Биографии Характеристики Анализ

Есть ли обж в школе. Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен? Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ - это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов - Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ - это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.


Выходит, что ОБЖ - очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот - уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.


В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.


ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.


Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.


Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.


Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

По странам

Россия

Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:

  1. безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
  3. основы военной службы.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути - ключевым, для данного курса.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Республика Беларусь

Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий .

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

См. также

  • Навыки выживания

Примечания

Ссылки

  • Презентации по ОБЖ И еще презентации
  • Информационно-методическое издание для преподавателей. ОБЖ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основы безопасности жизнедеятельности" в других словарях:

    Учебный курс, изучаемый в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования и предназначенный для подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневой жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного,… …

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - учебный предмет в 1 11 х классах общеобразовательной школы; преподаётся с 1998. Изучение курса ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.… … Педагогический терминологический словарь

    Ежемесячное информационно методическое издание для преподавателей курса ОБЖ образовательных учреждений. Журнал ориентирован на школы, средние и высшие учебные заведения. Издаётся с янв. 1999. на базе редакции журнала Гражданская защита.… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Основные сведения Предмет Основы безопасности жизнедеятельности Зона охвата Россия Участвуют школьники 9 11 классов (Заключительный этап) Первая олимпиада Год 2009 Место г. Кислов … Википедия

    Учебное помещение для обучения учащихся и студентов учреждений общего, начального и среднего профессионального образования по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. Предназначен для проведения плановых занятий, самостоятельной подготовки… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Меры безопасности в школах - В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Безопасность жизнедеятельности воинского формирования - Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет национальной безопасности. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Совет национальной безопас … Википедия

    Служба безопасности Украины … Википедия

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность, распознать опасность,… … Википедия

Как расшифровавыется ОБЖ и что это значит? Как расшифровывается ОБЖ и что изучают на этом уроке? и получил лучший ответ

Ответ от.Василий[гуру]



ΨТематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:




основы военной службы.

Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как расшифровавыется ОБЖ и что это значит? Как расшифровывается ОБЖ и что изучают на этом уроке?

Ответ от ЂеТайна [гуру]
Охорона Безпеки Життєдіяльності...учат беречь здоровье


Ответ от Луиза Алиева [гуру]
Основы безопасности жизнедеятельности- (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них (например: Как оказать первую помощь? Как действовать при пожаре?). Правило по ОБЖ: экстремальная ситуация - та ситуация, которая угрожает жизни человека.


Ответ от Јум дождя [гуру]
Основы Безопасной Жизнедеятельности...
все подряд...
техника безопасности,
правила дорожного движения для пешеходов
правила пожарной безопасности.
начальная военная подготовка
основы медицинской подготовки
социология
психология
эстетика
этика и психология семейных отношений...
и т. д. и т. п. все в одном предмете...


Ответ от AnastashaBezik04 [новичек]
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит:
* предвидеть опасность,
* распознать опасность,
* классифицировать опасность,
* избегать опасность,
* правильно действовать в опасной ситуации.
Источник: мой любимый предмет) после информатики конечно)


Ответ от Никита калабухов [активный]
(ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку


Ответ от Генри Блэкберн [новичек]
очень большая жо*а


Ответ от Mr jjj [новичек]
общество обдеонных жоп


Ответ от хавани [эксперт]
основы безопасности жизнедеятельности


Ответ от Нурислам Таишев [новичек]
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. и Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 с 1 сентября 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности» , «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» , «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , «О воинской обязанности и военной службе» , «О радиационной безопасности граждан» , «О пожарной безопасности» , «О безопасности дорожного движения» и др. , а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
?Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:
безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
основы здорового образа жизни;
современный комплекс проблем безопасности;
основы военной службы.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути - ключевым, для данного курса.
Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ - это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов - Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ - это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Расшифровка ОБЖ как предмета в школе

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ - очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот - уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера - землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного - химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

ОБЖ в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой - БЖД. На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности. В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

ОБЖ в учебных заведениях за пределами России

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ. Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики. Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.