сразу несколько составляющих.

1. Влияние декабристов.

1. Отстаивание политических свобод.

2. Идея народности как осознание национальной специфики (в отдельных произведениях подчеркивается героизм русских как их национальное качество (например, в «Бородино»), большое внимание уделяется воссозданию национального кавказского колорита в соответствующих произведениях).

3. Концепция избранничества, уверенность в собственном уникальном предназначении, типичная для психологии членов декабристских тайных организаций.

2. Философская составляющая.

1. Серьезное воздействие на мировоззрение Лермонтова оказало русское шеллингианство, т. е. трансформация на русской почве учения немецкого философа Ф. В. Шеллинга. С шеллингианцами Лермонтов контактировал во время учебы в Московском университете и в университетском пансионе.

2. Одной из важнейших в творчестве Лермонтова является тема самопознания, философского осмысления личности.

3. Мир в произведениях писателя показан как совокупность предметов и явлений, между которыми необходимо нащупать взаимосвязь.

4. Приоритетной в человеке признается духовная составляющая.

3. Влияние Дж. Г. Байрона.

1. Основным типом, представленным в произведениях Лермонтова, особенно в поздних, является «байронический герой» (одинокая, бунтующая, разочарованная в жизни личность).

2. Национальная обусловленность характера, национальный колорит по образцу произведений Байрона.

3. Страсти байроновского типа как движущая сила действия.

4. Лермонтов в ранних произведениях достаточно часто заимствовал сюжеты у Байрона (например, заимствования из «Восточных поэм» Байрона широко представлены в ранних поэмах Лермонтова).

4. Влияние А. С. Пушкина.

Главным образом, это влияние заметно в раннем творчестве, когда Лермонтов активно заимствует сюжеты и мотивы пушкинских произведений (преобладает историческая и кавказская тематика).

Творчество Лермонтова традиционно принято делить на раннее и зрелое . Раздел между двумя периодами пролегает по середине 1830-х гг. Своеобразным рубежом исследователи считают стихотворение «Смерть поэта» (1837). Итак, в раннем творчестве Лермонтова преобладали романтические элементы и присутствовала тяга к некоторой подражательности, шаблонности, тогда как зрелое творчество отличается проникновением реалистических черт, а также гораздо более самостоятельно и демонстрирует нестандартный подход к романтическим штампам, авторское осмысление романтических мотивов и образов.

Ранние поэмы М. Лермонтова (конец 1820-х - начало 1830-х гг.) - преобладает историческая («Олег», «Литвинка», «Последний сын вольности») и экзотическая кавказская тематика («Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи»). Поэмы написаны под сильным влиянием Дж. Г. Байрона и А. С. Пушкина.

Поздние поэмы Лермонтова - Поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) (см. 4.9); поэма «Мцыри» (1839) (см. 4.10); поэма «Демон» (1829-1839).

Демоническому герою Лермонтова присущи следующие качества:

Поиск свободы, стремление к независимости, нежелание связывать себя какими-то долгосрочными обязательствами (романтизм + байронизм);

Разочарование в жизни, пресыщение удовольствиями (байронизм);

Одиночество, оторванность от окружающих, осознание собственной исключительности, стремление властвовать над миром (романтизм + байронизм + демонизм);

Поиск путей преодоления одиночества и разочарования (демонизм);

Отсутствие осознанного стремления к злу при неизменном негативном результате всех поступков, роковые совпадения, приводящие к трагическому финалу помимо воли героя (демонизм);

Трагизм фигуры, герой становится объектом сочувствия, а не осуждения для автора (демонизм).

Ранняя лирика. Основные темы юношеских стихов Лермонтова: природа, дружба, любовь, взаимоотношения людей, социально-политическая борьба, жизнь и смерть, человек и мироздание. Среди них не без влияния отечественной ( Пушкин, Баратынский) и западноевропейской (Шиллер, Байрон, Т. Мур, Гете, Гейне) литературы особо важное значение приобретает философское осознание бытия, места и роли в нем человека.

Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов, превосходный знаток литературы, предстает поэтом ярко выраженной интеллектуальности, глубокой внутренней сосредоточенности, деятельной, протестующей мысли . Он провозглашает: «Жизнь скучна: когда боренья нет… Мне нужно действовать». Его основной лирический герой, выражающий чувства и мысли поэта, мятущийся, во всем разочаровавшийся, противопоставленный окружающей его повседневности, совмещает в себе «священное с порочным» («1831-го июня 11 дня»). В раздумьях о жизни, полной страданий и мук, лирический герой приходил к скорбным суждениям о ее скоротечности.

Поэт очень рано проникается идеями богоборчества. Но не в смысле прямого отрицания существования бога, а как сомнения в идеальности его разума, в справедливости его деяний. Осознавая несовершенства людей и губящих их обстоятельств, всего мирового порядка, герой лермонтовских стихотворений испытывает мучительные колебания между религиозной верой и сомнениями («Молитва», «Смерть»).

Поэт с ранних лет, следуя заветам декабристов, предан идеям высокого патриотизма и героической гражданственности. Обращаясь к давно ушедшему, он рисует неравную борьбу своих соотечественников против иноземных захватчиков, их пламенную любовь к отчизне. Поэт гордится мощью своего народа-великана, победившего грозного Наполеона, «трехнедельного удальца».

Поэзия Лермонтова все более и более кристаллизуется как поэзия страстно ищущей и беспощадно анализирующей мысли, как поэзия бунтарства, протеста, социально-политической борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца своего творческого пути воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу («Поэт»; «Смерть Поэта»; «Пророк»). Противопоставляя тирании свободу, Лермонтов обращается к реальной символике, олицетворяющей свободу: белый парус («Парус»), парящая в небесах птица («Желание»).

В 1830--1831 годах поэзия Лермонтова формировалась под впечатлением французской революции, польских событий и непрерывно вспыхивавших в России в связи с холерой и чумой крестьянских восстаний. Она проникнута ожиданием народной революции («Предсказание»).

По широте жанрово-видового диапазона ранний Лермонтов может сравниваться лишь с Пушкиным. Его привлекали формы элегии, романса и песни, мадригала и эпиграммы, монолога, обращения и письма, альбомных стихотворений и дум, сатиры и сонетов. Но ведущими видами он избрал элегию, думу, монолог и послание .

В начальных стихах, стремящихся к максимальной экспрессивности, поэт охотно обращался к изобразительным средствам «поэтики ужасов»: «мрак земли могильный» («Молитва»).

Однако среди юношеских стихов, по преимуществу ученических, подражательных, находятся и такие высокохудожественные, как «Ангел», «Кавказ», «Желание», «Два великана», «Парус».

Лирика 1836--1841 годов. Условной границей между ранним и зрелым периодами лирики Лермонтова считается 1836 и в особенности 1837 год. В эти годы обострившегося политического самосознания поэта им созданы стихотворения, окончательно определившие его воинствующую социально-политическую позицию: против всего феодального мира и правящей самодержавно-бюрократической клики («Смерть Поэта»), в защиту интересов простого народа («Бородино»), за социальную свободу.

Продолжая вольнолюбивые традиции отечественной поэзии, в особенности декабристской, Лермонтов расширяет свои творческие связи с западноевропейскими поэтами, прежде всего с Гейне, Гюго.

Герцен метко и образно сказал, что душу поэта разбудил «пистолетный выстрел, убивший Пушкина». Лермонтов, создав «Смерть Поэта», стал известен всей стране и заявил себя прямым и законным преемником Пушкина. «Призыв к революции» -- так охарактеризовал Булгарин этот шедевр социально-политической лирики дворянской революционности.

Ненавидя и презирая бездушие, ложный блеск, вероломство и коварство, тщеславную глупость, надменную невежественность правящей аристократии, поэт бросает ей слова, обжигающие правдой, поразившие современников невиданной гражданской смелостью: «Свободы, Гения и Славы палачи!»

Если ранним произведением поэта был свойствен культ героической личности, «божественной избранницы», противопоставленной толпе, то в расцвете своих художественных возможностей он все более обращался к простым людям, к народу. Поэт славит свою родину. Любовь Лермонтова к родине была, как и любовь Пушкина, захватывающей и побеждающей все другие чувства. «Люблю отчизну я», -- восклицал он в стихотворении «Родина» . В русском народе Лермонтова привлекают сердечная простота, цельность, великодушие и богатырская мужественность.

Поэтический рассказ солдата о бородинском сражении, увлекая истинностью и простотой, звучит как торжественная симфония о величавом героизме народных масс, как могучая песня любви и преданности своей родине, как восторженная хвала национальному подвигу. Кто не повторял этих замечательных строк: «Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!» («Бородино»). Оборона русскими своего отечества изображается как величественный и священный национально-народный подвиг, завершающийся торжеством справедливости.

Поэт сознательно противопоставил национально-освободительную героику защитников бородинского поля безучастности современного ему дворянского поколения. И читатели поняли это. Белинский, отмечая демократизм «Бородина», писал: «В каждом слове слышите солдата».

Поэт призывал к гражданственности, к непримиримости, к социальному протесту. Его поэзия негодующая, бунтарская, вольнолюбиво-мятежная, жизнеутверждающая. Гневным стихом, проникнутым сарказмом, «облитым горечью и злостью» («И скучно и грустно»). Поэт пламенно ненавидел крепостнический строй, проявления в народе терпения и покорности, воспитанные веками угнетения. И уезжая во вторичную ссылку, он произносил с ненавистью и любовью, с горечью и болью: «Прощай, немытая Россия…» Эти и последующие слова, выражая трагедию одинокой, избранной личности, опередившей свое общество, переживающей острый разлад между действительностью и мечтой, заключают в себе гневное возмущение деспотией и неизбывную тоску по воле, обвинение современников в социальной пассивности и боль за страдания народа, пребывающего в рабстве.

Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, доставшиеся на его долю, он непреклонно тверд и несгибаем в служении своим идеалам свободы («Пророк»).

Среди ведущих его тем, как и прежде, отчетливо выдвигается тема гордого один о чества : «Выхожу один я на дорогу…». Со второй половины 30-х годов, наряду с темой мучительного одиночества («На севере диком стоит одиноко»; «Утес»), в поэзии Лермонтова возникает и тема тюремного узничества: «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь».

Лермонтов с горечью принужден был признать свое бессилие пред властью самодержавного произвола («И скучно и грустно»).

В стихах Лермонтова отображается природа Кавказа и средней русской полосы. Поэт воспринимает пейзаж восторженно, удивляясь и поражаясь его величию, законосообразности и красоте. В его восприятии природа одухотворена, очеловечена. В своем творчестве Лермонтов оставался всегда прирожденным социальным бойцом, видящим смысл и счастье жизни человека в постоянном движении вперед, в борьбе за утверждение свободного человека на земле, за преодоление разрыва между человеком и природой.

В поэзии Лермонтова, органически сплавляющей интеллектуализм с эмоциональностью, пламенную героичность с нежностью, отчетливо обозначаются гражданская и интимно-элегическая линии. Гражданские мотивы отразились в жанрах социально-политического и философского раздумья («И скучно и грустно», «Выхожу одни я на дорогу»), обличительно-сатирического монолога («Умирающий гладиатор»), народно-героического сказа («Бородино»), лирико-патриотической исповеди («Родина»), философской («Три пальмы») и политической («Воздушный корабль») баллады, литературно-общественной эпиграммы («Эпиграмма на Ф. Булгарина»), публицистического диалога («Журналист, читатель и писатель»).

Интимно-элегические мотивы, органически объединяясь в ряде случаев с социально-политическими и философскими, раскрылись в лирических новеллах, исповедях и посланиях, психологических миниатюрах, альбомных стихах и балладах.

Гражданско-героические и обличительно-сатирические мотивы, заняли в поэзии Лермонтова ведущее место.

В «Смерти Поэта» , последовательно эмоционально повышаясь, следуют картины гибели поэта, обращения к свету, дуэль, раздумья о взаимоотношениях поэта со светским обществом, проклятие палачам свободы. В стихотворении «Тучи» чувство одиночества выражается постепенным его нагнетанием: вначале констатируется движение туч, «вечных странников», потом следуют вопросы о причинах их изгнанничества и, наконец, в завершающих, проникновенно сострадательных строках высказывается сочувствие им. Градация принимает иногда форму синтаксической анафоры, проходящей через все стихотворение и заканчивающейся обобщающим выводом («Когда волнуется желтеющая нива»).

Стихи интимно-элегического характера потребовали иной формы. В них высокая лексика сменяется интимной, ораторская тональность -- напевной, свободная строфика -- правильно-чередующейся рифмой. В интимно-элегических стихах много чаще, нежели в гражданских, используется интонационная пауза, усиливающая их эмоционально-психологическое напряжение: «Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?» («И скучно и грустно»).

Своеобразие стиха. Господствующим размером поэзии Лермонтова остается ямб, которым написано примерно две трети стихов 1836--1841 годов. Среди этих стихов имеются трехстопные («И. П. Мятлеву»), пятистопные («Благодарность»), но преобладают четырехстопные («Ветка Палестины», «Бородино», «Гляжу на будущность с боязнью») и шестистопные («Умирающий гладиатор», «Когда волнуется желтеющая нива», «Печально я гляжу на наше поколенье»). Вслед за ямбическими стихами идут амфибрахические («Воздушный корабль», «Три пальмы», «Тамара»), хореические («Узник», «Спор», «Горные вершины»), анапестические («Соседка», «Русалка») и дактилические, которых всего три: «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»), «Пленный рыцарь» и «Тучи». Здесь амфибрахии состоят из двух («Есть речи -- значенье»), трех («Тамара»), четырех («Три пальмы») и пяти («Дубовый листок оторвался от ветки родимой») стоп. А наряду с этим пятистопный амфибрахий чередуется с трехстопным и четырехстопным («И скучно и грустно»), двухстопный -- с трехстопным («На светские цепи»). Лермонтов с равным искусством пишет хореические трехстопные («Горные вершины»), четырехстопные («Узник») и пятистопные («Выхожу один я па дорогу») стихи. В его стихах чередуется четырехстопный хорей с трехстопным («Казачья колыбельная песня», «Спор»).

Поэт весьма разнообразен и в рифме. В ранней лирике поэт в ряде случаев применял белый стих, но в поздней лирике, усиливая музыкальность рифмы, он отказывается от этого. После 1836 года им написано без рифм лишь стихотворение «Слышу ли голос твой». Лермонтов, как и Пушкин, не гнушается и глагольной рифмы («Парус»). Но в большинстве его поздних стихов глагольная рифма отсутствует: «Узник», «Тучи», «Утес», «Пророк». Вслед за Державиным, Жуковским, Рылеевым и Полежаевым Лермонтов узаконивает дактилическую рифму, обойденную Пушкиным: «Тучи». Почти каждое стихотворение поздней лермонтовской лирики ритмо-метрически и строфически оригинально. Его строфика богаче пушкинской. У него имеются и весьма редкие строфы: семистрочные («Бородино»), одиннадцатистрочные («Памяти А. И. Одоевского»), двенадцатнстрочные («Свиданье») и тринадцатистрочные («Слепец,"страданьем вдохновенный»). Он неоднократно обращается к онегинской строфе («Моряк», «Тамбовская казначейша»).

Обогащая звучание стиха, Лермонтов сознательно применяет средства звукописи. Поэт повышает музыкальность своего стиха не только за счет скопления определенных звуков, но и вводя внутренние рифмы, ассонансы.

В реалистических стихах, идя за Пушкиным, Лермонтов нарушает привычные жанровые границы и создает сложные, синтетические лирические формообразования. В них зарисовка пейзажа органически объединяется с выражением чувства, в элегию врывается сатира, высокая гражданственность сплавляется с интимностью, фразеологическая патетика соседствует с просторечием. Примером тому могут служить «Бородино», «Утес», «Выхожу один я на дорогу».

Таким образом, лирика занимает ведущее место в творчестве М. Ю. Лермонтова. Его поэмы, драматургические произведения и проза тоже проникнуты лиризмом. Поэтому понимание лирических творений поэта - это залог осознания всего его творческого мира. Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов. Среди отличительных черт тематической направленности его произведений отмечено, что в зрелом творчестве поэт нередко возвращается к темам и мотивам ранней лирики.

Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание. Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота («Как часто, пестрою толпою окружен...»). В атмосфере маскарада и притворства лирический герой тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на первый план выходи тема гордого одиночества, непонятности. Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности («И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу...»).

Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения («Монолог»; «Дума»). Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей («Бородино»; «Родина»).

Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни («Тучи»; «На севере диком стоит одиноко...», «Утес»).

Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания («Подражания Байрону», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность - центр всего сущего, и в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его («Молитва», «Ангел»).

Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона - ("Наполеон", 1829; "Нет, я не Байрон; я другой...", 1832; "Пророк", 1841).

Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях ("Смерть поэта", 1837; "Кинжал", 1837; "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), 1837; "Пророк", 1841).

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

В сентябре-декабре 1837 г. создана новелла «Тамань», написанная как самостоятельное произведение (в тексте новеллы не упоминается имя Печорина, рассказчик по типу больше похож на рассказчика в «Бэле», не упоминается Максим Максимыч, есть расхождения с версией отправки Печорина на Кавказ, которая будет приводиться в более поздних частях). В начале 1838 г . написана новелла «Фаталист», тоже независимое произведение. 2-я половина 1838 г . - составлена первая редакция романа, пока не имеющего названия и состоящего из трех частей:

1) «Бэла» (герой в столкновении с «детьми природы»); 2) «Максим Максимыч»; 3) «Княжна Мери» (герой в столкновении с «детьми цивилизации»).

Март 1839 г. - публикация в журнале «Отечественные записки» повести «Бэла» (с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе»). Август-сентябрь 1839 г. -созданавторая редакция романа, на этот раз под названием «Один из героев нашего века», насчитывающая четыре части:

1) «Бэла» (повесть); 2) «Максим Максимыч» (новелла); 3) «Фаталист» (новелла); 4) «Княжна Мери» (повесть)

Конец 1839 г. - третья редакция под названием «Герой нашего времени»:

«Бэла» (повесть); «Максим Максимыч» (новелла); Предисловие к «Журналу Печорина» (добавлено в состав романа впервые и содержит известие о смерти героя, который в предыдущих редакциях оставался в живых); «Тамань» (новелла); «Княжна Мери» (повесть); «Фаталист» (новелла). Декабрь 1839 г. - роман сдан в печать. Середина февраля 1840 г. - в журнале «Отечественные записки» опубликована новелла «Тамань». Апрель 1840 г. - выход в свет отдельного издания романа «Герой нашего времени». 1841 г . - второе издание с новым предисловием автора (канонический текст романа).

Особенности структуры . В составе романа в его каноническом варианте присутствуют следующие элементы: Предисловие к роману; «Бэла»; «Максим Максимыч»; Предисловие к журналу Печорина; Журнал Печорина: «Тамань»; «Княжна Мери»; «Фаталист». В изложении событий нарушен хронологический порядок. Если его восстановить, то ситуация будет выглядеть следующим образом:

Хронологический порядок :

«Тамань» (Печорин направляется на Кавказ, по пути успевает разоблачить контрабандистов);

«Княжна Мери» (события на Кавказских Минеральных Водах, дуэль с Грушницким, отправка Печорина за провинность в крепость под начало к Максиму Максимычу);

«Фаталист» (служба в крепости под началом Максима Максимыча, поездка в казачью станицу по служебной надобности);

«Бэла» (история с Бэлой, приключившаяся с Печориным во время жизни в крепости и изложенная в форме воспоминаний Максима Максимыча; вторую часть повести составляет история путешествия по Кавказу Максима Максимыча и его попутчика-офицера - это происходит уже после отъезда Печорина из крепости и его расставания с Максимом Максимычем);

«Максим Максимыч» (офицер-путешественник лично встречается с Печориным, Печорин уезжает в Персию);

Предисловие к журналу Печорина (сообщается о смерти Печорина по дороге из Персии обратно в Россию).

Такое нарушение логики повествования неслучайно. Лермонтов отказался от прямолинейной хронологической цепочки с тем, чтобы успешно решить другую задачу - задачу постепенного раскрытия личности главного героя. Печорин - центр повествования, вокруг него строится весь роман. Остальные герои представляют собой либо его двойников, воплощающих и оттеняющих отдельные стороны личности центрального персонажа (Вернер, Грушницкий, Вулич), либо антиподов (Максим Максимыч), либо зависят от него и заставляют проявлять скрытые черты характера (Бэла, Вера, Мери). Повествование строится таким образом, чтобы читатель постепенно знакомился с Печориным, заинтересовывался им и последовательно открывал для себя эту личность. Эффект постепенности достигается за счет смены рассказчика и формы рассказа:

Назв а ние

Глав . де й ствующее лицо

Рассказчик

Форма повествования

Максим Максимыч, чью историю, в свою очередь, передает офицер путешественник, лично с Печориным не знакомый

устный рассказ, зафиксированный посторонним человеком в письменном виде

«Максим Максимыч»

Печорин и Максим Максимыч

офицер-путешественник

записки офицера-путешествен-ника, сделанные по следам встречи с Печориным

«Тамань»

записанные Печориным воспоминания о прошлом

«Княжна Мери»

дневниковые записи, которые велись непосредственно во время событий + сделанная по памяти запись о финале происшествия

«Фаталист»

запись о прошедших событиях, которые герой постфактум пытается осмыслить в философском ключе

Открывается роман повестью, где Печорин показан со стороны, глазами Максима Максимыча, который им восхищается, но его не понимает. Естественно, что в интерпретации Максима Максимыча мысли и поступки Печорина должны приобретать специфическую окраску. Усугубляется ситуация тем, что рассказ Максима Максимыча на самом деле «проходит через вторые руки», т. е. до читателя его доносит безымянный офицер-путешественник, вообще никогда с Печориным не встречавшийся. Это первая ступень знакомства с героем.

В новелле «Максим Максимыч» штабс-капитан перемещается с позиции рассказчика на позицию действующего лица, и офицер-путешественник излагает уже собственное видение ситуации, без «посредников». Немаловажно, что в этой части романа офицер уже лично сталкивается с Печориным и может отразить свою точку зрения на персонажа. Это следующий уровень приближения.

Другой составной частью романа автор сделал Журнал Печорина, т. е. собственноручные записи героя. Три истории представляют собой эпизоды, где Печорин совмещает в своем лице героя и рассказчика. При этом открывающая Журнал новелла «Тамань» представляет собой романтическую историю времен молодости Печорина в вольном изложении. Дальше следует «Княжна Мери», где благодаря дневниковой форме более последовательно проводится психологический анализ, а также имеет место подробная фиксация событий буквально по дням.

Новелла «Фаталист» занимает последнее место, по форме она схожа с новеллой «Тамань», однако в ней впервые представлена попытка Печорина не просто анализировать мотивы поступков своих и окружающих, но сформулировать взгляд на философскую проблему существования судьбы, предопределения.

Т.о., читатель последовательно сталкивается сначала с взглядом на Печорина других людей, потом знакомится с его собственной оценкой самого себя, причем записки Печ. отражают широкий диапазон взглядов, от самоанализа до решения философских проблем.

Тип главного героя . Печорин - романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом . Отчетливо прослеживается сходство Печорина и Демона, героя одноименной поэмы.

Черта

Демон

Печорин

свободолюбие

Тяга к свободе заставила Демона восстать против власти Бога.

Свободолюбие Печорина выражается в его нежелании привязываться к одному месту или человеку, в «кочевом» образе жизни и отсутствии друзей.

разочарование в жизни

Демон за прошедшие тысячелетия успел изучить всю вселенную, ему надоело абсолютно все, потому что все виды занятий он перепробовал по многу раз.

Печорин пресыщен жизненными удовольствиями, его ничто не интересует после бурно проведенной молодости.

одиночество

Демон низвергнут с неба, но в то же время он не примкнул к Сатане. Он «ни мрак, ни свет». С людьми ему сойтись трудно из-за принадлежности к другой сфере - Демон сверхсущество, наделенное мистическими способностями и бессмертием.

Печорин по собственному желанию отдалился от дворянского общества, порвал связи с привычным окружением, уехав на Кавказ, и среди светских людей держится отчужденно. Ему не дано сблизиться с простыми людьми, в силу аристокрч. происхожд-я и укоренившихся предрассудков.

стремление властвовать над людьми и обстоятельствами

Демон рассматривает людей как своеобразный «материал» для разыгрывания собственных сценариев. Он устраивает гибель жениха Тамары, потому что заинтересовывается девушкой, и не склонен воспринимать молодого человека как самостоятельно мыслящее и чувствующее существо. Взгляд на мир свысока во многом обусловлен тем, что Демон обладает сверхъестественными способностями.

Печорин ставит себя выше всех остальных людей и считает, что он имеет право вмешиваться в чужую судьбу, поворачивая ее по собственному разумению. Наиболее яркий пример «режиссирования» ситуации представлен в «Княжне Мери», где Печорин в прямом смысле играет людьми, как марионетками, заранее просчитывая их реакцию и подталкивая к определенным действиям.

стремление преодолеть одиночество

Демон, в отличие от стандартного романтического героя, старается преодолеть свое одиночество, ищет любви, в которой надеется обрести смысл жизни.

Печорин, несмотря на печальный опыт, каждый раз с надеждой завязывает новые отношения с очередной женщиной, хотя ни одна любовная история не закончилась для него благополучно.

отсутствие осознанного стремления к злу и роковые совпадения, приводящие к трагедии

Демон «сеет зло без наслаждения», потому что злодеяния наскучили ему так же, как и все остальное в этом мире, однако даже тогда, когда его намерения не имеют ничего общего со злом (любовь к Тамаре), финал трагичен (Демон оказывается виновен в смерти Тамары, хотя этого вовсе не хотел).

Печорин не ориентируется на сознательное причинение людям зла, однако большинство его поступков имеют негативные последствия (например, влюбившись в Бэлу, он разлучает девушку с семьей и в результате становится виновником ее гибели; познакомившись с Грушницким, в итоге убивает его на дуэли, и т. п.)

трагизм фигуры

Демон в авторской интерпретации не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. Его душевное состояние, разочарование в жизни, озлобленность продиктованы оторванностью от всего живого, в чем, в свою очередь, повинен не сам персонаж, а Творец, который обрек Демона на вечное одиночество и среди ангелов, и среди демонов, и среди людей.

Печорин показан автором как трагическая фигура: его характер обусловлен временем и общественными условиями. То, что Печорин не находит смысла в жизни - результат сложившейся общественной ситуации, превращающей молодых дворян в «лишних людей».

Кроме несомненного сходства, между героями есть и некоторые различия. Самое главное отличие заключается в том, что Демон - бесспорно романтическая фигура, сверхсущество, действующее в мистических сферах и иных мирах, а Печорин - обычный человек, хотя и обладающий некоторыми особенностями романтического персонажа. В связи с принадлежностью к роду человеческому трагизм существования Печорина несколько менее выражен, чем у Демона, потому что страдания Демона усугубляются его бессмертием, тогда как Печорин имеет возможность избавиться от мучений с приходом смерти. В характере Печорина можно также выделить много особенностей, типичных для романтического характера в целом:

Постоянный поиск приключений «на свою голову», тяга к «сильным ощущениям», постоянный поиск все новых сильных раздражителей;

Повышенная эмоциональность;

Интуитивное мышление, отсутствие продуманности в поступках, спонтанные решения;

Неприязнь к окружающему миру;

Бегство от действительности, приобретающее форму постоянного странствия (из России на Кавказ, с Кавказа в Персию);

Эгоистический выбор целей, игнорирование социальных образцов поведения;

Поиск абстрактных идеалов (свобода, идеал женщины, «смысл жизни»);

Склонность к аффектоподобным состояниям (отчаяние после отъезда Веры);

Поиск эмоциональной поддержки и разочарование в перспективах ее получения;

Необычный, противоречивый характер;

Семейные связи намеренно разорваны самим героем;

Равноправные дружеские отношения завязываются с трудом из-за нежелания самого героя и легко разрываются по его инициативе как малоценные (Вернер, Максим Максимыч);

Любовные связи многочисленны, но все остаются на уровне романтической связи, без перспектив превращения в брачные узы. В каждой женщине рассчитывает найти идеал, не находит и пресыщается этими отношениями;

Представитель дворянства. Дистанцируется от среды, подчеркивая свою «особость»;

Служит в армии на Кавказе (романтическое место, рискованное занятие);

Рано умирает;

Обладает исключительно привлекательной внешностью.

2. В отдельные моменты Печорин ведет себя так, словно общественное мнение очень много для него значит (история на курорте с Грушницким).

3. Некоторые размышления Печорина наводят на мысль о том, что способность к анализу ситуации изредка у него все-таки включается: разогнав шайку контрабандистов, великолепно отыграв роль романтического мстителя, он в финале задает себе вопрос: зачем всё это?

4. Его характер четко обусловлен исторической эпохой - это «лишний человек» постдекабристских времен.

Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный общественный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении 1-й половины XIX в.

«Лишний человек » 1830-х гг., дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг. в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей. Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер, сочетающий в себе романтические и реалистические черты. Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.

«Тамань» . Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.

«Княжна Мери» . Печорин продолжает действовать как типичный романтический герой, однако его саморефлексия нарастает, сомнения в уместности романтических поступков нарастают, а пародийный двойник Печорина Грушницкий дискредитирует саму суть романтического характера.

«Фаталист» . Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.

«Бэла» . Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать - он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.

«Максим Максимыч» . Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойно порицания.

Предисловие к Журналу Печорина . Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию. Сочетание романтического и реалистического начала в «Герое нашего времени» прослеживается не только в образе главного героя, но и в других элементах поэтики произведения.

Название

Элементы поэтики

Романтизм

Реализм

персонажи

Печорин (те его поступки, которые связаны с влюбленностью в Бэлу и похищением девушки), Бэла, Азамат, Казбич, родичи Бэлы

Печорин (в момент нерешительности, когда он не предпринимает никаких действий, чтобы разрешить проблему с Бэлой, которую разлюбил), М.М. офицер-путешественник, «мошенники» лезгины на Военно-Грузинской дороге

место действия

Кавказ, горская деревня

Кавказ, грязные лезгинские деревни рядом с Военно-Грузинской дорогой

Любовь Печорина к Бэле, похищение девушки, похищение коня, принадлежащего Казбичу, смерть Бэлы от руки Казбича

Нерешительность Печорина в отношениях с надоевшей ему Бэлой, описание путешествия рассказчика и Максима Максимыча по Кавказу

«Максим Максимыч»

персонажи

Печорин (когда пытается вести себя в духе одинокого романтического героя и отказывается от встречи со старым другом)

Печорин в восприятии рассказчика, который сравнивает героя с «тридцатилетней бальзаковой кокеткой»; Максим Максимыч, офицер-путешественник

место действия

Кавказ (у рус. читат. обобщенное представление о Кавказе как об экзотическом месте)

Владикавказ, обычная придорожная гостиница

Совпадение, которое свело вместе двух людей, давно не видевших друг друга

Обыденно прошедшая встреча старых знакомых, в ходе кот. один обидел др. своим пренебрежением и тут же уехал

«Тамань»

персонажи

Печорин (ведет себя как типичный романтический герой, стремящийся разгадать тайну), девушка-Ундина, контрабандисты, таинственный слепой мальчик, который ведет себя «как зрячий»

Печорин, когда он в финале начинает сомневаться в осмысленности романтического сценария, им самим осуществленного; представители местных властей в Тамани, чиновники, военные и полицейские

место действия

Тамань, морское побережье, таинственная полуразвалившаяся хижина

Тамань - скучный, пыльный городишко

Таинственная история с контрабандистами, любовь к «ундине», попытка убийства, предпринятая девушкой

Прозаическая развязка, когда выяснятся, что Печорин просто помешал бизнесу «честных контрабандистов», и герой начинает задаваться вопросом о необходимости вмешательства в чужие дела

«Княжна Мери»

персонажи

Печорин в качестве демонического «кукловода», режиссирующего на курорте собственную пьесу; княжна Мери; Вернер (двойник Печорина, отражающий его рациональную сторону)

Печорин в тот момент, когда происходящее начинает его задевать и он проявляет корыстную заинтересованность; Грушницкий (пародийный двойник Печорина), княгиня Лиговская и все остальное «водяное общество»

место действия

Кавказ, горы.

Курорт на Кавказских Минеральных Водах, цивилизованное место, населенное больными и увечными.

Любовь Печорина и Веры, любовь Мери к Печорину, дуэль с участием Печорина и Грушницкого, интриги Печорина, чувствующего себя чуть ли не демоном-искусителем

Проявление эгоистических инстинктов Печорина, пошлые интриги «водяного общества» против Печорина, неприглядная гибель Грушницкого, не делающая чести Печорину развязка истории с княжной Мери

«Фаталист»

персонажи

Печорин, искушающий судьбу; Вулич (двойник Печорина)

Печорин (в тот момент, когда он начинает сомневаться в существовании предопределения); М.М.; казак-убийца и другие обитатели казачьей станицы

место действия

Казачья станица, с непролазной грязью на улицах и деревянными избами

Пари, заключенное между Вуличем и офицерами, трагическая гибель Вулича после предсказания, попытки Печорина проверить тезис о существовании предопределения

Подробности гибели Вулича (он был зарублен пьяным казаком, который только что на соседней улице убил свинью); сомнения Печ. в существовании рока, фатума; реалистическое объяснение всему происходящему, данное в финале М.М.

Главная тема романа -- социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль-осуждение этой личности, а еще резче -- породившей ее социальной среды.

Прогрессивная позиция Лермонтова обозначилась с самого начала романа -- с обрисовки «записывающего» путешественника -- изгнанника, «проезжего офицера», издателя дневника Печорина. Это самое положительное лицо романа. В нем убедительно сочетаются черты гуманиста, правдолюба, патриота, восторженного поклонника природы, разочарованного в окружающей его жизни и твердо уверенного в том, что счастье в ней «не в порядке вещей». Именно ему, а также в какой-то мере и Печорину Лермонтов «отдает» собственные мысли и чувства.

Сюжетообразующим персонажем, проходящим через роман и связующим все его части, кроме рассказчика, выступает Печорин. Это центральная фигура, средоточие романа, его движущая сила. Печорин, преемник Онегина, «лишний человек» 30-х годов. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему были свойственны самые высокие стремления к общественной деятельности и пылкие желания свободы. «Я готов, -- говорит Печорин, -- на все жертвы… но свободы моей не продам». Он возвышается над людьми своей среды и разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Сам он материалист и атеист. Горестный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократию, Печорин ближе сходится с людьми демократического склада: Вернером и Максимом Максимычем.

Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще минута» -- и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетенным. Вот почему, читая в ночь перед дуэлью политический роман В. Скотта «Шотландские пуритане» о народном восстании против тиранов, он «забылся, увлеченный волшебным вымыслом». Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли… встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце п под белой фуражкой образованный ум».

Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило так свойственный ему безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождение -- несчастье, и смерть неизбежна. Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд и над собой. Белинский видит в этом «силу духа и могущество воли». Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..» В свое время Е. Михайлова убедительно показала, что внутренне отойдя от класса, «к которому он принадлежит по рождению и общественному положению, Печорин не нашел и другой, новой системы социальных взаимоотношений, с которою он слился бы». А поэтому «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотического эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе. По словам Белинского, «алчущий тревог и бурь», бешено гоняющийся за жизнью и «ища ее повсюду», Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. «Насыщенная гордость» -- так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен Максим Максимыч. Ради пустого волокитства и любопытства разорил он гнездо «честных контрабандистов». Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство Мери.

Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Трагизм Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скептицизм. Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он жадно тянется к осмысленной, социально-целенаправленной деятельности, но в тех обстоятельствах ее не находит. Как и Онегин, Печорин -- страдающий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяющим его характер и поступки. Этим он и вызывает к себе сочувствие.

...

Подобные документы

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева "Путь из Петербурга в Москву", поэме Гоголя "Мертвые души", романе Лермонтова "Герой нашего времени", лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Анализ использования авторами художественных произведений систем собственных имен. Роль говорящих фамилий в стилистическом образе художественного произведения. Говорящие фамилии в творчестве А.С. Грибоедова, Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.

    реферат , добавлен 30.07.2010

    Исследование художественных особенностей творчества писателя Н.В. Гоголя, характеристика его творчества в работах российских учёных. Взгляд на творчество Н.В. Гоголя в пьесе "Ревизор". Анализ пьесы. Приёмы анализа персонажей литературных произведений.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2008

    Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы "Гроза". Конспекты уроков по изучению пьесы "Гроза".

    курсовая работа , добавлен 04.12.2006

    Истоки русского романтизма. Анализ литературных произведений поэтов-романтиков в сопоставлении с картинами художников: творчество А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского; баллады и элегии Жуковского; поэма "Демон" М.И. Лермонтова и "Демониана" М.А. Врубеля.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Предметная композиция стихотворений, аллегории лирических сюжетов, повествовательно-элегический стиль, пространство и динамика текста произведений, художественные приемы описания пейзажа, ирония и игра слов, эффект абсурдности образов в русской поэзии.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Творческий путь М.Ю. Лермонтова, характеристика его семьи, основных этапов жизни. Обзор ведущих тематик лирических произведений поэта. Мотив Родины в контексте ряда других тем и базовые особенности ее трактовки автором на примерах конкретных произведений.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Рассмотрение проблем человека и общества в произведениях русской литературы XIX века: в комедии Грибоедова "Горе от ума", в творчестве Некрасова, в поэзии и прозе Лермонтова, романе Достоевского "Преступление и наказание", трагедии Островского "Гроза".

    реферат , добавлен 29.12.2011

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия яв-но уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в сле-дующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в лите-ратурном движении, в ряде случаев она даже опере-жает и стимулирует художественные поиски в об-ласти прозы.

В русской поэзии середины XIX в. общепризнан-ным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это Некрасов и поэты его школы. Предста-вители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. Характерными для них были быстрота отклика на актуальные яв-ления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, ши-рокое использование сатирических жанров. В осо-бенности это относится к поэзии В. С. Курочкина, Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале «Искра», к стихам Добролю-бова, которые он печатал в «Свистке» — сатири-ческом приложении к «Современнику». К некра-совской школе по справедливости нужно отнести и И. С. Никитина, посвятившего свое творчество изо-бражению народной жизни.

Одновременно существовало в поэзии и другое направление, ориентировавшееся на теорию «искусст-во для искусства» (А. А. Фет, А. Н. Майков, Л. А. Мей, А. К. Толстой, отчасти Ф. И. Тютчев). Поэты «чисто-го искусства» уходили в мир философских и психоло-гических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных пережива-ниях. Все это вызывало у демократического чита-теля, который на крутом переломе истории желал найти в литературе прямые отклики на волно-вавшие его вопросы, активное неприятие.

Существует большое количество фактов, свидетель-ствующих о непримиримой борьбе этих двух направ-лений. Но прошло уже едва ли не полтора столе-тия; нам теперь значительно легче оценить суть тех споров, столкновений, которые были так характерны для 60-х гг. XIX в. Прежде всего, представление о диаметральной противоположности двух эстетичес-ких позиций нуждается в определенных коррективах. Можно ли свести творчество Некрасова к одним только «гражданским мотивам», не замечать у него произведений общенационального и общечеловечес-кого характера? Не надо забывать, что именно Не-красов первым сказал о замечательном поэтическом даре Тютчева, высоко ценил стихи Фета. С другой стороны, лозунг «чистого искусства» не так уж последовательно соблюдался его сторонниками.

Если все-таки исходить из наличия двух направ-лений в русской поэзии середины XIX в. (а они обозначились в сознании современников достаточно отчетливо), то ни в коем случае не следует одно из них возвышать за счет другого. Были свои сильные стороны, несомненные открытия у представителей того и другого направлений. Важно не терять исто-рическую перспективу и ясно отдавать себе отчет в том, что для русской поэзии были, конечно, не-обходимы пафос социальности, стремление придать стихам прямое агитационное звучание, утвержде-ние высокого предназначения поэта-пророка, откры-тие народной жизни как законного предмета по-этического творчества. Но не менее важными и существенными были достижения другой школы, для которой характерными стали глубокое ощуще-ние природы в ее соотнесенности и органической связи с душевной жизнью человека, исповедальность, тонкий психологизм лирики, обращенность к вечным загадкам бытия, поиски новых средств худо-жественной выразительности, музыкальность и т. д.

Сложность заключается в том, что нам порою очень трудно совместить при анализе того или ино-го произведения разные критерии: сиюминутные и вечные. Бывает так, что поэт или писатель создает произведение, которое, благодаря быстроте отклика на самые актуальные, самые злободневные события, вызывает неподдельный интерес у его современни-ков. Но проходит пять или десять лет, изменяется общественное сознание, вопросы, которые когда-то так волновали читателей, перестают быть актуаль-ными, появляются новые проблемы. А что же про-изведение, вокруг которого еще так недавно велись оживленные споры? О нем уже никто не вспоми-нает, оно забыто, ему на смену пришли другие книги, но не будут ли они забыты точно так же?

А в то же самое время существует поэт или писа-тель, который вовсе не пользуется шумным успехом: современники его почти не замечают, о нем не спо-рят, не устраивают поэтических вечеров, не посвя-щают ему диссертаций, он не становится объектом поклонения и восторгов. Но проходит какое-то время, и выясняется, что именно он, этот поэт или писатель для последующих поколений оказывается важным, необходимым, актуальным, потому что он обращался в своих произведениях к таким проблемам, создал столь совершенные книги, которые имеют ценность вневременную. Его стихи приобретают в новых услови-ях у новых поколений новую эстетическую жизнь, ибо способствуют обогащению художественного сознания человечества, содействуя эстетическому освоению мира.

Итак, в одном случае — стремление откликнуться на интересы сегодняшние, в другом — на вечные проблемы. Должен же кто-то помогать нам разобрать-ся в сумятице повседневной жизни, подсказать, по-мочь, наставить. Но в равной степени кто-то должен хранить священный огонь поэзии, не давать ему за-тухнуть, даже если пока и не встречает понимания у тех, кто озабочен сиюминутными проблемами.

У Фета есть чудесное стихотворение, написанное, кстати говоря, без единого глагола:

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья...

Над этими строчками издевалась радикально на-строенная молодежь, на них было написано много пародий... Но послушайте, с какой мудростью оце-нил эту ситуацию великий Достоевский. Материал с сайта

Представьте себе, пишет Достоевский, что в ка-ком-то городе произошло ужасное стихийное бедст-вие (писатель в качестве примера называет Лиссабон, где в XVIII в. действительно было землетрясение). Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер местной газеты. Несчастные лиссабонцы надеются, «что номер вышел нарочно, чтоб дать некоторые сведения, сообщить некоторые извес-тия о погибших, о пропавших без вести и проч., и проч. И вдруг — на самом видном месте листа бро-сается в глаза что-нибудь вроде следующего: "Шепот, робкое дыханье..."» Что должны были бы сделать лиссабонцы с автором этого стихотворения? «...Мне кажется,— пишет Достоевский,— они тут же казни-ли бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта». Лиссабонцев можно понять. Достоевский и не думает их осуждать за столь жестокое отношение к служителю искусства. Однако он не заканчивает свою историю: «...поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи...»

Разумеется, все написанное Достоевским есть ре-зультат его художественной фантазии, но само по себе противопоставление читательских ожиданий, вы-званных сегодняшними тревогами и бедами, и объек-тивного значения художественного текста, который может быть по достоинству оценен только через много лет, отмечено им совершенно верно.

Даже у таких поэтов, как Некрасов и Тютчев, есть стихо-творения, написанные «на злобу дня», посвященные конкретным историческим или политическим собы-тиям, которые для последующих поколений поте-ряли уже непосредственный интерес.

Но есть ведь у них и стихи иного плана, кото-рые и сегодня продолжают нас волновать, ибо они утверждают те общечеловеческие ценности, без кото-рых жить невозможно. Это обстоятельство и предоп-ределяет величие и значение поэтов, писателей, дра-матургов, работавших не только для своего вре-мени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • основные направления русской поэзии
  • русская поэзия середины 19 в поэзия чистого искусства
  • развитие поэзии в середине 19 века
  • основные направления русской литературы xix века
  • развитие русской поэзии середины 19 века