Биографии Характеристики Анализ

Примеры дедуктивного мышления. Как научиться дедуктивному методу мышления

Рациональные суждения традиционно делят на дедуктивные и индуктивные. Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. В отличие от анализа и синтеза эти методы часто противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве друг от друга и от других средств познания.

В широком смысле слова, индукция, это форма мышления, вырабатывающая общие суждения о единичных объектах; это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному (путь познания «снизу вверх»).

Наблюдая и изучая отдельные предметы, факты, события, человек приходит к знанию общих закономерностей. Без них не может обойтись никакое человеческое познание. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Индукция представляет собой умозаключение, в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение. Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль.

Говоря об индукции, обычно различают индукцию как метод опытного (научного) познания и индукцию как вывод, как специфический тип рассуждения. Как метод научного познания, индукция представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. С точки зрения познавательных задач различают ещё индукцию как метод открытия нового знания и индукцию как метод обоснования гипотез и теорий.

Большую роль индукция играет в эмпирическом (опытном) познании. Здесь она выступает:

· одним из методов образования эмпирических понятий;

· основой построения естественных классификаций;

· одним из методов открытия причинно-следственных закономерностей и гипотез;

· одним из методов подтверждения и обоснования эмпирических законов.

Индукция широко используется в науке. С её помощью построены все важнейшие естественные классификации в ботанике, зоологии, географии, астрономии и т.д. Открытые Иоганном Кеплером законы движения планет были получены с помощью индукции на основе анализа астрономических наблюдений Тихо Браге. В свою очередь, кеплеровские законы послужили индуктивным основанием при создании механики Ньютона (ставшей в последствие образцом использования дедукции). Различают несколько видов индукции:

1. Перечислительная или общая индукция.

2. Элиминативная индукция (от латинского eliminatio - исключение, удаление), содержащая в себе различные схемы установления причинно-следственных связей.

3. Индукция как обратная дедукция (движение мысли от следствий к основаниям).

Общая индукция - это индукция, в которой переходят от знания о нескольких предметах к знаниям об их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая индукция дает нам общее знание. Общая индукция может быть представлена двумя видами полная и неполная индукция. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

На практике чаще приходится использовать неполную индукцию, суть которой состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Индуктивный метод изучали и применяли уже древние греки, в частности Сократ, Платон и Аристотель. Но особый интерес к проблемам индукции проявился в XVII-XVIII вв. с развитием новой науки. Английский философ Фрэнсис Бэкон, критикуя схоластическую логику, основным методом познания истины считал индукцию, опирающуюся на наблюдения и эксперимент. С помощью такой индукции Бэкон собирался искать причину свойств вещей. Логика должна стать логикой изобретений и открытий, считал Бэкон, аристотелевская логика, изложенная в труде «Органон» не справляется с этой задачей. Поэтому Бэкон пишет труд «Новый Органон», который должен был заменить старую логику. Превозносил индукцию и другой английский философ, экономист и логик Джон Стюарт Милль. Его можно считать основателем классической индуктивной логики. В своей логике Милль большое место отводил развитию методов исследования причинных связей.

В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения каких-то их свойств и характеристик; ученый делает выводы, подготавливая основу для научных гипотез, аксиом. То есть происходит движение мысли от частного к общему, что и называется индукцией. Линия познания, по мнению сторонников индуктивной логики, выстраивается так: опыт - индуктивный метод - обобщение и выводы (знание), их проверка в эксперименте.

Принцип индукции гласит, что универсальные высказывания науки основываются на индуктивных выводах. На этот принцип ссылаются, когда говорят, что истинность какого-то утверждения известна из опыта. В современной методологии науки осознано, что эмпирическими данными вообще невозможно установить истинность универсального обобщающего суждения. Сколько бы не испытывался эмпирическими данными какой-либо закон, не существует гарантий, что не появятся новые наблюдения, которые будут ему противоречить.

В отличие от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль, посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей. Процесс логического вывода, в результате которого осуществляется переход от посылок к следствиям на основе применения правил логики, называют дедукцией. Дедуктивные умозаключения бывают: условно категорические, разделительно-категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка. Дедуктивный метод исследования, заключается в следующем: для того, чтобы получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во-первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во-вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

Аристотель под дедукцией понимал доказательства, использующие силлогизмы. Превозносил дедукцию великий французский учёный Рене Декарт. Он противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно усматривает истину, а при помощи дедукции истина постигается опосредованно, т.е. путём рассуждения. Отчётливая интуиция и необходимая дедукция вот путь познания истины, по Декарту. Он же глубоко разрабатывал дедуктивно-математический метод в исследовании вопросов естествознания. Для рационального способа исследования Декарт сформулировал четыре основных правила, т.н. «правила для руководства ума»:

1. Истинно то, что является ясным и отчётливым.

2. Сложное необходимо делить на частные, простые проблемы.

3. К неизвестному и недоказанному идти от известного и доказанного.

4. Вести логические рассуждения последовательно, без пропусков.

Способ рассуждения, основанный на выводе (дедукции) следствий-заключений из гипотез так и называют гипотетико-дедуктивным методом. Поскольку не существует никакой логики научного открытия, никаких методов, гарантирующих получение истинного научного знания, постольку научные утверждения представляют собой гипотезы, т.е. являются научными допущениями или предположениями, истинностное значение которых неопределенно. Это положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания. В соответствии с этой моделью, ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными. Бурное развитие гипотетико-дедуктивного метода началось в XVII-XVIII вв. Этот метод с успехом был применён в механике. Исследования Галилео Галилея и особенно Исаака Ньютона превратили механику в стройную гипотетико-дедуктивную систему, благодаря чему механика на долгие времена стала образцом научности, а механистические воззрения долго ещё пытались переносить на другие явления природы.

Дедуктивный метод играет огромную роль в математике. Известно, что все доказуемые предложения, то есть теоремы выводятся логическим путем с помощью дедукции из небольшого конечного числа исходных начал, доказуемых в рамках данной системы, называемых аксиомами.

Но время показало, что гипотетико-дедуктивный метод, оказался не всемогущ. В научных исследованиях одной из труднейших задач считается открытие новых явлений, законов и формулирование гипотез. Здесь гипотетико-дедуктивный метод скорее играет роль контролёра, проверяя следствия, вытекающие из гипотез.

В эпоху Нового времени крайние точки зрения о значении индукции и дедукции начали преодолеваться. Галилей, Ньютон, Лейбниц, признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании, отмечали вместе с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое время не удавалось.

В современном научном познании индукция и дедукция всегда оказываются переплетёнными друг с другом. Реальное научное исследование проходит в чередовании индуктивных и дедуктивных методов противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.). Так, например, в современной индуктивной логике огромную роль играют вероятностные методы. Оценка вероятности обобщений, поиск критериев обоснования гипотез, установление полной достоверности которых часто невозможно, требуют всё более утончённых методов исследования.

Текст

Артём Лучко

Навыки хорошего детектива, такие как способность быстро «читать» ситуацию и по малейшим деталям приоткрывать завесы тайн, воссоздавая картины произошедшего и психологические портреты людей, безусловно, полезны для каждого. Приобрести и отточить их не так сложно. Изучив различные методики, мы подобрали несколько полезных советов, которые помогут вам стать чуточку ближе к Шерлоку Холмсу.


Внимание к деталям

Наблюдая за людьми и повседневными ситуациями, подмечайте мельчайшие сигналы во время разговоров, чтобы более чутко реагировать на ход событий. Эти навыки стали фирменными знаками Шерлока Холмса, а также героев сериалов «Настоящий детектив» или «Менталист». Колумнист The New Yorker и психолог Мария Конникова, автор книги Mastermind: How to Think Like Sherlock Holmes , говорит, что методика мышления Холмса основана на двух простых вещах - наблюдении и дедукции. Большинство из нас не обращают внимания на детали вокруг, а тем временем выдающиеся (вымышленные и реальные) детективы имеют привычку подмечать всё до мельчайших подробностей. Как приучить себя быть более внимательным и сосредоточенным?

Во-первых, откажитесь от многозадачности и сосредоточьтесь на чём-либо одном. Чем больше дел вы делаете одновременно, тем вы более склонны делать ошибки и скорее пропустите важную информацию. Также менее вероятно, что эта информация сохранится в вашей памяти.

Во-вторых, необходимо достичь правильного эмоционального состояния. Беспокойство, печаль, гнев и другие негативные эмоции, которые обрабатываются в мозжечковой миндалине, нарушают способность мозга решать проблемы или впитывать информацию. Положительные эмоции, наоборот, улучшают эту функцию мозга и даже помогают мыслить более творчески и стратегически.


Развивать память

Настроившись на правильный лад, следует напрячь свою память, чтобы начать откладывать туда всё наблюдаемое. Методов для её тренировки существует много. В основном всё сводится к тому, чтобы научиться придавать значимость отдельным деталям, например, маркам машин, припаркованных около дома, и их номерам. Вначале вам придётся заставлять себя запоминать их, но со временем это войдёт в привычку и вы будете запоминать автомобили машинально. Главное при формировании новой привычки - работать над собой каждый день.

Чаще играйте в «Мемори » и другие настольные игры, развивающие память. Ставьте себе задачу запоминать как можно больше предметов на случайных фото. Например, попробуйте за 15 секунд запомнить как можно больше предметов с фотографий рубрики « » наших коллег из FURFUR, а затем воспроизвести весь перечень на бумаге.

Чемпион соревнований по запоминанию и автор книги «Эйнштейн гуляет по Луне» о принципе работы памяти, Джошуа Фоер объясняет , что любой человек со среднестатистическими способностями к запоминанию может значительно расширить свои возможности. Как и Шерлок Холмс, Фоер способен запомнить за раз сотни номеров телефонов, благодаря кодированию знаний в визуальных картинках.

Его метод состоит в том, чтобы использовать пространственную память в целях структурирования и хранения информации, которую сравнительно трудно запомнить. Так цифры можно превратить в слова и соответственно в образы, которые в свою очередь займут место во дворце памяти. Например, 0 может быть колесом, кольцом или солнцем; 1 - столбом, карандашом, стрелкой или даже фаллосом (пошлые образы запоминаются особенно хорошо, пишет Фоер); 2 - змеёй, лебедем и т. д. Затем вы представляете, какое-либо хорошо знакомое вам пространство, например, свою квартиру (она и будет вашим «дворцом памяти»), в которой у входа стоит колесо, на тумбочке рядом лежит карандаш, а за ней - фарфоровый лебедь. Таким образом вы можете запомнить последовательность «012».


Ведение «полевых заметок»

Начав своё превращение в Шерлока, начните вести дневник с записями. Как пишет обозреватель Times, учёные тренируют своё внимание именно таким образом - записывая пояснения и фиксируя зарисовки того, за чем они наблюдают. Майкл Кэнфилд, энтомолог Гарвардского университета и автор книги Field Notes on Science and Nature , говорит, что эта привычка «заставит вас принимать правильные решения о том, что действительно важно, а что нет».

Артур Конан Дойл. «Этюд в багровых тонах»:

«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придёт время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

Ведение полевых заметок, будь то во время на очередной рабочей планёрке или прогулка в городском парке, выработает правильный подход к исследованию среды. Со временем вы начинаете обращать внимание на мелкие детали в любой ситуации, и, чем больше вы будете делать это на бумаге, тем быстрее у вас выработается привычка анализировать вещи на ходу.


Концентрировать внимание через медитацию

Многие исследования подтверждают, что медитация улучшает концентрацию и внимание. Начать практиковаться стоит с нескольких минут утром и нескольких минут перед сном. По словам Джона Ассарафа , лектора и известного консультанта по бизнесу, «медитация является тем, что даёт контроль над мозговыми волнами. Медитация тренирует ​​мозг, чтобы вы могли сосредоточиться на ваших целях».

Медитация может сделать человека лучше приспособленным для получения ответов на интересующие вопросы. Всё это достигается путём развития способности модулировать и регулировать различные частоты мозговых волн, которые Ассараф сравнивает с четырьмя скоростями в коробке передач авто: «бета-» - с первой, «альфа-» - со второй, «тета-» - с третьей и «дельта-волны» - с четвёртой. Большинство из нас функционируют в течение дня в бета-диапазоне, и нельзя сказать, что это так ужасно плохо. Однако что такое первая передача? Колёса крутятся медленно, а износ двигателя довольно большой. Также и люди - быстрее выгорают и испытывают больше стресса и болезней. Поэтому стоит научиться переходить на другие передачи, чтобы снизить износ и количество затрачиваемого «топлива».

Найдите тихое место, где ничто не будет вас отвлекать. Полностью отдавайте себе отчёт в происходящем и следите за мыслями, которые возникают у вас в голове, сконцентрируйтесь на своём дыхании. Делайте медленные глубокие вдохи, чувствуя поток воздуха от ноздрей к лёгким.


Мыслить критически и задавать вопросы

Как только вы научитесь уделять пристальное внимание деталям, начинайте преобразовывать свои наблюдения в теории или идеи. Если у вас есть две-три части головоломки, постарайтесь понять, как они сочетаются друг с другом. Чем больше у вас кусочков пазла, тем легче будет делать вывод и увидеть картину целиком. Постарайтесь выводить частные положения из общих логическим путём. Это и называется дедукцией. Не забывайте применять критическое мышление ко всему, что вы видите. С помощью критического мышления анализируйте то, за чем вы внимательно следите, а с помощью дедукции на основе этих фактов выстраивайте общую картину.

Описать в нескольких предложениях то, как развить в себе способности к критическому мышлению, не так-то просто. Первым шагом к этому навыку является возвращение к детскому любопытству и желанию задавать столько вопросов, сколько возможно. Конникова по поводу этого говорит следующее:

«Важно научиться думать критически. Так, при приобретении новой информации или знаний о чём-то новом, вы не просто выучите наизусть и запомните что-то, а научитесь анализировать это. Спрашивайте себя: «Почему это так важно?»; «Как это объединить с теми вещами, которые я уже знаю?» или «Почему я хочу запомнить это?». Такие вопросы тренируют ваш мозг и организуют информацию в сеть знаний».


Давать волю воображению

От критического мышления нет никакой пользы, если не научиться устанавливать связи между отдельными обрывками информации. Разумеется, у вымышленных детективов вроде Холмса имеется суперспособность видеть связи, которые обычные люди просто игнорируют. Но одна из ключевых основ этой образцовой дедукции - нелинейное мышление. Порой стоит дать волю своему воображению, чтобы переиграть в голове самые фантастические сценарии и перебрать все возможные связи.

Шерлок Холмс часто искал уединение, чтобы поразмыслить и свободно исследовать проблему со всех сторон. Как и Альберт Эйнштейн, Холмс играл на скрипке, чтобы помочь себе расслабиться. В то время как его руки были заняты игрой, его разум был погружен в скрупулёзные поиски новых идей и решением задач. Холмс как-то даже упоминает, что воображение - мать истины. Отрешившись от реальности, он мог совершенно по-новому взглянуть на свои идеи.


Расширять кругозор

Очевидно, что важное преимущество Шерлока Холмса - в его широком кругозоре и эрудиции. Если вы также с одинаковой лёгкостью будете разбираться в творчестве художников Ренессанса, последних трендах рынка криптовалют и открытиях в самых прогрессивных теориях квантовой физики, ваши дедуктивные методы мышления имеют гораздо больше шансов на успех. Не стоит помещать себя в рамки какой-либо узкой специализации. Тянитесь к знаниям и пестуйте в себе чувство любопытства к самым различным вещам и областям.

Мария Конникова:

«Холмс говорил, что человек должен иметь чистый и опрятный «мозговой чердак», но в тоже время сам он являлся буквально ходячей энциклопедией знаний. Он много читал художественной литературы, которая фактически не имела никакого отношения к его работе. Я думаю, что это важный урок, который мы можем извлечь».

Индуктивный и дедуктивный методы познания

Индукция - это познание от частного к общему. Например, анализируя частные знания (отдельные факты), исследователь - может прийти к общему знанию, в т.ч. умозаключению, гипотезе. Т.о. из частных знаний - получаются т.н. обобщённые знания. Чем обобщённее (=абстрактнее) знание - тем оно, в целом, полезнее, и могущественнее. Философия, например - совокупность наиболее обобщённых знаний. Наука и технологии, относительно философии - это знания со средней степенью обобщённости.

Именно такие (обобщённые и наиболее обобщённые) знания - дают человеку больше всего могущества (Силы).

Индукция, т.е. познание от частного к общему (обобщённому), по сути, есть основное содержание абстрактного мышления, - т.е. получение обобщённых (=абстрактных) и всё более обобщённых знаний из частных. В целом, именно так возникают и развиваются: искусство, наука и технологии, философия. Абстрактное мышление (индукция) - обуславливает превосходство человека над другими формами жизни на Земле.

Далее: Если индукция - это основное содержание абстрактного мышления, то чем же тогда является противоположный метод (дедукция)? Дедукция - тоже относится к абстрактному мышлению, т.к. она, хоть и не получает обобщённых знаний из частных, но оперирует обобщёнными (= абстрактными) знаниями:

В отличие от индукции, дедукция - это познание от общего к частному (а также от общего к общему, и от частного к частному). Это - получение новых знаний, при комбинации уже имеющихся общих, либо использование общих (и абстрактного мышления в целом) для получения новых частных знаний из частных. (За исключением, пожалуй, лишь самых примитивных выводов от частного к частному, которые можно осуществить без общих знаний).

Далее: В обобщённом знании, кстати - всегда содержится частное знание, вернее, много частных знаний, соединённых в одно общее. В этом - сила общих (обобщённых и наиболее обобщённых, = абстрактных) знаний. Например, обобщённое знание, что все деревья покрыты корой - содержит в себе связанные частные знания о каждом из триллионов деревьев, т.е. триллионы частных знаний! (связанных в одно лаконичное и могущественное общее знание о всех их). Узнав, что конкретный объект является деревом, мы получаем, используя дедукцию, знание, что наше конкретное дерево должно быть покрыто корой (т.е. получаем знание от общего к частному). Но ведь мы и так знали о том, что все деревья покрыты корой. По сути, дедукция от общего к частному - это применение уже имеющихся знаний, получение выводов (=новых знаний) на основе уже имеющихся общих знаний…

Кстати, дедукцию прославил, в своё время, всем известный, Шерлок Холмс, - имевший «выдающиеся дедуктивные способности».

Одним из проявлений дедукции является также метод познания - экстраполяция. Например, узнав, что открыт новый вид травы, и зная, что все известные виды травы - зелёные, мы можем сделать вывод, что новый вид травы является зелёным. Получаем т.о. - такое новое частное знание: «новый вид травы является зелёным». Т.е. мы этого не проверяли, и не видели, но экстраполировали (применили) имевшееся общее знание - на новый предмет, который в обобщение не входил. Получили т.о. дедуктивное знание, которое приняли на веру.

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ Проблема метода познания актуальна, ибо она не только определяет, но в некоторой мере и предопределяет путь познания. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от «способа отражения» через «способ познания» к «научному методу». Эта

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

XII. ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЗНАНИЕ МИРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1. Два подхода к вопросу о познаваемости мира.2. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект», его основания.3. Активная роль субъекта познания.4. Логические и

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

4. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

[б) ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О «ГРАНИЦАХ ПОЗНАНИЯ»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

5. Логика, методология и методы научного познания Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и

Из книги Вопросы социализма (сборник) автора Богданов Александр Александрович

28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это непосредственное чувственное исследование реально существующих и

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Методы труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры - восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть

Из книги Начала современного естествознания: концепции и принципы автора Савченко Валерий Нестерович

Обычные методы познания Обычными методами - будем считать методы, входящие в состав науки и философии (эксперимент, размышление, дедукция, и т.п.). Эти методы, в объективно- или субъективно-виртуальном Мире - хоть и стоят на ступеньку ниже специфических методов, но тоже

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Специфические методы познания в объективной виртуальной реальности У любого объективно-виртуального мира - есть свой создатель. У книги - есть автор, у фильма - режиссёр, у игры - программист… Если Земля - Мир объективно-виртуальный, то это значит, что у Земли

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

РАЗДЕЛ I Теоретико-концептуальный и естественноисторический 1. Принципы, методы и философские концепции науки и естественнонаучного познания 1.1. Определение науки и естествознания как отрасли наукиВ науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. Этимология (от

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

3. Средства и методы познания Разные науки, вполне понятно, обладают своими специфическими методами и средствами исследования. Философия, не отбрасывая такую специфику, тем не менее сосредоточивает свои усилия на анализе тех способов познания, которые являются общими

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

[б) Диалектическая логика и теория познания. О «границах познания»] * * *Единство природы и духа. Для греков было ясно само собой, что природа не может быть неразумной, но еще и теперь даже самые глупые эмпирики доказывают своими рассуждениями (как бы ни были ошибочны эти

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Из книги автора

Гипотетико-Дедуктивный Метод (Hypoth?tico-D?ductive, M?thode -) Всякий метод, отталкивающийся от выдвинутой гипотезы с целью вывести из нее следствия, независимо от того, являются ли эти следствия фальсифицируемыми (как в экспериментальных науках) или нет. Применяется прежде всего в

Из книги автора

§ 5. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ КАК МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под

Дедукция представляет собой особый метод мышления, основанный на умении выстраивать логическую связь, из общей картины выводить мелкие частные заключения. Как этим пользовался всем известный легендарный герой Шерлок Холмс?

Метод Шерлока Холмса

Дедуктивный метод Шерлока Холмса можно описать одной фразой, которую детектив произнес в «Этюде в багровых тонах»: «Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». Бесспорно, в жизни все происходит хаотично и порой непредсказуемо, но, несмотря на это, навыки, которыми обладал сыщик, помогали ему раскрывать даже самые запутанные преступления.

Наблюдательность и детали

Шерлок Холмс собирал как можно больше информации, производил анализ всевозможных сценариев развития событий и смотрел на них под разным углом. Это позволяло детективу откинуть несущественное, таким образом, герой Артура Конан Дойля выделял из множества возможных версий одну или несколько более весомых.

Концентрация

Отрешенное лицо, игнорирование людей и их вопросов, а также событий вокруг себя - таким рисует своего героя Конан Дойль. Однако такое поведение отнюдь не признак дурного тона. Нет. Это результат особой концентрации внимания на расследовании. Шерлок Холмс постоянно обдумывает всевозможные варианты решения задачи, абстрагируясь от внешних факторов.

Заинтересованность и кругозор

Основным оружием сыщика был его широкий кругозор. Стоит вспомнить, как он с легкостью по частицам грунта мог определить, из какого места Англии приехал человек. Его интересовало буквально все, особенно то, что ускользало от внимания обычных людей. Он был специалистом в криминалистике и биохимии, замечательно играл на скрипке, разбирался в опере и музыке, знал несколько иностранных языков, занимался фехтованием и умел боксировать. Многогранная личность, не правда ли?..

Чертоги разума

Метод дедукции основывается на запоминании сведений при помощи ассоциаций. Известный детектив работал с большим объемом информации. А чтобы не запутаться в ней, он пользовался методом, который называется «чертоги разума». К слову, он далеко не новый, суть его была известна еще древним грекам. Каждый факт, сведение, знание привязывается к определенному объекту помещения, например, к двери, окну и т. д. Это позволяло сыщику легче запоминать информацию, которая практически ежечасно поступала к нему.

Язык жестов

Шерлок Холмс был замечательным психологом. Наблюдая за поведением той или иной личности, детектив обращал внимание на мимику и жесты, в результате чего без труда мог определить, врет его клиент/подозреваемый или нет. Умение подмечать детали - поведение, манеру говорить, одеваться - помогает составить общую картину о жизни человека.

Интуиция

Интуиция Шерлока Холмса скорее основывалась не на шестом чувстве, а на опыте. Но грань между голосом подсознания и высокой квалификацией в работе достаточно стерта. Только сам человек может провести эту тонкую черту между предположением и самим действием.

Практика

Развить метод дедукции можно только посредством практики. Шерлок Холмс постоянно упражнялся в логике, даже в свободное от работы время. Это позволяло ему постоянно держать свой разум «в тонусе». А вот без интересного дела он скучал и хандрил.

Польза дедукции

Навыки дедуктивного мышления будут полезны в повседневной жизни и трудовой деятельности. Секрет многих успешных людей заключается в умении мыслить логически и подвергать анализу свои действия, предугадывая исход событий. Это помогает им избегать шаблонов и добиваться больших успехов в различных сферах:

В учебе - помогает быстрее освоить изучаемый предмет;

В трудовой деятельности - принимать правильные решения и рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед;

В жизни - хорошо разбираться в людях и выстраивать эффективные отношения с окружающими.

Таким образом, метод дедукции поможет намного облегчить жизнь и избежать многих неприятных ситуаций, а также быстро добиваться поставленных целей.

Как развить дедуктивное мышление

Освоение рассматриваемого нами способа мышления - это длительная и кропотливая работа над собой, но в тоже время она не представляет особых сложностей. Метод дедукции требует участие здравого смысла, эмоции же необходимо отвести на второй план, они будут только мешать процессу. Существует ряд некоторых правил, которые помогут развить дедуктивный способ мышления в любом возрасте.

1. Если вы твердо решили добиться положительного результата на этом поприще, то необходимо начинать много читать. Но не глянцевые журналы и газеты - полезными будут классическая литература и современные детективы или романы. Во время чтения необходимо вдумываться в сюжет, запоминать детали. Сравнивайте "пройденный материал": эпохи, жанры и т. д.

2. В повседневной жизни старайтесь обращать внимание на мелочи: поведение людей, их одежду, жесты, мимику, речь. Это поможет развить наблюдательность и научит вас анализу. Хорошо бы заручиться поддержкой единомышленника, с которым можно будет обсуждать увиденное, к тому же в процессе беседы вы будете учиться изъяснять свои мысли логически и выстраивать хронологическую последовательность событий.

3. Освоить навыки дедуктивного мышления поможет решение логических задач и головоломок.

4. Обращайте внимание на свои действия, анализируйте, почему вы поступили именно так в определенной ситуации, ищите другие возможные варианты выхода из нее и продумывайте, какой результат мог бы получиться в таком случае.

5. Развитие дедуктивного мышления требует тренировки памяти. Это необходимо для того, чтобы охватить большое количество информации и держать ее в голове. Важно отметить, что тренировкой памяти нужно заниматься постоянно. Учеными было установлено, что человек теряет приобретенные навыки и способности, если на какой-то период времени прервать мозговую деятельность (скажем, на отдыхе). Развить память помогут известные способы:

Запоминать определенное количество слов на слух;

Слово в слово повторять прочитанные фразы;

Перечислять предметы.

Следует помнить о наличии нескольких источников восприятия информации: слуховой, голосовой, визуальный и тактильный. При этом важно развивать одновременно все, делая упор на слабых сторонах. Чтобы упростить процесс запоминания, можно придумать собственную систему кодировки и ассоциаций.

6. Но не стоит полностью полагаться на память, так как ее возможности не безграничны. Нужно приучать себя делать заметки - в виде графиков, таблиц, списков. Эта полезная привычка поможет находить взаимосвязи и создавать логические цепочки.

7. Важно постоянно осваивать новые знания. Они могут быть даже не связаны с социальной жизнью и межличностными отношениями. Рекомендуется читать художественную литературу - это разовьет впечатлительность, умение образно мыслить. Отдельное внимание необходимо уделять освоению специальных знаний, таких как психология, физиогномистика, язык жестов. Они помогут производить анализ поведения человека в определенных ситуациях.

8. Немаловажную роль в освоении дедуктивного мышления играет практика. Суть её заключается в создании проблемной ситуации и поиске выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо выдвинуть гипотезу и определить пути решения задачи. Далее, рассматривая всевозможные подходы, требуется найти оптимальный вариант. Постарайтесь провести сравнительный анализ предполагаемых путей развития событий.

Дедуктивный способ мышления - это увлекательное путешествие по просторам логики. Сделав над собой усилие и потратив некоторое время на занятия, вы с помощью дедукции сможете подбирать ключи к любым замкам и испытаете на себе, что значит быть Шерлоком Холмсом.

В течение жизни люди самосовершенствуются и развиваются. В процессе личностного развития необходимо развивать логическое мышление. В развитии логики большое значение имеет такой метод мышления, как дедукция. И многие задаются вопросами:

  1. Что такое логика?
  2. Как развить дедукцию?

Под дедукцией подразумевают способность рассуждать логически и приходить к неопровержимому итогу.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Дедукция, как частный способ мышления, базируется на выделении главной идеи из общего. В любых науках и в жизни широко применяется метод дедукции, поэтому так важно развивать дедуктивное умозаключение.

Простейший пример дедуктивного умозаключения:

  • Оля и Маша придерживаются диеты;
  • диета исключает употребление сладкого;
  • следовательно, Оля и Маша не употребляют шоколад.

Всем хорошо известен «король» дедуктивного мышления – Шерлок Холмс. В раскрытии преступлений он всегда отталкивался от общего – полной картины преступления с предполагаемыми участниками, и двигался к частному – рассматривал каждого по отдельности, кто мог его совершить, изучал возможности, мотивы, поведение. А затем, путем логического умозаключения вычислял преступника, предъявляя ему неопровержимые доказательства.

Существует множество способов, методов и игр, развивающих дедуктивное мышление.

Книги

Первым и самым главным способом развития дедукции является чтение книг. Во-первых, это элементарное расширение кругозора, тренировка памяти и личностное развитие.

По частицам грунта на обуви, Шерлок Холмс мог определить, из какого уголка Англии прибыл человек. И различал 140 видов табачного пепла. Холмс интересовался буквально всем и имел огромнейший запас знаний.

Во-вторых, вы должны не просто читать книги, а анализировать описанные ситуации, запоминать, предполагать, сравнивать, вычислять. Читая, например, детектив, попробуйте методом логических умозаключений определить, кто окажется преступником. Это научит вас строить логические цепочки.

Сюжеты детективов Дарьи Донцовой прекрасно подойдут для тренировок

Игры

Для того чтобы развивать дедукцию, вы должны ежедневно тренировать свою память. В этом вам помогут не только книги, но и различные игры. Вспомните, существует достаточное количество игр, которые станут вам помощниками в ваших каждодневных тренировках:

  • Шахматы – настольная логическая игра для двух соперников. Отлично развивает логику, сообразительность, внимательность.

Игра в шахматы прекрасно развивает сообразительность

  • Шашки – настольная логическая игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной. Учит мыслить на шаг вперед, развивает наблюдательность и память.

Играя в шашки, вы развиваете память

  • Судоку – популярная логическая головоломка. Квадрат 9х9 нужно заполнить цифрами по особым правилам. Игра развивает внимание, интеллект, объемный взгляд на мир, а так же дивергентное мышление.

Судоку позволит вам овладеть дивергентным мышлением

  • Пазлы игра-головоломка, представляющая собой мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы, которую требуется сложить в единое изображение. Развивает внимательность, логику, воображение и тренирует память.

Составление пазлов развивает логику и внимание

  • « Memory » - настольная игра, состоящая из нескольких десятков парных карточек. Карточки перемешиваются и раскладываются рубашкой вверх, затем открываются две за раз. Когда картинки на них совпадают, то карточки остаются лежать перевернутыми, если же изображения разные, карточки переворачиваются снова рубашкой вверх. « Memory » по сей день остается лидером среди игр, развивающих визуальную и пространственную память.

Увлекательная игра, которая по-настоящему полезна при развитии памяти

  • «Снежный ком» - игра с участием большого количества незнакомых людей. Ее также называет игрой для первого знакомства. Суть состоит в том, что все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет свое имя. Далее по часовой стрелке следующий участник называет имя предыдущего и свое. Третий должен будет назвать имена предыдущих двух и произнести свое, и так по кругу. В игру можно играть и с друзьями, называя не имена, а, например, название городов. Отличная тренировка памяти.

Подобные игры развивают память и внимание

  • Карточные игры – всем известная карточная игра в «дурака» и пр. В игре не просто приходится запоминать карты, но и просчитывать ходы.

Хоть игра в карты и считается азартной, но является развивающей

Вы можете придумывать игры для себя сами. Например, возьмите картинку, в течение 15 секунд запомните изображение, а затем на листке бумаги воспроизведите перечень предметов, которые вы смогли запомнить.

Загадки

Всем, наверняка, известны загадки. Их великое множество и они прекрасно развивают логику. Если вы не можете отгадать загадку, не спешите заглядывать в ответы. Постарайтесь сами логически прийти к ответу, пусть даже это займет у вас несколько дней.

Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые.

Примеры загадок на логику и мышление:

  1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
  2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
  3. Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину, лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В телефонной книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: «Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла». И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и произносит:«О, милая, что с тобой случилось???»
    Потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: «Арестуйте этого человека. Это он убил ее». Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
  4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе, а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?
  5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он озвучил его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
  6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте ОДТЧПШСВДД.
  7. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше, чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?
  8. Кошка – 3, лошадь – 5, петух – 8, ослик – 2, кукушка – 4, лягушка – 3. Собака - ?
  9. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. «Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией», - сказал черноволосый. «И, правда…», - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?
  10. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
  1. Они были на разных берегах.
  2. В шахматах.
  3. Потому что Холмс не назвал мужу адрес.
  4. Пусть меня убьет самая некрасивая.
  5. Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.
  6. Первое взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если кучки равны, то фальшивка в третьей кучке. Второе взвешивание: из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если они равны, то фальшивка - оставшаяся монета.
  7. Кошка – «мяу» (3), лошадь – «и-го-го» (5), петух – «ку-ка-ре-ку» (8), ослик – «и-а» (2), кукушка – «ку-ку» (4), лягушка – «ква» (3), собака – «гав» (3).
  8. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий - медвежатник Белов. Карманнику Рыжову остался черный цвет.
  9. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Наблюдательность и детали

Для развития дедукции очень важно подмечать детали везде и во всем. Например, если вы едите в автобусе, выберите одного человека и, примечая даже мелочи, попробуйте понять, чем он увлекается, кем работает, каково его семейное положение, образ жизни. Внимание к мелким деталям, позволит вам видеть более правдивую картину ситуации, чем может показаться на первый взгляд.

Наблюдательность сама по себе является способностью подмечать в вещах, явлениях и ситуациях существенно важные признаки и черты, но мало заметные, а поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Развивать наблюдательность можно с помощью разных картинок:

Необходимо за короткое время найти в таблице числа в последовательности от 1 до 90

Чтобы понять сам смысл дедукции можно смотреть фильмы , герои которых наделены развитой логикой:

  • Шерлок Холмс (любые фильмы и любые части).
  • Менталист.
  • Эйс Вентура.
  • Доктор Хаус и пр.

Если ежедневно пользоваться основными способами, развивающими логику, результат не заставит себя ждать. Вы станете наблюдательными, у вас появится внимание к деталям, а это первые признаки развитой дедукции.