Биографии Характеристики Анализ

Те города и населенные пункты. Населенный пункт - это

Населенный пункт - место постоянного или временного обитания людей. Это территория, застроенная жилыми и производственными зданиями, сооружениями культурно-бытового назначения.

Отделение промышленного труда от труда сельскохозяйственного привело к возникновению двух основных типов населенных пунктов - городского и сельского. В разных странах приняты различные количественные признаки, по которым то или иное поселение относится в разряд городского или сельского. Однако главные различия между ними заключаются не столько в числе жителей, сколько в функциях (экономических, культурных, административно-политических), которые выполняет населенный пункт. В Латвии, например, все поселения с численностью жителей более 2 тыс. человек считаются городскими, а вот в Молдавии значительная доля населения проживает в селах, насчитывающих более 5 тыс. жителей.

Изучение города требует особого сочетания познаний в области не только географии, но и истории, искусства и архитектуры и т. д. Каждый может открыть в своем городе какие‑то новые, никем еще не раскрытые черты. Большую роль в этом играет и экономическая география.

Что же требуется для познания экономико-географических особенностей современного города?

Важно понять и оценить его экономико-географическое положение, установить происхождение названия. Необходимо также проследить развитие города, рост численности и изменения в составе его жителей, увеличение занимаемой им территории.

Следует определить хозяйственную специализацию города и его место в едином экономическом комплексе страны. Поэтому обязательно изучаются его транспортно-экономические связи с другими городами и районами. Наконец, очень интересно выяснить перспективы дальнейшего развития родного города.

По численности населения города разделяют на малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 100 тыс. жителей) и большие (более 100 тыс. жителей). Рост числа городов с населением более 500 тыс. человек вызвал появление категории сверхбольших, или крупнейших, городов. В 1917 г. в нашей стране их было только 2, а по данным переписи населения 1979 г.- уже 45. Настоящими гигантами являются города с населением более миллиона человек.

Наша страна действительно стала страной больших городов. В общей сложности в них проживает около 50 млн человек, или почти 40% населения. На долю малых и средних городов, поселков городского типа приходится около 30 млн человек, или примерно 22% населения страны.

Большой город - это одновременно крупный промышленный центр, административный, научно-культурный центр, мощный транспортный узел. За редким исключением все столицы автономных республик, областные и краевые центры являются большими городами. В то же время другая часть больших городов, не будучи официально теми или иными административными центрами, тем не менее выполняют важные организационно-хозяйственные функции по отношению к определенному району.

Большие города накапливают не только материальные и духовные ценности. Они множат и недостатки, рождают целый ряд сложных научно-технических проблем. Одна из главных - сохранение здоровой среды обитания человека.

Малые и средние города - опора и рычаг преобразования сельского расселения, важный инструмент преодоления различий между городом и деревней. Одновременно они являются средством регулирования крупных городов, которым грозит чрезмерный рост.

С городами связана одна из важнейших особенностей современной жизни людей во многих странах мира. Их рост, увеличение доли горожан в населении, распространение городского образа жизни на деревню - все это называется урбанизацией.

По территории России, как и по всей планете, города распределились неравномерно. На севере и востоке нашей страны они отстоят друг от друга на весьма почтительных расстояниях. Иная картина вокруг крупнейших городов в обжитых районах, там, где уже сформировались мощные территориально-производственные комплексы , а также у главных портовых «входов и выходов» из страны. Здесь наблюдается тесное соседство больших и малых городов. Разрыв между ними сокращается до немногих километров. Иногда же города-соседи настолько сближаются, что начинают как бы врастать друг в друга. Сплошной полосой вдоль значительных по протяженности участков железных дорог тянутся, не прерываясь, городские поселения в Подмосковье. Здесь настоящие созвездия городов.

Группы и скопления городов, близко расположенных и тесно связанных в трудовом, культурном и бытовом отношении, называются агломерациями. В них проживает свыше 80% всех горожан страны.

Сельские населенные пункты - это поселения с относительно небольшим числом жителей, большинство которых заняты в сельском хозяйстве. К сельским относят и такие пункты, где жители заняты в лесном хозяйстве, в обслуживании транспорта и т. п. Размеры сельских населенных пунктов колеблются от крохотных, с числом жителей до 10 человек, до сёл‑гигантов с населением в 5 и более тысяч жителей.

Кооперирование мелкого крестьянского хозяйства и создание мощных сельскохозяйственных предприятий, дали толчок концентрации сельского населения в крупных селах и поселках. Этот процесс позволяет успешно решать задачу нежелательных различий между городом и деревней. В каждом из нескольких сотен тысяч имеющихся у нас в стране сел и деревень далеко не всегда экономически целесообразно сооружать водопровод и проложить канализацию, наладить электро- и газоснабжение, даже иметь школу и клуб, библиотеку и магазин. Все это доступно лишь крупным современным сельским поселкам.

Углубление специализации сельского хозяйства, его концентрация и механизация, создание агропромышленных комплексов достижимы только на базе больших сельских поселений. Вот почему основным направлением совершенствования сложившейся системы расселения сельских жителей во многих районах страны, например в Нечерноземной зоне России, является переход от сети мелких населенных пунктов к поселкам, гораздо большим по размеру и с более высоким уровнем благоустройства.

В географическом краеведении сельские населенные пункты изучаются как составная часть более крупных и сложных объектов. Проводится анализ размещения поселений в пределах данного хозяйства, дается оценка экономико-географического положения центральной усадьбы и выясняется значение каждого населенного пункта. Необходимо собрать сведения о численности жителей, их возрастном составе, занятости определенными видами сельскохозяйственного труда. Такие данные желательно иметь в динамике, т. е. за достаточно продолжительный ряд лет. Анализ завершает характеристика культурно-бытовых условий и перспектив их улучшения на селе.

Подобное изучение сельских населенных пунктов дает возможность проследить социально-экономические сдвиги на селе, помогает выявить наиболее перспективные для дальнейшего роста и развития поселения.

  • Понятие и состав земель населенных пунктов
  • Понятие населенного пункта по законодательству РФ

1. Понятие и состав земель населенных пунктов

Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Основным признаком является их местоположение - эти земли от земель иных категорий отделяют границы городских, сельских населенных пунктов. Границы населенных пунктов отображаются на генеральном плане городского округа, поселения, а также схеме территориального планирования муниципального района. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Вторым признаком земель данной категории является их целевое назначение - это застройка и развитие городских и сельских населенных пунктов.
Виды территориальных зон перечислены в п. 1 ст. 85 ЗК РФ. К ним относятся:
жилые,
общественно-деловые,
производственные,
инженерных и транспортных инфраструктур,
рекреационные,
сельскохозяйственного использования,
специального назначения и т. д.
Органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В жилых зонах населенных пунктов допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей и иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказываю-щих негативного воздействия на окружающую среду.
Общественно-деловые зоны населенных пунктов пред-назначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения и иных, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур могут размещаться коммунальные и складские объекты, объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, оптовой торговли. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского и дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В населенных пунктах могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В состав зон специального назначения могут включаться территории, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав различных территориальных зон могут включаться земельные участки (территории) общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Единую социальную, природную и хозяйственную территорию с землями населенных пунктов составляют пригородные зоны, находящиеся за границами населенных пунктов. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

2. Понятие населенного пункта по законодательству РФ

Действующее законодательство не содержит понятия «населенный пункт». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ дает понятия городского и сельского поселений:
Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, из текста закона следует, что населенные пункты - это
- города
- городские округа
- городские округа с внутригородским делением
- поселки
- села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.

Россия входит в десятку крупнейших стран мира по количеству населения. Данные последней переписи, которая проводилась в 2010 году, свидетельствуют, что в стране проживает более 142 миллионов человек.

Организованное компактное проживание людей формирует населенные пункты. Основные их типы, представленные в России, - город, поселок городского типа, село, деревня, станица, хутор, аул. Формирование населенных пунктов обусловлено многими причинами. Первично поселения появляются на территориях с наиболее благоприятными климатическими и рельефными условиями, промышленным и экономическим потенциалом.

Россия - страна с довольно суровыми климатическими условиями, что, безусловно, в первую очередь влияет на формирование системы населенных пунктов. Наиболее густо заселенной территорией Российской Федерации является центральная часть.

Еще одним фактором, влияющим на расселение, считается промышленный потенциал территорий. С учетом того, что основные залежи полезных ископаемых в России находятся на ее северной территории, именно эта часть страны - наиболее промышленно развитый регион с довольно большой плотностью населения.

Рассмотрим типы населенных пунктов в РФ.

Города и села

Какие типы населенных пунктов бывают? Все поселения в Российской Федерации подразделяются на городские и сельские, что отражает основной вид занятости людей.

Доминантное население РФ проживает в городе. Такой факт объясним как социальными, так и материальными причинами. Города преимущественно являются центрами цивилизации с развитой инфраструктурой, наличием культурных и социальных объектов, более комфортными, по сравнению с сельскими, условиями жизни. Именно эти причины вызывают отток сельского населения из глубинки и практически вымирание малых сельских населенных пунктов.

Такой процесс главенствования городов над селами называется урбанизацией. Первично города в России являлись промышленными центрами, которые позволяли выжить голодающим крестьянам. Развитие этих центров привело к их разрастанию и, как следствие, увеличению численности проживающих в них. Сегодня три четверти населения страны проживает в городах.

Основной классификацией, отражающей типы населенных пунктов, является классификация, связанная с численностью населения.

Характеристика городов по численности населения

Общее количество городов и в России превышает 2 тысячи наименований, из которых тысяча сто городов и свыше двух тысяч поселков городского типа. Для России городами считаются населенные пункты, количество проживающих людей в которых не менее двенадцати тысяч человек, из них более 90 процентов заняты в производстве, социальной сфере и сфере обслуживания.

Москва - главный город Российской Федерации, ее столица, где проживает более 10 миллионов людей.

Численность населения позволяет подразделить города на следующие типы населенных пунктов:

  • Сверхкрупные города, или города-миллионеры, население которых превышает три миллиона. В России таких городов 2 - Москва и Санкт-Петербург.
  • Крупнейшие города, население которых составляет от одного до трех миллионов. В России 13 городов с населением в озвученном диапазоне, среди них Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа.
  • Крупные города, население которых насчитывает от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона. В России таких городов более сорока.
  • Большие города, где количество проживающих людей колеблется в рамках ста-двухсот пятидесяти тысяч. В стране их количество перевалило за девять десятков.
  • Средние города, где проживает пятьдесят-сто тысяч. Их количество перевалило за полторы сотни.
  • Малые города и поселки, в которых не превышает пятидесяти тысяч человек.

Наиболее интенсивный прирост населения происходит в крупных и крупнейших городах, что обусловлено их промышленным и экономическим прогрессом.

Агломерации городов

Говоря о городских типах населенных пунктов России, необходимо остановиться также на понятии "городская агломерация". Под этим понятием подразумевается сотрудничество расположенных близко к крупному городу средних городов, которые объединены трудовыми, инфраструктурными, промышленными и другими видами связей.

Такие средние города получили название городов-спутников. Города-спутники уменьшают плотность населения в крупных.

Важнейшим фактором, способствующим возникновению агломераций, является развитые транспортные связи между городами. В России города-спутники сформированы у Куйбышева, Москвы, Санкт-Петербурга.

При объединении агломераций образуются мегаполисы. В России на сегодняшний день мегаполисы не сформированы.

Характеристика городов по структурному признаку

Территориальное устройство России позволяет выделить такие типы городских населенных пунктов: федерального, регионального (областного, краевого, республиканского и т. д.) и районного значения.

Конституция РФ определяет Санкт-Петербург и Севастополь.

Городами областного значения считаются населенные пункты, которые выполняют функции экономического и культурного центра, характеризующегося развитой промышленностью и количеством населения, превышающим тридцать тысяч человек.

Однако количественные показатели населения в таких городах не являются исключительными, они, скорее, приоритетны. Более значимым критерием отнесения городов к городам областного значения можно считать их социальные, экономические показатели, достижения в социальной, культурной сфере, историческую уникальность, перспективные планы увеличения роста населения и экономического развития. Помимо названных критериев, для отнесения городов к городам областного значения нужно учитывать и города, имеющие районную структуру.

Требования к количеству проживающих в городах районного значения индивидуальны в каждом субъекте РФ. Как правило, к ним относят городские населенные пункты с численностью населения в рамках пятидесяти тысяч. На территории таких городов функционирует промышленность, развита коммунальная сфера, оказывают услуги учебные, лечебные и торговые учреждения, а также учреждения культуры.

Характеристика городов по функциональному признаку

Следующая типологическая классификация на типы населенных пунктов предполагает их деление, в основу которого положены выполняемые К тем функциям относятся: политико-административная, промышленная, транспортная, торговая, научная, военная, рекреационная (оздоровительная) функции. В зависимости от количества выполняемых городом функций их разделяют на монофункциональные и полифункциональные.

Характеристика городов по экономико-географическому положению

Предусмотрена также градация городов на типы населенных пунктов по их экономико-географическому положению:

  • расположенные у месторождения полезных ископаемых;
  • связанные с железнодорожной инфраструктурой;
  • портовые;
  • промышленно-транспортные.

Поселок городского типа

Промежуточным звеном между городом и селом в России является поселок городского типа. Эта промежуточность оказывает влияние на количественный состав таких населенных пунктов, а также на сферу занятости населения.

Общее количество в Российской Федерации превышает 1200 единиц. Количество проживающих в таких поселках может колебаться от нескольких десятков человек до нескольких тысяч. Самым крупным посёлком городского типа в России признан поселок Орджоникидзевская, где проживает более 64 тысяч человек.

Существует несколько подвидов поселков городского типа, которые располагаются за пределами города. Таким поселками считают: рабочие посёлки, где расположены промышленные объекты (население до трех тысяч человек); курортные посёлки (население до двух тысяч человек); дачные посёлки.

Сельские населенные пункты наиболее широко представлены в России. Общее их количество превышает 150 тысяч. Четверть таких пунктов можно отнести к малонаселенным, в них проживает менее 10 человек.

Несмотря на значительное количество именно сельских населенных пунктов, количество проживающих в них составляет чуть больше двадцати процентов от всего населения России.

Такое положение вещей обусловлено низким уровнем жизни в селе, слабой его технологической оснащенностью, что, в свою очередь, приводит к миграции населения в города.

Типы населенных пунктов в в зависимости от численности их населения можно подразделить таким образом:

  • Крупные с населением, превышающим пять тысяч.
  • Большие с населением до пяти тысяч.
  • Средние с населением в пределах двухсот - одной тысячи человек.
  • Малые с населением до двухсот человек.

Основные типы сельских населённых пунктов, представленных на территории России

  • Село - крупный населённый пункт, в котором есть или раньше была церковь. Он выполняет функции местного центра.
  • Деревня - небольшой населённый пункт, который исторически не имел церкви.
  • Посёлок - новый тип сельского населённого пункта, возникший во времена Советского Союза.
  • Аул - населенный пункт, в котором представлено этническое население: адыгское, абазинское и ногайское.
  • Хутор — населенный пункт с индивидуальным фермерским хозяйством, состоящим из хозяйственных построек, количество которых не превышает 10.
  • Станица - поселение, сформированное казаками. Наибольшая станица страны - Каневская Краснодарского края, ее население - около 45 тысяч человек.

Типы населенных пунктов в России формировались на протяжении многих лет. На организацию поселений огромное влияние оказывают природные и климатические факторы. - основной вид занятости людей, проживающих в деревнях на сегодняшний день. Благоприятные погодные условия здесь играют главную роль.

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев села монофункциональны, сегодня основные типы населенных пунктов - города.

Подведем итог

Рассмотрев тему "Какие типы населенных пунктов сформированы на территории Российской Федерации", можно сделать выводы, что количественно превалируют сельские населенные пункты, но плотность населения в городских намного выше.

Термин «населенный пункт» (поселение) имеет широкое толкование в литературе. В Словаре русского языка С.И. Ожеговапод поселением понимается «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». В свою очередь, населенным пунктом является «общее название мест, где живут люди (город, деревня, поселок и т. п.)». Ряд авторов предлагает понимать под поселением «место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди».

По мнению других исследователей, населенный пункт - это «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки». Таким образом, понятия «поселение» и «населенный пункт» практически совпадают.

До недавнего времени федеральное законодательство не раскрывало понятия «населенный пункт», а также не устанавливало (и не устанавливает) административно-территориальное устройство и порядок его изменения в субъектах РФ. Причиной этого является отнесение Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросов административно-территориального устройства к числу полномочий законодательного органа субъекта РФ.

Из этого, в свою очередь, вытекает проблема соотношения понятия «муниципальное образование» с понятием «административно-территориальная единица». Муниципальное образование «может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления».

Границы, в которых осуществляется местное самоуправление, не всегда могут совпадать с границами административно-территориальных единиц, поэтому следует различать понятия «территория населенного пункта» и «территория муниципального образования». На территории населенного пункта может находиться одно муниципальное образование («городской округ»), и тогда эти понятия совпадают, но могут находиться и несколько муниципальных образований («внутригородских территорий»), либо несколько населенных пунктов входить в состав одного муниципального образования («сельского поселения»). Тогда у этих понятий разная смысловая нагрузка.

Как отмечалось в научной юридической литературе, «законы субъекта Федерации об административно-территориальном делении и законодательство, регулирующее территориальное устройство местного самоуправления, действуют очень в близких, но не совпадающих плоскостях. Институт административно-территориального устройства функционирует как основа государственной власти, а институт территориального устройства местного самоуправления - как организация муниципальной власти. Нечеткость дефиниций, определяющих административно-территориальное деление субъекта Федерации и территориальное устройство муниципального образования, привела к фактическому смешиванию этих двух различных явлений».


Действительно, трудно отрицать наличие ряда отличий в целях и задачах административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации и разграничения его территории на ряд муниципальных образований. В тоже время, установление несовпадающей системы внутреннего строения субъекта РФ влечет за собой определенную путаницу и неопределенность. Появление последней во многом обусловлено отсутствием единообразия в подходах субъектов РФ по определению внутреннего строения своей территории. В законах ряда субъектов РФ установлено, что границы муниципальных образований могут не совпадать с границами административно-территориальных единиц. В свою очередь, оба вида указанных границ могут, как совпадать, так и не совпадать с границами населенных пунктов.

Так, согласно п.1 ст.8 Закона Воронежской области «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения» от 27 октября 2006 г., границы административно-территориальных единиц городской округ, городское поселение могут не совпадать с границами территориальных единиц город или поселок городского типа. Исходя из ст.2 Закона Ростовской области «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области» от 25 июля 2005 г. № 340-ЗС (в ред. от 14 января 2008 г.), административно-территориальное образование - это городской округ или муниципальный район в границах и с наименованием, установленными соот-ветствующим областным законом об установлении границ и наделении ста-тусом муниципального образования.

Соответственно, одним из принципов административно-территориального устройства является совпадение границ и наименований административно-терри-ториальных образований, административно-территориальных единиц и границ и наименований соответствующих муниципальных образований.

Поскольку административно-территориальное устройство отнесено к ведению субъектов РФ в регионах наблюдаются разные подходы к определению понятия «населенный пункт». В законах одних субъектов РФ под населенным понимается «часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания населения». В законах других субъектов РФ населенный пункт - это часть населенной территории административно-территори-альной единицы, имеющая сосредоточенную застройку и служащая постоянным (в том числе сезонным) местом проживания городских и сельских жителей.

В третьей группе регионов (Астраханская область) под населенным пунктом понимается территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование, и отнесенная в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» к географическим объектам.

Таким образом, большинство законов субъектов РФ при определении населенных пунктов обращает внимание на два их основных признака: территория и население. Ранее в числе таких признаков дополнительно обращалось внимание на специализацию деятельности большинства населения.

До недавнего времени в законодательстве существовала коллизионная ситуация, вызванная использованием терминологии, в которую разные федеральные законы вкладывали неодинаковый смысл. Дело в том, что ЗК РФ употреблял термин «земли поселений» для обозначения категории земель, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под «поселением» понимал разновидность муниципальных образований, в состав которой входили как земли собственно населенных пунктов, так и земли иных категорий, находящиеся в границах таких муниципальных образований.

Ясность в использование данной терминологии была внесена лишь после вступления в силу 1 января 2007 г. федерального закона, изменившего ряд норм ЗК РФ и переименовавшего «земли поселений» в «земли населенных пунктов». Поэтому в настоящее время согласно ст. 83 ЗК РФ земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Из этого определения остается непонятным, что же такое «населенный пункт», а также какова единая классификация населенных пунктов на виды. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Названное конституционное положение конкретизировано ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., подразделяющей муниципальные образования на городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию города федерального значения.

Поскольку единый подход к классификации населенных пунктов в законах РФ отсутствует, попробуем сформулировать нашу собственную научную классификацию населенных пунктов на виды по следующим основаниям.

Во-первых, по критерию количества населения. Такую классификацию проводит Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», устанавливая разную выкупную цену земли в населенных пунктах с различной численностью населения (ст. 2).

Кроме того, согласно ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

Следовательно, наличие указанного количества жителей является основанием формирования отдельного муниципального образования со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (включая земельно-правовые).

Во-вторых, в зависимости от значения населенного пунктав системе управления федеральный и региональный законодатель различает города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), регионального (республиканского, краевого, областного и т.д.) значения, города районного значения, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

Проживание в последних из указанных видов населенных пунктов дает гражданам ряд льгот. Так, согласно п.5 ст.55 Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 1 декабря 2007 г.), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со ст.350 Трудового кодекса РФ, медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа , продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства РФ, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

В-третьих, населенные пункты различаются исходя из наличия на их территории специфических экологических факторов. Так, существует ряд особенностей правового статуса населенных пунктов, расположенных в границах эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисловодск), в пределах федерального курортного региона Анапа, населенных пунктов, расположенных на территории заповедников и национальных парков. Существует ряд особенностей правового статуса городов и сел, расположенных в зоне экологического бедствия, в зоне защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия и т.д.

В-четвертых, исходя из основной научно-производственной либо иной специализации населенного пункта, можно выделить «наукограды»; городские и сельские населенные пункты, расположенные в границах территории закрытых административно - территориальных образований (например, город Заозерск Мурманской области, поселок Локомотивный Челябинской области), населенные пункты - места расположения игорного бизнеса и т.д.

Как уже отмечалось нами выше, существующая региональная практика показывает, что в одних случаях границы населенного пункта и границы муниципального образования совпадают; в других случаях (и таких большинство) в состав муниципального образования входят собственно населенный пункт (пункты) и прилегающие к ним иные территории. Последняя ситуация вытекает из ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в случае с городскими округами.

Данный подход отчасти является следствием давно разрабатываемой в градостроительной науке конструкции города-мегаполиса (городской агломерации). Необходимость ее разработки обусловлена тем, что создание городской агломерации позволяет более рационально использовать имеющиеся земли для более современной формы расселения, а также решать проблему комплексной планировки городов-центров и их пригородных зон, поднять на качественно новую ступень архитектурно-планировочную организацию производственно-территориальных комплексов, труда, быта и отдыха проживающего в них населения. Следовательно, данная категория необходима для совершенствования градостроительного планирования развития территорий.

Одной из первых в российской юридической науке на проблемы формирования рассматриваемой новой правовой категории обратила внимание Г.В. Выпханова. По ее мнению, городская агломерация - это сложная природно-социально-экономическая система, включающая в себя «территориально и функционально взаимосвязанные, юридически самостоятельные населенные пункты (городские и сельские), объединенные вокруг одного или нескольких крупных городов, в пределах которой возникает регулируемый правом комплекс общественных отношений».

С учетом современного градостроительного законодательства, возникает необходимость дальнейшего развития данной правовой конструкции. Мы предлагаем следующее нормативное определение: «агломерация - совокупность примыкающих к городу федерального значения или административному центру субъекта РФ территорий муниципальных образований, предназначенная документами территориального планирования субъектов РФ для расширения столицы субъекта РФ и составляющая с ним единое экономическое, рекреационное и иное пространство».

При этом следует подчеркнуть, что агломерация - это не просто город с пригородами (городской округ), а несколько иное качественное состояние планировки развития города федерального значения или областного (краевого, республиканского) центра. Правовое закрепление эффективной городской агломерации вокруг таких городов с сопутствующим приведением их инфраструктуры под стандарты европейских городов является важнейшей предпосылкой успешного социально-экономического развития.

В перспективе такие агломерации должны использовать выгоды своего географического положения на транспортных путях между различными частями страны, а также между зарубежными странами. Вместе с тем, развитие доктринальных представлений и нормативного закрепления данной правовой категории неизбежно приведет к обсуждению территориального соотношения (и правового статуса) агломерации и пригородной зоны. Здесь есть дискуссионные проблемы.

Так, Л.В. Овчинникова полагает, что «при установлении границы территории муниципального образования необходимо разрешить противоречие, складывающееся в законодательстве при определении режима пригородной зоны. Если эта зона (согласно ст. 86 Земельного кодекса РФ) включает земли, находящиеся запределами черты городских поселений и не входящие в состав земель иных поселений (то есть на межселенной территории - вне границ поселений), то: а) трудно найти в условиях урбанизации такую территорию особенно в густо населенном федеральном округе; б) управление пригородной зоной будет осуществляться исключительно «сверху», без учета интересов граждан, проживающих на территории. Предлагается (наряду с земельным понятием «пригородной зоны») восстановить статус пригородного муниципального образования, имеющего с городом общую границу».

На наш взгляд, в данном случае следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, в границах, например, Южного федерального округа с высоким уровнем урбанизации действительно пригородная зона достаточно хорошо заселена. Однако в свете ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пригородная зона вовсе не является межселенной территорией. Как следует из данной статьи, территория субъекта РФ разграничивается между поселениями.

Территории с низкой плотностью сельского населения, могут не включаться в состав территорий поселений. Такого рода территории с низкой плотностью населения и являются межселенными, входя «напрямую» в состав муниципальных районов. Во-вторых, «пригородная зона» может либо входить в состав городского округа, либо находиться за пределами его границ. В первом случае действуют общие правила по учету мнения населения при принятии решений, например, об изменении границ муниципальных образований, и такое мнение населения учитывается в соответствии с имеющимися процедурами.

Если же «пригородная зона» не входит в границы городского округа, то она находится на территории иных муниципальных образований, и управлять ей «исключительно сверху» весьма затруднительно. При этом в последнем случае мы как раз и наблюдаем совокупность «пригородных муниципальных образований, имеющих с городом общую границу». В приведенном случае и нужно понятие «агломерация».

Итак, Конституция Российской Федерации и ряд федеральных законов подразделяют все населенные пункты России на городские и сельские. Однако существует и иной подход к классификации населенных пунктов, осуществленный в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (далее ОКАТО), введенном в действие с 1 января 1997 г. ОКАТО разграничивает населенные пункты по трем уровням, выделяя города (федерального, областного (краевого, республиканского) районного подчинения), поселки городского типа, сельские населенные пункты. В качестве поселков городского типа в нем выделяются рабочие, курортные и дачные поселки.

ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие. Представляется, что ОКАТО выполняет преимущественно статистическую функцию, так как он предназначен для фиксации объективно существующего административно-территориального деления, а также наименования и статуса населенных пунктов и административно-территориальных единиц, установленных ранее на основе иных нормативноправовых актов, преимущественно советского периода.

Указанный подход к классификации населенных пунктов до недавнего времени широко использовался земельным и налоговым законодательством в 90-х годах прошлого века. Так, в статьях 70 и 71 ЗК РСФСР от 25 апреля 1991 г. населенные пункты подразделялись на города, рабочие, курортные, дачные поселки и сельские населенные пункты. Основанием деления поселков на рабочие, курортные и дачные являлся, как отмечалось в научных работах, «характер трудовой деятельности населения и количество жителей».

Согласно ст.6 Закона РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., земельный налог за земельные участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимался со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района. Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимался со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель (ст. 7). Действующее налоговое законодательство подобных различий уже не предусматривает.

Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» выделяет 27 типов населенных пунктов, включая аул, выселки, городок, дачный, курортный поселок, местечко, микрорайон, планировочный район, разъезд, станция, территория, улус и т.д. Не возражая в целом относительно многообразия наименований видов населенных пунктов, вместе с тем заметим, что «микрорайон» или «планировочный район» в качестве наименования (типа) населенного пункта - это пример не совсем удачного подхода. Например, микрорайон, по определению, является лишь частью крупного населенного пункта, например, города - областного центра.

В законах субъектах РФ классификация населенных пунктов на ряд видов осуществляется сегодня в рамках административно-территориального устройства. Законодательство большинства субъектов Российской Федерации в настоящее время различает города (областного (краевого, республиканского) и районного значения либо без такой конкретизации); рабочие поселки (поселки городского типа), дачные и курортные поселки; сельские населенные пункты (село, деревня, станица, хутор, сельский поселок и т.д.).

Под городским населенным пунктом в законах большинства субъектов Российской Федерации понимается поселение, которое, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных и дачных поселков. Так, например, в Брянской области под городским поселением понимается населенный пункт, который, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, географического, экономического, исторического и культурного значения, отнесен в установленном законодательством порядке к категориям городов или поселков. Отмечаются и особенности правового положения областного центра.

К городам областного значения региональные законы относят населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность и численность населения от 25 000 человек и более. Статус городов районного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых не менее 85 процентов должны составлять рабочие, служащие (члены их семей), являющимся промышленными и культурными центрами.

К рабочим поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения не менее 3 000 человек, на территории которых имеются промышленные предприятия, железнодорожные узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты и с долей занятых вне сельского хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного населения.

Курортные поселки - населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее двух тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти населенные пункты составляет не менее 50 процентов от количества постоянно проживающего населения. Дачные поселки - населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве мест летнего отдыха.

По общему правилу, дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. По причине небольшой численности населения, иногда такие поселки не включают в перечни населенных пунктов муниципального образования, что влечет за собой ряд серьезных гражданско-правовых последствий (например, отказ в государственной регистрации прав на земельные участки, как это случилось с одной из собственниц земельного участка в дачном поселке Старых большевиков Наро-Фоминского района).

Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, расположенный в сельской местности, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, и жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. В ряде субъектов РФ проведена следующая градация таких населенных пунктов: поселок - крупный, большой и средний сельский населенный пункт; село - большой, средний и малый сельский населенный пункт; поселок железнодорожной станции - крупный, большой и средний сельский населенный пункт, расположенный вблизи железнодорожной станции; хутор - средний и малый сельский населенный пункт. Крупным является сельский населенный пункт с численностью населения более 3 000 человек, большим от 1 000 до 3 000, средним - от 200 человек до 1 000 человек, малым - менее 200 человек.

Законами ряда субъектов РФ подчеркивается, что в отдельных случаях к категории городов областного и районного значения, рабочих, курортных и дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, имеющие важное социально-экономическое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения. Порядок отнесения населенных пунктов к категориям городских и сельских, преобразование их из одной категории населенных пунктов в другую или иное изменение их статуса определяется законом субъекта РФ на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В законах ряда субъектов Российской Федерации предусмотрены основания и процедура изменения статуса населенного пункта по причине изменения численности населения.

Отнесение населенных пунктов к категории городов областного и районного значения или поселков производится представительным органом власти субъекта РФ. Так, в Волгоградской области эти решения принимает Волгоградская областная Дума по заключению главы администрации Волгоградской области на основании предложений государствен-ных органов и (или) представительных органов муниципальных образований. Изменение статуса поселков и сельских населенных пунктов также осуществляется посредством принятия постановлений Волгоградской областной Думы.

Таким образом, законодательством субъектов Российской Федерации были во многом восприняты существовавшие еще в СССР структура и критерии деления населенных пунктов на города (областного и районного значения), рабочие, курортные и дачные поселки, сельские населенные пункты. Заметим, что еще в 20-х годах XX века советское земельное законодательство разделяло все населенные пункты на две категории: городские поселения и сельские поселения. Из этой классификации исключались рабочие, курортные и дачные поселки, правовой статус которых определялся особыми положениями. Однако если проанализировать правовые акты, посвященные статусу рабочего поселка, дачного поселка, курортного поселка, можно обнаружить лишь небольшие отличия правового режима в части особенностей планировки и застройки. В остальном их правовой статус не различался.

Как указывалось в названных правовых актах, земли отводились всем трем видам поселков на общих основаниях в общеустановленном порядке, а земельные отношения в дачных, рабочих, курортных поселках регулировались на основании Положения о земельных распорядках в городах. На это обстоятельство обращалось внимание и в юридической литературе, где, в частности, отмечалось, что «законодательные акты не делают различий между поселками городского типа и рабочими поселками», а в ряде случаев «законодательство многих союзных республик относит курортные поселки к городским». Таким образом, изначально законодатель приравнивал статус рабочего, курортного и дачного поселка к статусу городского населенного пункта и не выделял существенных отличий правового режима города и рабочего, дачного, курортного поселка.

В отдельном нормативном акте были сформулированы основания и порядок отнесения населенных пунктов к категориям городов (областного, краевого, республиканского подчинения и местного значения), рабочих и курортных поселков. Например, к рабочим поселкам могли быть отнесены населенные пункты при крупных заводах, шахтах, рудниках, электростанциях, железнодорожных станциях, строительствах больших гидротехнических сооружений и других экономически важных объектах, с населением не менее 3 тысяч человек, при наличии в составе этого населения не менее 85 % рабочих, служащих и членов их семей.

Законами субъектов РФ названные нормы были заимствованы, в большинстве случаев дословно, несмотря на то, что социально-экономическая, государственно-политическая ситуация в стране принципиально изменилась. На наш взгляд, заслуживает поддержки осуществленное в ряде законов субъектов Российской Федерации размещение поселков в составе сельских населенных пунктов, однако трудно согласиться с разделением поселков как категории населенных пунктов на две части - на рабочие, курортные (а в ряде регионов еще и дачные) и поселки, отнесенные к числу сельских населенных пунктов. Деление поселков на виды представляется излишним. В противном случае возникает необходимость отображать посредством введения новых наименований населенных пунктов современные реалии формирования мест компактного проживания граждан в пригородах - коттеджные поселки и т.д.

Между тем объективно существуют определенные правовые различия, с одной стороны, в статусе города, и с другой стороны в статусе поселка и сельского населенного пункта. Во-первых, принципиальная разница заключается в том, что города, как правило, являются самостоятельными муниципальными образованиями (либо на территории города создано несколько муниципальных образований - внутригородских территорий). В них представительные и исполнительные органы местного самоуправления города вправе самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством, включая земельную собственность.

В тоже время поселки и сельские населенные пункты самостоятельными муниципальными образованиями обычно не являются, а входят в состав сельских поселений как муниципальных образований, административно подчиняются главе органа местного самоуправления и не имеют, например, собственного бюджета, муниципальной собственности и т.д.

Так, согласно ст. 6 Устава Волгоградской области, на ее территории расположено 6 городов областного значения и 33 административных района, включающих в себя города районного значения, сельсоветы и иные территориальные единицы. Поселки и сельские населенные пункты, расположенные в названных районах, не являются муниципальными образованиями, но являются самостоятельными населенными пунктами.

Представляется, что один населенный пункт не может входить в состав другого - в этом случае меняется его правовой статус. Однако с этим выводом не всегда согласуются федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты. Согласно ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 г. № 237-ЗО «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга - часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга (муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Таким образом, в состав города федерального значения входят еще какие-то города и поселки.

Аналогичные примеры можно привести и по другим субъектам РФ. Между тем не допустимо, на наш взгляд, отождествление понятий микрорайона и населенного пункта. Представляется логичным, что если село или поселок включены в границы города, они должен изменить свой правовой статус и стать улицей, микрорайоном или иной административной частью города. Поэтому границы административно-территориальных единиц (т.е. границы городов областного, краевого, республиканского значения) и границы соответствующих муниципальных образований должны совпадать, что позволит предотвратить терминологическую путаницу, существующую сегодня, в части возможности нахождения одного населенного пункта в составе другого.

Вместе с тем, представляется обоснованным учет историко-культурных традиций на территории городского округа или иного муниципального образования, связанных с наименованием отдельных местностей, входящих в его состав. Например, на территории города Волгограда существует несколько «поселков», административно входящих в состав соответствующих районов города, но по традиции именуемых жителями и органами местного самоуправления поселками, например, Нижний поселок (на территории Тракторозаводского района) или поселок им. М. Горького (входит в состав Советского района города Волгограда).

Ряд авторов выделяет, кроме того, такие поселки, как Металлургов (Краснооктябрьский район), Нижняя Ельшанка, Купоросный (Советский район), Бекетовка (Кировский район) и другие. Такое название «поселки» получили на рубеже XIX-XX в., когда происходило интенсивное развитие центра города Царицына, а на окраинах формировались места расселения рабочих. Данные наименования, безусловно, представляют историческую и культурную ценность, что может быть отражено в наименовании остановок городского автотранспорта, однако указание в нормативных правовых актах на такое деление города представляется необоснованным.

Существенные различия в правовом режиме земель городов, поселков и сельских населенных пунктов заключаются в различных ставках земельного налога за одинаковые по размеру и качеству земельные участки, расположенные в городах (поселках) и сельских населенных пунктах (по причине их различной кадастровой стоимости, в процентах от которой исчисляется земельный налог), что обусловлено чисто экономическими причинами.

Таким образом, статус поселка и деление поселков на рабочие, курортные и дачные носит противоречивый характер. Законодатель Федерации и субъекта РФ в одних случаях приравнивает поселки к городам, в других случаях - к сельским населенным пунктам. Не существует и принципиальных правовых отличий между различными подвидами поселков городского типа - рабочих, курортных и дачных поселков, например, в части оснований приобретения и прекращения прав на земельные участки, оборота земельных участков, охраны земель и т.д. Вместе с тем следует признать обоснованность самого деления населенных пунктов на категории городских и сельских.

В некоторых случаях федеральный законодатель прямо адресует правовые нормы конкретным видам населенных пунктов. Так, Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г. предусмотрено бесплатное получение названными категориями граждан земельных участков площадью 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности. Нормативные акты, разграничивающие правовой статус городских и сельских населенных пунктов приняты не только на федеральном уровне, но и в субъектах РФ.

В связи с этим деление населенных пунктов на городские и сельские представляется обоснованным определенной спецификой землепользования в них. Если в городах главной целью использования земель является размещение производственных, жилых, культурных, общественно-деловых и иных подобных объектов, то в сельской местности главной целью является рациональное размещение приусадебных участков, территорий для выпаса скота, а также ведения сельскохозяйственного производства в границах сельских населенных пунктов.

Следовательно, в законодательстве субъектов Российской Федерации должна быть учтена специфика землепользования в городских и сельских населенных пунктах при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в частности, для того, чтобы при отводе земельных участков их максимальные (предельные) размеры для сельскохозяйственного использования в городских и сельских населенных пунктах существенно различались в пользу сельских.

Подводя итоги, сформулируем современное научное юридическое определение населенного пункта и земель населенных пунктов.

Населенный пункт - часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские и сельские населенные пункты.

Земли населенных пунктов - категория земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно-операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно-деловых, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами от земель иных категорий.

По данным Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) в России насчитывается более 155 тысяч различных населенных пунктов. Населенные пункты - это отдельные административные единицы, предполагающие поселение людей в пределах застроенной территории. Важным условием обозначения такой территории именно как населенного пункта является постоянство проживания на ней, пускай не на протяжении всего года, но в сезонный период.

Проблематика определения и сопоставления населенных пунктов

Для непосвященного человека все населенные пункты делятся на города и села. Однако их классификация куда более разнообразна. В современном мире трудно самостоятельно разобраться во всех тонкостях распределения между территориями. Границы городов по мере расширения, создания новых районов размываются, поглощая прилегающие деревни, То, что еще вчера было частью другого региона, сегодня подчиняется новым административным центрам.

Все же классификация, касающаяся деления заселенных и обустроенных территорий по принципу "город/село", наиболее распространена не только в нашей стране, но и во всем мире. Сложность выбора критериев обусловливается разными факторами, особенно четко это прослеживается на редконаселенных территориях.

Что такое город?

Город определить гораздо легче и проще. Такие населенные пункты - это самые большие поселения людей в пределах отдельно взятой территории. При этом городом считается поселение, население которого занято не в сельском хозяйстве и отраслях, смежных с ним. Типично городскими занятиями являются промышленность, торговля, наука, культура. Кроме того, таким административным единицам присущи свои отличительные, сугубо индивидуальные черты.

Что выделяет город, делает его особенным?

Чаще всего это большая густота населения людей. В среднем это число переваливает за несколько десятков тысяч на один квадратный километр. Чтобы обеспечить всех людей жильем, приходится создавать специальное жилье, которое также является типичным именно для города. Урбанистическая архитектура в последние годы имеет тенденцию к поиску новых возможностей для того, чтобы на максимально небольшом участке земли уместить максимально возможное количество жилых помещений. Таким образом, города растут не только вширь, но и ввысь.

Городские населенные пункты - это также концентрация культурной, политической, правовой жизни страны или отдельного региона. Чаще всего это обусловлено тем, что именно в городе расположен административный и экономический узел определенного региона. Это способствует созданию некого центра, который собирает в себе лучших специалистов, технологии, учреждения и ресурсы.

Так ли хороша урбанизация, как представляется на первый взгляд?

Концентрация возможностей в одном месте ведет к тому, с чем власти пытаются бороться, но, пожалуй, пока безуспешно. Это стремительное сокращение количества населения в Происходит это по разным причинам - высокий уровень смертности, притом что рождаемость очень низкая. Отток молодежи в города также провоцирует отсутствие работы, культурной среды, мест отдыха, низкий уровень жизни и абсолютно разрушенная инфраструктура.

Отличия городов, их виды по количеству жителей

Город городу рознь. Расстояние между населенными пунктами, относящимися к городам, может составлять несколько десятков и сотен километров. Особенно четко такая неравномерность урбанизации видна в такой большой стране, как Россия. И если в Северо-Западном, Центральном регионах в крупных поселениях проживает порядка 80 % населения, то на Алтае, в Ингушетии, Калмыкии - не более 40 %.

Жизнь одних горожан вращается вокруг промышленной зоны, другие сосредоточены на административных делах, бывают так называемые военные городки. Основной сферой деятельности таких поселений является обслуживание распложенной в непосредственной близости от города воинской части. Такие населенные пункты - это чаще всего поселения закрытого типа, учет их жителей ведется не на сотни и десятки, а на единицы.

Однако доля городов среди всего количества населенных пунктов не так высока. В городах живет порядка 75 % всего населения страны (такая тенденция распространена по всему миру), но их количество по отношению к деревням в разы меньше. К примеру, по данным государственного реестра, в РФ насчитывается чуть больше тысячи, в то же время суммарное количество сел и деревень переваливает за сотню тысяч.

Деление сел по видам

Сельские населенные пункты очень трудно поддаются какой-либо классификации. Заселение в разных регионах страны происходило по-разному. Исторически сложилось так, что некоторые области в силу приближенности к торговым путям, природным ресурсам, промышленным предприятиям заселены более густо. Расстояние между населенными пунктами в этих регионах невелико. Районы четко поделены, и каждый имеет свою структуру, подчинение центру, управленческую иерархию.

В целом можно делить по двум основным признакам - количество проживающих людей и сфера занятости населения.

Мое село, тобой горжусь!

Село - это не всегда маленькое поселение на десяток дворов. Места, в которых расположены функционирующие предприятия, развито сельское хозяйство, могут насчитывать до 10 тысяч людей. Такие села обустроены хорошими дорогами, собственными образовательными, культурными, медицинскими учреждениями, почтой и торговыми точками. Чаще всего это экономически развитый район, населенный пункт которого относится к нему и не находится в заброшенном состоянии, в перспективе может претендовать на еще большее укрупнение.

Так как в России законодательно не закреплена классификация поселений в зависимости от количества проживающих в них людей, случается, что села могут быть крупнее небольших городов.

Отличия села от деревни

Границы населенных пунктов, подпадающих под определение "деревня", очень невелики. Чаще всего они не выходят за пределы одного-двух десятков дворов, а суммарное количество жителей не превышает нескольких сотен. В таких местах очень не налажен быт людей. Ближайшие магазины, фельдшерские пункты могут располагаться на расстоянии нескольких километров. При этом в таких поселениях часто отсутствуют элементарные условия для жизни - мобильная связь, интернет, газ, нормальные транспортные развязки. Государство действительно пытается наладить жизнь в самых отдаленных уголках станы, но главной проблемой остается отток молодежи, из деревень. Таким образом, за последние несколько десятилетий, по данным госреестра, 14 поселений получили статус «бывший населенный пункт» в связи абсолютным выездом жителей.

Что такое хутор?

Одними из наименьших образований, которые подпадают под статус отдельных селений, являются хутора. Чаще всего это удаленная группа домов или вообще один двор. Люди в них имеют земельный участок, скот. Они могут быть заняты в лесном, водном хозяйстве, обрабатывать сельскохозяйственные земли. Между населенными пунктами более крупных размеров и хутором иногда может и не быть большого расстояния. Они могут располагаться через лес, реку, объединяясь одной дорогой, но все же являясь разными административными единицами.

Кроме того, существует множество других видов населенных пунктов, которые специализируются на определенной деятельности. К примеру, дачные кооперативы, курортные города, санатории, лесничества, железнодорожные станции и даже блокпосты.

Также есть населенные пункты, характерные для некоторых народностей, отображающие ментальность и культуру исторической территории (аул, улус, сомон, кишлак).