Биографии Характеристики Анализ

Схема под названием социальная структура древнеегипетского общества. Социальная структура древнеегипетского общества

Древний Египет - цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны - африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила - это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства - Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце - опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После - опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел - его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация - всего лишь

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа - Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления - деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества - сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон - жрецы и придворные вельможи - воины - крестьяне и ремесленники - рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп - «Амон умиротворенный», Тутмос - «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые - законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы - толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны.

Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, - это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, - это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война.

Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта - крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет - не единственное с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества).

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне - знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

3.Особенности власти фараона

Правда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта.

Доктрина управления и подчинения в Древнем Египте

Система верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями.

На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам.

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ - те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатсва; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.

Издание: История государства и права зарубежных стран. Завтра экзамен

Вопрос 1. Возникновение Древнего Египта

Государство Древний Египет возникло на северо-востоке Африки, в дельте реки Нил. Благосостояние Египта зависело от ежегодных разливов Великой реки. Древнейшие в истории ирригационные сооружения были построены на территории Египетского государства; для работ на них впервые был использован труд рабов. На момент зарождения и исторического развития государства естественными границами Египта были пустыни, которые защищали страну от посягательств и набегов кочевых племен и служили созданию мононационального населения - древних египтян.

В первой половине IV тысячелетия до н. э. в египетском обществе начинается процесс социальной дифференциации.

Ко второй половине IV тысячелетия до н. э. складываются первые государственные образования - номы. Номы сосредоточивались вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ и получили название храмовых хозяйств.

Историческая ситуация и географическое расположение номов способствовали их скорому объединению под эгидой более сильного нома во главе с номархом. Так в Верхнем Египте появился новый политический институт единовластного монарха, признаваемый остальными номами. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали весь Египет.

Историю Древнего Египта разделяют на четыре периода:

  1. Раннего царства (с 3100 по 2800 г. до н. э.). Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов;
  2. Древнего или Старого царства (около 2800–2250 гг. до н. э.). Он включает время царствования III и IV династий;
  3. Среднего царства (около 2250–1700 гг. до н. э.) - эпоха царствования XI–XII династий египетских фараонов;
  4. Нового царства (около 1575 –1087 гг. до н. э.) - время царствования XVIII–XX династий фараонов.
В периодах между Древним, Средним и Новым царствами наблюдается постепенный спад в хозяйственной и политической жизни Египта.

Египет Нового царства - первая мировая империя. Это было огромное государство, созданное в результате завоевания соседних территорий. После военных походов в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые области.

К концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за обеднения политического и экономического могущества правящей династии. Конгломерат номов становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римляне. В результате военных предприятий римских войск Египет в 30 г. до н. э. включается в состав Римской империи.

Вопрос 2. Социальная структура Древнего Египта

Доминирующим сектором экономики Древнеегипетского государства всегда было государственное храмовое хозяйство - рабы принадлежали государству.

Если для других древних государств Востока была характерна разница в правовом положении отдельных слоев населения, то в Египте границы этих различий были стертыми или просто не существовали. Доказательством этому служит терминология, обозначающая определенные группы населения. Так, термин «мерет», обозначающий простолюдина, не нес в себе выраженного правового содержания. Также не имело юридического содержания и понятие «слуга царя», который являлся полусвободным, зависимым работником.

Основной социальной и экономической единицей общества раннего Древнего Египта являлась сельская община, состоявшая из свободных людей. С интенсивным развитием сельскохозяйственного производства происходит внутреннее социальное и имущественное расслоение общины. Это связано с возрастанием общей массы прибавочного продукта, присваиваемого общинной верхушкой, в руках которой сосредоточены руководящие функции по созданию, содержанию и расширению сети ирригационных сооружений.

К концу IV тысячелетия до н. э., в период интенсивной социальной дифференциации общества, формируется господствующий социальный слой, который все больше отделяется от основной массы свободных общинников - крестьян.

В период создания единого государства община утрачивает свою хозяйственную самостоятельность и переходит под контроль чиновников центрального аппарата. Земельный фонд, управление ирригационной системой, храмовое хозяйство - все это переходит в собственность и управление главного лица государства - фараона. Однако община не исчезает полностью, а постепенно трансформируется в постоянные сельские поселения.

Для работы в хозяйствах фараона, светской и духовной знати привлекались различные категории зависимых подневольных: бесправные рабы-военнопленные, собственные соплеменники, доведенные до рабского состояния, и «слуги царя». В отличие от других рабов, «слуги царя» владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание с царских складов. Эта форма получила название «домашнее рабство».

В XVII в. до н. э. наступает период смут и раздробленности, после которого Египет объединяется под властью фиванских номов на территории Среднего царства. Этот период отмечен успешными завоевательными походами, активным развитием торговли, ростом городов, расширением и интенсификацией сельскохозяйственного производства. Сословие жрецов укрепило свои позиции и на протяжении всей истории Египта представляло опасность для фараона как сильнейший конкурент за реальную власть в государстве. В отличие от светских владык, сословие жрецов практически не знало внутренних расколов. Жрецы были хранителями тайных знаний, поэтому тайная борьба между фараоном, его приближенными и мощной корпорацией жрецов отличалась крайней жестокостью и изощренностью.

Среди светской номовой знати, владевшей землями, пожалованными за службу фараону, и наследственными землями, начинается массовое стремление перевести свои держания из разряда пожалованной в разряд наследственной собственности.

В период Среднего царства появляется новый пласт работников, который полностью состоит из нетитулованного чиновничества. Данный слой сформировался из людей, которые привыкли повиноваться и не претендовали на то, чтобы вершить большие дела. Благодаря нетитулованному чиновничеству вокруг фараона сформировался «защитный барьер», что давало ему возможность сохранить свои политические позиции.

Из «слуг царя» выделяется новая социальная группа - «неджес» (маленькие), из которой тоже выделяется особая группа - «сильные неджес». Такое расслоение связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, с расширением внутреннего и внешнего рынков. В XVI–XV вв. до н. э. появляется такое понятие, как «торговец». В Древнем Египте не существовало денежного обмена, а развит был лишь товарообмен. Однако с периода XVI–XV вв. до н. э. распространяются обмен и продажа товара на серебро, которое становится денежным эквивалентом.

Развитие хозяйства позволило новой группе - неджесу и ремесленникам - за счет продажи продукции на рынке значительно повысить свой статус. Так постепенно на смену бартерному обмену приходят товарно-денежные отношения.

Начинается постепенное размывание сословных границ в древнеегипетском обществе, в котором главную роль для занятия положения и получения влиятельного социального статуса каким-либо членом общества играет не только происхождение, но и материальное благосостояние.

Конец периода Среднего царства был ознаменован масштабным организованным восстанием, которое привело к 80-летнему периоду междоусобных войн и многолетней борьбе разобщенных сил с завоевателями-гиксосами.

Победа над завоевателями и образование Нового царства связаны с именем фиванского царя Яхмоса, войска которого одержали победу и изгнали племена гиксосов с территории государства. Воссозданное государство стало первой крупной империей Древнего мира. Зарождается новая категория египетского общества, получившая название «немху»

Правовой статус «немху» мог варьироваться от низшего к более высокому. В эту категорию входили земледельцы, ремесленники, воины, мелкие чиновники. Для времени Нового царства характерен процесс разрастания имперского, подчиненного строгой иерархии чинов аппарата управления.

Египет с некоторыми оговорками можно назвать «колыбелью» института восточной деспотии, существовавшей на протяжении многих веков в различных восточных государствах в разные эпохи. Сущность этого института - абсолютное поглощение государством своего общества и всех его структур, полная зависимость от правящей власти и строгая иерархия социальной структуры.

Вопрос 3. Государственный строй Древнего Египта

В период Нового царства происходят изменения в государственном строе Египта. Создается сложный и разветвленный аппарат государственного управления. Государство становится строго централизованным.

Страна разделена на два больших округа - северный и южный, главой каждого из которых являлся особый наместник фараона.

Однако институт власти фараона сложился в Египте в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н. э., который сумел подчинить себе все номы Верхнего Египта и заложил основы будущего города Мемфиса, самого крупного города Египта.

Люди всегда считали фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Огромную роль в таком отношении населения к фараону сыграла система религиозно-этических ценностей. Религиозный институт был неразрывно связан с институтом власти.

Религия носила всеобъемлющий характер. Фараон являлся главой культа и считался посредником между землей и небесами. По его велению жрецы выполняли свои обязанности, т. е. помимо того, что фараону принадлежала вся государственная и военная власть, формально он еще являлся и главой власти религиозной. Фараон являлся «сыном бога» для простых смертных, но не для сословия жрецов.

Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н. э. под началом единого царя ускорило создание института поклонения, примером чему служат не только ритуальные каноны и обряды, но и строительство на местах погребения фараонов монументальных сооружений-усыпальниц - гробниц фараонов. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам.

Женитьба фараона была заранее предначертана древнейшим религиозным обычаем, в соответствии с которым венценосец имел право брать в жены исключительно своих кровных сестер. Единственными полноправными наследниками фараона были дети, рожденные от главной жены-египтянки.

При всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько умело он сможет балансировать между выгодами господствующего класса общества и своими собственными интересами. Фараон был обязан соблюдать кодекс, носящий название «маат».

После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается рост бюрократического аппарата, усиливается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления. Аппарат управления нового централизованного государства на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен номархами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

В эпоху Нового царства параллельно начинает утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата имперская власть единого для всей территории государства центра.

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона был джати - главный жрец города, управляющий царским двором и хозяйством. Со временем полномочия джати были значительно расширены и он становится главным управляющим всеми делами государства. Эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или наиболее титулованного сановника-вельможу.

Сохранились сведения об обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки, вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Кроме того, визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей, который управлял всем материальным движимым и недвижимым имуществом, осуществлял надзор за соблюдением всех экономических указов фараона и контроль за налоговым сбором.

Следующими по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами. В обязанности управляющего «домом оружия» входило комплектование и обеспечение армии фараона. Кроме того, он нес ответственность за строительство всевозможных оборонительных сооружений и крепостей.

Для ознакомления с состоянием дел на местах главными лицами государства проводились ежегодные или ежемесячные смотры - объезды областей и переписи населения.

Вся власть в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха. Еще в период Древнего царства ном представлял собой небольшие сельские общины и сельские поселения, во главе которых стояли общинные старосты и советы - джаджаты. При образовании единого государства главы номов фактически потеряли свою самостоятельность. Номархи теперь назначались самим фараоном или главными управленцами государства.

Особая роль в административном аппарате отводилась писцам. От них требовались особая точность и безупречное знание египетского делопроизводства. Они проводили регулярные переписи и два раза в год составляли кадастр земельного фонда фараона.

С завоевательными походами Нового царства и появлением в армии кавалерии и боевых колесниц происходят процессы трансформации в войске фараона. Если в период Древнего и Среднего царств войска набирались и управлялась номархами и джати, то в эпоху Нового царства начинает создаваться мощная централизованная и боеспособная регулярная армия, которая находится на полном содержании царского двора и фараона. Основной контингент военной силы набирался из земледельцев, мелких и средних горожан. Практиковалась и вербовка наемников, которые поступали на службу из соседних захваченных территорий. Постепенно египетская армия переходит целиком на профессиональную основу.

Карательные функции в государстве первоначально были возложены на армию, но к началу Нового царства создается специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов.

В государственном устройстве Египта не существовало четкого разграничения между судебными органами и административным аппаратом управления. В эпоху Древнего царства судьей по совместительству являлся чиновник конкретного административного ведомства. В эпоху Среднего и Нового царств судебные функции перешли в руки царских судей. Полномочиями судей наделяли номархов. Однако главным судьей по-прежнему оставался фараон, а делами по главному руководству судопроизводством в стране ведал джати, которому подчинялся «начальник шести великих домов», являющийся связующим звеном между Верховным судьей и низшими судебными органами.

Со времен реформаторской деятельности Тутмоса I и Тутмоса II страна вновь была разделена на две части - север и юг, и теперь джати подчинялась верховная судебная коллегия, которая состояла из тридцати судей.

Став сильной военной державой, Египет начинает активную внешнеполитическую деятельность в отношениях с другими государствами Ближнего Востока: с Миттанийским и Хеттским царствами, с касситскими правителями Вавилонии. Первое время внешнеполитическая сфера не имела четко организованного механизма функционирования, поэтому в дипломатические отношения с другими государствами вовлекались люди, знающие все делопроизводственные и судебно-правовые законы государства. Огромную значимость начинает приобретать чиновничий аппарат. Египет становится эталоном для подражания в практике внутриполитического и внешнеполитического устройства.

Фараон является главой законодательной, исполнительной и судебной власти.

Еще одной чертой египетской судебно-правовой структуры общества было наличие специальных учреждений, или тюрем, контроль за которыми осуществляли «царские люди»; последние в свою очередь контролировались «ведомством поставщика людей».

В эпоху Позднего царства в 525 г. до н. э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его - до 404 г. до н. э. - в сатрапию Ахеменидской империи, а на трон фараона в этот период взошла XXVII персидская династия фараонов. Освобождение от персов привело к появлению кратковременных XXVIII–XXX египетских династий, но завоевание Александром Македонским в 332 г. Египта вновь привело к падению его независимости.

Завоевание сильно отразилось на государственном строе Египта, и после смерти Александра Египет становится владением Птоломея, его преемников и знаменитой правительницы Египта - Клеопатры. Начинается эллинизация страны, проникновение культуры Древней Греции, синтез ее с культурой Древнего Египта.

Для государственного аппарата эллинистического Египта характерно сочетание традиций фараоновской администрации с греко-македонскими принципами. Вся страна делилась на номы, за исключением Александрии, которая теперь являлась столицей Египта. Теперь во главе номов стояли не номархи, а чиновники-стратеги. Номы стали подразделяться на топархи, которые делились на меньшие единицы - поселения, или комы. Во главе административного аппарата управления стоял министр - диойкет, которому подчинялись чиновники-стратеги и управляющие комами.

Судебная система реорганизуется в соответствии с нормами греческого права, но в районах расселения египтян греческое право уступало древнеегипетскому.

Изменение ситуации в эпоху Нового царства ознаменовано формированием рынка, как внутреннего, так и внешнего, и появлением неджес.

Период Нового царства отмечен внешнеполитическим развитием страны, когда за счет успешных войн Египет превращается в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров в административные подразделения империи, правители которых назначались строго сверху и имели жестко ограниченные должностные обязанности.

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатства; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.