Биографии Характеристики Анализ

Предмет и объект социологии. Социализация - условие реализации социальных технологий

Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.


Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.

Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.

Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.

Азы социологии

Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.


Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.

Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.

Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.

Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.

Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Контрольная работа

по дисциплине «Социология. Экономическая социология»

ВИТЕБСК 2007


Задание 1

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Элементы культуры

Функции культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Социальная трансляция норм

Изменение социальных норм

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Социальные функции идеологии

Виды идеологии

Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс. 2001. №6.


Задание 1 Общество и культура

КУЛЬТУРА

Понятие культуры

В XVIII веке смысл слова «культура» расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных значений. Специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. В культуре выделяют два уровня: первичный, или спонтанной, - непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту; вторичный – литература, кинематограф, живопись.

С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучении продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры. Спонтанная культура – это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими – людей из разных обществ и эпох.

В рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Так, поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором они говорили в своей среде.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем может показаться. Вопреки тому, что мы обычно считаем культуру чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и воспитанное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Например, Р. Мельзак подверг исследованию роль культуры в том, как человек чувствует физическую боль.

Элементы культуры

В культуре выделяют несколько составляющих:

1. Ценность – это то, что в рамках данной культуры является желательным и предпочтительным. Они передаются из поколения в поколение благодаря семейному и несемейному воспитанию.

2. Под идеологией понимается система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Она обладает внутренним единством и цельностью и не содержит взаимоисключающих или противоречащих друг другу положений. Идеология представляет собой реальную силу, организующую и мобилизующую социальное действие.

3. Язык – это система словесных кодов и символов, транслируемая из поколения в поколение и служащая основой вербального взаимодействия. Это важнейший критерий, позволяющий отличать «своих» от «чужих». Более того, язык – это инструмент социальной дифференциации, поскольку передает мироощущение вместе с присутствующими в нем социальными установками.

4. Символы – важнейший элемент культуры. Наряду с языком они образуют систему кодов социального общения в рамках одной культурной системы. Как и слова, они отражают определенное миропонимание, присущее данной культуре.

5. Традиции – это совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры и передающихся из поколения в поколение. Это социальное и культурное наследие, которое родитель оставляют своим детям не как индивидуумы, а как члены той или иной социальной группы, национальной и религиозной общности, класса и т.д. Каждый человек в силу рождения причастен к каким-то традициям. Традиции регламентируют быт. Конкретным выражением традиции являются обычаи - это более частные, привязанные к определенным ситуациям «фрагменты» традиции.

6. Ритуал – это фиксированная последовательность действий, жестов и слов, выполняемых и произносимых в строго определенное время, в строго определенном месте и в строго определенных обстоятельствах. По содержанию ритуал строго связан с традицией. Ритуалы очень разнообразны, от примитивных ритуалов первобытных обществ, направленных на обеспечение удачной охоты, до сложных обрядов и таинств мировых религий.

7. Модель поведения – это идеальные представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В основе моделей поведения, предлагаемых той или иной культурой, лежит присущее ей специфическое видение мира с конкретными ценностями, символами и традициями. Под такие модели мы подстраиваем свое собственное поведение в различных ситуациях и на основании их оцениваем поступки окружающих и свои собственные. Модели поведения стабильны и мало подвержены изменениям в повседневной жизни: для того, чтобы они изменились, нужен длительный исторический интервал, так как они не могут измениться без изменения всей системы ценностей.

Функции культуры

Как комплекс всех рассмотренных элементов выполняет в обществе ряд важных функций. Одна из важнейших функций культуры – коммуникативная. Культура – это универсальная система общения людей на всех уровнях, от межиндивидуального до уровня поколений.

Еще одна функция культуры – прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведения и ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведет себя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации.

Третья функция культуры – идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить свою принадлежность к группе через общие с группой ценности, символы, модели поведения и т.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющая членов единой группы.

Наконец, четвертая функция – адаптационная. Культура позволяет индивиду адаптироваться к своему географическому окружению, помогая ему решать проблемы выживания.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

Сущность социальных ценностей и норм

Все мы, поскольку живем в обществе себе подобных, обречены выбирать линию поведения в их среде. Из поведенческих реакций – как наших собственных, так и чужих – мы узнаем, приняты ли мы той или иной социальной группой, являемся лидерами или аутсайдерами, определяем ли в чем-то поведение других или же это другие преимущественно определяют наше собственное поведение.

В разных ситуациях – в разном социальном контексте – одни и те же люди ведут себя по-разному. Поведение людей определяется ценностями. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей – тем, какие из ценностей для них доминируют, а какими можно всегда или ситуативно поступиться.

Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Такие представления более многообразны, чем индивидуальные ценности. Они определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах.

Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые. Групповые ценности классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные.

Те ценности, которые действительно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами. Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не становятся, как бы они ни были хороши и желательны.

Существуют также позитивные оценки человеческих поступков и действий, которые никогда не становятся социальной нормой потому, что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке. К примеру, в любом обществе почитаются герои как идеал храбрости и самоотверженности и святые как носители идеала возвышенной морали и любви к ближнему. Но история не знает общества, которое бы состояло только из героев или святых. Таким образом, некоторые социальные ценности всегда остаются эксклюзивным недосягаемым образцом. Нормой же становится то, чего в принципе можно потребовать от поведения каждого.

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может. Для того, чтобы норма стала нормой, должна иметься возможность противоположного выбора.

Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым. Нормы предписывают всем членам данной группы в такой-то ситуации вести себя строго определенным образом, и это нормативное предписание подкрепляется угрозой социальных санкций в случае невыполнения и ожиданием поощрения в случае выполнения.

Социальная трансляция норм

Нормы становятся таковыми только когда они приняты всеми. Понятие «общепринятая норма» означает, что все члены общества знают данное предписание, согласны с ним, признают его позитивный характер и руководствуются им в большинстве случаев, а также ожидают друг от друга поведения, соответствующего этой норме. Обязательные предписания, не получившие социального признания, не становятся нормами. Всеобщая значимость норм вовсе не означает, что все действующие в обществе нормы обязательны для всех.

Многие нормы обращены только к людям, занимающим определенное социальное положение. Это так называемые «ролевые нормы».

Всеобщая значимость норм, таким образом, - это их распространение на подавляющее большинство взрослых и совершеннолетних здоровых и дееспособных членов общества. Такие нормы общество передает из поколения в поколение путем воспитания на их основе детей в семье. Помимо этого способа существуют и другие и другие способы передачи норм. Мы воспринимаем и передаем своим детям и другим людям социальные нормы через функционирующие в обществе кодексы законов, своды частных правил – например, правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.д., благодаря постепенному накоплению жизненного опыта – методом «проб и ошибок», в систематическом процессе обучения, через образцы, заданные в традиции, сказках, мифах. То, в какой именно форме транслирует свои нормы и ценности данное конкретное общество, зависит от типа культуры. Так, миф является базисной формой трансляции в архаических и традиционных обществах, закон и право – в современных. Большую роль в передаче норм и ценностей играют религия и идеология.

Существуют различные уровни освоения и принятия норм. Низший уровень принятия нормы – это уровень мотивации страхом перед негативными социальными санкциями. Более высокий уровень – мотивация здравым смыслом, когда норма принимается и соблюдается на основе понимания ее необходимости и социальной полезности. Всякая норма при этом функционирует не изолированно, а в системе других принятых обществом норм. В развитом обществе ключевым способом признания норм остается интернализация – «овнутрение» человеком нормы, когда она становится элементом его внутреннего мира и воспринимается как идущая изнутри, как своего рода «голос совести». В архаических обществах интернализация тоже имеет место, но в форме табуирования – глубокого внерационального усвоения норм группы путем запрета, ставшего привычкой. Помимо табу, существуют следующие виды социальных норм: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) корпоративные; 7) семейные; 8) нормы, присутствующие в обычаях, традициях, привычках; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, обрядов, ритуалов.

Наиболее жестко наказывается нарушение табу в традиционных и архаических обществах и законы – в современных. В традиционных и теократических обществах на уровне нарушения табу и закона карается нарушение религиозных предписаний и оскорбление божества. Менее жестко общество наказывает нарушение нравственных норм, не формализованных в виде законов. Обычаи и привычки – это наиболее не обязательные нормы, и нарушение их влечет за собой очень мягкие санкции в виде простого социального порицания, а может вообще ничего за собой не повлечь.

Изменение социальных норм

Нормативная система, как и другие элементы общества, подвержена изменениям. Это и текущие исторические изменения, связанные с эволюцией общества, постепенной трансформацией системы ценностей. Это и резкие изменения, обусловленные нормотворческой и законодательной деятельностью властей, государственными переворотами и революциями. Обычно изменения первого типа происходят медленно, на длительном историческом отрезке, и начинаются с постепенного сведения уходящих норм и санкций к чистой формальности. Нормативные изменения второго типа осуществляются преднамеренно путем волевого решения субъекта, облеченного властью. Обычно этому процессу сопутствует ускоренное добровольное или принудительное социальное признание новых норм.

Необходимо отметить существование общей глобальной тенденции к либерализации и интеллектуализации социальных норм и смягчению санкций. Этот процесс связан с секуляризацией и экуменизацией общества, межэтнической интеграцией и сопутствующей им релятивизацией ценностей. То, что воспринималось изолированной социальной группой как моральный абсолют, сквозь призму единого многообразного мира видится уже как один из множества вариантов нормативной системы. Постепенно складывается единое этическое пространство, в котором нормы и санкции все более н6есут на себе отпечаток гуманизации. Человеческое существование становится все менее регламентированным в плане обычаев и традиций, а социальное санкционирование в развитых обществах имеет преимущественно государственно-правовой характер. Система уголовных наказаний гуманизируется, что проявляется, в частности, в отсутствии смертной казни как меры наказания.

Таким образом, современное общество совершенно очевидно развивается в направлении гуманизации человеческих взаимоотношений и смягчения предъявляемых к индивиду нормативных требований. Соответственно развивается тенденция нарастания поведенческой автономии индивида. Современное общество характеризуется гораздо более высокой степенью индивидуальной свободы.

ИДЕОЛОГИЯ

Понятие идеологии

Идеология – это связная система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

В современной социальной науке идеология понимается как духовное образование, своего рода социальное мировоззрение, предусматривающее ответы на возникающие у человека вопросы по поводу социальных отношений, социальной справедливости, исторических перспектив общества, в котором он живет и т.д. Специфическое место идеологии в системе духовной жизни общества определяется тем, что, хотя она и дает свои ответы на все эти вопросы, идеология – не наука, и ее ответы не подлежат научной верификации, то есть доказательству. Поэтому в идеологии всегда остается место для возможных ошибок, натяжек, преувеличений. Несмотря на это, идеология является концептуально оформленной системой, иначе говоря, имеет форму научного знания, и именно благодаря такой форме обладает убедительностью и действенностью. Еще одна принципиальная черта идеологии заключается в том, что она возникает не стихийно, а вырабатывается сознательно и целенаправленно особым слоем людей. Однако при этом она реально выражает интересы и умонастроения классов, наций, представляющих их политических партий и движений.

Идеология обладает мировоззренческим, целостным характером. В этом смысле она смыкается с мифом, так как только миф подобно ей создает целостную картину мира, наделенную глубоким эмоциональным значением. Тем не менее, идеология содержит в себе элементы научных знаний и опирается на реальные социальные факты. Но подает она эти факты так, как видит их та социальная группа, интересы которой она выражает.

Будучи своего рода социально-политическим мифом, идеология представляет собой символическую структуру, где рациональные смыслы закодированы в символах, наделенных благодаря им особым эмоциональным значением. В силу этого идеология обретает предметное воплощение.

Современные исследования в области идеологии главным образом фокусируются на механизмах ее социального функционирования. Ведь в действительности идеология повседневно существует и оказывает влияние не на уровне концептуальных дискуссий, а на уровне нерефлексируемого социального поведения. Масс простых и не очень образованных людей, на уровне специфического использования языка и невербальной символики. Кроме того, идеологии обладают возможностью относительно автономного и порой парадоксального развития на чисто символическом, а не концептуальном уровне.

Из ценностной природы идеологии вытекает и возможность ее использования заинтересованными группами в качестве орудия манипулирования массовым сознанием.

Социальные функции идеологии

Исследование идеологии в социально-практическом аспекте позволяет выделить следующие ее социальные функции:

1. Познавательная – проявляется в том, что идеология предлагает человеку определенную модель интерпретации окружающего мира, общества и своего места в нем.

2. Оценочная – позволяет индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

3. Программно-целевая – состоит в том, что идеология ставит перед индивидами определенные стратегические и тактические цели, устанавливает их субординацию и предлагает программу их достижения.

4. Футуролого-прогностическая – предлагает обществу модель лучшего будущего, к которому необходимо стремиться, и обосновывает его возможность.

5. Интегративная – проявляется в том, что идеология способствует сплочению общества или социальной группы на основе единой цели, общих проблем и необходимости общих действий.

6. Защитная – обеспечивает взаимодействие с другими идеологиями: борьба или сосуществование.

7. Социально-организующая – идеология определяет принципы организации общества и управления им.

Виды идеологии

Современное общество полиидеологично. Существует ряд идеологических концепций, долгое время занимающих умы и получивших реализацию в социальной практике.

Консерватизм – это идеология, основывающаяся на принципе безукоснительного следования сложившимся в обществе традициям и обычаям. С точки зрения консерватора любое изменение представляет собой социальное зло и чревато возможными неприятностями и катастрофами. Консервативная идеология базируется на представлениях о сакральности прошлого. В области экономики консерватизм предполагает абсолютизацию традиционных для данного общества, обычно аграрно-патриархальных, отношений, и противостоит идее свободного рынка и индустриальной модернизации. Консерватизм тяготеет к принципам национальной обособленности, сильной государственности в традиционных для данного общества формах.

Либерализм – это идеология, утверждающая приоритет индивидуальной свободы по отношению к существующему обществу с его традициями. Свобода индивида является базисной ценностью либерализма. Ничто в обществе, кроме свободной воли других индивидов, не ограничивает индивидуальной свободы. Либерализм требует освобождения общества и индивидуального сознания от предрассудков и предубеждений, открытости всему новому и прогрессивному, базируется на идеях общечеловеческого единства независимо от национальности, гуманизма, прогресса, демократического правления. Экономическим воплощением принципов либерализма является свободный рынок.

Социализм – это идеология, имеющая корни в древней общечеловеческой мечте об обществе, где были бы реализованы на практике принципы социальной справедливости и равенства людей. В отличие от либерализма здесь равенство понимается как реальное и охраняемое государством равенство социальных и экономических возможностей всех членов общества. Социалистическая идеология высшей ценностью полагает коллективное благо, во имя которого могут быть принесены в жертву любые индивидуальные интересы. Именно поэтому в идеологии социализма считается возможным и правильным ограничение индивидуальной свободы. Свобода рассматривается всего лишь как осознанная индивидом необходимость подчиняться обществу.

Национализм – это апология исключительности и превосходства собственной нации, сопряженная с враждебно-недоверчивым отношением к другим нациям. Его можно рассматривать как ответную реакцию этнической общности на угрозу иноэтнического влияния. Сущность националистической идеологии заключается в возведении национальных качеств характера и менталитета в ранг высшей ценности. Тем самым этническое подвергается сакрализации, становится объектом своего рода культа. Идеология национализма сводит этнические различия к генетическим, а генофонд нации и его внешние проявления определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеологические концепции националистической ориентации основываются на принципе малозначимости индивидуального, личного начала и требуют его безукоснительного подчинения коллективному интересу нации.

Комунитаризм – это идеология, сущность которой составляет критический подход к современному обществу; основное концептуальное ядро – идея общечеловеческого братства. С точки зрения коммунитаризма личность и ее социальная роль представляют собой нерасторжимое целое, социальную фигуру, устойчивый образ, налагающий свои черты не культуру и персонифицирующий эпоху. Демократические и либеральные ценности современного мира с точки зрения коммунитаризма представляют собой идеологические конструкты, служащие средством манипуляции человеческим поведением и мышлением. Ни одна из идеологических систем прошлого не может предложить ничего нового для решения накопившихся социальных проблем. Поэтому необходима такая идеологическая концепция, которая смогла бы вывести общество за пределы сложившегося замкнутого пространства, где действуют социальные фигуры нашей эпохи. Это концепция братства людей, противостоящая идеологическому концепту справедливости, лежащему в основе всех современных идеологий. Братство в понимании коммунитаризма – совершенно самостоятельный феномен, не сводимый к свободе и равенству. Идея братства устраняет потребность в поисках справедливости, поскольку требует понимания взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга людей и их ролей.

Гуманизм – идеология, признающая высшей ценностью человеческую личность, ее свободу, счастье, неограниченное развитие и проявление ее творческих способностей. В отличие от остальных идеологий современности, делающих своим аксиологическим основанием не благо человека, а различные более важные с их точки зрения вещи (самоутверждение той или иной нации, класса или социальной группы, сохранение традиционного социального порядка или его реставрацию, свободу предпринимательской инициативы и право частной собственности), идеология гуманизма отстаивает абсолютный аксиологический приоритет человека как высшей ценности общества. Мировоззренческое ядро гуманистической идеологии образует концепция планетарного гуманизма, основные положения которой представляют собой стратегические задачи обеспечения безопасности и выживания для всех людей на Земле.


Задание 2

Богомолова Т.Ю., Тапилина Е.С. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы// Социс.2001.№6

Сущность экономической стратификации населения заключается в неравном распределении доходов и материальных благ. Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить контуры экономической стратификации и социальную траекторию их изменения на протяжении 90-х годов.

Методология исследования

Исследование основывалось на анализе одного из компонентов материального благосостояния населения – денежных доходов, которые можно считать вполне приемлемым показателем для измерения экономической стратификации населения.

Информационной базой исследования послужили материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ). Исследование опирается также на данные второго этапа обследования – пятой, шестой, седьмой и восьмой волн (декабрь 1994г., октябрь 1995г., октябрь 1996г., ноябрь 1998г.), в ходе которых ежегодно опрашивались около 11 тысяч человек в 4 тысячах домохозяйств. Также использовались данные о текущих денежных доходах, полученных домохозяйством из всех источников в течение последних 30 дней, предшествующих моменту опроса.

Основным наблюдательным признаком является показатель текущего денежного дохода, приходящегося на одну потребительскую единицу в домохозяйстве. Для устранения различий между жителями различных регионов денежный доход был выражен не в рублях, а в количестве прожиточных минимумов, приходящихся на одну потребительскую единицу.

Распределения населения по экономическим стратам

Экономическая стратификация была построена на основе аналитической шкалы, группирующей население по уровню дохода. Была использована шкала имеющая 10 страт: 1) до 0,5 ПМ/ПЕ; 2) 0,5-1,0; 3) 1,0-1,5; 4) 1,5-2,5; 5) 2,5-3,5; 6) 3,5-4,5; 7)4,5-7,0; 8) 7,0-10,0; 9) 10,0-15,0; 10) более 15 ПМ/ПЕ. Полученные данные показали высокий удельный вес бедных и малодоходных страт (1, 2, 3), а также заметный сдвиг в сторону бедных и малодоходных страт населения после 1994 года; численность средних и верхних страт к концу наблюдаемого периода составляла менее половины от первоначального уровня. Таким образом, доминантным процессом изменения конфигурации экономической стратификации было массовое обеднение населения. Эту тенденцию отражает и динамика среднего по совокупности проминимумного дохода.

Контуры экономической стратификации

Экономическая стратификация представляет собой ступени на пути восхождения к богатству. Размещение населения на этих ступенях можно изобразить в виде плоской геометрической фигуры, контуры которой в каждый конкретный момент зависят от количества людей, находящихся на той или иной ступени этой лестницы. Перемещение людей по ступеням будет приводить к изменению формы этой фигуры.

Характер изменений в соотношении численности экономических страт показывает, что трансформация экономической стратификации происходила в направлении, обратном заявленным целям либеральных экономических реформ, - таких как формирование широкого слоя новых собственников, расширение численности средних слоев, повышение доли богатых в составе населения.

Наиболее существенные изменения «фигуры» экономической стратификации произошли в 1994-1996 гг. В этот период происходят серьезные социально-экономические катаклизмы в жизни общества. Начиная с 1995 г., экономическая стратификация приобрела черты устойчивости, неизменности. В этом можно видеть и положительную сторону, так как с этого момента не наблюдалось деформации «фигуры» в худшую сторону. В то же время это говорит о консервации последствий негативных изменений, произошедших в 90-е годы.

Дифференциация между экономическими стратами и экономические слои страты

Средняя величина доходов полюсных групп – самых бедных (1) и самых богатых (10) – в исследуемом периоде различалась более чем в 80 раз. В общей сложности, одному проценту самых обеспеченных принадлежит более 12% всех получаемых доходов, что свидетельствует о высокой концентрации денежных ресурсов и о высоком уровне социально-экономического неравенства в российском обществе. Количественный состав экономических слоев и его изменение в период наблюдения приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение населения по экономическим слоям (%)


Потребительское поведение и экономические слои

Покупка дорогостоящих потребительских благ, особенно таких как квартира, дом, автомашина, осуществляется за счет средств, аккумулируемых в течение того или иного периода времени, как правило, в режиме большей или меньшей жесткости сокращения расходов на удовлетворение других потребностей. Высоким «покупательным» потенциалом обладают верхний средний и высший слои. В результате августовского кризиса 1998г. этот показатель уменьшился вдвое.

Социальные профили экономических слоев

Важной стороной экономической стратификации является ее соотношение с социальной. Результаты исследования показали важную роль нескольких факторов, определяющих размещение социальных групп на различных уровнях экономической иерархии. К их числу можно отнести место проживания (город-село), уровень образования, профиль базового образования, форму собственности предприятий, на которых работает население. Жители города и села, высокообразованные и с минимальным уровнем образования, специалисты высшей квалификации и неквалифицированные рабочие, представители самых разных профессиональных групп входят в состав всех экономических слоев. Поэтому речь может идти лишь об определенных смещениях численности этих социальных групп в составе того или иного слоя, а также об устойчивости их пребывания в каком-либо слое в период наблюдения. Рассматриваемые социальные профили страт сформированы на основе результатов факторного анализа и соотношения рисков (шансов) для разных социально-профессиональных групп входить в состав того или иного слоя.

Устойчивую часть низшего слоя образуют жители села, а также наименее образованная часть населения. Неизменное профессиональное ядро – разнорабочие в торговле и обслуживании. В связи со снижением жизненного уровня к концу периода наблюдения слой пополнился новыми социальными группами. В 1998г. в низший слой попали 70,9% работников сферы здравоохранения со средним специальным образованием или без специального образования; 56,5% преподавателей высшей и средней школы; 52,2% работников науки и научного обслуживания.

Типичные представители нижнего среднего слоя на протяжении всего периода наблюдения – работники сферы здравоохранения, работники торговли и общественного питания, рабочие точного ручного труда. К 1998г. сюда переместились агенты по торговле, финансам, купле-продаже, снабжению, администраторы, мелкие государственные чиновники и др.

Прочное место в верхнем среднем слое занимают работники с высшим образованием в области точных и прикладных наук, специалисты в сфере права, экономики и культуры, преподаватели высшей и средней школы. Но наиболее высокие шансы занять место в этом слое у крупных чиновников и законодателей, генеральных директоров и управляющих, представляющих как государственный, так и частный сектор экономики.

Малочисленность и нестабильность состава высшего слоя не позволяет уловить его социальный профиль на статистически значимом уровне. Получатели самых высоких доходов рассеяны по всему спектру служебных положений, сфер занятости, профессиональных групп.

Мобильность населения по доходам

Мобильность населения по уровню доходов – это процесс перемещения их получателей на шкале распределения по доходам. Характерной особенностью исследований мобильности по доходам является наблюдение за одними и теми же объектами, позволяющее отслеживать изменения их положения в экономическом пространстве в различные моменты времени. Исследование мобильности дает возможность определить, остались наблюдаемые объекты в исходном классе или переместились в другой; сколько было тех, кто перешел в другой класс, и сколько тех, кто остался в исходном доходном классе.

В самом общем виде результаты измерения мобильности показывают, что к 1996 году 71% населения имело доходы меньшего размера, чем в 1994г. При этом среди 35% осуществивших нисходящую мобильность по доходам, их величина сократилась, по меньшей мере, наполовину. После 1996 года масштабы нисходящей мобильности уменьшились, и к 1998 г. в наблюдаемой совокупности насчитывалось примерно 50% тех, чьи доходы были меньше, чем в 1996 г. Одновременно увеличилась доля населения, чьи доходы выросли довольно существенно – более чем в два раза.

Общей чертой воспроизводства экономических слоев на протяжении всего периода наблюдения является уменьшение численности их постоянного состава по мере перехода от низшего слоя к высшему. Если низший слой сохранял в этот период времени примерно 80% своего состава, то нижний средний – только 40%, верхний средний – всего 20%, а высший слой к 1998 году полностью обновил свой состав.


УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и социологии труда

Реферат
на тему: Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы

Выполнила студентка А.Н. Сусла
4 курс, УЭФ, ЗЭП

Проверил
преподаватель А.А. Первачук

Минск, 2010

Содержание
Введение 3
1. Понятие личности в социологии 4
2. Макросоциологический уровень анализа личности 7
3. Взаимодействие личности и общества 8
4. Заключение 9

Введение
Человек выступает в качестве исходной клеточки социальной структуры. Поэтому его изучение и определение его природы, потребностей и желаний представляет для социологии огромный интерес.
Как известно, объектом социологии является общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп. Объектом социологического исследования выступают также и люди. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. В сообществах животных нет социализации. Она возможна только в человеческом обществе. Социализация - это процесс превращения человека из индивида в личность.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов.

1. Понятие личности в социологии

Понятие «личность» следует отличать от близких по содержанию понятий «человек» и «индивид».Когда мы говорим «человек», подразумеваем конкретный биологический вид - homo sapiens (человек разумный). Слово «индивид» используется для обозначения конкретного представителя этого вида. Индивид - это единица человеческого рода.
Личность - социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.
Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений. Процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы:
1) адаптация , т.е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
2) интеграция - активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании /3, с. 89/.
Каждая личность уникальна, не похожа на других. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими, наследственными факторами.
Однако социология личности исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимаются педагогика, психология и другие науки, ориентированные на поведение конкретных индивидов.
Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, учителя, рабочего, т.е. типологизированная личность, которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и другим характерным признакам.Процесс приобщения личности как объекта общественных отношений к окружающим ее социальным нормам и ценностям принято называть - социализация. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием - «индивидуализация».Воспитание личности можно определить:
во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения ее к социальным нормам и ценностям, присущим тому или иному обществу в конкретных исторических условиях (т.е. социализация);
во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей каждой личности в интересах данного общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация).
Если в воспитании личности ребенка преобладает индивидуализация, сформируется индивидуалист, ориентированный на жесткий эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам. Доминирование в процессе воспитания элементов социализации над индивидуализацией тоже не желательно: получится конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, не способный самостоятельно принимать решения.Иначе говоря, две стороны в воспитании личности (индивидуализация и социализация) должны быть гармонично сбалансированы. А это трудно сделать без опоры на социологическую науку, без использования методов конкретных социологических исследований.
Характер взаимоотношений личности с окружающей средой в значительной мере определяет ее социальный статус и выполняемые социальные роли.
Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) - это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.
Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) - оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данной системе общественных отношений.
Статус человека зависит от объективных факторов (размер заработной платы, наличие материальных благ, качества жизни, характер и содержание труда) и субъективных показателей (личностные особенности, стиль поведения, уровень образования и квалификации). Статус бывает:
¦ наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
¦ приобретенный, достигаемый личностью в соответствии с ее выбором, усилиями, заслугами.
Подразделяют статусы и по другим критериям. Например:
¦ естественный статус - связан с биологическими признаками (статус мужчины и женщины, ребенка и взрослого неодинаков);
¦ профессионально-правовой статус - имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
Обычно у человека несколько статусов. Он может иметь одновременно статус инженера, отца своих детей, водителя личного автомобиля, грибника-любителя. Однако только один интегральный статус определяет его положение в обществе, связанный, как правило, с профессией, должностью, размером дохода. Владение собственностью обычно повышает социальный статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне всегда имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Президент страны - более престижная социальная роль, чем миллионер. В основе статуса может находиться и этническая принадлежность человека.
Социальная роль (от франц. role: социальная функция) - модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя предполагает ответы на вопросы: каким должен быть учитель, каким вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли на протяжении всей жизни.Роли бывают постоянные, т.е. существовать длительное время (например, роль матери), и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер: мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни .
К социальным ролям могут быть одновременно применены две разные оценки их содержания: ролевые ожидания, т.е. точка зрения на ту или иную роль со стороны окружающих людей, и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его убеждений. Иногда роли могут быть несовместимые (скажем, роль студентки и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки. В социологии используют и такое понятие, как ролевая напряженность - несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии, несмотря на религиозные заповеди, благословляет солдат на убийство).

2. Макросоциологический уровень анализа личности (типы личностей)

В социологии сформулировано ряд теорий личности. И характерно то, что все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в личности). В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека возможна лишь через государство. Естественно, сильное государство - благо для граждан. А все, что содействует укреплению государства, но отвечает интересам общества и есть реальным гарантом свободы. Такой взгляд в соотношении личности и государства берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и справедливость. Интересы государства - превыше всего. Но наиболее выразительно высказался Георг Гегель, считавший, что личность свободная потому, что государство есть высшей формой и воплощением свободы. Такую же философскую основу имеют и взгляды Никколо Макиавелли, считавшего укрепление государства и его власти воплощением разумного в человеческом.

3. Взаимодействие личности и общества
Условия среды, положение в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор. Связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначе говоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач - лечит, педагог - учит, воспитывает, шофер - водит автомашину, предприниматель - распоряжается и организует производство и т. п. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанные мотивы).
Политическое поведение - разновидность социальной активности личности, действия которой носят мотивированный характер и выражают реализацию ею своих политических статусов. Интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, будь-то личность, нация, класс, общество и т. п. Интерес органически связан с потребностями личности или социальных общностей. Но если потребности сосредотачиваются, прежде всего, на удовлетворение, на определенную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Субъективное отношение к таким социальным условиям, институтам, нормам, ситуациям, их одобрение или осуждение, стремление их сохранить или уничтожить, и есть не что иное как интерес личности (отсюда ясно, почему перемещение личности из одной социальной общности в другую изменяет ее социальные интересы).В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентации личности лежат потребности и интересы. Ценность - особое общественное отношение, вследствие чего потребности и интересы человека или социальной общности, слоя, группы переносятся на лицо вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка - это общие ориентации личности на определенные объекты, предшествующие действию и выражающие предрасположенность действовать определенно.
Заключение
В результате представленного материала можно сделать следующие выводы.
1. Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений.
и т.д.................

Социоломгия -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Термин «социология» был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии». По мнению ряда исследователей, О. Конт не был первым, кто ввёл и применил этот термин -- известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес на полвека раньше О. Конта использовал его, вкладывая в термин «социология» несколько иной смысл. В «Курсе позитивной философии» О.Конт обосновывает новую науку -- социологию. Конт считал, что социология -- это наука, занимающаяся, как и другие науки (формы «позитивного знания»), наблюдением, опытом и сравнением, которые адекватны новому социальному порядку индустриального общества. По мнению Г.Спенсера, основной задачей социологии является изучение эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. В. И. Ленин полагал, что только с открытием материалистического понимания истории социология впервые была возведена на ступень науки. Он отмечал, что Маркс "впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторический процесс". Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль.

По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. социология исследование общественный факт

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии -- это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Очень часто мы употребляем слова «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», используя их как синонимы. Однако данные термины обозначают разные понятия. Понятие «человек» выступает в качестве философской категории, так как оно имеет самое общее, родовое значение, отличающее разумное существо от всех остальных предметов природы. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого на биологическом, психологическом, социальном и др. уровнях. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека, как носителя социальных качеств и свойств, определенное сочетание которых и определяет его как личность. Поскольку в этом понятии акцент делается на социальном начале, личность выступает в качестве особой социологической категории.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, ребенок должен пройти определенный путь развития, где непременными условиями являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой он взаимодействует. Поэтому под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностям и нормам.

К характеристике личности можно подойти либо с точки зрения ее структуры, либо с точки зрения взаимодействия с другими людьми, окружающей средой.

Структурный анализ личности является одной из наиболее сложных проблем социологии. Поскольку личность рассматривается как структурная целостность биологических, психологических и социогенных компонентов, обычно выделяют биологическую, психологическую и социальную структуры личности, которые изучаются биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности учитывается социологией тогда, когда нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной человек или инвалид не может выполнить все социальные функции, присущие здоровому человеку. С социологией в большей степени связана психологическая структура личности, включающая в себя совокупность эмоций, переживаний, память, способности и т.п. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальные реакции окружающих на деятельность индивида. Качества данной структуры личности имеют субъективный характер. Но при определении социальной структуры личности нельзя ограничиваться ее субъективной стороной, так как в личности главным является ее социальное качество. Поэтому социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности. Из этого логически следует, что важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельное действие и как взаимодействие с другими людьми.



В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

Способ осуществления в деятельности специальных качеств, проявляющихся в образе жизни, ее уровне и качестве, в различных видах деятельности: трудовой, семейной, общественно-политической, культурной и т.д. При этом деятельность индивида по производству материальных и духовных ценностей должна рассматриваться как центральное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

Объективные социальные потребности личности: так как личность является органической частью общества, в основе ее структуры лежат общественные потребности, определяющие развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

Способности к творческой деятельности, знаниям, навыкам: наследственность задает способности человека, определяющие результативность его деятельности, однако какие способности будут реализованы, зависит от интересов индивида и его стремления реализовать эти задатки. Действительно, природные способности влияют на такие параметры человеческой деятельности, как темп, ритм, скорость, выносливость, утомляемость, однако содержание деятельности определяется не биологическими задатками, а социальной средой;

Степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности;



Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность;

Убеждения – глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в различной степени. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно меняется.

Личность можно также охарактеризовать с точки зрения социального типа. Потребность в типизации индивидов носит универсальный характер. Каждая историческая эпоха сформировала свои типы, например, в соответствии с доминирующими ценностями возникли культурные типы английского джентльмена, сицилийского мафиози, арабского шейха и др.

В основу известной психологической типологии положены характер и темперамент человека; она включает 4 типа – холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг (1875-1961) предложил свою типологию, которая строится на базе трех осей мышления человека, и каждая из них делит мир и представление о мире на два полюса:

Экстраверсия – интроверсия,

Абстрактность – конкретность (интуиция – сенсорика),

Эндогенность – экзогенность (этика – логика).

Экстраверсия и интроверсия – это разделение мира на мир объектов и мир взаимодействий между ними. В соответствии с этим делением экстраверт ориентирован на объекты, интроверт – на взаимодействия между ними. Экстраверт – это человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, проявление инициативы, общительность, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира. Интроверт – это человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

Мир конкретен и мир закономерен. С одной стороны, мир образован из конкретных объектов и взаимодействий между ними: например, мальчик Ваня ходит в школу. С другой стороны, наряду с конкретными истинами существуют истины абстрактные, например «все дети ходят в школу». Человек с абстрактным или интуитивным мышлением (термины «интуитивное» и «абстрактное мышление» тождественны) склонен раздумывать про всех детей. Человек с конкретным (сенсорным) мышлением будет раздумывать про своего ребенка.

Мир эндогенен и экзогенен, т.е. он образован из внутренних и внешних явлений. Данную ось сам Юнг назвал «эмоции – мышление», а некоторые социальные психологи называют «этика – логика».

Если в социальной психологии главное внимание обращено на разработку психологических типов, то в социологии – на разработку социальных типов. Тип личности как абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей, обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. Социальный тип личности – это продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. По Л. Вирту, социальный тип – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, соответствующими требованиям общества, его ценностям и нормам и определяющими его ролевое поведение в социальном окружении. Это означает, что индивид должен быть типичным представителем какой-либо группы людей (класса, сословия, нации, эпохи и т.д.) в плане поведения, образа жизни, привычек и ценностных ориентаций. Например, типичный интеллигент, новый русский 1990-х гг, олигарх.

Типологии личности разрабатывались многими социологами, в частности, К. Марксом, М. Вебером, Э. Фроммом, Р. Дарендорфом и др., которые использовали разные критерии. Так, Р. Дарендорф считал, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий. Данный критерий он положил в основу своей типологии, в которой выделение типов личности идет через понятие homosociologicus:

Homofaber – в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. личность, наделенная важной общественной функцией;

Homoconsumer – современный потребитель, т.е. личность, сформированная массовым обществом;

Homouniversalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности, в концепции К. Маркса – меняющий всевозможные занятия;

Homosoveticus – человек, зависящий от государства.

Еще одна типология включает социальные типы личности, выделяемые на основе ценностных ориентаций, которых придерживаются индивиды:

Типы личности могут выделяться в зависимости от ценностных ориентаций индивидов:

Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания, уровень их самостоятельности, самореализации, креативности низкий;

Идеалисты – критически относятся к традиционным нормам, обладают твердой установкой на саморазвитие;

Фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

Гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

Поскольку в структуре личности присутствуют такие два компонента, как совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, выделяются также следующие типы личности:

Идеальный – тип личности, который общество провозглашает своеобразным эталоном; идеальным типом личности в эпоху СССР был настоящий коммунист (пионер, комсомолец);

Базисный – тип личности, который максимально отвечает потребностям общества, т.е. это совокупность типических личностных черт, наиболее распространенных в данном обществе; они характерны для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации, например, тип трудоголика в Японии послевоенного периода. Как правило, именно базисный тип преобладает в рамках определенного социума.

Все эти типологии лишь подтверждают уверенность социологов том, что социальные типы являются продуктом общества. А поскольку мы живем в эпоху быстрых изменений, эпоху глобализации, когда национальные культуры постепенно переплавляются в одну глобальную, мы можем стать свидетелями возникновения новых типов личности.