Биографии Характеристики Анализ

Последний дворцовый переворот год. Последний дворцовый переворот в россии

ЗАговор против Павла I

Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое.

Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее.

Император Павел.

Наши руки обагрились кровью не из корысти…

11 марта 1801 года произошел последний дворцовый переворот в истории России, им завершилась эпоха императора Павла I. Он – одна из самых загадочных фигур в длинной череде государей династии Романовых. Его четырехлетнее царствование наполнено самыми противоречивыми и странными событиями. В этот короткий, но чрезвычайно важный для всей последующей жизни России промежуток истории решалось очень многое: определялись судьбы страны, монархии, дворянства, различных общественных движений и капитальных идей. Почему-то именно Павлу I вменялись в вину и деспотичность правления, как будто не было явных тиранов – Ивана IV и Петра I, и низкопоклонство перед прусскими образцами, как будто не были западниками императрица Екатерина II и император Александр I – мать и сын императора Павла. Его подозревали в принадлежности к масонской ложе. Его внешнюю политику объявляли безумной. Известны слова Пушкина об императрице Екатерине II: «Конец ее царствования был отвратителен… Все негодовали; но воцарился Павел, и негодование увеличилось… Царствование Павла доказывает одно: что и в просвещенные времена могут родиться Калигулы».

Однако возвращенный Павлом из сибирской ссылки писатель А. Н. Радищев назвал эти времена иначе и точнее: «Столетье безумно и мудро». Таков был и «российский Калигула», сын великой Екатерины, умный, просвещенный и добрый человек, загнанный бесчеловечной русской историей в тупик политического безумия и истерической тирании, самый одинокий, несчастный и непонятый деятель XVIII столетия.

Царствование императора Павла I стало последней неудачной, суматошной и трагикомической попыткой завершить дело Петра Великого, то есть «сверху», силой навязать разудалой, вконец избаловавшейся при снисходительной императрице Екатерине II России правильные европейские формы и прусский порядок во всех сферах ее привольного и бескрайнего бытия. Однако этого мало кто хотел, и о Павле современники с сожалением говорили: «Царствование его для всех было чрезвычайно тяжело, особливо для привыкших благодетельствовать под кротким правлением обожаемой монархини». Хотя романтическому императору-рыцарю больше пристало бы имя российского Дон Кихота, данное ему ироничным Наполеоном.

Но даже слова Бонапарта покажутся лестью на фоне сложившегося общепринятого мнения. Хрестоматийный облик Павла I небогат привлекательными чертами: школьные учебники привычно обвиняли девятого российского императора в безумии, ограниченности и жестокости. Но банальные истины имеют свойство оправдываться с точностью до наоборот. Архивные документы заставляют задуматься: а не является ли знакомый исторический портрет злой карикатурой? Французский дипломат Дюран в 1773 году делился своими впечатлениями о молодом Павле: «Воспитание цесаревича пренебрежно совершенно, и это исправить невозможно, если только природа не сделает какого-нибудь чуда. Здоровье и нравственность великого князя испорчены вконец». Еще более определенно высказывался английский посланник Витворт: «Император буквально сумасшедший». Эту точку зрения впоследствии разделяло большинство участников убийства несчастного императора. Однако вряд ли мнение убийцы о жертве может считаться объективным. Кроме того, презумпция невиновности – закон правосудия. Врачи, чтобы поставить правильный диагноз, пытаются тщательно выяснить anamnes vitae – историю жизни больного. Что ж, последуем примеру медиков…

Каким же человеком на самом деле был «гатчинский отшельник», что им руководило, что за путь он видел для себя и Российской империи? Самодержец он или игрушка судьбы? Был он новым великим реформатором России или архитектором воздушных замков и прожектером?

«Загадка Павла» напрямую связана с обстоятельствами его кончины. Как известно, Павел был убит заговорщиками, проникшими в казавшийся абсолютно надежным Михайловский замок. Но был ли погибший тираном, от которого спасли Россию бесстрашные герои, или же толпа полупьяных дебоширов оборвала жизнь романтического и честного правителя, угрожавшего своими реформами их корыстным интересам? Каким на самом деле видели царя его современники? В зависимости от того, на какую сторону – заговорщиков или их жертвы – становились современники и будущие исследователи, личность Павла оказывалась наделенной совершенно разными, иногда абсолютно противоположными чертами.

Какие тайны хранит загадочный и окруженный мрачными легендами Михайловский замок, место, где начался и завершился земной путь императора Павла?

И безусловно, не дает покоя вопрос: какое отношение к Павлу I имели загадочные масоны и мальтийские рыцари? В массовом сознании все: и масоны, и мальтийцы, и заговорщики – все они одним миром мазаны. Но так ли это, и что думал Павел I по этому поводу?

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

11 марта 1801 – Заговор и убийство Павла Несмотря на благие цели наведения порядка, установления справедливости, пресечения воровства и т. д., правление Павла – его стиль, грубые приемы, внезапные непредсказуемые решения и резкие повороты в политике – казалось

Из книги Сильбо Гомера и другие автора Босов Геннадий

ЗАГОВОР ПРОТИВ ИСТОРИИ Заговор против истории Превозношение

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Заговор против фараона Во времена правления Рамзеса III (1184-1153 до н. э.) его придворные совершили серию скрытых покушений на фараона, которые не увенчались успехом. Наконец, они открыто напали на фараона и были схвачены личной царской гвардией. Мятежники предстали перед

автора Грегоровиус Фердинанд

2. Эдикт Льва против иконопочитания. - Сопротивление Рима и Италии. - Заговор на жизнь Григория. - Римляне и лангобарды берутся за оружие. - Восстание против Византин. - Письма Григория к императору Знаменитый эдикт, которым предписывалось удалить все иконы из церквей

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Состояние Рима. - Противники Григория. - Виберт Равеннский. - Генрих IV. - Борьба Германии против декретов Григория. - Лишение светской власти права инвеституры. - Заговор римлянина Ченчия против Григория В самом Риме Григорий встретил большое сопротивление. В

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

5. Заговор в Персии против Лжесмердиса и заговор на Руси против «Лже»-Дмитрия В результате заговора самозванец убит 5.1. «Древне»-греческая версия Практически сразу после гибели Прексаспа заговор знатных персов против мага Лжесмердиса вступает в завершающую фазу. Семь

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

5. Заговор Отона против Гальбы - это заговор Годунова против царевича Дмитрия В романовской версии, после смерти Ивана Грозного, когда у власти оказался его сын Федор, реальная власть попала в руки боярина Бориса Годунова. Он станет следующим царем после Федора

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Заговор и смерть Павла I Пален не был единственным организатором заговора против императора Павла. Параллельно с ним трудился на этой ниве вице-канцлер Российской империи, генерал-майор и камергер, граф Никита Петрович Панин. Он хотел передать трон Александру, но

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Заговор против Павла I Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое. Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее. Император Павел Наши руки обагрились кровью не из корысти… Князь В. М. Яшвиль, участник дворцового переворота 11

Из книги Рыцарь времен протекших... Павел Первый и масоны автора Башилов Борис

XIII. Масоны организуют заговор против оклеветанного ими Павла I IВ 1800 году князь Чарторыйский писал, что высшие классы были более или менее убеждены, что Павел становится ненормальным. Первая половина задачи была выполнена. Версия о сумасшествии Павла получила широкое

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1801, 11 марта Заговор и убийство Павла Несмотря на благие цели наведения порядка, установления справедливости, пресечения воровства и т. д., правление Павла – его стиль, грубые приемы, внезапные непредсказуемые решения и резкие повороты в политике – казалось необыкновенно

Из книги Екатерина Великая и ее семейство автора Балязин Вольдемар Николаевич

Заговор и смерть Павла I Пален не был единственным организатором заговора против императора Павла. Параллельно с ним трудился на этой ниве вице-канцлер Российской империи, генерал-майор и камергер, граф Никита Петрович Панин. Он хотел передать трон Александру, но

Из книги Хрущев: интриги, предательство, власть автора Дорофеев Георгий Васильевич

Заговор против заговорщика Итак, все места в правительстве заняты. Однако не все были довольны таким распределением власти. Говорили о коллективном руководстве страной, но никто не знал, как оно должно осуществляться на практике. Пример решил показать Маленков. На второй

Из книги Александр I и тайна Федора Козьмича автора Кудряшов Константин Васильевич

Глава I. «Очаровательный сфинкс». - Заговор против Павла и душевная драма Александра!. - Разочарование и мистицизм. - Мысль об отречении. - Манифест о престолонаследии Исследователь всегда с некоторым смущением останавливается над определением характера императора

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

15. Заговор против Сервия Туллия, организованный Тарквинием Гордым, и заговор против Андроника-Христа, организованный Исааком Ангелом В римской версии молодой и горячий Тарквиний Гордый, ободренный поддержкой знати, переходит к активным действиям против царя Сервия

Последний дворцовый переворот в истории России

Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Последний дворцовый переворот в истории России»


ФИО (полностью)

Васина Анна Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области

Должность

учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Урок № 2 Последний дворцовый переворот в истории России

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2011г.

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?

(Ученики отвечают на вопросы).

Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

(Задания прилагаются).

Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

(Рассказ ученика).

Учитель: Нам предстоит выяснить:


  1. Причины преступления.

  2. Состав участников.

  3. Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске).

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?

Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.

Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

(Проверяется домашняя работа).

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

(Рассказ ученика).

Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:


  1. Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).

  2. Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради).

Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?

Ученики: Александр, сын Павла I.

Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)

“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.

Вопросы к документу:

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?

Доверял ли Павел Александру?

Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.

Видео (5 минут) Павел I

Вопросы после просмотра фильма:

Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?

Как относилась к Павлу?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.

Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.

(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).

Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?

Впрочем, начнем по порядку.

Учитель: Екатерина II?

Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.

Учитель : Павел I?

Ученик: ???

Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.

Вот как он характеризовал правление Павла I:

“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.

То есть Павел I изменчив как море: то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Ученики: Оттенки синего цвета.

Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.

Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?

Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.

Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.

Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?

Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.

Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

(Ученики зачитывают домашние заготовки).

Высказывания об Александре I


  1. “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).

  2. “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).

  3. “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).

  4. “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).

  5. “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.
Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.

Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:

Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.

Литература


  1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.

  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  3. Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Рисунки и развивающие задания прилагаются

Уровень А

Тема:

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Поставь себе оценку:


  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”

  3. Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”
Оценка:

Уровень В

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

Соотнесите имена правителей с датами:


  • Петр II

А 1730–1740

  • Анна Ивановна

Б 1727–1730

  • Екатерина I

В 1725–1727

  • Екатерина II

Г 1761–1762

  • Петр III

Д 1762–1796

  • Елизавета Петровна

Е 1741–1761

Поставь себе оценку:




Оценка:

Уровень С

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:


1730–1740 гг.

1727–1730 гг.

1725–1727 гг.

1761–1762 гг.

1762–1796 гг.

1741–1761 гг.

Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”

  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”

  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка:

Эпоха дворцовых переворотов

Эпохой дворцовых переворотов считают время с 1725 по 1862 годы — примерно 37 лет. В 1725 г. умер Петр I, никому не передав престол, после чего началась борьба за власть, которая ознаменовалась рядом дворцовых переворотов.

Автором термина «дворцовые перевороты» является историк В.О. Ключевский. Он обозначил другой временной промежуток этого явления в русской истории: 1725 -1801 годы, так как в 1801 году произошел последний в российской империи дворцовый переворот, закончившийся смертью Павла I и воцарением Александра I Павловича.

Чтобы понять причину череды дворцовых переворотов XVIII века, следует возвратиться в эпоху Петра I, а точнее – в 1722 год, когда он издал Указ о престолонаследии. Указ отменял обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Петр I издал Указ о престолонаследии в связи с тем, что его сын, царевич Алексей, не был сторонником проводимых им реформ и сгруппировал вокруг себя оппозицию. После гибели Алексея в 1718 году Пётр I не собирался передавать власть внуку Петру Алексеевичу, опасаясь за будущее проводимых им реформ, но и сам не успел назначить преемника.

Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"

После его смерти императрицей была провозглашена его вдова Екатерина I , которая опиралась на одну из придворных группировок.

Екатерина I занимала русский престол чуть больше двух лет, она оставила завещание: своим преемником она назначала великого князя Петра Алексеевича и подробно обозначила порядок престолонаследия, а все экземпляры Указа о престолонаследии при Петре II Алексеевиче изымались.

Но Пётр II скончался, также не оставив завещания и наследника, и тогда Верховный тайный совет (создан в феврале 1726 г. с членами: генерал-фельдмаршал светлейший князь Александр Данилович Меншиков, генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевич Апраксин, государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин, граф Пётр Андреевич Толстой, князь Дмитрий Михайлович Голицын, барон Андрей Иванович Остерман, а затем и герцог Карл Фридрих Голштинский – как видим, почти все «птенцы гнезда Петрова») избрал императрицей Анну Иоанновну .

Она перед смертью определила преемником Иоанна Антоновича , также подробно описав дальнейшую линию наследования.

Свергнувшая Иоанна Елизавета Петровна опиралась в обосновании своих прав на престол на завещание Екатерины I.

Через несколько лет наследником Елизаветы был назначен её племянник Пётр Фёдорович (Пётр III ), после вступления на престол которого наследником стал его сын Павел I Петрович .

Но вскоре после этого в результате переворота власть перешла к жене Петра III Екатерине II , ссылавшейся на «волю всех подданных», при этом наследником остался Павел, хотя Екатерина, по ряду данных, рассматривала вариант с лишением его права наследования.

Вступив на престол, в 1797 году Павел I в день коронования обнародовал Манифест о престолонаследии, составленный им и его женой Марией Фёдоровной ещё при жизни Екатерины. Согласно этому манифесту, отменявшему петровский указ, «наследник определялся самим законом» — в намерении Павла было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и исключение произвола.

Но новые принципы престолонаследия ещё долгое время не воспринимались не только дворянством, но даже и членами императорской фамилии: после убийства Павла в 1801 г. его вдова Мария Фёдоровна, которая составляла вместе с ним Манифест о престолонаследии, вскрикнула: «Я хочу царствовать!». Манифест Александра I о вступлении на престол также содержал петровскую формулировку: «и его императорского величества наследнику, который назначен будет », несмотря на то, что по закону наследником Александра был его брат Константин Павлович, который тайно отрёкся от этого права, что также противоречило Манифесту Павла I.

Российское престолонаследие стабилизировалось только после вступления на престол Николая I. Вот такая длинная преамбула. А теперь по порядку. Итак, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I…

Екатерина I

Екатерина I. Портрет неизвестного художника

Петр II Алексеевич

Император всероссийский, сын царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты-Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, внук Петра I и Евдокии Лопухиной. Родился 12 октября 1715 г. Лишился матери в 10-дневном возрасте, а его отец сбежал в Вену с крепостной своего учителя Н. Вяземского, Ефросиньей Федоровной. Петр I вернул непокорного сына, заставил его отречься от права на престол и приговорил к смертной казни. Существует версия, что Алексей Петрович был задушен в Петропавловской крепости, не дождавшись ее исполнения.

Петр I не заботился о внуке, так как предполагал в нем, как и в сыне, противника реформ, приверженца старомосковского уклада жизни. Учили маленького Петра не просто «чему-нибудь и как-нибудь», но и кто попало, поэтому практически образования к моменту вступления на престол он не получил.

И. Ведекинд "Портрет Петра II"

Но у Меньшикова были свои планы: он убедил Екатерину I в ее завещании назначить Петра наследником, и по ее смерти он вступил на престол. Меньшиков обручил его со своей дочерью Марией (Петру было всего 12 лет), переселил в свой дом и фактически сам начал управлять государством, не считаясь с мнением Верховного тайного совета. Для обучения малолетнего императора был назначен барон А. Остерман, а также академик Гольдбах и архиепископ Ф. Прокопович. Остерман был ловким дипломатом и талантливым учителем, он увлек своими остроумными уроками Петра, но в то же время настроил его против Меньшикова (борьба за власть в другом варианте! Остерман «поставил» на Долгоруких: иноземец в России, пусть и увенчанный славой искусного дипломата, может вершить свою политику лишь в тесном союзе с русскими). Все закончилось тем, что Петр II отстранил от власти Меньшикова, воспользовавшись его болезнью, лишил чинов и состояния и сослал с семьей сначала в Рязанскую губернию, а затем в Березов Тобольской губернии.

Итак, могущественный Меньшиков пал, но борьба за власть продолжилась – теперь уже в результате интриг первенство получают князья Долгорукие, которые вовлекают Петра в разгульную жизнь, кутежи, а, узнав о его страсти к охоте, на многие недели увлекают его подальше от столицы.

24 февраля 1728 г. происходит коронация Петра II, но от государственных дел он по-прежнему далек. Долгорукие обручают его с княжной Екатериной Долгорукой, на 19 января 1730 г. назначена свадьба, но он простудился, заболел оспой и скончался под утро предполагавшейся свадьбы, ему было всего 15 лет. Так пресекся род Романовых по мужской линии.

Что можно сказать о личности Петра II? Послушаем историка Н. Костомарова: «Петр II не достиг того возраста, когда определяется личность человека. Хотя современники хвалили его способности, природный ум и доброе сердце, но это были только надежды на хорошее в будущем. Его же поведение не давало права ожидать из него со временем хорошего правителя государства. Он не только не любил учения и дела, но ненавидел и то и другое; ничто не увлекало его в сфере государственной; он был всецело поглощен забавами, находясь все время под чьим-то влиянием».

Во время его царствования в основном власть была у Верховного тайного совета.

Результаты правления : указы по упорядочению взимания подушной подати с населения (1727); восстановление власти гетмана в Малороссии; обнародован Вексельный устав; ратифицирован торговый договор с Китаем.

Анна Иоанновна

Л. Каравак "Портрет Анны Иоанновны"

После преждевременной смерти Петра II снова становится на повестку дня вопрос о престолонаследии. Была попытка возведения на престол невесты Петра II, Екатерины Долгорукой, но она не увенчалась успехом. Тогда Голицыны, соперники Долгоруких, выдвинули своего претендента – племянницу Петра I Анну Курляндскую. Но пришла к власти Анна за счет подписания кондиций. Что же это такое – «кондиции» (условия) Анны Иоанновны?

Это акт, который составили члены Верховного тайного совета и который Анна Иоанновна должны была исполнить: не вступать в супружество, не назначать себе наследника, не иметь права объявлять войну и заключать мира, вводить новые налоги, награждать и наказывать подчиненных высших чиновников. Основным автором кондиций был Дмитрий Голицын, но документ, составленный сразу же после смерти Петра II, был зачитан только 2 февраля 1730 г., поэтому основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании и довольствоваться слухами и предположениями. Когда же кондиции были обнародованы – наметился раскол среди дворянства. Анна еще 25 января подписала предложенные ей кондиции, но когда приехала в Москву – приняла депутацию оппозиционных дворян, обеспокоенных усилением власти Верховного тайного совета, и с помощью офицеров гвардейских полков 28 февраля 1730 г. привела дворянство к присяге как самодержица российская, а также всенародно отказалась от кондиций. 4 марта она упраздняет Верховный тайный совет, а 28 апреля торжественно коронуется и назначает своего фаворита Э. Бирона обер-камергером. Начинается эпоха бироновщины.

Несколько слов о личности Анны Иоанновны.

Она родилась 28 января 1693 г., была четвертой дочерью царя Ивана V (брат и соправитель Петра I) и царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, внучкой царя Алексея Михайловича. Воспитывалась в крайне неблагоприятной обстановке: ее отец был слабоумным человеком, а с матерью она не ладила с самого раннего детства. Анна была надменной и не высокого ума. Ее учителя не смогли научить девицу даже грамотно писать, но зато она достигла «телесного благополучия». Петр I, руководствуясь политическими интересами, выдал племянницу замуж за курляндского герцога Фридриха Вильгельма, племянника прусского короля. Их бракосочетание состоялось 31 октября 1710 г. в Петербурге, во дворце князя Меншикова, и после этого супруги долгое время проводили в пирах в столице России. Но, едва выехав в свои владения из Петербурга в начале 1711 г., Фридрих-Вильгельм скончался на пути в Митаву — как подозревали, из-за неумеренных излишеств. Так, не успев побыть женой, Анна становится вдовой и переезжает к матери в подмосковное село Измайлово, а затем в Петербург. Но в 1716 г. она по распоряжению Петра I уезжает на постоянное жительство в Курляндию.

И вот теперь она всероссийская императрица. Ее царствование, по словам историка В. Ключевского, «одна из мрачных страниц нашей империи, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица. Рослая и тучная, с лицом более мужеским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и развлечений». Ее двор утопал в роскоши и безвкусице и был заполнен толпами шутов, шутих, скоморохов, рассказчиков… О ее «забавах» рассказывает Лажечников в книге «Ледяной дом». Она любила верховую езду и охоту, в Петергофе в ее комнате всегда имелись наготове заряженные ружья для стрельбы из окна в пролетающих птиц, а в Зимнем дворце для нее специально устроили манеж, куда загоняли диких животных, которых она отстреливала.

Она была совершенно не готова к управлению государством, к тому же не имела ни малейшего желания им управлять. Но окружила себя полностью зависимыми от нее иностранцами, которые, по словам В. Ключевского, «посыпались в Россию, точно сыр из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались во все доходные места в управлении».

Портрет Э. Бирона. Неизвестный художник

Всеми делами при Анне Иоанновне заправлял ее любимец Э. Бирон. Ему подчинялся созданный Остерманом кабинет министров. Армией командовали Миних и Ласси, а двором – взяточник и страстный игрок граф Левенвольд. В апреле 1731 г. начала работу тайная розыскная канцелярия (пыточная палата), доносами и пытками поддерживавшая власть.

Результаты правления : значительно облегчено положение дворянства – за ними было закреплено исключительное право владеть крестьянами; военная служба длилась 25 лет, а манифестом от 1736 г. одному из сыновей по желанию отца разрешалось остаться дома для ведения хозяйства и обучения его с целью пригодности для гражданской службы.

В 1731 г. был отменен закон о единонаследии.

В 1732 г. был открыт первый кадетский корпус для образования дворян.

Продолжилось подчинение Польши: русская армия под командованием Миниха взяла Данциг, потеряв при этом более 8 тысяч наших солдат.

В 1736-1740 гг. шла война с Турцией. Поводом для нее послужили постоянные набеги крымских татар. В результате походов Ласси, взявшего Азов в 1739 г., и Миниха, овладевшего Перекопом и Очаковом в 1736 г., одержавшего победу при Стаучанах в 1739 г., после чего Молдавия приняла подданство России, был заключен Белградский мир. В результате всех этих военных операций Россия потеряла около 100 тыс. человек, но по-прежнему не имела права держать военный флот в Черном море, а для торговли могла использовать только турецкие корабли.

Для содержания в роскоши царского двора пришлось ввести доимочные облавы, вымогательные экспедиции. Были казнены или отправлены в ссылки многие представители старинных дворянских родов: Долгоруковы, Голицыны, Юсуповы и др. Канцлер А.П. Волынский вместе с единомышленниками в 1739 г. составил «Проект о поправлении государственных дел», где содержались требования защиты русского дворянства от засилья иностранцев. По мнению Волынского, правление в Российской империи должно быть монархическим с широким участием дворянства как первенствующего сословия в государстве. Следующей правительственной инстанцией после монарха должен быть сенат (как он был при Петре Великом); затем идет нижнее правительство, из представителей низшего и среднего дворянства. Сословия: духовное, городское и крестьянское — получали, по проекту Волынского, значительные привилегии и права. От всех требовалась грамотность, а от духовенства и дворянства более широкая образованность, рассадниками которой должны были служить академии и университеты. Предлагалось также много реформ для улучшения правосудия, финансов, торговли и т. д. За это они поплатились казнью. Причем Волынский был приговорен к очень жестокой казни: живого посадить на кол, вырезав у него предварительно язык; его единомышленников четвертовать и затем отсечь им головы; имения конфисковать и двух дочерей Волынского и сына сослать в вечную ссылку. Но потом приговор был смягчен: троим отсекли головы, а остальных сослали.

Незадолго до смерти Анна Иоанновна узнала, что у ее племянницы Анны Леопольдовны родился сын, и объявила двухмесячного младенца Иоанна Антоновича наследником престола, а до его совершеннолетия регентом назначила Э. Бирона, который получал при этом «мощь и власть управлять всеми государственными делами как внутренними, так и иностранными».

Иван VI Антонович: регентство Бирона – переворот Миниха

Иван VI Антонович и Анна Леопольдовна

Регентство Бирона продолжалось около трех недель. Получив право на регентство, Бирон продолжает бороться с Минихом, а кроме того, портит отношения и с Анной Леопольдовной, и с ее супругом Антоном Ульрихом. В ночь с 7 на 8 ноября 1740 г. произошел очередной дворцовый переворот, организованный Минихом. Бирон был арестован и отправлен в ссылку в Тобольскую губернию, а регентство перешло к Анне Леопольдовне. Она признала себя правительницей, но фактического участия в государственных делах не принимала. По свидетельству современников, «… она была не глупа, но питала отвращение к любому серьезному занятию». Анна Леопольдовна постоянно ссорилась и неделями не разговаривала со своим мужем, у которого, по ее мнению, «было доброе сердце, но ум отсутствовал». А разногласия между супругами естественным образом создавали условия для придворных интриг в борьбе за власть. Воспользовавшись беспечностью Анны Леопольдовны и недовольством русского общества продолжавшимся немецким засильем, в игру вступает Елизавета Петровна. С помощью преданных ей гвардейцев Преображенского полка она арестовала Анну Леопольдовну вместе с семьей и решила отправить их за границу. Но камер-паж А. Турчанинов сделал попытку совершить контрпереворот в пользу Ивана VI, и тогда Елизавета Петровна изменила свое решение: взяла под арест все семейство Анны Леопольдовны и отправила его в Раненбург (под Рязанью). В 1744 г. их доставили в Холмогоры, и по указанию императрицы Елизаветы Петровны Иван VI был изолирован от семьи и через 12 лет тайно перевезен в Шлиссельбург, где содержался в одиночном заключении под именем «известного арестанта».

В 1762 г. Петр III тайно осмотрел бывшего императора. Он переоделся офицером и вошел в казематы, где содержался принц. Он увидел «жилище довольно сносное и скудно снабженное самой бедной мебелью. Одежда принца тоже была очень бедной. Он был совершенно без всяких понятий и говорил бессвязно. То он утверждал, что он император Иоанн, то уверял, что императора нет больше на свете, а его дух перешел в него…».

При Екатерине II охранникам его было поручено склонить принца к монашеству, но в случае опасности «арестанта умертвить, а живого в руки никому не отдавать». Поручик В. Мирович, узнавший тайну секретного узника, попытался освободить Ивана Антоновича и провозгласить его императором. Но охранники выполнили инструкцию. Тело Ивана VI неделю было выставлено в Шлиссельбургской крепости «для известия и поклонения народного», а затем захоронено в Тихвине в Богородицком монастыре.

Анна Леопольдовна умерла в 1747 г. от родовой горячки, а Антону Ульриху Екатерина II разрешила уехать на родину, так как он не представлял для нее опасности, не являясь членом дома Романовых. Но он отказался от предложения и остался с детьми в Холмогорах. Но судьба их печальна: Екатерина II, после упрочения династии рождением двух внуков, разрешила детям Анны Леопольдовны переехать к своей тетке, вдовствующей королеве Дании и Норвегии. Но, как пишет Н. Эйдельман, «по иронии судьбы, они жили на родине – в тюрьме, а потом за границей – на свободе. Но тосковали по той тюрьме на родине, не зная никакого языка, кроме русского».

Императрица Елизавета Петровна

Ш. ван Лоо "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

Петр III Федорович

А.К. Пфанцельт "Портрет Петра III"

О нем читайте на нашем сайте: .

Екатерина II Алексеевна Великая

А. Антропов "Екатерина II Великая"


Императрица всероссийская. До принятия православия – принцесса София-Фредерика-Августа. Родилась в Штеттине, где ее отец, Христиан-Август, герцог Ангальт-Цербст-Бернбургский, в это время служил в чине генерал-майора прусской армии. Мать ее, Иоганна-Елизавета, почему-то невзлюбила девочку, поэтому София (Фике, как звали ее домашние) с раннего детства жила в Гамбурге у бабушки. Она получила посредственное воспитание, т.к. семья постоянно нуждалась, ее учителями были случайные люди. Девочка не выделялась какими-либо дарованиями, кроме склонности к командованию и к мальчишеским играм. Фике с детства была скрытной и расчетливой. По счастливому стечению обстоятельств, во время путешествия в Россию в 1744 г. по приглашению Елизаветы Петровны она стала невестой будущего русского царя Петра III Федоровича.

Екатерина уже в 1756 г. планировала свой будущий захват власти. Во время тяжёлой и продолжительной болезни Елизаветы Петровны Великая Княгиня дала понять своему «английскому товарищу» Х. Уильямсу, что надо подождать только смерти императрицы. Но Елизавета Петровна умерла только в 1761 г., а на престол взошел ее законный наследник – Петр III, супруг Екатерины II.

К принцессе были приставлены учителя русского языка и Закона Божьего, она проявила завидную настойчивость в обучении, чтобы доказать свою любовь к чужой стране и приспособиться к новой жизни. Но первые годы ее жизни в России были очень тяжелыми, к тому же она испытывала пренебрежение со стороны мужа и придворных. Но желание стать русской императрицей перевесило горечь испытаний. Она приспособилась ко вкусам русского двора, одного не хватало только – наследника. А именно этого от нее ждали. После двух неудачных беременностей она родила, наконец, сына, будущего императора Павла I. Но по распоряжению Елизаветы Петровны, его сразу же разлучили с матерью, впервые показав только через 40 дней. Елизавета Петровна сама воспитывала внука, а Екатерина занялась самообразованием: много читала, и не только романы – в кругу ее интересов были историки и философы: Тацит, Монтескье, Вольтер и др. Благодаря своему трудолюбию и настойчивости она смогла добиться уважения к себе, с ней стали считаться не только известные русские политики, но и иностранные послы. В 1761 г. на престол взошел ее супруг, Петр III, но он был непопулярен в обществе, и тогда Екатерина с помощью гвардейцев Измайловского, Семеновского и Преображенского полков свергла мужа с престола в 1762 г. Она пресекла также попытки назначить ее регентшей при сыне Павле, чего добивались Н. Панин и Е. Дашкова, и избавилась от Ивана VI. Подробнее о правлении Екатерины II читайте на нашем сайте:

Прослыв просвещенной царицей, Екатерина II не смогла добиться любви и понимания со стороны собственного сына. В 1794 г., несмотря на противодействие придворных, она приняла решение отстранить Павла от престола в пользу любимого внука Александра. Но скоропостижная смерть в 1796 г. помешала ей добиться желаемого.

Император всероссийский Павел I Петрович

С. Щукин "Портрет императора Павла I"

Тема урока: Последний дворцовый переворот в России.

Цели:

    выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I ;

    способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;

    создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;

    способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;

    способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Оборудование:

    Раздаточный материал, доска

Продолжительность урока: 45 минут

Опережающее задание:

    группа учащихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I .

Проблема урока: кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Основная часть.

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. В ночь с 11на 12 марта 1801 года скончался Павел 1. Было объявлено, что император умер от «апоплексического удара» (инсульт). Но нам стало известно, что это было убийство. Известны нам и участники заговора. В нем по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Вдохновителями переворота, граф Никита , Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. а группу непосредственных исполнителей возглавляли и .

Преступление было совершено следующим образом. В половине первого ночи 12 заговорщиков ворвались в спальню императора. Не найдя императора в постели, заговорщики растерялись, Платон Зубов сказал, что птичка упорхнула, но «Беннигсен с хладнокровием подошел к постели, пощупал ее рукою и сказал: „Гнездо теплое, птичка недалеко“». Комнату обыскали и нашли Павла в ночной рубашке (по другой версии, его выдали ботфорты). Они вывели его из-за камина, уложили в постель и потребовали подписать отречение от престола. Павел долго не соглашался на это. Императору объявили, что он арестован. Император отказался подчиниться, и тогда Николай Зубов ударил Павла в висок тяжелой табакеркой, а кто-то из нападавших сдавил монарху горло.

При дворе в то время ходила мрачная шутка: «Павел скончался от апоплексического удара табакеркой в висок».

Сегодня мы проведем независимое расследование . Нам предстоит выяснить:

Причины преступления.
Состав участников.
Последствия этого переворота для развития России.

Итак засвидетельствуйте краткую характеристику личности Павла1.

Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. (Презентация, слайды № 3-12 )

Запись на доске .

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Ученики отвечают на поставленные вопросы .

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Жалованная грамота дворянству

« А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Внутренняя политика Павла I

Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г.)

Изменение системы местного управления

    Закрыты городские думы.

    Гражданский и уголовный суды объединены.

    Сокращено количество губерний.

    Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.

    Восстановлен ряд коллегий.

Политика по отношению к дворянству

    Массовая раздача государственных крестьян в частные руки

    Возврат к обязательности службы

    Установление налога с дворян

    Учреждение вспомогательного банка

    Ограничение права выборов и собраний

    Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу

    Княжеские и графские пожалования

    Ограничение права представлений

    Введение телесных наказаний

Политика по отношению к крестьянам

    Сокращение рекрутских наборов

    Прекращение переходов крестьян Донской области

    Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей

    Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам

    Запрет продажи крестьян без земли

    Ограничение барщины тремя днями

    Разрешение крестьянских жалоб

Преобразования в армии

    Введение прусских порядков

    Увольнение всех недовольных

    Улучшение солдатских харчей

    Уравнение в наказаниях низших и высших чинов

Проверяется домашняя работа .

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

По вступлении на престол Павел, дабы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 году возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту.

В 1798-1800 годах русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот - на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, и даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I.

Рассказ ученика.

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков - дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

12 декабря 1777 года над Санкт-Петербургом прогремел 201 пушечный выстрел в честь рождения первого сына тогда еще великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Испытывая по этому поводу безмерную радость, царствующая бабка Екатерина II нарекла первенца в честь Александра Невского и Александра Македонского легендарным именем Александр. Как только Александр родился, державная бабка тотчас взяла его к себе и с первых же дней сама принялась за воспитание великого князя. Екатерина II тщательно подбирала штат воспитателей и учителей для своего внука, многие из которых были выдающимися людьми своего времени. Среди них первое место, несомненно, принадлежит швейцарцу Фридриху-Цезарю Лагарпу. Лагарп стремился внушить своему ученику идеи либерализма, объяснить преимущества конституционной формы правления. К сожалению, широкие образовательные и воспитательные планы Екатерины и Лагарпа были скомканы и не были доведены до конца. Царица окончательно убедилась в том, что сын Павел не станет продолжателем ее курса. Поэтому, выражая обеспокоенность дворянства не радужными для него перспективами будущего царствования, императрица намеревалась лишить Павла престола в пользу своего любимого внука Александра. Будущий венценосец отличался прекрасной наружностью: высокий, стройный, с чарующей улыбкой на ангелоподобном лице, с добрыми голубыми глазами. Что касается характера будущего венценосца, то на нем отразились самым неблагоприятным образом те ненормальные отношения, которые сложились между его отцом Павлом Петровичем и царствующей бабкой Екатериной II . Они не любили друг друга. То были не просто два лица, но два особых мира, между которыми лежала нравственно-политическая пропасть.

Александру приходилось метаться и актерствовать, пытаясь приспособиться то к требованиям императрицы-бабушки, то опального отца, который создал в своем Гатчинском дворце казарменно-прусскую обстановку. Кроме того, отец смотрел на сына как на политического конкурента. Сын, в свою очередь, был вынужден доказывать отцу, что не стремится занять трон. Александру приходилось все время быть настороже и лицемерить, лавируя между родственниками. Лукавство и скрытность навсегда остались чертами его характера. Даже в зрелые годы он готовил свои выходы в общество перед зеркалом, репетируя жесты, улыбки, фразы. Иногда царь сам переставал отличать - где игра, а где его истинное лицо. Будучи императором, он эффектно использовал самые грациозные позы античных статуй. Александр I удивительным образом совмещал в себе проницательный ум, большие разносторонние способности, великолепное остроумие - с ленью, стремлением к праздности, увеселениям. Если от бабушки и от Лагарпа Александр воспринял уважительное отношение к просвещению, наукам и искусствам, то Павел привил сыну страстное увлечение военным делом. Любовь к фрунту, маневрам и военным парадам осталась у Александра до конца его дней.

Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке.

Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских - гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. ???
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны - облегчение крестьян, с другой - ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр - любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет - цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке )
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (
А.И. Тургенев )
«Он все делает наполовину». (
М.М. Сперанский )
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (
А. Чарторыйский )
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (
А.И. Герцен )

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. К каким результатам пришло следствие? Каковы мотивы преступления? Какова степень виновности Александра?
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Домашние задание:

Оценки за урок.

приложение

Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II .

Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием.

С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его.

По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике.

В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II .

Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения.

А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых Семён Порошин. Именно он разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря. Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком.

Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Дармштадтской принцессе Вильгельмине. Однако, брак этот оказался кратковременным и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам.

Неприязнь между матерью и сыном перерастает в ненависть. И тогда императрица, как искусный и тонкий политик, разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны. Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама.

Вскоре Екатерина дарит Павлу Гатчину. Наступает тягостное время изоляции от государственных дел.

Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным.

Меняется мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным.

Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла.

К 1796 году отношения между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру. Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42-ух лет Павел становится императором.

Одна француженка была в России в момент коронации Александра I в Успенском соборе и видела как он шел по Собору, окруженный старыми вельможами Екатерины II, Павла I и своими молодыми друзьями. «Он шел по Собору, предшествуемый убийцами своего деда, окруженный убийцами своего отца и сопровождаемый, по всей видимости, своими собственными убийцами», - писала она

Последний дворцовый переворот в России

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Эпоха дворцовых переворотов».
7-й класс.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что проведение урока в форме лекции не дает длительного эффекта запоминания и большинство учащихся уже через некоторое время забывают до 80% изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мною, я хочу рассказать на примере этого урока.

Родословное древо дома Романовых
от Петра I до Александра I

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель. Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3-5 штук на класс за 5-7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

Екатерина II
Александр I

Литография. 1825 г.

Учитель. Нам предстоит выяснить:

Причины преступления.
Состав участников.
Последствия этого переворота для развития России.

Запись на доске.

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Жалованная грамота дворянству

«А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Проверяется домашняя работа.

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков - дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

Просмотр видеофильма «Павел I». 5 минут.

Вопросы к фильму

Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание

Расставить в логическом порядке эти фигурки.

Ученики. Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так.)
Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских - гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. .
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны - облегчение крестьян, с другой - ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Павел I

С.С. Щукин. 1797 г.

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр - любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет - цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Парад гвардии в царствование Павла I
на плацу Гатчинского дворца.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев)
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен)

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

Екатерина II, Павел I и
Александр I в медальоне

С гравюры Больдта

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Рисунки и развивающие задания по теме
«Дворцовые перевороты в России»

Уровень А

Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «4».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «3».
Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень В

Задание
Соотнесите имена правителей с датами:

Петр II
А. 1730-1740

Анна Иоанновна
Б. 1727-1730

Екатерина I
В. 1725-1727

Екатерина II
Г. 1761-1762

Петр III
Д. 1762-1796

Елизавета Петровна
Е. 1741-1761

Поставь себе оценку


Оценка:

Уровень С

Задание
Cлева напиши имя царя или царицы, правивших в данный период времени:

1730-1740 гг.
_____________ 1727-1730 гг.
_____________ 1725-1727 гг.
_____________ 1761-1762 гг.
_____________ 1762-1796 гг.
_____________ 1741-1761 гг.

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. М. Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М. 1997.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Учебное пособие. М. Центр гуманитарного образования, 1998.

Ирина СИНАЙСКАЯ ,
учитель истории,
НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва