Биографии Характеристики Анализ

Схема субъекты социального поведения массы публика толпа. Субъекты стихийного массового поведения

Проблема регулирования социального поведения личности относится к числу социально-психологических проблем, отражающих кризисное состояние современного российского общества, изменение его функционального состояния, разрушение системы высших, надличностных ценностей, определявших смысл общественного и личностного бытия. Проблема регулирования социального поведения связана с потерей личностью прежних социальных идентификаций, социальных ролей, выступавших первичным основанием для поведенческой ориентации. Рассогласование ценностного мира личности, трансформация норм и идеалов приводит к нарушению регуляции отношений в обществе и повышению безответственности личности за свои социальные действия.

В настоящее время в социальной психологии возрастает интерес к проблемам социального поведения личности, системе его регулирования во взаимосвязи с уникальностью человеческой личности, ее действий и поступков. Более заметной становится тенденция исследователей рассматривать проблемы, связанные с изучением процессов самоорганизации, самоопределения личности в сфере своей социальной практики.

В зарубежных исследованиях проблематика социального поведения имеет сложившиеся традиции. Представитель функционализма У. Джемс раскрывает поведение как функцию сознания в выживании организма. Основоположники бихевиоризма Б. Скиннер и Дж. Уотсон провозглашают поведение предметом изучения в психологии. Поведение определяется ими как система внешне регистрируемых реакций, с помощью которых индивид приспосабливается к стимулам окружающей среды.

Отказавшись от понимания линейной детерминации социального поведения, наиболее детально эту категорию исследовали Э. Ч. Толмен (переменная "I" – "индивидуальность"), А. Бандура (подражание в социальном научении), Д. Роттер (локус-контроль), Р. Мартенс, Г. Тард, Г. Лсбон (принцип подражания и психического заражения), Д. Хомане (непосредственный контакт между индивидами) и др. В трудах западных ученых раскрывается сложная система детерминант социального поведения и конструируются активные методы поведенческого тренинга, которые предоставляют возможность осуществлять обучение, терапию и коррекцию социального поведения.

Существует большое разнообразие определений понятия "социальное поведение". В "теории поля" К. Левин рассматривает социальное поведение как функцию личности, действующей в отношении ее социального окружения, а в качестве мотивов поведения он выделяет истинные или ложные потребности. В целевом подходе (М. А. Робер, Ф. Тильман) социальное поведение понимается как "реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения им своих потребностей". В интеракционизме (Дж. Мид, Г. Блумер) раскрывается, что социальное поведение проявляется при участии в большом коллективном процессе, в который человек вовлечен и основывается на интерпретациях значимых символов, несущих социальную информацию. Личность и ее поведение в данном случае представляют собой продукт взаимодействия с социумом.

Изучение проблемы социального поведения в отечественных исследованиях длительное время основывалось на деятельностном подходе, который разрабатывался в психологических школах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. В деятельностном подходе личность рассматривается как условие и продукт деятельности. Для целостного понимания личности в системе ее социальных связей и взаимоотношений понятие "поведение" стало использоваться в отечественной психологии только с 80-х гг. XX в. Отечественные психологи в качестве побудительных сил социального поведения рассматривают потребности (А. В. Петровский), чувства, интересы, идеалы, мировоззрение (С. Л. Рубинштейн), установки (А. Г. Асмолов).

В психологическом словаре социальное поведение определяется как поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе, и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм. Источником поведения являются потребности, выступающие как форма связи человека с социальной средой его жизнедеятельности. В этом взаимодействии человек предстает как личность, во всем многообразии своих социальных связей.

Признаками социального поведения выступают его общественная обусловленность, сознательный, коллективный, активный, целеполагающий, произвольный и созидательный характер. В отечественной психологии понятие поведения рассматривается в соотношении с понятиями "активность", "деятельность", а также "социальная активность", "социальная деятельность". Общим родовым основанием деятельности и поведения выступает активность.

Видовая специфика состоит в том, что предметная, практическая деятельность обусловливает субъект-объектные связи человека с окружающей средой, поведение – субъект-субъектную связь личности с социальной средой. Поведение выступает как форма существования личности, являющейся представителем той или иной группы, своеобразие поведения которой заключается в том, что это социальное поведение.

Социальное поведение является интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности. Все остальные виды активности определенным образом и в определенной степени зависят от него, обусловлены им. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, регулируемые общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Социальное поведение – это система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой.

Структура социального поведения включает в себя следующие элементы: поведенческий акт, действие, поступок, деяние, несущие свою смысловую нагрузку, специфическое психологическое содержание и в совокупности, составляющие целостное, целенаправленное социальное поведение личности.

Поведенческий акт представляет собой единичное проявление поведения, элемент, воспроизводящий основные звенья его структуры. Структура поведенческого акта может быть рассмотрена с позиций концепции функциональных систем П. К. Анохина. Изучая физиологическую структуру поведенческого акта, П. К. Анохин пришел к выводу о необходимости различать два типа функциональных систем. Функциональные системы первого типа при помощи разнообразных механизмов автоматически компенсируют возникающие сдвиги во внутренней среде.

Функциональные системы второго типа обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения и лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения. По П. К. Анохину, архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из последовательно сменяющих друг друга стадий:

Как мы видим, в структуре поведенческого акта представлены основные характеристики поведения, такие как целенаправленность и активная роль субъекта в организации поведения.

Социальные действия занимают центральное место в социальном поведении. М. Вебер в теории социального действия раскрыл его основные признаки: наличие субъективного смысла возможных вариантов поведения, сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих и ее ожидание. Социальные действия направлены на изменение поведения и установок других людей, удовлетворение потребностей и интересов воздействующих и зависят от выбора эффективных средств и методов их реализации.

М. Вебер выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие, в зависимости от степени участия в нем сознательных, рациональных элементов.

Целерациональное действие основано на ожидании определенного поведения других лиц и использовании его для достижения индивидом своих целей. М. Вебер считает, что целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., т.е. действует не эмоционально и не на основе традиции или привычки, а на основе анализа разумного сочетания личной цели и социальной.

Наиболее распространены в реальной жизни ценностнорациональные действия. Они основаны на вере в ценность поведения, независимо от последствий, к которым оно может привести (принципы или чувство долга, направленные на моральное удовлетворение). Как считает М. Вебер, они подчинены "заповедям" или "требованиям", повиновение которым является долгом каждого человека. Реализуя ценностно-рациональные действия, воздействующий принципиально придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, даже в ущерб своим личным целям.

Традиционное действие – это привычное действие, которое совершается преимущественно без осмысления, на основе глубоко усвоенных индивидами социальных образцов поведения, привычек и норм.

Аффективное действие – это действие, обусловленное чувствами, эмоциями, совершенное в состоянии относительно кратковременного, но интенсивного эмоционального состояния, возникшего в ответ на стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения.

По мнению М. Вебера, традиционное и аффективное действия не являются социальными в полном смысле, поскольку реализуются чаще всего за пределами осознания и осмысления, их отличает низкая степень участия сознательных, рациональных элементов.

Социальные действия имеют общественное значение. Их основу составляет столкновение интересов и потребностей социальных сил общества, в связи с чем социальные действия выступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий. Они различаются по типам решаемых общественных задач (социальных, экономических, развития духовной жизни). Субъектами этих действий являются личности и социальные группы, действующие в определенной ситуации и обладающие общественно детерминированной мотивацией, намерениями и отношениями.

Психологические характеристики социальных действий определяются мотивацией, отношением к "Я" как источнику и субъекту действий, соотношением смысла и значения действий, рациональным и иррациональным, сознательным и бессознательным в их мотивации, а также субъективным смыслом совершаемых личностью действий.

Социально-психологические характеристики социального действия соотносятся с такими феноменами, как восприятие социального действия ближайшего окружения; его роль в мотивации социального действия; осознание личностью принадлежности к определенной группе как фактором мотивации; роль референтной группы; механизмы социального контроля социального действия личности.

Поступок представляет собой личностную форму поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам. Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, баллистические движения, действия – импульсивные, привычные, гетерономичные (выполняемые по приказу, служебной инструкции, внешним требованиям, согласно предписанной роли).

Поступок включает в себя творческий акт выбора целей и средств поведения, порой вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступок выступает как личностно-осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта. По Μ. М. Бахтину, поступок обладает такими обязательными свойствами, как аксиологичность (нетехничность), ответственность, единственность, событийность. Поступок возникает благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский).

Поступок как основная единица социального поведения характеризуется наличием внутреннего плана действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка нужно учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступки включены в систему нравственных отношений общества, а через них – в систему всех общественных отношений.

Деяние представляет собой совокупность поступков. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость и результативность. Ответственность за социально значимые результаты несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности и основана на общественно-исторических критериях их оценки.

Целью социального поведения личности является преобразование окружающего мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований человека. Результатом социального поведения выступает формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми и различными общностями. Многообразие форм социальных связей и отношений личности как явления социального и многопланового обусловливает виды ее социального поведения.

Основаниями социально-психологической классификации видов социального поведения выступают следующие критерии:

  • 1) сферы бытия – природа, общество, человек (производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное);
  • 2) социальная структура общества (классовое поведение социальных слоев и страт; этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное, репродуктивное и др.);
  • 3) процесс урбанизации (экологическое, миграционное);
  • 4) система общественных отношений (производственное поведение (трудовое, профессиональное), экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.); правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.); религиозное поведение);
  • 5) субъект социального поведения (общественное поведение, массовое, групповое, коллективное, кооперативное, корпоративное, профессиональное, этническое, семейное, индивидуальное и личное поведение);
  • 6) активность-пассивность личности (пассивное, приспособительное, конформное, адаптационное, стереотипное, стандартное, активное, агрессивное, потребительское, производственное, созидающее, инновационное, просоциальное, прокреативное, поведение по оказанию помощи другим людям, поведение по возложению ответственности или поведение атрибуции);
  • 7) способ выражения (вербальное, невербальное, демонстрационное, ролевое, коммуникативное, реальное, ожидаемое поведение, ориентировочное, инстинктивное, разумное, тактичное, контактное);
  • 8) время осуществления (импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое).

Главным субъектом социального поведения является личность, поскольку в многообразных формах и видах социального поведения преобладают социально-психологический и личностный аспекты. Исследователи отмечают, что системообразующим качеством социального поведения выступает нормативность, поэтому все виды социального поведения являются разновидностями нормативного, предписанного поведения.

Поведение - процесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутрен­ней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе грудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа - это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа - это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную , например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяс я толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская - это мародеры, а экста­тическа я - доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика - это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.



К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движения - это массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам.В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятсяк установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­нии возникают редко, в нестабильных - часто.

Коллективное поведение - это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.

Социальное поведение личности - это внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества.Человеческое поведение приобретает социальный смысл, им да они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй - в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить вес его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения : конформизм, инновация, ритуализм, рстритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их па новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический - объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический - учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила повеления, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособле­ние - это также прекращение контактов индивида с другими людь­ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация - это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Чисто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает ни себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе се воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт . Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее, в протекании любого конфликта можно выделить три стадии - предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель­ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта , т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфлик­тующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к согла­шению , предусматривающему приемлемые для обеих сторон усло­вия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то го­ворят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая пока­зать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству , т. е. учас­тию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Нако­нец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов . Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты проис­ходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень слож­ным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты - это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта от­личаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимо­действуют друг с другом. Социальные конфликты происходят меж­ду группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов - восстания и революции.

В зависимости от сферы , в которой протекает конфликт, раз­личают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государ­ства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Соци­альные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения мате­риальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в му­зыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить поли­тическую, экономическую, социальную окраску, но в любом слу­чае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям дру­гой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересека­ются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает при­меры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивили­зованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «повеление» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального повеления?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название девиантное?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

10. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов на массу и толпу.

Н.А. Бердяев; «Масса, толпа есть "оно", а не "мы". "Мы" предпола­гает существование "я" и "ты". В массе, в толпе "я" надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмо­циями. Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается не­нужной роскошью».

Немецкий философ Карл Ясперс: «Люди в массе легко могут поте­рять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимо­действовать с манипулирующими ими тиранами».

Причины и сущность массового социального поведения

Социальное поведение - поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Виды социального поведения:

Массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) - групповое (совместные действия людей);

Просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) - асоциальное;

Помогающее - конкурентное;

Девиантное (отклоняющееся) - противоправное.

Значимые виды социального поведения:

Связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

Связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

Связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.

Типы девиантного поведения:

Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

Ретритизм (отвергает и цели и способы)

БунтМятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

Субъекты массового социального поведения и их характеристика

Категория “поведение” с трудом поддается определению. Это тончайшая смесь самоограничения и импульса, идеализма и эгоизма, руководимое перспективной целью, с одной стороны, и навязанное повседневным давлением, с другой. Поведение - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованный их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Массовое социальное поведение - это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин “массы” употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы в таком понимании существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

Толпа - контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного принятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, то толпа всегда активна.

Выделяют несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная, действующая. Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения. Например, неиствующие болельщики на стадионе. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Действующая толпа подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экспрессивную. Агрессивной обычно называется толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в паническом состоянии. Стяжательская - это мародерствующая, грабящая толпа, а экстатическая - доведенная до исступления в результате каких-либо религиозных ритуалов. В этот вид толпы может превратиться и молодежная аудитория в ходе концертов рок-групп.

Под термином “публика” понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. Г. Тард называл публикой читателей одной газеты. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции.

Субъект действия- тот, кто действует.

Попросту говоря, человек, севший за обеденный стол, является субъектом «процесса питания», в то время как съеденная человеком котлета является его объектом.

По субъекту социального поведения различаются:

· общественное поведение,

· массовое,

· классовое,

· групповое,

· коллективное,

· кооперативное,

· корпоративное,

· профессиональное,

· этническое,

· семейное,

· индивидуальное

· и личное поведение.

Во всех формах социального поведения социально-психологический и личностный аспекты являются превалирующими. Поэтому есть основание считать главным субъектом социального поведения личность. Поэтому речь и идет о социальном поведении личности. При всем многообразии форм и видов социального поведения личности выделяется их общий признак, в известном смысле системообразующее качество. Этим качеством является нормативность. В конечном итоге все виды социального поведения являются разновидностями поведения нормативного.

5.2 Социальное поведение

Поведение - это процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двига­тельной) и внутренней (психической) активности.

К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведе­ние. Этим термином обозначается образ жизни и действий боль­шого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и в некото­рых случаях отдельные индивиды и их межличностные объедине­ния (семья, круг друзей и др.).

Масса - это большое количество людей, которых нельзя объ­единить по какому-либо общему признаку. В соответствии с поли­тической и экономической ситуацией число составляющих массу людей может быть больше или меньше, но оно всегда присутствует. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим по­ложением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие народные массы. Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа - это внешне не организованная общность людей, ко­торые находятся в непосредственном контакте друг с другом, свя­заны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформиз­ма, т. е. легко поддается внушению .

Выделяют случайный, экспрессивный, конвенциональный и дей­ствующий виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собрав­шиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понима­ется группа людей, поведение которых укладывается в установлен­ные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обыч­ного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа - это группа людей, осуществляющая актив­ные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Аг­рессивную, например, представляет толпа погромщиков.

Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская - это мародеры, а экстатическая - до­веденная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика - это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Ими могут быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т. д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение лич­ности.

Социальные движения - это массовые действия предста­вителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, спо­собствующие или препятствующие социальным переменам.

В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть несколь­ких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды сво­их взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стре­мятся к установлению нового социального порядка путем разру­шения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идео­логия, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и спосо­бов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образу­ют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных - часто.

Коллективное поведение - это массовые, непредсказуе­мые реакции людей на критические ситуации, возникаю­щие объективно и внезапно.

Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Че­ловек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально на­каленную атмосферу.

Социальное поведение личности - это внешне наблюдае­мые поступки, действия индивидов в определенной после­довательности, так или иначе затрагивающие интересы дру­гих людей, их групп, всего общества.

Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда индивид включен в общение с другими людьми. Социальное пове­дение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальная установка. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантное (отклоняющееся) пове­дение. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нару­шить функционирование социальной системы, а второй - в стрем­лении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиант­ного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и, в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяют пять типов поведения: конформизм, инновация, ри­туализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не явля­ется девиацией . Все другие относятся к разновидностям девиант­ного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеж­дений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя. Мятеж выража­ется в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить но­вый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологиче­ских факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступ­ков, психологический - объясняет девиантное поведение различ­ными отклонениями в психическом развитии, социологический - учитывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует ста­новлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила пове­дения, способствующие выполнению различных видов деятельности . Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка помогает социальный контроль, который обес­печивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные органи­зации посредством методов изоляции, обособления и реабилита­ции. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.

Обособление - это также прекращение контактов индивида с дру­гими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его воз­вращения в общество, например арест. Реабилитация - это под­готовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже в изгнании его из группы. К типам неформаль­ного контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения вы­ражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение - это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разреше­ния противоречий между людьми и социальными группами. Со­циальный конфликт - это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжи­тельной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. е. то явление, предмет, отношение и т. д., которые одинаково высоко ценятся обеими конфликтующими сторонами. На этой ста­дии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздей­ствия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.

На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столк­новения или содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конф­ликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересован­ной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. На­конец, более сильная сторона может применить силу к более сла­бой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему нужно принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необ­ходимо, и тем, что хочется. В принятии решения важную роль иг­рает сила воли человека. Межличностные конфликты - это стол­кновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отлича­ются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодейству­ют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов: восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, разли­чают политические, экономические, социальные, культурные, эт­нические и религиозные конфликты . Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например: партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятель­ности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных куль­турных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в проти­воборстве разных этнических групп. Они могут носить политиче­скую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой на­ции. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных кон­фессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка, но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

3. Какие разновидности социального поведения существуют?

4. Какое поведение получило название «девиантное»?

5. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к раз­новидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

6. В чем состоят причины девиантного поведения?

7. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

8. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

9. Приведите классификацию конфликтов.

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните точку зрения авторов относительно массы и толпы.

Масса, толпа есть «оно», а не «мы». «Мы» предполагает существование «я» и «ты». В массе, в толпе «я» надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Массы живут по пре­имуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью ().

Люди в массе легко могут потерять голову, предаться опьяняющей воз­можности стать просто другими, последовать за крысоловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в кото­рых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующи­ми ими тиранами (К. Ясперс).

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение , индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Концепции человеческого поведения

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.

Позиции Фромма - представителя неофрейдизма в и — точнее можно определить как фрейломарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма по сравнению с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — это скорее социология, тогда как Фрейд, безусловно, является чистым психологом. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейломарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с Марксом, объяснявшим социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем не менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая иод ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. Например, огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры «новояза» из оруэлловской антиутопии активно уродуют сознание употребляющих их людей. В той или иной степени достоянием всех в советском обществе стала чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти».

Главная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если будет осознано, не допускается в сознание с помощью «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя идеологические клише, которые из-за частого употребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную информацию, оказывая прямое давление и вызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые эксперименты формируют, по Фромму, «социальный характер» человека. Люди, принадлежащие к одному и тому же обществу, помимо своей воли как бы отмечены печатью «общего инкубатора». Напр и мер, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему облику, отношению друг к другу; это люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они резко выделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения — от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый страх оказаться не таким, как все, доверчивость.

Свою критику Фромм направил против современного капиталистического общества, хотя много внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он разработал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов посредством осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобшно- сти человека в жизненную реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализация гуманизма». Процесс дерепрессии — освобождения социально угнетенного сознания заключается в устранении страха перед осознанием запретного, развитии способности к критическому мышлению, гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы.

Концепция Скиннера по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов, а оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Организм как бы методом проб и ошибок отыскивает наиболее приемлемый способ адаптации, и в случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, главным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на нужную реакцию».

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, вся культура, мораль, искусство превращаются в сложную систему подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования поведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж. иДж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать гак всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых российских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скинне- ра, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений.

Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение;
  • постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению.

Важнейшими понятиями теории обмена являются:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое;
  • выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

В своей теории обмена Я. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими:
  • оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалисте ком подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.