Биографии Характеристики Анализ

Метод ассоциаций по обществознанию примеры. Взять на заметку: как ассоциации помогают запоминать больше и лучше

Ключевые слова

АССОЦИАЦИЯ / МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МИГРАЦИЯ / ASSOCIATIONS / FREE ASSOCIATION METHOD / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL STEREOTYPE / PUBLIC OPINION / EMPIRICAL SOCIAL STUDIES / MAGADAN REGION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода свободных ассоциаций в качестве одного из эмпирических методов для социологических исследований. Он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами: простота использования, получение значительного объема данных, возможность количественной и качественной интерпретации результатов, применимость к исследованию новых и малоизученных вопросов.Использование метода свободных ассоциаций в социологии имеет ряд отличий от его применения в психологии, лингвистике, междисциплинарных исследованиях и различных областях практической деятельности. Российские социологи с помощью ассоциативного подхода изучают, например, имидж территории, общественное мнение , электоральные предпочтения, эффективность реализации социальных программ в восприятии населения, факторы миграционных процессов.Практика применения метода свободных ассоциаций для социологического опроса в форме анкетирования рассмотрена на конкретном примере - исследовании миграционных настроений жителей Магаданского региона. Вопрос на ассоциацию позволил установить основные типы ассоциаций , к которым относятся: географическое положение; климат; природа; люди; природные ресурсы; прошлое; социальные и экономические проблемы; повседневная жизнь.Установлены корреляции между типом ассоциаций респондентов, эмоциональной коннотацией и возрастом.Даются практические рекомендации по использованию метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Иванова Нина Анатольевна

  • Использование методики ассоциаций для изучения отношения к странам

    2017 / Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
  • Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

    2009 / Ткач Валерия Петровна
  • 2018 / Коновалова Татьяна Александровна, Зейферт Анна Дмитриевна
  • Психолингвистический ассоциативный эксперимент для изучения отношения французских и российских студентов к интернационализации высшего образования

    2019 / Дебренн Мишель, Фомель Катерина Сергеевна
  • Культурно-психологические основания национальной безопасности. Концепт "современная война" в представлении студентов (на материале анализа результатов ассоциативного эксперимента)

    2015 / Копцева Наталья Петровна, Резникова Ксения Вячеславовна
  • Реконструкция социальных представлений о городе: опыт использования метода go-along

    2016 / Ларина Татьяна Игоревна, Ильина Анастасия Андреевна
  • Россия в русском самосознании

    2014 / Сикевич Зинаида Васильевна
  • 2014 / Штукина Елена Эдуардовна, Савенкова Ольга Александровна
  • Обыденное представление о стабильности: экспериментальное диахроническое исследование

    2016 / Гуц Е.Н., Паутова Л.А.
  • Русскоязычные ассоциации израильтян как отражение изменений в языке и культуре

    2015 / Еленевская Мария, Овчинникова Ирина Германовна

Free association method in empirical sociological research

The article examines theoretical and practical aspects of free association method . It has a number of advantages over other methods: it is easy to use, intended to obtain a significant amount of data, quantitative and qualitative interpretation of the results, applicability to the study of new and insufficiently investigated issues.Application of free association method in sociology has some differences compared with its application in psychology, linguistics, interdisciplinary studies, and its practical application. By using an associative approach, Russian sociologists examine, for example, an image of a territory, public opinion , electoral preferences, migration factors, and effectiveness of social program implementation from the point of view of people.The article focuses on revealing migration attitudes of people in Magadan region as an example of the practical application of free association method in a sociological survey. The associative question allowed to establish the main types of associations which include: geographical location, climate, nature, people, natural resources, history, social and economic problems, everyday life.The survey revealed correlation between the type of respondents’ associations , emotional connotation and their age. Practical recommendations on application of free association method in empirical sociological research are proposed.

Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плава­ющим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в го­лову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несуще­ственными, неприятными или глупыми, в том числе относящи­еся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале при­меняется основной метод - метод свободных ассоциаций. Фактически Фрейд и Юнг были первыми психологами, исследо­вавшими этот феномен. Фрейд чисто эмпирически, исходя из своих клинических наблюдений, Юнг строго научно, изобретя тест словесных ассоциаций.

Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассо­циации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике - логике аффекта. Однако во фрейдистской интерпретации такая цепочка ассоциаций, если удастся преодолеть сопротивление, обязательно приводит к ядру психического конфликта - комп­лексу и раннему травматическому опыту, лежащему в основе его формирования. Таким образом, предполагается, что все звенья этой цепи связаны и чем дальше мы продвигаемся, тем ближе мы к выяснению сути. Поэтому Фрейд постулировал возмож­ность прямых интерпретаций (если при любом начале ассоци­ирования все равно приходишь к одному и тому же результату) и принципиальную допустимость самоанализа. Парадоксаль­ность применения фрейдистского варианта этого метода состо­ит в том, что, поскольку теоретически выведен единственный источник всех психических конфликтов - эдипов комплекс, - то в свободном ассоциировании в общем-то нет большой необ­ходимости, во всяком случае его конкретное содержание не имеет значения. Именно против этой догматической умозри­тельной схемы возражал Юнг. Он говорил, что с таким же успе­хом вместо того, чтобы слушать клиента, можно было бы прочесть какое-нибудь объявление да и любую строчку из газеты. Он обнаружил, что ассоциации подобны паутине или кругам, расходящимся на воде от брошенного камня. Они всегда вра­щаются вокруг аффективно заряженных образов и образуют психическую ткань, в которую этот образ плотно вплетен. Ас­социации - это не средство вытащить на поверхность давно вытесненное. Будучи неразрывно связанными с центральными образами посредством своих аффективных коннотативных ас­пектов значений, они образуют саму материю психического, сам способ жизни и функционирования нашей души. В сущности, каждый из ключевых образов, стягивающий на себя пучок ас­социаций, имеет нечто универсальное, присущее всем людям, то есть архетипическое.

Поэтому иногда юнгианское применение этого метода на­зывают циркулярным, или круговым, ассоциированием в отличие от линейного ассоциирования в классическом психоана­лизе. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Причем дело не в том, чтобы извлечь некую идею по поводу этого образа, а в самом непосредственном переживании образа со всеми при­крепленными к нему ассоциациями. Только тогда может ро­диться не умственное, сугубо рациональное понимание, а по­нимание психологическое, при котором объект познания не вытаскивается на поверхность и вырождается до чего-то более плоского, а исследуется in vivo в присущей ему среде, остава­ясь живым. Линейное ассоциирование представляет собой по­знание психической жизни в виде работы или соревнования, в которых важен результат. И мы думаем, что каждый следую­щий шаг приближает нас к заветной цели. Если же происходят задержки в пути, то обязательно кто-то в этом повинен. Классическое определение сопротивления связано именно с сопро­тивлением свободному ассоциированию. При циркулярном же ассоциировании мы можем охватить взглядом всю перспекти­ву и увидеть, что в некоторых точках мирового океана бушует шторм, а в других местах штиль и хорошая погода. Мы можем видеть колебания температуры и солености воды, не оценивая воду как правильную или неправильную. В зависимости от же­лания клиента можно погрузиться в выбранном месте, почувствовать себя там, ощутить глубинные течения. Возможно, се­годня он еще не готов к плаванью в непогоду. Ему нужны время и некоторая тренировка. Важно лишь не терять из виду эти бурные воды. Но необходимости попасть именно туда нет, по­тому что океан един, можно достичь дна с любой точки. Таким образом, хотя метод свободных ассоциаций одинаково исполь­зуется в психоанализе и юнгианском анализе, в него вклады­вается разный смысл, и если первый делает акцент на слове «ассоциация», то второй, скорее, на слове «свободная». Надо помнить, что задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственных моноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.

Суть этого метода - контакт с бессознательным - должна воплощаться в самой свободной, метафорической, исполнен­ной фантазиями атмосфере анализа. Если такая атмосфера не образовалась, то любые четкие инструкции не дадут нужного эффекта. Приведем пример. В одном из сновидений клиентка рожает почерневшую от времени доску в виде рыбы, на кото­рой стоит знак, что это девочка. Ассоциации клиентки в основ­ном касались неприятных ощущений, связанных с ее женствен­ностью. Ассоциации у аналитика - с почерневшими досками как иконами и с рыбой как символом Христа. Однако высказы­вание этих идей аналитиком или его попытка привести ассоци­ации клиентки к духовному измерению могли быть вызваны неосознанным желанием отстраниться от ее болезненных пе­реживаний, связанных с принятием своей женственности. Позднее аналитик вспомнил образ, объединяющий оба направ­ления ассоциаций, - образ черной богоматери. Желание ана­литика направить ассоциации в свое русло имеет смысл рассмат­ривать с точки зрения контрпереноса. В данном случае аналитик возвышает, идеализирует клиентку, что подтвердилось дальней­шим ходом анализа, но это идеализирующее отражение может быть необходимым для принятия ею собственной женственности. Конечно, циркулярное ассоциирование не останавливает­ся на двух доминирующих направлениях ассоциаций. Здесь оно может привлечь наше внимание к отношениям клиентки с дочерью, ее внутренним ребенком, и тем, что рождается в анали­зе, к тому, насколько она чувствует себя черной рыбой в темных водах бессознательного, к ее рисункам в черном цвете (почер­невшим от времени) и т. д. Но такая работа не может быть вы­полнена за один аналитический сеанс. Весь длительный анали­тический процесс можно рассматривать как циркулярное ассоциирование, когда вновь возникающие образы постоянно играют с предыдущими, порождая новые значения. Так, в инициальном сновидении, которое мы будем обсуждать ниже, рож­дение рыбы-доски «оживляет» море и одновременно придает другие значения следующему за этим сну о рыбе в чистой коло­дезной воде.

Метод свободных ассоциаций широко используется в психологии уже довольно продолжительное время. Его автором является один из самых известных и скандальных психоаналитиков в истории Зигмунд Фрейд. Именно он предложил данный метод и использовал его на протяжении всей карьеры, передавал его своим ученикам и включил его в так называемый психоанализ, благодаря которому он и обрел свою известность. Если вы хотите узнать больше про метод свободных ассоциаций, что он собой представляет и для чего используется, то эта статья для вас.

Зигмунд Фрейд

Если рассказывать про метод свободных ассоциаций, то необходимо упомянуть и того, кто ввел а именно Зигмунда Фрейда. Он жил и трудился во второй половине девятнадцатого и в первой половине двадцатого века. Он родился в Австрийской империи в городе Фрайберге, который на данный момент территориально относится к Чехии. Он внес огромный вклад в психологию, и его труды до сих пор используются и ценятся, изучаются в университетах и применяются на практике, хотя уже не так активно, как ранее. Он основал трехкомпонентную структуру психики, введя понятия «я», «оно» и «сверх-я». Именно Фрейд рассказал миру о психосексуальных фазах развития человека, он описал психики человека и многое другое, что в результате сложилось в полноценное психологическое и психиатрическое направление, которое получило название «фрейдизм». И именно в рамках фрейдизма и существует так называемый психоанализ, который потряс мир психологии и психиатрии в свое время. Его ключевой составляющей является метод свободных ассоциаций, поэтому нельзя говорить о нем, не рассказав непосредственно о психоанализе в целом.

Что такое психоанализ?

Итак, какое место занимает в психоанализе метод свободных ассоциаций? Фрейд основывал свою деятельность именно на этом методе. Поэтому можно смело сказать, что он является основополагающим для психоанализа.

Психоанализ - это направление психологии, основателем которого и является Зигмунд Фрейд. Он считал, что у каждого человека психика разделяется на И психоанализ, в отличие от всех других направлений, был сосредоточен на работе именно с бессознательным. Это означало, что изучение ситуации пациента, помощь ему, его лечение проводились с использованием не самых традиционных методов, которые включали в себя даже толкование сновидений. Со временем, естественно, эти методы стали общепринятыми, а метод свободных ассоциаций, примеры которого будут рассмотрены далее, вообще стал одним из ведущих в психологии и психиатрии.

Что это за метод?

Метод свободных ассоциаций в психоанализе, как вы уже поняли, занимает ведущее место и играет важнейшую роль. Но что же он собой представляет? Как уже было сказано ранее, психоанализ Фрейда направлен на бессознательное в человеческой психике, и именно на основании этого работает данный метод. Суть его заключается в том, что психоаналитик не пытается работать с рациональными мыслями и идеями пациента, он пытается добраться до самых глубин, до того, что сознание человека пытается утаить от всех окружающих и даже от него самого. Но как именно это работает? Как добраться до того сокровенного места в психике человека? Метод свободных словесных ассоциаций является идеальным инструментом, позволяющим получить именно то, что необходимо психоаналитику.

Как проводится этот метод?

Итак, суть метода заключается в том, что психоаналитик позволяет своему пациенту говорить абсолютно все, что приходит ему на ум. Он не задает наводящих вопросов и не пытается узнать что-то конкретное. Он не просит сдерживать какие-либо эмоции - пациент может и должен рассказывать все, что приходит ему в голову, даже самые неприличные и пошлые вещи. Работа психоаналитика - выслушивать пациента, записывать все, что в потоке сознания выливается из уст пациента, а затем оправдывать название своей профессии, то есть анализировать полученную информацию. На первый взгляд это может показаться немного абсурдным - что можно извлечь из словесного потока, не ограниченного ничем? Однако на самом деле все не так просто, как может показаться. Фрейд не стал бы столь известен, если бы это был обычный поток сознания, а не что-то большее.

Работа с бессознательным

Так каков же секрет, делающий столь популярным и эффективным метод свободных ассоциаций? Интерпретация информации, полученной от пациента, не является поисками зерна здравого смысла в потоке бреда, как кажется многим. На самом деле Зигмунд Фрейд считал, что разделение психики на сознательное и бессознательное имеется у каждого человека, и психоаналитики до того времени обращались только к сознательному. Это значит, что они задавали своим пациентам логичные вопросы, на которые они сознательно давали логичные ответы. Однако при этом сознание не допускало того, чтобы самые глубокие проблемы выходили наружу - никто сознательно не хотел в них признаваться, а зачастую даже не мог, потому что не подозревал об их существовании, так как сознание надежно берегло их. Чем же отличается метод свободных ассоциаций? Все дело в том, что этот метод снимал все ограничения сознания - пациенту запрещалось думать о том, что он говорит, пытаться взвешивать слова, фильтровать идеи. Он должен был говорить абсолютно все, что приходило ему в голову. Именно за счет этого и проделывался путь к самым скрытым в глубинах подсознания проблемам, которые пациент не хотел или даже не мог рассказать своему психоаналитику, когда его спрашивали напрямую или косвенно, то есть обращаясь к его сознательному, а не бессознательному.

Несвободные ассоциации

Несмотря на то, что этот метод называется именно так, сам Фрейд не считал ассоциации конкретно «свободными». Он придерживался мнения о том, что все они управляются подсознательным процессом. И благодаря этому методу сознание пациента больше не может сдерживать все то, что скрывалось в его глубинах. Оно пропускает данную информацию, так как зачастую она идет не в прямой, а в символической форме - именно здесь вступает в дело опытный психоаналитик, который должен полученные символы расшифровать.

Интерпретация

Интерпретация является не менее важным инструментом психоанализа, чем свободные ассоциации. Без нее данный метод не будет работать, так как психоаналитик останется просто с записанным на бумаге потоком сознания. Интерпретация - это процесс психоанализа, с помощью которого словесные ассоциации расшифровываются и приобретают форму сути проблемы, которую пациент бессознательно пытался передать. И именно тогда уже можно работать над ее решением. Как видите, психоанализ Фрейда оказался настоящим прорывом в психологии и психиатрии, позволив людям добираться до самых сокровенных проблем, которые они не могли высказать сознательно. Только с помощью бессознательного удавалось добраться до сути, и именно поэтому психоанализ Фрейда стал столь популярным и вошел во все учебники по психологии, психоаналитике и даже психолингвистике.

Пример использования метода

Итак, сеанс психоанализа с использованием метода свободных ассоциаций происходит следующим образом: пациент ложится на кушетку, а психоаналитик садится на стул около его головы. В большинстве случаев пациент не может видеть психоаналитика или же видит только малую его часть. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало его от своеобразного рандеву с бессознательным. Психоаналитик не задает прямых вопросов, как на стандартном сеансе - он лишь помогает пациенту погрузиться в поток бессознательного, чтобы добраться до сути проблемы, которая скрыта из-за защитного механизма сознания. В итоге психоаналитик получает информацию, которая чаще всего поступает не в виде прямого текста, а символически. Тогда он как профессионал психоанализа использует свои навыки, чтобы прочесть в полученных образах суть проблемы и помочь пациенту ее решить.

Другие виды метода свободных ассоциаций

Однако не только Фрейд использовал данный метод, другие ученые также применяли его в своей практике. Одним из самых известных среди них являлся Юнг. У него также был свой психоанализ - сейчас даже принято разделять психоанализ на фрейдовский и юнгианский. Однако Юнг метод свободных ассоциаций использовал немного иначе - он делал больший акцент именно на том, что ассоциации являются свободными, в то время как Фрейд сам признавал их несвободность, подчиненность общему процессу, а сам концентрировался непосредственно на ассоциациях. Но оба эти подхода оказались невероятно успешными и в итоге стали всемирно известными.

Человек лучше всего запоминает те факты, которые связаны между собой и с уже имеющимися у человека сведениями. Чтобы что-то запомнить нужно просто связать разные факты в одно целое. Связи могут быть самыми разными, главное, чтобы они что-то значили для человека. Значили - в широком смысле этого слова. Какое-то воспоминание, смешная история, анекдот, только что, придуманный поворот событий, который никогда не произойдет. Главное - чтобы они выделялись на общем фоне, были уникальными для человека, запоминающего материал.

Одним из самых распространенных способов запоминания является ассоциативный метод. Он и его варианты встречается также под другими названиями: метод цепочки ассоциаций, метод ассоциативных связей, цепной метод запоминания. Метод может использоваться для запоминания последовательности слов, чисел, телефонов, дат. Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов не имеющих между собой ничего общего единое целое. Под ассоциацией понимается такая связь между объектами или явлениями в психике человека, которая при появлении в сознании одного из объектов, включенных в ассоциацию, влечет появление другого объекта. В ассоциации могут участвовать два и более объектов.

Если связи между объектами нет, то ее необходимо придумать. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной, смешной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты.

Акцио гипокризис – заключительный этап риторического канона.

Произнесение речи - это непосредственное произнесение ее перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту. Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального произнесения: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонацией и жестами. Стандарты и техника телесных движений оратора. Под телесными движениями понимается весь комплекс движений человека в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика. Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор. Ученые установили, что аудитория подвержена состоянию эмпатии, то есть способности «перевоплощения», ощущению действий и состояния оратора как своих собственных. Эта проекция сознания является сутью эмпатического отклика. Возможно, многие переживали это состояние в ситуации, когда являлись свидетелями случайного падения человека на улице, ощущая чужую боль как свою. Эмпатия включает в себя мускульную реакцию, поэтому аудитория частично имитирует действия оратора. Когда оратор выглядит смертельно испуганным и напряженным, аудитория как бы «умирает»; когда он устал, аудитория также чувствует усталость и скуку; когда он мечется по аудитории как лев в клетке, то аудитория устает быстрее него. Таким образом, оратор должен адаптировать свои телесные движения к эмпатическим требованиям и ожиданиям аудитории, стараться использовать такие движения, которые помогли бы достичь цели речи.
Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных условий, которые не всегда можно контролировать (например, освещение, помещение и т.п.). Однако существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления:
1) одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда должна быть опрятной, аккуратной, чистой;
2) положение сидя или стоя. Как произносить речь - сидя или стоя, - зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Оратор может почувствовать себя слишком выделяющимся, если он будет стоять на авансцене перед 3-4 слушателями, сидящими у его ног. Но иногда маленькая аудитория настраивается враждебно, если оратор сидит. Это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный. Поэтому оратору лучше стоять, так как при этом меньше риска потерпеть неудачу. Гораздо лучше сесть после того, как речь началась, чем встать. Наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему (в частности, преподавателю), который стоит во время лекции.

Эвристический метод. Метод ассоциаций

Специалисты, разработавшие этот метод, считают, что ассоци­ативный метод активизации творческого мышления обучаемых ос­новывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источни­ками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и слу­чайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно разными, не связанными друг с дру­гом понятиями можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в 4-5 этапов. Например, если взять два различных понятия - «древесина» и «мяч», то при осуществлении ассоциативного перехода может получиться цепочка: «древеси­на» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футболь­ный» - «мяч».

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОР

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей в практи­ке обучения и развития персонала можно использовать различные метафоры. При интерактивном обучении удобнее применять простые их виды:

Бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подко­вы бровей»);

Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»);

Метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная гор­ница людей» - огурец).

При развитии творческого потенциала руководителей и специ­алистов целесообразно также использовать новые ассоциации, ко­торые в итоге порождают по-настоящему продуктивные варианты решения проблемы.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординар­ные связи между компонентами решаемой проблемы и прежним опытом руководителей и специалистов, участвующих в игровом взаимодействии. В результате зарождения новых ассоциативных связей возникают нестандартные творческие идеи, дающие новые ракурсы и новые возможности.

Во время интерактивного общения необходимо, чтобы каждый член группы предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом гене­рирования идей.

Преимуществом метафорического мышления является его вы­сокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развива­ет творческое мышление обучаемых руководителей и специалистов, позволяет видеть мир и реальную практику на более глобальном уровне.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Данная технология базируется на следующих принципах:

Свободные ассоциации.

Антиконформизм.

Отсроченный критический анализ.

Затем для зарождения новых ассоциаций и генерирования новых идей по данной проблеме предлагается в качестве стимула слово «телевизор».

ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА

Организаторы процесса генерирования идей методом свобод­ных ассоциаций должны действовать следующим образом:

Прежде чем решить проблему, попытаться несколько раз ее пере­формулировать;

Предлагать исходное слово, понятие, которое будет стимулиро­вать мысль и воображение участников обучения для образова­ния неожиданных ассоциаций и порождения идей;

На начальной стадии творческого побуждения, как и в мозговом штурме, не критиковать предложения, какими бы они ни были;

В быстром темпе менять слова и понятия, на основе которых об­разуются ассоциативные цепочки.

ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Не следует бояться высказывать вслух все, что прямо или косвен­но связано с зарождающейся ассоциацией, идеей;

Любые идеи, зарождающиеся у членов игровой команды, обяза­тельно фиксируются;

Систематизация и классификация идей осуществляются только тогда, когда процесс генерирования закончен;

Самая оптимальная и конструктивная идея отбирается после про­ведения критического анализа всей наработанной информации.

Специалисты по творческим технологиям обучения и развития включают в интерактивные технологии такие их виды, как:

Метод временных ограничений;

Метод внезапных запрещений;

Метод новых вариантов;

Метод информационной недостаточности или наоборот, информационной насыщенности;

Метод Дельфи;

Метод фокальных объектов;

Метод морфологического анализа;

Метод абсурда и другие.

Достоинством перечисленных методов является то, что они по­зволяют развивать диалектику мышления, находить выход из, каза­лось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные реше­ния творческих задач различного уровня трудности и проблемности.

Однако нам представляется, что все эти техники сами по себе не являются интерактивными, они лишь могут в той или иной степе­ни быть использованы информированными преподавателями как творческие приемы в разнообразных играх.

Таким образом, анализ интерактивных эвристических техно­логий также свидетельствует об их многообразии и специфике, что позволяет преподавателю для разных образовательных и профессиональных целей использовать как целые игровые ком­плексы, так и отдельные приемы, имеющие самостоятельный ха­рактер.

Важно отметить также, что мозговой штурм, синектика и метод свободных ассоциаций позволяют диагностировать творческий по­тенциал личности, выявлять образность мышления и кругозор, ори­гинальность фантазии, быстроту реакции, умение перевоплотить­ся, способность убеждать, влиять на других людей, мобильность и инновационность и др.

Советы преподавателю по решению проблем

Классифицируйте и проясняйте проблему.

Согласовывайте с обучаемыми процессы и методы решения про­блем.

Разделяйте известную информацию по предложенным критери­ям (сильные стороны, слабые и т.д.).

Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации. Применяйте линейное или логическое мышление. Принимайте в расчет стили и технологии обучения. Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сес­сии «мозгового штурма» и «синектики».

Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения про­блемы.

Делитесь информацией, выработанной участниками занятий, и своей собственной.

Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций. Избегайте ограничений в формулировках.

Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками занятия.