Биографии Характеристики Анализ

Внешнеполитическая деятельность ссср борьба за коллективную безопасность. Борьба за создание системы коллективной безопасности

  • 1. Галицко-Волынское княжество Юго-Западная Русь
  • 2. Новгородская земля Северо-Западная Русь
  • 3. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь
  • 6 Борьба Руси с завоевателями в 13 веке. Татаро-монгольское иго и его влияние на судьбы русских земель.
  • 1 У них была очень хорошая конница
  • 2 Монголо-татарское войско не имело тыла. Кормились раз в сутки, подручной едой
  • 3 Высокое военное искусство
  • 4 Жесточайшая дисциплина.
  • 1. Разрушение производительных сил
  • 1. Глубокий экономический кризис
  • 10. Причины, ход и последствия Смутного времени начала 17 века.
  • 11. Внутренняя и внешняя политика при первых Романовых. Соборное уложение 1649 года.
  • 12. Формирования российского абсолютизма. Преобразования Петра1.
  • 13 Петр 1 начал подготовку к войне сразу же после возвращения из Великого посольства. В 1699 г. Был создан Северный союз, в который вошли: Россия, Речь Посполитая, Дания и Саксония.
  • 14. Дворцовые перевороты.
  • 1. Наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха
  • 1764 Год - секуляризация церковных земель изъятие у церкви части земель; роль церкви снижалась, а барщина была заменена денежным оброком.
  • 16. Культура 18 века.
  • 18. Внешняя политика России начала 19в. Отечественная война 1812г
  • 19. Движение декабристов.
  • 20. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая 1.
  • 21. Культура России первой половины 19 века.
  • 22. Общественно-политическая мысль в России 30-50х годов 19в.
  • 23. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.
  • 19 Февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.
  • 24. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в 19в и его последствия. Либеральные реформы Александра2 в России.
  • 25. Народничество в России: характер, содержание, этапы развития, течения и лидеры.
  • 26. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.
  • 27. Социально-экономическое развитие России на рубеже 19-20в. Реформы Витте.
  • 28. Международные отношения в конце19 - начале20в. Образование тройственного союза и Антанты. Русско - японская война: причины, характер, последствия.
  • 29. Первая русская революция 1905-1907г: причины, характер. Изменение полит. Системы России: создание полит. Партий, гос. Дума
  • III этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Основные события: крестьянские волнения, восстание моряков, национально освободительное движение Польша, Финляндия, Украина.
  • 31. Россия в Первой мировой войне 1914-1918г.
  • 1. Шовинизм и национализм в большинстве стран
  • 3. Желание погасить конфликт внутри страны.
  • 32. Кризис самодержавия и Февральская революция в России 1917. Двоевластие.
  • 33. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства март-октябрь 1917.
  • 35. Гражданская война. Российская эмиграция.
  • 36 Образование ссср (кратко)
  • 30 Декабря 1922 г. На 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (ссср). Съезд принял Декларацию и Договор.
  • 37. Социально-экономическое развитие ссср: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки
  • 38. Борьба ссср за мир и коллективную безопасность.
  • 39 Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны.
  • 20 Ноября 1942 г. Выступил Сталинградский фронт. Наступление для немцев было неожиданным. В результате была окружена немецкая группировка под Сталинградом.
  • 40. Ссср в послевоенные годы 1945-1953 гг.: экономика, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. Холодная война.
  • 42. Начало десталинизации общества
  • 43. Период застоя. Ссср в 1964- 1984 гг.
  • 1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь цк кпсс и председатель Президиума Верховного Совета ссср;
  • 2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров ссср в октябре 1980 г. Его сменил н.А. Тихонов
  • 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.
  • 44. Ссср в годы перестройки 1985-1991 гг.. Распад сс.
  • 45. Ельцинское десятилетие. Конституция 1993 г.
  • 38. Борьба ссср за мир и коллективную безопасность.

    В 1937 г. капиталистический мир был охвачен новым экономическим кризисом, который обострил все противоречия капитализма.

    Главной силой империалистической реакции стал агрессивный военный бок Германии, Италии и Японии, который развернул активную подготовку к войне. Целью этих государств был новый передел мира.

    Чтобы остановить надвигавшуюся войну, Советский Союз предложил создать систему коллективной безопасности. Однако инициатива СССР не была поддержана. Правительства Англии, Франции и США вопреки коренным интересам народов пошли на сделку с агрессорами. Поведение ведущих капиталистических держав предопределило дальнейший трагический ход событий. В 1938 г. жертвой фашистской агрессии стала Австрия. Правительства Англии, Франции и США не предприняли никаких мер для обуздания агрессора. австрия была оккупирована немецкими войсками и включена в состав Германской империи. Германия и Италия открыто вмешались в гражданскую войну в Испании и помогли свержению законного правительства Испанской республики в марте 1939 г. и установлению в стране фашистской диктатуры.

    В 1938 г. Германия потребовала от Чехословакии передачи ей Судетской области, населенной по преимуществу немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнжене на совецании глав правительств Германии, Италии, Франции и Англии было решено отторгнуть от Чехословакии требуемую Германией область. Представитель Чехословакии на совещание не был допущен.

    Глава правительства Англии подписал в Мюнхене с Гитлером декларацию о взаимном ненападении. Два месяца спустя, в декабре 1938 г. аналогичную декларацию подписало французское правительство.

    В октябре 1938 г. судетская область была присоединена к Германии. В марте 1939 г. вся Чехословакия была захвачена Германией. СССР был единственным государством, не признавшим этот захват. Когда над Чехословакией нависла угроза оккупации, правительство СССР заявио о своей готовности оказать ей военную подддержку, если она обратится за помощью. Однако буржуазное правительство Чехословакии, предав национальные интересы, отказалось от предложенной помощи.

    В марте 1939 г. Германия отторгла от Литвы порт Клайпеду и прилегавшую к нему территорию. Безнаказанность агрессивных действий Германии поощрила фашисткую Италию, которая в апреле 1939 г. захватила Албанию.

    На восточных границах нашей страны также складывалась угрожающая обстановка. Летом 1938 г. японская военщина спровоцировала вооруженный конфликт на дальневосточной государственной границе СССР в районе озера Хасан. Красная Армия в результате ожесточенных боев разгромила и отбросила агрессоров. В мае 1939 г. милитаристская Япония в районе реки Халхин-Гол совершила нападение на Монгольскую Народную Республику, рассчитывая превратить территорию МНР в плацдарм для дальнейшей агрессии против СССР. В соответствии с договором о дружбе и взаимной помощи между СССР и МНР советские войска выступили совместно с монгольскими воинами против японских агрессоров. После четырех месяцев упорных боев японские войска были наголову разбиты.

    Весной 1939 г. по инициативе Советского правительства начались переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении трехстороннего пакта о взаимопомощи. Переговоры, продолжавшиеся до июля 1939 г., закончились безрезультатно из-за позиции, занятой западными державами. правительства Англии и Франции противились также заключению трехстороннего соглашения о военном сотрудничестве, направленном против фашистской Гремании. На переговоры в Москву они пристали делегации, не наделенные необходимыми полномочиями.

    Вместе с тем летом 1939 г. начались тайные переговоры между Англией и Германией о заключении двустороннего соглашения по военным, экономическим и политическим вопросам.

    К августу 1939 г. стало очевидным упорное нежелание западных держав принять эффективные меры по обузданию фашистской агрессии, их стремление договориться с Германией.

    В этих условиях Советский Союз согласился на предложение Германии заключить договор о ненападении. В августе 1939 г. такой договор был заключен сроком на 10 лет. Пойдя на заключение договора с Германией, Советский Союз разрушил планы создания единого антисоветского фронта империалистических государств и сорвал расчеты вдохновителей мюнхенской политики, стремившихся ускорить военное столкновение между СССР и Германией. Советское правительство понимало, что договор не избавлял СССР от угрозы военного нападения Германии. Однако он давал выигрыш во времени, необходимый для дальнейшего укрепления обороноспособности страны.

    ИТОГИ: Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП (б) определил, что СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Съезд сформулировал основную экономическую задачу: догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. На решение этой задачи отводилось 10-15 лет. На съезде был рассмотрен и утвержден план третьей пятилетки (1938-1942).

    Решения съезда были встречены с энтузиазмом. В строй вводились новые предприятия, много внимания уделялось повышению активности масс. Однако морально-психологическое состояние общества оставалось противоречивым. С одной стороны, советские люди гордились трудовыми успехами, о которых постоянно сообщали средства массовой пропаганды, верили в светлое отдаленное будущее, а с другой - массовые репрессии порождали чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне. К том уже был принят ряд суровых мер, направленных на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, в 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР были изданы указы «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих с предприятий и учреждений», «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работиющих в машинно-тракторных станциях», по которым за прогул и уход с предприятия без разрешения администрации устанавливалась уголовная ответственность. Таким образом, государство фактически прикрепляло рабочих и служащих к предприятию. Были повышены нормы выработки, снижены расценки, а невыработка минимума трудодней колхозниками могла привести к уголовному преследованию. Однако попытки руководства страны добиться поставленных целей, развивая энтузиазм масс и в то же время используя метод устрашения, не дали желаемого результата. План трех лет третьей пятилетки выполнен не был.

    В связи с угрозой войны важное значение придавалось развитию военного производства, особенно на Востоке страны. В Поволжье, на Урале, в Сибири шло интенсивное строительство оборонных предприятий, основывающихся на местной топлиснометаллургической базе. Темпы развития оборонной промышленности были высокими. Если за три года третьей пятилетки рост промышленного производства составлял в целом 13, 2% в год, то в военных отраслях - 39%. Особое значение придавалось созданию новейших видов боевой техники. Укрупнялись научно-исследовательские организации, на ведущих оборонных заводах создавались конструкторские бюро и опытные цехи; активно действовали так называемые шарашки (в служебных документах - спецтюьма N 1) - закрытые КБ, где раотали репрессированные специалисты (в частности, известные авиаконструкторы А. Н. Туполев и П. О. Сухой). Были разработаны перспективные образцы военной техники: тяжелый танк КВ, средний танк Т-34; самолеты: истребители Як-1, ЛаГГ-3, МИГ-3; штурмовик Ил-2, бомбардировщик Пе-2; реактивные установки на машинах («катиши») и т. п. Однако наладить выпуск новой техники в массовом масштабе к началу войны не удалось.

    С конца 30-х годов и особенно после войны с Финляндией, которая выявила многие слабые места Красной Армии, принимались интенсивные меры, направленные на повышение боеспособности вооруженных сил. Их общая численность к июню 1941 г. составила 5, 7 млн. человек; дполнительно формировались стрелковые, танковые, авиационные, механизированные дивизии, увеличивались воздушно-десантные войска, инженерно-технические части; расширялась сеть военных училищ, действовали 19 военых академий, в которых проходила подготовка командного состава. Однако восполнить чудовищные потери от массовых репрессий 30-х годов, когда было уничтожено 80% высшего офицерского состава армии, не удалось. Профессиональный уровень командных кадров был низким, не были освоены передовые способы воореженной борьбы, советская военная доктрина основывалась на наступательном характере и практически не придполагала длительных оборонительных действий. Все это предопределило крупные поражения Красной армии в начале войны.

    В 1933-1936 гг. стали намечаться контуры системы коллективной безопасности, консолидации борцов с фашизмом. Советский Союз выступил первым с инициативой сохранения мира и предотвращения агрессии. В феврале 1933 г. он внес на рассмотрение конференции по разоружению проект Декларации об определении нападающей стороны. Проект содержал перечень действий государств, совершение которых должно было быть признано как нарушение мира и агрессия.

    Идея создания системы коллективной безопасности встречала поддержку у многих политических руководителей Европы. Так, выявилась близость позиций с рядом влиятельных деятелей Франции - Л. Барту, Ж. Полем Бонуром, Э. Эррио. К попыткам создать систему коллективной безопасности подключились король Югославии и министр внутренних дел Румынии, ряд политических деятелей Англии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, в 1933 г. были установлены дипломатические отношения Советского Союза и США, в 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи.

    Созданию единого фронта противодействия фашизму мешал серьезный раскол демократических и левых сил в капиталистических странах Европы. Этому способствовала также тактика Коминтерна, в документах которого указывалось, что «социал-демократия, в моменты для капитализма критические, нередко играет фашистскую роль». Данные установки были пересмотрены только на VII Конгрессе Коминтерна (1935 г.). Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Вторая половина 30-х гг. характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму.

    В 1936 г. в Брюсселе состоялся Международный конгресс мира. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представляющие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Во время гражданской войны и итало-германской интервенции в Испании (за время войны в Испанию прибыло более 200 тыс. итальянских и немецких солдат) антифашистские организации оказывали республиканцам Испании большую помощь: из 54 стран мира отправились добровольцы численностью свыше 50 тыс. человек, проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств, вывоз испанских детей и раненых и др. Англия, Франция, США и другие государства Запада заключили соглашение (август 1936 г.) о невмешательстве в испанские дела. Однако на заключительном этапе войны французское правительство летом 1938 г. закрыло франко-испанскую границу, а Комитет по невмешательству принял решение вывести всех иностранных добровольцев из Испании. Выведены были интернациональные бригады, а регулярные итало-германские воинские части остались. Наконец, правительства Англии и Франции официально признали фашистское правительство Франко.

    Советский Союз был единственным государством, последовательно защищавшим законные права и интересы республиканской Испании. Он предоставил Испании кредит на сумму 85 млн. долларов, поставлял оружие, оказывал большую помощь по линии Красного Креста. Десятки пароходов с продовольствием, медикаментами, одеждой отправлялись Испанской республике. По всей стране шел сбор средств для Испании. Но усиление блокады республики затрудняло помощь Испании.

    В марте 1938 г., когда немецко-фашистские войска вступили в Австрию, только Советский Союз осудил агрессора. Безнаказанность агрессии поощряла Германию к новым захватам.

    В условиях обострения международной обстановки в конце 30-х гг. и развертывании военных действий фашистской Германии Советское руководство занимает четкую и недвусмысленную позицию. Когда нависла угроза агрессии над Чехословакией, правительство СССР предложило Франции начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР Франции и Чехословакии для обсуждения конкретной помощи Чехословакии. Предлагалось также созвать международную конференцию в защиту Чехословакии и обратиться в Лигу Наций для воздействия на агрессора. Ответа со стороны Франции и Чехословакии не последовало.

    26 апреля 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин сделал заявление, в котором говорилось о готовности СССР выполнить свои обязательства, прийти на помощь Чехословакии, не дожидаясь Франции. Нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов 22 августа 1938 г. известил посла Германии в Москве Шуленбурга, что если дело дойдет до войны, то Советский Союз поддержит Чехословакию, «сдержит свое слово и сделает все, что в его силах». Были приняты меры военного характера: к Западной границе подтянуто 30 дивизий, введены танковые соединения и авиация, части пополнены резервистами. Большую роль в отражении агрессии могло сыграть и советско-чехословацкое военное сотрудничество. По основным параметрам чехословацкие танки в 1938 г. превосходили немецкие. Чехословацкая армия располагала значительным количеством первоклассной артиллерии (после оккупации Чехословакии немцы захватили 2675 орудий всех типов). Ведущие чехословацкие автозаводы выпускали автомобили повышенной проходимости, которые считались по тому времени самыми современными, - удельный вес военной промышленности Чехословакии на мировом рынке оружия составлял 40%.

    Согласно германскому плану «Грюн», в операциях против Чехословакии предусматривалось использование 30 дивизий, в то время только Чехословакия имела 45 дивизий (свыше 2 млн. человек), 1582 самолета, 469 танков; на границе с Германией имелись мощные пограничные укрепления, не уступавшие французской линии Мажино. Совместные выступления СССР, Франции, Англии грозили для Германии военной катастрофой. Однако западные союзники, заключив Мюнхенскую сделку о разделе Чехословакии, обязали ее отказаться от договора с СССР. И чехословацкое правительство, отвергнув советскую военную помощь, капитулировало.

    Весной 1939 г. в связи с резкой эскалацией агрессивных действий фашистских государств Советское правительство обратилось к Англии и Франции с конкретными предложениями о заключении соглашения о взаимной помощи, включая военную конвенцию на случай агрессии в Европе. Советское правительство полагало, что для создания действительного барьера миролюбивых государств против дальнейшего развертывания агрессии в Европе необходимы по крайней мере три условия:

    1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии;

    2) гарантирование безопасности со стороны этих трех великих держав государствам Центральной и Восточной Европы, находящимся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию, Финляндию;

    3) заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией.

    Английские же гарантии безопасности распространялись лишь на Польшу и Румынию, ввиду чего северо-западные границы СССР со стороны Финляндии, Эстонии, Латвии оставались неприкрытыми.

    2 июня 1939 г. Советское правительство передало правительствам Англии и Франции проект договора, который учитывал все предложения, выдвинутые в процессе переговоров.

    Глава французского правительства не мог не признать предложения советской стороны логичными. Под давлением все растущей критики со стороны различных общественных слоев Англии по поводу медленного хода переговоров в Москву был направлен всего лишь чиновник Министерства иностранных дел, бывший ранее советником английского посольства в СССР.

    Английские предложения не предусматривали гарантий Эстонии, Латвии и Финляндии, в то же время требовали гарантий помощи со стороны СССР в отношении Польши, Румынии, Бельгии, Греции и Турции, затем поставили вопрос о распространении гарантий трех держав на Голландию и Швейцарию.

    Англичане и французы всячески затягивали переговоры: с момента поступления первого английского предложения, т.е. 15 апреля, прошло 75 дней; из них Советскому правительству потребовалось на подготовку ответов на различные английские проекты и предложения 16 дней, а остальные 59 дней ушли на задержку и проволочки со стороны англичан и французов.

    Правительства Англии и Франции считали свои контакты с СССР прежде всего средством давления на Германию. Германский посол в Лондоне Дирксен констатировал, что «Англия хочет посредством вооружений и приобретения союзников усилиться и поравняться с «осью», но в то же время она хочет попытаться путем переговоров прийти к полюбовному соглашению с Германией».

    Американский поверенный в делах во Франции Вильсон писал в госдепартамент 24 июня 1939 г. о сложившемся у него впечатлении, что, возможно, готовится второй Мюнхен, на этот раз за счет Польши.

    14 июля Ллойд Джордж в беседе с советским полпредом в Лондоне критиковал политику английского правительства, выражая большое беспокойство относительно хода и перспектив англо-советских переговоров. По его словам, чемберленовская клика не может примириться с идеей пакта с СССР против Германии.

    18 июля, а затем снова 21 июля 1939 г. состоялись беседы доверенного лица Чемберлена Вильсона с гитлеровским эмиссаром Вольтатом - чиновником для особых поручений в ведомстве Геринга. Вильсон предложил заключить англо-германский пакт о ненападении и подписать декларацию о невмешательстве во внутренние дела друг друга. 20 июля по инициативе Вильсона имела место встреча Вольтата с министром заморской торговли Англии Хадсоном, который высказал мнение, что «... в мире существует еще три большие области, в которых Германия и Англия могли бы найти широкие возможности приложения своих сил, а именно: английская империя, Китай и Россия».

    29 июля во время встречи представителей лейбористской партии Англии с советником Германского посольства в Лондоне рассматривались предложения о заключении между Англией и Германией «соглашения о разграничении сфер интересов».

    В июле 1939 г. в Токио было подписано соглашение, по которому Англия признавала японские захваты в Китае и обязывалась не препятствовать там японской агрессии. Это был «дальневосточный Мюнхен», по которому Китаю отводилась в Азии такая же роль жертвы агрессии, как Чехословакии в Европе. Соглашение было подписано в разгар вооруженного конфликта, развязанного Японией против СССР и Монгольской Народной Республики у реки Халхин-Гол.

    3 августа 1939 г. Вильсон имел встречу с германским послом в Лондоне Дирксеном. Излагая содержание предложенной английской программы переговоров, Дирксен писал: «...Англо-германское соглашение, включающее отказ от нападения на третьи державы, начисто освободило бы британское правительство от принятых им на себя в настоящее время гарантийных обязательств в отношении Польши, Турции и т.д.».

    Как видно из приведенных документов, английское правительство в случае достижения англо-германского соглашения было готово сразу же прекратить переговоры с Советским правительством, а также отказаться от своих гарантий странам Восточной Европы, благословляя гитлеровцев на продолжение их «Дранг нах Остен».

    В это же время Германия активизировала проникновение в Прибалтийские государства. Летом 1939 г. состоялись тайные визиты в Эстонию и Финляндию начальника штата германской армии генерала Гальдера и главы германской военной разведки адмирала Канариса. В период англо-франко-советских переговоров были подписаны договоры между Германией и Эстонией, Германией и Латвией.

    25 июля 1939 г. английское правительство наконец приняло советское предложение начать переговоры о заключении англо-франко-советского военного соглашения. 26 июля министр иностранных дел Франции известил, что французская делегация выедет в Москву.

    Для ведения военных переговоров Советское правительство назначило делегацию во в главе с народным комиссаром обороны маршалом Ворошиловым. Членами делегации были назначены начальник Генерального штаба РККА Шапошников, народный комиссар Военно-морского флота Кузнецов, начальник Военно-воздушных сил РККА Локтионов и заместитель начальника Генерального штаба РККА Смородинов.

    В состав английской делегации входили адмирал Дракс, маршал военно-воздушных сил Англии Барнет и генерал-майор Хейвуд. Делегации дана была директива «вести переговоры очень медленно». Американское посольство в Лондоне сообщало 8 августа в госдепартамент США, что английской военной миссии «даны указания сделать все возможное для того, чтобы переговоры продолжались до 1 октября».

    Глава английской делегации Дракс заявил, что он «не имеет письменного полномочия» и что он «уполномочен вести только переговоры, но не подписывать пакта (конвенции)».

    В состав французской военной делегации вошли член Верховного Военного совета Франции генерал Думенк, командир 3-й авиационной дивизии генерал Вален, профессор Военно-морской школы Вийом и др. Французская делегация имела полномочия только на ведение переговоров, но не на подписание какого-либо соглашения.

    На вопрос главы советской военной миссии: «Есть ли у миссий Англии и Франции соответствующие военные планы?» - Дракс ответил, что, приезжая в Москву по приглашению Советского правительства, он «рассчитывал, что проект будет предложен советской миссией».

    Кардинальным вопросом переговоров стал вопрос о проходе советских войск через польскую территорию, «чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу», или «через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию». Эти вопросы не были разрешены в ходе переговоров, так как польское правительство даже в условиях непосредственной опасности со стороны Германии не изменило антисоветского курса своей внешней политики. Еще 11 мая 1939 г. польский посол в Москве заявил, что Польша не считает возможным заключение пакта о взаимопомощи с СССР. Во время переговоров в Москве 20 августа польский министр иностранных дел Ю.Бек направил телеграмму своему послу во Франции: «Польшу с Советами не связывают никакие военные договоры, и польское правительство такой договор заключать не собирается».

    В Париже, однако, нарастала тревога в связи с усиливающейся германской агрессивностью.

    Французская дипломатия, балансируя между старой политикой умиротворения и боязнью германской агрессии, вела себя на переговорах непоследовательно, но 21 августа французское правительство уполномочило своих представителей подписать тройственную военную конвенцию. Одновременно представители Франции в Варшаве пытались воздействовать на польское правительство, дать согласие на пропуск советских войск через польскую территорию в случае возникновения войны с агрессором (имелась в виду Германия) и включить это соглашение в текст конвенции. Но переговоры зашли в тупик из-за позиции правительства Англии, которое не дало полномочий своей делегации на подписание военной конвенции. «Британское правительство, - говорилось в утвержденной на заседании комитета обороны Англии 2 августа 1939 г. инструкции для делегации на московских переговорах, - не желает быть втянутой в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно общими формулировками... не вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств».

    Польша и Румыния согласия на проход советских войск через польскую и румынскую территории в целях участия в военных действиях против Германии также не дали.

    Безрезультатность московских переговоров, Мюнхенское соглашение западных стран с фашистами, подталкивание гитлеровской агрессии на Восток, тайные англо-германские переговоры в Лондоне на основе предложенной Англией глобальной программы разрешения англо-германских противоречий: заключение пакта о ненападении и невмешательстве в дела друг друга, возвращение Германии колоний, признание Восточной и Юго-Восточной Европы сферой интересов Германии, раздел мировых экономических рынков, таких, как Китай, Британская империя, Советский Союз и др., - ставило нашу страну в условия международной изоляции. Возросла военная угроза и с Востока, где японские милитаристы вновь предприняли акт агрессии.

    Уже в конце 1938 - начале 1939 гг. многочисленные ведомства рейха, в том числе такие, как «научно-исследовательские институты» Розенберга, министерство пропаганды и военная разведка, занимались планами присоединения Украины и других областей Советского Союза.

    В августе 1939 г. Советским правительством были получены сведения о том, что завершается приведение германской армии в боевую готовность и сосредоточение ее у польской границы. Стало известно, что в период с 25 по 28 августа могут начаться военные действия Германии против Польши. Поэтому Советскому Союзу приходилось думать об альтернативном выходе.

    Германия была заинтересована в заключении договора о ненападении с СССР, так как хотела, чтобы СССР остался нейтральным после ее нападения на Польшу. По документам известно, что решение о нападении на Польшу было принято тогда, когда не было и разговора о пакте о ненападении. В июне, когда полным ходом шли советско-англо-французские переговоры, Гитлер говорит о том, что нападение состоится независимо от того, будет ли заключен договор между Англией, Францией и СССР, что германско-польский конфликт будет разрешен так, как задумано в Берлине.

    После захвата Австрии и особенно Чехословакии гитлеровский вермахт резко вырвался вперед в смысле военно-технического оснащения по сравнению со всеми другими армиями. Ведь Чехословакия была крупнейшим экспортером оружия. И все это оказалось в распоряжении Гитлера. Превосходство вермахта стало бесспорным. Гитлер писал Муссолини: «...Польская армия будет разбита в кратчайшие сроки. Я сомневаюсь, что возможно было бы добиться такого успеха через год или два».

    Анализ секретной переписки между германским посольством в Москве и Берлином в июне-августе 1939 г. говорит о том, что Советское правительство осторожно относилось к предложению Германии о заключении договора. Вот как оценивает первый этап дипломатического зондирования в мае-июне посольство и посол Германии: «Сделали все возможное, но мы не можем втащить Молотова и Микояна в Бранденбургские ворота». 30 июля Гитлер дает указание: «Учитывая поведение русских, отказаться от дальнейших акций в Москве». Позднее, после встречи с Молотовым, проведенной 3 августа по телеграфному указанию из Берлина, посол фон Шуленбург докладывает: «Мое общее впечатление таково, что Советское правительство в настоящее время решило заключить договор с Францией - Англией, если те выполнят все его пожелания».

    15 августа Риббентроп объявляет через своего посла в Москве о готовности «совершить короткую поездку в Москву, дабы заложить фундамент для прояснения германо-советских отношений». Но советское руководство отвечает: «Такая поездка потребует соответствующей подготовки».

    18 августа новый приказ послу: добиваться согласия на «срочный визит», имея в виду, что «в скором времени возможно и начало германо-польского конфликта...». На следующий день в ответ германскому послу был вручен советский проект договора о ненападении, а в отношении визита Риббентропа в Москву было сказано, что он станет возможным после объявления о подписании экономического соглашения и если это объявление будет сделано сегодня-завтра, то министр мог бы прибыть 26-27 августа.

    19 августа в Берлине было подписано советско-германское кредитное соглашение. Советскому Союзу был предоставлен кредит на 200 млн. германских марок для закупки в Германии промышленных изделий, в том числе военных материалов. Подписание этого договора давало известную гарантию того, что Германия в ближайшее время нападать на СССР не собирается.

    20 августа Берлин полностью раскрывает свои карты. В телеграмме Сталину Гитлер объявляет: Германия «с данного момента решила всеми средствами обеспечить интересы рейха» в конфликте с Польшей. Он предлагает принять Риббентропа «во вторник, 22 августа, но самое позднее - в среду, 23 августа». Визит «должен длиться самое большее двое суток, более длительный срок с учетом международной ситуации невозможен». Было ясно, что военная машина Германии уже заведена и нападение на Польшу может произойти со дня на день.

    23 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на десять лет.

    Договор сопровождал секретный протокол, который разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе: «Было достигнуто соглашение в следующем:

    1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Прибалтийским государствам (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.

    2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.

    Вопрос о том, желательно ли в интересах сторон сохранение независимости Польского государства, о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий.

    Касательно Юго-Восточной Европы Советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях».

    Таким образом, в сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства - Западная Украина и Западная Белоруссия, а также Бессарабия, отторгнутые от Советской Республики насильственным путем после Первой мировой войны.

    Можно, конечно, утверждать, что заключение секретного протокола с Германией втягивало Советское государство в империалистический передел мира в качестве союзника Гитлера, но нельзя не замечать складывания блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписания Мюнхенского соглашения, молчаливого, а часто и активного поощрения агрессора со стороны западных держав. Протокол этот можно понять в контексте того времени. Было неизбежно столкновение между Советским Союзом и Германией. Сталин считал, что во имя конечной победы в будущей войне лучше, если это столкновение произойдет на рубежах, на 200-300 километров отстоящих от прежних границ Советского Союза.

    Советско-германский договор о ненападении нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Договор заключался тогда, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Экономические и политические планы агрессора находили поддержку весьма влиятельных сил Англии, Франции, а также и США. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с Советским Союзом.

    Но так считали не только в Москве. Вот отрывок из беседы советского полпреда в Лондоне Майского с Черчиллем в конце октября 1939 г., уже в условиях начавшейся Второй мировой войны.

    «С точки зрения правильно понятых интересов Англии тот факт, что весь Восток и Юго-Восток Европы находятся вне зоны войны, - говорил Черчилль, - имеет не отрицательное, а положительное значение. Главным образом Англия не имеет оснований возражать против действий СССР в Прибалтике. Конечно, кое-кто из сентиментальных деятелей может пускать слезу по поводу русского протектората над Эстонией или Латвией, но к этому нельзя относиться серьезно...». «Черчилль, - сообщает Майский, - понимает, что СССР должен быть хозяином на восточном берегу Балтийского мира, и очень рад, что балтийские страны включаются в нашу, а не в германскую государственную систему. Это исторически нормально и вместе с тем сокращает возможное «жизненное пространство» для Гитлера. Черчилль при этом размашисто провел вдоль линии советско-германского разграничения и заявил: «Дальше этой линии Германию пускать нельзя». Позже Черчилль писал о договоре: «Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение - Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

    В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на Запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

    Достигнутые в августе 1939 г. договоренности ставили предел распространению фашистской экспансии в Восточной Европе, а следовательно, их можно рассматривать как направленные не против, а в защиту Литвы, Латвии и Эстонии.

    В настоящее время мнения исследователей по вопросу заключения советско-германского договора о ненападении кардинально расходятся, но они базируются, на наш взгляд, на политических симпатиях и антипатиях, а не на объективном анализе фактов.

    Заключение подобного договора позволяло СССР уйти от опасности быть втянутым в войну на два фронта, давало возможность выиграть некоторое время для развития и укрепления обороны страны.

    1 сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу. Союзники последней - Англия и Франция - объявили войну Германии. Вторая мировая война началась. Фашистские государства, встав на путь агрессии, угрожали территориальной целостности, независимости и даже самому существованию многих стран и народов. Фашизм стал главной опасностью для всех прогрессивных, демократических, свободолюбивых сил.

    После Мюнхена дипломатические ведомства Англии, Франции и США тщательно изучали обстановку: в общем и целом дипломаты, аккредитованные в странах «оси», были единодушны - поход на Восток не за горами. Назывался даже повод, который Гитлер, по-видимому, изберет для открытия военных действий: «присоединение» Советской Украины к Закарпатской Украине! Расчеты эти, однако, строились на песке, ибо развитие событий в капиталистическом мире определялось империалистическими противоречиями, а не помыслами поборников и проводников политики «баланса сил». Цели этой политики были отчетливо видны. В отчетном докладе на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) И. В. Сталин говорил: «В политике невмешательства сквозит стремление, желание - не мешать агрессорам творить свое черное дело, не мешать, скажем, Японии впутаться в войну с Китаем, а еще лучше с Советским Союзом, не мешать, скажем, Германии увязнуть в европейских делах, впутаться в войну с Советским Союзом, дать всем участникам войны увязнуть глубоко 1В тину войны, поощрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и истощить друг друга, а потом, когда они достаточно ослабнут, - выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно, «в интересах мира», и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия... Необходимо, однако, заметить, что большая и опасная политическая игра, начатая сторонниками политики невмешательства, может окончиться для них серьезным провалом»( «XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б) Стенографический отчет», стр, 12, 15. )

    15 марта Германия захватила оставшуюся часть Чехословакии. В конце марта в результате заговора, организованного империалистами, пала Испанская республика. 7 апреля фашистская Италия оккупировала Албанию. Правительства западных держав по существу смирились с новыми захватами. 27 февраля Англия и Франция, а 1 апреля США также признали режим Франко. Но ряд фактов свидетельствовал о том, что гитлеровская Германия может нанести удар на Западе.

    Значительное замешательство среди мюнхенцев вызвали известия о том, что Гитлер передал Закарпатскую Украину Венгрии. Восточный поход, очевидно, откладывался. В Англии и Франции возрастало недовольство даже в правящих кругах, серьезно обеспокоенных угрозой национальной безопасности обоих стран. Под давлением общественности 31 марта 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии «независимости» Польше, а затем Румынии. 15 апреля Ф. Рузвельт обратился с посланием к Гитлеру, прося заверить, что Германия в течение 10 лет не нападет на своих соседей. Однако в списке последних был пропущен Данциг, а присоединие его к Германии стало поводом для крикливой антипольской кампании в Германии.

    Лишь Советский Союз занял принципиальную позицию в отношении все новых и новых актов агрессии. После Мюнхена 9 октября 1938 г. Советское правительство запросило Прагу, желает ли Чехословакия, чтобы ее новые границы были гарантированы Советским Союзом. 12 октября это предложение было отклонено. Когда 15 марта 1939 г. Чехословакия исчезла с карты Европы, Москва заявила: «Советское правительство не может признать правомерным включение в состав Германской империи Чехии, а в той или иной форме также и Словакии правомерным и отвечающим общепризнанным нормам международного права и справедливости или принципу самоопределения народов». Последовательная защита Советским Союзом интересов международного мира и безопасности подняла авторитет нашей страны. Широкие народные массы в западных странах видели, что без СССР нельзя оказать успешного отпора агрессии. В Англии и Франции усилились позиции тех кругов, которые с возрастающей силой настаивали на заключении соглашения с Советским Союзом об отпоре агрессии в целях самозащиты Запада. 15 апреля 1939 г. Англия и Франция предложили СССР вступить в переговоры. Хотя предшествующая политика англо-французских правящих кругов не могла не подорвать доверие к ним, Советское правительство не желало упускать ни малейшей возможности для предотвращения войны. Предложение Запада о начале переговоров было принято.

    Переговоры с СССР явились новым тактическим приемом Англии и Франции, но отнюдь не знаменовали изменения стратегии. «Весь Париж», как иронически называет Женевьева Табуи высшее французское общество в тот период, рассуждал так: «Поражение Германии означало бы крушение главного оплота против коммунистической революции. И, следовательно, поражение Германии было бы большим злом, чем поражение Франции. В конце концов, разве не предпочтительнее для Франции быть раздавленной Гитлером, чем стать победительницей с помощью Сталина?» Лондонская «Сандей Тайме» писала 7 мая 1939 г.: «Победа с помощью России не могла бы не продвинуть на Запад границы большевизма». 15 апреля английское правительство предложило Советскому Союзу выступить с декларацией о том, что в случае нападения на какого-либо европейского соседа СССР последний окажет ему помощь, «если она будет желательна». Взаимных обязательств помощи Советскому Союзу не предусматривалось. Больше того, хотя Англия и Франция дали гарантии Польше и Румынии, но в случае агрессии против прибалтийских стран и Финляндии они были свободны от каких-либо обязательств. Иными словами, Гитлеру недвусмысленно указывалось направление удара - против СССР в районе Балтийского моря. А если учесть антисоветскую направленность политики тогдашних правителей Польши и Румынии, то были веские основания полагать, что они в конечном итоге стали бы союзниками Германии в «крестовом походе» против коммунизма. 17 апреля Советское правительство предложило заключить на 5-10 лет договор о взаимопомощи между СССР, Англией и Францией, - три державы обязуются оказывать всяческую помощь, включая военную, восточноевропейским государствам, лежащим между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР. Советское правительство предлагало немедленно приступить к разработке военной конвенции, которая будет подписана одновременно с политическим договором. Советские предложения открывали путь к созданию прочного фронта коллективной безопасности. Именно поэтому они оказались неприемлемыми для западных держав.

    Летом 1939 г. английское правительство вступило в тайные переговоры с гитлеровцами, выразив готовность пойти на уступки в интересах антисоветского сговора с Германией. Правительство Чемберлена предлагало заключить соглашение о разделе мира, назвав в качестве стран, подлежащих разделу между английским и германским империализмом, даже Советский Союз и Китай. Англия была готова отказаться от гарантий, данных Польше, оказать воздействие на Францию, чтобы она расторгла советско-французский пакт о взаимопомощи. Однако из предложений правительства Чемберлена в Берлине сделали иные выводьг гитлеровцы усмотрели в них новое доказательство слабости Запада и форсировали подготовку к войне. Настойчивое стремление Чемберлена к сговору с Германией убедило Гитлера и его окружение, что агрессия против Польши будет безнаказанной. Решение конгресса США в июле 1939 г., демонстративно оставившего в силе закон о «нейтралитете», в глазах гитлеровцев явилось новым веским доказательством этого. Американский еженедельник «Тайм» цинично указывал в то время: для Германии это явится таким выигрышем, «как будто Гитлеру уже удалось захватить Украину».

    Международная обстановка ухудшалась с каждым днем. 22 мая 1939 г. в Берлине с большой шумихой был подписан так называемый «Стальной пакт» - военно-политический договор о взаимопомощи между Германией и Италией. А английское и французское правительства при поддержке США продолжали недостойную игру в переговорах с Советским Союзом. Советское правительство, учитывая стремительно нараставшую опасность войны, предложило, не дожидаясь завершения политических переговоров, приступить к переговорам военным. Англо-французские правящие круги не могли не видеть серьезной озабоченности общественности в собственных странах развитием событий и были вынуждены принять советские предложения. Однако английская и французская военные миссии прибыли в Москву с большим запозданием и состояли из второстепенных лиц. Более того, выяснилось, что они вообще не имели полномочий для подписания соглашения с Советским Союзом. Между тем советскую сторону во время военных переговоров представляла делегация во главе с К. Е. Ворошиловым, имевшая полномочия для немедленного подписания военной конвенции.

    Когда 12 августа 1939 г. в Москве открылись переговоры, Советский Союз выразил готовность выставить на фронт против агрессора 136 дивизий. Советская делегация предложила четкий план совместного ведения войны против агрессора. В ответ английская делегация сообщила, что Великобритания использует на континенте в начале войны шесть дивизий. Партнеры СССР за столом конференции отнюдь не помышляли о серьезном отпоре агрессору. Глава французской военной миссии генерал Думенк под величайшим секретом сообщил совещанию «план» англо-французов на случай возникновения войны. По его словам, «если главные силы фашистских войск будут направлены на восточный фронт, то немцы будут вынуждены оставить не менее 40 дивизий против Франции, и в этом случае генерал Гамелен будет наступать всеми своими силами». Так говорилось для сведения советской стороны. Однако к этому времени английские и французские штабы уже составили план войны, который предусматривал совершенно другой образ действия, а именно: на начальном этапе войны «наша стратегия будет в общем оборонительной... наша последующая политика должна быть направлена на то, чтобы сдерживать Германию и, нанося решающие удары Италии, наращивать в то же время наши силы, чтобы быть в состоянии предпринять наступление против Германии». Эти планы, опубликованные много лет спустя после окончания войны, разъясняют и смысл англо-французских «гарантий» странам Восточной Европы. «Судьба Польши, - было записано в решениях англо-французских штабов, - будет определяться общими результатами войны, а последние в свою очередь будут зависеть от способности западных держав одержать победу над Германией в конечном счете, а не от того, смогут ли они ослабить давление Германии на Польшу в самом начале».

    Несложный расчет англо-французских политиков заключался в том, чтобы втянуть Советский Союз в войну с Германией, а самим остаться в стороне, по крайней мере на первом этапе войны. Иными словами, они пытались по-прежнему проводить в жизнь высший принцип политики «баланса сил» - не только воевать чужими руками, но и ослабить как своих потенциальных противников, так и Советский Союз. Игра была шита белыми нитками, и Советское правительство разгадало ее. По логике англо-французских империалистов Советский Союз должен был выжидать, пока гитлеровские орды, пройдя восточно-европейские страны, не докатятся до его границ, а лишь потом вступить в войну. Советское правительство считало, что Советские Вооруженные Силы должны быть пропущены через территорию Польши и Румынии, чтобы дать отпор агрессии. СССР потребовал четкого и ясного ответа на этот вопрос. Подстрекаемые из Лондона и Парижа, правители боярской Румынии и панской Польши отказались дать согласие на пропуск советских войск. Тогда на последнем заседании англо-франко-советских военных миссий К Е. Ворошилов заявил: «Если, однако, этот аксиоматический вопрос французы и англичане превращают в большую проблему, требующую длительного изучения, то это значит, что есть все основания сомневаться в их стремлении к действительному и серьезному военному сотрудничеству с СССР».

    Обеспокоенный приходом к власти реакционных сил в раде стран - Японии, Италии, Германии... Советский Союз в феврале 1933 г. предложил западным державам принять декларацию об определении агрессии и нападающей стороны, но не встретил взаимности.

    (J) Каково содержание декларации? В ноябре 1933 г. СССР предложил США, Японии, Китаю и другим государствам заключить региональный Тихоокеанский пакт коллективной безопасности. В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял решение о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе, заключении «Восточного пакта». В сентябре 1934 г. Советский Союз вступает в Лигу Наций с целью использовать ее как трибуну для разъяснения своих внешнеполитических взглядов и осуждения действий агрессоров. В ноябре СССР предложил конкретную программу урегулирования конфликта между Парагваем и Колумбией. В 1935 г. осудил итальянскую агрессию против Эфиопии... В ответ на предложения СССР о создании коллективной безопасности, западные державы проводят политику двусторонних соглашений, которые, по мнению наркома иностранных дел МЛитвинова, «не всегда служат целям мира». (J) Почему Советский Союз был против таких договоров? В 1934 г. Германия заключает пакт о ненападении с Польшей. В 1935 г. было подписано англо-германское морское со глашение... Раскрывая агрессивные планы Польши, Германии, Японии, Финляндии, один из глашатаев польского империализма В.Студницкий в начале 1935 г. в книге «Политическая система Европы и Польша» писал, что «вместе с Германией Польша могла бы пойти на украинский эксперимент». Кроме Украины эти державы могли бы «оторвать от России Крым... Карелию, Закавказье и Туркестан». Предусматривалось также, что «Дальний Восток вплоть до озера Байкал должен отойти Японии». Таким образом, создание коллективной безопасности в Европе значительно сужалось. Заключение германо-польского договора о ненападении фактически исключало подписание «Восточного пакта». К тому же Франция, Чехословакия и другие страны Европы не хотели портить отношений с Германией и Польшей ради СССР. Советский Союз вынужден был изменить методы поиска союзников в борьбе с агрессором. Мощным ударам по крушению советских инициатив стало соглашение глав четырех держав - Германии, Англии, Франции и Италии, заключенное в сентябре 1938 г. в Мюнхене, которое привело к ликвидации независимой Чехословакии и открыло путь фашистской агрессии на Восток. 20 марта 1939 г. Советский Союз заявил о непризнании включения в состав Германской империи Чехии и Словакии. Существо мюнхенского сговора, антисоветская направленность политики западных держав были раскрыты в Отчетном докладе о работе ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии 6 марта 1939 г. В докладе ЦК были сформулированы задачи в области внешней политики СССР: «1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами; 2. Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками; 3. Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной Армии и Военно-Морского Красного Флота; 4. Крепить международные связи дружбы с трудящимися всех стран, заинтересованными в мире и дружбе между народами». ф Прокомментируйте документ. 17 апреля 1939 г. Советское Правительство вручило Англии и Франции проект договора о взаимопомощи против агрессии сроком на 5-10 лет. Однако равноправного и эффективного пакта взаимопомощи достигнуть не удалось. He могли решить англичане и французы и другой кардинальный вопрос - о пропуске советских войск через территорию Польши. 21 августа 1939 г. советская сторона заявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора... Это - военная аксиома». ф Почему Польша отказалась пропустить войска Красной Армии в Чехословакию? Пагубность действий английских политиков выразил лидер Либеральной партии Ллойд Джордж: «Господин Невиль Чемберлен, лорд Галифакс и сэр Саймон не желают союза с Россией». Таким образом, явное нежелание Англии и Франции договориться с СССР о коллективной безопасности ставили его в условия полной изоляции перед агрессором.

    Еще по теме Борьба СССР за коллективную безопасность:

    1. ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГОВ ВОЙНЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В ЕВРОПЕ. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    2. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ И ЗА РАЗОРУЖЕНИЕ В 60-е ГОДЫ. НАРОДЫ МИРА В БОРЬБЕ ЗА МИР И МЕЖДУНАРОДНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
    3. 1. Борьба СССР, стран социалистического содружества за мир и безопасность в Европе в 50-е - начале 60-х годов
    4. ЗАХВАТ ГЕРМАНИЕЙ АВСТРИИ. МЮНХЕНСКИЙ СГОВОР ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ДЕРЖАВ. БОРЬБА СССР ЗА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОТПОР АГРЕССИИ (1937-1938 гг.)
    5. АГРЕССИЯ ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ И ЯПОНИИ И ПОЛИТИКА «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА» ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ. БОРЬБА СССР ЗА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОТПОР АГРЕССОРАМ (1935-1937 гг.)

    Вопрос о международной политике 1930-х гг. является очень сложным. Шла подготовка к войне. Повсеместно молодежь распевала песню «Если завтра война, если завтра в поход…». Грядущая война была окружена романтической дымкой, ее ждали, к ней готовились. Практически такая подготовка идет с 1920-х гг. Сложился военный блок, в который вошли Германия-Япония и Италия. В 1939 г. к «оси Берлин-Рим-Токио» присоединяется Венгрия, Финляндия, Румыния, Болгария и другие страны. 1930-е гг.- это период признания СССР как самостоятельного и весомого государства. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. Основной задачей международной политики в 1930-е гг. СССР видит создание прочной системы коллективной безопасности. В 1939 г. СССР ведет дипломатическую борьбу, участвует в переговорах с Англией и Францией. Целью было достижение договоренности о взаимной помощи против агрессора. Но СССР смотрел на эти страны как на буржуазные империалистические государства, что проявлялось в переговорах. В итоге партнеры не доверяли друг другу и был упущен был шанс остановить войну. СССР боялся войны на два фронта - на Западе и на Востоке.

    Первой складывающееся взаимопонимание нарушила Великобритания. За несколько месяцев до начала переговоров в Москве с СССР и Францией по проблемам безопасности она подписала договор с Германией (договор о ненападении). В 1939 г. Гитлер ультимативно вынудил Сталина сесть за стол переговоров. Прервав переговоры с Францией и Англией, И.В. Сталин начал переговоры с Германией. 23 августа 1939 г. подписан пакт о ненападении с Германией. СССР были возвращены западно-украинские и западно-белорусские земли. Германия не препятствовала введению в 1940 г. советских войск в Прибалтику. После этого были образованы три советские республики на территории Прибалтики. Получив в1940 г. Бесарабию, СССР закончил формирование государства. Была образована последняя, пятнадцатая республика- Молдавия.

    После достижения консенсуса с СССР Германия напала на Польшу. СССР объявил о своем нейтралитете. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война.

    28 сентября 1939 г. был подписан договор между СССР и Германией о дружбе и границах, что позволило СССР выиграть время и откатать свой военный опыт. Осложнились дипломатические отношения с Англией и Францией. В 1938- начале 1940 гг. прошли «малые» войны СССР. Самая известная - война с Финляндией. Сталин предполагал в короткий срок завоевать территорию Финляндии и установить там «Финляндскую демократическую республику». Осенью 1939 г. был нарушен договор о ненападении, подписанный с Финляндией в 1932 г., начались военные действия. Но советская армия не знала доктрины обороны, а развивать грамотно наступление не смогла. Финны, возглавляемые лично главой государства - генералом Маннергеймом (выпускником Академии Генерального штаба России, бывшим личным адъютантом Николая II), наносили существенный урон Красной Армии. В 1940 г. после неудачной зимней военной кампании начались переговоры, вернувшие СССР границы 1809 г. В конце 1930-х гг. СССР участвовал в военных кампаниях на озере Хасан и реке Халхин-Гол, на территории Монголии, где сражался с силами японской Квантунской армии. Одержанные на востоке победы позволили СССР добиться территориальных уступок.



    К 1940 г. к войне усиленно готовилась как Германия (осуществляя поэтапно план «Барбаросса»), так и СССР. Наращивалось производство оружия, с 1939 г. в СССР вошел в жизнь новый закон о всеобщей воинской обязанности. Больше средств стало выделяться на вооружение. В 1941 г. это составляло 43,4% всего государственного бюджета. Но страну сотрясали репрессии. Были уничтожены 5 начальников Главного разведывательного управления. Сталин по-прежнему сохранял уверенность в то, что Гитлер не начнет войну в ближайшее время. Это было одной из его роковых ошибок.

    Литература:

    Бессонов Б. Фашизм: идеология и практика. М., 1985.

    Игрицкий Ю.И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе// История СССР. 1990. № 6.

    Троцкий Л.Д. Преступления Сталина. М., 1989

    Конквест Р. Большой террор. В 2х кн. Рига, 1991

    Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин. НКВД и советское общество. М., 1992

    Раздел 4. Великая Отечественная война Советского Союза (1941 -1945 гг.).